УДК 371.31 ББК Ч424
ГСНТИ 15.01.07
Код ВАК 19.00.01
Онучина Анастасия Владимировна,
преподаватель, кафедра педагогики, психологии и управления образовательными системами, аспирант кафедры педагогики, Вятский государственный гуманитарный университет; 610046, г. Киров, ул. Р. Ердякова, д. 23/2; e-mail: аnastasiya.onuchina@yandex.гu
РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: субъектность; формальное образование; неформальное образование; модернизация образования; мультисенсорный подход; социальный опыт; субъектный подход; познавательный опыт; метапрограммы; образовательная мобильность.
АННОТАЦИЯ. Сегодня невозможно отрицать роль и значение знаний, умений и навыков в информационном сфере, но они не должны приобретаться в ущерб знаниям, умениям, навыкам в сфере реального производства реальной жизни. Приоритетными остаются вопросы гармоничного развития личности ребенка, его творческих способностей, опоры в обучении и воспитании не только интеллект, но и на чувственный опыт ребенка, его двигательную активность. В России постепенно складывалась система подготовки учителей начальной школы к обучению. Ее особенностями являлись: акцент на овладение школьными программами, основное изучение теоретических, методических и технологических вопросов, разнообразие практических работ. Личность учителя также играет важную роль в развитии детей как членов общества. Ведущая роль учителя выражается в том, что он несет полную ответственность за организацию учебного процесса, то есть за определение целей, структуры и проведение каждого урока. Это так называемые общепрофессиональные функции и общепедагогические функции.
Onuchina Anastasiya Vladimirovna,
Lecturer, Department of Pedagogy, Psychology and Management of Educational Systems; Post-graduate Student, Department of Pedagogy, Vyatka State University of Humanities, Kirov, Russia.
DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF STUDENTS IN CONDITIONS OF FORMAL AND NON-FORMAL EDUCATION
KEY WORDS: subjection; formal education; non-formal education; modernization of education; multisen-sortive approach; social experience; subject approach; metaprogram; education mobility.
ABSTRACT. Nowadays it is impossible to deny the role and importance of knowledge and skills in information sphere but they should not be acquired at the expense of knowledge and skills in production or real life. The issues of harmonious development of the personality of the child, of his/her creative abilities, of teaching and upbringing based not only on the child and his kinesthetic activity remained priority. In Russia a system of training of elementary school teachers was gradually forming. Its features were an emphasis on mastering school programs, thorough study of theoretical, methodical and technological issues, and diversity of practical work. This is also supported by the influence that his personality has on the children’s development as members of society. The leading role of the teacher is given in the organization of the teaching and learning process, the definition of the goals for each lesson, its structure and organization. This is also related to the teacher’s ability to successfully manage the teaching and learning process and his/her capacity to foresee the possible difficulties in the working process in order to prepare the children to overcome them.
О
бразование в XXI веке - это образование, ориентированное на предоставление равных возможностей всем учащимся и обеспечивающее индивидуальное развитие личности, субъектности обучающегося, восприимчивой к нововведениям, обладающей творческой инициативой, компетентностями, личности, способной взаимодействовать в контексте межкуль-турной коммуникации. В ФГОС последнего поколения, отвечающем на вопросы «что?» и «зачем?», сказано, что должно быть сформировано у выпускника в сфере его личностного развития: ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, соци-
альные чувства, личностные качества. В свою очередь личностные качества и образовательные мотивы являются обязательным условием для развития субъектности средствами системно-деятельностной педагогики. Требования ФГОС к личностным результатам с позиции формального образования предполагает, что школа должна работать с каждым учеником как с личностью, то есть индивидуально, но предметом анализа и оценки результатов такой работы должны стать данные массовых социологических исследований. С другой стороны, требования ФГОС к внеурочной деятельности с позиции неформального образования предполагают реализацию в пространстве образовательного учреждения нескольких
© Онучина А. В., 2014
видов деятельности для обучающегося, таких как познавательная, исследовательская, спортивно-оздоровительная, коммуника-
тивная, направленных на выявление и развитие природных задатков и способностей детей на основе интереса к науке, технике, культуре на пути постижения общечеловеческих ценностей. Несмотря на многообразие теорий личности, понятий и терминов, описывающих процессы становления личности в ее разнообразных проявлениях, в настоящее время и теоретики, и практики согласны с тезисом, определяющим, что быть личностью - это значит, во-первых, быть субъектом собственной жизнедеятельности (например, способность к жизненному самоопределению и самореализации), осознанно строить свою жизнь во взаимодействии с миром (например, способность к целепола-ганию); во-вторых, быть субъектом предметной деятельности (например, усваивать над-предметную информацию в образовательном учреждении); в-третьих, быть субъектом деятельности общения (например, умение выстраивать учебный диалог, отвечать и задавать вопросы, умение воспринимать коммуникативную ситуацию).
Мы согласны с позицией В. А. Горского, Д. В. Смирнова, А. А. Горячева о том, что формальное образование - система государственных стандартов, неформальное образование - система совершенствования образовательных стандартов и приведения их в соответствие с изменившимся уровнем знания, педагогической практики с учетом личностно значимых общечеловеческих морально-нравственных ценностей. Известно, что неформальное образование в виде добровольных объединений менее регламентировано и более способно к построению и поддержке диалогических, субъект-субъектных отношений, где осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми как равноправными субъектами. Развитие субъектности в условиях формального и неформального
образования предполагает процесс качественных и количественных изменений обучающегося в познавательной деятельности, который связан с изменениями в структуре личностных результатов обучения, таких как образовательные цели, результаты и интересы. В результате чего происходят масштабные изменения в деятельности индивидуальных субъектов учебного процесса, иными словами изменяется структура педагогической и учебной деятельности.
К сожалению, многие работы по дидактике главным образом ограничиваются этим уровнем организации обучения. Для характеристики деятельности индивидуальных субъектов обучения применимы понятия «субъект», «деятельность субъекта», «позиция субъекта». В формальном и неформальном образовании выделяются ситуации взаимодействия и ситуации индивидуального действия. Ситуации взаимодействия - учитель и ученик, ученик и ученик, ученик и учитель, в данной структуре прослеживается коммуникативная сторона взаимодействия как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Ситуация индивидуального взаимодействия на примере монологического взаимодействия (суть самообразовательного взаимодействия) является показателем индивидуального стиля познавательной деятельности. Виды деятельности субъекта могут быть следующие:
- деятельность преподавания;
- деятельность учения;
-деятельность тьютора;
- деятельность по управлению учебным процессом;
- деятельность по формированию универсальных действий.
Для развития субъектности обучающихся в деятельностном режиме учитель использует следующие способы работы, которые предполагают развитие индивидуального познавательного стиля деятельности, целенаправленная и организованная педагогическая деятельность, учебная деятельность (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Способы организации деятельности
Индивидуальный стиль познавательной деятельности Педагогическая деятельность Учебная деятельность
Планирование шагов для достижения цели обучения Помощь в составлении карты интересов Работа с портфолио
Оформление результатов интеллектуальной собственности Работа с папкой личных интересов обучающихся Построение цепочки учебных действий
Создание особых психологопедагогических условий Построение цепочки учебных действий Освоение образовательных программ разных уровней сложности
Формы представления познавательного интереса Оформление результатов интеллектуальной деятельности
Включение в коммуникацию с целью понимания проблем обучающегося
Удовлетворение разносторонних потребностей обучающихся
В данной классификации прослеживается функциональная направленность взаимосвязи формального и неформального образования. Основной функцией взаимосвязи формального и неформального образования являются гражданское воспитание, профориентация и допрофессиональ-ная подготовка, обучение досугу, подготовка к самостоятельному решению семейнобытовых проблем, формирование готовности к непрерывному образованию, развитию у детей природных задатков, склонностей, способностей в интересах личности, общества и государства. Результатом формального и неформального образования является достижение обучающимся определенного уровня образованности. Уровень образованности измеряется уровнем развития умений, действий, логических операций, возникающих в реальной жизни; поэтому возникает необходимость в новых моделях организации деятельности учащихся, нацеленных на индивидуальное развитие личности, смоделированных на основе системно-деятельностного подхода. Для педагога очень важно знать, что развитие личности в системе образования обеспечивается содержанием инвариантной основой образовательного процесса.
Для более качественного изучения вопроса развития субъектности нами были изучены различные школы формального и неформального образования, такие как:
- «Институт содержания и методов обучения» РАО г. Москва;
- научная школа «Вятский государственный гуманитарный университет» г. Киров;
- система неформального образования (А. М. Матюшкин, Д. Сикс);
- формальное образование (Г. С. Альтшул-лер, В. А. Горский, А. И. Половинкин, А. Я. По-намарев, В. Г. Разумовский, А. В. Усова).
Нам близки научные позиции и интересы «Института содержания и методов обучения» РАО г. Москва, центральным направлением данной научной школы с позиции субъектного подхода является опыт различных видов деятельности (познавательной, исполнительской, творческой, коммуникативной). С учетом того, что субъектность определяется системно-деятельностной педагогикой, необходимо придерживаться как общедидактических, так и частнометодических подходов. В том случае если мы говорим об определенных изменениях в структуре личности в условиях формального и неформального образования, то следует обратить внимание на мультисенсорный подход. Общедидактический взгляд на изучение мультисен-сорного подхода заключается в том, что он является одним из самых передовых методов обучения иностранному языку во всем мире.
В процессе мультисенсорного обучения учащиеся усваивают информацию, включая все чувствительные каналы восприятия. Мулъ-тисенсорный подход предполагает восприятие и передачу информации одновременно различными органами чувств. Под мульти-сенсорным подходом мы понимаем следующую технологию деятельности с позиции содержания социального опыта. Прежде всего она предполагает эмоционально значимую коммуникативную деятельность, стимулирование мыслительных процессов через использование нескольких органов чувств и коллективную деятельность в условиях реализации неформального образования с позиции воспитательного пространства образовательной среды.
Пошаговая технология мультисенсор-ного подхода:
- изменение привычных условий организации внеурочной или внеклассной деятельности (например, организация классного часа в кабинете информатики);
- целевая установка на деятельность (разноуровневые задания исходя из стартовых возможностей обучающихся), например, общая или типовая презентация с разноуровневыми, дифференцированными заданиями (заметки к слайду разные по содержанию деятельности в группах и парах);
- работа в парах по содержанию заданий;
- презентация результатов деятельности имеет следующую технологию (общая дискуссия, фронтальная работа по результатам работы в парах, работа в группе обмен мнениями ответы на вопросы участников дискуссии);
- самостоятельная деятельность в паре или индивидуально (рефлексия) - создание продукта деятельности - рефлексивный слайд - выводят на экран, поясняют результат своей работы.
Данный подход позволяет отследить формируемые общепознавательные и коммуникативные учебные умения: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста; постановка вопросов -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка. К формируемым личностным результатам с позиции мультисенсорного подхода относятся: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
В пошаговой технологии реализации мультисенсорного подхода мы обращаем внимание на самостоятельную деятельность обучающихся и целевую установку на деятельность, что предполагает развитие субъ-ектности.
В свою очередь субъектный подход (Я. В. Горских, Н. А. Качалов, И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская, московская школа исследования) в образовании предполагает создание конкретных условий в образовательном пространстве, так например, сре-довые (И. Шваб - «четыре типовые составляющие одинаково значимых по своей важности: обучающийся, педагог, окру-
жающая среда и деятельность») - эмоциональные коды (личностные смыслы на уровне реализации метапрограмм в образовании; установки на реализацию познавательного опыта в условиях формального образования) [1, с. 32]. Технология контекстного обучения (А. А. Вербицкий) предполагает, что выявляя критерии контекстного обучения, мы опираемся на рабочее представления критериев как оценочной шкалы показателей деятельности. Соответственно, выявляя критерии открытости образовательного пространства с позиции контекстного обучения, мы опираемся на следующие показатели открытого образовательного пространства:
• многообразие и вариативность образовательных предложений;
• реализация образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуальной образовательной программы.
Индивидуальная образовательная программа в соответствии с ФГОС предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы и общие предметы для включения во все учебные планы. В индивидуальной образовательной программе необходимо соблюдать структуру процесса развития субъект-ности. Она состоит из пяти составляющих:
1) социально-деятельностная (перестройка структуры деятельностей и сообщества);
2) субдеятельностная - культурное, личностное, трудовое (профессиональное развитие);
3) психическая (новые психические функции);
4) надпредметная (интеллектуальное, физическое, коммуникативное развитие);
5) предметно-деятельностная (овладение предметными действиями).
Для более качественной характеристики каждой из составляющих процесса развития субъектности зафиксируем различия.
1. Базовый слой представляет собой процесс освоения предметных действий. Это то, чему учим на предметных областях.
2. Второй слой развития, который мы называем надпредметным, имеет несколько составляющих - интеллектуальное, коммуникативное и физическое развитие ученика.
3. Третий слой - это психическое развитие, понимаемое как формирование новых психических функций. К более сложным относятся, например, самоконтроль, обращение к тем или иным интеллектуальным функциям, планирование своей деятельности, обращение к целостности в ситуациях конфликта.
4. Четвертый слой - субдеятельност-ное развитие - совершается в контексте развития социально-деятельностного. Этот слой как и второй имеет несколько составляющих - культурное, личностное и профессиональное развитие. Цель его не способы осуществления конкретных действий, а универсальные формы деятельности.
5. Пятый слой - это социальнодеятельностное развитие, состоящее в смене форм деятельности, типов ведущей деятельности, социальной структуры в сообществе учащихся.
В данной структуре процесса развития субъектности прослеживается общая схема формирования всех «самодействий»: сначала ученик выступает в качестве объекта действия, затем в качестве субъекта действия, и только после этого действие «замыкается» на самом себе и образуется «само-действие». Кроме того, мы придерживаемся того, что главной составляющей процесса развития субъектности является активность личности, что проявляется в способности ставить достижимые цели, реализовать свою программу, несмотря на обстоятельства, препятствующие достижению цели. Данная позиция порождает ценностносмысловую готовность к продуктивной деятельности и способствует осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на про-
тяжении всей жизни. С нашей точки зрения, одним из ведущих видов деятельности в системе неформального образования является познавательная, направленная на развитие способностей детей на основе интереса к науке на пути постижения общечеловеческих ценностей [3, с. 128]. Формирование общечеловеческих ценностей в условиях формального и неформального образования имеет следующую структуру с учетом личностной культуры обучающихся:
- готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсально-нравственной установки - «становиться лучше»;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, готовность нести ответственность за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности жизни других людей, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности жизни, умение им противодействовать.
Следовательно, требования к выпускнику школы должны быть следующими:
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказать свое мнение.
Мы считаем, что дальнейшее развитие теории и практики предполагает мониторинг, анализ и переоценку всего наработанного и зафиксированного в теории, методологии, технологии, методике формального и неформального образования, а также определение теоретических проблем, требующих оперативного решения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Кризис современной педагогики // http://www.eduhmao.ru/portal/dt
2. Eurostat (Eurostudent Social Dimension and Mobility Indicators). 2009. P. 71-72.
3. Hornstein N., Lightfoot D. Explanation in linguistics. Lnd. : Longmen, 2010.
4. Hausdorff F. Dimension und ausseres Mass // Matematische Annalen. 1919. Bd. 79.
5. Maccoby E. E. The intersection of nature and socialization in childhood gender // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. В. Котряхов.