И С Т О Р И Я
Елена Александровна Ефимова,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и политологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ в 1960-1980-е годы
В современных геополитических условиях качество жизни населения стало одним из главных индикаторов экономического прогресса. Поэтому социальной политике в России уделяется особое внимание. Для реализации масштабных задач в этом направлении актуальным является обращение к опыту советского прошлого, когда социальная инфраструктура создавалась и поддерживалась в должном состоянии силами и средствами отдельных предприятий, организаций, колхозов и т.п. Цель статьи - исследовать опыт решения социально значимых проблем на примере газовой промышленности. В статье изучены пути решения жилищного вопроса, обеспечения достойных условий труда и отдыха работников и членов их семьи. Дана положительная оценка системе здравоохранения. Проанализированы меры по повышению материального благосостояния сотрудников отрасли. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены представления о методах реализации социальной политики в Советском государстве. В результате проведенного анализа фактического материала следует вполне закономерный вывод, что создание развитой социальной инфраструктуры позволило руководству газовой промышленности достичь более высокой производительности труда и эффективнее использовать трудовые ресурсы.
Ключевые слова: социальная ответственность, государственно-частное партнерство, газовая промышленность, социальная сфера, жилищный вопрос, кадровый потенциал.
Ye.A. Yefimova
DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE FOR GAS INDUSTRY in 1960-1980-ies
The paper states that in the current geopolitical environment quality of life has become one of the main indicators of economic progress. Therefore, social policy in Russia is paid special attention. In order to achieve the ambitious
УДК 94(47)
targets of the social policy it may be useful to study the experience of the Soviet past when social infrastructure was created and properly maintained by individual businesses, organizations, collective farms, etc. The paper aims to explore the track record of solving social problems in the gas industry. The paper studies ways to solve the housing problem, to ensure decent working conditions and provide recreational facilities for workers and members of their families as well as to provide efficient health care system. The author analyzes measures to improve material well-being of the industry employees. Theoretical significance of the study lies in the fact that it enhances our knowledge of the methods of social policy in the Soviet state. The analysis has led to a quite logical conclusion that establishment of a well-developed social infrastructure helped the gas industry to achieve higher productivity and more efficient use of labor resources.
Keywords: social responsibility, public-private partnership, gas industry, social services, housing, human resources.
Одной из ключевых задач модернизации российского общества является обеспечение высокого уровня благосостояния его граждан. В этой связи необходима разработка социально ориентированного сценария инновационного развития, результатом которого станет повышение качества жизни населения. Несомненно, социальная политика является прерогативой государственной власти. Однако для ликвидации накопившихся еще с 1990-х гг. социально-экономических проблем только государственных средств и усилий явно недостаточно. Требуется широкое вовлечение частного предпринимательства, прежде всего крупного и среднего бизнеса. Практика социального партнерства государства и бизнеса на современном этапе весьма востребована, о чем свидетельствует повышенное внимание к этой теме исследователей различных научных специальностей [3; 4; 10]. Причем специалистов интересует не столько экономический эффект такого государственно-частного взаимодействия, сколько его социальная направленность [2]. Для дальнейшего распространения подобного эксперимента по решению социальных проблем, на наш взгляд, актуальным является обращение к опыту советского прошлого, когда государство перекладывало часть своих социальных обязательств на отдельные отрасли хозяйства. Социальная инфраструктура создавалась и поддерживалась в должном состоянии силами и средствами отдельных предприятий, организаций, колхозов и т.п.
Наиболее показательным является пример развития газовой индустрии в середине 1960-1980-х гг. В этот период произошли кардинальные изменения в производственных процессах добычи и транспортировки газа, в управлении всей газовой промышленностью, в подготовке кадров, все большее значение руководство отрасли стало придавать социальным вопросам. В 1960-1980-е гг. параллельно с открытием и разработкой новых газовых месторождений, вводом в эксплуатацию производственных мощностей происходило развитие социальной инфраструктуры значительно возросшего газового хозяйства. «Стройки века» требовали привлечения огромных трудовых ресурсов, что было невозможно без создания сначала самых необходимых, а затем и достойных условий для проживания и работы персонала. Так, по мере развития топливно-энергетического комплекса страны на карте появлялись новые города и поселки, осваивались ранее необжитые территории. И если в начале эпохи «большого газа» первопроходцы встречались с множеством бытовых и социальных проблем, то по мере
роста добычи и транспорта голубого топлива уровень жизни газовиков, благоустроенность и материальный достаток повышались. Это было вызвано как финансовыми возможностями СССР, доходами от экспорта природного газа, так и стремлением руководства Министерства газовой промышленности не только сохранить, но и расширить кадровый потенциал отрасли.
В определенной степени толчком для развития социальной сферы стало освоение природных запасов Западной Сибири, что сопровождалось притоком сюда специалистов с разных уголков огромной страны. Первопроходцам во многом пришлось самим обустраивать свой быт практически на пустом месте в крайне тяжелых, а порой и экстремальных климатических условиях. Ни о каком благоустроенном жилье не было и речи, даже специальная строительная техника сюда не доходила. Первое время членам экспедиций приходилось жить в малоприспособленных вагончиках. Так, например, при разработке Медвежьего месторождения специалисты проживали в бараках, оставшихся от заключенных ГУЛАГа, которые в послевоенное время строили там железную дорогу «Салехард -Игарка». Лишь потом, когда вслед за буровиками и вышкомонтажниками стали прибывать строительные организации, началось возведение транспортной инфраструктуры, инженерных коммуникаций и жилья для персонала.
Однако на первом этапе освоения новых месторождений, особенно на необжитых территориях с суровым климатом, с жильем и бытовыми услугами, были очень большие проблемы. В качестве жилья применялись вагончики и балки, стены которых обшивались досками. Пространство между стеной и доской засыпалось теплоизоляционными материалами:опилками, торфом, шлаком и т.п. Приезжавшие на газовые стройки работники обеспечивались постельными и кухонными принадлежностями, а также хозяйственным инвентарем, необходимым в полевых условиях. Для непредвиденных ситуаций бригады буровиков и строителей оснащались передвижной электростанцией с запасом горючего к ней, а также радиостанцией для связи с управлением строительства.
Большое внимание руководство газовой промышленности уже в 1960-е гг. уделяло организации питания своих работников. Количество продуктов в суточном рационе людей, работающих на Севере или в Сибири, было увеличено по сравнению с рекомендованным для умеренного климата. Помимо этого, по настоянию медиков в питание вводился дополнительный прием витаминов. Из-за суровых погодных условий и частых
проблем с транспортом бригады всегда располагали двухнедельным запасом продуктов, причем, как правило, продукты были расфасованы и упакованы в специальной таре, обеспечивающей их качество.
Каждая бригада, прибывавшая на работу из других регионов, сама старалась благоустроить свою жизнь на промыслах. Перед началом производственного процесса работники возводили корпуса мастерских, складов, магазин, котельную, административный корпус, столовую.
В начале 1970-х гг. отношение к социальной сфере кардинально изменилось: обеспечение работников газовой отрасли нормальными и даже комфортными условиями работы и жизни становится приоритетным наряду с задачей повышения производственных мощностей. Резкий рост объемов разработки месторождений, строительства объектов, развитие транспорта газа потребовали притока высококвалифицированных специалистов различных профессий. Так как углеродное сырье в большинстве своем располагалось в неосвоенных районах с малой заселенностью, остро встал кадровый вопрос. Удержать уже имеющиеся кадры и привлечь новые только большими зарплатами было невозможно. Как правило, люди ехали сюда в попытке заработать, но спартанские условия в совокупности с суровым климатом отбивали у них всякое желание к труду. Отсутствие элементарных удобств для проживания приводило к высокой текучести кадров, что отражалось на производительности труда.
Осознавая причины кадровых проблем, Министерство газовой промышленности перешло к иной социальной политике в своих подразделениях. Объемы капиталовложений стали учитывать затраты на строительство объектов жилищного, бытового и культурного назначения. Были разработаны нормы жилья на каждого работника и члена его семьи, которые в среднем составляли 10 м2.
Была проведена значительная работа по планированию социального развития, утверждены методические рекомендации к составлению планов социального развития предприятия, разработана система организации контроля за их выполнением. Для распространения передового опыта и оказания практической помощи структурным подразделениям или отдельным предприятиям проводились семинары и специальные совещания, а для выяснения основных социальных проблем среди работников отрасли - анкетирование и социологические опросы. В разработке планов и обработке материалов социологических исследований активно принимали участие научно-исследовательские институты и нормативно-исследовательские станции. Социальные обязательства по обеспечению жильем, созданию санитарно-гигиенических, культурно-оздоровительных и бытовых условий закреплялись в плановых заданиях всех подразделений и предприятий, и за их выполнением осуществлялся строгий контроль. При строительстве жилья и других непроизводственных объектов заказчиком выступало производственное объединение, а подрядчиком - строительная организация либо Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности (Миннефтегаз-
строя), либо Министерства промышленного строительства (Минпромстроя).
Первые успешные результаты были получены уже в середине 1970-х гг. По официальным данным, за 1971-1975 гг. в газовой индустрии было введено в эксплуатацию 1,9 млн м2 жилья, больниц на 385 коек, поликлиник на 938 посещений, детских садов на 10,1 тыс. мест, общеобразовательных школ на 20,4 тыс. мест [8, с. 10]. План развития на 1976-1980 гг. содержал еще более высокие показатели и предусматривал планомерное совершенствование социальной структуры кадров, повышение общего и профессионального образования, улучшение условий труда и охрану здоровья, социокультурных и жилищно-бытовых условий. Несмотря на то что на 100% план не был выполнен, однако показатели были значительно выше, чем в предыдущей пятилетке. Так, по итогам десятой пятилетки (1976-1980 гг.) было построено 2,3 млн м2 жилья, введены в эксплуатацию школы на 23,4 тыс. учащихся, дошкольные учреждения на 16,3 тыс. мест, лечебные учреждения на 1200 мест, а также столовые на 15 тыс. мест, магазины общей площадью 43,3 тыс. м2, теплицы общей площадью 109 тыс. м2 [9, с. 6-7].
Некоторые производственные объединения не успели уложиться в срок. На помощь им были направлены дополнительные силы строительных организаций со всех районов страны. Так, помощь строительным трестам Миннефтегазстроя и Минпромстроя оказывали организации Мосгорисполкома, Ленинградского городского исполкома, Минстроя СССР Совета министров Белорусской, Украинской и Литовской ССР.
Высокие темпы строительства стационарного жилья для газовиков сопровождалось повышением комфортности. В эти годы были разработаны новые типовые проекты домов и квартир. За качеством жилья осуществлялся строгий надзор. Дома были с удобной планировкой и сдавались с современной отделкой, полностью готовыми к проживанию. В 1979 г. 95% жилья было построено по типовым проектам, а 5% - по индивидуальным. 87% жилых домов было оборудовано всеми видами благоустройства.
Одним из направлений жилищной политики Мин-газпрома было расширение сети общежитий, ввиду того что среди специалистов был очень высокий процент молодых и несемейных. К концу 1980-х гг. потребность в общежитиях была полностью удовлетворена. К этому времени у некоторых производственных объединений имелся даже определенный резерв жилищного фонда. Решение жилищного вопроса имело определяющее значение для создания кадрового потенциала. Многие семьи, получая благоустроенные квартиры, обживались на новых местах и окончательно связывали свою трудовую деятельность с газовой промышленностью.
Несомненный прогресс в решении жилищного вопроса касался не только стационарного жилья. В некоторых отраслях газовой индустрии, например геологоразведке и бурении, связанных с постоянной передислокацией персонала, а также в экстремальных климатических зонах строительство постоянного жилья было экономически нецелесообразно. Суровый
климат с температурами до -60°С, наличие труднопроходимых болот, отсутствие строительных материалов и благоустроенных дорог, а также особенности производственных процессов, вызванных краткими сроками эксплуатации месторождений вынуждали создавать передвижные поселки, которые после завершения строительства объекта могли быть перебазированы на новые площадки по «зимникам» или по воздуху.
В начале 1970-х гг. были разработаны новые типы мобильного жилья, пригодного к быстрой и многократной переброске с минимальными материальными и трудовыми затратами, которые полностью удовлетворяли специфическим требованиям организации труда, быта и отдыха людей, вынужденных по роду своей деятельности периодически менять место. Мингазпром объявил конкурс на лучший проект среди своих научно-исследовательских и проектных институтов. По его результатам был предложен проект вагона-дома цилиндрической формы из тонкого стального листа с утеплителем внутри и отделкой полимерными материалами. Практически сразу после конкурса в Волоколамске было организовано серийное производство таких вагонов-домов. Они были очень прочными и комфортабельными. Помимо комнат, там имелись тамбур, кухня, санузел. Вагоны-дома были оснащены электричеством, центральным отоплением и водоснабжением. Для функционирования в зимних условиях в них под полом находились тепловые элементы, а наверху - вытяжка. Особенность теплосберегающей конструкции не позволяла остыть температуре внутри помещения даже после отключения отопления еще до 12-15 часов [1, с. 113-114].
Жилые блоки поставлялись в комплекте с блоками бытового и культурного назначения. На трассах и стройплощадках все эти ярко окрашенные цилиндры выглядели очень экзотично. Мобильность таких жилищ позволяла их интересно размещать и совмещать, создавая привлекательные зоны внутри поселков. Как правило, в таких поселках имелась вся необходимая инфраструктура: магазины, бани, красные уголки и даже овощехранилища, котельные, прачечные, парикмахерские, детские сады игровые и спортивные площадки. К 1980 г. общий парк комфортабельных жилых вагонов-домов достиг 60 тыс., а парк специальных вагонов-домов (вагоны-магазины, вагоны-столовые, вагоны-прачечные, вагоны-медпункты, вагоны-красные уголки и т.д.) - 6 тыс. В конце 1980 г. было налажено производство вагонов-саун. К началу 1990-х гг. практически каждая бригада имела свою «бочкообразную» сауну.
Надо отметить, что вагоны-цилиндры, или, как их прозвали сами газовики, «бочки», применялись в основном на трассах газопроводов или на стройплощадках, а в стационарных вахтовых поселениях преимущественно возводили модульные поселки, импортировавшиеся из Финляндии. Каждый такой модуль представлял собой корпуса в несколько этажей очень комфортных общежитий, соединенных теплыми переходами с общественным корпусом. Внутри жилых модулей имелись жилые секции с кухнями и санузлами, а в общественных корпусах располагались поме-
щения культурно-бытового назначения (столовые, магазины, спортзалы и т.п.). Широкое применение финский опыт расселения получил в Ямбурге.
В 1970-1980 гг. для снабжения газовиков продовольственными и промышленными товарами, усовершенствования системы общественного питания и развития материально-технической базы создавались отделы рабочего снабжения (ОРСы). Деятельность ОРСов также подлежала планированию и контролю со стороны Мингазпрома и Миннефтегазстроя. Нарастающие темпы развития добычи и транспорта газа, достижение стабильного уровня денежных доходов газовиков и качественное снабжение способствовали увеличению розничного товарооборота в отрасли, который за первую половину 1980-х гг. вырос почти на 10%, при том, что по стране эта цифра в среднем не превышала 5%. Резко увеличился спрос на продукты питания, а также на одежду, обувь, трикотажные изделия и на легковые автомобили.
Для улучшения снабжения газовиков и увеличения ассортимента продуктов в вахтовых поселках и базовых городах было налажено собственное производство кулинарных и кондитерских изделий: было создано 102 цеха по производству этой продукции. Так как наиболее сложным было снабжение скоропортящимися продуктами: мясом, молоком, яйцами, овощами в производственных объединениях, - широкий размах получило создание подсобных хозяйств, совхозов, теплиц.
На трассах и строительных площадках было организовано горячее питание, а на базах не только работало несколько столовых, но иногда имелись и небольшие рестораны. Руководство Министерства газовой промышленности и Миннефтегазстроя делало все возможное для того, чтобы питание персонала было полноценным. Полевые городки гордились качеством блюд и устраивались соревнования между коллективами столовых на лучшее приготовление. На некоторых трассах была организована выпечка хлеба. Наличие собственных теплиц позволяло иметь по несколько видов овощных салатов [1, с. 165]. В некоторых столовых имелись диетические залы с целью лечения и профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Особое внимание со стороны руководство было направлено на охрану труда и здоровья работников отрасли и членов их семей. Для выполнения социальных обязательств по здравоохранению уже в десятой пятилетке (1976-1980 гг.) на строительство лечебных и оздоровительных учреждений было выделено 41,8 млн руб. Помимо стационарных лечебных учреждений - больниц, поликлиник, санаториев и пансионатов - при Мингазпроме было создано специальное управление Минздрава, и к 1980 г. в отрасли было развернуто 20 медсанчастей, 100 врачебных здравпунктов и свыше 500 фельдшерских пунктов, где помощь оказывалась высококвалифицированными специалистами.
В 1980-х гг. концепция здравоохранительной деятельности существенно обновилась: главным направлением работы стала профилактика заболеваний сотрудников. В 1986-1990 гг. в газовой отрасли действо-
вала специально разработанная программа «Здоровье», цель которой состояла в усилении работы по укреплению здоровья, улучшению медицинского обслуживания и снижению заболеваемости работников Мингазпрома. Так, согласно программе за эти годы требовалось создать 25 больниц на 4015 коек, 23 поликлиники на 6735 посещений в смену, 77 здравпунктов на предприятиях, 10 санаториев-профилакториев и 9 пансионатов с лечением [6, с. 24-25]. Лечебные и лечебно-профилактические учреждения, оставались на балансе предприятий и организаций, которыми они были построены. Их изъятие, реорганизация или перепрофилирование без согласия трудовых коллективов категорически запрещалось.
Программа уделяла больше внимание улучшению трудового режима женщин. В результате ее реализации удалось снизить работу в ночное время до 5% от общего их числа. А в некоторых производственных объединениях, например «Прикарпаттрансгазе», все женщины были полностью освобождены от труда в ночное время, а имеющим детей отпуск предоставлялся только летом.
Для лечения и профилактики заболеваний работников имелось все необходимое оборудование и медикаменты, применялись наработки известных специалистов. Было построено множество санаториев и пансионатов на Черном и Азовском морях, а также профилактории - в непосредственной близости от объектов, в базовых городах. Например, такой профилакторий имел ПО «Уренгойгаздобыча». После работы все желающие на автобусах доставлялись в профилакторий, где к услугам были специализированные кабинеты с иглорефлексотерапией, барокамерой, подводным вытяжением, массажами и грязелечением. Кроме того, в этой здравнице можно было попробовать кислородные коктейли с экстрактами пустырника, рябины, красной смородины. В профилактории ПО «Уренгойгаздобыча» был освоен новый метод лечения бишофитом полиартритов, радикулитов, миозитов, остеохондрозов. Результатом программы «Здоровье» в Уренгое стал экономический эффект в 640 тыс. руб. за счет повышения трудоспособности и уменьшения числа больничных листов. Уренгойцы стали болеть в 2 раза реже [11].
Не последнее место в социальном развитии газовой отрасли занимало улучшение материального положения работников. В 1976-1980 гг. были введены более высокие тарифные ставки и оклады для работников просвещения, здравоохранения, работников торговли и т.д. В результате среднемесячная заработная плата работников непроизводственной сферы увеличилась на 14%. Также были повышены от 25 до 35% тарифные ставки и должностные оклады для работников, занятых на освоении нефтяных и газовых месторождений, расположенных в акваториях страны [5, с. 39].
Можно сказать, что в 1970-1980-е гг. наблюдалась устойчивая тенденция повышения материального достатка газовиков. Так, специалисты рабочих профессий могли зарабатывать по 600 и более рублей, что значительно превышало среднемесячную зарплату в СССР. Кроме того, существовали и меры дополнитель-
ного стимулирования. Так, с 1977 г. в газовой промышленности активно внедрялся метод бригадного подряда, который предусматривал выплату зарплаты по аккордно-премиальным нарядам. То есть при сокращении сроков выполнения планового задания и сметы, сэкономленные средства распределялись в фонд оплаты труда, из которого затем часть выделялась отличившимся бригадам в виде премий. В качестве примера можно привести бригаду В.С. Струганова из «Тюменстройгаздобычи», которая в 1978 г. в составе 13 человек построила 12-квартирный дом сметной стоимостью 109 тыс. руб. Фактическая стоимость оказалась ниже запланированной - 95 тыс. руб. За сокращение срока возведения и снижение капиталовложений бригада получила премию по аккордно-премиальному наряду в 2,8 тыс. руб. [7, с. 6-7].
Большое значение для повышения качества жизни имело развитие культуры. Во всех базовых городах и вахтовых поселках были созданы библиотеки, клубы, а в некоторых даже концертные залы. Для всестороннего развития личности даже на трассы газопроводов и строительные площадки приглашали артистов филармоний, театров, кино, а также писателей и поэтов.
Реализация всех социальных мероприятий способствовала укреплению производственных коллективов и значительному снижению текучести кадров. Так, благодаря целенаправленной политике руководства Мингазпрома и Миннефтегазстроя только в Западной Сибири текучесть кадров снизилась более чем в 2 раза.
Примером успешной социальной политики было появление высокоурбанизированных, во всех отношениях благоустроенных городов и поселков. В Западной Сибири одними из лучших городов стал Надым, построенный практически с нуля на 65-й параллели всего за полградуса до Полярного круга. Строительство этого города было напрямую связано с освоением месторождения « Медвежье», которое потребовало обустройства постоянного жилья для газовиков. Уже в 1969 г. было начато строительство двух жилых домов и гостиницы «Надым» на берегу озера Янтарного. На следующий год был возведен временный аэропорт «Надым» и автодорога «Надым - Причал» для перевозки грузов от пристани в город. Поселок на глазах расширялся и изменялся: сюда стали приезжать специалисты со всех регионов страны вместе с семьями. В мае 1972 г. была построена первая пятиэтажка, а 1 сентября того же года открыты двери кирпичного здания школы № 1. В 1975 г. в Надыме проживало уже 20 тыс. человек. К 30-летнему юбилею Великой Победы там был открыт кинотеатр «Победа» с залом на 600 мест. К 1981 г. в Надыме были построены первая очередь очистных канализационных сооружений, баня на 100 мест, торговый центр, хлебозавод, девятиэтажное общежитие, поликлиника и техучилище, обучающее профессиям, необходимым при добыче и транспорте газа. В дальнейшем здесь появились спорткомплексы, Дом культуры, больница, церковь.
Еще одним примером был поселок Газ-Ачак, который возник в 1967 г. благодаря разработке Ачакского газового месторождения. За короткий срок в туркмен-
♦
♦
ской пустыне с жарким климатом и повсеместным бездорожьем выросли многоэтажные дома со всеми удобствами. Для жителей поселка были построены современная больница, поликлиника, универмаг, магазины, кафе, столовые, ресторан, банно-прачечный комбинат, почта и сберкасса. Для юных жителей Газ-Ачака было выстроено 3 детских сада с кондиционированным воздухом и плавательными бассейнами, ясли. Работал пионерский лагерь, музыкальная школа, спортивный комплекс, плавательный бассейн и тир. Таким же образом в процессе освоения газовых месторождений на карте СССР появились города и поселки газовиков - Новый Уренгой, Ноябрьск, Пангоды и др., которые по степени комфортабельности не уступали, а иногда даже превосходили обычные населенные пункты.
Решение социально значимых задач позволило Министерству газовой промышленности достичь более высокой производительности труда и эффективнее использовать трудовые ресурсы во всех своих подразделениях. Успешный опыт реализации социальной политики и заложенные в советский период традиции отношения руководства газовой индустрии к своим работникам и членам их семьи в настоящее время получили дальнейшее развитие. И сейчас социальная направленность деятельности проявляется во многих общественных проектах ПАО «Газпром», в том числе
в области культуры, образования, спорта, пропаганде здорового образа жизни и т.д.
1. Баталин Ю.П. Воспоминания об эпохе. М.: ООО АДИ «Славица», 2014.
2. Демидова Е.И., Захаров А.В., Ефимова Е.А. Частно-государственное партнерство как фактор возрождения российского села // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3 (57). С.107-111.
3. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. М., 2010.
4. Камилов Д.А. Механизм государственно-частного партнерства как метод государственного регулирования развития отраслей социальной сферы // Экономические науки. 2011. № 7 (80). С. 7-11.
5. На пути социальных преобразований // Газовая промышленность. 1981. № 2.
6. Отрасль на марше здоровья // Газовая промышленность. 1987. № 1.
7. Передовой опыт в действии // Газовая промышленность. 1979. № 9.
8. Социальное планирование развития газовой промышленности // Газовая промышленность. 1977. № 11.
9. Социальное развитие газовой промышленности в десятой пятилетке // Газовая промышленность. 1980. № 4.
10. Филиппова Д.Б. Государственно-частное партнерство в социальной сфере. и^: http://www.scienceforum.ru/2014/ р<^/1426.р<^.
11. Эффект программы «Здоровье» // Газовая промышленность. 1988. № 9.
^(fiSf [email protected] Александр Викторович Захаров,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории, философии и политологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 94(47) РЭУ им. Г.В. Плеханова
ИЗ ИСТОРИИ ГАЗИФИКАЦИИ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
В статье затронута проблема газификации областей Нижнего Поволжья в 1960-1970-е годы. Газ быстрыми темпами становился выгодной альтернативой твердым видам топлива, прежде всего углю и дровам. Показаны многочисленные недостатки в процессе газификации, в том числе низкая обеспеченность проектной документацией по газоснабжению сел, отсутствие крупных организаций. Однако ответвления от газопроводов, проложенных в Европу, сглаживали многие недостатки, и газ постепенно входил в дома жителей глубинки. Внедрение дешевого и удобного вида энергии содействовало развитию сельских территорий и повышению уровня качества жизни населения.
Ключевые слова: газификация, газовое топливо, газопровод, природный газ, строительство, социальные условия.
A.V. Zakharov
HISTORICAL OVERVIEW OF GAS SUPPLY IN THE LOWER VOLGA REGION
The paper studies gas infrastructure development in the regions of the Lower Volga in 1960-1970-ies. Natural gas was rapidly becoming a cheaper alternative to solid fuels, primarily coal and firewood. The paper reveals many deficiencies in the gasification process, including insufficient project documentation for gas supply in the countryside and lack of large organizations. However, branch pipelines of the major pipeline for supplying gas to Europe smoothed many of the shortcomings, and natural gas gradually reached houses in the remote places of the region. Access to cheap and convenient type of fuel contributed to the development of rural areas and improved the quality of living standards.
Keywords: gasification, gas fuel, gas pipeline, natural gas, construction, social conditions.