Научная статья на тему 'Развитие социальных медиа'

Развитие социальных медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1156
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRADITIONAL MEDIA / SOCIAL MEDIA / NEW MEDIA / STATISTICAL DATA ANALYSIS / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тимофеева А.С.

Статья посвящена формирующимся в настоящее время вопросам развития медиаиндустрии в социальных сетях. Все более актуальным сейчас становится развитие информационных технологий, при помощи которых осуществляется социальная и маркетинговая коммуникации. Будет рассмотрен переход от традиционных медиа к новым, также проведен краткий анализ по показателям ведущих рейтинговых агентств и по итогам анализа сформулированы выводы о перспективах динамичного развития социальных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the emerging issues of media industry development in social networks. The development of information technologies, that is used for social and marketing communications, is more relevant than ever now. The transition from traditional to new media is considered, and there is a brief analysis on the indicators of the leading rating agencies. At the end of the article, there is conclusion about the prospects for the dynamic development of social media.

Текст научной работы на тему «Развитие социальных медиа»

УДК 316.472.4

Социологические науки

Тимофеева А. С., студент магистратуры 2 курс, факультет «Социологический» МГУ им. М. В. Ломоносова, Россия, г. Москва

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Аннотация: Статья посвящена формирующимся в настоящее время вопросам развития медиаиндустрии в социальных сетях. Все более актуальным сейчас становится развитие информационных технологий, при помощи которых осуществляется социальная и маркетинговая коммуникации. Будет рассмотрен переход от традиционных медиа к новым, также проведен краткий анализ по показателям ведущих рейтинговых агентств и по итогам анализа сформулированы выводы о перспективах динамичного развития социальных медиа.

Ключевые слова: Традиционные медиа, Социальные медиа, Новые медиа, Анализ статистических данных, Социальные сети.

Annotation: The article describes the emerging issues of media industry development in social networks. The development of information technologies, that is used for social and marketing communications, is more relevant than ever now. The transition from traditional to new media is considered, and there is a brief analysis on the indicators of the leading rating agencies. At the end of the article, there is conclusion about the prospects for the dynamic development of social media.

Key words: Traditional media, Social media, New media, statistical data Analysis, Social networks.

Медиаиндустрия в России претерпела огромные изменения от проведения рыночных реформ и создания медиарынка в конце 1980-х годов по настоящее

время. Стоит уточнить, что в данной статье рассматривается российский рынок, так как он имеет определенные отличия от западного. Одна из ключевых особенностей создания медиарынка в России заключается в его изначальном подчинении государству, носящему как формальный, так и неформальный характер. Интересным фактом данного регулирования также является территориальная концентрация федеральных каналов на телевизионном рынке. При формировании медиарынка было выделено несколько основных медиасегментов, среди которых телевидение заняло основную позицию в распределении объема рекламного рынка и держало эту позицию вплоть до последних лет. Отдельные ниши заняли такие сегменты, как: пресса; радио; «out of home», включающая в себя подсегменты (наружную рекламу, транзитную, в кинотеатрах, indoor-рекламу и др.), впоследствии в эту гонку включился Интернет, который быстро начал отвоевывать себе место на медийном рынке. Постепенно влияние государства на производство медиа начало снижаться, хотя оно и сейчас держит контроль над медиарынком, а также является довольно крупным заказчиком. Превалирующее положение в стране с конца 90-х годов прошлого века занимают рыночные отношения и медийная структура все чаще стремится привлечь в качестве источника финансирования частный бизнес, по сути рекламодателей-заказчиков. Каждый сегмент медиарынка прочно занял свою нишу. В начале 2010-х годов, с активизацией медийного интернет-рынка, можно было предполагать фатальные изменения для одного из традиционных медиасегментов, а именно, печатных изданий. Несмотря на низкий процент охвата медиарынка, сегодня, печатные издания имеют свою стабильную аудиторию. Однако, остро стоит вопрос об актуальности их существования в будущем, уже сейчас большинство газет и журналов имеют электронную версию.

Всплеск активизации телевизионного рынка произошел в начале 2016 года, когда были приняты поправки в Федеральном Законе о средствах массовой информации \ ограничивающие иностранные медиаструктуры на российском рынке. Резкий спад денежного финансирования оказал

1 Федеральный закон о внесении изменений в закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 26 сентября 2014 года N 305-ФЗ//СПС КонсультантПлюс

мотивирующее воздействие на рекламу на телевидении, так как другие сектора были менее зависимы от иностранных вложений. Тем временем, в этот же период наблюдается стабильный ежегодный прирост объема интернет-рекламы в динамике, что можно связать с изучением и развитием маркетинга в этой сфере, а именно: ростом объемов поискового контекста — адресного продвижения, имеющего более точную целевую аудиторию. По данным, представленным Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) была составления таблица, предоставляющая статистику по итогам развития рекламного рынка России за 2017, 2018 и первый квартал 2019 годов1. Итоговый объем брался исключительно по сегменту рекламы в медиа, не затрагивая маркетинговые услуги.

Таблица 1.Объем рекламы в средствах ее распространения

Период

2017 2018 Январь-март 2019

объе м (млр д руб) дина мика (%) объе м (млр д руб) дина мика (%) объе м (млр д руб) дина мика (%)

Сегмент Телевиде ние основны е каналы 165,6 13 179,7 9 39,940,4 -6

нишевые каналы 5,3 36 7,3 38 1,58 3

Радио 16,9 3 16,9 0 3,33,5 -5

Пресса газеты 8,7 -12 7,2 -5 1,31,4 -18

журналы 11,9 -5 10,8 -9 2,12,2 -7

ОШ; of Ноте, в т.ч.наружная реклама 41,9 9 43,8 3 10.0 8.11 3

Интернет 166,3 22 203 22 51,5 18

Итого 417 14 468,7 12 110, 5111, 5 4

По итогам, представленным в таблице 1, можно говорить о росте

1

Рейтинги АКАР// http://www.akarussia.ru

суммарного объема рекламы в средствах ее распространения за вычетом НДС в 2018 году по отношению к 2017 году на 12 %, без учета суммарного объема российского рынка маркетинговых коммуникаций. Приведенные в таблице 1 показатели по 2019 году, по оценке экспертов АКАР, по первым четырем медиасегментам имеют тенденцию снижения, при сравнении с аналогичными показателями 2018 года. Рынок интернета не входит в их число.

Рассматривая вопрос перехода от традиционных медиа к так называемым «новым медиа», стоит заметить, что до конкретной даты, а именно - 19 апреля 1995 года, Интернет выполнял функции хранилища информации. Фундаментом становления нового сегмента медиарынка послужила активная массовая коммуникация в Интернете, инфоповодом чего стал террористический акт в г. Оклахома, США. Таким образом СМИ были разделены на традиционные и альтернативные им - новые, представлять которые стал Интернет, как сегмент, на основе которого осуществляется процесс развития сетевых, цифровых технологий и коммуникаций. В связи с расширением понятия возникли спорные суждения о принадлежности «новых медиа» к СМИ. Многие зарубежные исследователи видят неточность в формулировании понятия «новые медиа», не относя сферу Интернета к СМИ вообще, аргументируя это тем, что тут речь идет больше о цифровых технологиях, которые служат платформой для коммуникации между людьми (общения), тогда как цель традиционных СМИ в донесении информации до общественности (как более содержательного инфоресурса). С другой стороны, «новые медиа» представлены как онлайн СМИ, где все этапы коммуникации осуществляются любыми пользователями Интернета, носят общественный характер и являются периодичными. От создания, хранения и распространения информационных блоков до их копирования и восстановления. По определению КРТК (CRTC) 1 новые медиа - это любая медиа продукция, являющаяся интерактивной и распространяемая цифровым методами. Особенность использования новых

1

Canadian Radio-television and Telecommunications Commission // https://crtc.gc.ca/eng/internet/

медиа в объединении передачи изображения, текста, аудио - и видеоконтента. Интерактивность в создании контента и продвижение интернет ресурсов отличает «new media» от традиционных. Итак, к новым медиа относятся: блоги, микроблоги (Twitter, Tumblr), сервисы публикации и обмена видеоматериалами (YouTube, RuTube, Яндекс.Видео), сервисы публикации и обмена фото-, видеоматериалами (Instagram, VSCO Grid), гипертекстовые среды для сбора и структуризации письменных сведений (Wikipedia), системы публикации и обмена информацией о событиях («социальные календари», дневники), социальные сети (Facebook, MySpace, ОК), игровые сайты (PlayGround, Igromania), игры онлайн, видеоконференции, прямые трансляции (Twitch), системы обмена мгновенными сообщениями (Messenger, Google Hangouts, Skype, WhatsApp, Telegram), CSS, новостные ленты, агрегаторы.

Сегодня цифровые, сетевые, информационные технологии общения способны передать любую информацию, и для того, чтобы определить новые медиа, развивающиеся в огромном темпе, необходимо знать их основные признаки: интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность и конвергенция. От процесса создания контента, предоставления информации на различных медийных платформах до постоянного расширения содержания и перемещения информации от одной медиаплатформы к другой. Таким образом, аудитория сегмента новых медиа в Интернете не только является потребителем конечного продукта, но также создателем и конвергентом.

Отдельно стоит выделить социальные сети, как сервисы для осуществления коммуникации между пользователями. Сущность социальной сети в современном понимании можно определить, как многопользовательский интерактивный веб-сайт, контент которого создают сами участники, как площадка для социального взаимодействия между людьми, группами людей и организациями, где связи между этими узлами обеспечивает программная составляющая сайта. Существует несколько категорий социальных сетей. Подразделяются они на сети для общения, профессиональные и нишевые. Сети для общения наиболее широко используемы, тогда как профессиональные

ограничены по профессиям, а нишевые по интересам. На портале «Интересная жизнь» есть подробный каталог социальных сетей с разбивкой по тематикам \ Представлены такие тематики как: сети для общения, профессиональные, блоги, справочно-информационные, учебные блоки, для знакомств, научные, для путешествий, новостные, по интересам и др. Общение в социальных сетях в настоящее время является неотъемлимой частью жизни, что служит темой междисциплинарных споров и предположений. Актуальность изучения феномена социальных сетей достигает своего пика. По данным аналитического агентства Statista, список самых популярных социальных сетей в мире возглавляет Facebook, благодаря более чем 2 миллиардам пользователей. Его ближайшим конкурентом в новых медиа на январь 2017 года являлся WhatsApp, на сегодня вторую позицию в рейтинге занимает YouTube. Российский рынок социальных медиа несколько отличается от западного. Соцсети охватили более 68 миллионов россиян, из которых 63% опрошенных отдают предпочтение видеохостингу YouTube, на втором и третьем местах расположились местные сети ВКонтакте и Одноклассники, а глобальный лидер Facebook занимает 4 позицию. По 38% голосов держат мессенджеры WhatsApp и Skype. Массовый анализ коэффициента вовлеченности (ER) аудитории

-5

провела аналитическая маркетинговая компания Track Maven . Была проведена работа над 51 миллионом постов уникальных компаний, охватывающих 130 отраслей, в результате чего лидером по ER на 1000 подписчиков стал Instagram. Международное агентство, специализирующееся на исследованиях в области социальных медиа WeAreSocial4 ежегодно предоставляет свой статистический отчет Global Digital Report, в котором содержатся данные о социальных медиа по всему миру. Благодаря этим отчетам мы можем наблюдать как движется

1

Информационный портал «Интересная жизнь // https://infoselection.ru/

2 Глобальная платформа бизнес-данных Statista // https://www.statista.com/

3 Анализ коэффициента вовлеченности // https://trackmaven.com/

4 Статистический отчет Global Digital Report // https://wearesocial.com/?s=Global+Digital+Report

развитие социальных медиа в разных странах и подвести итог на начало 2019 года. Опираясь на основные выводы экспертов WeAreSocial можно утверждать, что социальные медиа растут, количество пользователей Интернета в 2018 году увеличилось на 7% по сравнению с прошлым годом, аудитория социальных сетей увеличилась на 13 % и составляет более 3 млрд человек, также увеличилось число пользователей смартфонов на 4 % по отношению к 2017. Все это служит прочным основанием для развития маркетинга в сегменте социальных «новых» медиа.

Библиографический список:

1. Федеральный закон о внесении изменений в закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 26 сентября 2014 года N 305-ФЗ.[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document /cons _doc_LAW_169740/.

2. Мельникова Н.А. Медиапланирование: стратегическое и тактическое планирование рекламных кампаний, - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2018. - 180 с.

3. Майк Далворт. Социальные сети. Руководство по эксплуатации. -М.: Добрая книга, 2010. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.