Научная статья на тему 'Развитие социальной сферы как элемента инновационной экономики региона'

Развитие социальной сферы как элемента инновационной экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / INNOVATIVE ECONOMY / INNOVATIVE NATIONAL SYSTEM / INNOVATIVE REGIONAL SYSTEM / FUNCTIONS OF SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Ольга Романовна

В статье выявлено значение социальной сферы в формировании инновационной экономики, показана ее роль в создании региональной инновационной системы. Также выделены основные функции социальной сферы в инновационной экономике на мезоуровне. Сформулированы принципы стратегического развития социальной сферы и области их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SPHERE DEVELOPMENT AS ELEMENT OF THE REGIONAL INNOVATIVE ECONOMY

In article value of social sphere in formation of innovative economy is revealed, its role in creation of regional innovative system is shown. Also the basic functions of social sphere in innovative economy at mesolevel are allocated. Principles of strategic development of social sphere and area of their realization are formulated.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной сферы как элемента инновационной экономики региона»

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

В современных условиях основой динамичного развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности. С целью активизации инновационных процессов, в ряде стран начиная с середины 80-х годов, сформированы национальные инновационные системы, выступающие основой развития инновационной экономики [2]. Начальной стадией построения экономики инновационного типа является создание национальной инновационной системы (НИС). Для ее создания необходимо повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры [7].

Проанализировав различные точки зрения на трактовку НИС автором дается следующее ее определение - это форма организации институтов, присущих экономике инновационного типа представляющей собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи потенциалов социокультурной среды в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития на различных уровнях управления (мега, макро, мезо, микро, мини).

Автор дает именно такое определение НИС исходя из следующих обстоятельств:

1. Любой системе присущи единство и закономерности.

2. Инновационная экономика - это последовательно сменяющий предыдущие формы тип управления экономикой страны.

Инновационная система позволяет повысить интенсивность экономического развития региона за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности.

На уровне региона (мезоуровне) моделью национальной инновационной системы является региональная инновационная система (РИС), которая представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем, располагающих необходимыми инновационными ресурсами, объединенных интеграционными внутренними и внешними связями для обеспечения эффективного прохождения идей, знаний до конкретной реализации инновации исходя из интересов региона (общества) [3]. Необходимость выделения уровня РИС связано с повышением эффективности и возложением ответственности при реализации инновационного развития региональной экономики с учетом особенностей того или иного региона (от экологических до социально-экономических и политических).

Преимущества региональной инновационной системы по сравнению с национальной:

• совместное присутствие множества производителей разного рода, предлагающих специализированные услуги своевременно и гибко в ответ на запросы;

• эффекты обучения, которые вызываются вовлеченностью региональных производителей в транснациональные сети;

• появление локальных фондов рабочей силы с концентрацией специфических навыков и форм обучения;

• культурная и институциональная инфраструктура, которая постоянно возникает внутри и вокруг промышленных кластеров и которая часто очень важна для эффективной работы единой локальной социально-экономической системы;

• развитие сетей доверия между региональными экономическими участниками [11].

С учетом российских условий для конкретного региона (или группы регионов) требуются разработка и реализация индивидуальных подходов к решению проблемы развития, что может быть выполнено в рамках национальных (региональных) инновационных систем макроуровня, учитывающих экономические особенности, исторические и культурные традиции, реальную социально-экономическую ситуацию и обеспечивающих необходимые темпы экономического развития.

Анализ различных точек зрения [1, 4, 9] по определению сущности региональной инновационной системы дает возможность выявить следующие общие черты:

1) система представляет собой совокупность институтов инициирующих, создающих и распространяющих новые виды продукции и технологии;

2) главным, определяющим в подсистемах являются знания;

3) система выполняет ряд функций: планирование, прогнозирование, координация,

стимулирование и контроль, а также специфические функции: производство, генерация,

распространение и использование знаний;

4) необходимым условием существования системы является наличие связей и сложившихся типов отношений между элементами и подсистемами.

РИС, как и всякая система, состоит из подсистем, каждую из которых составляют элементы. Подсистемы должны отражать все составляющие содержания РИС, данного нами выше. С учетом этого РИС можно подразделить на следующие подсистемы:

Таблица 1

Элементы модели региональной инновационной системы___________________

Подсистема формирования и накопления интеллектуального капитал (наука) Подсистема воспроизводства социального капитала (социальная сфера) Подсистема формирования и распространения социальной корпоративной ответственности (бизнес) Подсистема государственной поддержки внедрения и реализации инноваций (государство, регион)

НИИ всех секторов науки: академического, отраслевого, вузовского и заводского; научноисследовательские подразделения вузов; инновационные подразделения предприятий; научнотехнические комплексы; часть МИП (включая венчурных); часть научнотехнологических парков, др. Жилищнокоммунальное хозяйство, транспорт, искусство, ветеринария, здравоохранение, социально-бытовое обслуживание, образование, туризм и др. Технопарки, инкубаторы, центры трансфера технологий, опытные производства, консультационно-внедренческие организации, венчурные организации и др. Социальная защита, социальное партнерство, социальное страхование, социальная культура, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, социальные гарантии и т.д.

Эти подсистемы и составляющие их элементы модели РИС в комплексе формируют основу системных свойств РИС как составляющей системы более высокого - НИС. Подсистемы РИС формируются по функциональному признаку из отдельных элементов. Такая модель РИС даст возможность в известной мере выявить наиболее существенные связи, формы внутренних взаимоотношений между самими элементами и подсистемами, а также между элементами разных подсистем.

Эти подсистемы выполняют различные функции, между собой взаимосвязанные и взаимодополняющие. Функционирование каждой из этих подсистем может обеспечить функционирование и всей региональной системы как единого целого.

Важнейшая роль первоначального стимула в создании РИС отводится социальной сфере [12]. Значение социальной сферы в формировании инновационной экономике обусловлено тем, что ее развитие и быстрый рост являются необходимыми условиями прогресса во всех сферах человеческой деятельности [14]. Социальная сфера оказывает активное воздействие на темпы и эффективность экономического развития, влияя на качество жизни человека.

Каждая отрасль социальной сферы может успешно функционировать лишь при условии сочетания ее деятельности в режиме реального времени с ее виртуальной деятельностью, рассчитанной на будущее (табл.2).

Таблица 2

Отрасли социальной сферы в режиме реальной и виртуальной деятельности _______________________________в инновационной экономике_______________________________

Отрасли социальной сферы Реальная деятельность Виртуальная деятельность

Здравоохранение Медицинские услуги Медицинское страхование

Образование Обучение и воспитание Образовательное страхование

Наука и технология Инновации Венчурное предпринимательство

Культура, СМИ, спорт и туризм Духовное и физическое развитие населения Целевая капитализация средств

Бытовое обслуживание, торговля и общественное питание Оказание соответствующих услуг Целевое инвестирование развития

Жилищно-коммунальное хозяйство Обеспечение жильем и эксплуатация жилфонда Ипотечное кредитование и страхование

Пассажирский транспорт Т ранспортные услуги Страхование пассажиров

Социальная помощь Оказание помощи нуждающимся Резервирование средств на благотворительность

Социальное страхование Сбор страховых взносов и текущие платежи Накопление средств компенсации социальных рисков

Пенсионное обеспечение Пенсионные взносы и выплата пенсий Накопление средств пенсионных фондов

Условия и охрана труда Профилактика рисков неблагоприятных условий труда Образование страховых профилактических фондов субъектов рынка

Обеспечение безопасности и общественного порядка Меры оборонного и правоохранительного характера Накопление необходимых стратегических ресурсов

Недооценка роли и места сферы услуг в инновационной экономике наносит социальный ущерб развитию общества. Ущерб может проявляться в постановке ошибочных диагнозов и применении неадекватных методов лечения, росте числа побочных заболеваний, росте преступности, необходимости дополнительного воспитания и образования, профессиональной неграмотности, отставании квалификации от требований НТП, замкнутости и социальной изоляции людей, усилении пессимистического настроения среди членов общества, росте проявлений криминального и теневого бизнеса.

Роль социальной сферы в инновационной экономике может быть определена через функции, которые она призвана выполнять (табл. 3).

Таблица 3

________________________Классификация функций социальной сферы__________________________

Классификационный признак Классификационные группы

По содержанию - общественные (социальная, бытовая, культурная); - экономические (воспроизводственная, обеспечивающая, стимулирующая)

По назначению - общие (заключаются в сохранении, производстве, распространении и освоении культурно-духовных ценностей); - целевые (воспроизводственная, обеспечивающая)

По характеру - общие (воспроизводственная, воспитательная); - специфические (регулирующая, коммуникативная)

По способу форм - обеспечение;

проявления - поддержка; - защита; - страхование

По инновационной - интеграционная;

составляющей - инновационная; - информационная

В связи с многообразием представленных функций социальной сферы автор обосновывает необходимость выделить социальную и инновационную функции, которые наиболее ярко проявляются при переходе к экономике нового типа.

Социальная функция обусловлена возникновением самой сферы и отличительными чертами отраслей, включаемых в ее состав [5]. Социальная сфера общества представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область деятельности людей по воспроизводству своей жизни; пространство реализации социальной функции общества. В ней реализуются социальные и гражданские права человека. Ее функционирование определяется объективными закономерностями и основывается на определенных принципах социального управления [10].

Деятельность каждой из отраслей социальной сферы имеет ярко выраженный региональный характер и находит свое отражение не только в удовлетворении потребительского спроса населения, но и в формировании архитектурного облика, эстетическом оформлении, благоустройстве городов и поселений.

Если рассматривать социальную сферу как составляющую инновационной экономики, то основная ее функция заключается в производстве нового знания, разного рода новшеств, в использовании нововведений на практике [8]. Инновационная функция социальной сферы заключается в обеспечении соответствия реформационных процессов нуждам общества и каждого его члена в отдельности, а так же во внедрении социальных инноваций, что обеспечит успешное продвижение реформ и их позитивную результативность.

Инновационная функция социальной сферы это комплексная функция. Её комплексность объясняется проникновением этой функции во все области социально-экономической деятельности общества, сложностью субъекта реализации, а так же тем, что реализация её требует выполнения других функций.

Существуют различные точки зрения и на то, что должно быть первоочередной задачей реализации функций социальной сферы. Одни предполагают, что в первую очередь необходимо поддержание высокого уровня жизни. Другие считают, что развитие трудового потенциала наиболее важно для успешного развития страны. К этой группе примыкает большинство исследователей. Третья группа уверенно и аргументировано доказывает важность развития науки и предпринимательства. В целом учёная общественность разделилась по различным направлениям социальной сферы, и каждая группа по своему права. Но выбрать то, что действительно важно, ещё предстоит, и при выборе необходимо будет учесть влияние положительных и отрицательных факторов реализации функций социальной сферы (табл. 4). Правительство и другие органы власти, судя по предлагаемым реформам, выбрало приоритетным развитие кадрового потенциала и занятость населения.

Таблица 4

Факторы, оказывающие влияние на реализацию функций социальной сферы ________________в инновационной экономике на мезоуровне________________________

Факторы, негативно влияющие на реализацию функций социальной сферы Факторы, положительно влияющие на реализацию функций социальной сферы

* старение населения; * люмпенизация российского общества; * огромный разрыв между самой богатой и самой бедной частью общества, который порождает социальную напряжённость; * формирование маниакально-депрессивного типа базовой российской личности, который предполагает накопление энергии недовольства, выплеск которой непредсказуем; * ухудшение экологической обстановки; * перестройка экономики, которая ведёт за собой структурную безработицу; * обострение международной конкуренции, которая обуславливает возрастающую специализацию, что ведёт к росту длительной незанятости; * наличие теневой экономики; * рост в обществе требований к объёму и качеству социальных услуг. * погашение долгов по зарплате работникам бюджетной сферы; * повышение пенсий; * уточнение и совершенствование российской нормативно-правовой базы; * повышение социально ориентированной активности некоторых категорий населения; * переориентация ценностей во властных структурах с человечества на человека; * пополнение властных структур молодыми кадрами, способными к восприятию новой информации и адекватному реагированию на неё; * подготовка к реорганизации бюрократической системы с целью повышения эффективности использования чиновничьих ресурсов.

По глубокому убеждению автора акцент в реализации инновационной функции социальной сферы должен быть сделан на подъём культурного уровня и науки, а так же переориентация социальной сферы на самообеспечение. Подъём культуры необходим как механизм ценностной ориентации населения, а развитие науки это база для дальнейшего подъёма всех сфер деятельности.

Социальная сфера в инновационной экономике может столкнуться с рядом проблем таких, как:

1. Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытноконструкторские работы, расходуются недостаточно эффективно. Сохраняются проблемы по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях - от общего, начального и среднего профессионального образования до высшего и послевузовского профессионального образования. Это обусловлено, в том числе и недофинансированием сферы образования.

2. Недостаточно развиты по сравнению со странами с высокой инновационной активностью ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества - мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска в целом.

3. Неспособность многих исследовательских организаций удержать молодых специалистов. В условиях низкой эффективности инновационной системы в России увеличивается отток из страны конкурентоспособных кадров, технологий, идей и капитала.

4. Инновационная инфраструктура сформирована практически в каждом вузе. В то же время эффективность использования инфраструктуры остается пока низкой.

5. При этом недостаточно эффективными оказались и такие ключевые с точки зрения наращивания инновационной активности общие направления социально-экономической политики, как создание благоприятного инвестиционного климата и борьба с коррупцией, политика в сфере технического регулирования, таможенное регулирование и администрирование, а также политика в сфере развития конкуренции.

6. Недостаточный уровень инновационной активности в социальной сфере усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций. Изменение климата, старение населения, проблемы систем здравоохранения, а также проблемы в области обеспечения продовольственной безопасности. Недостаточная заинтересованность во внедрении социальных инноваций.

7. Недостаточная приоритезация задач по поддержке инновационной активности бизнеса, инноваций в регионах и развитию человеческого капитала не позволили обеспечить необходимую комплексность подхода к развитию инновационной экономики на мезоуровне.

8. Абсолютное доминирование наименее передовых типов инновационного поведения, в том числе заимствование готовых технологий, характеризует инновационную систему как ориентированную на имитационный характер, а не на создание радикальных нововведений и новых технологий.

9. Отдельной проблемой является неприспособленность системы государственной статистики к целям управления инновационным развитием. Статистические данные, отражающие ключевые параметры инновационного развития, становятся доступными с существенным опозданием.

Для усиления социального эффекта и снижения социального ущерба необходим стратегический подход при разработке и реализации социальной политики, направленной на формирование и воспроизводство человеческого капитала.

Группа ученых под руководством Л.И.Абалкина предлагает следующие концептуальные принципы для разработки стратегии инновационного развития в области социальной сферы:

- комплексное решение задач формирования человеческого потенциала и нового качества жизни;

- комплексное решение задач, связанных с формированием технологического базиса экономики и человеческого потенциала;

- опережающее развитие науки, образования, здравоохранения, культуры по сравнению с другими элементами, обеспечивающими позитивную динамику экономического роста;

- формирование единого социального пространства для решения задач, связанных с качеством жизни и человеческого потенциала;

- признание основополагающей роли государства в формировании, воспроизводстве и качественном совершенствовании человеческого потенциала;

- минимизация социальных рисков и ущербов;

- четкое определение этапов решения указанных проблем в тесной увязке с экономической динамикой [13].

На основании Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [6] недостаточность проработки вопросов функционирования социальной сферы с учетом инновационного вектора развития отечественной экономики обусловливает необходимость

разработки мер, направленных на поддержку и стимулирование инноваций в инфраструктурных отраслях и социальной сфере, в частности:

1. Инновации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства:

- разработка и освоение производства нового поколения машин и средств механизации,

технологий и проектов для содержания дорог и придомовых территорий, озеленения,

благоустройства городских и сельских территорий;

- внедрение средств эффективного контроля, управления и методического обеспечения

функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства в районах и городах республики;

- энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве, создание энергосберегающих технологий и материалов для экономии расходования энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

2. Инновационное развитие здравоохранения:

- формирование индустрии «здорового образа жизни»;

- развитие института общеврачебной практики;

- внедрение современных высокоэффективных лечебно-диагностических и организационных технологий, в том числе направленных на охрану материнства и детства и борьбу с социально значимыми инфекционными заболеваниями (туберкулез, СПИД, гепатит и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внедрение в медицинскую практику методов медицины высоких технологий;

- внедрение современных автоматизированных методов учета, обслуживания и оплаты медицинских услуг и отпуска лекарственных средств;

- внедрение методологии оценки риска здоровью населения, изучение закономерностей воздействия комплекса факторов окружающей, производственной, социальной среды на условия жизнедеятельности, здоровье и благополучие населения региона.

3. Инновационное развитие образования:

- создание многоуровневой системы кадрового обеспечения инновационной деятельности;

- внедрение новых организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса и институциональных механизмов повышения качества образования;

- создание сети базовых школ - ресурсных центров, оснащенных современными учебноинформационными и образовательными технологиями;

- организация экспериментальных площадок по разработке, апробации и внедрению в образовательный процесс новых информационно-педагогических технологий;

- стимулирование создания научно-образовательных центров и устойчивой системы «технологических коридоров», обеспечивающих продвижение научных знаний к рынку;

- разработка и внедрение дистанционных интерактивных форм обучения и оценки знаний;

- создание благоприятных условий для развития информационно-коммуникационных технологий в образовательной сфере с использованием дистанционных технологий обучения;

- создание практико-ориентированных научных школ, распространение образовательных инноваций;

- повышение роли воспитания в образовательном процессе и в решении проблем социализации детей;

- разработка механизма опережающего обновления содержания профессионального образования;

- разработка и внедрение инновационных учебных программ в системе дополнительного образования по технико-технологической подготовке молодежи к работе в высокотехнологичных организациях;

- развитие стратегического партнерства за счет объединения интеллектуальных, материальных и иных ресурсов образования и бизнеса.

4. Инновации в сфере культуры:

- обеспечение нового уровня культурных услуг, расширение многообразия учреждений культуры путем создания инновационных структур;

- реализация системы стимулирующих действий для создания частных продюсерских центров, привлечения благотворительных и спонсорских средств на развитие учреждений культуры и искусства;

- формирование качественной информационной среды, внедрения информационных технологий и автоматизация основных процессов в деятельности библиотек, музеев, архивов для обеспечения открытого и удобного доступа к интеллектуальным ресурсам;

- создание единой системы патентно-информационной поддержки организаций, формирование фонда описаний изобретений и нормативно-правовой документации;

- широкое информирование общественности и граждан об идее, целях и результатах инновационного пути развития региона, как наиболее характерного и перспективного для республики, провозглашение позитивной политики роста;

- формирование через средства массовой информации положительного образа карьерно- и инновационно-ориентированных молодых людей.

5. Инновационное развитие туризма, спорта и физической культуры:

- разработка новых туристско-экскурсионных маршрутов, расширение спектра республиканского инновационного туристического продукта;

- создание условий для практической реализации инновационных проектов в сфере туризма;

- создание системы накопления и механизма распространения информации о туристическом потенциале региона до потребителя туристических услуг на российском и международном туристических рынках;

- создание предпосылок для формирования туристического кластера в регионе;

- развитие новых форм организации физкультурно-оздоровительной работы среди населения;

- приведение спортивных сооружений в соответствие с требованиями международных стандартов с целью привлечения спортивных мероприятий российского и международного уровня.

В условиях формирования РИС в числе основных целей развития социальной сферы предусматривается не столько обеспечение устойчивого инновационного развития отраслей данной сферы, сколько обеспечение доступности социальных услуг и повышение качества, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития региона. Решение возможно при реализации следующих направлений:

- модернизация отраслей сферы, как институтов социального развития;

- приведение содержания и структуры отраслей социальной сферы в соответствии с рыночными потребностями;

- развитие системы оценки качества социальных услуг и их востребованности.

Значительное число регионов уже активно участвует в процессе инновационного развития своих

территорий. Однако внедрение инноваций может быть успешным только при формировании благоприятной институциональной и бизнес-среды, социальной инфраструктуры, комфортных жилищных условий. Создание благоприятного инновационного климата в социальной сфере позволит значительно улучшить качество услуг, предоставляемых населению, сократить сроки их предоставления, повысить их доступность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.