Научная статья на тему 'Развитие социального интеллекта посредством формирования стиля взаимодействия'

Развитие социального интеллекта посредством формирования стиля взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СИТУАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / SOCIAL INTELLIGENCE / STYLE OF INTERACTION / SITUATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масягина Ольга Юрьевна

В статье автор рассматривает один из аспектов развития социального интеллекта ребёнка 6-7 лет: поэтапное формирование индивидуального стиля взаимодействия со взрослым на примере ситуации обучения. Подчёркивается роль родителей ребёнка в закреплении конструктивного или деструктивного стилей в контексте предложенной ситуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of social intelligence by forming style of interaction

In the article the author examines one of the aspects of development of the social intellect of children of 6.7 years old: the step by step formation of individual style of interaction with adult on the example of situation of education. The parents. role is emphasized in developing design or destructive styles in the context of the proposed situation.

Текст научной работы на тему «Развитие социального интеллекта посредством формирования стиля взаимодействия»

5. Большаков, В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры [Текст] / В. Ю. Большаков. — СПб. : Социальнопсихологический центр, 1996. — 380 с. — ¡ББК 5-89121-003-7.

6. Капцов, А. В. Межличностные отношения как фактор изменения личностных качеств студентов [Текст] / А. В. Капцов, Т. А. Прокофьева // Психология и современное российское образование: материалы IV Всеросс. съезда психологов образования России. - М. : ФПОР, 2008. - С. 316-318. - КБК 978-5-9900872-6-2.

7. Прокофьева, Т. А. Психологические детерминанты социометрических предпочтений студентов [Текст] / Т. А. Прокофьева // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2008. - № 2. - С. 141-155.

8. Божович, Е. Д. Принципы и технология формирования групп для совместной учебной работы школьников в классе [Текст] / Е. Д. Божович, М. Е. Питанова // Психологическая наука и образование. - 2002. - № 4. - С. 5- 15.

9. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования [Текст] / под ред. Е. Д. Божович. - М. : ПЕР СЭ, 2005. - 400 с. - 1ББК 5-9292-0140-4.

10. Капцов, А. В. Влияние учебной среды на развитие интеллекта студентов [Текст] / А. В. Капцов // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. - Ростов-на-Дону, 2007. - Т. 3. - С. 156 — 158. - КБК 978-5-91375-005-1.

11. Карпушина, Л. В. Особенности структуры жизненных ценностей руководителей и специалистов промышленных предприятий [Текст] / Л. В. Карпушина, В. А. Мишина, А. В. Капцов // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании : матер. III Междунар. научно-метод.конф. - Пенза : ПДЗ, 2001. - Ч. 1. - С. 70-72. - КБК 5-8356-0094-1.

12. Донцов, А. И. Психология коллектива [Текст] / А. И. Донцов. - М. : МГУ, 1984. - 208 с.

13. Шпалинский, В. В. Экспериментальное изучение параметров малых групп [Текст] / В. В. Шпалинский // Вопросы психологии. - 1972. - № 5. - С. 66-76.

14. Капцов, А. В. Психологическая диагностика аксиосферы личности : метод. пособие [Текст] / А. В. Капцов, Л. В. Карпушина. - Самара : ООО «Содружество», 2008. - 72 с.

15. Бушха, О. С. Внешние и внутренние факторы активности продавцов-консультантов [Текст] / О. С. Бушха // Вестник Са-

марской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2008. — № 1. - С. 91-99.

16. Донцов, А. И. Проблемы групповой сплоченности [Текст] / А. И. Донцов. — М. : Изд-во МГУ, 1979. — 128 с.

17. Гулякина, В. В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассников [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Гулякина Вера Викторовна. — Курск. 2000. — 192 с.

18. Hinsz, V. B. Mental models of groups as social systems / V.B. Hinsz // Small Group Research. 1995. V.26. Issue 2. — P. 2000 — 233.

19. Каган, М. С. Философская теория ценностей [Текст] / М. С. Каган // Избранные труды в 7 томах. Том II. — СПб. : ИД «Петрополис», 2006. — 660 с. — ISBN 5-9676-0033-7.

20. Карпушина, Л. В. Психология ценностей российской молодежи : монография [Текст] / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов. — Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009. — 252 с. — ISBN 978-5-93424-446-1.

21. Нестик, Т.А. Социальный капитал организации: социально-психологический анализ. Часть 1. [Текст] / Т. А. Нестик // Психологический журнал. — 2009. — Т. 30. — № 1. — С. 52 — 63. — ISSN 0205-9592.

22. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибу-тани. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. — 544 с. — ISBN 5-22200212-8.

23. Василевский, Ю. Л. Опыт разработки теста для оценки работников организации [Текст] / Ю. Л. Василевский // Журнал прикладной психологии. — 2001. — № 3. — С. 37 — 60. — ISBN 593480-002-7.

КАПЦОВ Александр Васильевич, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии управления.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected] КАРПУШИНА Людмила Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и социальной психологии.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.11.2009 г.

© А. В. Капцов, Л. В. Карпушина

УДК 159-922-7 О. Ю. МАСЯГИНА

Дом детского творчества Ленинского АО г. Омска

РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ_____________________

В статье автор рассматривает один из аспектов развития социального интеллекта ребёнка 6—7 лет: поэтапное формирование индивидуального стиля взаимодействия со взрослым на примере ситуации обучения. Подчёркивается роль родителей ребёнка в закреплении конструктивного или деструктивного стилей в контексте предложенной ситуации. Ключевые слова: социальный интеллект, стиль взаимодействия, ситуация обучения.

В практике работы студий раннего развития вопрос о наличии у дошкольников конструктивного стиля взаимодействия для педагогов дополнительного образования актуален особенно. Связано это, прежде всего, с необходимостью педагогов целенаправленно работать на результат в условиях групповых занятий с

детьми. При наличии хотя бы у одного ребёнка деструктивного способа реагирования эффективность работы всей группы будет значительно снижена.

Рассмотрим реализацию психологического механизма формирования стиля взаимодействия дошкольника в ситуации обучения.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

В качестве примера возьмём некую исходную ситуацию, в условиях которой происходит критика действий, способностей дошкольника в той или иной форме - позицию педагога обозначим условно фразой «Ты ничего не понимаешь». Обозначенное вербальное воздействие (в данном случае - условно негативное) ребёнок воспринимает субъективно, в соответствии с наличным уровнем тревожности, самооценки и прочих индивидуальных характеристик. На данном этапе подсознательно происходит внутренняя оценка ребёнком реакции педагога (взрослого человека) на свои действия.

Следующий этап - визуализация внешней реакции - непосредственно обратная связь, которая, в свою очередь, будет зависеть от уровня восприимчивости ребёнка к критике: от отрицательной («уход в себя»; отказ от дальнейшей работы; слёзы) до условно положительной, в качестве которой выступает готовность добиться положительного результата.

Таким образом, первые два этапа непосредственно связаны в ситуативном контексте и, учитывая индивидуально-личностные характеристики конкретного дошкольника, достаточно прогнозируемы.

Следующий этап в формировании механизма стиля взаимодействия ребёнка-дошкольника обозначен нами как «Последействие». Суть его заключается в анализе ситуации по прошествии определённого времени. Данный анализ осуществляется ребёнком самостоятельно или совместно с родителями и является неким фактором, предваряющим уровень дальнейшей мотивации достижения: от высокого («Буду стараться!») до низкого («У меня всё равно не получится»).

Именно на этом этапе роль взрослых людей (родителей) является предопределяющей. На наш взгляд, именно от их участия/неучастия в данном случае будет зависеть качественное содержание следующего этапа.

В идеале, в арсенале воспитательных воздействий родителей должны присутствовать такие методы, как авансирование, поддержка и метод стимуляции.

Как уже было отмечено ранее, следующий этап, обозначенный нами как «Закрепление способов реагирования» во многом зависит от того, насколько успешно был преодолён этап «Последействие», поскольку приобретённый опыт (совокупность эмоционально окрашенных вербальных реакций своих и окружающих взрослых) неизбежно будет использован в аналогичных ситуациях - исходя их того, что ребёнку дошкольного возраста в принципе свойственно мыслить аналогиями [1, 2].

Заключительный этап - собственно формирование стиля взаимодействия ребёнка-дошкольника в ситуации обучения. В зависимости от успешности прохождения предыдущих этапов, он будет носить конструктивный или же деструктивный характер.

Таким образом, на наш взгляд, на практике реализуется психологический механизм формирования стиля взаимодействия дошкольника в ситуации обучения.

Отметим также, что при высоком уровне социального интеллекта поведение ребёнка 6-7 лет практически всегда будет носить конструктивный характер -в первую очередь благодаря наличию положительного опыта преодоления стрессовых ситуаций в процессе обучения.

Опыт, имеющий негативную окраску, в свою очередь, будет отрицательно сказываться на дальнейшем обучении дошкольника, поскольку на данном возрастном этапе (6-7 лет) для ребёнка мнение значимого взрослого (особенно об умственных способностях!) является предопределяющим [3] в дальнейшей успешности дошкольника и при условии постоянного доминирования это мнение способно действительно привести к фактическому снижению его интеллектуального уровня. В частности, в педагогике существует термин, характеризующий данный феномен, -это так называемое «навешивание ярлыка», когда реализация умственного потенциала ребёнка тормозится наличием внешнего стереотипа.

Библиографический список

1. Выгодский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. - Т. 4. Детская психология (аудиокнига МР3). - М. : Изд-во «Говорящая книга», 2005.

2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М. : Изд-во «Педагогика», 1989. - С. 419.

3. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб. : Изд-во «Питер», 2004. - С. 10-18.

МАСЯГИНА Ольга Юрьевна, заведующая методическим отделом МОУ ДОД «Дом детского творчества» Ленинского АО г. Омска, аспирантка кафедры педагогики и психологии детства Омского государственного педагогического университета.

Адрес для переписки: е-шаД: о1а-шо skvina@vand ex.ru

Статья поступила в редакцию 23.10.2009 г.

© О. Ю. Масягина

Книжная полка

Капран, В. И. Психология и разработка рекламной продукции [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальности «Психология» / В. И. Капран, О. В. Капран. — М. : Академия , 2008. — 233, [1] с. : рис., табл. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр.: с. 216-223. — Библиогр. в середине кн. — ISBN 978-5-7695-4211-4.

В учебном пособии представлен оригинальный авторский подход к исследованию одной из наиболее актуальных междисциплинарных проблем — проблеме психологических механизмов рекламного воздействия. Показана важная роль бессознательной сферы психики и деятельности человека. На основе экспериментальных исследований, убедительно-доказывающих роль бессознательной сферы психики в восприятии и анализе человеком зрительной информации и в принятии им решения, излагаются пути и методы усиления рекламного воздействия путем использования в ней неосознаваемых механизмов воздействия цвета, гештальт-структур и нейролингвистического программирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.