Научная статья на тему 'Развитие субъектности курсантов вузов внутренних войск МВД России как фактор повышения эффективности педагогической профилактики противоправного поведения'

Развитие субъектности курсантов вузов внутренних войск МВД России как фактор повышения эффективности педагогической профилактики противоправного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / СУБЪЕКТНОСТЬ / АТРИБУТЫ СУБЪЕКТНОСТИ / ДИХОТОМИЯ АТРИБУТОВ СУБЪЕКТНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Варару А. А.

В статье рассматриваются вопросы развития субъектности курсантов вузов внутренних войск МВД России как фактора повышения эффективности педагогической профилактики противоправного поведения.The article deals with the cadets' educating as subjects of law-abiding behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектности курсантов вузов внутренних войск МВД России как фактор повышения эффективности педагогической профилактики противоправного поведения»

A.A. Bapapy*

Развитие субъектности курсантов вузов

внутренних войск МВД России

как фактор повышения эффективности

педагогической профилактики противоправного поведения

В статье рассматриваются вопросы развития субъектности курсантов вузов внутренних войск МВД России как фактора повышения эффективности педагогической профилактики противоправного поведения.

The article deals with the cadets’ educating as subjects of law-abiding behavior.

Ключевые слова: педагогическая профилактика; субъектность; атрибуты субъектности; дихотомия атрибутов субъектности.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью формирования и развития личности будущих офицеров, способных успешно выполнять свой гражданский и профессиональный долг. При этом одним из основных личностных качеств, которым должен обладать современный офицер, выступает его законопослушность, которая формируется ежеминутно в ходе всей жизнедеятельности курсанта в вузе.

В то же время необходимо отметить, что в практике осуществления педагогической профилактики поведения курсантов имеется значительное число серьезных недостатков, к которым следует отнести:

- отсутствие четко проработанных программ деятельности;

- слабый учет в проводимой работе индивидуальных особенностей курсантов;

- прямолинейность, шаблон, нарушение норм педагогической этики;

- неумение в полной мере использовать воспитательный потенциал занятий, курсантского коллектива;

- отсутствие взаимопонимания и духовной близости между преподавателями и командирами, с одной стороны, и обучающимися, с другой;

- незнание нужд, трудностей, с которыми сталкиваются курсанты в процессе личностного саморазвития;

- неумение организовать педагогически целесообразное общение;

- отсутствие преемственности и согласованности в действиях командиров и преподавателей и др.

Под педагогической профилактикой противоправного поведения понимается специально осуществляемая преподавателями, командирами, курсантскими коллективами и другими субъектами военно-учебного заведения как педагогической системы деятельность, направленная на формирование у обучающихся готовности соблюдать порядок и правила, установленные законами Российской Федерации, воинскими уставами, приказами командиров и начальников1.

Формирование у обучающихся готовности соблюдать порядок и правила, установленные законами Российской Федерации, воинскими уставами, приказами командиров и начальников непосредственно направлено на развитие их субъектности, под которой понимается свойство обучающегося, которое обеспечивает курсанту эффективное функционирование в не заданной полностью системе жизненных координат; успешно справляться с решением задачи самосохранения, противодействия деструкции, профессионального и личностного самостановления и самобытной самореализиции2.

В зависимости от характера поступков, которые обучающийся совершает, можно говорить о том, является ли он субъектом при проявлении конкретных действий или не является. Субъектность имеет разную меру проявления: может проявляться или не проявляться, либо проявляться, но не в полной мере, т.е. в недостаточном соответствии характеру определенных требований.

* Адъюнкт Санкт-Петербургского Военного института внутренних войск МВД России.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Педагогика, кадровое обеспечение ОВД

Субъектность личности связана с эффективностью, действенностью, успешностью осуществляемой активности. Значит, если человек результативен в определенной ситуации, он проявляет субъектность. Однако нужно учесть, что успешность - не обязательно результат индивидуального субъектного самоуправления. Успешность конкретной личности может быть следствием групповой активности, когда какие-то действия выполняются с помощью других людей. Успешность также может быть связана с проявлением случайного сочетания событий либо закономерных процессов, функционирующих помимо сознания человека. Таким образом, при оценке субъектности должны учитываться не только результаты, но и условия их достижения.

Способность быть субъектом возникает на основе соотношения требований жизнедеятельности и возможностей человека. Таким образом, субъектность как способность человека не всегда должна или может проявляться. Во-первых, чем неординарнее жизненное событие, чем выше требования к человеку как субъекту, тем труднее проявить субъектность. Во-вторых, чем более развит, компетентен и организован человек, тем более стабильно, устойчиво, типично для него проявление субъектности3.

Таким образом, понимание и оценка субъектности через меру проявления самоуправления и деятельности в значимой ситуации позволяют решить проблему определения критериев меры проявления субъектности. В зависимости от характера поступков, которые человек совершает, можно сказать о том, является ли личность субъектом при проявлении конкретных действий или не является.

Для определения уровня развития субъектности курсанта необходимо выявить комплекс неотъемлемых характеристик, которые могли бы быть использованы в качестве критериев ее оценки. Для этого надо выявить те существенные стороны жизнедеятельности, в которую он включен, и требования, предъявляемые к нему. К таким сторонам и требованиям прежде всего следует отнести:

- наличие воздействий и необходимость жить по требованиям объективной и субъективной реальности, вступать с внешними и внутренними условиями во взаимодействие, проявлять стремление к самосохранению, отличать значимое и нейтральное, полезное и опасное, противостоять разрушению;

- возникновение, наряду с привычными, неизвестных, неожиданных, экстремальных воздействий и ситуаций и необходимость их понимать и с ними совладать;

- наличие разнообразных контекстов жизненного мира и необходимость не сливаться с действительностью, иметь понятие о границах, иметь свободу самовыражения, выражать и отстаивать себя, свою самоценность, решать для себя, что благо, а что зло;

- наличие социума и необходимость, а также возможность социализации, вступления во взаимодействие с другими, необходимость принимать других в расчет с учетом обоюдных интересов, равенство Я и Других;

- наличие разнообразных противоречий и необходимость принимать их как данность и разрешать «один на один»;

- непознанность мира и себя в мире, несовершенство человека и социальных отношений и необходимость моделирования и созидания мира, жизненных ценностей, себя, своей жизнедеятельности4.

Если говорить об образовательной ситуации, она требует от обучающегося такого уровня возможностей, которые позволяют ему проявлять самостоятельное управление собой, интегрируя при принятии решения ситуативный и прогностичный, индивидуально-деятельностный и общественносоциальный контекст.

Оценка данных сторон жизнедеятельности обучающегося и предъявляемых ими требований позволяет сказать, что перечисленным требованиям могут соответствовать возможности курсанта, проявляемые им как активность, автономность, опосредствованность, целостность, креативность, самоценностность5.

У зрелой личности может проявляться дихотомия атрибутов: как активность, так и реактивность, как автономность, так и зависимость, как опосредствованность, так и непосредственность, как целостность, так и неинтегративность (фрагментарность), как креативность, так и репродуктивность, как самоценностность, так и малоценностность. Свобода личности проявляется в возможности выбора той или иной стороны в каждой паре и его реализации. Когда же выбор невозможен, субъектность не может проявиться или проявляется не в полной мере.

Характеристика атрибутов субъектной сущности личности может быть представлена следующим образом.

1. Активность - реактивность.

Активность - возможность курсанта детерминировать, т.е. инициировать, налаживать, поддерживать жизненно значимые связи, преодолевать воздействия.

Реактивность - автоматическое реагирование обучающегося на текущие или предыдущие изменения внешней или внутренней среды.

Чертами характера при проявлении активности личности могут быть инициативность, целеустремленность, а реактивности — чувствительность, отзывчивость.

2. Автономность - зависимость.

Автономность - возможная мера независимости обучающегося от внутренней (природной/ сформированной) предрасположенности и внешних (природных/общественных) влияний/требований. Автономный - существующий отдельно, самостоятельный, самоуправляющийся, самоопределяющийся, индивидуалистичный.

Зависимость - недифференцированность от окружающей внутренней или внешней среды, слитность с ней или озабоченность приспособлением к ней, делегирование другим прав принимать решение или оценивать при беспомощности в решении проблемы. Зависимый - связанный со средой, несамостоятельный, конформный, подчиняющийся, стремящийся к дополнению себя вплоть до слияния с чем-то/кем-то6.

Отсутствие атрибута «автономность - зависимость» приводит к отчуждению как в отношении к другим, так и к себе, деформации или потере внутреннего (своего, уникального) и внешнего (общественного) образа Я, к невозможности взаимодействовать с другими и с собой. При этом отсутствие автономности приводит к растворению в среде существования, а отсутствие зависимости в конечном счете не позволяет проявиться взаимосвязи с собой и с другими людьми, ориентировке на себя и других, учету этих позиций.

3. Опосредствованность - непосредственность.

Опосредствованность - возможность избавиться от прямолинейного влияния внутренних побуждений на свою активность, выйти за рамки элементарного психического проявления на сложный, опосредствованный, осмысленный, высший социально-психологический уровень, это использование психологических средств и дополнительных функциональных звеньев в самоуправлении. Отсутствие опосредствованности не позволяет проявиться социально-ценностному, децентрированному, осознанному в активности обучающегося7.

Непосредственность - прямолинейные способы активности обучающегося. Непосредственный

- действующий по принципу удовольствия, побуждаемый внутренними импульсами, основанными на ощущениях, желаниях и оценках, состояниях, импульсивный, эмоциональный, искренний, открытый, страстный. Непосредственность личности связана со значимостью внутреннего стимула или мерой скрытости от сознания его влияния в виде физиологического, патологического, бессознательного, эмоционального проявления.

4. Целостность - неинтегративность/фрагментарность.

Целостность - возможность проявляться самоорганизующейся системой, определяющей связь и единство элементов, находящихся в отношениях между собой. Целостный - созданный из частей, но единый, комплексный; способный объединяться с другими, не теряя своих границ; гармоничный8.

Неинтегративность/фрагментарность - склонность проявлять разобщенность, неорганизованность; наличие внутренних или внешних противоречий, существенная неполнота, частичность в понимании себя или значимых сторон действительности; выход за границы Я, нарушение границы другого, неспособность к субъект-субъектным отношениям. Неинтегративный/ фрагментарный - разобщенный, расстроенный, растерянный, озабоченный, конфликтный.

Следует отметить, что снижение уровня целостности личности и качества ее возможностей ведет к деградации.

5. Креативность - репродуктивность.

Обучающийся как субъект должен проявлять творчество, развивающее и усиливающее его в

противоречивом и несовершенном мире, в усложняющейся образовательной деятельности. Креативность - возможность создания нового.

Креативный - преобразующий, созидающий, творческий, способный творить. Отсутствие креативности, как правило, приводит к беспомощности в новой, проблемной ситуации.

Репродуктивность - возможность воссоздавать полученную информацию в виде знаний, опыта, образования; восприятие и восстановление по памяти, использование известных знаний, демонстрируемых форм поведения, ценностей, проявление стереотипности9. Репродуктивный — воспроизводящий биологически, социально, психологически запечатленную информацию,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Педагогика, кадровое обеспечение ОВД

повторяющий известное, проявляющий полученное образование. Отсутствие репродуктивности приводит к тому, что каждая ситуация должна будет разрабатываться как уникальная.

Наличие атрибута «креативность - репродуктивность» приводит к эффективности, успешности, результативности деятельности, а значит, к психическому развитию, росту.

6. Самоценностность - малоценностность.

Субъекту, чтобы инициировать активность, нужно быть для себя точкой отсчета и опоры, а для этого необходимо чувствовать, понимать и ценить себя. Человек должен принимать себя в расчет, доверять себе, он должен быть наделен ценностным отношением к своему Я. Характеристика «долженствования» исходит из требований к обучающемуся как субъекту. Самоценностное отношение к себе дает ему возможность чувствовать свое достоинство, верить в себя, что в целом является предпосылкой его открытости и продуктивности, приводит к самоактуализации, взаимодействию с другими, а также к самозащите, отстаиванию своих интересов и прав. Позитивное отношение к себе способствует формированию и поддержанию адекватной и устойчивой самооценки, при которой обучающийся не завышает и не принижает себя, свои возможности, не стремится заработать одобрение окружающих, естественно принимает комплименты и правильно, спокойно - справедливую критику в свой адрес. Вера в себя и адекватная самооценка способствуют формированию адекватного уровня притязаний и принятию решений, приводящих к достижениям в деятельности, межличностных отношениях, самоуправлении и саморазвитии, а также к возможности пережить и принять неуспех. Истинно развитая самоценностность не зависит от отношения других (нельзя отнять у человека собственное достоинство или честь).

Самоценностный - позитивно относящийся к себе на бессознательном и сознательном уровне. Наличие самоценностности приводит к возможности самоактуализации.

Малоценностность - неприятие или низкое принятие себя, недостаток самоуважения. Малоценностный - чувствующий свою ничтожность, ущербность, излишне критичный, «озабоченный» самозащитой, постоянно нападающий на других10.

Если отсутствие малоценностности влечет за собой проявление самовлюбленности, нереальности притязаний, некритичности, то неучет ценности личности значимыми другими приводит к самозащите, защите своего достоинства, различным проявлениям гиперкомпенсации, инициативной или функциональной агрессии, с помощью которой, по представлениям личности, в межличностных отношениях изменяются критерии оценки. Собственное достоинство при этом существует как самолюбие - болезненная установка на возможность ущемления своей самости. Недостаточная подтвержденность самоценностности в своем крайнем варианте приводит личность к агрессии или аутоагрессии (суициду). Уничтожение внешнего источника угрозы самоценностности приводит личность к ощущению ее восстановления. По этой причине агрессия в личностных отношениях «оправдывается» восстановлением самоценностности личности путем наказания «носителя» иной оценки или его уничтожения.

Выделение атрибута субъектности позволяет определить следующие параметры модели курсанта как личности, субъекта дисциплинированного поведения.

1. Курсант как субъект способен действовать в континууме «между»:

- внутренним и внешним;

- индивидуальным и общественно-значимым;

- сознательным и бессознательным;

- желанием и долгом;

- удовлетворенностью и неудовлетворенностью;

- удовольствием и страданием;

- разумом и эмоциями;

- прошлым, настоящим и будущим;

- простым и сложным;

- известным и неопределенным;

- стабильным и изменяющимся;

- созиданием и разрушением;

- сиюминутным и постоянным и т.д.

2. Наличие дихотомии в структуре атрибутов ставит его в ситуацию выбора между различными сторонами, и если возможность выбора есть, он свободен, субъектен, если нет - объектен. Если характер ситуации (в т.ч. профессиональной, образовательной) не дает возможности выбора, такая ситуация имеет для него насильственное значение.

3. Если у курсанта в определенной ситуации нет не только свободы выбора на мотивационном уровне между субъектной и объектной позицией, но и возможности ее проявить на уровне регуляции, он находится в состоянии беспомощности.

В заключение следует отметить, что проявление курсантом способностей проявлять творчество, разрешать жизненные и возникающие в сфере своей профессиональной подготовки противоречия, продуктивно переживать эмоциогенно-стрессовые и преодолевать проблемные, критические или экстремальные ситуации возможно только в субъектной позиции. Снижение таких способностей приводит к личностной и профессиональной дезинтеграции, проявляющейся в невротизме, алкоголизме, наркомании, суициде, культовом фанатизме и других аномалиях.

1 См.: Осипов С.А. Педагогические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов в курсантских коллективах ввузов внутренних войск МВД России период адаптации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. С. 9.

2 См.: Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания. (Психологические, философские, социокультурные аспекты). М.; Воронеж, 2001. С. 36-52.

3 См.: Борытко Н. М. Субъектность как ведущая идея гуманитаризации. М., 2005. С. 34.

4 См.: Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Дис. ... докт. психол. наук. М., 1998. С. 122-123.

5 См.: Данилова М.М., Шарухин А.П., Шарухина Т.Г. Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма: Монография. СПб., 2006. С. 76-77.

6 См.: Бондырева С.К. Субъект вуза и проблема субъектности в вузе // Субъект действия, взаимодействия, познания. С. 111-118.

7 См. там же.

8 См. там же.

9 См. там же.

10 См. там же.

УДК 371.13 М.М. Данилова*

Экспериментальная деятельность

по проверке путей повышения эффективности развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются вопросы организации экспериментальной деятельности по проверке путей повышения эффективности развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода.

The article is devoted to the research organization on the problem dealing with the students’ development of professional culture based on humanitarian approach.

Ключевые слова: цель исследования; гипотеза; задачи; программа повышения эффективности развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода.

Важным звеном при проведении педагогического исследования выступает организация экспериментальной работы, которая позволяет подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, обосновать теоретические выводы, доказать новизну полученных результатов и в значительной степени определить их практическую значимость. В полной мере это относится и к проблеме развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода.

* Проректор по непрерывному образованию Балтийской академии туризма предпринимательства, кандидат педагогических наук, доцент.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.