Научная статья на тему 'Развитие структуры НКВД-МВД СССР в 1945−1946 гг'

Развитие структуры НКВД-МВД СССР в 1945−1946 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3293
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СТРУКТУРЫ / НАРКОМАТ-МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР / С.Н. КРУГЛОВ / ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ / СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Резников Алексей Анатольевич

В статье в рамках имеющегося материала проанализированы и обоснованы основные структурные преобразования системы Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) Министерства внутренних дел (МВД) СССР в первые послевоенные годы. Автор в хронологическом порядке рассматривает изменения структуры данного ведомства в 1945-1946 гг. и делает вывод о том, какое влияние они оказали на развитие отечественной системы органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие структуры НКВД-МВД СССР в 1945−1946 гг»

Резников А.А.

Развитие структуры НКВД-МВД СССР в 1945-1946 гг.

Изучение истории отечественных правоохранительных органов является одной из наиболее актуальных и востребованных тем в современной исторической науке. Подобная исследовательская заинтересованность во многом объясняется тем, что ежегодно для широкого доступа открываются все новые и новые ранее закрытые от общественности архивные материалы. Данный факт предоставляет ученым возможность по-новому взглянуть не только на историю нашей страны, но и на многие ранее закрытые для исследователей сферы государственной деятельности, в том числе и на правоохранительные органы, которые всегда были и остаются одной из центральных и важнейших составляющих любой общности, любого государственного объединения. Однако изучение отечественной правоохранительной системы по-прежнему сопряжено в нашей стране со многими трудностями. Несмотря на то, что процесс рассекречивания соответствующих документов стабильно идет уже многие годы, огромный массив материалов до сих пор остается недоступным для исследователей. В наибольшей степени данная закрытость характерна для советского периода развития правоохранительных органов, как в целом, так и для периода правления И.В. Сталина в частности. В данной статье сделана попытка в рамках имеющегося материала проанализировать и обосновать основные структурные преобразования системы Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) -Министерства внутренних дел (МВД) СССР в первые послевоенные годы.

Штатная численность органов НКВД на 1 января 1945 г. составляла - 955839 единиц1.

11 января 1945 г. Приказом НКВД СССР Управление по делам интернированных и военнопленных (УПВИ) НКВД СССР было реорганизовано в Главное управление по делам военнопленных и интернированных (ГУПВИ) НКВД СССР2. Структурные изменения в системе УПВИ-ГУПВИ НКВД-МВД всегда были обусловлены двумя важнейшими факторами:

1. Необходимостью решения новых задач, которые ранее не попадали в разряд актуальных. Среди них - трудовое использование пленных, репатриация, оперативночекистское обслуживание, политическая работа с лагерным контингентом, организация лагерей для бывших военнослужащих Красной Армии и осужденных военных преступников.

2. Увеличением или сокращением числа военнопленных, что, в свою очередь, приводило к изменению числа лагерей и спецгоспиталей в большую или меньшую сторону, к появлению или ликвидации территориальных органов управления3.

Завершающий Вторую мировую войну 1945 г. стал годом наибольшего поступления военнопленных и интернированных в Советский Союз. К ним прибавились новые категории лиц, такие как мобилизованные и арестованные4. Соответственно круг задач, стоящих перед УПВИ к концу войны, расширился. Все это в совокупности с возросшим политическим значением деятельности Управления вызывало потребность структурных и организационных перемен в управлении работой

1 ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 8. Д. 76. Л. 1.

2 Кокурин А.И., Петров Н.В. Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991. Справочник. М., 2003. С. 81.

3 Конасов В.Б. Место и роль управления по делам военнопленных и интернированных в пенитенциарной системе советского государства: 1939-1953 гг. // Отечественная история. 2005. № 6. С. 129.

4 Безбородова И.В. Управление по делам военнопленных и интернированных НКВД-МВД СССР (1939-1953 гг.). Дисс. канд. ист. наук. М., 1997. С. 94.

лагерей, госпиталей и рабочих батальонов. Данная крупная реорганизация повысила статус УПВИ, которое, становясь главным, было отнесено к оперативно-войсковым подразделениям НКВД СССР. Это обеспечивало определенные льготы личному составу управления, а директивы и циркуляры УПВИ стали обязательными для исполнения органами НКВД на местах5. Вышеупомянутые преобразования по изменению статуса данного Управления в общей системе НКВД СССР повлекли за собой изменения уже непосредственно в структуре ведомства. К концу 1946 г. в составе ГУПВИ насчитывалось наибольшее число управлений, отделов и отделений6.

В феврале 1945 г. Отдел спецлагерей НКВД СССР, отвечающий за проверку лиц, бывших в немецком плену или на оккупированной территории, был переименован в Отдел проверочно-фильтрационных лагерей (ОПФЛ) НКВД СССР.

Приказом НКВД СССР от 10 апреля 1945 г. Управление военного снабжения (УВС) НКВД СССР было реорганизовано в Главное управление военного снабжения (ГУВС) НКВД СССР, которое отвечало за «материально-техническое обеспечение, заготовку и удовлетворение положенным снабжением войск НКВД, оперативночекистских и особых органов НКВД, оперативно-чекистского состава и военизированной охраны ГУЛАГа, Отдела трудовых колоний и Главного тюремного управления, военизированной пожарной охраны и Рабоче-крестьянской милиции»7.

Для работы на территории стран, освобожденных Красной Армией от противника, 22 мая 1945 г. был образован Отдел «Ф» НКВД СССР, который уже к концу августа 1945 г. был расформирован Приказом НКВД СССР.

В связи с изменением обстановки и условий работы некоторых оперативных и войсковых управлений и отделов и предполагаемым сокращением объема работы строительно-лагерных управлений НКВД СССР, а также учитывая необходимость улучшения руководства и контроля со стороны аппарата НКВД СССР за работой местных органов, предприятий и строек Приказом НКВД СССР от 9 августа 1945 г. была образована комиссия в составе С.Н. Круглова (председатель), В.В. Чернышова, Б.П. Обручникова, А.Н. Аполлонова, Л.Б. Сафразьяна, А.П. Завенягина, С.С. Мамулова8.

Комиссия должна была подготовить предложения по сокращению штата центрального аппарата и местных органов НКВД, а также определить перечень необходимых изменений структуры некоторых управлений и отделов. При разработке предложений комиссия должна была исходить из необходимости улучшения руководства и контроля центрального аппарата за работой местных органов, устранения параллелизма в работе смежных отделов и управлений и объединения в одном отделе или управлении родственных и смежных функций9.

По итогам работы Комиссии уже в сентябре 1945 г. на утверждение Наркому внутренних дел СССР Л. П. Берии было предложено несколько вариантов новой структуры Центрального аппарата НКВД СССР. Один из вариантов новой структуры был такой:

1. Общее управление НКВД СССР в составе:

а) Секретариата численностью 100 ед., сокращается 12 ед.

б) Контрольно-инспекторского отдела - 20 ед., сокращается группа офицеров при наркоме - 15 ед. и особая группа секретариата - 4 ед.

в) Юридического отдела - 15 ед.

5 Безбородова И.В. Указ. соч. С. 94.

6 Цунаева Е.М. Учреждения военного плена НКВД-МВД СССР (1939-1953). Волгоград, 2010. С. 79.

7 Цит. по «Положение о главном управлении военного снабжения НКВД СССР».

8 ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 8. Д. 12. Л. 159.

9 Там же.

г) Шифровального отдела - 40 ед. за счет упразднения 2-го спецотдела со штатом - 52 ед.

д) Учетно-статистического отдела - 250 ед. за счет упразднения 1-го спецотдела в 300 ед.

е) Секретариата особого совещания 40 ед., сокращается 15 ед.

2. На базе Главного управления НКВД по борьбе с бандитизмом организовать Секретно-оперативное Управление со штатной численностью 120 ед., сокращается 106 ед., функции управления определить - борьба с бандитизмом и агентурно-оперативное обследование спецпоселенцев.

3. Отдел контрразведки «Смерш» по оперативному обслуживанию войск НКВД и пожарной охраны оставить в численности 55 ед., функции оперативного обслуживания личного состава милиции и других аппаратов НКВД передать в Секретно-оперативное Управление.

4. 3-й спецотдел (Государственное хранилище ценностей - Гохран) со штатной численностью 127 ед. упразднить, функции учета и контроля за сохранением ценностей передать в Наркомат финансов (Наркомфин) СССР.

5. Учитывая особенности работы 4-го спецотдела и возможного сокращения выпуска секретной продукции, а также перевод значительного количества инженернотехнического персонала на сдельную работу, поручить т. т. Чернышову и Кравченко подработать штат отдела.

6. 6-й спецотдела упразднить, материально-техническое обеспечение объектов НКВД в Крыму возложить на Хозяйственное управление (ХОЗУ).

7. В связи с ликвидацией значительной части фронтовых станций Правительственной связи Отдел правительственной «ВЧ» связи оставить со штатом 120 ед., сокращается на 158 ед.

8. Центральный финансовый отдел (ЦФО) объединить с финансовым отделом войск НКВД со штатной численностью - 90 ед., сокращается на 48 ед.

9. Плановый отдел оставить со штатной численностью 25 ед., сокращается на 17 ед.

10. Отдел железнодорожных и водных перевозок оставить со штатной численностью 25 ед., сокращается на 14 ед.

11. На базе Санитарных отделов ХОЗУ и войск НКВД организовать Санитарное управление.

12. Тюремное управление упразднить, передав функции Главному управлению лагерей.

13. Главное управление пожарной охраны реорганизовать в Управление военизированной пожарной охраны НКВД со штатом 70 ед., сокращается на 50 ед. Штат Центрального научно-исследовательского института противопожарной обороны НКВД СССР (ЦНИПО) пересмотреть в сторону сокращения.

14. В связи с сокращением численности батальонов Местной противовоздушной

обороны (МПВО), проводимой демобилизации личного состава и свертывание работы объектов МПВО Главное управление МПВО реорганизовать в Управление МПВО с численностью - 70 ед., сокращается на 174 ед. Центральную научно-

исследовательскую лабораторию МПВО (ЦНИЛ) оставить с численностью 50 ед., сокращается на 34 ед.

15. Отдел спецзаданий включить в состав Главного управления пограничных войск на правах отдела.

16. В связи с окончанием войны, уменьшение поступления беспризорных и безнадзорных детей в колонии, а также с проводимой амнистией, Отдел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью упразднить. Функции данного отдела передать в ведение Главного управления милиции, для чего в Центральном аппарате организовать отдел и соответствующие аппараты и в Управлениях милиции НКВД-

УНКВД. Существующие детские трудовые воспитательные и трудовые колонии передать в ведение Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний (УИТЛиК) Главного управления лагерей (ГУЛАГ).

17. Государственные архивы в республиках, краях и областях и аппараты по руководству работой этих архивов состоят на бюджетах местных Советов депутатов трудящихся, которые при наличии одновременного подчинения указанных учреждений органам НКВД, слагают с себя ответственность за материальное обеспечение личного состава, содержание помещений и необходимого хозяйственного обслуживания, что отрицательно отражается на работе. Кроме того основные чекистские архивы органов НКВД и НКГБ находятся на хранении в 1-х спецотделах НКВД-УНКВД. Остальные же архивные фонды находятся только под контролем и охраной органов НКВД. Данные обстоятельства вызывают необходимость передачи государственных архивов и их административных аппаратов в ведение Совета Народных Комиссаров (Совнаркома) СССР.

18. Отдел спецпоселений упразднить, функции его передать Секретнооперативному управлению, а административно-хозяйственное и материальное обеспечение возложить на ГУЛАГ.

19. Структурное построение Отдела кадров не удовлетворяет требованиям и руководству, воспитанию и подготовке кадров органов и войск НКВД. Наличие во многих управлениях и отделах самостоятельных аппаратов по кадрам вносит несогласованность в разрешении ряда вопросов по работе с кадрами. В данной связи целесообразно Отдел кадров реорганизовать в Управление кадров. Штаты отделов кадров Главных управлений и Управлений частично сократить, передав их некоторые функции в Управление кадров.

20. По Главному управлению милиции (ГУМ):

а) выделить Отдел по борьбе с хищениями соцсобственности в самостоятельный Отдел по борьбе с хищениями для усиления борьбы с хищениями в промышленности, с/х и торговых предприятиях;

б) существующие в органах милиции политотделы в настоящее время не оправдывают своей роли по воспитанию коммунистов и комсомольцев, а территориальные партийные органы при наличии политотделов, также слабо занимаются руководством партийных и комсомольских организаций. В данной связи целесообразно поставить вопрос об упразднении политотделов и политчастей милиции и возложении политико-воспитательной работы на местные партийные органы;

в) упразднить Административный отдел, работу по выдаче пропусков возложить на паспортный отдел;

г) в связи с окончанием военных действий и возвращением эвакуированного населения к месту прежнего жительства организованное в начале войны Центральное справочное бюро в г. Бугуруслане со штатной численностью 59 ед. упразднить. Функции по окончании работы этого бюро возложить на паспортный отдел ГУМ;

д) в связи с амнистией и прекращением розыска дезертиров с промпредприятий сократить группы по розыску дезертиров введенные в отделы служб управлений милиции НКВД - УНКВД (около 450 ед.).

21. По Главному управлению лагерей:

а) организовать Тюремный отдел;

б) на базе Управления лагерей лесной промышленности организовать Отдел лесной промышленности;

в) отдел (отделение) спецпоселений со штатом 10-15 ед.

В связи с проведением амнистии некоторого контингента заключенных пересмотреть штаты управлений и отделов ГУЛАГ’а в сторону сокращения.

22. Организовать Главное управление промышленного строительства. Включить в состав организуемого Управления:

• Главное управление лагерей горно-металлургических предприятий (ГУЛГМП);

• Главное управление промышленного строительства (ГУПС);

• Главное управление аэродромного строительства (ГУАС).

Инспекцию по котлонадзору выделить из ГУЛГМП в самостоятельный аппарат при НКВД СССР.

23. Организовать самостоятельное Политическое управление войск, упразднив Политическое управление Главного управления пограничных войск (ГУПВ) и политотделы во всех Управлениях войск.

24. В связи с тем, что городские и районные органы НКВД проводят работы в основном по линии милиции - должности заместителей начальников городских и районных отделений НКВД по милиции упразднить, руководство городским и районным отделением милиции возложить на начальника горотделения и райотделения НКВД. В крупных городских и районных органах для усиления руководства оперативными аппаратами милиции ввести должность старшего оперуполномоченного10.

В дальнейшем некоторые из предложений, выдвинутые данной Комиссией, будут успешно претворены в жизнь.

Приказом НКВД СССР от 8 сентября 1945 г. на базе Строительноэксплуатационного отдела ГУПВ НКВД СССР было образовано Военно-строительное управление (ВСУ) НКВД СССР. Данное Управление осуществляло «строительство жилых и служебных зданий, казарм, застав, морских и авиационных сооружений для частей и учреждений войск НКВД СССР»11.

В конце 1944 г. в структуре НКВД СССР была создана группа «С» (группа Судоплатова), занимавшаяся сбором разведданных по атомной проблеме. Несанкционированная деятельность по получению информации об атомных разработках отныне строго пресекалась, так как ничто не должно было выдать интерес СССР к атомной проблеме12. 27 сентября 1945 г. данная группа была преобразована в отдел «С» НКВД СССР. В задачу отдела входила координация деятельности Разведуправления Генштаба и НКВД по сбору информации по атомной проблеме, а также реализация полученных сведений13.

13 октября 1945 г. было расформировано Главное управление войск НКВД по охране тыла действующей Красной Армии. С началом Великой Отечественной войны, в связи с массированным применением германским командованием диверсионноразведывательных сил в тылу советских войск в целях дезорганизации обороны, добычи разведывательной информации, деморализации населения и личного состава Красной Армии, появилась острая необходимость в охране тыла фронтов действующей Красной Армии14. Это обстоятельство подтолкнуло высшее военно-политическое руководство СССР к принятию экстренных мер, одной из которых и стала организация данного Управления 31 июля 1941 г. Теперь же, в условиях окончившейся Второй мировой войны, существование подобного структурного подразделения более не представлялось целесообразным.

10 ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 8. Д. 12. Л. 179-185.

11 Цит. по «Положение о главном военно-строительном управлении войск НКВД СССР»

12 Чубукова М.А. Организационно-правовые основы участия НКВД-МВД СССР в разработке и реализации советского атомного проекта (1941-1949 гг.). Дисс. канд. ист. наук. М., 2007. С. 81.

13 Полунин В.В., Староверов В.А. Кадры специальных служб в советском атомном проекте 1945-1953 гг. // Лубянские чтения. 2004.

14 Сенотрусов А.П. Внутренние войска НКВД/МГБ/МВД СССР в Восточной Германии 1945-1956 гг. Дисс. канд. ист. наук. М., 2001. С. 58.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1945 г. об освобождении Л.П. Берии от обязанностей Наркома внутренних дел СССР и о назначении Народным комиссаром внутренних дел СССР С.Н. Круглова, 10 января 1946 г. состоялся прием и сдача дел Наркомата внутренних дел СССР по состоянию на 30 декабря 1945 г15.

В приемно-сдаточном акте были записаны следующие задачи Наркомата внутренних дел СССР:

• борьба с бандитизмом и повстанческими формированиями;

• охрана госграниц СССР;

• борьба с уголовной преступностью и хищением социалистической собственности;

• охрана общественного порядка и личной безопасности граждан СССР;

• организация проведения паспортной системы;

• обеспечение изоляции преступников и их трудовое использование;

• содержание, охрана и трудовое использование военнопленных и интернированных;

• охрана железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности;

• организация пожарной охраны и местной противовоздушной обороны;

• борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью;

• выполнение оборонных и народнохозяйственных заданий правительства (строительство оборонительных рубежей, военно-морских баз, аэродромов, заводов и предприятий промышленности, железных и шоссейных дорог, промышленная добыча золота, олова, никеля, угля и т. п.);

• ряд других специальных заданий правительства.

Отдельным пунктом в акте было отмечено, что работа НКВД СССР строилась и проводилась в соответствии с решениями ЦК ВКП(б), на основе законов и постановлений Правительства СССР16.

Из приведенных в акте данных следует, что на 30 декабря 1945 г. по штатам органов НКВД (без войск) числилось 993072 чел., фактически было укомплектовано -846022 чел.

По штатам Центрального аппарата НКВД СССР числилось - 9530 чел., фактически было укомплектовано - 8577 чел.

По штатам в войсках НКВД СССР числилось 680280 чел, фактически было укомплектовано - 655370 чел17.

30 января 1946 г. в газете «Ведомости Верховного Совета СССР» в разделе «Хроника» было опубликовано следующее сообщение: «Президиум Верховного Совета СССР удовлетворил просьбу Заместителя Председателя Совнаркома СССР тов. Берия Л.П. об освобождении его от обязанностей Народного Комиссара Внутренних Дел СССР ввиду перегруженности его другой центральной работой. Народным Комиссаром Внутренних Дел СССР назначен тов. Круглов С.Н.»18.

Под «другой центральной работой» имелся в виду образованный 20 августа

1945 г. Специальный комитет при ГКО, председателем которого и стал Л.П. Берия. На данный комитет возлагалось решение всего комплекса задач по созданию отечественного атомного оружия: проведение научно-исследовательских работ,

15 Кокурин А.И., Петров Н.В. Указ. соч. С. 85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Там же. С. 86.

17 Там же.

18 Ведомости Верховного Совета СССР. №2 (411). 30 января 1946 г. С. 4.

разведка месторождений и добычи урана в СССР и за его пределами, создание атомной промышленности, атомно-энергетических установок и, наконец, решение ключевой задачи первых лет реализации атомного проекта СССР - разработка и производство атомных бомб. Создание данного комитета было инициировано И.В. Сталиным, деятельность находилась под его личным контролем.

Одновременно с назначением председателем Специального комитета Л.П. Берия стал первым заместителем председателя Совнаркома. На Л.П. Берию также возлагалась организация всей «закордонной» разведывательной работы по получению более полной технической и экономической информации об урановой промышленности и атомных бомбах, проводимой органами разведки (Наркомат государственной безопасности -НКГБ, Разведуправление Красной Армии - РУКА и др.)19. Таким образом, учитывая сложность комплекса возложенных на Л. П. Берию задач, его снятие с поста Наркома внутренних дел, по нашему мнению, является вполне логичным шагом. Это предоставило ему возможность сконцентрировать свои усилия на решении жизненно важной в те годы для советского государства «проблеме №1». Кроме того, это позволяло поставить во главе Наркомата внутренних дел нового человека, не обремененного иными властными полномочиями и обязанностями, который смог бы всецело сосредоточиться на деятельности своего ведомства. Наличие подобного «независимого» руководителя было особенно важно в исследуемый период, когда НКВД-МВД СССР стало одной из ключевых сил в деле возрождения разрушенной войной страны.

Следует отметить, что даже будучи отстраненным от ведения делами министерства, Л.П. Берия старался быть в курсе всех внутриведомственных дел. Об этом говорит тот факт, что с момента начала деятельности С. Н. Круглова в качестве наркома-министра внутренних дел, донесения по наиболее принципиальным вопросам адресовались не только И.В. Сталину, В.М. Молотову, Г.М. Маленкову как раньше, но теперь и Л.П. Берии как заместителю Председателя СНК20. Некоторые авторы считают, что факт освобождения Берии от должности Наркома внутренних дел сам по себе означал снижение роли НКВД-МВД среди центральных министерств21.

С. Н. Круглов, возглавивший Наркомат в столь ответственный период, является интересным деятелем сталинской и постсталинской эпохи. Его личность примечательна в первую очередь тем, что, несмотря на всю неоднозначность эпохи, в течение которой он находился у власти, по признанию современников, сослуживцев, родных и близких ему удалось остаться сравнительно «чистым», малопричастным к кровавым репрессивным делам, инициатором которых он никогда не выступал. Кроме того, он оказался одним из немногих Наркомов-Министров внутренних дел сталинской эпохи, который не был репрессирован и уничтожен. С.Н. Круглов сделал весьма стремительную карьеру: уже в 32 года он стал заместителем Наркома внутренних дел, кандидатом в члены ВКП(б)22. Бывшие сослуживцы описывали его как властного, строгого, но справедливого руководителя, профессионала, хорошо разбирающегося в своем деле. Здесь стоит отметить, что С.Н. Круглов был одним из немногих представителей руководящего состава НКВД-МВД тех лет, которые имели высшее образование23.

19 Чубукова М.А. Указ. соч. С. 6S.

20 Некрасов В.Ф. Тринадцать «железных» наркомов: история НКВД-МВД от А.И. Рыкова до Н.А. Щелокова. 1917-19S2. М., 1995. С. 2бб.

21 Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945-1991. М., 199S. С. 7S.

22 Некрасов В.Ф. Указ. соч. С. 259.

23 ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. S. Д. 79. Л. 3.

Представляется любопытной следующая характеристика данного деятеля Ф.И. Чуевым: «Я его уважал и уважаю, но это человек, который никогда не сказал свое слово громко. Как бы вам сказать, это был человек - ни рыба, ни мясо»24. Это высказывание, на наш взгляд, является ключевым в личностной характеристике С.Н. Круглова, так как именно в нем содержится «секрет» столь долгого и успешного пребывания этого человека на ответственном и даже опасном посту Наркома-Министра внутренних дел СССР. Опасным мы называем данный пост потому, что, как уже упоминалось выше, практически все люди, занимавшие его в сталинский период, были подвергнуты насилию и уничтожены. С.Н. Круглов же, по нашему мнению, будучи человеком весьма умным, понимал, что в первую очередь «вождь народов» не терпит тех, кто проявляет какую-либо самостоятельность, даже не столько в действиях, что было весьма трудно сделать в эпоху жесткой централизации власти, но и в мыслях. Поэтому оценка Ф.И. Чуева, на наш взгляд, не является совсем верной, в той ее части, где он утверждает, что как человек С.Н. Круглов был «ни рыба, ни мясо». Возможно, он просто лучше многих понимал, какая методика поведения являлась в существующих обстоятельствах наиболее разумной, и трудно его за это осуждать.

В сентябре 1945 г. СНК СССР приняло Постановление «О дополнительном привлечении к участию в работах по использованию внутриатомной энергии научных учреждений, отдельных учёных и других специалистов»25. В соответствии с данным актом из Германии в СССР в добровольно-принудительном порядке были доставлены сотни немецких ученых, имевших отношение к ядерной проблеме. Для руководства работой по использованию данных специалистов 26 января 1946 г. было образовано Управление специальных институтов (9 управление) НКВД СССР. Выбор советским Правительством именно немецких ученых для участия в атомном проекте не случаен: было хорошо известно, что в предвоенные и военные годы наибольших успехов в изучении данной проблемы добилась именно Германия. Всего в советском атомном проекте участвовало более 300 немцев, которые работали в СССР почти целое десятилетие. Многие немецкие специалисты за высокий вклад в создание советского атомного оружия были отмечены высокими наградами после испытания первой советской атомной бомбы в 1949 г26.

15 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР»27. В соответствии с этим законом НКВД СССР переименован в МВД СССР, Министром внутренних дел СССР утвержден С.Н. Круглов. 22 апреля 1946 г. были утверждены следующие заместители Министра внутренних дел СССР: В. С. Рясной (по общим вопросам), В.В. Чернышов, А.Н. Аполлонов, И. А. Серов, А.П. Завенягин, С.С. Мамулов, Б.П. Обручников28.

19 июля 1946 в составе Центрального аппарата МВД СССР была организована Юридическая часть, которая должна была давать свои заключения по всем документам, представляемым на подпись министру внутренних дел и его заместителям.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 2 сентября 1946 г. № 1967-828сс Главное Управление золотоплатиновой промышленности («Главзолото») из состава Министерства цветной металлургии СССР было передано в Министерство внутренних дел СССР со всеми подразделениями и личным составом29. Указанное решение предусматривало значительное увеличение добычи золота и расширение

24 Чуев Ф.И. Солдаты империи: Беседы. Воспоминания. Документы. М., 1998. С. 187.

25 Чубукова М.А. Указ. соч. С. 87.

26 Там же. С. 91.

27 Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1945-1946 гг. М., 1947. С. 13.

28 Кокурин А.И., Петров Н.В. Указ. соч. С. 86.

29 ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 4. Д. 522. Л. 84.

геолого-разведочных работ, а также преследовало цель сосредоточения руководства золотоплатиновой промышленностью в одном министерстве. Уже 6 сентября 1946 г. на базе «Главзолото» было организовано Главное Управление специальных цветных металлов («Главспеццветмет») МВД СССР. Об исключительно важной роли, которая отводилась данному Управлению, говорит тот факт, что в соответствии с вышеупомянутым Постановлением Совмина СССР от 2 сентября 1946 г. все лица, изъявившие желание работать в золотоплатиновой промышленности, должны были немедленно освобождаться администрацией по прежнему месту работы (за исключением угольной промышленности и черной металлургии)30.

В связи с окончанием Второй Мировой войны и изменением международной и внутренней обстановки значительно сократился комплекс задач, возложенных на части НКВД-МВД по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог. Новые обстоятельства позволяли осуществить постепенный переход на охрану железнодорожных сооружений и промышленных предприятий не войсками, а военизированной охраной. Так, Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1946 г. войска МВД освобождались от охраны грузов на железных дорогах, с возложением данной функции на Министерство путей сообщения31. На основании Постановления СНК СССР от 21 сентября 1945 г. под охраной войск НКВД оставалось 280 промышленных объектов вместо 476, охранявшихся ранее32.

Определенным итогом развития данного рода войск в изучаемый период стал Приказ МВД СССР от 7 декабря 1946 г., по которому Управление войск МВД по охране особо важных предприятий промышленности и Управление войск МВД по охране железных дорог были реорганизованы в одно Управление войск МВД СССР по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог. Данное Управление помимо осуществления войсковой охраны особо важных объектов промышленности и железных дорог, руководило служебной деятельностью, боевой и политической подготовкой войск33.

Таким образом в 1945-1946 гг. структурные преобразования Наркомата-Министерства внутренних дел СССР в основном были направлены на переориентацию деятельности данного ведомства в условиях мирного времени. Многие его управления и отделы, существование которых было целесообразным в военное время, были либо расформированы, либо сменили свое функциональное назначение. Кроме того, в эти годы органы внутренних дел возглавил новый человек, С.Н. Круглов, на которого легла полная ответственность за претворение в жизнь многих сталинских предначертаний по послевоенному строительству в труднейших географических и сложнейших климатических условиях предприятий промышленности, рудников по добыче полезных ископаемых, железных и шоссейных дорог, гидротехнических сооружений и водных каналов, объектов атомной промышленности. На наш взгляд вышеуказанные

структурные преобразования стали предвестниками той новой роли, которую

Правительство СССР отводило Наркомату-Министерству внутренних дел в послевоенные годы: решение в первую очередь народнохозяйственных задач по

восстановлению разрушенной войной государства. В последующие годы подобная

функциональная направленность данного ведомства принимала все более законченные формы.

30 ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 4. Д. 522. Л. 84.

31 Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М.,1996. С. 321.

32 Там же.

33 Доклад МВД СССР на имя Л.П. Берия и Г.М. Маленкова «О структуре МВД СССР». 01.09.1949 г.

Список литературы:

1. Безбородова И.В. Управление по делам военнопленных и интернированных НКВД-МВД СССР (1939-1953 гг.). Дисс. канд.истор.наук. М., 1997.

2. Ведомости Верховного Совета СССР. №2 (411). М., 1946.

3. Кокурин А.И., Петров Н.В. Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991. Справочник. М.: Международный фонд «Демократия», 2003.

4. Конасов В.Б. Место и роль управления по делам военнопленных и интернированных в пенитенциарной системе советского государства: 1939-1953 гг. // Отечественная история. № 6. 2005. С. 128-132.

5. Некрасов В.Ф. Тринадцать «железных» наркомов: история НКВД-МВД от А.И.Рыкова до Н.А.Щелокова. 1917-1982. М.: Версты, 1995.

6. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М.: Объединенная редакция МВД России, 1996.

7. Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945-1991. М.: Издательство РАГС, 1998.

8. Полунин В.В., Староверов В.А. Кадры специальных служб в советском атомном проекте 1945-1953 гг. // Лубянские чтения. 2004.

9. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1945-

1946 гг. М., 1947.

10. Сенотрусов А.П. Внутренние войска НКВД/МГБ/МВД СССР в Восточной Германии 1945-1956 гг. Дисс. канд. ист. наук. М., 2001.

11. Дунаева Е.М. Учреждения военного плена НКВД-МВД СССР (1939-1953). Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.

12. Чубукова М.А. Организационно-правовые основы участия НКВД-МВД СССР в разработке и реализации советского атомного проекта (1941-1949 гг.). Дисс. канд. ист. наук. М., 2007.

13. Чуев Ф.И. Солдаты империи: Беседы. Воспоминания. Документы. М.: Ковчег, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.