Научная статья на тему 'Развитие социальной и инженерной инфраструктуры региона: сущностный, институциональный, информационный аспекты'

Развитие социальной и инженерной инфраструктуры региона: сущностный, институциональный, информационный аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE / SOCIAL INFRASTRUCTURE / UTILITY INFRASTRUCTURE / HOUSING AND UTILITIES / HOUSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурнина Надежда Матвеевна, Илюхин Алексей Александрович, Илюхина Светлана Викторовна

Определено место инженерной и социальной инфраструктуры в экономической системе общества, систематизированы основные ее характеристики и понятия. Исследованы процессы институционального оформления системы социальной и инженерной инфраструктуры современной экономики. Обозначена проблема формирования интегрированной информационной системы, позволяющая получать данные для увязки стратегических и тактических управленческих решений. Проанализированы статистические материалы, характеризующие состояние и динамику развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области за 15 лет. Выявлены основные проблемы: рост общей площади жилых помещений в городах и поселках городского типа при одновременном увеличении их изношенности; сложность подключения новых домов к действующей инженерной инфраструктуре (точечная застройка); возрастающие потребности в благоустройстве жилищного фонда, социальных объектов, дорожной инфраструктуры; недостаточность нормативно-правовой базы регулирования содержания и обслуживания объектов инженерной и социальной инфраструктуры; тенденция увеличения задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг на фоне роста их стоимости. Решение этих проблем необходимо при реформирования жилищно-коммунального хозяйства и системы его капитального ремонта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сурнина Надежда Матвеевна, Илюхин Алексей Александрович, Илюхина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Social and Utility Infrastructure of a Region: Ontological, Institutional, Informational Aspects

The article specifies the place of utility and social infrastructure in the economic system of society, systematizes its basic characteristics and concepts. It studies the processes of institutionalizing of the social and utility infrastructure system in modern economy. The authors highlight the importance of building an integrated information system that allows getting data to align strategic and tactic management decisions. Having analyzed the statistics concerning the state and development dynamics of the housing and utilities of Sverdlovsk oblast for 15 years, the authors identified main problems in this sphere, including an increase in the total area of residential premises in cities and towns combined with ongoing deterioration of the premises; difficulties with connecting new houses to existing utility infrastructure (infill development); a growing need for improving housing, social facilities and road infrastructure; poor regulatory framework for governing the upkeep and maintenance of objects of utility and social infrastructure; rising debt of the population for housing and communal services, the prices of which continue to grow. The problems listed above should be undoubtedly solved in the course of the state reforms of utility and housing sphere and the system of their capital repair.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры региона: сущностный, институциональный, информационный аспекты»

СУРНИНА Надежда Матвеевна

Доктор экономических наук, профессор кафедры статистики, эконометрики и информатики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-39 e-mail: decane@usue.ru

ИЛЮХИН Алексей Александрович

Кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры политической экономии

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-52 e-mail: kafedra_ekonomic@mail.ru

ИЛЮХИНА Светлана Викторовна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики, эконометрики и информатики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-39 e-mail: econstat@usue.ru

Развитие социальной и инженерной инфраструктуры региона: сущностный, институциональный, информационный аспекты

Определено место инженерной и социальной инфраструктуры в экономической системе общества, систематизированы основные ее характеристики и понятия. Исследованы процессы институционального оформления системы социальной и инженерной инфраструктуры современной экономики. Обозначена проблема формирования интегрированной информационной системы, позволяющая получать данные для увязки « стратегических и тактических управленческих решений. Проанализированы статисти-8 ческие материалы, характеризующие состояние и динамику развития жилищно-комму-« нального хозяйства Свердловской области за 15 лет. Выявлены основные проблемы: а рост общей площади жилых помещений в городах и поселках городского типа при | одновременном увеличении их изношенности; сложность подключения новых домов § к действующей инженерной инфраструктуре (точечная застройка); возрастающие ^ потребности в благоустройстве жилищного фонда, социальных объектов, дорожной инфраструктуры; недостаточность нормативно-правовой базы регулирования содер-и жания и обслуживания объектов инженерной и социальной инфраструктуры; тенден-| ция увеличения задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг на ^ фоне роста их стоимости. Решение этих проблем необходимо при реформирования жи-^ лищно-коммунального хозяйства и системы его капитального ремонта.

Я JEL classification: A13,D71

я к

§ Ключевые слова: институциональная инфраструктура; социальная инфраструктура; ^ инженерная инфраструктура; жилищно-коммунальное хозяйство; жилищный фонд.

Введение

Социальная и инженерная инфраструктура региона не только определяет условия

жизнедеятельности человека, от которых зависят качество жизни и социальный климат в обществе, но и во многом формирует социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность. Исследование закономерностей формирования и развития системы социальной и инженерной инфраструктуры, процессов их институционализации как никогда актуально в условиях современных экономических и политических реалий.

Инфраструктура является неотъемлемым элементом экономической системы общества, обеспечивающим эффективное функционирование экономических агентов. В составе инфраструктуры выделяют производственную, социальную, экологическую и институциональную инфраструктуры. Инженерная инфраструктура является имманентной составляющей производственной инфраструктуры. При этом она обеспечивает оптимальную жизнедеятельность всех элементов экономической системы общества, в том числе социальной инфраструктуры, так как является составной частью объектов и сооружений ее материальной базы. Социальная и инженерная инфраструктура как неотъемлемая часть социальной сферы воздействует опосредованно на человеческий фактор, обеспечивает воспроизводство трудового потенциала, служит средством реализации жизненных потребностей человека.

Значимость социальной инфраструктуры региона обусловлена ее способностью генерировать и расширять возможности развития трудового потенциала, тем самым влияя на социально-экономическое развитие региона. Ограниченность региональных финансовых возможностей повышает степень износа основных фондов, снижает объемы и качество предоставляемых услуг. Стагнация процессов обновления социальной инфраструктуры, несомненно, повлияла на снижение качества человеческого потенциала общества.

Данная проблема приобретает особую актуальность по ряду обстоятельств. Во-первых, современные экономические реалии (снижение темпов экономического роста, кризисное состояние экономики, рецессия, снижение уровня и качества жизни населения) выдвигают на первый план доступность и качество услуг социальной сферы и ее инженерной составляющей. Во-вторых, уровень качества и степень доступности предоставляемых услуг не вполне удовлетворяют потребностям и возможностям населения, наличие объектов инфраструктуры на территории региона не всегда гарантирует высокие уровень и качество жизни населения. Цель данной статьи - исследовать состояние и динамику социальной и инженерной инфраструктуры, развитие ее институтов в ответ на вызовы теории и практики социально-экономического развития субъектов РФ.

Исследованность проблемы инфраструктурного развития региона: спектр подходов

В научной литературе вопросы, касающиеся развития инфраструктуры на региональном и национальном уровнях, ее влияния на экономику, исследовали как зарубежные, так и отечественные ученые. Анализ содержания понятия «инфраструктура» был представлен в работах Р. Нурксе, П. Розенштейна-Родена, А. Хиршмана, А. Янгсона и др. [13; 14; 17; 18].

Процессы институционального оформления социальной и инженерной инфраструктуры города и территорий в зарубежной и отечественной научной литературе исследованы как часть институциональной инфраструктуры. Современные неоинституциональные подходы базируются на том, что институционализация формализует равновесие хозяйственных и общественных процессов, обеспечивая оптимизацию экономической системы общества [10]. Этого подхода придерживается и большинство российских экономистов [3].

В российской экономической науке следует выделить три взгляда на проблему развития региональной институциональной инфраструктуры.

Первый (Государственный университет - Высшая школы экономики, Российская академия народного хозяйства и госслужбы) представлен в «Стратегии-2020», в основу которой положена радикальная либерализация экономики при сохранении стабильности политической системы.

Второй (Институт современного развития ИНСОР, Центр стратегических разработок и Фонд Карнеги) основан на неолиберальной концепции шоковых политических и экономических новаций: радикальные политические реформы, дерегулирование экономики, открытый широкий доступ иностранного капитала во все сферы хозяйства.

Наиболее адекватным современным экономическим и политическим вызовам представляется третий взгляд на рассматриваемую проблему (Институт экономики РАН, академик Р. С. Гринберг и др.), который учитывает специфичные институциональные различия между регионами, предполагает развитие гражданского общества и местного самоуправления.

Методические подходы к оценке социально-экономического развития регионов предложены В. С. Антонюк, Ю. Г. Лавриковой, Е. Н. Тупикиной и др. Особенности социальной инфраструктуры, влияющие на социальное развитие регионов, повышение их конкурентоспособности, рассмотрены в работах Е. Г. Анимицы, О. В. Артемовой, А. Ю. Даванкова, Б. С. Жихаревича, Н. В. Зубаревич, А. И. Кузьмина, А. И. Татаркина и др. [1; 2; 4-6; 8; 9].

Исследование количественного влияния инфраструктуры на экономические показатели деятельности территорий и предприятий с использованием сложного математического аппарата, позволяющего получить корректную количественную оценку, проведены большим количеством зарубежных авторов [11; 12; 15; 16].

Единообразного подхода для определения социальной и инженерной инфраструктуры в научной литературе нет, ее рассматривают либо в широком смысле, либо чересчур узко. На наш взгляд, с практической точки зрения целесообразно использовать те подходы, которые зафиксированы и широко употребляются в основных нормативно-правовых актах РФ (табл. 1).

Таблица 1

Основные определения социальной и инженерной инфраструктуры

Определение Источник информации

Инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры -комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и территорий Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. № 73-Ф3 (ред. от 31 декабря 2005 г.)

Инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса - здания, сооружения, а также иные объекты недвижимого имущества и входящее в их состав инженерное оборудование, предназначенные для функционирования жилищно-коммунального комплекса, в том числе головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий, находящиеся на балансе налогоплательщика Письмо-разъяснение Министерства финансов Российской Федерации от 20 октября 2004 г. № 03-06-01/65 для Федеральной Налоговой службы по применению п. 6 ст. 381 Налогового кодекса РФ

Окончание табл. 1

Определение Источник информации

Недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс -совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь Гражданский кодекс РФ. Ст. 133.1. Единый недвижимый комплекс (введена Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ)

Составлено на основании Градостроительного кодекса РФ от 22 апреля 1998 г. (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ). URL: http://base.consuItant.ru/; Налогового кодекса РФ (Письмо-разъяснение Министерства финансов Российской Федерации от 20 октября 2004 г. № 03-06-01/65). URL: http://docs.cntd.ru/document/901980399; Гражданского кодекса РФ. URL: http://www.gk-rf.ru/.

Таким образом, под социальной и инженерной инфраструктурой следует понимать комплекс объектов социального, культурно-бытового и коммунального обслуживания населения, инженерные сооружения, коммуникации и оборудование, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и территорий.

Постановка задачи: интегрированная система мониторинга инфраструктурного развития региона

Социальная и инженерная инфраструктура территории является составной и неотъемлемой частью институциональной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность региона и формирующей условия для его комплексного социально-экономического развития. Институциональные составляющие в современных экономических условиях в региональной экономике являются основой механизма перераспределения ресурсов в пользу инноваций.

Развитие региональной социальной и инженерной инфраструктуры не обеспечивается только рыночным, ценовым механизмом. Институциональный механизм представлен здесь государством, муниципальными и некоммерческими организациями гражданского общества. Их взаимодействие в рамках разнообразных форм государственно-частного партнерства позволит преодолеть недостаток бюджетных средств и эффективнее использовать платежи домохозяйств за оказываемые услуги. Кроме того, институциональную среду этой системы могут дополнять региональные корпорации, фонды развития и другие некоммерческие организации.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства, которую проводит Правительство РФ, направлена на улучшение состояния инженерных сетей в условиях институци-онализации инфраструктуры экономики.

Однако если комплекс мероприятий не даст запланированный эффект, то не только физический, но и моральный износ могут спровоцировать напряженную обстановку и опосредованно повлиять на воспроизводство рабочей силы, экономическую безопасность региона. Параллельно проводимая реформа местного самоуправления, направленная на расширение полномочий местных властей, обязана повысить их ответственность за муниципалитеты. Очевидно, что без реальной финансовой составляющей данная реформа в полном объеме не может быть осуществлена. Требуется их гармонизация с позиций институционального взаимодействия и существующих проблем развития.

Информационная база и результаты применения аналитического инструментария

Для увязки стратегических и тактических управленческих решений необходимо решить проблему формирования интегрированной информационной системы, позволяющей получать адекватные реальным процессам данные. Информационную основу1, которая в настоящее время требует интеграции [7], а также методику мониторинга социально-инженерного блока инфраструктуры Свердловской области составил статистический инструментарий в части исследования аналитических показателей динамических рядов. Анализ статистических показателей развития региона за 15 лет показал, что общая площадь жилищного фонда Свердловской области за 2000-2014 гг. увеличилась на 18%, в абсолютном выражении - на 16 320,6 тыс. кв. м (табл. 2, 3).

Таблица 2

Аналитические показатели ряда динамики за 2000-2014 гг. по городам и поселкам городского типа Свердловской области

Год Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. м Абсолютный прирост, тыс. кв. м Темп роста, % Темп прироста, %

цепной базисный цепной базисный цепной базисный

2000 78 106,3 - - 100 100 - -

2010 81 869,3 3,8 3,8 105 105 5 5

2011 82 958,1 1,1 4,8 101 106 1 6

2012 84 164,8 1,2 6 101 108 1 8

2013 85 166,4 1 7 101 109 1 9

2014 86 766,4 1,6 8,6 102 111 2 11

Рассчитано по данным Российского федерального информационного агентства Regnum. URL: http://regnum.ru/analytics/economy.html.

Итоговые показатели демонстрируют увеличение общей площади жилых помещений в городах и поселках городского типа на 11%.

Таблица 3

Аналитические показатели ряда динамики за 2000-2014 гг. в сельской местности Свердловской области

Год Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. м Абсолютный прирост, тыс. кв. м Темп роста, % Темп прироста, %

цепной базисный цепной базисный цепной базисный

2000 10 955,1 - - 100 100 - -

2010 17 564,1 6 6 160 160 60 60

2011 17 926,6 0,4 6 102 164 2 64

2012 18 334,1 0,4 7,4 102 167 2 67

2013 18 376,4 0,04 7,4 100 168 0 68

2014 18 615,6 0,2 7,6 101 170 1 70

Рассчитано по данным Российского федерального информационного агентства Regnum. URL: http://regnum.ru/analytics/economy.html.

Итоговые показатели демонстрируют увеличение общей площади жилых помещений в сельской местности Свердловской области на 70%.

1 Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 80-р. URL: http://www.center-kgh.ru/.

Деградация объектов социально-инженерной инфраструктуры обусловлена недостаточным финансированием, которое в большей степени возложено на собственников жилья. В изношенном состоянии находятся около 60% основных фондов, а в некоторых муниципальных образованиях Свердловской области 80-90%, объектов теплоснабжения - 55,4%, водоснабжения - 63,7%, водоотведения - 61,6%, аварийный жилищный фонд увеличился в 8,7 раза. Потери, которые оплачивают потребители, составляют от 20 до 22%.

Муниципальный жилищный фонд с износом более 70% и аварийный жилищный фонд составили 1,8 млн кв. м, или 1,6% общей площади жилищного фонда; 295,6 тыс. кв. м являются непригодными для проживания. Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда в Свердловской области за 2000-2014 гг. выросла на 41%, что в абсолютном выражении составило 618,2 тыс. кв. м.

Приведение технического состояния жилищного фонда в соответствие с нормативными требованиями является актуальной социальной проблемой в Свердловской области. Общее имущество многоквартирного дома в процессе эксплуатации подвергается физическому и функциональному износу, силовым нагрузкам, влиянию природно-климатических и техногенных факторов, а также приходит в негодность из-за ненадлежащей эксплуатации. Восстановление эксплуатационных показателей жилищного фонда возможно посредством своевременного капитального ремонта, однако объемы проведения капитального ремонта существенно ниже потребности. Фактически большая часть многоквартирных домов нуждается в капитальном ремонте (рис. 1). 2000 1500 1000 500 0

2010 2011 2012 2013 2014

- Общая площадь капитально отремонтированных

многоквартирных жилых домов,

---в том числе отремонтированных помещений в квартирах

Рис. 1. Динамика капитального ремонта жилого фонда Свердловской области за 2010-2014 гг., тыс. кв. мг

Неравномерностью социально-экономического развития муниципалитетов определяется комплекс проблем в жилищно-коммунальной сфере: при точечной застройке в крупных городах это подключение новых домов к действующей инженерной инфраструктуре; в сельской местности - благоустройство жилищного фонда, социальных объектов, дорожной инфраструктуры (рис. 2).

При достаточном количестве регулирующих органов в сфере жилищно-коммунального хозяйства наблюдается явный недостаток нормативно-правовых актов, фиксирующих и выявляющих преступления в данной отрасли: коррупция, содержание непрофильных активов, хищение имущества, денежных средств и списание их на затраты коммунальных компаний, неправомерное увеличение тарифов на услуги, нецелевое распределение бюджетных средств, присвоение, растрата, мошенничество, причинение вреда, незаконное предпринимательство, легализация незаконных денежных средств, уклонение от уплаты налогов, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, служебные подлоги и др. Наибольший удельный вес занимают нарушения правил управления многоквартирными домами (66%).

1 Составлено по данным Российского федерального информационного агентства Regnum. URL: http://regnum.ru/anaIytics/economy.htmI.

60 50 40 30 20 10 0

2000

2010

2011

2012

2013

2014

Водопроводом

Водоотведением (канализацией) Ваннами (душем)

Газом

Отоплением

Рис. 2. Динамика благоустройства сельского жилищного фонда Свердловской области за 2000-2014 гг. на конец года, %1

За правонарушения предусматриваются административные штрафы, приостановление деятельности предприятия, предписания об устранении нарушения. Максимальное наказание содержат ст. 7.22, 7.23 КоАП РФ, устанавливающие ответственность за правонарушения: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. р.; на юридических лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. р.2

В рамках мониторинга капитального ремонта жилых домов выявлено немало злоупотреблений: либо ремонт не проводится, либо он делается некачественно, либо присваиваются бюджетные средства. Большинство коммунальных преступлений происходят в крупных городах Свердловской области (Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский), там больше жилищный фонд, чем в других муниципалитетах.

Для обеспечения прозрачности институционального поля жилищно-коммунальной сферы необходимо, в первую очередь, гражданам повысить собственную ответственность в плане найма управляющих компаний, выбора председателей ТСЖ, контроля за их работой (при этом зафиксировано соотношение 70% - управляющие компании, 30% - товарищества собственников жилья). По вопросам правонарушений необходимо обращаться в органы местного самоуправления, надзорные, контрольные и правоохранительные государственные органы: государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, прокуратуру, пожарную инспекцию, антимонопольный комитет. На региональном уровне требуется создание единого информационного ресурса (базы данных), обеспечивающего регулярный сбор и систематизацию достоверной и актуальной информации об объектах коммунальной инфраструктуры, их технико-экономическом состоянии и имущественных правах на объекты инфраструктуры, о региональных потребителях коммунальных ресурсов (услуг).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства должна привести к бездотационному функционированию в этой сфере, однако уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в январе-декабре 2014 г. составил 99,4% от утвержденного экономически обоснованного тарифа. Фактически население возместило 92,2% затрат от стоимости предоставленных ему жилищно-коммунальных услуг. Бюджетные дотации, предоставленные жилищно-коммунальным организациям, в 2014 г. достигли 2,1 млрд р.3

1 Составлено по данным Российского федерального информационного агентства Regnum. URL: http://regnum.ru/analytics/economy.html.

2 Кодекс об административных правонарушениях РФ. URL: http://www.gk-rf.ru/.

3 Официальный сайт Правительства Свердловской области. URL: http://www.midural.ru/.

Наблюдается тенденция увеличения дебиторской задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг (рис. 3). В 2014 г. на ее долю в общем объеме дебиторской задолженности приходилось 57,9%.

150 120 90 60 30 0

2010 2011 2012 2013 2014 ■ Дебиторская задолженность □ Кредиторская задолженность

Рис. 3. Динамика дебиторской и кредиторской задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг населением Свердловской области за 2010-2014 гг., %1

Дебиторская задолженность до 2013 г. также увеличилась на 36,7%, что вызвано несвоевременной оплатой услуг потребителями, однако в 2014 г. задолженность снизилась на 3,8%, и это положительный момент, так как должники начинают расплачиваться с долгами.

Кредиторская задолженность увеличивалась до 2013 г. (на 76,3%), но в 2014 г. уменьшилась (на 40,8%) благодаря выплате потребителями долгов и своевременной оплате услуг2.

120 115 110 105 100 95 90

а

I

2010

1

2011

2012

2013 2014

Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц Фактическое возмещение затрат

Рис. 4. Динамика стоимости ЖКУ и фактического возмещения затрат населением

за 2010-2014 гг., %3

%

1 Составлено по данным Российского федерального информационного агентства Regnum. URL: http://regnum.ru/analytics/economy.html.

2 Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant. ru/12154776/#ixzz42qyt86ak.

3 Составлено по данным Российского федерального информационного агентства Regnum. URL: http://regnum.ru/analytics/economy.html.

На рис. 4 видно, что резкое увеличение стоимости жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц зафиксировано в 2011 г. (на 17,65%), однако в 2012 г. цены были скорректированы, что уменьшило доходность жилищно-коммунальных компаний. В 2014 г. стоимость услуг стала превышать фактическое возмещение затрат населением за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц за рассмотренный период выросла на 45,5% (анкетные данные получены в результате социально-экономического исследования около 100 домохозяйств за последние 5 лет по квитанциям оплаты услуг).

С 2005 по 2014 г. сумма начисленных субсидий увеличилась на 228%, что в абсолютном выражении составило 1 028,6 млн р., сумма возмещенных субсидий возросла на 222% (1 019 млн р.). Объем предусмотренных средств социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг повысился на 266% (5 366,4 млн р.), сумма фактически возмещенных средств социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг из бюджетов всех уровней выросла на 218% (5 001,4 млн р.)1.

Заключение

На основании проведенного исследования можно выделить следующие проблемы в сфере инженерного блока социальной инфраструктуры Свердловской области.

Общая площадь жилых помещений в городах и поселках городского типа Свердловской области увеличилась на 11%, в сельской местности на 70%. При этом в изношенном состоянии находятся около 60% основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, аварийный жилищный фонд вырос в 8,7 раза, а общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда в Свердловской области за 2000-2014 гг. - на 41%. Формируемые этими факторами финансовые потери (издержки на ремонт и обслуживание) составляют от 20 до 22% и оплачиваются потребителями.

Объемы проведенного капитального ремонта существенно ниже потребности, фактически большая часть многоквартирных домов нуждается в капитальном ремонте.

В крупных городах обостряются вопросы подключения новых домов к действующей инженерной инфраструктуре (точечная застройка); в сельской местности - благоустройства жилищного фонда, социальных объектов, дорожной инфраструктуры.

Наблюдается недостаток нормативно-правовых актов, фиксирующих, выявляющих и исключающих преступления в обслуживании объектов инженерной и социальной инфраструктуры, особенно нарушения правил управления многоквартирными домами.

Отмечается тенденция увеличения дебиторской задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг. Это происходит на фоне повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц за рассмотренный период на 45,5%.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должна учитывать перечисленные факторы, что, безусловно, снизит уровень социальной напряженности в обществе и позитивно отразится на формировании трудового потенциала региона.

1 Закон Свердловской области от 25 апреля 2013 г. № 41-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги». URL: http://base.garant. ru/12154776/#ixzz42qyt86ak.

Обеспечение информационной прозрачности в сфере жилищно-коммунального хозяйства позитивным образом отразится на качестве принимаемых управленческих решений, повышении энергоэффективности и платежной дисциплины, а также на содействии привлечению инвестиций в отрасль.

Источники

1. Анимица Е. Г. Экономический рост в дискурсе пространственно-временной парадигмы // Экономика региона. 2010. № 2. С. 24-28.

2. Илюхин А. А., Илюхина С. В. Социальная инфраструктура и трудовые ресурсы сельских территорий // Экономика региона. 2011. № 4. С. 249-253.

3. Институциональная экономика / под рук. акад. Д. С. Львова. М., 2001.

4. Кельбах С. В. Развитие региональной институциональной инфраструктуры // Проблемы современной экономики. 2011. № 4. С. 252-255.

5. Козельский А. В. Эволюция сферы инфраструктурных услуг как фактор экономического роста // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 4. Ч. 3. C. 79-83.

6. Логачева Н. М. Развитие социальной инфраструктуры регионов РФ: теоретические, методологические, прикладные аспекты : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Челябинск, 2013.

7. Макареня Т. А., Казанская А. Ю., Шаронина Л. В. Информационное обеспечение процессов регулирования и администрирования услуг ЖКХ // Известия ЮФУ Технические науки. 2013. № 6 (143). С. 60-64.

8. Силин Я. П., Анимица Е. Г., Дворядкина Е. Б. Бюджет большого города. М. : Московская школа политических исследований, 2002.

9. Сурнина Н. М. и др. Кластеры нооэкономики: региональные особенности, методы и механизмы. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008.

10. Aoki M. Towards a Comparative Institutional Analysis. Boston, 2001.

11. Corwin K. S., Collins A. R. Infrastructure and Economic Development: What is Their Relationship in West Virginia? // West Virginia Agricultural and Forestry Experiment Station Bulletin. 1998. № 719.

12. Dilger R. J., Win T. S. The $300 Million Infrastructure Improvement Amendment // The West Virginia Public Affairs Reporter. 1994. № 11 (4). P. 2-11.

13. Hirshman A. The Strategy of Economic Development. New Haven, 1958.

14. Jochimsen R. Theorie der Infrastruktur. Tubingen, 1996.

15. Kelejian H. H., Robinson D. P. Infrastructure Productivity Estimation and Its Underlying Econometric Specifications: A Sensitivity Analysis // Papers in Regional Science. 1997. № 76 (1). P. 115-131.

16. Klaus С., Seitz H. The Economic Benefit of Public Infrastructure // Applied Economics. 1994. № 26 (4). P. 303-311.

17. Nurkse R. Problems of Capital Formation in Undeveloped Countries. Oxford, 1953.

18. Rosenstein-Rodan P. The Notes of the Theory of the «Big Push» in Economic Development for Latin America. L.-N.Y., 1961.

***

Development of Social and Utility Infrastructure of a Region: Ontological, Institutional, Informational Aspects

by Nadezhda M. Surnina, Aleksey A. Ilyukhin and Svetlana V. Ilyukhina

The article specifies the place of utility and social infrastructure in the economic system of society, systematizes its basic characteristics and concepts. It studies the processes of institutionalizing of the social and utility infrastructure system in modern economy. The authors highlight the importance of building an integrated information system that allows getting data to align strategic and tactic management decisions. Having analyzed the statistics concerning the state and development dynamics of the housing and utilities of Sverdlovsk oblast for 15 years, the authors identified main problems in this sphere, including an increase in the total area of residential premises in cities and towns combined with ongoing deterioration of the premises; difficulties with connecting new houses to existing utility infrastructure (infill development); a growing need for improving housing, social facilities and road infrastructure; poor regulatory framework for governing the upkeep and maintenance of objects of utility and social infrastructure; rising debt of the population for housing and communal services, the prices of which continue to grow. The problems listed above should be undoubtedly solved in the course of the state reforms of utility and housing sphere and the system of their capital repair.

Keywords: institutional infrastructure; social infrastructure; utility infrastructure; housing and utilities; housing.

References:

1. Animitsa Ye. G. Ekonomicheskiy rost v diskurse prostranstvenno-vremennoy paradigmy [Economic growth in the discourse of time-spatial paradigm]. Ekonomika regiona - Economy of Region, 2010, no. 2, pp. 24-28.

2. Ilyukhin A. A., Ilyukhina S. V. Sotsial'naya infrastruktura i trudovye resursy sel'skikh territoriy [Social infrastructure and labour resources of rural areas]. Ekonomika regiona - Economy of Region, 2011, no. 4, pp. 249-253.

3. Lvov D. S. (ed.). Institutsional'naya ekonomika [Institutional economics]. Moscow, 2001.

4. Kelbakh S. V. Razvitie regional'noy institutsional'noy infrastruktury [Development of regional institutional infrastructure]. Problemy sovremennoy ekonomiki - Problems of Modern Economics, 2011, no. 4, pp. 252-255.

5. Kozelskiy A. V. Evolyutsiya sfery infrastrukturnykh uslug kak faktor ekonomicheskogo rosta [Evolution of the sphere of infrastructural services as a factor behind economic growth]. Terra Economi-cus - Terra Economicus, 2013, Vol. 11, no. 4, Part 3, pp. 79-83.

6. Logacheva N. M. Razvitie sotsial'noy infrastruktury regionov RF: teoreticheskie, metodologicheskie, prikladnye aspekty. Avtoref. Diss. dokt. ekon. nauk [Development of regional social infrastructure in the Russian Federation: theoretical, methodological, applied aspects. Dr. econ. sci. diss.]. Chelyabinsk, 2013.

7. Makarenya T. A., Kazanskaya A. Yu., Sharonina L. V. Informatsionnoe obespechenie protsessov regulirovaniya i administrirovaniya uslug ZhKKh [Informational support of housing and communal services regulation and administration processes]. Izvestiya Yuzhnogofederalnogo universiteta. Tekhnich-eskie nauki - Izvestiya SFedU. Engineering Sciences, 2013, no. 6 (143), pp. 60-64.

8. Silin Ya. P., Animitsa Ye. G., Dvoryadkina Ye. B. Byudzhet bolshogogoroda [The city budget]. Moscow: Moscow School of Political Research Publ., 2002.

9. Surnina N. M. et al. Klastery nooekonomiki: regional'nye osobennosti, metody i mekhanizmy [Clusters of nooeconomics: regional specifics, methods and mechanisms]. Yekaterinburg: Ural State University of Economics, 2008.

10. Aoki M. Towards a Comparative Institutional Analysis. Boston, 2001.

11. Corwin K. S., Collins A. R. Infrastructure and economic development: What is their relationship in West Virginia? West Virginia Agricultural and Forestry Experiment Station Bulletin, 1998, no. 719.

12. Dilger R. J., Win T. S. The $300 Million Infrastructure Improvement Amendment. The West Virginia Public Affairs Reporter, 1994, no. 11 (4), pp. 2-11.

13. Hirshman A. The Strategy of Economic Development. New Haven, 1958.

14. Jochimsen R. Theorie der Infrastruktur. Tubingen, 1996.

15. Kelejian H. H., Robinson D. P. Infrastructure Productivity Estimation and Its Underlying Econometric Specifications: A Sensitivity Analysis. Papers in Regional Science, 1997, no. 76 (1), pp. 115-131.

16. Klaus S., Seitz H. The Economic Benefit of Public Infrastructure. Applied Economics, 1994, no. 26 (4), pp. 303-311.

17. Nurkse R. Problems of Capital Formation in

18. Rosenstein-Rodan P. The Notes of the Theory America. L.-N. Y., 1961.

Contact Info:

Nadezhda M. Surnina, Dr. Sc. (Econ.), Prof., Head of Statistics, Econometrics & Information Science Dept. Phone: (343) 221-27-39 e-mail: decanae@usue.ru Aleksey A. Ilyukhin, Cand. Sc. (Econ.), Associate Prof., Prof. of Political Economy Dept.

Phone: (343) 221-27-52

e-mail: kafedra_ekonomic@mail.ru

Svetlana V. Ilyukhina, Cand. Sc. (Econ.),

Associate Prof. of Statistics, Econometrics &

Information Science Dept.

Phone: (343) 221-27-39

e-mail: econstat@usue.ru

Undeveloped Countries. Oxford, 1953. ' of the "Big Push" in Economic Development for Latin

Ural State University of Economics

62/45 8 Marta/Narodnoy Voli St., Yekaterinburg,

Russia, 620144

Ural State University of Economics

62/45 8 Marta/Narodnoy Voli St., Yekaterinburg,

Russia, 620144

Ural State University of Economics

62/45 8 Marta/Narodnoy Voli St., Yekaterinburg,

Russia, 620144

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.