Научная статья на тему 'Развитие субъектности современных подростков'

Развитие субъектности современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
184
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КРИЗИС / ТРАНЗИТИВНОСТЬ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / СУБЪЕКТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ADOLESCENTS / SOCIALIZATION / CRISIS / TRANSITIVITY / MODERN SOCIETY / SUBJECTIVITY / EMOTIONAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко Дарья П.

Исследуется характер становления субъектности современных подростков в условиях транзитивности и противоречий, возникающих в процессе социализации. Рассматриваются основные критерии и регулятивные компоненты субъектности. Предлагается изучение эмоционального интеллекта как регулятивного компонента социализации и становления субъектности в подростковом возрасте. Выдвигаются предположения о возможных вариантах проявления эмоционального интеллекта в разные периоды социализации. Анализируются результаты исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта с другими аспектами социализации подростков кризисной и стабильной когорт. Описываются взаимосвязи эмоционального интеллекта с особенностями социальной адаптации у этих двух групп. Делаются выводы об успешности социальной адаптации на фоне разных проявлений эмоционального интеллекта. По итогам сравнения результатов дается заключение о характере изменений эмоционального интеллекта и его значения в становлении субъектности и процессе социализации современных подростков в транзитивном социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of subjectivity in modern teenagers

The character of the subjectivity formation in modern teenagers under the conditions of transitivity and contradictions arising in the process of socialization is investigated. The main criteria and regulatory components of subjectivity are considered. The study of emotional intelligence is proposed as a regulatory component for the socialization and formation of the subjectivity in adolescence. The author puts forward some assumptions about possible variants of the emotional intelligence manifestation in different periods of socialization. The article analyzes results of the study of the relationship of emotional intelligence with other aspects of socialization from the crisis and stable cohorts of adolescents. It describes the interrelations of emotional intelligence with the peculiarities of social adaptation in those two groups. Conclusions are made about the success of social adaptation against the background of different manifestations of emotional intelligence. Up to the results of the comparison, the deduction is given about the nature of changes in emotional intelligence and its importance in the subjectivity formation and in the process of socialization among modern adolescents in a transitive society.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектности современных подростков»

Работы молодых ученых

УДК 159.922.8

Развитие субъектности современных подростков

Дарья П. Ткаченко

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Исследуется характер становления субъектности современных подростков в условиях транзитивности и противоречий, возникающих в процессе социализации. Рассматриваются основные критерии и регулятивные компоненты субъектности. Предлагается изучение эмоционального интеллекта как регулятивного компонента социализации и становления субъектности в подростковом возрасте. Выдвигаются предположения о возможных вариантах проявления эмоционального интеллекта в разные периоды социализации. Анализируются результаты исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта с другими аспектами социализации подростков кризисной и стабильной когорт. Описываются взаимосвязи эмоционального интеллекта с особенностями социальной адаптации у этих двух групп. Делаются выводы об успешности социальной адаптации на фоне разных проявлений эмоционального интеллекта. По итогам сравнения результатов дается заключение о характере изменений эмоционального интеллекта и его значения в становлении субъектности и процессе социализации современных подростков в транзитивном социуме.

Ключевые слова: подростки, социализация, кризис, транзитивность, современное общество, субъектность, эмоциональный интеллект

Для цитирования: Ткаченко Д.П. Развитие субъектности современных подростков // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 4 (14). С. 138-144.

© Ткаченко Д.П., 2018

Development of subjectivity in modern teenagers

Darya P. Tkachenko

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The character of the subjectivity formation in modern teenagers under the conditions of transitivity and contradictions arising in the process of socialization is investigated. The main criteria and regulatory components of subjectivity are considered. The study of emotional intelligence is proposed as a regulatory component for the socialization and formation of the subjectivity in adolescence. The author puts forward some assumptions about possible variants of the emotional intelligence manifestation in different periods of socialization. The article analyzes results of the study of the relationship of emotional intelligence with other aspects of socialization from the crisis and stable cohorts of adolescents. It describes the interrelations of emotional intelligence with the peculiarities of social adaptation in those two groups. Conclusions are made about the success of social adaptation against the background of different manifestations of emotional intelligence. Up to the results of the comparison, the deduction is given about the nature of changes in emotional intelligence and its importance in the subjectivity formation and in the process of socialization among modern adolescents in a transitive society.

Keywords: adolescents, socialization, crisis, transitivity, modern society, subjectivity, emotional intelligence

For citation: Tkachenko DP. Development of subjectivity in modern teenagers. RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series. 2018;4:138-44.

В период транзитивности общества характер социализации подростков неоднозначен ввиду того что успешная социализи-рованность в одной группе может сочетаться с несоциализиро-ванностью в других [1]. Это связано с разнообразием выборов и ценностных систем, наличием противоречий между традиционными и индивидуальными моделями социализации [2], а также усилением разрыва между разными поколениями и возрастными когортами [3].

В связи с этим становление субъектности современных подростков прежде всего происходит через развитие самостоятельности, способности к принятию ответственности и самоопределению в транзитивном социуме. Это требует согласования различных уровней его организации и поддержания целостности посредством развития самопроизвольности и контроля поведения. В этом ключе, способность к эмоциональной регуляции рассматривается как один из ключевых компонентов регуляции поведения [4]. Показано, что эмоциональный интеллект качественно различается у представителей разных субкультур в рамках одной возрастной группы [5], следовательно, он является гибким регулятивным компонентом становления субъект-ности и социализации в период транзитивности социума.

Исходя из этого, цель нашего исследования - анализ изменений в структуре эмоционального интеллекта в процессе социализации подростков в период транзитивности социума. Объектом исследования выступают различия, возникающие в структуре эмоционального интеллекта в процессе социализации подростков. Предметом исследования является взаимосвязь эмоционального интеллекта с особенностями социальной адаптации у подростков Стабильной и Кризисной когорт. Мы выдвинули гипотезу о том, что характер эмоционального интеллекта будет различаться в разные периоды (стабильности или кризиса) социализации подростков. Будет наблюдаться успешность социально-психологической адаптации на фоне сдвига эмоционального интеллекта Кризисной когорты подростков на регуляцию внутриличностных процессов (понимания и управления своими эмоциями).

Выборка

В исследовании приняли участие 251 респондент: студенты первого курса Гуманитарного колледжа РГГУ в возрасте от 15 до 18 лет - 198 девушек и 53 юноши. Проведено три забора данных среди первокурсников в 2013/14, 2014/15 и 2016/17 учебных годах. Респонденты в период исследования обучались на первом семестре первого курса, следовательно, пребывали на пике групповой социализации и адаптации к новым условиям учебно-профессиональной среды. Выборка была разделена на три когорты по годам поступления с учетом социально-экономических процессов, происходивших в России на протяжении 4-х лет нашего исследования, - с 2013 по 2017 год: 2013/14 учебный год - Стабильная, 2014/15 - Переходная, 2016/17 - Кризисная (Ткаченко, 2017).

Методики

Для оценки представлений подростков о своей социальной адаптированности и эмоциональном интеллекте мы использовали набор методик:

- «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, адаптированная А.К. Осницким [6];

- опросник на эмоциональный интеллект «ЭмИн» Д.В. Лю-сина [7];

- видеотест Д.В. Люсина и В.В. Овсянниковой [8].

Полученные результаты подвергли математико-статистиче-

ской обработке посредством пакета программ STATISTIC A 10. Выявление взаимосвязей между показателями при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Выводы

Основные результаты, полученные при сравнении трех когорт [9], позволили сделать вывод об изменении облика и траектории социализации Кризисной когорты подростков на фоне социально-экономического кризиса российского общества в 2014-2015 годах. Таким образом, мы можем рассматривать данные Кризисной когорты отдельно от двух других.

В результате анализа обнаруженных взаимосвязей между показателями социально-психологической адаптации и компонентами эмоционального интеллекта у подростков Кризисной и Стабильной когорт мы можем говорить о следующих изменениях эмоционального интеллекта.

1. Подростки Стабильной когорты позитивно воспринимают себя и других на фоне способности идентифицировать и управлять эмоциональными состояниями окружающих. В то время как подросткам Кризисной когорты важно понимать и управлять состояниями как окружающих, так и своими собственными для позитивного отношения к себе и другим.

2. При этом подростки Стабильной когорты более ориентированы на управление собственными эмоциональными состояниями, что позволяет поддерживать эмоциональное благополучие и готовность брать на себя ответственность. Представители же Кризисной когорты обеспечивают это за счет способности понимать и влиять на переживания окружающих.

3. У подростков Кризисной когорты не выявлено взаимосвязи эмоционального интеллекта и стремления к лидерству. При этом показано, что более зависимые от окружающих подростки в недостаточной мере регулируют свои эмоциональные состояния. В то время как стремящиеся к доминированию и лидерству подростки Стабильной когорты высоко оценивают свою способность к пониманию и управлению эмоциями других людей.

4. Высокая чувствительность к эмоциям отрицательной валентности окружающих у подростков Кризисной когорты сопряжена со склонностью к неприятию других, в то время как у представителей Стабильной когорты она связана с высокой зависимостью от мнения и оценок социального окружения.

Таким образом, наши предположения об изменениях характера и значимости эмоционального интеллекта в становлении субъект-ности подростков в ходе социализации подтвердились.

Заключение

Эмоциональный интеллект способствует становлению субъект-ности и эффективной социализации подростков в транзитивном социуме за счет сдвига в сторону баланса между внутриличностны-ми и межличностными процессами. Представители Кризисной когорты менее склонны к лидерству, а их зависимость от социального окружения связана с низкой чувствительностью и слабой регуляцией своих переживаний. При этом позитивное отношение к себе и окружающим возможно при развитой способности к пониманию и управлению эмоциями других. В то время как негативная оценка себя и окружающих возникает на фоне низкой чувствительности к внутриличностным процессам. Им для достижения психологического благополучия и развития ответственности за свои действия важно проявлять чувствительность к эмоциональным состояниям окружающих и влиять на них, тогда как низкая чувствительность и слабая регуляция собственных состояний связана с эмоциональным дискомфортом и экстернальным локусом контроля. Таким образом, ориентированность на внутриличностные процессы способствует становлению субъектности в плане развития автономности, самопроизвольности и личной ответственности у подростков, чей пик социализации приходится на транзитивные периоды развития общества.

Литература

1. Гусельцева М.С. Теоретико-методологические основы гармонизации процессов социализации, индивидуализации и идентичности личности в условиях транзитивного общества // Психологические исследования [Электронный ресурс]. 2016. № 9 (50). С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения 15.09.2018).

2. Дубовская Е.М. Транзитивность общества как фактор социализации личности // Психологические исследования [Электронный ресурс]. 2014. № 7 (36). С. 7. http://psystudy.ru (дата обращения 15.09.2018).

3. Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение // Мир психологии. 2017. № 1. С. 24-37.

4. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования [Электронный ресурс]. 2012. № 5 (24). С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения 15.09.2018).

5. Изотова Е.И., Максимова Е.Б. Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах // Психологические исследования [Электронный ресурс]. 2016. № 9 (46). С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения 15.09.2018).

6. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43-56.

7. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264-278.

8. Люсин Д.В, Овсянникова В.В. Измерение способности к распознаванию эмоций с помощью видеотеста // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 6. С. 82-94.

9. Ткаченко Д.П. Новый вектор в траектории социализации современных подростков в контексте социально-экономического кризиса российского общества // Психологические исследования [Электронный ресурс]. 2017. № 10 (55). С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения 15.09.2018).

References

1. Gusel'tseva MS. Theoretical and methodological foundations for the harmonization in the processes of the socialization, individualization and identity of the personality under the conditions of transitive society. Psikhologicheskie Issledovaniya [Internet]. 2016;9(50):6. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya 15 Sept. 2018). (In Russ.)

2. Dubovskaya EM. Society transitivity as a factor of personality socialization. Psikhologicheskie Issledovaniya [Internet]. 2014;7(36):7. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya 15 Sept. 2018). (In Russ.)

3. Marcinkovskaya TD., Poleva NS. Generations of the transitivity era. Values, identity, communication. Mir psihologii. 2017;1:24-37. (In Russ.)

4. Sergienko EA. Principles of the development psychology. Modern view. Psikhologicheskie Issledovaniya [Internet]. 2012;5(24):1. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya 15 Sept. 2018). (In Russ.)

5. Izotova EI., Maksimova EB. Psikhologicheskie Issledovaniya [Internet]. 2016;9(46):7. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya 15 Sept. 2018). (In Russ.)

6. Osnitskii AK. Definition of characteristics of social adaptation. Psikhologiya i shkola. 2004;1:43-56. (In Russ.)

7. Lyusin DV. The questionnaire on emotional intelligence Em In. New psychometric data. Sotsial'nyi i emotsional'nyi intellekt: ot modelei k izmereniyam. Ed. by DV. Lyusin, DV. Ushakov. M.: Institut psikhologii RAN, 2009. P. 264-78. (In Russ.)

8. Lyusin DV., Ovsyannikova VV. Measurement of ability to recognition of emotions by video test. Psikhologicheskiizhurnal. 2013;34(6):82-94. (In Russ.)

9. Tkachenko DP. New vector in a trajectory of socialization of modern teenagers in the context of social and economic crisis of the Russian society. Psikhologicheskie Issledovaniya [Internet]. 2017;10(55):10. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya 15 Sept. 2018). (In Russ.)

Информация об авторе

Дарья П. Ткаченко, аспирант, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]

Information about the author

Darya P. Tkachenko, postgraduate student, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.