Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ АФРИКИ: ПРИМЕР ЭФИОПИИ'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ АФРИКИ: ПРИМЕР ЭФИОПИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная экономика / страны Африки / Эфиопия / организационные формы социальной экономики / местные сообщества / государственная политика / social economy / African countries / Ethiopia / organizational forms of social economy / local communities / public policy

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Головина Светлана Георгиевна, Безрукова Анастасия Васильевна

Тематика развития социальной экономики в различных странах мира становится всё более популярной в современных научных исследованиях в силу как новизны предмета, так и его практической значимости, особенно в условиях современных вызовов и угроз. Изучая опыт функционирования организаций социальной экономики в различных странах мира, был сделан вывод о том, что теоретическое понимание и прикладные возможности данного феномена (социальная экономика) зависят от его экономического, институционального, культурного окружения, в связи с чем интерес представляет опыт и развитых стран, и развивающихся. В данной статье содержатся некоторые результаты анализа потенциала социальной экономики для местного развития в контексте стран Африки, причём основные теоретические гипотезы верифицированы, а выводы продемонстрированы на имеющихся практиках социальной экономики в Федеративной Демократической Республике Эфиопия, культура и история которой существенно отличается от других африканских стран. Работа структурирована таким образом, что, во-первых, уточнены некоторые теоретические аспекты социальной экономики, во-вторых, описаны особенности социальной экономики Африки, в-третьих, специфицированы формы её существования (организационные формы предприятий социальной экономики), их потенциал для развития сельских территорий и сообществ в Эфиопии. В заключении для обсуждения научным сообществом представлен ряд обобщений, касающихся перспективных траекторий развития социальной экономики в Эфиопии (и в африканских странах в целом) с учётом ограничений биологического, климатического, геополитического характера. Исследование выполнено с применением различных обзорно-теоретических и аналитических методов, включая компонентный, структурный, компаративный, а также на базе популярных в экономической науке инструментов институциональной методологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL ECONOMY IN AFRICAN COUNTRIES: THE EXAMPLE OF ETHIOPIA

The topic of the development of social economics in various countries of the world is becoming increasingly popular in modern scientific research due to both the novelty of the subject and its practical significance, especially in the context of modern challenges and threats. Studying the experience of functioning of social economy organizations in various countries of the world, it was concluded that the theoretical understanding and applied capabilities of this phenomenon (social economy) depend on its economic, institutional, cultural environment, and therefore the experience of developed countries is of interest. and developing. This article contains some results of the analysis of the potential of social economy for local development in the context of African countries, with the main theoretical hypotheses verified, and the conclusions demonstrated on the existing practices of social economy in the Federal Democratic Republic of Ethiopia, the culture and history of which is significantly different from other African countries. The work is structured in such a way that, firstly, some theoretical aspects of the social economy are clarified, secondly, the features of the social economy of Africa are described, thirdly, the forms of its existence are specified (organizational forms of social economy enterprises), their potential for the development of rural areas and communities in Ethiopia. In conclusion, a number of generalizations are presented for discussion by the scientific community regarding promising trajectories for the development of the social economy in Ethiopia (and in African countries in general), taking into account biological, climatic, and geopolitical limitations. The study was carried out using various review-theoretical and analytical research methods, including component, structural, comparative, as well as on the basis of institutional methodology tools popular in economic science.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ АФРИКИ: ПРИМЕР ЭФИОПИИ»

Научная статья УДК 334.73.01

DOI 10.26118/2782-4586.2024.84.79.005

Головина Светлана Георгиевна

Уральский государственный аграрный университет Безрукова Анастасия Васильевна

Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ АФРИКИ: ПРИМЕР ЭФИОПИИ

Аннотация. Тематика развития социальной экономики в различных странах мира становится всё более популярной в современных научных исследованиях в силу как новизны предмета, так и его практической значимости, особенно в условиях современных вызовов и угроз. Изучая опыт функционирования организаций социальной экономики в различных странах мира, был сделан вывод о том, что теоретическое понимание и прикладные возможности данного феномена (социальная экономика) зависят от его экономического, институционального, культурного окружения, в связи с чем интерес представляет опыт и развитых стран, и развивающихся. В данной статье содержатся некоторые результаты анализа потенциала социальной экономики для местного развития в контексте стран Африки, причём основные теоретические гипотезы верифицированы, а выводы продемонстрированы на имеющихся практиках социальной экономики в Федеративной Демократической Республике Эфиопия, культура и история которой существенно отличается от других африканских стран. Работа структурирована таким образом, что, во-первых, уточнены некоторые теоретические аспекты социальной экономики, во-вторых, описаны особенности социальной экономики Африки, в-третьих, специфицированы формы её существования (организационные формы предприятий социальной экономики), их потенциал для развития сельских территорий и сообществ в Эфиопии. В заключении для обсуждения научным сообществом представлен ряд обобщений, касающихся перспективных траекторий развития социальной экономики в Эфиопии (и в африканских странах в целом) с учётом ограничений биологического, климатического, геополитического характера. Исследование выполнено с применением различных обзорно-теоретических и аналитических методов, включая компонентный, структурный, компаративный, а также на базе популярных в экономической науке инструментов институциональной методологии.

Ключевые слова: социальная экономика, страны Африки, Эфиопия, организационные формы социальной экономики, местные сообщества, государственная политика.

Golovina Svetlana Georgievna

Ural State Agrarian University Bezrukova Anastasia Vasilyevna

Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia

DEVELOPMENT OF SOCIAL ECONOMY IN AFRICAN COUNTRIES: THE EXAMPLE OF ETHIOPIA

Abstract. The topic of the development of social economics in various countries of the world is becoming increasingly popular in modern scientific research due to both the novelty of the subject and its practical significance, especially in the context of modern challenges and threats. Studying the experience of functioning of social economy organizations in various countries of the world, it was concluded that the theoretical understanding and applied capabilities of this phenomenon (social economy) depend on its economic, institutional, cultural environment, and therefore the experience of developed countries is of interest, and developing. This article contains some results of the analysis of the potential of social economy for local development in the context of African countries, with the main theoretical hypotheses verified, and the conclusions demonstrated on the existing practices of social economy in the Federal Democratic Republic of Ethiopia, the culture and history of which is significantly different from other African countries. The work is structured in such a way that, firstly, some theoretical aspects of the social economy are clarified, secondly, the features of the social economy of Africa are described, thirdly, the forms of its existence are specified (organizational forms of social economy enterprises), their potential for the development of rural areas and communities in Ethiopia. In conclusion, a number of generalizations are presented for discussion by the scientific community regarding promising trajectories for the development of the social economy in Ethiopia (and in African countries in general), taking into account biological, climatic, and geopolitical limitations. The study was carried out using various review-theoretical and analytical research methods, including component, structural, comparative, as well as on the basis of institutional methodology tools popular in economic science.

Keywords: social economy, African countries, Ethiopia, organizational forms of social economy, local communities, public policy.

Введение. На фоне сложностей, возникающих в последние десятилетия и связанных с угрозами климатического характера, а затем и с пандемией коронавируса и её последствиями, для учёных и практиков становится очевидным, что государство и сугубо коммерческие предприятия не способны решить обострившиеся социальные и экологические проблемы без активного участия населения и местных сообществ [1; 2; 3]. На фоне этого во многих странах формальные и неформальные объединения граждан идентифицируются в качестве важных игроков в социально-экономическом развитии территорий, в удовлетворении потребностей их жителей в услугах социального и экологического плана. Именно в связи с этим в экономической теории, как и в междисциплинарных направлениях науки, актуализируются исследования различных аспектов социальной экономики, трактуемой в международном пространстве по-разному, но в целом подразумевающей приоритетность интересов человека над значимостью капитала и прибыли [4]. Чаще всего возникновение социальной экономики связывают с насущной потребностью в оказании жизненно важных социальных и экосистемных услуг в границах тех локальностей, где они не могут быть предложены государством или бизнесом. В то время как функционирование организаций социальной экономики, стремящихся приносить пользу своим членам или сообществам, в которых они осуществляют свою деятельность, в развитых странах расценивается как важное дополнение к государственным инициативам и программам, в развивающихся странах они появляются для поддержки местного населения как безальтернативный вариант его выживания в суровой среде современных ограничений [5].

Ответом экономической теории на поиск новых подходов к развитию, в основе которых прослеживается явное изменение акцента исследований от глобализации к локализации, является возрождение концепции «социальной экономики», которая, пусть и без присутствия современной терминологии, уже была популярна в прошлом, когда вопросам

социальной справедливости и экологической устойчивости уделялось должное внимание. Важно отметить, что привлекательность социальной экономики возрастает не только в границах Европы, Америки, других регионов, страны которых обычно относят к разряду развитых, но и в рамках слаборазвитых государств, в которых внедрение инновационных форм организации деятельности можно позицировать как ключевое условие социальной интеграции и формализации совместных усилий и взаимопомощи, без которых сохранение беднейших территорий и их жителей практически невозможно. Именно к такой группе целесообразно отнести страны Африки, большинство из которых отличается низким уровнем социально-экономического развития, высокой степенью зависимости от внешних доноров, несамостоятельностью в принятии многих важных решений. Несмотря на то, что африканские страны имеют существенные экономические, социальные, исторические, культурные отличия, каждая из них может служить субъектом исследований по вопросам развития социальной экономики в более широком (в данном случае африканском) контексте. Федеративная Демократическая Республика Эфиопия (далее - Эфиопия) не составляет исключение, хотя отличается от других африканских стран и уникальной траекторией политического развития (единственная из африканских стран не была европейской колонией), и острыми внутренними противоречиями (продолжаются вооружённые конфликты центра с регионами), и сложившимися в стране формальными и неформальными институтами.

Цель исследования. Исходя из обозначенных выше характеристик и проблем развития современного общества, каких бы стран мира они не касались, задачу спецификации новой теоретической концепции социальной экономики и определения альтернативных форм её функционирования следует расценить как первоочередную, если речь идёт о сбалансированном использовании и распределении ресурсов для принятия социально значимых и экологически целесообразных решений проблем, возникающих в границах определённых локальностей. Цель предпринятого исследования, в связи с этим, охватывает такие её составляющие, как (1) уточнение некоторых теоретических положений социальной экономики, актуальных для изучения данного явления в африканских странах, (2) описание общих трендов в развитии социальной экономики Эфиопии, (3) выделение основных форм функционирования формальных и неформальных организаций социальной экономики Эфиопии, предоставляющих населению ключевые услуги социального обеспечения (включая образование, социальную помощь, здравоохранение), оказывающих широкий перечень экосистемных услуг, обретающих высокую значимость в экстремальные периоды, когда правительство и другие их поставщики не имеют возможности обеспечить населению приемлемый уровень благосостояния, сохранить территории и их жителей в условиях катаклизмов различной природы (политической, биологической, климатической).

Материал и методы исследования. В свете обозначенной цели работа базируется на предлагаемой современными учёными концепции социальной экономики, причём с привлечением и её общих положений, и уникальных аспектов, применимых к такому континенту, как Африка. Принимая в расчёт существующие в африканских странах традиции и обычаи, а также их особенности в Эфиопии, компонентный и структурный методы анализа позволили специфицировать уникальные опции развития социальной экономики в стране на основе именно тех правовых форм, которые органично сообразуются со сложившейся институциональной и культурной средой. В свою очередь, инструменты институционального и сравнительного анализа обеспечили методические возможности результативного сопоставления международных практик социальной экономики с таковыми в Африке (в частности, в Эфиопии) для определения факторов успеха социальной экономики в условиях современного перехода методологии от развития на основе всеобщей глобализации к развитию на базе местных ресурсов, местной уникальности, местных ограничений. Социологический подход к изучению африканской социальной экономики расценивается в работе как конструктивный и востребованный, поскольку неформальные институты и неформальныеорганизации(нарядусформальными) являются непременными компонентами социальной экономики Африки. Так как африканские страны традиционно определяют местные сообщества в качестве институционального инструмента для использования своих

активов и ресурсов в локальном (в определённой степени изолированном) социальном и экономическом развитии, своеобразным методом исследования стал обзор конкретных типов организаций, представляющих социальную экономику Эфиопии (многие из них можно расценить как общие для африканского континента в целом), перспективы развития которых определены и через призму общей парадигмы развития, и в свете её своеобразных (страновых) особенностей.

Результаты исследования и их обсуждение. Несмотря на ключевую роль, которую социальная экономика играет в развивающихся странах, её хозяйственные единицы лишь относительно недавно стали признаваться в качестве специфического экономического субъекта, что в значительной степени обусловлено «сращиванием» многих организаций социальной экономики с государственными структурами и регулированием их деятельности со стороны государства. Поскольку организации, относящиеся к социальной экономике, отличаются функционалом своей деятельности (занимаются социальным обеспечением и защитой окружающей среды), постепенно, по мере обострения соответствующих проблем, они становятся важной частью социальной, экономической и политической реальности как институты, включаемые в более широкий процесс социального и экономического развития на национальном и местном уровнях. Начав свою историю ещё в 19 веке (именно к этому времени относят первые теоретические и эмпирические ссылки на социальную экономику), в более поздние времена они в большинстве случаев упоминаются в исследованиях, касающихся кооперативов и других обществ солидарности и взаимопомощи. Сегодня, когда наблюдаются кризисные явления различного происхождения, ситуация в отношении социальной экономики резко меняется, в том числе по причине того, что симптомы кризиса появляются и в режимах социального обеспечения (к примеру, в годы пандемии или, как в Эфиопии, в ходе перманентного политического кризиса, сопровождающегося внутренними военными конфликтами). По мере истощения государственных ресурсов во многих странах Африки организации социальной экономики постепенно возвращают себе репутацию основных поставщиков социальных услуг, а также прежнюю (как ранее, в некоторые периоды истории) роль ключевых участников местных систем социального обеспечения [6].

Обращаясь к различным типам организаций социальной экономики, функционирующим в Эфиопии в настоящее время, оттолкнуться следует от общего определения таких субъектов, подчеркнув их отличия от обычных (государственных и коммерческих) организаций, популярных для современного социально-экономического пространства. Как подчёркивают учёные, основные особенности организаций социальной экономики обусловлены уникальностью цели их функционирования (не максимизация прибыли, а удовлетворение социальных и экологических потребностей населения), специфичностью структуры собственности (права собственности связаны с членами и другими заинтересованными сторонами, а не с инвесторами), своеобразным механизмом управления (демократическим характером процесса принятия решений внутри организаций) [7]. Как правило под такое определение попадают кооперативы, общества взаимопомощи, ассоциации производителей, общественные фонды, как организации, в значительной степени разделяющие эти характеристики. В силу того, что любой тип производства товаров и услуг априори может быть организован в рамках социальной экономики, её организации ведут свою деятельность и в сфере производства (сельское хозяйстве, промышленность), и в сфере услуг (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), и в сфере финансов (микрофинансирование, финансирование социальных проектов).

В условиях высокой неопределённости и рисков задача устойчивого развития требует множества альтернативных способов организации производства, в том числе тех, которые обусловлены иными целями, чем максимизация прибыли. В Эфиопии к ним относятся предприятия различных видов, не принадлежащие инвесторам (принадлежащие потребителям, производителям, общинам), которые до недавнего времени в значительной степени недооценивались как движущие силы экономического развития. Учитывая тяжёлые условия жизни населения страны и, как следствие, исторически сложившуюся способность гражданского общества к самоорганизации и самостоятельности, можно утверждать, что

социальная экономика обеспечивает институциональную архитектуру для адекватного использования местного потенциала в решении ключевых экономических, социальных и экологических проблем в ряде областей, представляющих общий интерес, но игнорируемых по определённым обстоятельствам государственными органами и бизнес-структурами (обеспечение общественными благами, такими как продовольственная и экологическая безопасность, социальная защищённость и др.). Причём, даже при ограниченности соответствующих теоретических и эмпирических исследований относительно африканских стран, имеющиеся результаты уже показывают, что стратегии экономической самопомощи, реализуемые на местном уровне через формальные и неформальные модели социальных предприятий, играют важную роль в выживании беднейших слоёв населения и их сообществ в различных странах африканского континента (с совершенно разным географическим, культурным и политическим происхождением) [8].

Применив не формальный (юридический), а институциональный подход к классификации организаций в странах Африки, наиболее близкими к концепции социальной экономики оказываются две основные группы некоммерческих организаций: неправительственные организации, работающие в сфере оказания помощи, и общественные организации. Термин «неправительственные организации» (НПО) рассматривается в концепции социальной экономике как в широком, так и в более узком смысле. В широком смысле понятие «неправительственная организация» обычно относится к организациям, независимым от правительств. В узком смысле этот термин используется для обозначения организаций, занимающихся продвижением социальных и экологических изменений «снизу вверх», по инициативе местных сообществ. Однако на практике, в рассматриваемом географическом пространстве эти цели реализуются самыми разными типами организаций, иногда не связанными с местными инициативами, а функционирующими под «внешним» руководством. Как результат, их влияние на местное развитие также оказывается двояким. С одной стороны, в некоторых странах они действительно стали важными поставщиками услуг уязвимым группам населения, с другой стороны, эти организации не всегда стимулируют эффективные процессы развития на местном уровне, особенно тогда, когда они подвержены влиянию внешних доноров, для которых понять нужды местного населения не так просто, а иногда и невозможно. В последней ситуации НПО обвиняют в том, что, взяв на себя ответственность за вовлечение местного населения в гражданские сообщества, они исключают тем самым формирование подлинных типов местных общественных ассоциаций, хорошо понимающих проблемы их локальности, имеющих стимулы к их эффективному решению. И наконец, непосредственно в Эфиопии к факторам, ограничивающим положительное влияние НПО на местное развитие следует отнести их неспособность сотрудничать между собой, нежелание устанавливать взаимовыгодные отношения с правительством, их ориентацию не на беднейшие слои населения, а на группы с относительно высокими доходами, что способствует достижению быстрых результатов, удовлетворяющих внешних (иностранных) доноров, но разочаровывающих представителей основной массы местного населения [9].

Вторую группу организаций социальной экономики составляют организации, которые действительнооснованынаместнойвовлечённостинаселенияисозданыдлясвоевременного реагирования на неудовлетворённые потребности, возникающие в обществе. Именно они являются результатом коллективной мобилизации местного потенциала «снизу вверх», и именно они полагаются исключительно на собственные ресурсы и возможности, принимая различные формальные и неформальные модели функционирования (рисунок 1).

Неформальные группы самопомощи

Организации социальной экономики

Профессиональные и

социальные Кооперативы

ассоциации

Рисунок 1 - Типы организаций социальной экономики, инкорпорированные в местную среду африканских

государств

Наиболее распространенными формами организаций социальной экономики в Эфиопии являются кооперативы, общества взаимопомощи и ассоциации. Большинство этих организаций представляют собой институты, основанные на членстве (инклюзивные по своей природе), открытые для новых участников, имеющих общий набор целей и вовлечённых в систему управления. В сегодняшних обстоятельствах новых вызовов и угроз они являются близкими партнёрами правительственных и неправительственных организаций, поскольку играют решающую роль в социальной интеграции населения и сокращении бедности. В настоящее время насчитывается более 45 тыс. первичных кооперативов, около 3 тыс. профессиональных и общественных ассоциаций, а также множество традиционных организаций взаимопомощи, предоставляющих социальные и экологические услуги практически в каждом районе страны [10]. Как и определено сущностью исследуемого феномена, основная цель этих организаций - максимизировать объём социальных услуг для сообществ и их членов, а не максимизировать прибыль. Тем не менее, они, безусловно, занимаются приносящей доход предпринимательской деятельностью, чтобы покрыть часть своих расходов, расширить свой функционал и быть ещё более полезными для местного населения. В целом, организации социальной экономики в Эфиопии работают над проблемами местного экономического развития, сокращения бедности, социальной интеграции, экологического благополучия.

Начиная с самых простых форм организаций социальной экономики в Африке, а именно, с неформальных групп самопомощи, важно заметить, что такие неформальные институты могут заполнить определённый пробел, который образуется в тех или иных локальностях (прежде всего, в удалённых от городов и труднодоступных территориях) из-за отсутствия в них административных и коммерческих структур, удовлетворяющих самые актуальные для населения потребности. Исторически неформальные инициативы возникают в рассматриваемом (африканском) пространстве в русле стратегии автономного обеспечения средств к существованию и играют ключевую социальную роль, обеспечивая важнейшую систему защиты беднейших слоёв населения в местных деревнях. Несмотря на эту важную функцию, в Эфиопии, как и в некоторых других африканских странах, правительство и неправительственные организации долгое время их не замечали или считали устаревшими

НЕТИПИЧНЫМИ примерами африканских неформальных организаций самопомощи являются

кредитно-сберегательные ассоциации и общества микрострахования. Эти организации часто имеют местные корни и являются формой приспособления древних традиций к современным условиям. Во всех африканских странах такие неформальные группы разделяют многие ценности и принципы современных кооперативов и развиваются в основном в сельских районах. Тем не менее, недавние исследования показывают, что группы взаимопомощи существуют и в городских районах, имея культурные, родственные или соседские варианты происхождения. Что касается их функционала, то, во-первых, они участвуют в укреплении здоровья населения (примерами является профилактика ВИЧ/ СПИДа, борьба с последствиями СО\/Ю-19, предотвращение распространения многихдругих инфекций), организуют социальный уход и иную поддержку представителям уязвимых групп (через социальные мероприятия и специальные социальные программы), оказывают помощь сиротам и детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (например, путём предоставления продуктов питания, одежды, жилья, помощи в образовании и медицине). Сегодня такие простые и традиционные организации социальной экономики настолько популярны, что и государство начинает рассматривать их как важнейшее средство оказания помощи в целях местного развития, хотя во многих африканских странах правительственные учреждения по-прежнему их игнорируют. По большому счёту, и в Эфиопии, несмотря на присущие им социальные и экологические императивы, традиционныеорганизации взаимного сотрудничества оторваны от государственной политики и практически не получают должного внимания со стороны органов государственной власти. Следствием этого является факт, что не существует никаких правовых рамок или постановлений, защищающих, регулирующих и контролирующих их деятельность. Тем не менее, большинство взаимных организаций имеют свои собственные уставы или внутренние правила, несут ответственность за принятие собственных управленческих решений и их результаты. Обобщая, можно заключить, что неформальные группы самопомощи (организации взаимного сотрудничества), генерирующие собственный доход для решения социальных и экологических проблем общества, достойны имитации и масштабирования.

Ещё одним, и возможно самым важным, типом организации социальной экономики в Африке являются кооперативы, которые, в отличие от Европы или Америки, где их возникновение происходит преимущественно «снизу вверх», впервые были введены в сельских районах колониальными правительствами для увеличения производства некоторых товаров с одновременным установлением контроля над местной экономической деятельностью. После обретения независимости правительства африканских стран по-прежнемууправлялиделами кооперативов, способствуя развитию неэффективного, контролируемого государством кооперативного движения, не отвечающего потребностям членов. Затем, в 1980-х - 1990-х годах, структурная перестройка различных африканских экономик и их зависимость от социально-экономической модели развитых капиталистических стран обусловили отказ от идеи кооперативного сектора, и лишь позднее неблагоприятные последствия политики структурной перестройки заставили людей объединяться, восстанавливать традиции солидарности и совместной деятельности, взаимно помогая друг другу через кооперацию [12]. Это оживление привело к замене нежизнеспособных и неэффективных кооперативных организаций на работающие кооперативы с новыми сферами деятельности, современными моделями управления, инновациями в технологиях и каналах взаимодействия со всеми заинтересованными структурами.

В Эфиопии, как и везде в мире, кооперативы представляют собой форму организации, в которой её члены владеют своими общими активами, контролируют и используют их в совместно определяемых интересах [13]. Только после экономической реформы 1991 г. кооперативы в Эфиопии получили развитие и возродились как автономные и инициативные организации. Приняв новую правовую базу по созданию кооперативов (Постановление о создании кооперативов № 147/1998), правительство Эфиопии возродило интерес к кооперативной деятельности и предприняло усилия по продвижению кооперативов нового поколения, отличающихся от своих предшественников строгой бизнес-ориентацией и ярко выраженной социальной направленностью. Приобретённый правый статус означал для

местного развития, с одной стороны, формирование кооперативных организаций «новой волны» на основе свободной воли членов, с другой стороны, стремление организаций быть конкурентоспособными и прибыльными.

Наиболее распространенными кооперативами (после сельскохозяйственных) являются в Эфиопии финансовые и жилищные кооперативы, составляющие, соответственно, около 25 % и 20 % от общего их числа. Финансовые кооперативы отличаются от других финансовых институтов как широким спектром кредитных услуг, подходящих для бедного населения, так и внедрением среди его слоев культуры сбережений, не охваченной банковскими услугами. В частности, в сельской местности финансовые кооперативы играют существенную роль в удовлетворении потребностей селян в микрокредитах и средствах для обеспечения самых необходимых услуг (религиозные обряды, похороны и т. д.). Жилищные кооперативы, в свою очередь, работают над улучшением жилищных условий людей в городских районах, содействуя приобретению земли у городских администраций и получению кредитов в банках. Большинство жилищных кооперативов также предоставляют общественные услуги (такие как утилизация мусора, услуги безопасности, развлекательные услуги), важные для населения со средними или более высокими доходами.

Третьей категорией субъектов социальной экономики в странах Африки являются ассоциации, часто организуемые вокруг общих профессиональных, экономических, социальных или гуманитарных целей. В отличие от кооперативов и обществ взаимопомощи, ассоциации преследуют общественные интересы, а конечные бенефициары часто отличаются от членов или групп людей, основавших организацию. Число ассоциаций резко возросло в процессе демократизации в 1990-х годах, что произошло благодаря внедрению более совершенной правовой базы и гибких операционных структур, которые позволяют адаптировать модель ассоциации к различным потребностям, возникающим на местном уровне. В Эфиопии, например, значительное количество отечественных ассоциаций осуществляютдеятельность в области здравоохранения, образования, сокращения бедности, демократизации, защиты окружающей среды и управления природными ресурсами.

Данные официальных статистических агентств в Эфиопии публикуют информацию о том, что в стране существует более 2,5 тыс. отечественных ассоциаций, работающих более чем в 40 секторах экономики. Значительное количество этих ассоциаций функционируют в сфере здравоохранения, образования, защиты окружающей среды и управления природными ресурсами, а также в областях, связанных с решением таких социальных вопросов, как уход за детьми, за пожилыми людьми, людьми с особенностями здоровья. Отмеченные социальные услуги предоставляют около 500 ассоциаций, занимающихся вышеупомянутыми социальными вопросами и обслуживающих около 200 тыс. членов, принадлежащих к менее состоятельным слоям общества. Подобно кооперативам и неформальным группам самопомощи, ассоциации в Эфиопии занимаются производством общественно значимых товаров и услуг, но, в отличие от кооперативов и организаций взаимопомощи, деятельность которых строго связана с предпочтениями бенефициаров (членов), около 70 % ассоциаций служат интересам общества в целом, и лишь оставшиеся 30 % - интересам, исходящим от профессиональных сообществ, будучи основанными для продвижения определённого вида деятельности, накопления опыта и создания профессиональных сетей. Большинство ассоциаций в Эфиопии являются юридическими лицами, зарегистрированными Агентством благотворительных организаций и обществ при Министерстве труда и социальных дел Эфиопии, и имеют разные названия. Среди них есть торговые ассоциации, ассоциации, созданные учителями, экономистами и другими профессионалами, а также конкретными группами населения (например, женщинами, молодёжью и т. д.). Два обозначенных типа ассоциаций различаются не только бенефициарами, но и происхождением их ресурсов. Благодаря своей направленности на социальную сферу и борьбу с бедностью, ассоциации, служащие взаимным интересам, получают значительную поддержку со стороны государства, в то время как профессиональные ассоциации занимаются экономической деятельностью с целью получения дополнительного дохода, напоминая тем самым социальные предприятия с коммерческими источниками финансирования.

Примером местной некоммерческой (неправительственной) организации социальной экономики является ассоциация Abebech Gobena Charity (прежнее название AGOHELMA), основанная в Эфиопии в 1980 г. и выполняющая широкий перечень функций в области поддержки сирот и детей из малообеспеченных семей [14]. Помимо ухода за детьми, что является основной услугой ассоциации, Abebech Gobena Charity также предоставляет сопутствующие услуги, такие как медицинские, услуги образования, услуги по охране окружающей среды, услуги по расширению экономических возможностей местного населения. С момента своего создания ассоциация предоставила полный пансионный уход примерно 4000 сирот и создала институциональный (инфраструктурный) потенциал, который может обеспечить уход за 120 детьми-сиротами одновременно. Помимо этого, ассоциация прилагает значимые усилия для расширения прав и возможностей женщин, предоставляя малообеспеченным женщинам в возрасте от 18 до 35 лет, живущим в трудных условиях, необходимые знания и навыки. К примеру, подопечные проходят обучение приготовлению пищи, уходу за детьми, ведению домашнего хозяйства посредством теоретических и практических занятий. Другие вспомогательные курсы включают планирование семьи, репродуктивное здоровье, охрану окружающей среды, профилактику инфекционных заболеваний, контроль за пожарными и другими рисками. Знания, навыки и возможности трудоустройства, предлагаемые программой, приносят пользу не только женщинам, прошедшим обучение, но и их семьям и сообществам. Сама ассоциация имеет в своей работе предпринимательскую составляющую, генерирующую дополнительный доход, используемый для покрытия расходов на выполнение её основных задач.

Государственная политика африканских стран, учитывая её актуальные направления, призвана стимулировать развитие социальной экономики различными инструментами (рисунок 2). Основываясь на имеющемся опыте, государство (1) поощряет сотрудничество со всеми заинтересованными в развитии социальной экономике субъектами, создавая таким образом дополнительный синергетический эффект, (2) вводит адекватные правовые рамки, позволяющие эффективно действовать различным типам организаций социальной экономики, ограничивая оппортунистическое поведение их участников, (3) уделяет внимание неформальным институтам, таким как доверие, готовность к оказанию помощи и совместной деятельности, создавая тем самым благоприятную среду для различных субъектов ставляющих социальную экономику, (4) обеспечивает эффективную и действенную координацию в организации научных исследований, посвящённых обозначенной тематике, а также в подготовке специальных (для предприятий социальной экономики) кадров.

Рисунок 2 - Контент государственной политики африканских стран в отношении организаций

социальной экономики (СЭ)

В целом, сектор социальной экономики в Эфиопии, как и в других африканских странах, постоянно расширяется и становится всё более разнообразным, привлекая интерес правительственных учреждений и гражданских сообществ благодаря его ориентации на социальное развитие, сокращение бедности, сохранение и улучшение экологии. Таким образом, организации социальной экономики являются основными партнёрами в реализации политики развития (и соответствующих программ), особенно в условиях современных рисков, угроз и вызов биологического, климатического и геополитического характера.

Выводы. Предпринятое исследования отдельных аспектов и особенностей функционирования социальной экономики в специфической африканской среде подтверждает, что данный феномен является растущим сегментом африканской экономики и вносит существенный вклад в улучшение благосостояния местных сообществ. Скрупулёзное изучение моделей развития социальной экономики позволяет сделать несколько важных выводов, один из которых заключается в том, что практики социальной экономики не могу быть искусственно перенесены из одного контекста в другой, а должны быть адаптированы к конкретным (уникальным) условиям, причём соответствующие правовые основы и политические меры играют в их создании ключевую роль. Таким образом, политика развития, направленная на поддержку социальной экономики, должна иметь в качестве одной из своих главных целей продвижение правовых рамок, чётко определяющих каждый тип организации в соответствии с его конкретной природой. Например, чтобы полностью раскрыть потенциал кооперативов, кооперативное законодательство должно быть достаточно гибким, позволяя кооперативам спонтанно возникать и действовать в любой отрасли, в которой они окажутся полезными, а не ограничивать их конкретными секторами или навязывать их местным сообществам. В общей сложности, государственные учреждения и население играют важную роль и в поддержке других типов организаций, составляющих социальную экономику, предоставляя им финансовые ресурсы и осуществляя добровольные пожертвования. Принимая в расчёт полученные результаты исследования, можно заключить, что решающим фактором, объясняющим успех развития социальной экономики, является ориентация её организаций непосредственно на интересы и потребности жителей страны. Ещё одной не менее важной предпосылкой следует считать наличие компетентных и креативных менеджеров, обеспечивающих разумное управление организациями социальной экономики, учитывающее и основополагающие принципы их деятельности, и особенности современного окружения. Как следствие, поддержка исследований по различным аспектам социальной экономики, вопросам управления и моделям её устройства, а также реализация специальных обучающих программ являются непременными условиями её успеха в настоящее время.

Список источников

1. Узун В. Я. Продовольственная безопасность в условиях пандемии: риски и меры по их снижению //. Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. № 223 (3). С. 502-514.

2. Bacq S., Lumpkin G. T. Social Entrepreneurship and COVID-Головина С.Г

Развитие социальной экономики в странах Африки: пример Эфиопии 19 // Journal of Management Studies. 2020. № 58. P. 285-288.

3. Carton W. «Fixing» Climate Change by Mortgaging the Future: Negative Emissions, Spatiotemporal Fixes, and the Political Economy of Delay//Antipode. 2019. Vol. 51. Issue. 3. P. 750-769.

4. Caire G., Tadjudje W. Toward a Global Legal Culture of the SSE Enterprise? An International Comparison of SSE Legislation // RECMA. 2019. №. 353. P. 74-88.

5. Sacchetti S., Borzaga C., Tortia E. C. The Institutions of Livelihood and Social Enterprise Systems // Forum for Social Economics. 2023. № 52 (3). P. 282-297.

6. Rono J. K. The Impact of the Structural Adjustment Programme on the Kenyan Society // Journal of Social Development in Africa. 2002. № 17(1). P. 81-98.

7.Defourny J., Nyssens M. Conceptions ofSocial Enterprise and Social Entrepreneurship in Europe

and the United States: Convergences and Divergences // Journal of Social Entrepreneurship. 2010. Vol. 1 (1). P. 32-53.

8. Branch D., Cheeseman N. Democratization, Sequencing and State Failure in Africa: Lessons from Kenya //African Affairs. 2007. No. 108 (430). P. 1-26.

9. Min В. H. Hybridization in Government-civil Society Organization Relationships: An Institutional Logic Perspective // Nonprofit Management and Leadership. 2022. № 32 (3). P. 409-428.

10. Tarekegn K., Shitaye Y., Gafara T. Does Bonga Sheep Producers' Cooperative Membership Improve Households' Income in Southern Ethiopia? // African Journal of Science, Technology, Innovation and Development. 2021. No. 14. P. 1253-1264.

11. Horner R., Sanyal В., Schoenberger E. (etc.) The Rise of the Hybrid Domain: Collaborative Governance for Social Innovation // The AAG Review of Books. 2018. № 6 (2). P. 133-140.

12. Wanyama F. O., Develtere P., Pollet I. Reinventing the Wheel? African Cooperatives in a Liberalized Economic Environment // Annals of Public and Cooperative Economics. 2009. Vol. 80. No. 3. P. 361-392.

13. Francesconi G. N., Heerink N. Ethiopian Agricultural Cooperatives in an Era of Global Commodity Exchange: Does Organisational Form Matter? //Journal of African Economies. 2010. Vol. 20 (1). P. 153-177.

14. Abebech Gobena Charity. Strategic Plan, 2016-2020. [Electronic resource]. Available at: https://agohelma.org/wp-content/uploads/2015/11/strategic-plan.pdf.

15. Golovina S., Mikolaychik I., Poltarykhin A., Zhuravlev P. The Impact of Human Capital on the Success of an Agricultural Cooperative (example of «Arla Foods») // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021. Vol. 13. № 2. P. 262-283.

Сведения об авторах

ГОЛОВИНА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА, д.э.н., профессор, главный научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет», г. Екатеринбург, Россия, SPIN-код (РИНЦ): 6702-1070, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1157-8487, Scopus author ID:32867692500

БЕЗРУКОВА АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВНА, студентка 2 курса,"Международная экономическая безопасность", Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лу-мумбы, г.Москва, Россия.

Information about the authors

GOLOVINA SVETLANA GEORGIEVNA, Doctor of Economics, Professor, Chief Researcher, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1157-8487, Scopus author ID:32867692500

BEZRUKOVA ANASTASIA VASILYEVNA, 2nd year student, International Economic Security, Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia.

Научная статья УДК 625.72.003.1

DOI 10.26118/2782-4586.2024.17.83.006

Никонова Яна Игоревна

Сибирский государственный университет путей сообщения

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН НА ТРАНСПОРТЕ И В ЛОГИСТИКЕ

Аннотация. В современных условиях хозяйствования не вызывает сомнения инновационная сила и экономический потенциал технологии блокчейн. В качестве основы для новых валют, финансовых услуг, смарт-контрактов и транспортно-логистических услуг технологию блокчейн можно рассматривать как пятую парадигму прорывных вычислений после мэйнфреймов, персональных компьютеров, Интернета и мобильных устройств.

Цель работы. В работе рассматривается технология блокчейн как важный элемент процесса цифровизации всего транспортно-логистического комплекса. Учитывая влияние внешних факторов - усиление и введение новых санкций Запада против России, отмечается, что все эти негативные последствия в экономике могут повлиять на изменение сроков внедрения основных положений и показателей цифровых технологий в транспортно-ло-гистическом комплексе.

Метод или методология проведения работы. Анализ технологии блокчейн потребовал использования различныхметодов исследования, а именно: метод абстрактно-логических построений; метод анализа фундаментальных зависимостей; метод причинно-следственных связей технологий блокчейн с другими разделами цифрового транспортно-логистического комплекса.

Результаты. В статье определены возможности и преимущества применения технологии блокчейн в секторе транспортно-логистических услуг.

Выводы. В результате исследования механизма использования технологии блокчейн в секторе транспортно-логистических услуг было установлено, что модель технологии блокчейн должна быть заложена в программу цифровизации транспортно-логистической отрасли, причём во взаимодействии с другими новыми технологиями, которые последовательно усиливают их взаимодействие и скоординированность по всей цепочки их действия - начиная с момента производства (т. е. от поля) до непосредственного потребления конечными покупателями. Вся система технологии блокчейн направлена на повышение конкурентоспособности российского сектора транспортно-логи-стических услуг на мировом рынке.

Ключевые слова: блокчейн, блокчейн-платформы, транспортно-логисти-ческий сектор.

Nikonova Yana Igorevna

Siberian State University of Railway Engineering

THE USE OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGY IN TRANSPORT AND LOGISTICS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.