Научная статья на тему 'Развитие современных направлений молодежного волонтерства как расширение возможностей профессионально-личностного развития'

Развитие современных направлений молодежного волонтерства как расширение возможностей профессионально-личностного развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтерская деятельность / молодежь / профессиональные навыки / личностное развитие / направления добровольчества / мотивация / социальные практики / volunteer activities / the youth / professional skills / personal development / areas of volunteering / motivation / social practices

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поздеева Елена Геннадиевна

Развитие волонтерской деятельности молодежи является одной из важных задач молодежной политики государства. Наряду с этим появляющиеся новые направления добровольческого участия создают горизонт перспектив для профессионально-личностного развития молодежи. Актуальность исследования мнений и ожиданий молодежи, ее готовности к активному включению в открывающиеся новые сферы приложения добровольчества обусловлена необходимостью учета мотивации молодежи, ее запросов и самооценки для создания условий развития данной сферы. Целью исследования является выяснение уровня информированности и определение приоритетов молодежи по отношению к направлениям волонтерства. На основе анализа вторичных данных и результатов социологических опросов были получены характеристики позиции молодежи по отношению к значимости волонтерства во всем разнообразии этой деятельности, реализуемой сегодня; сформирован выделенный в качестве приоритетного спектр привлекательных форм и направлений добровольчества; определены проблемные места. В исследовании применялись социологические методы онлайн-анкетирования, проводимые по случайной выборке респондентов из среды молодежи, активное участие в опросе приняли студенты СПбПУ. Полученные результаты позволили определить, что наряду с традиционными волонтерскими практиками, связанными с оказанием социальной помощи, молодежь привлекают возможности развития своих коммуникационных и управленческих навыков в рамках событийного, культурного, экологического и цифрового волонтерства. Также претерпевает изменение мотивационная сторона, в ней более отчетливо звучит прагматический мотив приобретения актуальных навыков и компетенций, востребованных в современных экономических отношениях и требованиях сферы занятости. Полученные в ходе исследования выводы имеют значение для совершенствования социологического изучения молодежи, ее новых характеристик как субъекта на рынке труда, а также в развитии добровольческих практик в процессе обучения в образовательных организациях с целью получения молодежью актуальных профессиональных и личностных навыков в рамках освоения образовательных программ для усиления результативности и качества подготовки специалистов в соответствии с новым критериями профессионального отбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Поздеева Елена Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Youth Volunteer Participation as an Extension of Professional and Personal Development

The development of volunteer activities among young people is one of the important tasks of the state’s youth policy. New areas of volunteer participation are also emerging, creating a horizon of perspectives for the professional and personal development of young people. The relevance of the young people's opinion survey and their expectations, their readiness for active inclusion in the opening new areas of volunteering application is due to the need to consider the motivation of young people, their needs and self-assessment in order to create conditions for the development of this sphere. The purpose of the study is to determine the level of awareness and determine the priorities of young people in relation to areas of volunteering. Based on the analysis of secondary data and the results of sociological surveys, characteristics of the position of young people in relation to the importance of volunteering in all the diversity of this activity implemented today were obtained, a range of attractive forms and areas of volunteering was identified as a priority, and problem areas were identified. The study used sociological methods of online surveys conducted on a random sample of respondents from among young people; SPbPU students took an active part in the survey. The results obtained made it possible to determine that, along with traditional volunteer practices related to the provision of social assistance, young people are attracted by opportunities to develop their communication and management skills within the framework of event-based, cultural, environmental and digital volunteering. The motivational side is also undergoing a change; the pragmatic motive for acquiring relevant skills and competencies that are in demand in modern economic relations and the requirements of the employment sector sounds more clearly in it. The conclusions obtained in the course of the study are important for improving the sociological study of young people, their new characteristics as a subject in the labor market, as well as in the development of volunteer practices in the process of training in educational organizations in order to obtain relevant professional and personal skills for young people within the framework of mastering educational programs and to strengthen the effectiveness and quality of training in accordance with the new criteria of professional selection.

Текст научной работы на тему «Развитие современных направлений молодежного волонтерства как расширение возможностей профессионально-личностного развития»

СТРАНЫ, НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ STATES, NATIONS AND CULTURES

Научная статья

УДК: 316.346.32

DOI: 10.48612/RG/RGW.27.1.5

Развитие современных направлений молодежного волонтерства как расширение возможностей профессионально-личностного развития

Поздеева Елена Геннадиевна н Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Санкт-Петербург, Россия н pozdeeva_eg@spbstu.ru; https://orcid.org/0000-0002-7128-857X

Аннотация. Развитие волонтерской деятельности молодежи является одной из важных задач молодежной политики государства. Наряду с этим появляющиеся новые направления добровольческого участия создают горизонт перспектив для профессионально-личностного развития молодежи. Актуальность исследования мнений и ожиданий молодежи, ее готовности к активному включению в открывающиеся новые сферы приложения добровольчества обусловлена необходимостью учета мотивации молодежи, ее запросов и самооценки для создания условий развития данной сферы. Целью исследования является выяснение уровня информированности и определение приоритетов молодежи по отношению к направлениям волонтерства. На основе анализа вторичных данных и результатов социологических опросов были получены характеристики позиции молодежи по отношению к значимости волонтерства во всем разнообразии этой деятельности, реализуемой сегодня; сформирован выделенный в качестве приоритетного спектр привлекательных форм и направлений добровольчества; определены проблемные места. В исследовании применялись социологические методы онлайн-анкетирования, проводимые по случайной выборке респондентов из среды молодежи, активное участие в опросе приняли студенты СПбПУ.

Полученные результаты позволили определить, что наряду с традиционными волонтерскими практиками, связанными с оказанием социальной помощи, молодежь привлекают возможности развития своих коммуникационных и управленческих навыков в рамках событийного, культурного, экологического и цифрового волонтерства. Также претерпевает изменение мотивационная сторона, в ней более отчетливо звучит прагматический мотив приобретения актуальных навыков и компетенций, востребованных в современных экономических отношениях и требованиях сферы занятости. Полученные в ходе исследования выводы имеют значение для совершенствования социологического изучения молодежи, ее новых характеристик как

субъекта на рынке труда, а также в развитии добровольческих практик в процессе обучения в образовательных организациях с целью получения молодежью актуальных профессиональных и личностных навыков в рамках освоения образовательных программ для усиления результативности и качества подготовки специалистов в соответствии с новым критериями профессионального отбора.

Ключевые слова: волонтерская деятельность; молодежь; профессиональные навыки; личностное развитие; направления добровольчества; мотивация; социальные практики

Для цитирования: Поздеева Е.Г. Развитие современных направлений молодежного волонтерства как расширение возможностей профессионально-личностного развития // Россия в глобальном мире. 2024. Т. 27. Вып. 1. C. 78-94. DOI: 10.48612/rg/RGW.27.1.5

© Поздеева Е.Г., 2024. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

research article

UDC: 316.346.32

DOI: 10.48612/RG/RGW.27.1.5

Modern Youth Volunteer Participation as an Extension of Professional and Personal Development

Elena G. Pozdeeva H

Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia H pozdeeva_eg@spbstu.ru; https://orcid.org/0000-0002-7128-857X

Abstract. The development of volunteer activities among young people is one of the important tasks of the state's youth policy. New areas of volunteer participation are also emerging, creating a horizon of perspectives for the professional and personal development of young people. The relevance of the young people's opinion survey and their expectations, their readiness for active inclusion in the opening new areas of volunteering application is due to the need to consider the motivation of young people, their needs and self-assessment in order to create conditions for the development of this sphere. The purpose of the study is to determine the level of awareness and determine the priorities of young people in relation to areas of volunteering. Based on the analysis of secondary data and the results of sociological surveys, characteristics of the position of young people in relation to the importance of volunteering in all the diversity of this activity implemented today were obtained, a range of attractive forms and areas of volunteering was identified as a priority, and problem areas were identified. The study used sociological methods of online surveys conducted on a random sample of respondents from among young people; SPbPU students took an active part in the survey.

The results obtained made it possible to determine that, along with traditional volunteer practices related to the provision of social assistance, young people are attracted by opportunities to develop their communication and management skills within the framework of event-based, cultural, environmental and digital volunteering. The motivational side is also undergoing a change; the pragmatic motive for acquiring relevant skills and competencies that are in demand

in modern economic relations and the requirements of the employment sector sounds more clearly in it. The conclusions obtained in the course of the study are important for improving the sociological study of young people, their new characteristics as a subject in the labor market, as well as in the development of volunteer practices in the process of training in educational organizations in order to obtain relevant professional and personal skills for young people within the framework of mastering educational programs and to strengthen the effectiveness and quality of training in accordance with the new criteria ofprofessional selection.

Keywords: volunteer activities; the youth; professional skills; personal development; areas of volunteering; motivation; social practices

For citation: Pozdeeva, E.G. Modern Youth Volunteer Participation as an Extension of Professional and Personal Development. Russia in the Global World. 2024. Vol. 27. Iss. 1. P. 78-94. DOI: 10.48612/rg/RGW.27.1.5

© Pozdeeva, E.G., 2024. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

Введение

Центральной темой современных публикаций, обращенных к анализу состояния и динамики социума, является исследование протекающих трансформационных процессов. Показателем того, как общество справляется с новыми вызовами, выступает развитие его социальной сферы и отношений, расширение гражданского участия и характеристика активности различных социальных групп. Волонтерство как социальная практика и движение охватывает широкий спектр поддерживающих его субъектов, среди которых ведущее место занимает молодежь. Вовлеченность молодежи в добровольчество и ориентация ее в разнообразных сферах приложения добровольческой помощи является актуальной проблематикой междисциплинарных исследований.

Понимание направленности интереса молодежи, уровня информированности, коммуникационной готовности и ожиданий позволяет проектировать и осуществлять системные процессы, способствующие дальнейшей институционализации волонтерства в современных условиях. Гуманистические и прагматические мотивы включения молодежи в добровольчество раскрывают трансформацию самих практик волонтерской помощи и ставят задачи поиска комплексных управленческих решений. Расширение набора предлагаемой волонтерской помощи на основе перевода коммуникаций и услуг населению в электронную среду актуализирует изучение ориентаций и потребности в

навыках волонтеров, определяет новые направления развития добровольчества. В условиях создания благоприятной среды -инфраструктурной и виртуальной - для формирования новых областей приложения добровольчества, важными аспектами исследования также являются возникающие возможности для профессионально-творческого и личностного развития самих добровольцев. Жесткие и динамичные требования рыночной конкуренции создают режим сжатого времени для молодежи в их практиках обретения опытных знаний и навыков. Именно участие в добровольческой деятельности предоставляет новые возможности компетентностного развития, которые сегодня используют образовательные организации, предлагая и вовлекая молодежь в добровольчество, поощряя их проектный подход и инициативу в различных сферах приложения.

Волонтерство рассматривается в контексте познавательных практик, способствующих развитию личности, приобретению новых навыков для профессиональной деятельности, коммуникационных компетенций и опыта решения организационно-управленческих задач. Ключевым содержанием понятия волонтерской деятельности является то, что она направлена на организацию и реализацию помощи, услуг, предполагает различные формы гражданского участия, направленного на благо широкой общественности на безвозмездной основе. Согласно Федеральному закону (№135-ФЗ), «добровольцы (волонтеры) - это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в целях, указанных в Федеральном законе, или в иных общественно полезных целях» [1]. Волонтером является любое физическое лицо, в том числе иностранный гражданин и лицо без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтерства, основываясь на принципах волонтерской деятельности. Это человек, который, работая безвозмездно, стремится внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов.

Волонтерская деятельность представлена в различных социальных практиках, предполагает как традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, так и другие формы гражданского участия. Отличительным признаком этой деятельности является ее добровольность и отсутствие стремления к денежному вознаграждению.

Основные материалы, методы, результаты и их обсуждение

Понятия добровольческой помощи и волонтерства стали активно использоваться и распространяться в русском языке только концу XIX века, хотя практики бескорыстной помощи и поддержки существовали задолго до этого. Институционализацию волонтерства связывают с процессом возникновения международных организаций в 1920-гг. (SCI, Международный Красный Крест, British Volunteer Programme, US Peace Corps, Deutsche Entwiklungsdienst) [2].

Сегодня среди активных волонтеров особое место занимает молодежь, которая отличается мобильностью, гибкостью, стремлением к получению широкого набора знаний и навыков и ожидающая в ближайшей перспективе существенных перемен. Студенческое волонтерство рассматривается не только как молодежное социальное движение, но и как эффективная социально-педагогическая практика, оказывающая образовательный и воспитательный эффект и влияющая на профессиональное становление обучающихся [3].

Участие молодежи в добровольчестве рассматривается самой молодежью как предпочтительное с позиций приобретения полезных навыков, контактов, выявления новых перспектив построения карьеры. Эксперты в сфере образования также подчеркивают положительный вклад студенческого волонтерства в образовательный процесс и профессиональное становление студентов, возникающую возможность с помощью развития практик студенческого волонтерства способствовать формированию социально ответственной личности. Именно активное участие студентов в волонтерской деятельности во время обучения способствует их профессиональной самореализации, обеспечивает их личностное развитие и рост профессиональных компетенций. Наличие опыта волонтерской работы часто помогает при трудоустройстве.

Согласно данным Росстата, за период с 2016 по 2021 годы заметен устойчивый рост численности населения в возрасте 15 лет и старше, участвующего в волонтерском движении [4]. К наиболее популярным и востребованным направлениям можно отнести эпизодическое волонтерство, социальное волонтерство в сфере сохранения исторического и культурного наследия. Как отмечают М.В. Певная и Г.В. Зборовский,

российские волонтеры сегодня представляют собой широкую социальную общность, но прежде всего, они ассоциируются с движением, которое обладает выраженными признаками динамичности [5].

Сегодня, по данным портала Добро. ru, на территории Российской Федерации зарегистрировано более 5 млн. человек в качестве добровольцев (волонтеров). Самым востребованным направлением волонтерства для молодежи является направление «дети и молодежь» [6]. Волонтерами являются, в основном, молодые юноши и девушки, которые учатся или заканчивают обучение в университетах и колледжах, а средний возраст волонтера составляет 24 года. За последние годы отмечался рост распространения волонтерских центров и направлений деятельности, а в количественном выражении этот рост составляет динамику от 3 до 16 % (с 2016 г.).

Изучение волонтерской деятельности как фактора социализации и развития личности характерно для развивающегося в отечественных исследованиях педагогического подхода [7]. Волонтерство в рамках этого подхода анализируется как система, действуя с помощью которой каждый субъект может развить социально значимые характеристики, навыки, компетенции, которые востребованы в профессиональной деятельности, в социальных отношениях, общении и коммуникациях. Важными социально значимыми навыками, развиваемые у волонтеров, являются навыки самоорганизации и самооценки, связанные со способностью постоянно учиться решать новые проблемы, помогать другим людям, искать новые возможности для окружающих и для себя, оценивать достижение цели и результативность действий.

Социологический подход к исследованию волонтерства обращен к анализу участия индивидов в волонтерских практиках, которые трактуются в контексте формальной и неформальной трудовой деятельности. Вовлеченность в добровольчество, реализуемое в различных формах, связано со стремлением индивида оказывать неформальную помощь. При этом не обязательно, что эта помощь трансформируется в закрепляемые регламентациями формальные практики, это могут быть единичные акции. Такие практики носят ценностный характер, а сама волонтерская деятельность трактуется как социальная деятельность,

которая способствует укреплению социальных связей, социального капитала, доверия и солидарности в обществе.

Педагогическая сторона волонтерства сопряжена с воспитательным аспектом, так как конечной целью поддержания различных форм добровольчества является благополучие и развитие гражданского общества, в котором каждый индивид находит свое место и вносит свой активный вклад. Учитывая это, волонтерство применяется как прикладная педагогическая практика на всех ступенях образовательной системы, от школы до университета.

Одним из перспективных подходов к волонтерству выступает управленческий подход [8], суть которого заключается в выявлении основ управляемости сферы взаимодействия волонтеров, в разработке регулятивных механизмов для различных типов социальных отношений между волонтерами и между волонтерами и другими агентами на всех уровнях управления в различных секторах экономики. В этой связи особенно важным является анализ развития спектра направлений волонтерства, определяющий разнообразие формирующихся отношений, структур и социальных ролей, что проблематизирует и постановку вопроса о подготовке волонтеров к меняющимся условиям деятельности.

В настоящее время студенческое волонтерство представлено в достаточно широком спектре направлений: социальное, событийное, спортивное, экологическое культурное и другие. Возникновение новых областей деятельности, сопровождающее современный динамичный этап развития общества, влечет за собой новые проблемы, уязвимости, отражающиеся на социуме, а также стремление с помощью горизонтальных связей и коммуникационных инструментов разрешать складывающиеся противоречия, оказывать помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Дадим краткую характеристику направлениям волонтерской деятельности, в которые активно включается молодежь:

- Социальное волонтерство заключается в помощи социально незащищенным категориям населения.

- Событийное волонтерство предполагает помощь в организации и проведении мероприятий в различных форматах, реализуемое в сферах активности и на разных уровнях управления.

- Культурное волонтерство - это участие молодежи в реставрации архитектурных памятников, работа в библиотеках и музеях, организация и проведение экскурсий, проведение культурных мероприятий и фестивалей.

- Экологическое волонтерство представляет собой просветительскую работу с общественностью по экологической проблематике. Эковолонтеры участвуют в организации различных акций, готовят и реализуют проекты, направленные на решение экологических проблем, проводят исследования. Они включаются в работу по поддержанию чистоты территорий, принимают участие в субботниках, способствуют развитию экологической культуры, в частности обращают особое внимание на отношение граждан к утилизации мусора.

- Медицинское волонтерство имеет дореволюционные традиции, заложенные еще в деятельности организации «Российский Красный Крест». В это направление сегодня включаются волонтеры как с медицинским образованием, так и без него. Круг задач первых охватывает просветительскую деятельность по профилактике заболеваний, оказание помощи медицинскому персоналу, уход за больными. Медицинские волонтеры заботятся о пациентах, организуют для них досуг, сопровождают во время медицинских манипуляций. Важность медицинского волонтерства стала особенно очевидна в период пандемии COVID-19 [9].

- Спортивное волонтерство связано с проведением физкультурных и спортивных мероприятий, с реализацией проектов и программ по популяризации спорта и пропаганде здорового образа жизни. В круг задач спортивных волонтеров входит общение с болельщиками и зрителями, сопровождение спортсменов на соревнованиях. Этот вид волонтерства особенно востребован молодежью, интересующейся и занимающейся спортом. Но для этого направления важно наличие знаний в области выбранного вида спорта, также динамичность мероприятий требует обладания организационными и управленческими навыками, включая умение общаться со спортсменами с инвалидностью. Это определят важность обучения волонтеров перед каждым спортивным мероприятием

- Волонтерство в сфере общественной безопасности - это помощь службам экстренного реагирования в профилактике и ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций, в организации обеспечения безопасности на массовых событиях, в поиске пропавших людей.

- Медиаволонтерство включает деятельность журналистов, фотографов, операторов, блоггеров. В задачи медиаволонтеров входит информационная работа, освещение событий, мероприятий, а также информирование граждан о проектах и результатах самой волонтерской деятельности, привлечение граждан в ряды добровольческого движения.

- Цифровое волонтерство заметно развивается в последнее время в направлениях: создание программного обеспечения, переводы документов и статей, генерация учебных материалов, проектирование базы данных, сканирование документов, консалтинг, редактирование видеоматериалов, мониторинг новостей и др.

В столь широком контексте деятельности важно учитывать мотивы и факторы, оказывающие влияние на привлечение волонтеров. К числу наиболее эффективных способов вовлечения в волонтерство относят следующие [10]:

1. Социальные мероприятия: проведение встреч и праздников для волонтеров, участие в общественных мероприятиях, конференциях и семинарах.

2. Регулярное общение: создание сообщества волонтеров, общение с помощью социальных сетей и обмен опытом.

3. Награды и призы: вручение призов волонтерам, которые выполняют задачи наиболее успешно, а также дополнительных стимулов, таких как подарки и возможности путешествовать.

4. Обучение и развитие навыков: проведение специальных тренингов, курсов и семинаров для волонтеров.

5. Общественное признание волонтеров: благодарности от организаций и сообществ, публичное признание заслуг волонтеров.

По данным опросов ВЦИОМ, посвященных мотивам волонтерской деятельности среди студентов ссузов и вузов, которые были проведены в 2019 г. [11], для студентов наиболее актуальными являются следующие мотивы включения в добровольчество:

- социальное влияние и помощь нуждающимся,

- личностный рост и развитие,

- социальные связи и расширение сети контактов,

- профессиональное развитие и приобретение навыков,

- вклад в общественное благо и улучшение условий жизни.

Анализ данных исследований ВЦИОМ дает возможность выделить

ряд наиболее действенных и распространенных мер поддержки волонтеров в образовательных организациях высшего образования [12], которые системно оказывают существенное влияние на активность студентов и их интерес к добровольчеству. Среди мер, согласно рейтингу важности, отмеченных волонтерами в ходе опросов, можно выделить следующие:

- вручение благодарностей / почетных грамот / наград (72% респондентов),

- повышенная стипендия за общественную деятельность (51%),

- публикации в корпоративных СМИ учебного заведения о волонтерах и их достижениях (25%),

- освобождение от занятий и предоставление дополнительного времени для досуга (25%),

- преимущества при переводе на бюджетную форму обучения (23%).

Анализ исследований позволяет заключить, что студенты, которые активно вовлечены в волонтерство, выражают уверенность в том, что таким образом они удовлетворяют свою потребность в самореализации, а также совершенствуют навыки, приобретают полезный опыт для будущей профессиональной деятельности. При этом обращает на себя внимание и еще одна выявленная позиция студентов, отражающая их запрос на систему мотивации и стимулирования. При адекватно сформированной системе мотивов и стимулов к деятельности у молодежи повышается уровень вовлеченности и активности в добровольчество.

Как показал опрос студентов СПбПУ (проведенный в 2022 г. количество респондентов 162), они не всегда владеют подробной информацией о возможностях участия в волонтерских мероприятиях, проводимых в вузе. Также была выявлена низкая информированность по ряду направлений, например, о цифровом волонтерстве. Из всех опрошенных 20 % студентов ответили, что уже пробовали себя в качестве цифровых волонтеров, но 47% вообще не знают об этом направлении и

подобной возможности. При этом треть студентов считают, что цифровое волонтерство как новое направление является сегодня востребованным и имеет большие перспективы в связи с развитием цифровых технологий и усложнением коммуникаций, требующих новых навыков от граждан в решении их жизненных проблем.

Несмотря на то, что большинство респондентов признались, что не вполне знают, чем и как занимаются цифровые волонтеры, они отмечают преимущества этого направления: отсутствие привязки к конкретной локации (65%), экономию временных ресурсов (62%), существенное упрощение коммуникации (39%), а также повышение уровня уверенности в своих силах и возможностях (23%).

С целью определить отношение к волонтерству и уровень информированности о различных направлениях и возможностях участия в добровольческой деятельности в период обучения в вузе был проведен опрос в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (март-апрель 2023, выборка случайная). В нем приняли представители молодежи в количестве 910 респондентов, среди которых 70% женщины и 30% мужчины. Информация об опросе была размещена в сети интернет (сообщества студентов СПбПУ в социальных сетях), а также передавалась на мероприятиях (например, на волонтерском форуме), посвященных волонтерству, в связи с чем среди участников опроса оказались люди, которые уже закончили обучение в университете, но продолжают участвовать и заниматься волонтерством.

По данным проведенного опроса, 84% респондентов воспринимают волонтерскую деятельность как актуальную в современном мире. 72,7% респондентов отмечают, что за последний год принимали участие в волонтерстве, а 62% - выступали в роли добровольца несколько раз в месяц. Всего 93% респондентов за последний год минимум один раз принимали участие в волонтерских мероприятиях. Обращает на себя внимание тот факт, что 36% респондентов отмечают, что основной причиной для участия в волонтерской деятельности для них является то, что в своей жизни они столкнулись с какой-либо проблемой, которую теперь готовы помочь решать другим людям. Такая мотивация свидетельствует о развитости чувства гражданского долга и стремления к развитию, не опасаясь новых вызовов.

Среди направлений, наиболее отмеченных активностью респондентов, можно выделить: образовательное волонтерство - (14,3%), волонтерство в сфере здоровья (11,2%), медиаволонтерство - 10,5%, организационное волонтерство - 10,3%. (см. рис. 1)

Б каких направлениях добровольчества Вы принимаете участие? [О Копир!

9 "1С отьетоБ

ф Организационное волонтерство ф Мещународное ЕслснтерстЕО Патриотическое вслонтерство Ф Зооволонтерство

# Образовательное направление

# Волонтерство в сфере ЧС

# Волонтерство в сфере здоровья

# Социальное еолснтерстЕО

№ Т

Рис.1. Спектр направлений волонтерства, отмеченный активностью респондентов (в%).

Также важно было понять позицию респондентов по поводу того, эффективно ли ведется волонтерская деятельность, что предполагает общую оценку - как усилий со стороны вузов, поддерживающих волонтерские практики, так и инициативной деятельности самих участников. Так, 92,8% респондентов согласны, что волонтерство сегодня является эффективной социальной практикой, что позволяет говорить о понимании ими важности и результативности волонтерских практик во всем спектре их реализации.

Заключение

Таким образом, можно заключить, что у молодежи наблюдается интерес к волонтерству, готовность включаться в добровольческую деятельность, предоставляющую возможность как проявить себя, так и развивать свои компетенции в различных сферах. Молодежи характерно отношение к добровольчеству как традиционное, связанное с гражданской позицией и желанием оказывать помощь другим людям, так и прагматический - совершенствовать свои деятельностные навыки и приобретать новые компетенции в расширяющемся поле коммуникаций.

Среди основных проблем, которые являются барьерами на пути развития волонтерства на данном этапе, выделить те, которые

обусловлены протекающими трансформационными процессами [13]. Систему проблем можно сконструировать на основе ряда ключевых сторон:

- Социально-психологические проблемы связаны с изменением отношения населения к добровольчеству, признанием значимости и повышением уровня доверия волонтерам.

- В нормативно-правовом поле ключевыми являются задачи регламентации статуса волонтера и волонтерской деятельности, разработки регулирующих норм взаимодействия волонтерских организаций с государственными организациями, бизнес-структурами, НКО.

- В управленческом аспекте на первом месте стоит разработка новых мер государственной поддержки, создание поля тесного взаимодействия различных агентов, создание условий для новых волонтерских организаций, развитие инфраструктуры добровольческого движения.

- Технологическая сторона развития волонтерства связана с созданием центров информационной и технологической поддержки волонтерства, оказанием методической и информационной поддержки субъектам добровольческой деятельности.

Наряду с институциональными и нормативно-правовыми важными проблемами волонтерства следует подчеркнуть и такие аспекты, как несформированность традиции волонтерской деятельности в российском обществе [14], нечеткость статуса волонтера и размытость границ волонтерской социальной общности. Это те проблемы, которые требуют дальнейших исследований с опорой на анализ мнения молодежи как заинтересованного участника, готового к включению в новые направления активности.

Современный взгляд на волонтерство отражен в принципе отношения к взаимопомощи как «добровольчество через всю жизнь», он акцентирует важность создания условий для участия в добровольческой деятельности для всех возрастных групп населения: от детей и молодежи до лиц старшего возраста [15]. Участие в волонтерских проектах со стороны молодежи поддерживает ее мобильный статус, ориентированный

на краткосрочную и разнообразную занятость. В этой связи важно поддерживать интерес к добровольчеству в том числе и с помощью просветительской деятельности, обращаясь к традициям взаимопомощи, сформированным как в России, так и в зарубежных странах [16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комплексный подход к развитию направлений волонтерства и поддержке инициатив со стороны молодежи может стать основой нового этапа институционализации этой деятельности и откроет новые возможности эффективного формата активности в нашей стране.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»: [сайт]. URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/ (дата обращения: 11.10.2023).

2. Габдрахманова Р.А. Волонтерская деятельность в России и за рубежом // Вестник КГЭУ. 2012. №4(15). [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskaya-deyatelnost-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 07.11.2023).

3. Абакумова М.М., Абакумов Р.Г. Волонтёрское движение в контексте развития социума // Образование и проблемы развития общества. 2018. №1(5). [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7volontyorskoe-dvizhenie-v-kontekste-razYitiya-sotsiuma (дата обращения: 08.11.2023).

4. Доклад о развитии добровольчества в Российской Федерации в 2022 году // портал «Единая автоматизированная информационная система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [сайт]. URL: https://nko.economy.gov.ru/upload/docs/doklad-o-razvitii-dobrovolchestva-za-2022-god.pdf (дата обращения: 23.10.2023).

5. Певная М.В., Зборовский Г.Е. Методология исследования перспективных практик, проблем и возможностей управления российским волонтерством // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22. № 4(156). [эл. доступ]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/43819/1/iurp-2016-156-25.pdf (дата обращения: 03.11.2023).

6. Аналитика волонтерства: [сайт]. URL: https://dobro.ru/analytics (дата обращения: 02.11.2023).

7. Москвина И.В. Волонтерская деятельность как средство нравственного воспитания будущих педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 3. [эл. доступ]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN322.pdf (дата обращения: 03.11.2023).

8. Певная М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2016. 434 с.

9. Паклина Е.А. Организация волонтерской деятельности в период пандемии COVID-19 // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 4(45). С. 130-135.

10. Более 70 тыс. студентов стали волонтерами штабов #МыВместе. 02.11.2022 // Официальный сайт министерства науки и высшего образования Российской Федерации: [сайт]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/60565/ (дата обращения: 08.10.2023).

11. Волонтёры - герои нашего времени. 05.12.2019 // ВЦИОМ: [сайт]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/volontery-geroi-nashego-vremeni (дата обращения: 08.10.2023).

12. Что вдохновляет волонтеров? 01.09.2017 // ВЦИОМ: [сайт]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chto-vdokhnovlyaet-volonterov (дата обращения: 08.10.2023).

13. Лихачева М.И. Проблемы и тенденции развития современных волонтерских движений в России // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе. 2017. [эл. доступ]. URL: https://elis.psu.ru/node/484524 (дата обращения: 11.10.2023).

14. Певная М.В. Развитие волонтёрства в России: проблемы и противоречия // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. №2(29). [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-volontyorstva-v-rossii-problemy-i-protivorechiya (дата обращения: 09.10.2023).

15. Овсий В.В. Перспективные направления развития молодежного волонтёрства в современной России // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8(37). № 3. [эл. доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-napravleniya-razvitiya-molodezhnogo-volontyorstva-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 09.10.2023).

16. Поздеева Е.Г. Отношения взаимопомощи как фактор развития социального государства (на примере Великобритании и России) // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1(167). С. 9-14.

REFERENCES

1. Federalnyy zakon ot 11.08.1995 №135-FZ (red. ot 21.11.2022) «O blagotvoritelnoy deyatelnosti i dobrovolchestve (volonterstve)». [Federal Law of August 11, 1995 No. 135-FZ (as amended on November 21, 2022) "On charitable activities and volunteering (volunteering)."]. Available at https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/ (accessed: 11.10.2023). (In Russian).

2. Gabdrakhmanova R.A. Volonterskaya deyatelnost v Rossii i za rubezhom [Volunteer Activities in Russia and Abroad]. Vestnik KGEHU. 2012. №4 (15). Available at https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskaya-deyatelnost-v-rossii-i-za-rubezhom (accessed: 07.11.2023). (In Russian).

3. Abakumova M.M., Abakumov R.G. Volonterskoye dvizheniye v kontekste razvitiya sotsiuma [Volunteer Movement in the Context of Social Development]. Obrazovanie i problemy razvitiya obshhestva. 2018. №1(5). Available at https://cyberleninka.ru/article/n/volontyorskoe-dvizhenie-v-kontekste-razvitiya-sotsiuma (accessed: 08.11.2023). (In Russian).

4. Doklad o razvitii dobrovolchestva v Rossiyskoy Federatsii v 2022 godu. [Report on the Development of Volunteerism in the Russian Federation in 2022]. Portal «Edinaja avtomatizirovannaja informacionnaja sistema podderzhki social'no orientirovannyh

nekommercheskih organizacij» Available at https://nko.economy.gov.ru/upload/docs/doklad-o-razvitii-dobrovolchestva-za-2022-god.pdf (accessed: 23.10.2023). (In Russian).

5. Pevnaya M.V., Zborovskiy G.Ye. Metodologiya issledovaniya perspektivnykh praktik, problem i vozmozhnostey upravleniya rossiyskim volonterstvom [Methodology for Researching Promising Practices, Problems and Opportunities for Managing Russian Volunteerism]. Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury. 2016. Vol. 22. № 4(156). Available at https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/43819/1/iurp-2016-156-25.pdf (accessed: 03.11.2023). (In Russian).

6. Analitika volonterstva. [Volunteering Analytics]. Available at https://dobro.ru/analytics (accessed: 02.11.2023). (In Russian).

7. Moskvina I.V. Volonterskaya deyatelnost kak sredstvo nravstvennogo vospitaniya budushchikh pedagogov [Volunteer Activity as a Means of Moral Education of Future Teachers]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2022. Vol. 10. № 3. Available at https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN322.pdf (accessed: 03.11.2023). (In Russian).

8. Pevnaya M.V. Upravleniye volonterstvom: mezhdunarodnyy opyt i lokalnyye praktiki [Volunteerism Management: International Experience and Local Practices]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural, un-ta, 2016. 434 p. (In Russian).

9. Paklina Ye.A. Organizatsiya volonterskoy deyatelnosti v period pandemii COVID-19 [Organization of Volunteer Activities During the COVID-19 Pandemic]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2020. № 4(45). P. 130-135. (In Russian).

10. Boleye 70 tys. studentov stali volonterami shtabov #MyVmeste [More Than 70 Thousand Students Became Volunteers at #WeAreTogether Headquarters]. 02.11.2022. Ofitsialnyy sayt ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii. Available at https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/60565/ (accessed: 8.10.2023). (In Russian).

11. Volontery - geroi nashego vremeni [Volunteers are the Heroes of Our Time]. VTsIOM Available at https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/volontery-geroi-nashego-vremeni (accessed: 08.10.2023). (In Russian).

12. Chto vdokhnovlyayet volonterov? [What Inspires Volunteers?]. VTsIOM Available at https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chto-vdokhnovlyaet-volonterov (accessed: 08.10.2023). (In Russian).

13. Likhacheva M.I. Problemy i tendentsii razvitiya sovremennykh volonterskikh dvizheniy v Rossii [Problems and Trends in the Development of Modern Volunteer Movements in Russia]. Aktual'nye problemy razvitija chelovecheskogo potenciala v sovremennom obshhestve. 2017 Available at https://elis.psu.ru/node/484524 (accessed: 11.10.2023). (In Russian).

14. Pevnaya M.V. Razvitiye volonterstva v Rossii: problemy i protivorechiya. [Development of Volunteerism in Russia: Problems and Contradictions]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. №2(29). Available at https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-volontyorstva-v-rossii-problemy-i-protivorechiya (accessed: 09.10.2023). (In Russian).

15. Ovsiy V.V. Perspektivnyye napravleniya razvitiya molodezhnogo volonterstva v sovremennoy Rossii. [Promising Directions for the Development of Youth Volunteering in Modern Russia]. Gumanitarij Yuga Rossii. 2019. Vol. 8(37). № 3. Available at

https://cyberleninka.m/artide/n/perspektivnye-napravleniya-razvitiya-molodezhnogo-volontyorstva-v-sovremennoy-rossii (accessed: 09.10.2023). (In Russian). 16. Pozdeyeva Ye.G. Otnosheniya vzaimopomoshchi kak faktor razvitiya sotsialnogo gosudarstva (na primere Velikobritanii i Rossii). [Mutual Assistance Relations as a Factor in the Development of a Social State (Using the Example of Great Britain and Russia)]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshhestvennye nauki. 2013. № 1(167). P. 9-14. (In Russian).

Сведения об авторах / Information about authors

Поздеева Елена Геннадиевна - кандидат социологических наук, доцент Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: pozdeeva_eg@spbstu.ru; ORCID: 0000-0002-7128-857X Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Pozdeeva Elena G. - candidate of Sociology, associate professor. Higher School of Media Communications and Public Relations, Institute of Humanities. Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University.

E-mail: pozdeeva_eg@spbstu.ru; ORCID: 0000-0002-7128-857X Author declares no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 15.11.2023. О добрена после рецензирования 23.01.2024. Принята 25.01.2024. Received 15.11.2023. Approved after reviewing 23.01.2024. Accepted 25.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.