Научная статья на тему 'Развитие сценического голоса с использованием физических упражнений'

Развитие сценического голоса с использованием физических упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. П. Чекмарева, Е. А. Сергиевич

There many methods of training theatrical voice. The authors of the article offer a new and effective one the combination of actor’s training, physical exercises and belle-letters texts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сценического голоса с использованием физических упражнений»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестник Омского университета, 2000. N.1. С.42-45. © Омский государственный университет, 2000

УДК 784.9

РАЗВИТИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ГОЛОСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Л.П. Чекмарева, Е.А. Сергиевич

Омский государственный университет, кафедра режиссуры 644077, Омск, пр. Мира, 55-А

Получена 3 ноября 1999 г.

There many methods of training theatrical voice. The authors of the article offer a new and effective one the combination of actor's training, physical exercises and belle-letters texts.

" Человек без голоса, что птица без крыльев" , - говорит восточная мудрость. Для актера, режиссера профессиональное владение голосом предполагает не только умение находить верное звучание, но и умение закреплять и совершенствовать найденное.

Чтобы сформировать и развить сценический голос, существует множество способов и методик. Самый древний из способов развития речевого сценического голоса - вокальный - описан в дореволюционной литературе (Озаровский К)., 1.901; Сладкопевцев В., 1910; Волконский С., 1913; в учебниках советского периода; Заседа-телев Ф., 1937; Дмитриев Л., 1938; Морозов В., 1967; Юссон Р., 1974; Вербовая Н., 1977; Петрова А., 1981) и постсоветского периода (Козлянинова И., 1992; Промтова М.; 1995).

Методика преподавания вокальным способом основана на распевках под музыкальный инструмент. Преподаватели кафедры сценической речи Театрального училища им. Щепкина (Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В. Урнова), основываясь на опыте мастеров Малого театра, предлагают проводить тренировку голоса в распевной и речевой интонации: "повышение идет от ноты удобной, но относительно низкой. Подняться на шесть с/гупенск и опуститься на восемь ступенек. Следить за плавностью смены высот и точным попаданием гласных каждой строки на одну из высот. Задача упражнения - пройти весь диапазон голоса от низких до высоких нот, добирая дыхание перед каждым новым повторением этой фразы. При повышении стараться не усиливать звук. То же проделать в распевной интонации".

Следующий способ постановки речевого сце-

нического голоса - мелодекламация и декламация - предполагает художественное чтение стихов, гекзаметров или прозы под инструмент или без него, но с напевом и определенными художественными задачами. Для упражнения выбирается такой текст, который но своему содержанию дает возможность использовать различные свойства голоса. Важно, чтобы индивидуальные решения текстов создавали оправданные воз можности для тренировки разнообразного звучания. Пользуясь вокально-речевым способом постановки голоса или способом декламации, необходимо ежедневно заниматься не менее 3-4 часов. Но, к сожалению, таких возможностей нет в современном учебном процессе.

Игровой способ работы над голосом представлен в диссертационной работе и учебниках профессором Санкт-Петербургской Академии культуры З.В. Савковой. Основа ее упражнений - учение К.С. Станиславского о том, что игра в театре - первейшее условие воспитания актера и его существования на сцене. Сущность метода состоит в том, что игровое упражнение, координированное и направляемое педагогом, должно быть доведено до степени искусства. Упражнения игрового характера увлекают, втягивают в работу душевную сферу занимающихся, вызывают положительные эмоции, раскрепощают фонационные пути, помогают верно формировать свободное звучание голоса. Еще один метод - развитие голоса в движении разработан педагогами Московской театральной Академии им. Луначарского Ч.Г. Моисеевым, И.Г. Козляниновой, Э.М. Чарели. Они обучают студентов на физических упражнениях с небольшим физическим

напряжением в области диафрагмы. 1. Вдох. На вдохе тянуть одно из сочетаний. Сделать 5-6 приседаний; 2.Выдох. На выдохе тянуть одно из сочетаний. Сделать 3 глубоких поклона. Эта методика был а принята, в театральных учебных заведениях и незамедлительно дала хорошие результаты. Также существует способ развития и

Динамика спирометрии

2800

***** — контрольная группа 11111 - экспериментальная группа

постановки голоса в упражнениях, связанных одновременно с движением и силовыми приемами. В учебном процессе такие упражнения используются часто, но нигде не раскрыт медицинский механизм этой методики. В учебнике "Сценическая речь" А.Н. Петрова (Школа-студия МХАТ) описывает упражнения со скакалкой в разделе "Прыгалки". Автор дает рекомендации такого плана: "В упражнениях нельзя допускать дыхательной и физической перегрузки. Количество прыжков увеличивается от 5 до 40".

Варшавский педагог и режиссер Ежи Гротов-ский разрабатывает систему воспитания дыхания и голоса на основе синтеза активных физических движений (бег, прыжки, акробатические упражнения), звучащих текстов и игры на музыкальных инструментах. А.Н. Петрова в своем учебнике по сценической речи дает одно упражнение - этюд на стихотворение В. Маяковского: "Студент вбегает в аудиторию, делает кувырок, потом, стараясь спрятаться от опасности, взбирается по шведской стенке и на протяжении всех действий увлекает за собой других: "Что я наделал! Я погиб! Ко мне по доброй воле, само, расставив луч-шаги, шагает солнце в поле!" Оба профессора (из Варшавы и Москвы) предлагают использовать спортивный зал и оборудование (шведская стенка, спортивный конь, канат, маты и мн. др.). При всем этом необходимо свободное пространство. Но в большинстве своем российские вузы театрального профиля не имеют таких условий. Преподавание сценической речи, как правило, ведется в маленьких классах с.

низкими потолками, где нет возможности подать звук на большое расстояние как по горизонтали, так и по вертикали.

Учитывая все вышеизложенное, преподаватели кафедры режиссуры факультета искусств и культуры ОмГУ разработали и внедрили в учебный процесс новую методику развития сценического дыхания и голоса. Для этого были разработаны и составлены комплексы физических упражнений с произношением специальных текстов, которые были подобраны по смысловой па правленности выполняемых упражнений.

Суть методики заключается в том, что студенты на академических занятиях по пластике и сценическому бою обучаются не только навыкам владеть и управлять своим телом и спец. предметами, но и, тренируя мышечные группы в различных режимах и исходных положениях, произносят специально подобранные художественные тексты с "силовой направленностью", вследствие чего автоматизируется дисциплина вдоха, задержки дыхания, а на основе опоры дыхания шлифуется голос, оттачивается дикция, отрабатываются навыки литературного произношения. Второй аспект, на наш взгляд, немаловажный, заключается в том, что, несмотря на уменьшение часов, отведенных па речь, на стыке двух дисциплин студенты имеют возможное! !, более акцептирование и углубленно заниматься постановкой "актерского" голоса, исходя из современных условий, повышая свои функциональные возможности при выполнении физических упражнений.

Например, упражнение "Дробушки":

И.П. Сидя на стуле, согнув правую ногу в коленном суставе, захватить ступню руками (вдох). Выпрямляя ногу в коленном суставе (не разжимая рук), произнести текст (на выдохе, исходя из задач на различное количество счетов - слов, фраз):

Приезжали девку сватать С позолоченной дугой. Пока пудрилась, румянилась, Уехали за другой.

Выполняя данное упражнение, необходимо выделить два аспекта: а) строго выполнять методические указания в физическом плане: осанка, направление движения, вдох-выдох и др.; б) оправдать "актерски", т.е. говорить и мысленно "отплясывать", выбрасывая "коленце". Логически, осмысленно читать строчку, произносить текст в такт чечеточного ритма.

Сущность этого метода состоит в том, что он содержит в себе наиболее эффективные приемы воздействия на развитие и укрепление мышц,

44

JI.П. Чекмарсва, Е.А. Сергиевич

участвующих в процессе голосоведения. Активные физические движения тренируют разные группы мышц, поддерживающих диафрагму в высоком стоянии, а осмысленные "силовые" приемы (отбить чечетку, упругий мяч, оттолкнуть предмет, притянуть к себе и т.д.), выполненные с точной актерской задачей, с яркими предлагаемыми обстоятельствами, усиливают напряжение мышц брюшного пресса и благоприятствуют двуединому звучанию голоса, способствуют появлению "металла и полетности" . Разнообразные актерские задачи и видения, подтексты развивают диапазон, разнообразят интонирование, позволяют сочетать силу голоса, тембр, высот}' звучания.

Упражнение " Прометей":

1. Стойка на коленях, мяч в руках (вдох).

2. Скручивание туловища вправо (влево), мяч в правой (левой) руке (выдох).

Огонь очистительный!

Огонь роковой!

Красивый властительный!

Блестящий живой!

Методические указания: Каждое слово "весомо" , акцентирование). "Выбрасывать" руку и одновременно произносить слова широко и властно - с силой, как Прометей, дарующий людям чудо огня.

J 1,ата Тонус мышц Контрак- Группа

измерения напряж. расслаб. ция

1 год 520 395 115 контр

536 400 136 экспер

2 год 580 412 168 контр

590 398 192 экспер

3 год 612 420 192 контр

650 370 280 экспер

4 год 620 438 182 контр

..... 670 379 291 экспер

С целью определения эффективности предложенной нами методики были скомплектованы две группы: контрольная и экспериментальная, по 9 человек, равных по возрасту, полу, размерам гортани, связок. Наблюдения проводились в течение 4 лет. Использовались следующие формы контроля: педагогические наблюдения, экспертная оценка педагогов (на зачетах и экзаменах), спирометрия и миотонометрия групп мышц, участвующих в дыхании.

Исследование мышечного тонуса (трапециевидной мышцы) проводилось по общепринятой методике (Полуструев A.B., 1985) в конце учебного года (апрель) в стандартном исходном положении (стоя), как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Вначале измерялся

мышечный тонус расслабленных мышц, а затем напряженных. После этого высчитывалась разность между тонусом напряженных и расслабленных мышц (контракция).

Как видно из таблицы, к 4 году тонус напряженных мышц статистически значимо увеличился как в контрольной, так и в экспериментальной группе, что говорит о достаточно большой специальной работе, проведенной за все время обучения в ОФ АГИИК. Однако следует отметить, что тонус расслабленных мышц студентов экспериментальной группы достоверно ниже, чем в контрольной, что говорит о высоком потенциале нервно-мышечного аппарата. А вот контракция - интегративный показатель состояния нервно-мышечного аппарата участников экспериментальной группы выше на 109 у.е. р > 0,05, чем в контрольной, что говорит о высокой готовности нервно-мышечного аппарата к специфическим нагрузкам у студентов экспериментальной группы.

Исследования жизненной емкости легких (ЖЕЛ) проводились по общепринятой методике, в исходном положении стоя, один раз в год, в апреле, результат которых представлен в табл. 2. Как видно, к концу четвертого года обучения объем легких достоверно увеличился в обеих группах. Причем в экспериментальной на 450 мл (р > 0,05), чем в контрольной группе.

За период наблюдений в экспериментальной группе случаев профессионального заболевания голоса не отмечено, в контрольной таких случаев было три.

На зачетах и экзаменах по экспертной оценке преподавателей и приглашенных специалистов по режиссуре и актерскому мастерству студенты, занимающиеся в экспериментальной группе и активно использующие данную методику, имеют более высокие показатели:

1. Дыхание свободно регулируется студентами с помощью натренированных мышц брюшного пресса и диафрагмы. 2. Голос приобретает объемное звучание, тембр обогащается трудными обертонами и одновременно удерживается "в маске". З.Сила голоса увеличивается, в голосе появляется металл, голос отражается во всех резонаторах. Это происходит за счет повышения импеденса. 4.Диапазон голоса значительно расширяется при одновременной работе всей резо-наторной системы.

Вывод: результаты проведенных исследований нервно-мышечного аппарата, педагогических наблюдений, спирометрии и экспертной оценки специалистов позволяют констатировать, что студенты экспериментальной группы, занимающиеся по предложенной методике, имеют лучшие голосовые показатели, достаточно большую л а-

бильность нервно-мышечного аппарата, позволяющую выдерживать большие учебные и тренировочные нагрузки при овладении профессиональными качествами и умениями во время обучения в вузе.

[1] Озаровский Ю. Живое слово. М., 1901.

[2] Сладкопевцев В. Искусство декламации. СПб., 1010.

[3] Волконский С. Выразительное слово. М., 191.3.

[4] Заседателей Ф. Научные основы постановки голоса. М., 1937.

[5] Дмитриев Л. Основы вокальной педагогики. М., 1938.

[6] Морозов В. Тайны вокальной речи. Л., 1967.

[7] Юссон Р. Певческий голос. М., 1974.

[8] Моисеев Ч. Дыхание и голос драматического актера. М., 1974.

[9] Вербовая Н. и др. Искусство речи. М., 1977.

[10] Петрова А. Сценическая речь. М., 1981.

[11] Козлянинова И., Чарели Э. Тайны нашего голоса. Екатеринбург, 1992.

[12] Сценическая речь: Уч. / Под ред. И. Козляни-новой, И. Промтовой. М., 1995.

[13] Полуструев A.B. Совершенствование методики восстановления спортивной работоспособности после меиискэктомии спортсменов высших разрядов: Дис.... канд. пед. наук. Омск; ОГИФК, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.