Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная зрелость / социальный инфантилизм / готовность / способность / личность курсанта / профессиональные качества личности / social maturity / social infantilism / readiness / ability / personality of a cadet / professional qualities of a person

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барангов Аюка Оконович, Федосеева Ирина Александровна

Научная статья исследует актуальные аспекты формирования социальной зрелости среди будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья охватывает широкий спектр проблем и вызовов, с которыми сталкиваются военные институты в процессе подготовки курсантов. Авторы обращают внимание на важность социальной зрелости в контексте службы в войсках национальной гвардии, где офицеры не только выполняют военные обязанности, но также выполняют важные функции в охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Особое внимание уделяется вопросам этики и профессиональной ответственности, которые оказывают влияние на социальную зрелость курсантов. Статья также анализирует вызовы времени, такие как изменения в социокультурной среде и технологический прогресс, и их воздействие на формирование социальной зрелости. Рассматриваются вопросы воспитания и обучения, необходимые для подготовки курсантов к адаптации к переменам в обществе и военной сфере. В заключение, статья подчеркивает важность долгосрочной и системной работы по формированию социальной зрелости среди курсантов военных институтов национальной гвардии России. Достижение высокого уровня социальной зрелости среди будущих офицеров играет ключевую роль в обеспечении эффективности и надежности национальной гвардии в сложных условиях современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барангов Аюка Оконович, Федосеева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific article explores the actual aspects of the formation of social maturity among future officers of the National Guard of the Russian Federation. The article covers a wide range of problems and challenges faced by military institutions in the process of training cadets. The authors draw attention to the importance of social maturity in the context of service in the National Guard troops, where officers not only perform military duties, but also perform important functions in protecting public order and ensuring public safety. Special attention is paid to the issues of ethics and professional responsibility, which have an impact on the social maturity of cadets. The article also analyzes the challenges of the time, such as changes in the socio-cultural environment and technological progress, and their impact on the formation of social maturity. The issues of education and training necessary to prepare cadets to adapt to changes in society and the military sphere are considered. In conclusion, the article emphasizes the importance of long-term and systematic work on the formation of social maturity among cadets of military institutes of the National Guard of Russia. Achieving a high level of social maturity among future officers plays a key role in ensuring the effectiveness and reliability of the National Guard in the difficult conditions of the modern world.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»

Рисунок 2. Распределение результатов исследования обучающихся 8-9 классов по профессиональным сферам

В профессиональной сфере «человек-человек», «человек-природа», «человек-художественный образ» видно, что все критерии у обучающихся остались прежними, а в сферах «человек-знак», «человек-техника» произошли изменения. Из группы не определившихся обучающихся 4 человека перераспределились в иные группы профессиональной сферы: 1 человек - перешел в сферу «человек-техника», 3 человека перешли в сферу «человек-знак». В результате проведенных мероприятий, четыре ученика смогли определиться со сферой профессиональной деятельности.

Выводы. Работа школьного педагога в профессиональном самоопределении обучающихся, несомненно, играет важную роль. Помочь школьнику определиться в выборе будущей профессии призваны различные проводимые мероприятия в рамках школьных стандартных программ. Такие мероприятия должны постоянно пересматриваться, трансформироваться в зависимости от тенденций современного мира профессий, становлением новых профессий. Использование кейс-метода в профессиональном самоопределении школьников дает положительные результаты. Постоянное включение педагогом школьников в мир профессий, проигрывая, погружая их в некие профессиональные ситуации, отраженные в профессиональных кейсах, положительно сказываются на готовности их к выбору будущей профессии.

Литература:

1. Зенина, Н.В. Профессиональное самоопределение: сущность и компоненты / Н.В. Зенина // Вестник МФЮА (электронный журнал). -2017. - № 4. - С. 210-213

2. Кузнецов, Ю.А. О мотивах и динамике профессионального самоопределения студентов / Ю.А. Кузнецов, Е.В. Круглов // Вестник ННГУ. 2011. - №2-1. - С. 17-24. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-motivah-i-dinamike-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov (дата обращения: 21.08.2023)

3. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» / Н.С. Пряжников. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-352 с.

4. Климов, Е.А. Проблемы профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 304 с.

5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / E.H. Степанов и др.; под ред. E.H. Степанова. - Москва: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.

6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие / Е.А. Климов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.

7. Атлас новых профессий: сайт.-2023. - URL: https://atlasl00.ru (дата обращения: 01.09.2023)

УДК 378

адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования) Барангов Аюка Оконович

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург); доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования) Федосеева Ирина Александровна Санкт-Петербургский военный ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

Педагогика

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ

ГВАРДИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Аннотация. Научная статья исследует актуальные аспекты формирования социальной зрелости среди будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья охватывает широкий спектр проблем и вызовов, с которыми сталкиваются военные институты в процессе подготовки курсантов. Авторы обращают внимание на важность социальной зрелости в контексте службы в войсках национальной гвардии, где офицеры не только выполняют военные обязанности, но также выполняют важные функции в охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Особое внимание уделяется вопросам этики и профессиональной ответственности, которые оказывают

влияние на социальную зрелость курсантов. Статья также анализирует вызовы времени, такие как изменения в социокультурной среде и технологический прогресс, и их воздействие на формирование социальной зрелости. Рассматриваются вопросы воспитания и обучения, необходимые для подготовки курсантов к адаптации к переменам в обществе и военной сфере. В заключение, статья подчеркивает важность долгосрочной и системной работы по формированию социальной зрелости среди курсантов военных институтов национальной гвардии России. Достижение высокого уровня социальной зрелости среди будущих офицеров играет ключевую роль в обеспечении эффективности и надежности национальной гвардии в сложных условиях современного мира.

Ключевые слова: социальная зрелость, социальный инфантилизм, готовность, способность, личность курсанта, профессиональные качества личности.

Annotation. The scientific article explores the actual aspects of the formation of social maturity among future officers of the National Guard of the Russian Federation. The article covers a wide range of problems and challenges faced by military institutions in the process of training cadets. The authors draw attention to the importance of social maturity in the context of service in the National Guard troops, where officers not only perform military duties, but also perform important functions in protecting public order and ensuring public safety. Special attention is paid to the issues of ethics and professional responsibility, which have an impact on the social maturity of cadets. The article also analyzes the challenges of the time, such as changes in the socio-cultural environment and technological progress, and their impact on the formation of social maturity. The issues of education and training necessary to prepare cadets to adapt to changes in society and the military sphere are considered. In conclusion, the article emphasizes the importance of long-term and systematic work on the formation of social maturity among cadets of military institutes of the National Guard of Russia. Achieving a high level of social maturity among future officers plays a key role in ensuring the effectiveness and reliability of the National Guard in the difficult conditions of the modern world.

Key words: social maturity, social infantilism, readiness, ability, personality of a cadet, professional qualities of a person.

Введение. Сегодня на фоне сложных международных отношений остро стоит вопрос о формировании личности военнослужащего. События в Украине обнажили проблемы формирования социальной зрелости курсантов. С каким мировоззрением выходит офицер из стен военного вуза? Какова его система ценностей? Способен ли он принять решение и нести за него ответственность? Эти и многие другие вопросы сегодня остро стоят перед нами. Однако прежде нам необходимо рассмотреть понятие «социальная зрелость».

И.С. Кон описывает социальную зрелость как состояние личности, которое выражается в её стабильности, непротиворечивости и способности взаимодействовать социально адекватно во всех аспектах жизни. Это означает, что зрелая личность активно участвует в общественной жизни, имеет цельность в своих характерных чертах и ценностных установках, а также способна адекватно воспринимать себя и других людей [5, С. 177].

С позиции Л.В. Мардахаева, социальная зрелость представляет собой уровень сформированности установок, знаний, навыков и этических качеств, достаточный для осознанного, умелого и ответственного выполнения всех социальных ролей, характерных для взрослых. Речь идет о комплексе личностных черт, которые позволяют субъекту успешно взаимодействовать с другими людьми в процессе совместного достижения общих целей [13].

С.М. Вишнякова социальную зрелость рассматривает шире, с позиции усвоенных в процессе воспитания и обучения знаний, умений и этических норм, которые позволяют субъекту успешно сотрудничать с другими людьми при достижении общих целей [10]. Этой же позиции придерживается К.К. Платонов. «Минимум социальной зрелости» представляет собой этап развития личности, на котором начинают проявляться социальные нормы, которые определяют способность индивида осознанно, активно и независимо участвовать в общественной жизни. Этот этап также характеризуется стремлением к дальнейшему профессиональному и идеологическому росту [11].

Для Е.П. Ильина, социальная зрелость это высокий уровень развития личности. «Социально зрелой личностью является та, которая способна самостоятельно и объективно принимать важные решения... готова нести за них ответственность» [4].

С позиции О.А. Фиофановой, становление социальной зрелости личности представляет собой процесс и результат взросления. «Ключевыми аспектами этого процесса являются социальное самоопределение и самореализация, а степень зрелости определяется уровнем социальной ответственности и моралью индивида» [16].

А.А. Бодалев рассматривает концепцию зрелости с позиции акмеологического подхода. Он определяет параметры акмеологического поведения, включая такие аспекты, как устойчивость в жизни, вклад в профессиональное и культурное развитие общества, а также общественно значимые действия и другие аналогичные факторы. А.А. Бодалев обращает внимание на то, что периоды развития личности представляют собой неотъемлемые этапы достижения зрелости личности [1].

Ф.Р. Филиппов соглашается с этим подходом, определяя социальную зрелость как неотъемлемый этап развития личности, на котором достигается самостоятельное социальное положение. Он подчеркивает, что уровень образования и профессиональной подготовки играют важную роль в обеспечении реализации гражданских прав и обязанностей индивида, а также внутреннего усвоения моральных норм и ценностей социальной группы, общества, традиций и культурного наследия нации и всей человеческой культуры [15].

Изложение основного материала статьи. Социальная зрелость как качественное состояние личности, характеризуется готовностью и способностью быть полноценным субъектом своей деятельности, нести за неё полную ответственность перед собой и обществом.

Понятие готовности в русских словарях трактуется как «состояние, в котором все сделано, все готово для чего-либо» [8, С. 127], как «законченность, окончательный результат какого-либо действия, состояния» [12, С. 456].

В педагогических словарях «готовность» понимается как «форма установки, характеризующаяся направленностью на выполнение того или иного действия; готовности к противодействию возникающих в процессе выполнения действия препятствий; приписывание личностного смысла выполняемому действию. «Готовность» реализуется за счет проявления отдельных составляющих действия: нейродинамической сформированности действия, физической подготовленности, психологических факторов готовности» [6, С. 142].

Способность же рассматривается как «индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности» [9].

Исходя из выше указанных определений, и анализа их содержания можно выделить характеристики социальной зрелости. К ним относят ответственность; терпимость; саморазвитие; положительное мышление, способность к адаптации; социальная активность, толерантность, саморефлексия, креативность, осознание себя социально значимым субъектом; умение принимать решения, умение отвечать за свои поступки, умение работать с информацией, способность к самости и др.

О сформированной социальной зрелости военнослужащих свидетельствуют примеры специальной военной операции (СВО). В Украине российские военнослужащие показывают свои высокие профессиональные качества и настоящую

любовь, и веру своему Отечеству, за что некоторые из них удостоены звания Героя России. Среди них был Нурмагомед Гаджимагомедов. К началу спецоперации он уже имел значительный опыт боевых действий, так как дважды служил в Сирийской Арабской Республике. Однако 24 февраля 2022 года колонну, в которой находился Гаджимагомедов, атаковали вооруженные силы Украины. Несмотря на то, что их боевая машина была подбита и загорелась, Гаджимагомедов сумел организовать своих солдат в круговую оборону. Получив серьезные ранения и исчерпав боекомплект, он пожертвовал собой, взорвав гранату, чтобы остановить окружающих его врагов. За его героизм Нурмагомеду Гаджимагомедову было присвоено звание Героя России посмертно.

Социальная зрелость сопряжена с понятием «социальный инфантилизм». Однако если социальная зрелость отождествляется со способностью индивида к гармоничной адаптации в обществе, развитию моральных ценностей и умению взаимодействовать с окружающими людьми [2], то социальный инфантилизм это полная противоположность. Описывает явление, при котором взрослые люди сохраняют черты детского поведения, характерные для детей, проявляющихся в нежелании брать на себя ответственность, недостатке самостоятельности, искаженных представлениях о моральных и общественных нормах [3, 7].

Однако с грустью приходится констатировать, что сегодня традиционная система ценностей перестаёт служить «фундаментом для самоопределения молодёжи, построения личных жизненных стратегий». Идёт замена или подмена ценностей. Исследования учёных свидетельствуют, что в ряде случаев начинают доминировать прагматизм, индивидуализм, деньги, потребление, самопрезентация, удовлетворение физиологических потребностей, личные свободы. Современная молодёжь зачастую не подготовлена к принятию решений, сознательно игнорируя жизненные проблемы. Социальные инфантилы склонны к уходу от серьёзных отношений, от действий и поступков, требующих волевых усилий, затрат времени и сил, не способны реально оценивать события, осознавать последствия собственных действий / бездействия, перспективы развития ситуации. При этом сохраняющаяся жизненная позиция «вечного ребёнка» не способствует формированию трудовой мотивации, потребности в саморазвитии, в профессиональной самореализации, обуславливая закрепление потребительских, иждивенческих позиций - по отношению к родителям, друзьям, обществу в целом.

Учёные утверждают, что социальный инфантилизм высоко коррелирует с личной конформностью, при которой человек склонен менять свои установки и мнения, стратегии поведения в соответствии с теми, которые превалируют в обществе. «Крайний вариант конформизма, когда личность, не имея собственной точки зрения, моментально поддаётся мнению большинства, соглашается с ним и примыкает к нему» [14].

Более того, учитывая современный уровень экстремистской пропаганды, социальные инфантилы являются первыми претендентами на вовлечение в деятельность незаконных, антиобщественных организаций.

С целью изучения возможного проявления инфантилизма у военнослужащих, профессором Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации И.А. Федосеевой и профессором Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации Ю.М. Перевозкиной было проведено исследование курсантов 3-х военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации, поскольку будущие офицеры не изолированы от общества и подвергаются различным порой деструктивным воздействиям.

В исследовании было задействовано 211 курсантов (4-5 курсов) 3-х военных институтов войск национальной гвардии (Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева, Саратовский военный ордена Жукова краснознаменный институт). Курсантам было предложено ответить на 2 опросника (Опросник «Уровень социального инфантилизма» (A.A. Серегина); «Шкала самооценки личностной зрелости» (A.B. Микляева)) по диагностике социального инфантилизма и социальной зрелости.

Выводы. По результатам проведенного анализа (март 2022 г.), можно сказать, что в группу неинфантильных личностей можно отнести лишь 1%, опрашиваемых курсантов, в группу слабоинфантильных - 48%, когда группу среднеинфантильных личностей составляет 51%, опрашиваемой аудитории.

Процентное распределение по признаку «Социальная зрелость» показывает, что уровнем социальной зрелости «ниже среднего» обладает 9%, опрашиваемых курсантов, «средним» уровнем - 18%, а показателя «выше среднего» достигли 73% эмпирической выборки. Однако, говоря о ролевой модели, настораживает модель «мальчика», предпочтение которой отдали курсанты. Это означает, что курсанты не «желают» быстро взрослеть, нести ответственность за свои поступки, происходящие процессы в обществе.

Формирование социальной зрелости курсантов является важным и сложным процессом, требующим комплексного подхода. Этот процесс включает в себя развитие навыков межличностного взаимодействия, эмоциональной устойчивости и гражданской ответственности. Социальная зрелость курсантов не только способствует успешному обучению, но и готовит их к активному участию в обществе и выполнению обязанностей в будущей профессиональной деятельности.

Литература:

ГБодалев, A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А.Бодалев. -М., 1998.

2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 т. Т. З.-М.: Педагогика, 1983.-366 с.

3. Дегтеревский, О.С. Организационно-педагогические условия преодоления социального инфантилизма учащихся колледжа [Электронный ресурс] / О.С. Дегтеревский. - URL: http://www.informio.ru/publications/id2664/Organizacionno-pedagogicheskieuslovija-preodolenija-socialnogo-infantilizma-uchashihsja-kolledzha (дата обращения: 18.08.2023)

4. Ильин, Е.П. Психология взрослости [Электронный ресурс] / Е.П. Ильин. - Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/58153 (дата обращения: 18.08.2023)

5. Кон, И.С. Социальная психология / И.С. Кон. - М.: Воронеж. 1999.

6. Кондаков, И.М. Психологический словарь / И.М. Кондаков. - М., 2000.

7. Манерко, И.В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной российской армии: автореф. ... канд. философ, наук/ И.В. Манерко. -М.: изд-во Военного университета, 2011.

8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1984

9. Педагогический словарь [Текст| / авт.-сост. И.П. Андриади, С.Ю. Темина. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 221 с.

10. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, актуал. лексика / С.М. Вишнякова; М-во общ. и проф. образования РФ. Упр. сред. проф. образования, Науч.-метод. центр сред. проф. образования. - Москва: Новь, 1999. - 535 с.

11. Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л.А. Головей. - СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. - 240 с.

12. Словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. - М., 1957

13. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов / М-во образования и науки Российской Федерации, Российский гос. социальный ун-т; авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - Москва: Изд-во Российского социального у-та, 2014. - 362 с.

14. Федосеева, И.А. К вопросу о качестве высшего образования в современном российском обществе / И.А. Федосеева // ЦИТИСЭ. - 2016. - №3 (7). - С. 26.

15. Филиппов, Ф.Р. Формирование экономической компетентности у курсантов военного вуза: автореф. дисс. ...канд. пед. наук / Ф.Р. Филиппов. - Кострома, 2007. - 24 с.

16. Фиофанова, O.A. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учебное пособие / O.A. Фиофанова. - М.: Флинта, МПСИ, 2012.

Педагогика

УДК 372.857

преподаватель кафедры педагогики Бекшаев Илья Алексеевич

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии Дьячкова Татьяна Валерьяновна ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); магистрант кафедры биологии и экологии биолого-химического факультета Леган Анна Олеговна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности использования технологий виртуальной реальности на уроках биологии в старшей школе. Целью статьи является анализ возможностей применения VR-технологий в отечественном образовании. Особое внимание уделено вопросам развития учебной мотивации учеников старшего подросткового возраста. Выделяются и описываются характерные особенности детей старшего подросткового возраста. Раскрывается понятие о познавательном интересе старших школьников. Обосновывается идея о том, что иммерсивные образовательные технологи могут применяться в качестве инструмента развития исследовательских компетенций обучающихся. Предложены цели (необходимости) ведения исследовательской работы старших школьников в системе среднего общего образования. Приводится структура (план) организации экскурсии на примере зоологического музея ГГТУ с использованием элементов технологий виртуальной реальности. В заключении приводится вывод о том, что развитие информационных технологий и средств в обучении биологии, их активное внедрение в учебный процесс, использование широких возможностей VR-технологий в биологическом образовании во многом способствуют совершенствованию процесса обучения и повышению уровня естественнонаучной подготовки современных школьников. Материалы статьи будут полезны широкому кругу лиц, интересующихся вопросами внедрения и использования VR-технологий в российской системе образования.

Ключевые слова: виртуальная реальность, исследовательская деятельность, метод проектов, средняя школа, уроки биологии, старший подростковый возраст, познавательный интерес, иммерсивные образовательные технологии.

Annotation. This article considers the peculiarities of using virtual reality technologies in biology lessons in high school. The purpose of the article is to analyze the possibilities of VR-technologies application in domestic education. Special attention is paid to the development of learning motivation of senior adolescent students. The characteristic features of children of senior adolescence are highlighted and described. The concept of cognitive interest of senior schoolchildren is revealed. The idea that immersive educational technologies can be used as a tool for developing students' research competencies is substantiated. The goals (necessities) of conducting research work of senior pupils in the system of secondary general education are proposed. The structure (plan) of excursion organization on the example of the zoological museum of State University of Humanities and Technology using elements of virtual reality technologies is given. The conclusion is that the development of information technologies and tools in teaching biology, their active implementation in the educational process, the use of wide possibilities of VR-technologies in biological education greatly contribute to the improvement of the learning process and increase the level of natural science training of modern schoolchildren. The materials of the article will be useful for a wide range of people interested in the introduction and use of VR-technologies in the Russian education system.

Key words: virtual reality (VR), research activity, project method, high school, biology lessons, older adolescence, cognitive interest, immersive educational technologies.

Введение. На современном этапе система школьного образования в Российской Федерации имеет проблему практического применения знаний выпускниками, что становится все отчетливее и острее год от года. По этой причине все большее значение приобретает участие школьников в проектно-исследовательской и научно-практической деятельности. Однако организация такой работы требует серьезной теоретической и практической подготовки учителя, умения выбирать научно значимые и посильные школьникам темы исследования, знания методики проведения научных исследований, правил оформления результатов работ и т.п.

Активная цифровизация образовательного процесса ведет к кардинальным изменениям в подходах к преподаванию учебных предметов школьного цикла. Здесь особо выигрывают те предметы, в сущностной характеристике которых стоят задачи по изучению и объяснению природных явлений и закономерностей протекания жизни на Земле [1]. К таким предметным областям относится и школьный курс биологии.

Именно предметы естественнонаучного цикла сегодня занимают лидирующие позиции в структуре школьного обучения. Это опосредованно связывают с развитием смежных отраслей экономики страны с учетом глобальных изменений и трендов. В данной связи возрастает значение ведения экспериментальной и исследовательской работы старшими школьниками - потенциальными абитуриентами прикладных программ подготовки специалистов в системе высшего образования России. Здесь мы, прежде всего, отмечаем крайнюю необходимость правильной постановки целей такой экспериментальной исследовательской работы старших школьников. Таких целей может быть много, что связано с многогранностью научной тематики и чрезвычайной сложностью личности каждого отдельного ребенка.

На современном этапе развития среднего общего образования в России нам видятся следующие цели (необходимости) ведения исследовательской работы старших школьников, которые могут затрагиваться практикующими педагогами:

1. Необходимость развития творческих способностей обучающихся. Достижение этой цели предполагает предоставление школьнику как можно больше свободы как в выборе темы исследования, так и в определении ведущей методики исследования. Именно это свобода обеспечит интерес школьника к предстоящей работе и будет поддерживать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.