8. Zhukova, I.A., Rogozhnikova, Yu.S., Chervyakova, O.N. (2010) Hudozhniki Saratova i Saratovskoj gubernii: bibliograficheskij ukazatel' [Artists of Saratov and Saratov province: bibliographic index]. Saratov: Novyj veter.
9. Archive of the VOO VOO "Union of Artists of Russia". Grechkin P.F.
10. Ostrovskij, P.P. (1965) Karikatury [Caricatures]. Moscow: Pravda.
УДК 745/749
DOI: 10.24412/2070-075X-2023-4-111-119
М.Б. Похлебаева, Ю.В. Гуменная, А.Е. Валуева, У.Д. Шаповалова
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ «СКУЛЬПТУРНОЙ ЖИВОПИСИ»
Статья посвящена изучению вопроса развития декоративно-прикладного искусства и его актуальности в современном пространстве искусства. Проводится ретроспективный анализ этапов становления скульптурной (объемной) живописи, ее симбиоза с классической живописью и скульптурой. Раскрывается поэтапно процесс ведения работы над интерьерным панно в технике «скульптурной живописи». Дается анализ возможности ее дальнейшего развития в самостоятельное направление декоративно-прикладного искусства, открывающее новые горизонты и выстраивающее новые взаимодействия между утилитарностью и искусством.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, современные материалы, «скульптурная живопись», техника, эстетическое воспитание, художественно-творческая деятельность.
Актуальность исследования. Мир искусства развивается стремительно и интенсивно. Знания в области классических искусств, их видов и ретроспективы их развития на данном этапе истории становятся лишь частью от общей картины мировой художественной культуры. В работе представлено и проанализировано одно из современных видов искусства, появившееся на стыке двух монументальных видов академического искусства - скульптуры и живописи и выделившееся в самостоятельную творческую деятельность. Синтез скульптуры и живописи привел к появлению уникального направления в декоративно-прикладном искусстве.
Историко-теоретический анализ литературы позволяет выделить основные направления исследований в психологическом и педагогическом аспектах искусства, которые раскрываются в трудах таких ученых, как Л.С. Выготский, Е.В. Жердев И.Я. Богуславская. B.C. Кузин, Я.А. Пономарев, П.М. Якобсон, И.И. Зарецкая и др.
Фундаментальные характеристики развития искусства и пути взаимодействия традиционной и современной культуры декоративно-прикладного искусства и его влияние на развитие творческой активности личности затронуты в трудах И. Я Богуславской, И.В. Шейко, М.С. Соколова, Н.Б. Смирнова, В.Е. Новаторова, А.С. Максяшина, Е.Г. Ва-куленко, М.А. Некрасова, А.В. Захарова, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова и др. Необходимость сохранения традиций и преемственности в декоративно-прикладном искусстве раскрыты в трудах Л.И. Сорокиной, Н.А. Прямковой [1. С.25]
Вопросы об актуальности и возможности продвижения современного декоративно-прикладного искусства исследованы в работах А.В. Трачук, К.А. Сончик, Р.В. Гавва, Е.Н. Ложкомоева, Т.В. Нечаева, В.А. Колычева, Т.М. Иванчикова, О.Н. Мищук, С.В. Заг-раевского и др.
Цель работы: дать общее представление о технике «скульптурная (объемная) живопись», охарактеризовать методическую основу выполнения панно с использованием технических приемов и современных материалов техники.
Для решения поставленной цели предлагается комплекс задач:
- анализ традиционной техники барельеф;
- изучение современных подходов к скульптуре в интерьере;
- разбор методики ведения работы в технике «скульптурная живопись».
Объект исследования: скульптурная живопись в современном декоративно-прикладном искусстве.
Предмет исследования: методика ведения работы в технике «скульптурой живописи» при создании интерьерного панно.
Методы исследования: ретроспективный анализ, метод самостоятельной работы, наблюдение.
Практическая значимость исследования состоит в выведении новой методики работы в современной технике «скульптурная (объемная) живопись», в соответствии с особенностями выбранного материала.
Теоретическая значимость заключается в выявлении специфики развития декоративно-прикладного искусства как самостоятельного вида изобразительной деятельности.
Искусство скульптуры - это богатый мир выразительных средств и возможностей с помощью языка метафоры передать идею, образ, авторскую задумку. Обучение скульптуре требует от ученика не только усидчивости и стремления к получению знаний, но и много терпения и трудолюбия, так как этот вид искусства отличается достаточно тяжелым трудом в процессе выполнения работы.
Академически так сложилось, что освоение скульптурного ремесла начинается с изучения самого простого и знакомого всем с детства материала - пластилина. Несмотря на то, что каждый в юном возрасте мастерил что-то из цветных брикетов, скульптурный пластилин, как базовый материал, лежащий в основе академического обучения, имеет ряд отличий, что приближает его к профессиональному инструментарию. Следующий этап - освоение гипса как материала переходного звена; далее следуют технологии отливки из бронзы либо перенос модели в камень или дерево. Каждый из этапов предполагает усложнение и в инструментарии, и в технологии работы. Но технологический процесс активно развивается, и современная работа со скульптурой предполагает освоение таких материалов, как жидкий силикон для отливки формы, стеклопластик, пластик, полимерные смолы. Все эти материалы призваны расширить границы возможностей мастера при создании объемно-пространственного или рельефного произведения. Но что является немаловажным, помимо традиционной, академической скульптуры, появляется все больше всевозможных вариаций на тему скульптурных произведений с использованием самых разнообразных материалов, самых разнообразных форм и размеров.
Об одном из таких видов мы и поговорим более подробно. Речь пойдет о таком виде современного искусства, как скульптурная живопись, в котором нашли свое отражение сложность и кропотливость работы скульптора и широта и образность работы живописца. В результате этого симбиоза создается уникальное произведение и по технике, и по воздействию на зрителя. «Выявить, каким образом приемы исполнения произведений воздействуют на человеческие чувства, можно, проследив историю возникновения различных технических приемов передачи художественных образов на плоскости - это дает объемный фактический материал, реконструирующий накопленный опыт в течение многих столетий» [2. С. 83].
Данный вид искусства можно считать молодым и находящимся на этапе развития как технологически, так и материально. «Живопись и скульптура - два вида изобразительного искусства» [3. С. 86], исторические корни которых уходят в глубокую древность. На первый взгляд, каждый из этих видов существует параллельно, но, если посмотреть внимательнее, можно увидеть, что между живописью и скульптурой есть многое, что их объединяет. В своей работе для создания визуального образа художник-живописец использует цвет (колорит), рисунок, различные виды перспективы. Весь свой арсенал знаний и инструментарий художник использует в работе лишь с одной целью -создать иллюзию из двухмерного изображения на плоскости перехода в трехмерное. «В культурологическом понимании живопись является частью художественной культуры, представляющей собой эстетическое освоение мира в процессе художественного творчества» [4. С. 30]. Скульптор же, пользуясь различными материалами, моделируя объем, распределяя свет и тень и создавая фактурную обработку, в результате получает объемную форму в рельефе или трехмерную форму монумента. Но и живопись, и скульптура содержат одну палитру жанров в основе своих произведений - портрет исторический, бытовой, анималистический, что позволяет выстраивать между ними структурную связь. Наиболее наглядной демонстрацией такого взаимодействия является монументально-декоративная скульптура, которая выступает визуальной частью образа при оформлении архитектурных комплексов. Вместе с монументальной живописью, которая служит колористическим убранством фасадов, стен, потолков зданий, они создают единый стилистический ансамбль. «Живопись, - говорит Леонардо да Винчи, - должна в одно мгновение вложить в восприятие зрителя все свое содержание» [5. С. 89]. Структурно и образно соединившись, живопись и скульптура создают целостно-стный объемно-цветовой образ архитектурного сооружения, ландшафтного комплекса или декоративного панно.
Несмотря на то, что барельеф является одним из видов классической скульптуры, наравне с объемно-пространственным видом, он вошел в современное декоративно-прикладное искусство как самостоятельная единица. «К сегодняшнему дню скульптура как вид искусства претерпела множество значительных изменений, ее границы заметно расширились, появились новые художественные формы, находящиеся на пересечении нескольких видов искусства» [6. С. 77].
Тем не менее, барельеф и скульптурная живопись имеют и ряд существенных технологических отличий. Скульптурная живопись, в отличие от барельефа, может служить убранством не только и не столько стен и потолков, а быть красивым элементом различных предметов интерьера. С ее помощью могут быть оформлены часы, вазы, абажуры и даже мебель, не говоря уже о традиционной ее подаче в виде настенной картины. Широта спектра использования скульптурной живописи открывает совершенно новые горизонты для декоративно-прикладного искусства и выстраивает новые связи между утилитарностью и искусством. «Широко востребована возможность взаимодействия с объектами, использования внутреннего пространства скульптурных композиций» [7. С. 83]. Связь с предметным миром позволяет внедрить ее в индустрию авторского дизайна, делая вещи и предметы штампованной формы произведением искусства. Технология ведения работы в зависимости от выбранного объекта претерпевает незначительные изменения, так что в целом можно сказать, что технологичность скульптурной живописи столь же широка, как и ее диапазон, в отличие от барельефа, который более статичен в интерьере.
Еще одним важным отличием между барельефным изображением и скульптурной живописью является непосредственно техника ведения работы. В понятие «техника живописи» входит совокупность навыков, способов и приемов, употребляемых при исполнении художественного произведения [8. С. 71]. Несмотря на то, что фактически выполненная работа представляет собой барельеф-панно, методика ее создания совершенно иная.
На основе проведенного анализа изучаемого вопроса можно сформулировать четкую схему ведения работы, которая позволит создать декоративное панно с использованием природных форм (рисунок 1).
выбор идеи, создание эскиза (зарисовки) определение размера будущей работы и основы, на которой она будет выполнена подготовка поверхности, перенос эскиза
Рис. 1. Последовательность ведения работы
В данной работе мы рассмотрим создание интерьерной картины (панно) в технике скульптурной (объемной) живописи с подробным анализом каждого этапа.
Создание эскиза - этот этап работы строится на подробном изучении природной формы, которая взята за основной объект, особенностей формообразования ее отдельных элементов, пропорциональном соотношении частей и целого. Без подробного изучения добиться реалистичности в изображении невозможно.
Выбор размера работы, как конечного результата, напрямую зависит от целепола-гания - будет ли это экстерьерная или интерьерная работа, окружающий колорит и стиль, если речь идет о работе, выполняемой на заказ. В зависимости от размера работы определяется наполненность панно мелкими элементами, способствующими раскрытию образа, но не мешающим целостному восприятию. Здесь работает принцип «чем меньше форма, тем меньше деталей, чем больше форма, тем более детализированы ее элементы».
Материалы, на которых возможно исполнение работы в данной технике, весьма разнообразны. Это может быть фанера, которую необходимо загрунтовать перед началом работы грунтовочным составом либо клеем ПВА; также можно использовать холст, как на твердой основе (картон, фанера), так и натянутый на подрамник. Пластик, стекло, зеркало являются наименее подходящей основой, так как не могут обеспечить необходимый уровень агдезии с наносимым материалом.
На следующем этапе необходимо определиться с материалом, из которого будет выполнена работа и выбор здесь достаточно разнообразен - от чистого гипса до сложных декоративных смесей. Один из наиболее востребованных и наиболее часто используемых современных материалов - декоративная штукатурка. Несмотря на то, что она относится к строительным материалам, ее использование дает возможность материализации множества разнообразных визуальных эффектов. Оптимальной для решения художественной задачи является финишная штукатурка на гипсовой основе.
Зачастую мастера скульптурной живописи в работе используют акриловые объемные составы (текстурная паста). Но этот материал имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены его составом, в частности - возможность работать только
в технике меццо рельефа, что существенно ограничивает художественный замысел. Тем не менее, при работе с фоном при необходимости создания многослойного пейзажа именно этот материал оптимально раскрывает замысел и не утяжеляет рабочее пространство.
Можно выделить несколько основных способов создания смеси самостоятельно, что позволяет сделать текстурность материала адаптивной авторскому замыслу.
1 способ: шелковая штукатурка - белые микроволокна с клеящей добавкой; сухая гипсовая смесь (мелкий отсев); клей ПВА (строительный). Шелковую штукатурку добавляем в воду, медленно высыпая в центр емкости до тех пор, пока не образуется небольшая горочка над поверхностью воды, и тщательно перемешиваем. Шелковая штукатурка выступает в роли армирующих волокон. Далее добавляем сухую гипсовую смесь по чуть-чуть, перемешиваем. Получаем улучшенную гипсовую штукатурку с армирующими волокнами. Для лучшей адгезии с рабочей поверхностью добавляем клей ПВА, исходя из объема получившейся смеси так, чтобы она не стала жидкой. Спустя 5-10 минут еще раз хорошо перемешиваем, и можно приступать к работе.
2 способ: за основу берется акриловый декоративный раствор с мраморным наполнителем и фиброволокно. Смешиваем материал в стеклянной или керамической емкости в объеме, необходимом для работы. Фиброволокно предварительно смачивается водой и добавляется к декоративному раствору. Получившуюся массу важно тщательно перемешать мастихином до однородности. Полученная масса имеет длительный «период жизни» при герметичном хранении.
Инструментарий техники скульптурной (объемной) живописи базируется на разнообразных по форме и размеру мастихинах, позволяющих создать необходимую фактуру, которая является одним из средств выразительности произведения. Для создания фактурного и объемного слоя можно использовать различные подручные инструменты, иногда имеющие опосредованное отношение к живописи или скульптуре. Сам по себе этот инструмент служит для удаления лишней краски с палитры, оставшейся после работы, или для снятия неудачных слоев краски с холста. Однако, развитие живописи маслом, темперой и акрилом, и использование в ней различных приемов сделало из подсобного инструмента-мастерка мастихина инструмент для нанесения фактурного тела колористического слоя. В зависимости от сюжета, размера и степени детализации мастихин нужного размера и формы позволит во всей полноте реализовать задуманное.
В последние годы его часто стали использовать при создании декоративных поверхностей из штукатурки. Он имеет свою классификацию: ромбовидный, трапециевидный, каплевидный, с заостренным или закругленным лезвием. В зависимости от формы лезвия достигается разнообразный текстурный и фактурный эффект. Материал, из которого изготавливается мастихин - сталь, которая должна при изгибе хорошо пружинить и гнуться, но не быть слишком мягкой. При создании декоративного панно выбор мастихина зависит от размера рабочей зоны и задуманной фактурности.
После более глубокого знакомства с работой мастихином становится ясно, что этот инструмент заслуживает внимания, так как позволяет раскрыть новые возможности любой работы и выявить эмоционально-индивидуальный характер самого художника, позволяя наглядно воплотить импровизационные эффекты. В частности, если стоит задача - создание растительного мотива, то длинные и узкие мастихины позволят создать лепестки астры, а маленькие и закругленные - круглые листья. А большие и широкие мастихины помогут создать фактурность фона. Надо отметить, что фон является важной частью картины. Правильно созданный фон дополнит основные элементы и объединит картину в единую гармоничную композицию. На этом этапе начинается работа с формой и цветом.
Цвет в работе - одно из важных звеньев в цепочке связи предмета с интерьером. При работе в рассматриваемой технике создания панно с растительными
формами колеровка происходит на первоначальном этапе. Наиболее подходящими красками являются акрил, либо колеровочные красители на водной основе.
Существует два варианта колеровки штукатурки при работе в технике «скульптурная (объемная) живопись»: введение сухого пигмента или добавление жидкого колоранта. В первом случае в сухую штукатурку вводят красящий пигмент в виде порошка, в зависимости от необходимой насыщенности цвета выбирается пропорция. Во втором варианте жидкий колорант (либо краску) добавляют в замес штукатурки.
Работа с акрилом строится несколько иначе. Акрил добавляют в уже готовую смесь декоративной штукатурки, создавая необходимый колер на палитре. Процедура эта выполняется небольшими порциями, что позволяет создавать тончайшие переливы оттенков и цветовых переходов. Стоить отметить, что цветовые вариации выполнения работы зависят исключительно от воображения автора, так как объективных технологических ограничений в данной технике нет. Особо внимание на этом этапе ведения работы стоит обратить на пропорциональное соотношение красителя и самого материала, чтобы избежать разжижения рабочей массы.
Особенностью работы в данной технике, отличающей ее от работы над классическим барельефом, является четкая методическая связь: «один мазок - один лепесток». Методика создания задуманной формы базируется не на вырезании из гипса или лепки, а на использовании техники, более характерной для живописи. Остановимся более подробно на технике создания листка или лепестка.
В зависимости от выбранной формы выбирается нужный, наиболее подходящий по форме мастихин. На пластиковую палитру выкладывается штукатурка, условно, в форме горки. Мастихином делаются легкие, плавные движения сверху вниз, по самому краю горки таким образом, чтобы на самом мастихине оказалась тонкая полоска смеси. Каждое последующее движение «добирает» смесь, и вся поверхность мастихина заполняется тонким слоем-лепестком. После того, как необходимый размер лепестка набран, мастихином его переносят на поверхность панно, наложив его так, чтобы внутренний край зафиксировался на фоне, а внешний остался свободным (рисунок 2).
Рис. 2. Техника набора материала на мастихин
При необходимости, свободному краю лепестка можно задать движение, приподняв или опустив его часть. Следующий лепесток накладывается максимально близко, что позволяет создавать закрытые бутоны или распускающиеся цветы. Такая техника
выполнения позволяет создать градиент еще на этапе формирования лепестка. Для этого необходимо сделать смеси сразу нескольких оттенков и, набирая лепесток в нужный момент, перейти с одного цвета на другой.
Ход работы и специфика материалов предполагает наличие определенных временных рамок. Застывший на палитре раствор, если не был использован вовремя, является более не пригодным. Следует учесть это в начале работы и замешивать раствор несколькими небольшими партиями, в зависимости от рекомендаций производителя о времени застывания массы. Также не стоит забывать, о том, что некоторые краски в процессе высыхания могут меняет цвет, становясь более или менее насыщенными, особенно в составе сложной смеси со штукатуркой. Приступая к выполнению панно, необходимо убедиться в том, что желаемый колорит будет достигнут. Для этого нужно проверить стабильность цвета на палитре, дав материалу полностью застыть.
Важной особенностью техники скульптурной (объемной) живописи является ее универсальность. В отличие от классических барельефов, для создания которых необходимо владеть не только всей глубиной и широтой теоретических основ скульптуры, но и разнообразными технологическими приемами с различными материалами и инструментами, работа в технике «скульптурная живопись» не требует такой фундаментальной подготовки [9. С. 160].
Эта особенность позволяет приобщить к миру современного искусства людей, стремящихся соприкоснуться с прекрасным, что является неотъемлемым условием формирования эстетически осознанного культурного общества [10. С. 131]. Важно отметить, что работа в технике скульптурной живописи имеет в своей основе сложную взаимосвязь разных видов изобразительного искусства, создавая в итоге новое уникальное направление в декоративно-прикладном жанре. В то же время, по существу, это является лишь одной из вариаций творческого подхода в создании объемно-пространственных произведений на основе классического жанра скульптуры.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что мир декоративно-прикладного искусства неустанно расширяет свои границы, прирастая новыми, интересными, уникальными и в то же время доступными техниками. Скульптурная живопись, как вид современного искусства, неоспоримо высокое достижение современных мастеров декоративно-прикладного творчества.
Литература
1. Сорокина Л.И., Прямкова Н.А. Традиции народного искусства в современной культуре // Культура и искусство. 2021. № 3. С. 23-36.
2. Сиразетдинова М.Ф. Многообразие подходов к определению манипуляции сознанием: возможности систематизации // Концепт. Т. 13. С. 4041-4045. URL: http:// e-koncept.ru/2015/85809.htm (дата обращения: 15.11.2023).
3. Сенягина А.И. Значение искусства скульптуры в нашей жизни // Успехи современного естествознания. 2013. № 8. С. 86-87.
4. Филатова К.В. Функциональность культуры в декоративной живописи // Вестник Тамбовского университета. Серия филологические науки и культурология. 2015. № 3. С. 27-32.
5. Никитина И.П. Тема художественного пространства в современной философии искусства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2003. № 1(9). С. 83-90.
6. Подольская К.С. Коммуникация скульптуры со зрителем во второй половине XX -начале XXI века // Новое искусствознание. 2019. № 3. Специальный конференц-выпуск «Искусство скульптуры: классика и современность». С. 74-79.
7. Митрофанова Н.Ю. Текстильная скульптура. Новые возможности «старого» материала // Новое искусствознание. 2019. № 3. Специальный конференц-выпуск «Искусство скульптуры: классика и современность». С. 80-86.
8. Мумолина О.Г. Совершенствование методов преподавания предмета «Техника станковой живописи и технология живописных материалов» на факультете изобразительного искусства и народных ремесел школе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 3. С. 68-74.
9. Подольская К. С. Трансформация скульптуры как вида искусства во второй половине XX - начале XXI века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12(86). Ч. 2. C. 159-163.
10 Ваняев В.А. Интегрирование вопросов по технологии масляной живописи в образовательный процесс средством копирования станковой живописи старых мастеров на художественно-графических факультетах // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 130-133.
Development of Modern Decorative and Applied Arts Using the Example of "Sculptural Painting" Techniques
Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2023, 4 (91), 111-119. DOI: 10.24412/2070-075X-2023-4-111-119
Maya B. Pokhlebaeva, Kuban State University (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Yuliya V. Gumennaya, Kuban State University (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: gumenka@mail. ru
Anastasia E. Valeueva, Kuban State University (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Ulyana D. Shapovalova, Kuban State University (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: shapovalovaul01 @yandex.ru
Keywords: arts and crafts, modern materials, "sculptural painting", technique, aesthetic education; artistic and creative activity.
The world of art is developing rapidly and intensively. Knowledge in the field of classical arts of their types and retrospectives of their development at this stage of history are only part of the whole picture. The work presents and analyzes one of the modern types of art, which originated at the junction of two monumental types of academic art - sculpture and painting into an independent unit of creative activity. Their synthesis led to the emergence of a unique direction in decorative and applied arts. The process of comprehending sculpture as a type of activity involves a gradual complication not only in materials, but also in the technique of doing work. Over time, beyond the traditional, so to speak, academic sculpture, more and more various variations on the theme of sculptural works using a wide variety of materials, a wide variety of shapes and sizes enter the art arena, one of which is sculptural painting. Sculptural painting, unlike bas-relief, can serve as decoration not only and not so much for walls and ceilings, but can be a beautiful element of various interior items. The scheme of work, built from the search for a sketch to the development of texture or application of color, involves variable solutions, which is determined both by the choice of material for the work and the complexity of the conceived composition itself. At the stage of choosing a material, there are also variations, which is due to the initial surface for work and the need for detailed elaboration. Working with color is carried out at various stages due to the choice of the shape of the color pigment. An important feature of the technique of sculptural (volume) painting is its versatility. Working in the "sculptural painting" technique does not require fundamental training, which in turn makes it possible to introduce the general public to this unique creative activity.
References
1. Sorokina, L.I., Pryamkova, N.A (2021) Traditsii narodnogo iskusstva v sovremennoy kul'ture [Traditions of folk art in modern culture]. Kul'tura i iskusstvo - Culture and Art. 3. pp. 23-36
2. Sirazetdinova, M.F. (2015) Mnogoobrazie podhodov k opredeleniyu manipulacii soznaniem: vozmoznosty sistematizacii [The variety of approaches to the definition of manipulation of consciousness: the possibilities of systematization]. Kontsept - Concept. 13. pp. 4041-4045. [Online] Available from: http://e-koncept.ru/2015/85809.htm (Accessed: 15.11.2023).
3. Senyagina, A.I. (2013) Znachenie iskusstva skulpturi v nashey jizni [The importance of sculpture art in our life]. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya - Successes of modern natural science. 8. pp. 86-87.
4. Filatova, K.V. (2015) Funkcionalnost kulturi v dekorativnoy jivopici [The functionality of culture in decorative painting]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya filologicheskie nauki i kul 'turologiya - Bulletin of Tambov University. Series of philological sciences and cultural studies. 3. pp. 27-32.
5. Nikitina, I.P. (2003) Tema hudojestvennogo prostranstva v sovremennoy filosofii iskusstva [The theme of art space in the modern philosophy of art]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Filosofiya - Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Philosophy. 1(9). pp. 83-90.
6. Podolskaya, K.S. (2019) Kommunikacia skulpturi so zriteli vo vtoroy polovine XX -nachale XXI veka [Communication of sculpture with the viewer in the second half of the 20th - beginning of the 21st century]. Novoe iskusstvoznanie - New art history. 3. Special conference issue "The Art of Sculpture: Classics and Contemporary". pp. 74-79.
7. Mitrofanova, N.U. (2019) Tekstilnaya skulptura. Novie vozmojnosti "starogo" materiala [Textile sculpture. New features of the "old" material]. Novoe iskusstvoznanie -New art history. 3. Special conference issue "The Art of Sculpture: Classics and Contemporary". pp. 80-86.
8. Mumolina, O.G. (2020) Sovershenstovanie metodov prepodavania predmeta "Tehnika stankovoy jivopici i tehnologia jivopisnih materialov" na fakultete izobretatelnogo iskusstva i narodnih remesel shkole [Improvement of teaching methods of the subject "Easel painting technique and technology of painting materials" at the Faculty of Fine Arts and Folk Crafts School]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika - Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Pedagogy. 3. pp. 68-74.
9. Podolskaya, K.S. (2017) Transformacia skulpturi kak vida iskusstva vo vtoroy polovine XX - nachale XXI veka [Transformation of sculpture as an art form in the second half of the XX - beginning of the 21st century]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki -Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 12(86). Vol. 2. pp. 159-163.
10. Vanyaev, V.A. (2018) Integrirovanie voprosov po tehnologii maslyanoy jivopisi v obrazovatelnoy process sredstvom kopirovania stankovoy j ivopici starih masterov na hudojestvenno-graficheskih fakultetah [Integration of questions on oil painting technology into the educational process by means of copying easel painting by old masters at art and graphic faculties]. Perspektivy nauki i obrazovaniya - Prospects for science and education. 3 (33). pp. 130-133.