ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
УДК 657
Н. Ф. ШИГАБУТДИНОВА, Р. М. КАМАЛТДИНОВА
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В РОССИИ
Рассматриваются актуальные проблемы аудита в России, а также анализируются изменения законодательства, которые были приняты с 2011 года.
Ключевые слова: аудит, проблемы аудиторской деятельности в России, развитие саморегулируемых организаций аудиторов.
В Российской Федерации аудит и аудиторская деятельность в течение двух лет находятся в ситуации постоянных реформ. По мнению экспертов в стране последовательно проводятся мероприятия, направленные на ликвидацию отечественного аудита, на активное вытеснение небольших региональных аудиторских компаний с рынка аудиторских услуг. Данные выводы были сделаны после проведения ряда мероприятий, таких как введение института саморегулируемых организаций (СРО), многочисленных условий и платежей, связанных с вступлением в СРО; изменения в стандартах качества, в контроле качества; введение системы внешнего контроля качества со стороны Росфиннадзора; изменения Федерального закона «Об аудиторской
гтр.ятр.пкнпг.тт) П1
Так что же происходит на рынке аудиторских услуг сегодня: завершение реформы аудита или начало его оазвития по наппавлению к ппосЬес-
J & I л
/\тт/ч» ТЛ У ▼ О л * л ^ » ' О Т Г» /Ч *-Ч л » Т * *
^липо-мооОт у у лприг>а.гиг11\^ :
Рассмотрим основные изменения в системе регулирования аудиторского рынка и выделим основные проблемы современного этапа развития аудита.
С 2009 г. вступил в силу закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-Ф3 (далее - Закон №307-Ф3), который изменил подходы к регулированию аудиторской деятельности. Новые положения действуют уже третий год, и если 2009 год был переходным, то в полную силу этот закон работал уже в 2010 году. Основная концепция закона заключается в следующем: во-первых, было отменено лицензирование, что подразумевает замену государственного регули-
© Шигабутдинова Н. Ф., Камалтдинова Р. М., 2012
рования в лице Министерства финансов РФ на регулирование самими профессионалами - саморегулируемыми организациями аудиторов (СРОА). Во-вторых, изменилось регулирующее аудит законодательство, кроме Закона №307-Ф3 аудиторскую деятельность теперь регулирует и Закон №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях». Требования к аудиторам и аудиторским организациям значительно расширились и включают в себя следующие:
1) обязательная доля уставного капитала, принадлежащая аудиторам, должна быть не менее 51%;
2) уплата членских взносов в СРОА и компенсационный фонд;
3) безупречная деловая репутация;
4) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы.
Законом отменено страхование аудиторской деятельности, но при этом очень много возлагается на стандартизацию аудиторской домсль-ности и Кодекс этики аудиторов. Новые понятия введены в законодательство наряду с более серьёзным отношением к контролю качества аудита [ 1 ].
С 1 января 2011 года были внесены изменения в Закон №307-Ф3 относительно упрощённого экзамена для аудиторов. Аудиторы, имеющие действительные аттестаты, вправе до 1 января 2013 года сдавать квалификационный экзамен в упрощённом порядке. Целью упрощённого экзамена является проверка профессиональных знаний претендента в отраслевых областях, в которых он не имеет опыта работы в качестве аудитора. Отраслевыми областями в данном случае считаются общий и банковский аудит. Сдавать упрощённый экзамен нужно только аудиторам, желающим проверять публичные компании, кредитные, страховые организации, негосударственные
пенсионные фонды и консолидированную отчётность. Также в Законе №307-Ф3 были скорректированы положения, касающиеся оснований и порядка выдачи квалификационного аттестата аудитора. В частности, СРО теперь вправе взимать плату за выдачу аттестата, расширен перечень оснований для отказа в выдаче данного документа и уточнены переходные положения, связанные с порядком участия специалиста в аудиторской деятельности в соответствии с имеющимся у него квалификационным аттестатом [1].
Расширен перечень требований к членству индивидуальных аудиторов в СРО - наличие и соблюдение правил внутреннего контроля качества работы. Что касается самих саморегулируемых организаций, то им дано право устанавливать иные основания для проведения внеплановых внешних проверок качества работы аудиторской компании, не поименованные в Законе № Э07-ФЗ [1].
Каким же образом новые механизмы регулирования повлияли на аудиторский рынок?
Рассмотрим текущее состояние российского аудита со стороны СРОА.
Основные функции СРОА заключаются в следующем:
1) ведение реестра членов СРОА;
2) контроль качества членов СРОА;
3) аттестация и повышение квалификации аудиторов.
В первую очередь данные организации должны осуществлять защиту своих членов, повышать интерес к профессии, качеству аудиторских услуг, чтобы общественная значимость аудита в экономике была ощутима и способствовала улучшению и прозрачности всей экономической информации.
На сегодняшний день в государственном реестре России числятся 6 СРОА:
© НП «Аудиторская палата России»;
• НП «Институт Профессиональных Аудиторов»;
• НП «Московская аудиторская палата»;
• НП «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров»;
• НП «Российская Коллегия аудиторов»;
• НП Аудиторская Ассоциация «Содружество».
По состоянию на 01.01.2011 г. общее количество аудиторских организаций в реестре составило чуть больше 5 тыс. (5168).
В дореформенный период было выдано около 40 тыс. аттестатов (38,8 тыс.) аудиторов. После введения саморегулирования численность аудиторов сразу сократилась на треть и к концу 2010 г. составила 24 тыс. А в связи с нововведениями в Законе №307-Ф3 об упрощённом экзамене аудиторов на рынке аудиторских услуг будут происходить серьёзные изменения. Закон не обязывает аудиторов проходить «упрощённые» испытания, но, тем не менее, сильно ограничивает участие в аудиторской деятельности тех, кто не станет обладателем единого аттестата. Такие аудиторы уже с 1 января 2012 года не смогут не только подписывать аудиторские заключения общественно-значимых организаций, но осуществлять проверку банков, государственных унитарных предприятий с долей государственной собственности более 25%, обществ взаимного страхования, инвестиционных фондов, бирж и других типов объектов, упомянутых в статье 5 части 3 Федерального закона №308 от 30 декабря 2008 года [3].
Рассмотрим основные проблемы, существующие на современном этапе развития аудиторской деятельности в России.
Одной из проблем аудита сегодня является проблема ценообразования. В течение ряда лет
Т У * Я Г\ ЛТ»Г ГТТТ1ГГГЧ^Л1/*»1ГЛ/ ч ГЛ Г"¥Ч гт^ лт гтттллтплттттл ил
V Д ОПМЧ/Ч/ 1 и iXJ /Лiti 1 ир^ППЛ у \SJIJ 1 1 ОЧ-/1 II IV/ 1 л ^
увеличивалась, но при этом возрастали затраты аудиторов, в том числе связанные с вступлением в СРОА и сопутствующими ему взносами, контролем качества, современными технологиями, инфляцией и др. Раньше стоимость аудита была
Таблица 1
Количество аудиторских фирм в СРОА
Саморегулируемые организации аудиторов Кол-во ауд. фирм
Аудиторская палата России 1139
Институт Профессиональных Аудиторов 313
Московская аудиторская палата 1108
Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров 1173
Российская Коллегия аудиторов 785
Аудиторская Ассоциация «Содружество» 724
очень высокой, и каждая консультация, каждое действие аудитора, каждое заключение имели большую ценность. Сегодня же многие вопросы, которые необходимо решить, есть в открытом доступе, в информационных справочно-право-вых системах. На стоимость аудита в сторону снижения повлияли и кризисные явления в экономике, когда клиенты оказались в тяжёлом положении. Также были аудиторы, которым пришлось перекрывать затраты на вступление в СРОА, и они существенно снижали стоимость аудиторских услуг с целью завоевания клиентов. Всё это привело к существенному снижению стоимости аудиторских услуг.
Следующая проблема, которая волнует аудиторов, это эффективность работы самих СРОА. Все аудиторы ждут от своих СРОА определённой защиты, необходимой информации, лоббирования интересов, но этого не происходит. Во многом это связано с тем, что СРОА находятся ещё в стадии формирования и проработке механизмов регулирования. Сегодня СРОА необходимо наладить взаимодействие между собой, чтобы был единый подход к контролю качества, стандартизации. Серьёзные вопросы есть и к системе контроля качества аудиторской деятельности. По мнению некоторых государственных органов, у СРОА низкий уровень надзора за своими членами, формален и недостаточен контроль качества их услуг [4].
Одной из самых значительных проблем сегодня для аудиторов стала новая аттестация для уже аттестованных аудиторов, упоминаемая в ФЗ «Об аудиторской деятельности» в качестве экзамена на получение единого квалификационного аттестата, сдаваемого «в упрощённом порядке».
Введение аттестата нового образца лишило возможности аудиторов с большим стажем проведения аудиторских проверок продолжать свою деятельность в этой сфере, что может оказать негативное влияние на качество аудиторских проверок.
Проанализировав первые результаты проведения экзамена, по состоянию на начало декабря 2011 года, из 26 566 аудиторов, состоящих в саморегулируемых организациях аудиторов, получат единый аттестат аудитора 644 человека, или 2,42% от численности аудиторского сообщества России.
Ситуация с упрощённым экзаменом в конце 2011 года напрямую влияет на надвигающуюся перспективу 2012 года, когда, согласно Закону №308-Ф3, аудиторам, не имеющим единого аттестата, запрещено участвовать в аудиторской деятельности по проверке всех общественно-значимых организаций и учреждений, подлежащих обязательному аудиту. Для российского аудита эта ситуация кризисная [3].
Московская аудиторская палата в марте 2012 года предоставила сведения о том, что Российский союз промышленников и предпринимателей обратился в Общественную палату РФ с просьбой ускорить рассмотрение внесения новых изменений закона «Об аудиторской деятельности» в Госдуме для нормализации ситуации, сложившейся в российском аудите. На сегодняшний день в Госдуме по этой проблеме приняты к рассмотрению два проекта:
- первый законопроект переносит дату вступления в действие единого аттестата с 1 января на 1 июля 2012 года для всех общественно-значимых аудиторов;
- второй законопроект, №19760-6, вносит поправку в часть 4.1 статьи 23 закона «Об аудиторской деятельности», согласно которой требование о наличии единого аттестата для общественно-значимых аудиторов (по аудиту отчётности организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 закона №307-Ф3) переносится с 1 января 2012 года на 1 июля 2012 года по договорам аудита 2011 года. То есть не для всех аудиторов, а лишь для тех, кто заключил договор аудита в 2011 году.
Для аудиторов, не обладающих аттестатами нового образца, принятие этой поправки - последний шанс выполнить перед клиентами, которые являются общественно-значимыми организациями, свои обязательства в отношении итоговой финансовой отчётности за 2011 год.
Таким образом, сегодня российский аудит претерпевает серьёзные изменения, что негативно отражается на численности квалифицированных аудиторов, а также ведёт к сокращению региональных аудиторских фирм. Тем не менее реформирование продолжается, и Государственная Дума РФ продолжает рассматривать поправки в Закон №307-Ф3, которые должны способствовать изменению сложившейся ситуации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред. от 11.07.2011, с изм. от 21.11.2011) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.11.2011)
2. Федеральный закон от 01.12.2007 №315-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О саморегулируемых организациях»
3. Игнащенко, М. В. Что сегодня происходит на рынке аудита в России? [Электронный ресурс] / М. В. Игнащенко. - Режим доступа: http:// \vww.audit-it.ru/articles/audit/a 105/3 82321. html. -Загл.с экрана.
4. Чурин, Е. А. Динамика развития современного рынка аудиторских услуг в России: чего
добились? [Электронный ресурс] / Е. А.Чурин-Режим доступа: http://www.audit-it.ru/aiticles/ audit/al05/345586.html. - Загл. с экрана.
Шигабутдичова Найля Фаритовна, студентка специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» экономико-математического факультета УлГТУ.
Камалтдинова Рузалия Маратовна. доцент, кандидат экономических наук; и, о. заведующей кафедрой «Управление персоналом» УлГТУ
УДК 658.310.9
Д. С. ПРОНИНА, Е. С. ЛОГИНОВА, О. Е. СТЕКЛОВА
| •
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Рассматриваются вопросы применение современных методов персонала. Приводятся результаты исследования факторов влияния на мотивацию и эмоциональное состояние сотрудников. Приведены практические советы по мотивации персонала.
Ключевые слова: мотивация, методы мотивации, нематериальные методы, неформальные беседы, соперничество.
Всё больше современные руководители начинают понимать необходимость формирования
» 1пппт»т)лт1т»г » ' I » чо -"пл пг т »т/ч т~г »л г» гг» м тгтлл * т л«плгп»Г)л
ши 1 ^ШаЦгШ. л щ,а »^лопи 11рОДу мадпал и ирл агшзО"
ванная система мотивации - очень эффективный инструмент работы с персоналом, начиная с привлечения кандидатов и заканчивая удержанием сотрудников компании. Постепенно руководители отходят от традиционного материального стимулирования и всё больше склоняются к использованию нематериального поощрения. Специалисты в области управления персоналом в свою очередь подтверждают, что нематериальные способы мотивации гораздо эффективнее, и, что не менее важно для работодателей, не так затратны.
Американские исследователи недавно подвели
итоги своего многолетнего исследования, в ходе которого наблюдали за повседневной дея-
Пронина Д. С., Логинова Е. С., Стеклова О. Е., 2012
ППГ» Т"» Т ТТ/ЛЛТЧ Т Г» Г»АЛ1<>Л ПГ Г/" т гл./ ллгглп ОИГЛГ» Ч ГШ
пч^1\ллГ|1>1ч.г1Л чЛ/1ч/11 ¡^лии! ттио уГ¥1Ч/1-
венного труда в самых разных ситуациях [1]. Целью исследования было проанализировать эмоции и мотивацию этих сотрудников. Было выявлено, что одним из главных факторов, порождающих трудовой энтузиазм, является достижение успехов в работе. Людям нравится чувствовать, что их дело движется. Помощь в преодолении препятствий со стороны команды или даже со стороны руководителя вызывает эмоциональный подъём, улучшение настроения и придаёт силы для более результативной работы. Они готовы ставить перед собой высокие цели и стремиться к ним, что идёт на пользу не только компании, в которой они работают, но и повышает их собственную значимость в глазах коллектива. Зато когда им кажется, что их работа монотонна и не интересна, а препятствия кажутся