Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Татарникова А.И. — Развитие социокультурной инфраструктуры в сельских поселениях Тобольской и Томской губерний в начале XX в.: сравнительный анализ // Genesis: исторические исследования. - 2022. - № 1. DOI: 10.25136/2409-868X.2022.1.37291 URL: https://nbpublish.com'library_read_article.ptp?id=37291
Развитие социокультурной инфраструктуры в сельских поселениях Тобольской и Томской губерний в начале XX в.: сравнительный анализ
Татарникова Анна Ивановна
кандидат исторических наук
старший научный сотрудник, ФГБУН "Тобольская комплексная научная станция УрО РАН" 626152, Россия, Тюменская область, г. Тобольск, ул. Ак.Ю. Осипова, 15
И tatob777@yandex.ru Статья из рубрики "История отдельных регионов России"
DOI:
10.25136/2409-868X.2022.1.37291
Дата направления статьи в редакцию:
05-01-2022
Дата публикации:
12-01-2022
Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу развития учреждений социокультурной инфраструктуры сельских населенных пунктов в двух губерниях Западной Сибири - Тобольской и Томской. Объектом исследования выступают сельские поселения региона, предметом - социокультурная инфраструктура названных населенных пунктов, представленная религиозными, образовательными, медицинскими и иными учреждениями. Целью работы стала сравнительная характеристика развития учреждений инфраструктуры в тобольских и томских селениях, выявление их общих и специфических черт. В основу методологии исследования положены принципы историзма, сравнительности, проблемности, объективности. Ключевым источником для написания работы выступили «Списки населенных мест» Тобольской и Томской губерний за 1903-1904 и 1911-1912 гг. Однотипные сведения, содержащиеся в «Списках», позволили провести анализ статистических данных о числе поселений, имевших разные элементы социокультурной инфраструктуры, по двум временным срезам, проследить изменения в развитии населенных пунктов в исторической динамике Сделан вывод о более высоком уровне социокультурного развития селений Томской губернии по сравнению с Тобольской. Отмечена существенная разница между социокультурным развитием русских населенных пунктов и поселений коренных жителей региона (татар, ханты, манси и др.). Инфраструктура селений аборигенов оставалась слабой. В
некоторых из них имелись лишь духовные учреждения (мечети) и школы при них. В целом, количество религиозных, школьных, медицинских, почтовых учреждений в сибирских поселениях увеличивалось, но их сеть еще оставалась разреженной, а темпы развития были медленными и не соответствовали темпам роста поселенческой сети региона.
Ключевые слова: социокультурная инфраструктура, сеть сельских поселений, Тобольская губерния, Томская губерния, социальное развитие, модернизация, религиозные учреждения, образовательно-просветительные учреждения, медицинские заведения, учреждения связи
Введение
Последние несколько десятилетий российское село переживает непростые времена. Численность его жителей неуклонно сокращается, наблюдается отток молодежи в города, стареет население, закрываются (либо укрупняются за счет объединения с близлежащими поселениями) медицинские, образовательные учреждения, отделения связи, магазины и др.
Жизнеспособность многих сел и деревень во многом зависит от государственной поддержки, создания привлекательных экономических условий для сельчан, развития социальной (производственно-экономической и социокультурной) инфраструктуры. При решении последней проблемы важно учитывать исторический опыт предшествующих поколений в деле создания и поддержки функционирования различных учреждений и организаций, обеспечивающих условия жизнедеятельности населения.
Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа развития социокультурной инфраструктуры сельских поселений, выявление общих и специфических черт данного процесса в двух основных губерниях региона - Тобольской и Томской - на рубеже Х1Х-ХХ вв.
Выбор хронологических рамок исследования обусловлен тем, что в конце XIX - начале XX вв. Западная Сибирь переживала процесс интенсивной аграрной колонизации. Массовое переселение крестьян из центральной части страны на периферию привело к укрупнению уже существовавших и возникновению новых населенных пунктов на местах водворения новоселов. В Сибири большая часть переселенцев оседала на территории Тобольской и Томской губерний, что привело к расширению масштабов поселенческой сети названных административно-территориальных единиц, увеличению плотности селений в их границах.
Устроившись на новом месте, обзаведясь необходимыми жилыми и хозяйственными постройками, крестьяне стремились удовлетворить свои религиозные, образовательные и иные потребности, ходатайствуя перед местными властями о постройке церквей, часовен, школ грамоты, библиотек, лечебниц в их селении.
Рубеж XIX-XX вв. стал, таким образом, периодом интенсивного развития социокультурной инфраструктуры сельских поселений Западной Сибири. П од последней понимается совокупность объектов непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры и т.п.), способствующих воспроизводству духовных, интеллектуальных (через культурно-образовательную среду), физических свойств индивида, формированию его как личности.
В качестве основного источника по инфраструктуре сельских населенных пунктов Западносибирских губерний стали «Списки населенных мест» [7, 9-111. Это массовый статистический источник, содержащий ценные сведения об элементах инфраструктуры в селах, деревнях, заимках, выселках, переселенческих поселках и других типах сельских поселений. На основе «Списков» были произведены подсчеты количества населенных пунктов, в которых имелись те или иные учреждения социокультурной инфраструктуры. Сравнительный анализ инфраструктуры тобольских и томский селений проведен по двум временным срезам - за 1903-1904 и 1911-1912 гг.
Основная часть
В конце XIX - начале XX вв. вслед за ускорением производственно-экономического развития сельских населенных пунктов Западной Сибири начинаются изменения в их социокультурных характеристиках. Причинами положительных сдвигов в социальной инфраструктуре стали ускорение экономического развития региона, начало активного использования его ресурсного потенциала для решения проблемы малоземелья в центральных областях страны, строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, увеличение численности населения, постепенная трансформация традиционного уклада жизни сибиряков, рост их социальных и духовных потребностей.
Одним из самых распространенных элементов социокультурной инфраструктуры в сельской местности были религиозные учреждения. В зависимости от вероисповедания основной части жителей населенного пункта, названные учреждения были представлены православными церквями и часовнями, католическими храмами, старообрядческими молитвенными домами и «магометанскими» мечетями.
К 1903-1904 гг. на территории двух западносибирских губерний существовало 1949 населенных пунктов, имевших религиозные учреждения (23,2 % всей поселенческой сети края). Наиболее обеспеченной ими была Томская губерния. В 1904 г. религиозные учреждения присутствовали в каждом четвертом томском населенном пункте. В период с 1875 по 1911 гг. количество церквей выросло в 2,4 раза - с 471 до 1158 соответственно. Наибольшим количеством церквей отличалась поселенческая сеть Змеиногорского (храм имелся в каждом 2-м его селении) и Бийского уездов (в каждом 3-м селении), наименьшим - Каинского (в каждом 7-м).
В Тобольской губернии «божьи дома» имели меньшее распространение. Только в Тюменском уезде названный элемент инфраструктуры встречался в каждом втором населенном пункте. В остальных уездах земледельческой полосы Тобольской губ. богослужебные учреждения присутствовали в среднем в одном из пяти населенных пунктов. В северных Березовском и Сургутском уездах религиозные учреждения имелись в одном из каждых 15-ти и 32-х селений соответственно.
К 1911-1912 гг. «божьи дома» существовали в 2367 тобольских и томских поселениях (23,4 % от общего числа селений). Более плотной сетью учреждений религии отличались Бийский, Змеиногорский, Барнаульский, Тюменский и Ялуторовский уезды Западной Сибири.
В начале XX в. церковь начинает постепенно утрачивать свою главенствующую роль в жизни российского общества. В крестьянской среде наблюдалось отчуждение от церкви, проявлявшееся в равнодушии к таинствам исповеди и причастия [5, с 131-1511. Дети и особенно молодежь появлялись в церкви сравнительно редко и потому не испытывали ее каждодневного влияния. Ученый и общественный деятель С. П. Швецов, описывая
сибирские «вольные земли» начала XX в., отмечал: «Церквей в Сибири по деревням мало, что переселенцам не очень нравится: на каждую волость одна-две церкви, редко
больше. Сибиряки не очень прилежны к церкви...» Г14, с 41]. Власти пытались усилить влияние государственной церкви на воспитание сельской молодежи через усиленное строительство церквей. Важно отметить, что, несмотря на несоблюдение некоторых церковных таинств, крестьянство в основной своей массе оставалось верующим и не только ратовало за постройку церкви в их селении, но и жертвовало на это посильные
средства Г13, с- 427].
В рассматриваемый период социокультурная инфраструктура сельских поселений существенно пополнилась образовательно-просветительными учреждениями. Развитие промышленности и торговли, совершенствование агрикультуры требовали все больше и больше грамотных людей. Восполнить образовательный вакуум можно было только через создание развитой сети учреждений образования.
Во второй половине XIX в. сеть образовательных учреждений региона была достаточно редкой. Так, в Тобольской губернии к 1880 г. только 7 % сельских поселений имели общеобразовательные школы, 1/3 деревень находилась на расстоянии до 10 верст от местонахождения школ, 2/3 селений располагались на таком расстоянии от школ, что
дети не имели возможности их посещать Г6, с 252-2531.
Введение в эксплуатацию Транссибирской железной дороги и рост переселенческого движения в конце XIX - начале XX в. актуализировали для правительства задачу культурного развития сибирского населения. С конца XIX в. начинается период наиболее плодотворного развития школьной сети в селениях. В 1894-1911 гг. в сельской местности Западной Сибири число официальных школ увеличилось с 1157 до 3096, т. е. на 167,7 %, а количество учащихся в них - с 33 036 до 140 951 (на 326,6 %). Рост системы образования в селах Западной Сибири стал опережать темпы ее развития в местных городах (соответствующие показатели составили в последних 162,4 и 241,5 %) Г2. с. 1251.
В 1903-1904 гг. образовательные учреждения действовали в 2210 населенных пунктах Томской и Тобольской губерний. В среднем учебное заведение имелось в одном из четырех селений изучаемого региона. В Томской губ. образовательные учреждения входили в инфраструктуру каждого третьего населенного пункта. В Тобольской губ. школьная сеть развивалась хуже, чем в Притомье. За период с 1903-1904 по 1911-1912 гг. в Томской и Тобольской губерниях учебные заведения появились еще в 114 населенных пунктах. По мере продвижения на север плотность школьной сети ослабевала. Если в южных уездах Тобольской губернии школа имелась в каждом 13-м поселении, то в северных Березовском - в каждом 20-м, Сургутском - в 38-м.
В начале XX столетия, наряду с количественными, начались качественные изменения школьной сети. Школы низшего типа заменялись или преобразовывались в училища, срок обучения в которых был дольше, а учебная программа обширнее. Позиции церковных школ ослабевали, а «министерских», наоборот, усиливались. Стремление все большей части сельских жителей получить хотя бы начальное образование стало одним из свидетельств кризиса традиционного общества и начала перехода к обществу современному.
Значительный вклад в развитие школьной сети внес Комитет Сибирской железной дороги, выделявший средства на открытие школ Министерства народного просвещения, особенно в Тюкалинском и Тарском уездах Тобольской губернии. К 1906 г. на средства
Комитета, выделенные благотворительному Фонду имени Императора Александра III, в Сибири было построено 244 церковных и 164 школьных здания [8, с- 111].
Способствовало развитию образования создание во многих городах активных обществ содействия народному просвещению, открытие новых учительских институтов и семинарий.
Тяга крестьян к грамотности порождала потребность в чтении. В деревнях и селах начали создаваться библиотеки, читальни [3, с- 3311. К 1903 г. в Тобольской губернии библиотеки и читальни существовали в 78 населенных пунктах, т. е. в каждом 61-м селении. К 1912 г. число населенных пунктов Тобольской губернии, в инфраструктуру которых входили библиотеки, увеличилось в 1,4 раза. При этом плотность библиотечной сети выросла. В среднем по губернии одна библиотека приходилась на 48 поселений.
Фрагментарность данных о численности библиотек Томской губернии лишает возможности сравнить уровень развития ее библиотечной сети с аналогичной в Тобольской губернии. Предположительно, чем выше был уровень экономического развития населенных пунктов, тем чаще в их инфраструктуре встречались библиотеки и другие просветительные учреждения.
В плачевном состоянии находилась в изучаемый период сеть медицинских учреждений сельской местности западносибирского края. Согласно нашим подсчетам, к 1903-1904 гг. в Томской и Тобольской губерниях насчитывалось всего 83 населенных пункта, в которых функционировали медицинские учреждения. В среднем одно лечебное учреждение приходилось на 101 поселение. При этом в Тобольской губ. медицинские учреждения действовали в одном из каждых 84 населенных пунктов, а в Томской - в одном из 140. Столь разреженная медицинская сеть, конечно, не удовлетворяла все потребности медицинского обслуживания населения. В Томской губ. за период с 1904 по 1911 г. число медицинских учреждений выросло в три раза. В 1911 г. лечебные заведения присутствовали в каждом шестьдесят первом ее селении.
Более высокой плотность сети медицинских учреждений была в экономически развитых районах Западной Сибири, через которые проходил Транссиб [1, с' 15]. Здесь врачебные участки имели меньший радиус действия, нежели в северных районах, что делало врачебную помощь более доступной.
Среди образованных людей того времени встречалось немало сельских жителей, ратовавших за развитие профессионального медицинского обслуживания [12, с 72]. Все большая часть крестьян сознавала необходимость вакцинации как средства профилактики различных болезней. Нередко сельские и волостные крестьянские общества содержали сельские медицинские учреждения и их персонал на собственные средства [4, с- 69].
Социокультурное развитие сельских поселений Западной Сибири нашло свое проявление в работе учреждений связи: почтовых или телеграфных контор, почтово-телеграфных отделений, телефонных станций. Названные учреждения входили в инфраструктуру административных, экономических центров региона. Часто подобный элемент социальной инфраструктуры присутствовал в селениях, расположенных вдоль крупных почтовых и земских трактов.
К 1903-1904 гг. на территории Томской и Тобольской губерний насчитывалось 149 населенных пунктов, имевших учреждения связи. Почтово-телеграфные учреждения
функционировали в одном из каждых 58 томских населенных пунктов, в одном из каждых 55 тобольских селений. В период с 1904 по 1911 г. в Томской губ. число населенных пунктов, в которых существовали учреждения почтово-телеграфного обслуживания, выросло с 63 до 93, или почти в 1,5 раза.
Развитие сети учреждений связи оказало влияние на расширение внешнего круга общения западносибирских крестьян, увеличивало их потребность в образовании, приобретении знаний об окружающем мире, в путешествиях.
В экономически развитых районах Западной Сибири существовало немало населенных пунктов с богатой инфраструктурой. К примеру, в Бийском уезде Пристанской волости в с. Усть-Чарышская Пристань, где проживало около 12-ти тыс. жителей, имелись церковь, 2 образовательных учреждения, телеграф, аптека, 2 фотоателье, библиотека и пр.
Важно отметить, что социокультурное развитие поселений коренных жителей региона (татар, ханты, манси и др.) оставалось слабым. Из учреждений инфраструктуры в некоторых из них имелись лишь духовные учреждения (мечети) и школы при них.
Заключение
Таким образом, в начале XX в. наиболее развитой в социокультурном отношении в Томской губернии являлась поселенческая сеть Змеиногорского, Бийского и Барнаульского уездов, в Тобольской - сеть поселений Ишимского, Курганского, Ялуторовского и Тюкалинского уездов. Наиболее динамично развивалась социокультурная инфраструктура Тюменского уезда, через который прошла знаменитая сибирская «чугунка». Слабым уровнем социокультурного развития отличались северные уезды региона - Березовский, Сургутский и Томский. В последнем из-за малонаселенного Нарымского края, входившего в состав уезда, учреждения социокультурной инфраструктуры практически отсутствовали.
В Тобольской губернии по сравнению с Томской более развитой была сеть медицинских учреждений. Что касается религиозных и образовательных учреждений, почты, телеграфа, библиотек, то по их численности и плотности пальму первенства удерживала Томская губерния, социокультурная инфраструктура которой оказалась более развитой, чем в Тобольской губернии.
В целом, в рассматриваемый период произошли существенные изменения в развитии социокультурной инфраструктуры сельских поселений Западной Сибири. Количество религиозных, школьных, медицинских, почтовых учреждений последовательно увеличивалось, но их сеть еще оставалась разреженной, а темпы развития были медленными и не соответствовали темпам роста поселенческой сети региона.
Библиография
1. Бова А. А., Олейниченко В. Ф. Очерки по истории здравоохранения Томской обл. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1986. 152 с.
2. Зверева К. Е. Грамотность крестьянства Западной Сибири в период капитализма // Образ жизни сибирского крестьянства периода разложения феодализма и развития капитализма. Новосибирск: Новосиб. пед. ин-т, 1983. С. 116-128.
3. Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. 399 с.
4. Нагнибеда В. Я. Поселения сельского типа и их благоустройство // Томская губерния и ее производительные силы. Томск: Типо-лит. Том. жел. дороги, 1922.
125 с.
5. Островская Л. В. Источники для изучения отношения сибирских крестьян к исповеди (1861-1904 гг.) // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние,, 1984. С. 131-151.
6. Памятная книжка Тобольской губ. на 1884 г. Тобольск: Тоб. губ. стат. ком., 1884. 408 с.
7. Памятная книжка Томской губ. на 1904 г. Томск: Изд. Том. губ. стат. ком., 1904. 268 с.
8. Соловьева Е. И., Константинов Д. В. Деятельность Фонда им. Императора Александра III в церковно-школьном строительстве Сибири // Культурный потенциал Сибири в досоветский период. Новосибирск: Изд-во Новосиб. пед. ин-та, 1992. С. 105-114.
9. Список населенных мест Тобольской губ. Тобольск: Изд. Тобол. губ. стат. ком., 1904. 341 с.
10. Список населенных мест Тобольской губ. Тобольск: Изд. Тобол. губ. стат. ком., 1912. 634 с.
11. Список населенных мест Томской губ. на 1911 г. Томск: Изд. Том. губ. стат. ком., 1911. 576 с.
12. Федотов Н. П. Очерки по истории здравоохранения Сибири. Томск: Изд-во Том. унта, 1975. 259 с.
13. Шамахов Ф. Ф. Динамика развития общеобразовательной школы Западной Сибири в конце XIX - начале XX в. // Ученые записки Томского педагогического института. Томск: Том. пед. ин-т, 1955. Т. 13. С. 426-429.
14. Швецов С. П. Сибирь, кто в ней живет и как живет. СПб.: Печатня т-ва «Ш. Буссель. Наследники», 1909. 64 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Известный литературный критик В.Г. Белинский как-то заметил: «Русская история есть неистощимый источник для всякого драматика и трагика». И действительно, история России богата героическими победами и не менее трагическими неудачами. Одним из самых сложных для нашей страны оказался прошедший двадцатый век: чего стоят только два распада государственности (1917 и 1991 гг.). На этом фоне нельзя не отметить и кризис русской деревни, особенно заметный как в 1930-е гг., так и в 1990-е. Все это вызывает важность изучения исторического опыта развития русского села. Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является развитие социокультурной инфраструктуры в сельских поселениях Тобольской и Томской губерний в начале XX в. Автор ставит своими задачами рассмотреть изменения на селе в указанных регионах, а также определить различия между ними.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает историко-генетический метод, в основе которого по определению академика И.Д. Ковальченко находится «последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей степени
приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта», а его отличительными сторонами выступают конкретность и описательность.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится осуществить
сравнительный анализ развития социокультурной инфраструктуры сельских поселений, выявление общих и специфических черт данного процесса в двух основных губерниях сибирского региона - Тобольской и Томской - на рубеже XIX-XX вв.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 14 различных источников и исследований. Из привлекаемых автором источников отметим прежде всего статистические данные и работу С.П. Швецова. Из используемых исследований укажем на труды Н.П. Федотова и Ф.Ф. Шамахова, в центре внимания которых различные аспекты сибирской истории. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как историей русского села, в целом, так и сибирской деревней, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что под социальной инфраструктурой понимается «совокупность объектов непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры и т.п.), способствующих воспроизводству духовных, интеллектуальных (через культурно-образовательную среду), физических свойств индивида, формированию его как личности». Автор обращает внимание на то, что «в Тобольской губернии по сравнению с Томской более развитой была сеть медицинских учреждений». В работе показано, что относительно религиозных и образовательных учреждений, почты, телеграфа, библиотек, «то по их численности и плотности пальму первенства удерживала Томская губерния, социокультурная инфраструктура которой оказалась более развитой, чем в Тобольской губернии».
Главным выводом статьи является то, что в рассматриваемом регионе «количество религиозных, школьных, медицинских, почтовых учреждений последовательно увеличивалось, но их сеть еще оставалась разреженной, а темпы развития были медленными и не соответствовали темпам роста поселенческой сети региона». Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в различных спецкурсах.
В целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования».