А. Б. Докторович
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА РОССИИ В XXI ВЕКЕ
Докторович Анатолий Борисович - доктор экономических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
В современных социальных государствах, к сообществу которых принадлежит и Россия, наряду с фундаментальными ценностями демократии и свободы не менее ценны и актуальны такие факторы развития, как социальный, человеческий и инновационный потенциалы. В XXI в. глобальной целью и стратегической перспективой устойчивого и динамичного прогресса государств становится социально ориентированное инновационное развитие, обеспечивающее расширяющееся воспроизводство социального, человеческого и инновационного потенциалов.
Опыт высокоразвитых постиндустриальных стран наглядно демонстрирует, что неуклонная устремленность всей системной триады «человек -общество - государство» к достижению данной глобальной цели обеспечивает устойчивый и динамичный прогресс.
Как справедливо отмечалось в Докладе о развитии человека за 2001 год, «подлинное богатство нации составляют люди, и поэтому развитие должно расширять их возможности таким образом, чтобы они могли выбирать оптимальный образ жизни. Таким образом, развитие вовсе не сводится к экономическому росту, который является всего лишь средством расширения возможностей людей»1. Более точно и конкретно целеполагающая формула социально-экономического развития сформулирована Д.А. Медведевым в его
1. См.: Доклад о развитии человека за 2001 год // Издано по заказу ПРООН. - Нью-Йорк, 2001. - С. 9.
выступлении на Пятом Красноярском экономическом форуме: «Современной экономике должна соответствовать современная политика социального развития. Главным ее объектом должны стать не конкретные отрасли социальной сферы (мы это уже проходили), а каждый гражданин, каждая отдельная семья»2.
Процессы гармоничного, сбалансированного развития человека и семьи, государства и общества, экономики и социально-трудовой сферы, нацеленные на расширяющееся воспроизводство социального, человеческого и трудового, экономического и инновационного потенциалов представляют собой социоинновационное развитие. Целью социоинновационного развития, как это сформулировано в самом определении, является расширяющееся воспроизводство социального, человеческого и трудового, экономического и инновационного потенциалов. Именно такая цель должна быть признана глобальной в масштабах мировой политики, поскольку неуклонное и настойчивое стремление к ее достижению обеспечивает тот надежный и долговременный фундамент, который необходим для гармонизации социальных, политических и экономических взаимодействий между демократическими государствами и в каждом из них. Указанной цели соответствует доминирование не военных и силовых приоритетов («центров силы»), а приоритеты развития человека и семьи, общества и инновационной экономики. Достижение этой цели возможно не в конфронтации, а путем координации усилий мирового сообщества по решению планетарных и национальных социальных проблем. Согласование глобальных и стратегических национальных целей, соответствующих оперативных задач социально-экономического развития, определение адекватных им приоритетов позволяют вырабатывать и реализовывать стратегии социально ориентированного развития. Указанные цели, приоритеты и задачи актуальны для всех социальных государств, особенно для современной России.
Социоинновационные цели и система приоритетов, соответствующие им стратегия и тактика социально-экономического развития - ключевые проблемы современной России. К сожалению, переживаемый нами этап социально-экономического развития характеризуется тем, что на фоне роста сырьевых секторов экономики и устойчивого увеличения доходов наиболее обеспеченных групп населения существенно обострились проблемы развития социально-трудовой сферы и инновационного потенциала экономики, воспроизводства социального, человеческого и трудового потенциалов. Как
2. Медведев Д.А. Россия 2020. Главные задачи развития страны // Выступление на Пятом Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 года. - М., 2008. -С. 50.
справедливо отмечал академик РАН Д.С. Львов, «у новой России появилось как бы два лица: одно - преуспевающее и другое - бедное, несчастное»3.
По данным Росстата, жить россияне стали лучше. В декабре 2006 г. средняя начисленная заработная плата составила 14 263 руб., а в декабре 2007 г. -18 591 руб., т.е. возросла на 30,3%. Динамика среднемесячной номинальной и реальной начисленной заработной платы представлена в табл. 1.
В то же время, как отмечают исследователи, «серьезной и обидной проблемой, ложкой дегтя в бочке меда, является значительное отставание минимального размера оплаты труда (МРОТ) от прожиточного минимума (ПМ).
В настоящее время эти показатели выглядят соответственно как 2300 и 3800 руб. То есть для тех, кто сегодня входит в разряд бедных и получает заработок в размере МРОТ (а таких немало - это сотни тысяч работников сельского хозяйства, текстильной промышленности, бюджетной сферы, низкой квалификации, но нужных экономике, из других ее отраслей), не хватает 1500 руб. для того, чтобы банально выжить. Ведь главная воспроизводственная функция оплаты труда (наряду со стимулирующей функцией) в том и состоит, что она (зарплата) должна быть достаточной для компенсации тех затрат (физических, физиологических, интеллектуальных и т.п.), которые имеет человек в процессе своей трудовой деятельности и жизни как таковой»4.
Российская статистика констатирует, что в 2006 г. в России родилось 1 млн. 476,2 тыс. человек, а умерло 2 млн. 165,7 тыс. человек, т.е. население страны сократилось на 689,5 тыс. человек (0,48%). На начало 2007 г. численность населения России составила 142,2 млн. человек5. В целом по стране число умерших превысило число родившихся в 1,47 раза, а в 19 регионах это соотношение составило 2,1-2,8 раза.
Одним из наиболее значимых демографических показателей является показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Результаты сравнительного анализа социального развития различных стран мира по этому показателю представлены в табл. 2. Эти данные, как и показатели, характеризующие ожидаемую продолжительность жизни лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, убедительно свидетельствуют о социальном неблагополучии России.
3. Львов Д.С. Россия: Рамки реальности и контуры будущего. - М.: РАН, Отделение общественных наук. Секция экономики, 2007. - С. 3.
4. Волгин Н.А. Колонка редактора // Журнал «Социальная политика и социальное партнерство», 2008. № 1. - С. 1.
5. См. Россия в цифрах. 2007: Краткий стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - С. 80, 83.
Таблица 1
ДИНАМИКА СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ НОМИНАЛЬНОЙ И РЕАЛЬНО НАЧИСЛЕННОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. В % к Реальная начисленная заработная плата в % к
соответствующему периоду предыдущего года предыдущему периоду соответствующему периоду предыдущего года предыдущему периоду
2007 г.
Январь 11 430 127,3 80,9 117,7 79,6
Февраль 11 757 127,8 102,8 118,8 101,7
Март 12 448 126,9 106,0 118,2 105,4
I квартал 11 876 127,3 97,3 118,2 94,1
Апрель 12 494 127,8 100,3 118,8 99,7
Май 12 787 125,4 102,4 116,4 101,8
Июнь 13 712 124,7 107,3 114,9 106,3
II квартал 12 993 125,9 109,3 116,6 107,1
Июль 13 546 125,3 98,9 115,3 98,0
Август 13 270 122,9 98,0 113,2 97,9
Сентябрь 13 677 123,9 103,1 113,3 102,3
III квартал 13 494 124,0 103,9 113,9 101,8
Октябрь 13 986 127,3 102,4 114,9 100,7
Ноябрь 14 656 130,2 104,8 116,8 103,5
Декабрь 18 591 130,2 126,9 116,4 125,5
IV квартал 15 742 129,3 116,7 116,1 112,8
Год 13 593 127,8 117,2
Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации в январе - июне 2008 г.
(http: //www.gks.ru).
Таблица 2
ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ПРИ РОЖДЕНИИ ПО СТРАНАМ МИРА
Год Все население Мужчины Женщины Различие показателя по полу
Россия 2006 66,60 60,37 73,23 12,86
Австралия 2004 80,5 77,9 83,0 5,10
Австрия 2005 79,6 76,7 82,3 5,60
Израиль 2004 80,0 77,8 82,0 4,20
Ирландия 2005 79,5 77,3 81,7 4,40
Испания 2005 80,3 77,0 83,7 6,70
Италия 2005 80,5 77,6 83,2 5,60
Канада 2004 80,2 77,6 82,6 5,00
Соединенное Королевство (Великобритания) 2005 79,1 77,1 81,1 4,00
США 2004 77,5 74,8 80,2 5,40
Чили 2004 78,1 75,1 81,1 6,00
Швейцария 2005 81,5 78,7 84,0 5,30
Швеция 2005 80,7 78,5 82,9 4,40
Япония 2004 82,2 78,6 85,6 7,00
Источник: Здравоохранение в России. 2007: Стат. сб. /Росстат. - М., 2007. - С. 43-44.
Современное человечество находится под постоянной угрозой многих социальных рисков. По оценкам экспертов Совета Федерации России и независимых экспертов, сегодня в стране от 3 до 4 млн. беспризорных и безнадзорных детей6. Значительная часть таких детей не посещает школы и живет вне медицинского контроля. Многие из них постоянно пополняют число попрошаек и преступников. По данным российских правоохранительных органов и официальных источников, в России насчитывается 3,48 млн. наркоманов (см. табл. 3). Из них более 60% составляют лица в возрасте от 16 до 30 лет, а 20% - школьники. Средний возраст наркоманов приближается к 15-17 годам. Участились случаи первичного употребления наркотиков детьми в возрасте 11-13 лет. Зарегистрированы случаи употребления нар-
6. Сколько в России беспризорных? // Комсомольская правда. - 24 января 2002. -С. 9; Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети // Социальная педагогика. - 2005, № 1. - С. 5-8.
котиков 6-7-летними детьми, прежде всего в семьях родителей-наркоманов. За последние десять лет число женщин-наркоманов выросло в 6,5раз7.
Таблица 3
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ И РАССТРОЙСТВАМИ ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫМИ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Взято под наблюдение больных с впервые в жизни установленным диагнозом:
алкоголизм и алкогольные психозы, всего, тыс. человек 188,7 202,0 221,3 228,2 218,4 209,2 192,9
на 100 000 человек населения 129,7 139,4 153,4 159,1 153,1 147,4 135,3
наркомания и токсикомания, всего, тыс. человек 746 646 295 252 232 264 290
на 100 000 человек населения 51,4 44,6 20,4 17,6 16,3 18,6 35,8
Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях, с диагнозом
алкоголизм и алкогольные психозы, всего, тыс. человек 2191 2192 2200 2213 2203 2191 2152
на 100 000 человек населения 1508 1516 1529 1547 1548 1547 1513
наркомания и токсикомания, всего, тыс. человек 281,2 329,1 335,6 340,1 339,8 342,5 348,0
на 100 000 человек населения 193,6 227,7 233,3 237,7 238,7 241,9 260,8
Источник: Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. /Росстат. - М., 2007. - С. 285.
Характер и особенности экономического роста, социального развития и усиления социальных рисков представляют собой серьезные вызовы и угрозы нормальному воспроизводству социального, человеческого и трудового потенциалов - фундаментальных факторов, формирующих основу социоинно-вационного развития. Преодоление таких вызовов и угроз - одна из ключевых проблем современной России.
7. Наркомания в России: Угроза нации. Аналитический доклад Совета по внешней и оборонной политике // http://life.ng.ru/problem/2001-05-11/5_narcotism.html
Вторая группа не менее значимых проблем - формирование и развитие условий и возможностей реализации потенциала социального развития.
Условия и возможности, необходимые для реализации человеческого и трудового потенциалов, наряду с другими, обеспечивают два ключевых фактора. Первый из них - здоровье, дающее возможность вести активную и плодотворную деятельность. Второй фактор - доступное, качественное и непрерывное образование, поскольку именно общее и профессиональное образование, знания и новые технологии обеспечивают инновационное развитие, повышение конкурентоспособности предприятий и эффективность современной экономики. Не случайно в XXI в. высокоразвитые постиндустриальные страны наращивают усилия в подготовке и привлечении квалифицированных специалистов.
Анализ государственных расходов на здравоохранение и образование (табл. 4), а также внутренних затрат на научные исследования и промышленные разработки (табл. 5) позволяет утверждать, что Россия пока не переориентировалась на инновационное развитие. Представленные в табл. 4 данные свидетельствуют, что расходы российского бюджета на образование в 1,62 раза меньше, чем в высокоразвитых европейских странах, а на здравоохранение - в 1,8-2,3 раза меньше.
Таблица 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ПО СТРАНАМ МИРА (в % к валовому внутреннему продукту)1
Год Расходы на Год Расходы на
образование здравоохранение
Россия2 2005 3,7 2005 3,7
Норвегия 2002 7,6 2003 8,6
Швеция 2002 6,6 2003 8,0
Дания 2002 6,8 2003 7,5
Израиль 2002 7,5 2003 6,1
Швейцария 2002 5,8 2003 6,7
Португалия 2002 5,7 2003 6,7
Бельгия 2002 6,0 2003 6,3
США 2002 5,5 2003 6,8
Финляндия 2002 5,9 2003 5,7
Беларусь 2005 6,4 2003 4,7
Япония 2002 3,5 2003 6,4
Эстония 2002 5,7 2003 4,1
Украина 2005 5,7 2003 3,7
Порядок стран, представленных в таблице, соответствует суммарной доле их расходов на образование и здравоохранение.
2 Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных источников.
Источник: Россия и страны мира. 2006: Стат. сб. /Росстат. - М., 2006. - С. 292-293.
Таблица 5
ВНУТРЕННИЕ ЗАТРАТЫ НА НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО СТРАНАМ МИРА (в % к валовому внутреннему продукту)
2000 2001 2002 2003 2004
Россия 1,05 1,18 1,25 1,28 1,16
Швеция 4,25 3,95
Израиль 4,45 4,75 4,82 4,46 4,42
Финляндия 3,38 3,38 3,43 3,48 3,51
Япония 2,99 3,07 3,12 3,15 3,13
США 2,74 2,76 2,65 2,68 2,68
Исландия 2,73 3,04 3,08 2,92
Швейцария 2,57 2,94
Республика Корея 2,39 2,59 2,53 2,63 2,85
Германия 2,45 2,46 2,49 2,52 2,49
Дания 2,39 2,51 2,56 2,48
Сингапур 1,89 2,10 2,15 2,13 2,25
Австрия 1,91 2,03 2,12 2,20 2,24
Франция 2,15 2,20 2,23 2,18 2,16
Источник: Россия и страны мира. 2006: Стат. Сб. /Росстат. - М., 2006. - С. 308.
Руководство страны осознает политическую, социальную и экономическую значимость проблем развития здравоохранения и образования. Важно отметить, что по инициативе бывшего Президента Российской Федерации В.В. Путина, при активном участии действующего Президента России Д.А. Медведева были разработаны, утверждены и в настоящее время активно реализуются приоритетные национальные проекты «Здоровье» и «Образование». Эти приоритетные национальные проекты, наряду с двумя другими, должны обеспечить не только существенное улучшение развития соответствующих отраслей социально-трудовой сферы, но и качественную трансформацию социальной политики - от пассивного «латания дыр» в социальной сфере к научно обоснованному активному воздействию на все основные процессы развития общества.
Анализируя основные особенности современной инновационной экономики, обратим внимание на рост объемов реализуемой наукоемкой продукции, созданной на основе использования интеллектуальных продуктов и технологий, и возрастание доли интеллектуальных услуг (информационных, консалтинговых, экспертных и аудиторских и т.п.) на всех рынках высокоразвитых стран (США, Европейского союза, Австралии, Норвегии, Швеции, Японии и др.). По оценкам отечественных экспертов, объем реализуемой на международном рынке наукоемкой продукции, которая создана на основе использова-
ния интеллектуальной собственности, доходит до 2,3 трлн. долл. в год. Из них около 700 млрд. долл. приходится на США, около 530 млрд. - на Германию и около 400 млрд. - на Японию. Что касается России, то на ее долю приходится не более 6,9 млрд., т.е. лишь 0,3% этого рынка8.
Подчеркнем еще раз, что основными факторами повышения конкурентоспособности и эффективности современной экономики являются социо-инновационный потенциал и инновационная деятельность. Ключевую роль в инновационном развитии экономики играют общее и профессиональное образование, знания и прорывные технологии. Поэтому высокоразвитые постиндустриальные страны создают условия, обеспечивающие расширяющееся воспроизводство социоинновационного потенциала, привлекают в свои экономики высококвалифицированных специалистов, наращивают усилия в развитии современной системы образования. В таких странах возрастают затраты на научные исследования, опытно-конструкторские и промышленные разработки (см. табл. 5), приобретение патентов за рубежом.
Осмысливая особенности развития инновационной экономики, нетрудно понять, что в экономике знаний роль интеллектуального труда становится определяющей, а его носитель - субъект интеллектуального труда обретает приоритетную роль и значимость. Поэтому многие экономисты и практически все экономисты-трудовики утверждают, что ключевым фактором современного развития социально-трудовой сферы являются человек, человеческий и трудовой потенциалы, а воспроизводство трудовых ресурсов представляет одну из наиболее приоритетных задач всего общественного воспроизводства9. К этому справедливому утверждению добавим, что социально-трудовая сфера является не «падчерицей» матушки-экономики, а ее «старшей сестрой», от потенциала которой во многом зависят характер и особенности развития экономики и общества в целом. В новом тысячелетии необходимо, наконец, признать, что устойчивое развитие экономики - лишь необходимое, но не достаточное условие развития человека и семьи, общества и социальной инфраструктуры.
Глобальной стратегической целью социально-экономического развития всей системной триады «человек - общество - государство» становится гармоничное, сбалансированное развитие человека и семьи, человеческого и трудового потенциалов, инновационное развитие общества и экономики.
8. Юсов А.Б. Влияние инновационной экономики на трансформацию социально-трудовой сферы // Журнал «Социальная политика и социальное партнерство». - 2008, № 1. - С. 27.
9. См., например, Костин Л.А. Демографический аспект воспроизводства трудовых ресурсов // Проблемы экономики труда. Избранное: В 2-х т. Т. 1.- М., 2005. - С. 55; Слезингер Г.Э. Социальная экономика. - М., 2001. - С. 8.
«Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет»10. Такое целеполагание и решение задач социоинновационного развития должны быть определены глобальной целью и стратегическим направлением развития современной России. Кроме того, не только в теории, но и в государственном регулировании развития общества и экономики, а также в практике бизнеса пора, наконец, осознать и признать существование глубокой имманентной взаимосвязи между развитием экономики и экономического потенциала, с одной стороны, социального и человеческого потенциалов - с другой. Сбалансированное развитие социального и человеческого потенциалов способно обеспечить социоиннова-ционное развитие экономики и расширенное воспроизводство экономического потенциала. Поэтому научное обоснование современной политики социо-инновационного развития должно стать одной из ключевых задач общественных наук России, решение которой будет способствовать и формированию качественно нового - инновационного - характера государственного управления, и бизнес-менеджмента.
10. Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Госсовета
8 февраля 2008 г. // «Известия», 11 февраля 2008 г. - С. 5.