Научная статья на тему 'Развитие страхования жилья в регионе'

Развитие страхования жилья в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яруллин P. P., Кинзябулатов Р. З.

Данная статья посвящена развитию жилищного страхования в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Раскрыты особенности и перспективы развития жилищного страхования в регионе на примере города Уфы. Проведен анализ системы муниципального страхования жилья. В результате данного анализа выявлены недостатки и предложены направления его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HABITATION INSURANCE IN REGION

This article is devoted to development of housing insurance in conditions of reforming of housing and communal services. Features and prospects of development of housing insurance in region are shown by the example of city Ufa. There is analyzed the system of municipal insurance of habitation. As a result of this analysis there are revealed lacks of habitation insurance in region. In a conclusion there are offered directions of its perfection.

Текст научной работы на тему «Развитие страхования жилья в регионе»

74_____________________________________раздел ЭКОНОМИКА

УДК 368.1 (470.57)

ББК 65.271 (2 Рос.Баш)

РАЗВИТИЕ СТРАХОВАНИЯ ЖИЛЬЯ В РЕГИОНЕ Яруллин Р.Р., Кинзябулатов Р.З.

Данная статья посвящена развитию жилищного страхования в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Раскрыты особенности и перспективы развития жилищного страхования в регионе на примере города Уфы. Проведен анализ системы муниципального страхования жилья. В результате данного анализа выявлены недостатки и предложены направления его совершенствования.

Становление жилищного страхования следует рассматривать как одну из наиболее актуальных в отечественной экономической науке и практике проблем развития страховых отношений в условиях рыночных преобразований.

Потребность в страховой защите реально сформировалась в период перехода в частную собственность граждан жилых помещений. Появление в одном жилом доме нескольких собственников вынуждает к совместному решению вопросов о формах содержания жилого дома, обеспечения его сохранности и определения источников возмещения ущерба, возникающего в связи с износом и повышением аварийности жилого дома. Т ем не менее, на региональном уровне осуществляется попытка решить эту проблему самостоятельно с помощью внедрения систем муниципального страхования жилья. Местная администрация поддерживает систему муниципального страхования жилых помещений, так как она поможет решить вопросы восстановления жилья, поврежденного в результате пожаров, либо происшедших аварий, а также обеспечить социальную защиту интересов малообеспеченных граждан.

С января 2005 года уполномоченные страховые компании г. Уфа, по согласованию с городской администрацией приступили к реализации системы муниципального страхования жилых помещений с включением страхового взноса в квитанции по уплате коммунальных платежей. Эта программа

страхования жилых помещений призвана защитить имущественные интересы собственников и нанимателей жилья и обеспечить им возмещение убытков в случае повреждения или уничтожения отделки и оборудования жилых помещений. Страхование производится на случай повреждения или уничтожения внутренней отделки, инженерного, газового или электротехнического оборудования в результате наступления: пожара, взрыва газа, аварии внутреннего водостока, водопроводных, отопительных и канализационных систем, в том числе произошедших вне застрахованных помещений, и правомерных действий по их ликвидации; стихийных бедствий, а также сопровождающих их осадков.

Анализ тарифов системы муниципального страхования и коммерческого страхования жилья в г. Уфа показывает, что в условиях системы массового страхования жилищного фонда тариф составит 0,18% на 1 год, а страховая сумма - 2000 руб. на кв. метр. На условиях правил добровольного страхования имущества граждан и гражданской ответственности владельцев жилых помещений (коммерческого страхования) тариф в среднем по компаниям составит по: конструктивным элементам квартиры - 0,6% на 1 год; отделке и оборудованию помещений - 0,8%, домашнему имуществу (аппаратура, бытовая техника, одежда) - 1,2%.

Данные показывают, что на условиях системы муниципального страхования страховые тарифы в 4,4 раза меньше, чем при коммерческом страхова-

нии жилья. Однако условия коммерческого страхования жилья более качественны по страховому покрытию, а также по количеству рисков, позволяют получить страховое возмещение в полном объеме и достаточном на восстановительный ремонт или, при полном уничтожении жилья, на покупку другого равноценного жилья.

К сожалению, статистические данные в области жилищного страхования отсутствуют, в этих условиях огромное значение имело бы создание единой информационной базы данных. Одновременно с обработкой данных, непосредственно связанных со страхованием жилищного фонда, необходимо создать информационную систему учета и контроля параметров объектов (домов, квартир, помещений), событий, вызвавших их повреждение или уничтожение, а также размеров ущерба и т.д. Систематизация информационных потоков, их обработка в едином центре обеспечит оперативной информацией работу страховых компаний. Без этого невозможно создание информационнометодического обеспечения, необходимого страховщикам, страхователям и органам местного управления в рамках осуществления единой программы жилищного страхования.

По нашим наблюдениям, на первоначальном этапе развития системы муниципального страхования жилья участвует не более 10% населения, так как система муниципального страхования жилых помещений в г. Уфа основана на механизме реализации массовых страховых программ, которая предусматривает постепенное привыкание к программе будущих страхователей. Развитие аналогичных программ в регионах РФ (Московской, Псковской, Саратовской, Калининградской областях) показала, что уже через два - три года можно достичь 2025% участия жителей города.

Основными причинами низких темпов заключения договоров страхования и, следовательно, незначительного сокращения нагрузки на соответствующие статьи городского бюджета г. Уфа являются:

• недостаточная информированность жителей о действующей в городе системе страхования жилья;

• низкая страховая культура среди руководителей региональных органов власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций;

• несовершенное программное обеспечение Единого расчетного кассового центра, некорректность при разделении обязательных коммунальных платежей и добровольных страховых взносов.

Развитие программы добровольного страхования жилых помещений является одним из условий реформирования жилищно-коммунальной сферы в нашей стране, где особое внимание уделяется повышению роли нанимателей и собственников жилья. В будущем данная программа позволит перейти к страхованию общего имущества в многоквартирном доме.

Поступила в редакцию 04.12.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.