Научная статья на тему 'Развитие социальной зрелости студентов в педагогическом вузе'

Развитие социальной зрелости студентов в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1147
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каменева Е. Г.

В статье рассматривается проблема социальной зрелости как интегративного качества личности. Социальная зрелость личности, базируясь на общечеловеческих ценностях, детерминирует характер социальной деятельности человека и его социальный статус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Каменева Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной зрелости студентов в педагогическом вузе»

Каменева Е.Г.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается проблема социальной зрелости как интегративного качества личности. Социальная зрелость личности, базируясь на общечеловеческих ценностях, детерминирует характер социальной деятельности человека и его социальный статус.

В связи с происходящими в стране социально-экономическими процессами социум претерпел радикальные изменения. Смена приоритетов привела к кризису во всех областях жизни, в том числе и в образовании. Имеющийся в педагогике опыт социального развития подрастающего поколения «не срабатывает» в современном социуме. Об этом свидетельствует анализ подготовки выпускников педагогических вузов, указывающий на наличие у последних недостаточной развитости тех социальных качеств, без которых успех в профессиональной деятельности может быть проблематичен.

Социальное пространство, в котором протекает жизнедеятельность молодежи, существенно расширяется. Активизируется ее включение в многообразные социальные отношения в процессе усложняющейся деятельности, когда параллельно росту потребления информации растет осознание необходимости принимать решения с нарастающей мерой риска и личной ответственности. В связи с этим общество все больше беспокоит запоздалое гражданское и социальное становление молодежи. Наблюдается большое расхождение между ее интеллектуальным развитием, степенью ее социальной зрелости и опытом в сфере социальных отношений. Будучи интеллектуально развитыми, молодые люди плохо ориентируются в реальных социальных ценностях. Это актуализирует проблему социального развития подрастающего поколения, в связи с чем возникает необходимость научного анализа обозначенной проблемы и поиска возможных путей ее решения.

Изучение различных аспектов социального развития молодежи в учебно-воспитательном процессе вуза приобретает особую актуальность в соответствии со стратегией современного педагогического образования, состоящего в развитии и саморазвитии личности педагога, способного свободно ориентироваться в сложных

социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Эта стратегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного процесса на становление социально развитой личности педагога, обладающего целостным гуманистическим мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями, комплексно реализующего свой творческий потенциал в профессиональной деятельности. В процессе развития личности будущего педагога существует необходимость преодолеть наблюдающийся разрыв между учителем и человеком, специалистом и гражданином. Личностная позиция будущего педагога должна стать органичной частью его профессиональной деятельности.

Формирование профессионально значимых социальных качеств личности особое значение приобретает в процессе подготовки социальных педагогов. Это обусловлено сложной, требующей высочайшей ответственности профессиональной средой, в которой специалист может не состояться.

Таким образом, проблема социальной зрелости, разработка ее внутренних, субъективных оснований становится в ряд актуальных задач современной педагогической науки.

Основу теории о социальном развитии личности, результатом которого является социальная зрелость, составляют философские положения теории А. Адлера (теория развития социального чувства, соединяющего человечество в единое целое и стоящего у истоков достижений цивилизации), Дж. Дьюи (теория социальной эффективности как развитой способности человека свободно и полно участвовать в общественной деятельности), Э. Фромма (теория формирования социального характера, побуждающего человека к тому, что необходимо и желательно с точки зрения социальных условий культуры, к которой он принадлежит).

В основе общенаучных, психолого-педаго-гических идей социального развития личности лежат идеи В.В. Зеньковского (идея преодоления социальной инертности через развитие социальных чувств и социальной идентичности), Л.С. Выготского (теория социальной среды как определяющего средства воспитательного процесса), С.Л. Рубинштейна (теория деятельности как позиции по отношению к обществу и потребности выполнения общественного долга), Л.И. Божович (теория развития мотивационной сферы как основы формирования личности).

Сущностную основу теоретических исследований собственно понятия социальной зрелости составили положения Т.И. Мальковской (о социальной активности как стержневом качестве и одновременно основном условии развития социальной зрелости), А.В. Мудрика (достижение социальной зрелости как баланса между адаптацией человека в обществе и обособления в нем), Д.И. Фельдштейна (о становлении социальной зрелости через формирование социальных качеств, определяющих человека как общественное существо), А.А. Реана (о диспозиционной терпимости как основе социального взаимодействия).

Структура и критерии социальной зрелости личности отражены в исследованиях О.Н. Гундарь, И.М. Даниленко, З.И. Васильевой, Л.Н. Когана, И.С. Кона, Т. Е. Конниковой, В.Т. Лисовского, Н.С. Темирова, Г.П. Фурма-нюк и других.

В исследованиях последних лет ученые подходят к пониманию социальной зрелости с позиции базисных социальных качеств, формирующихся в процессе социального взаимодействия. Этот подход позволяет не только фиксировать проявления социальной зрелости, но и анализировать механизмы ее формирования. В работах Л.П. Буевой, И.С. Кона, Т.Н. Мальковской, А.В. Мудрика, А.А. Реана, Д.И. Фельдштейна предпринимаются попытки определить, как в условиях интенсивных социальных преобразований меняется совокупность обстоятельств, обусловливающих социальное развитие личности; как в процессе осознания молодежью динамики общественных явлений формируется представление о тех ценностях, которые складываются в обществе, влияют на

социальную культуру и определяют социальную позицию личности.

Накопленные в науке знания и опыт свидетельствуют о социальной зрелости как интегративном качестве личности, в котором все компоненты детерминированы системой общественных отношений, соподчинены и находятся в иерархической зависимости, а в качестве компонентов социальной зрелости исследователи называют социальную активность, толерантность, ориентацию на духовные ценности, рефлексию, креативность, социальную ответственность, причем социальная ответственность определяется как системообразующий компонент социальной зрелости, имплицитно включающий в себя все перечисленные компоненты. Это позволяет определить социальную зрелость как интегративное качество личности, характеризующееся наличием социальной ответственности, социальной активности, толерантности, рефлексии, креативности и включенности общественных интересов в содержание собственных ценностных ориентаций.

По мнению У. Джеймса [5, с. 25], зрелую личность делает из нас признание в нас личности со стороны других людей, то есть степень успешности или неуспешности человека в сообществе, членом которого он является, определяет степень развития его социальной зрелости. Таким образом, в качестве интегрального критерия социальной зрелости личности можно рассматривать уровень ее социального статуса. Следует отметить, что именно желание повысить свой социальный статус, как правило, стимулирует личность к саморазвитию, к приобретению востребованных обществом социальных качеств. Установка на социальную мобильность и высокий статус в обществе дает человеку надежду, что если он образован, активен, то может изменить свой образ жизни.

В данном случае речь идет о приобретенном социальном статусе, который, по мнению Н. Смелзера, определяется тем, «что человек осуществил в своей жизни» [7, с. 156]. Педагогической особенностью характеристики социального статуса, отражающей его деятельную основу, является трактовка статуса не только как положения человека в системе межличностных отношений, но и как меры его влияния на членов группы.

Выбор социального статуса личности в качестве интегрального критерия социальной зрелости личности оправдан тем, что, во-первых, выражает целостность социальной зрелости как системы (он включает в себя все компоненты и показатели социальной зрелости), во-вторых, выражает способ сущностной взаимосвязи элементов, которые в совокупности характеризуют социальную зрелость со стороны ее структуры (только взаимообусловленность всех компонентов социальной зрелости позволяет человеку создавать свой позитивный образ, способствующий повышению социального статуса), и, в-третьих, отражает функционирование структуры социальной зрелости (развиваясь в совокупности и взаимосвязи компонентов, социальная зрелость как интегративное качество личности обеспечивает человеку возможность повышения его социального статуса).

Анализ современных психолого-педагоги-ческих концепций по проблеме социального развития личности позволяет констатировать, что современная наука, рассматривая процесс социального развития личности, исходит из установки, что при всей своей биологической определенности человек формируется в социальной среде и что только в общественных связях он присваивает и реализует свою социальную сущность. Социальная зрелость развивается только в процессе осуществления социально ценной деятельности, которая способствует формированию социальной направленности, социальной позиции личности и способствует приобретению социального опыта.

Развитие социальной зрелости личности происходит на протяжении длительного промежутка времени и предполагает наличие возрастной предрасположенности индивида к данному процессу, а хронологические границы, отделяющие социальную незрелость от социальной зрелости, подвижны и индивидуальны для каждой отдельно взятой личности.

Ряд ученых (О.В. Дашкевич, Т.А. Аракан-цева, А.А. Гудзовская) предполагают, что каждому этапу развития человека соответствует свой уровень социальной зрелости. Другие (Е.Ф. Сафин, И.А. Громов, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский) называют моментом проявления социальной зрелости период приобретения

экономической независимости. Однако большинство ученых (И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский и др.) считают юность или молодежный возраст (18-23 года) этапом наступления социальной зрелости. По мнению Д.И. Фельдштейна, в этот период онтогенеза «складываются особо благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности индивида» [8, с. 153]. Молодые люди получают профессию, приобретают большую или меньшую степень материальной независимости от родителей, обзаводятся собственными семьями. Все это позволяет говорить о возрастном периоде от 18 до 23 лет, периоде студенчества, как наиболее благоприятном для достижения молодыми людьми высокого уровня социальной зрелости, так как в этот период самоопределение человека основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с выбором профессии.

Несмотря на многоаспектность изучения проблемы, малоизученными остаются вопросы развития социальной зрелости студентов в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза. Анализ научной литературы, а также реалии общественной жизни свидетельствуют, что постоянно меняющиеся социально-экономические условия жизни вызывают необходимость сопоставления и согласования накопленного научного опыта с обновляющейся реальностью. Существует потребность общества в специалисте, обладающем целостным гуманистическим мировоззрением и социальной зрелостью, глубокими профессиональными знаниями, комплексно реализующем свой творческий потенциал в профессиональной деятельности, что требует пересмотра качества подготовки специалиста в соответствии с требованиями общества, в то время как анализ учебно-воспитательного процесса педагогического вуза и диагностические данные свидетельствуют о том, что без организации специальной деятельности развитие социальной зрелости в учебно-воспитательном процессе вуза происходит неэффективно.

Специфика процесса развития социальной зрелости студентов педагогического вуза заключается в его поэтапности, последовательности и

возможности включения студентов в разнообразные виды деятельности во внеучебное время.

На мотивационном этапе осуществляется формирование направленности у студентов мотивации социально ценной деятельности. На этом этапе используются воспитательные резервы учебных дисциплин, так как учеба является основным видом деятельности студентов и играет важнейшую роль в формировании социальных установок и социального опыта будущего специалиста. Содержание учебных дисциплин наполнено социальными знаниями, стимулирующими поисковую направленность познавательной деятельности. Преподаватели на этом этапе не просто читают лекции, а, кардинально изменив представление о способах формирования социальной зрелости студентов, осуществляют этот процесс не через опыт знаний, а через опыт деятельности, используя такие формы, как проблемные лекции, деловые игры, метод проблемной ситуации, тренинги и т. д., в которых студенты в специально организуемых ситуациях поставлены в позицию нравственного выбора, оценки поступка и выполнения социально одобряемых действий. Включение студентов на этом этапе в различные виды социальной деятельности, целенаправленно конструируемые проблемные ситуации мотивирует социально значимую деятельность. Важность и необходимость этого этапа объясняется тем, что не всякая занятость есть деятельность, что деятельность только тогда становится смыслообразующей для личности, когда мотив деятельности совпадает с ее предметом. Помимо мотивации деятельности необходимо развитие эмоционального мира студента, таких необходимых для будущего педагога качеств, как сочувствие и эмпатия, чему способствует личный эмоциональный опыт, приобретенный сопереживанием вымышленных или реальных ситуаций. Новообразованиями этого этапа являются сформированность у студентов просоциаль-ной мотивации, ориентация на социокультурные ценности, установка на сотрудничество.

Второй этап, социально-действенный, обеспечивает приобретение студентами совокупности умений осуществления социально ценной деятельности на основе собственного накопленного опыта. Задачей этого этапа является организация социально ценной и творческой дея-

тельности, актуальной для личности, и определение наиболее оптимальных форм этой деятельности. Важно, чтобы на этом этапе студенты не просто участвовали в организуемой кем-то деятельности, но участвовали активно и творчески, ощущая на себе долю ответственности, которая подталкивала бы их к дальнейшему самосовершенствованию, рефлексии и профессиональному становлению. Для этого необходима реализация системы внеаудиторных тематических занятий с применением комплекса организационных форм: дискуссий, ролевых игр, упражнений, актерского тренинга, анализа проблемных ситуаций, условно разделяемых на ситуации-«эмоции», ситуации-«действия», ситуации-«провокации» и развивающих эмоциональную сферу студентов, социально приемлемые навыки поведения в процессе социального взаимодействия и дающих возможность участникам понять истинные мотивы своего поведения. Важной составляющей развития социальной зрелости являются ситуации, возникающие в естественном ходе учебно-воспитательного процесса вуза. Новообразованиями этого этапа является формирование позиции социально ответственного субъекта и осознание себя общественно значимым субъектом.

Накопление студентами опыта социально ценной деятельности позволяет перейти к третьему, социально-креативному этапу, задачей которого является создание условий для самостоятельного осуществления, поиска и развития навыков организации социально ценной деятельности. Важнейшей функцией этого этапа является расширение границ социального взаимодействия и обеспечение широкого спектра возможностей для осуществления социального взаимодействия на разных уровнях - от внутригруппового и межгруппового до взаимодействия с социальными структурами (социальные службы города, учреждения дополнительного образования, молодежные объединения и т. п.). Составляющими данного этапа являются экологическое направление (проведение экологических акций и походов), творческое направление (досуговая и концертная деятельность) и волонтерское движение (оказание бескорыстной помощи нуждающимся).

К основным позициям, на основании которых можно характеризовать уровни разви-

тия социальной зрелости, относятся: направленность личности (на себя, на общение, на дело), отношение личности к социально ценной деятельности, отношение личности к требованиям общества, поведение личности в социальных ситуациях, социальные ориентации личности (гражданская позиция, отношение к профессии и т. д.).

Эффективность процесса развития социальной зрелости студентов, организованного в соответствии с предложенными выше этапами, подтверждается результатами диагностических срезов, выявляющих положительную динамику.

Диагностировать уровни сформированно-сти социальной зрелости возможно с помощью

методики А.А. Реана [6], метода экспертных оценок, методики определения социометрического статуса, анкеты определения направленности личности Б. Басов [9], методики диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана [1] и т. д.

Таким образом, процесс развития социальной зрелости студентов в учебно-воспитательном процессе вуза будет эффективным при условии целенаправленного конструирования ситуаций развития мотивации социально значимой деятельности, обеспечении социально ценного опыта деятельности студентов и реализации социально ценного взаимодействия в преобразующей деятельности на базе практики.

Список использованной литературы:

1. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 176 с.

2. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

3. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - 144 с.

4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 365 с.

5. Райгородский Д.Я. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. - Самара: Издательский Дом «БАХРАТ», 1996. - 480 с.

6. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Изд. «Питер», 2000. - 416 с.

7. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

8. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.

9. Энциклопедия психологических тестов. - М.: ТЕРА - Книжный клуб, 2000. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.