Научная статья на тему 'Реформа жилищно-комунального хозяйства в малом субъекте Российской Федерации (на примере еврейской автономной области)'

Реформа жилищно-комунального хозяйства в малом субъекте Российской Федерации (на примере еврейской автономной области) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
272
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / РЕФОРМА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СУБСИДИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ / АВАРИЙНОЕ ЖИЛЬЕ / REGIONAL HISTORY / REFORM / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / SUBSIDIES / INFRASTRUCTURE MODERNIZATION / EMERGENCY HOUSING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Власов Сергей Александрович

В статье анализируется ход реформы жилищно-коммунального хозяйства в малом субъекте Российской Федерации Еврейской автономной области. Автор полагает, что область не может самостоятельно справиться с основными проблемами реформирования жилищно-коммунального хозяйства (модернизацией инженерной инфраструктуры, ликвидацией аварийного жилья, утилизацией бытовых отходов) и не способна завершить программу реформирования без помощи федерального бюджета. Сложившаяся ситуация побуждает к дискуссии о возможном воссоединении ЕАО с Хабаровским краем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reform of housing and communal services in a small Russian region (the case of the Jewish Autonomous Oblast)

The article analyzes the progress of the reform of housing and communal services in a small region of the Russian Federation, focusing on the case of the Jewish Autonomous Region. The author argues that the region could not independently reach the key goals of reforming the housing and communal services (modernization of the engineering infrastructure, liquidation of emergency housing, utilization of municipal solid waste) and is unable to complete the reform program without the assistance of the federal budget. The current situation prompts discussion about the possible reunification of the JAO with the Khabarovsk Territory.

Текст научной работы на тему «Реформа жилищно-комунального хозяйства в малом субъекте Российской Федерации (на примере еврейской автономной области)»

УДК 332.8(571.621)

DOI dx.doi.org/10.24866/1997-2857/2018-1/97-103 с.А. власов*

РЕФОРМА ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В МАЛОМ СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ)

В статье анализируется ход реформы жилищно-коммунального хозяйства в малом субъекте Российской Федерации - Еврейской автономной области. Автор полагает, что область не может самостоятельно справиться с основными проблемами реформирования жилищно-коммунального хозяйства (модернизацией инженерной инфраструктуры, ликвидацией аварийного жилья, утилизацией бытовых отходов) и не способна завершить программу реформирования без помощи федерального бюджета. Сложившаяся ситуация побуждает к дискуссии о возможном воссоединении ЕАО с Хабаровским краем.

Ключевые слова: региональная история, реформа, жилищно-коммунальное хозяйство, субсидии, модернизация инфраструктуры, аварийное жилье

The reform of housing and communal services in a small Russian region (the case of the Jewish Autonomous Oblast). SERGEY A. VLASOV (Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of Russian Academy of Sciences)

The article analyzes the progress of the reform of housing and communal services in a small region of the Russian Federation, focusing on the case of the Jewish Autonomous Region. The author argues that the region could not independently reach the key goals of reforming the housing and communal services (modernization of the engineering infrastructure, liquidation of emergency housing, utilization of municipal solid waste) and is unable to complete the reform program without the assistance of the federal budget. The current situation prompts discussion about the possible reunification of the JAO with the Khabarovsk Territory.

Keywords: regional history, reform, housing and communal services, subsidies, infrastructure modernization, emergency housing

В декабре 1991 г. Еврейская автономная область (ЕАО) вышла из состава Хабаровского края и стала самостоятельным субъектом Российской Федерации. Область оказалась в ряду других малых субъектов РФ, появившихся в 1990-е гг. на Дальнем Востоке (Корякский и Чукотский автономные округа). Классифицировать субъекты на малые, средние и крупные принято исходя из следующих критериев: численности населения,

размеров территории, валового регионального продукта1, приходящегося на душу населения, денежных доходов, инвестиций [1, с. 86].

По этим показателям ЕАО является типичным малым субъектом, как в сравнении со сво-

1 Валовой региональный продукт (ВРП) - обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования.

* ВЛАСОВ Сергей Александрович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук. E-mail: [email protected] © Власов С.А., 2018

2018 • № 1 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

97

ими соседями по Дальневосточному федеральному округу (ДФО), так и в общероссийском масштабе. В 2016 г. в ЕАО проживало 166 тыс. чел., лишь в Магаданской области и Чукотском автономном округе (ЧАО) было меньше, соответственно 147 тыс. и 50 тыс. [14, с. 70]. По всем другим показателям ЕАО устойчиво занимала последнее место в ДФО. Валовой региональный продукт на душу населения в 2014 г. был ниже всех в ДФО и составил 246449 руб. [13, с. 517]. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц в ЕАО в 2015 г. были ниже всех в ДФО и составили 24459 руб. [14, с. 141]. Лишь по инвестициям в основной капитал ЕАО немного превзошла ЧАО, в ЕАО - 12977 млн. руб., в ЧАО - 8443 млн. руб. [14, с. 584]. Таким образом, по всем социально-экономическим и демографическим критериям ЕАО является типичным малым субъектом.

Следует отметить, что за все годы своего «суверенного» (самостоятельного) существования ЕАО получала дотации от федерального центра. Область является хронически дотационной, разница наблюдалась лишь в величине дотаций, получаемых от центра - от 80% общей суммы областного бюджета в 1990-е гг. до 60% в 2000-е гг. [3, с. 95].

Все вышеупомянутые обстоятельства не могли не сказаться на ходе проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), которая началась по всей стране как раз в то время, когда ЕАО стала самостоятельным субъектом РФ.

На начальном этапе реформы ЖКХ (первая половина 1990-х гг.) ставилась задача за счет приватизации жилья создать класс собственников жилых помещений, которые будут самостоятельно (без участия государства) решать вопросы по содержанию своего жилища, оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), капитальному ремонту. Таким образом, была сделана попытка перевести всю отрасль на рыночные отношения, полную самообеспеченность и самоокупаемость за счет 100% оплаты услуг потребителями.

Перевод ЖКХ на самофинансирование привел к резкому повышению тарифов на ЖКУ, что в условиях стремительного снижения уровня жизни значительной части населения, галопирующей инфляции, невыплаты заработной платы объективно не позволило решить задачу восполнения себестоимости расходов на ЖКУ за счет потребителей. Неспособность людей решать текущие коммунальные проблемы потребовала внести некоторые изменения и дополне-

ния в ход проведения реформы. В апреле 1997 г. правительством была принята «Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», в которой заявлялось о необходимости «смягчения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг». В частности, ставилась задача усовершенствовать систему социальной защиты населения по предоставлению жилищных субсидий гражданам с низкими доходами.

С сентября 1998 г. Госкомстат России стал учитывать число семей, получающих субсидии на оплату ЖКУ, и её размеры, что позволило проследить - насколько успешно решалась задача по переводу ЖКХ на самофинансирование и самоокупаемость. В ЕАО право на субсидии получили семьи, в совокупном доходе которых расходы на ЖКУ превышали 15% семейного бюджета. Мы располагаем статистическими данными с 2000 по 2015 гг., что позволяет проследить динамику роста числа семей, получающих субсидии. Так, в 2000 г. их насчитывалось 3,3 тыс. (6,3% от общего числа семей), в 2005 г. - 12,0 тыс. семей (26,4%), в 2010 г. -7,3 тыс. семей (10,9%), в 2015 г.- 7,7 тыс. семей (11,4%) [13, с. 318-319].

Анализ данных за период с 2000 по 2015 гг. показывает, что число семей в ЕАО, получающих субсидии на оплату ЖКУ, увеличилось и на протяжении нескольких лет держалось на уровне 11% от их общего числа. Таким образом, переход на 100% оплату населением услуг ЖКХ оказался невозможен, прежде всего, из-за низких доходов населения.

Помимо низкодоходной части населения в ЕАО, оплата ЖКУ которых осуществлялась за счет бюджета, часть платежеспособного населения области оплачивала ЖКУ нерегулярно, с опозданием, что приводило к задолженности потребителей перед поставщиками коммунальных ресурсов (воды, тепла, электроэнергии).

Неспособность и нежелание части населения нести расходы, связанные с потреблением ЖКУ, можно проследить по данным задолженности за ЖКУ, которая на протяжении длительного времени не только не сокращалась, а, наоборот, росла с каждым годом. Долг населения ЕАО за ЖКУ за предыдущие годы к маю 2016 г. достиг 830 млн. руб., что для небольшой области с населением 170 тыс. чел. является чрезмерным. При этом по сравнению с 2015 г. он не уменьшился, а вырос на 100 млн. руб. [9].

Задолженность населения за ЖКУ приводит к тому, что у предприятий ЖКХ нет средств

на оплату ресурсоснабжающим организациям (электроэнергия и тепло). Администрация ЕАО вынуждена систематически тратить бюджетные деньги на финансирование предприятий ЖКХ. Так, в октябре 2013 г. Биробиджанскому МУП «Водоканал» было выделено из областного бюджета 35 млн. руб., что позволило коммунальщикам погасить задолженность перед энергетиками и теплоснабжающими организациями. В противном случае банкротство предприятия оставило бы город без воды и канализации [4].

Менее чем через полгода, в апреле 2014 г. ситуация повторилась - потребители задолжали МУП «Водоканал» за воду и водоотведение почти 40 млн. руб. [6], и вновь возникла угроза отключения предприятия от электроэнергии. Неплатежи приводят к тому, что вместо модернизации, замены старых сетей, Биробиджанский «Водоканал» вынужден регулярно просить бюджетную помощь, чтобы не оставить город без воды и канализации.

Деньги нужны не только на оплату текущих расходов за электричество, тепло, они необходимы для модернизации инфраструктуры ЖКХ. Неприемлемо высокий уровень физического и морального износа инженерной инфраструктуры приводит к значительным непроизводственным потерям энергии, воды и других видов ресурсов, что ведет к дополнительным финансовым затратам, которые покрываются за счет повышения тарифов на ЖКУ. Модернизация инфраструктуры необходима, поскольку для нормального и безаварийного функционирования коммунального комплекса требуется проводить замену инженерных сетей на уровне не менее 5% от общей протяженности, иначе процесс разрушения примет необратимый характер. Для Биробиджана, по расчетам специалистов, на это необходимо ежегодно выделять по 150 млн. руб. (на проведение работ по замене и реконструкции инженерных сетей города). У мэрии Биробиджана средств на это нет, нет их и в областном бюджете. В целом по области только на модернизацию систем водоснабжения и водоотведения необходимо 8 млрд. руб., в замене нуждается около 70% сетей [11]. Решить эту проблему ни за счет потребителей, поднимая тарифы на услуги, ни за счет областного бюджета, не получается. Здесь необходима помощь из федерального бюджета.

Замена ветхих водопроводных сетей, водозаборных сооружений - это лишь часть проблемы. Помимо этого, необходимо менять уста-

ревшую инфраструктуру. Большие затраты и крупные вложения требуются на модернизацию Биробиджанской ТЭЦ, оборудование которой сильно изношено. Основные котлоагрегаты ТЭЦ построены в 1970-е - 1980-е гг., их необходимо капитально ремонтировать, однако денег на основательную замену оборудования ни у предприятия, ни в городском, ни в областном бюджетах нет. Поэтому ремонтные работы производятся исходя из возможностей и в рамках подготовки к осенне-зимнему отопительному сезону, но не всегда качественно. Так, начало отопительного сезона 2017/2018 г. ознаменовалось очередной аварией на Биробиджанской ТЭЦ - в ноябре 2017 г. из строя вышел один из котлов, что привело к ограничению теплоснабжения жителей города и создало угрозы срыва отопительного сезона в ЕАО.

Биробиджанская ТЭЦ, помимо нестабильной работы в пик зимних нагрузок, является основным источником загрязнения воздуха в областном центре, т.к. работает на угле. По данным Минприроды, Биробиджан попал в список двадцати городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы. Уровень концентрации загрязняющих веществ превышает предельно допустимый почти в 30 раз. Единственно возможный вариант изменить ситуацию - это перевод ТЭЦ с угля на газ.

Учитывая износ оборудования ТЭЦ, проблемы с экологией, назрела острая нужда в строительстве новой городской котельной. Очевидно, что решить эту проблему самостоятельно область не сможет, здесь также требуется существенные инвестиции из федерального бюджета.

Низкий уровень доходов населения и отсутствие средств в бюджете области - все это сказывается и на работе товариществ собственников жилья (ТСЖ), создание и деятельность которых является важной частью реформы ЖКХ. ТСЖ призваны побудить собственников жилых помещений взять на себя ответственность за эксплуатацию и сохранность имущества многоквартирных домов (МКД), в которых они проживают, покончить с порочной советской практикой, когда все заботы по эксплуатации МКД брало на себя государство, а люди лишь предъявляли к нему претензии по поводу плохой работы ЖЭК, сами же не желали вникать в жилищно-коммунальные проблем и тем более - участвовать в их решении.

По данным на сентябрь 2016 г., на территории ЕАО действовало более 40 ТСЖ, большинство из них в Биробиджане [7]. Практически все

они из-за высоких тарифов на коммунальные услуги и частичной задолженности потребителей ЖКУ не способны своевременно и полностью рассчитываться с ресурсоснабжающими компаниями за ЖКУ. В этой ситуации правительство ЕАО приняло решение финансово поддержать ТСЖ, компенсировать им разницу между фактическими затратами и предельными индексами тарифов на коммунальные услуги. Однако с 2014 г. начались задержки компенсаций, поскольку в областном бюджете не хватает средств. За 2015-2016 гг. правительство ЕАО задолжало ТСЖ более 25 млн. руб. Ресурсо-снабжающие организации не хотят ждать, пока с нами рассчитается областное правительство, и подают на ТСЖ в суд, выставляя огромные неустойки. В итоге многие ТСЖ оказались на грани выживания - все деньги, собираемые с жильцов, идут на оплату услуг поставщиков, а на развитие денег не остается. Некоторым ТСЖ вообще нечем рассчитываться с поставщиками, и над ними нависла угроза самоликвидации.

Таким образом, одно из направлений реформы ЖКХ - привлечение собственников жилых помещений к управлению общедомовым имуществом многоквартирных домов (МКД), побуждение их проявлять гражданскую ответственность и активность хотя бы в масштабах своего дома - в ЕАО оказалось недееспособным.

Приоритетным направлением жилищно-коммунальной реформы является расселение граждан из аварийного и ветхого жилья. В жилищном фонде области сотни домов непригодны для проживания, люди вынуждены жить в нечеловеческих условиях из-за отсутствия средств на приобретение нормальных квартир. Эта проблема долго не решалась, к ней приступили только после того, как в июле 2007 г. был принят Федеральный закон «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Фонд создавался как некоммерческая организация, осуществляющая функции по предоставлению финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья. ЕАО с 2008 г. стала получать финансовую поддержку по переселению граждан из аварийного жилья за счет средств Фонда. За 2008-2015 гг. Еврейской автономной области из средств Фонда было выделено 1,45 млрд. руб., в порядке софинансиро-вания область добавила 628,09 млн. руб. Таким образом, сумма из федерального бюджета более чем в 2,3 раза превзошла сумму, вложенную из

местного бюджета. В совокупности эти средства были направлены на проведение капремонта 189 МКД и улучшение условий проживания 14355 чел., а также на переселение 3343 чел. из аварийного жилья [5].

Перед региональными властями стояла непростая задача - до 1 сентября 2017 г. расселить весь жилой фонд, признанный аварийным на 1 января 2012 г. и подлежащий сносу, т.е. 52 тыс. кв. м [2]. Можно сказать, что в ЕАО почти справились с поставленной задачей - программа была выполнена на 98,4% [12]. Следует отметить, что проблема была решена за счет средств федерального бюджета при постоянном жестком контроле со стороны Фонда содействия реформированию ЖКХ. Самостоятельно администрация области не смогла бы справиться с задачей по ликвидации аварийного жилья.

Трудно решаемой проблемой для ЕАО является утилизация твердых бытовых отходов (ТБО). Существующие сегодня схемы и технологии утилизации ТБО не учитывают возможности малых субъектов РФ. Сейчас в Комитете по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации рассматривается проект постановления Правительства РФ о внесении изменения в госпрограмму «Охрана окружающей среды». Согласно проекту постановления, собранные от экологического сбора средства будут распределяться через субсидии между регионами РФ пропорционально численности населения, проживающего в субъекте. Предоставление субсидий регионам начнется ориентировочно в 2018 г. Для городов-миллионников и даже 300-тысячников решать проблему утилизации ТБО несложно - есть технологии, мощности, да и субсидии они получать будут больше, поскольку расчет идет исходя из численности населения. А вот малые регионы окажутся в незавидном положении. Для них эта проблема окажется трудно решаемой, т.к. они будут получать субсидий меньше, при этом сказываться будет и «технологический» фактор - существующие способы утилизации мусора предназначены в основном для крупного тоннажа, крупных городов. Если при разработке вышеупомянутого проекта постановления Правительства не будут учтены интересы малых субъектов, то в перспективе ЕАО столкнется с проблемой утилизации ТБО [10].

Таким образом, по всем ключевым направлениям реформы ЖКХ ЕАО не может реализовать их самостоятельно и вынуждена систематически просить помощь федерального центра.

Логичной выглядит ситуация, при которой область вернется в состав Хабаровского края, что позволит решить часть проблем в сфере ЖКХ. В противном случае область не справится с реализацией «Комплексной программой модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 гг.», цель которой - обеспечить к 2020 г. собственников жилых помещений всеми коммунальными услугами нормативного качества по доступной стоимости при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.

Вопрос об укрупнении российских регионов не раз обсуждался представителями российской политической элиты. Одним из постоянных и твердых сторонников укрупнения является лидер Либерально-демократической партии В.В. Жириновский. Не раз об этом говорили руководители из высшего эшелона власти Российской Федерации. Президент РФ В.В. Путин 13 декабря 2012 г. на заседании Совета законодателей, посвященном решению приоритетных задач, обозначенных в Послании Президента Федеральному Собранию, отметил, что укрупнять, объединяться в более крупные субъекты надо «исходя из необходимости более эффективного решения социально-экономических проблем». Спикер Совета Федерации В.И. Матвиенко в апреле 2016 г. заявила, что «надо укрупнять регионы, и не просто по чьей-то воле, а имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования».

Следует вспомнить и высказывание экс-премьера Правительства РФ Е.М. Примакова, который в январе 2015 г. высказался так: «Очевидно, существуют предпосылки для рассмотрения целесообразности присоединения отдельных национальных образований к субъектам Федерации, созданным на территориальной основе. Политическим анахронизмом является, например, существование ЕАО, где «титульная» нация составляет меньше 1% населения» [8].

Таким образом, на современном этапе развития федерализма и российской государственности интеграция субъектов федерации является объективной задачей. Историческая, социокультурная, географическая, природно-сырьевая, демографически-языковая общность, политические, торгово-финансовые, производственные, транспортные связи, общие интересы и вопросы хозяйствования - все это не может не вести к интеграции близких по многим параметрам (и прежде всего - территориальным) субъектов Российской Федерации.

Предыдущая компания по укрупнению российских регионов проводилась в начале 2000-х гг. Первым прецедентом стало объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край в декабре 2005 г. Затем в январе 2007 г. укрупнился Красноярский край -в его состав вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа. В дальнейшем произошло объединение Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край (июль 2007 г.). Были объединены Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (январь 2008 г.). Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединены в Забайкальский край (март 2008 г.).

Опыт проведения реформы ЖКХ в ЕАО свидетельствует, что самостоятельно области не справиться с поставленными задачами. Полная зависимость от федерального центра по всем основным параметрам реформы ставит на повестку дня вопрос об объединении ЕАО с Хабаровским краем.

Основным препятствием объединения Хабаровского края и Еврейской автономной области является позиция местных чиновников, депутатов и части жителей ЕАО. Чиновники опасаются потерять рабочие места, подобные опасения есть и у депутатов Законодательного собрания ЕАО, которые высказались против объединения. Если ЕАО войдет в состав Хабаровского края, финансовые потоки на содержание автономии из федерального бюджета будут поступать не напрямую в область, а через Хабаровск. Следовательно, местная элита потеряет над ними контроль.

Некоторые жители опасаются потерять национальную идентичность своей малой родины. Хотя национальный фактор не должен являться главным препятствием в объединении большого и сильного региона с маленьким и экономически слабым. Доля еврейского населения мизерна в общем количестве населения ЕАО. Здесь, скорее, может сказаться не внутренний, а внешний фактор. «Ликвидация еврейской автономии» может быть воспринята однозначно негативно и внешний имидж России не украсит. Представить более болезненную и скандальную тему для мирового сообщества, как символическое «ущемление евреев», затруднительно. Однако, говоря об объединении Еврейской автономной области с Хабаровским краем, необходимо учитывать, прежде всего, социально-экономические аргументы. Экономисты и аналитики считают, что от объединения выи-

грают оба субъекта, потому что ЕАО специализируется на сельском хозяйстве, а Хабаровский край - в большей степени промышленный регион. Таким образом, произойдет дополнение одного субъекта другим. Еще одним плюсом объединения станет сокращение расходов на административный аппарат.

Для простых жителей ЕАО объединение с Хабаровским краем дает надежду на улучшение инфраструктуры, качества медицинских услуг, школьного образования. Согласна на объединение молодежь ЕАО, что понятно, т.к. девять из десяти заканчивающих школу едут поступать в вузы Хабаровска. Активно выступают за объединение жители Смидовического района ЕАО. После строительства автодорожного перехода на левый берег Амура, левобережье стало фактически пригородом Хабаровска. Экономически территория к востоку от пос. Волочаевки отчетливо тяготеет к Хабаровску.

На примере проведения жилищно-коммунальной реформы в ЕАО можно убедиться, что по всем основным направлениям малому субъекту РФ невозможно справиться с поставленными задачами. Незавершенность реформы ЖКХ в совокупности с другими социально-экономическими факторами (низкими душевыми доходами населения, постоянными просьбами помощи у федерального центра) формируют для ЕАО имидж территории, малопригодной для комфортного проживания, а, следовательно, для привлечения туда населения и инвестиций. Такой имидж является определенным социально-психологическим барьером, который необходимо преодолеть. Изменением существующей ситуации может стать воссоединение Еврейской автономной области с Хабаровским краем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамеску А.А., Смирнова О.О. Укрупнение регионов как модель новой экономической политики России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 2. С. 84-89.

2. Более 770 чел. нужно расселить из аварийного жилья в ЕАО до конца 2016 г. // Сетевое издание «Информационное агентство EAOmedia» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// eaomedia.ru/news

3. Веретенников Н.П., Петров Г.И. Особенности экономики Еврейской автономной области // Региональные проблемы. 2005. № 6-7. С. 95-99.

4. Власти ЕАО спасли «Водоканал» от банкротства // Сетевое издание «Информационное

агентство EAOmedia» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://eaomedia.ru/news

5. ЕАО представила в Фонд ЖКХ заявки на получение финансовой поддержки // Портал «ЖКХ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zhkh.su/news/

6. Злостных неплательщиков отключат от водоотведения // «Информационное агентство EAOmedia» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eaomedia.ru/news

7. Из-за миллионных долгов правительства ЕАО ТСЖ оказались на грани выживания // ООО «ДВ-новости» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dvnovosti.ru

8. Калачев К. Кто поглотит Еврейскую АО -Китай или Хабаровский край [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://republic.ru

9. Куршева А. Зиму пережили // Биробиджа-нер Штерн (Биробиджан). 2016. 4 мая.

10. Малым регионам требуется особая технология утилизации ТБО // «Информационное агентство EAOmedia» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://eaomedia.ru/news

11. Около 8 млрд. руб. требуется на замену ветхих водопроводных сетей в ЕАО // «Информационное агентство EAOmedia» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eaomedia. ru/news

12. Расселение аварийных домов в ДФО // Портал «ЖКХ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zhkh.su/news

13. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: стат. сб. М.: Росстат, 2016.

14. Российский статистический ежегодник. 2016: стат. сб. М.: Росстат, 2016.

REFERENCES

1. Adamesku, A.A. and Smirnova, O.O., 2016. Ukrupnenie regionov kak model novoi ekomicheskoi politiki Rossii [Integration of regions as a model of Russia's new economic policy], MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie), Vol. 7, no. 2, pp. 84-89. (in Russ.)

2. Bolee 770 chel. nuzhno rasselit' iz avariynogo zilia v EAO do kontsa 2016 g. [More than 770 people need to be resettled from emergency housing in the JAO until the end of 2016.]. URL: http://eaomedia.ru/news (in Russ.)

3. Veretennikov, N.P. and Petrov, G.I., 2005. Osobennosti ekonomiki Evreiskoi avtonomnoi oblasti [The features of the economy of the Jewish Autonomous Oblast], Regionalnie problemy, no. 6-7, pp. 95-99. (in Russ.)

4. Vlasti EAO spasli «Vodokanal» ot bankrotstva [The authorities of the JAO saved «Vodokanal» from bankruptcy]. URL: http://eaomedia.ru/news (in Russ.)

5. EAO predstavila v Fond ZhKKh zayvki na poluchenie finansovoy podderzhki [JAO applied for financial support to the Housing Fund]. URL: http://www.zhkh.su/news (in Russ.)

6. Zlostnikh neplatelshchikov otklyuchat ot vodosnabzhenia [Non-payers will be disconnected from water disposal]. URL: http://eaomedia.ru/ news (in Russ.)

7. Iz-za millionnikh dolgov pravitelstva EAO TSZh okazalis na grani vyzhivaniya [Due to the millions of debts, the governments of the EAO Association of Homeowners came to the verge of survival]. URL: http://www.dvnovosti.ru (in Russ.)

8. Kalachev, K. Kto poglotit Evreiskuyu AO -Kitay ili Khabarovskiy kray [Who will swallow the Jewish Autonomous Oblast - China or Khabarovsk Territory]. URL: https://republic.ru (in Russ.)

9. Kurcheva, A., 2016. Zimu perezhili [We've survived the winter], Birobidzhanin Shtern (Birobidzhan), May 4. (in Russ.)

10. Malym regionam trebuetsa osobaya tekhnologiya utilizatsii TBO [Small regions in need of a special technology for MSW utilization]. URL: http://eaomedia.ru/news (in Russ.)

11. Okolo 8 mlrd. rub. trebuetsa na zamenu vetkhikh vodoprovodnikh setei v EAO [About 8 billion rubles is required to replace the old water supply networks in the JAO]. URL: http:// eaomedia.ru/news (in Russ.)

12. Rasselenie avariynikh domov v DFO [Resettlement of people from the emergency houses in the Far Eastern Federal District]. URL: http://www.zhkh.su/news

13 Regioni Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. 2016 [Regions of Russia. Socioeconomic indicators]. Moskva, 2016. (in Russ.)

14. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2016. [Russian statistical yearbook]. Moskva, 2016. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.