Научная статья на тему 'Воспроизводство социального потенциала и инновационная активность регионов России'

Воспроизводство социального потенциала и инновационная активность регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспроизводство социального потенциала и инновационная активность регионов России»

Проясним постановку проблемы

Целый «букет» социальных проблем имеет своей причиной дефицит домов в России. И все социальные болезни -начиная от детской беспризорности, преступности, смерти от болезней, до катастрофической убыли населения имеет в своей основе один общий корень - обездомливание страны.

Следовательно, решение указанных проблем (и лечение многих, связанных с ними недугов общества) может быть достигнуто одной радикальной мерой сильного государства: а именно - способом тотального одомовления России!

А нам все время твердят о рыночных принципах приобретения жилья: плати за кв. метры и получай хоть дворец! Вряд ли удастся накормить и поднять на ноги усталую лошадь бездомности, падающую от изнеможения, если ограничиваться лишь каждодневным обсуждением конъюнктуры цен на закупки овса (квадратных метров жилья) через коммерческую биржу. Если перевести аналогию с заезженной лошадью на проблему тотального одомовления России, то нужно сказать так: «чтобы поднять беднягу, нужны не прогнозы цен за пуд овса (не пути удешевления жилплощади), не регуляторы ставок прибыли на коммерческом рынке фуража (недвижимости), а экстренные меры гуманитарной помощи (прямого вмешательства новых технологий в процесс домосозидания).

В данной постановке проблемы выражена сложная мысль, отличная от рыночных стереотипов. Вместо призыва: «покупайте квартиры, дома, коттеджи, извернувшись, кто как сможет», указан путь тотального решения проблемы одомовления через новый способ домосозидания.

В «одомовлении» запрограммировано целенаправленное действие: нужно осуществить «оун-хоминг», поставить и реализовать ТОЯ-программу, то есть «вернуться в свои собственные дома», которые просто обязаны быть в распоряжении нации, как ее изначальный природный ресурс.

Жилой фонд - это «домовой ресурс» нации. Он так же естественно принадлежит всем гражданам страны, как реки, горы, леса, поля и озера, как полезные ископаемые, хранящиеся в подземных кладовых страны. Дома не могут оказаться в таком дефиците, какой образовался в России (если их не хватает, то должны быть немедленно созданы новые массы домов, вновь пополняющие «домовой ресурс»). Этот ресурс, как энергетический потенциал тепла и электричества принадлежит людям по их естественному праву. Учитывая, что сегодня у многих людей дом или квартира физически отсутствуют, требование «одомовления» становится особенно актуальной целью.

Докторович А.Б.

д.э.н., профессор РАНХиГС

ВОСПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ИННОВАЦИОННАЯ

АКТИВНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИИ

В XXI веке для современного социального государства наряду с фундаментальными ценностями демократии и свободы не менее ценны и особо актуальны такие факторы развития как социальный, человеческий и инновационный потенциалы. Единство глобальных целей расширяющегося воспроизводства социального, человеческого, трудового и инновационного потенциалов в масштабах всей системы «государство - общество - бизнес», социальная нацеленность государства, общества и бизнеса, сбалансированность процессов социально ориентированного инновационного развития экономики и трудовой сферы способны обеспечить фундаментальную основу для практической реализации стратегий устойчивого, динамичного прогресса государства, общества и экономики. Такое глобальное целеполагание и выбор соответствующих приоритетов обеспечивают долговременный фундамент, который необходим для гармонизации стратегических целей экономического и социального, координации усилий по решению планетарных и национальных проблем. Согласование стратегических целей развития государства и общества, экономики, бизнеса и науки, выбор адекватных приоритетов позволяют вырабатывать сбалансированные стратегии социально ориентированного инновационного развития и реализовывать активную социополитику как в масштабе национальной экономики, так и в мировом экономическом пространстве. Поэтому инновационное развитие, нацеленное на расширяющееся воспроизводство социального и человеческого, экономического и инновационного потенциалов, сберегающее использование потенциала труда по праву можно назвать социоинновационным развитием.

Социоинновационное развитие - это гармоничное, сбалансированное развитие человека и общества, государства, экономики и социально-трудовой сферы, в котором обеспечиваются экономический рост, расширяющееся воспроизводство социального и человеческого, экономического и инновационного потенциалов, условия достойного труда, эффективное и сберегающее и использование трудового потенциала.

В социально ориентированной инновационной экономике человек - главная цель, главный субъект (бенефициант) и наивысший приоритет социально-экономического развития.

Соответствующие целеполагание, выбор системы приоритетов, выработка стратегии и тактики социориентиро-ванного развития - ключевые проблемы современной России. Переживаемый нами этап социально-экономического развития характеризуется тем, что в условиях выхода из мирового экономического кризиса проблемы воспроизводства социального, человеческого и трудового потенциалов, развития социально-трудовой сферы, особенно её научно-технологических секторов, инновационной ориентации экономики приобрели особую остроту и актуальность.

Именно поэтому сегодня столь актуальна и остра главная проблема - проблема целей развития. В новом тысячелетии мы должны, наконец, признать, что устойчивое развитие экономики - лишь необходимое, но не достаточ-

ное условие развития человека, общества и социально-трудовой сферы. Главной целью социально-экономического развития всей системы «человек - общество - государство» является гармоничное, сбалансированное развитие человека, расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциала, эффективное использование потенциала труда.

Россия - современное социальное государство, и приоритеты её социально-экономического развития определены в Посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации: «В ХХ1 веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям.

Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей»1.

«Забота о будущих поколениях - это самые надёжные, умные и благородные инвестиции... В ближайшие три года мы планируем направить на совместную исследовательскую деятельность ведущих университетов с промышленными компаниями около 30 миллиардов рублей. В случае удачной работы нам следует увеличить финансирование

2

этой программы» .

Анализируя приоритеты и задачи, определенные в Посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, можно убедиться в том, что это те ориентиры, которые нацеливают государство и общество на путь со-циоинновационного развития.

В государстве, реально обеспечивающем социоинновационное развитие, общество и бизнес, экономика и сфера труда - это не антагонистичные системы, первая из которых борется за выживание, а вторая - ещё более активно - за наращивание доходов. В социоинновационном государстве общество и бизнес активно сотрудничают, а экономика и социально-трудовая сфера развиваются гармонично и сбалансировано для достижения общих согласованных целей.

Рассмотрим эти цели. Целью экономической политики является экономический рост и повышение доходов, воспроизводство экономического потенциала.

Цель социальной политики — повышение уровня и качества жизни, воспроизводство социального потенциала.

Цель инновационной политики — инновационный тип социально-экономического развития и воспроизводство инновационного потенциала (см. рис. 1).

Рисунок 1.

Система целей социоинновационного развития

1 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года. Адрес Интернет-ресурса: Шр://пеш8.

.гиЛгашспр18/5979

2

Послание Федера kremlin.ru/news/9637/print

kremlin.ru/transcripts/5979

2

Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 30 ноября 2010 года. Адрес Интернет-ресурса: http://news

Такая парадигма социально-экономического развития не может быть успешно реализована без расширяющегося воспроизводства социального и человеческого, экономического и инновационного потенциалов, обеспечения условий достойного труда, сберегающего и эффективного использования потенциала труда, инновационной активности всех субъектов и отраслей.

При таком целеполагании развития общества, экономики и инновационной сферы сбалансированное воспроизводство социального и человеческого, экономического и инновационного потенциалов в условиях достойного труда, сберегающего и эффективного использования трудового потенциала может обеспечить синергетический эффект социально-экономического развития.

В связи с изложенным исследование состояния социально-трудовой сферы и инновационной активности субъектов Российской Федерации представляется весьма актуальным.

Наука к концу XX века в странах с высокоразвитой экономикой стала важнейшей производительной силой. Прогресс фундаментальной и прикладной наук, развитие инновационных наукоемких технологий и увеличение наукоемкой продукции в общем объеме промышленного производства, валового национального продукта и международной торговли технологиями определяет экономическую, социальную, политическую и военную составляющую развитых государств. Экономики развиваются на основе обобщенного мирового опыта и на основе инновационного научного знания. России необходимо создание собственного мощного научного потенциала, более совершенной системы подготовки научных и технических кадров высокой квалификации.

В 1990-е годы в России изменился вектор научно-технического развития, произошло существенное сокращение государственных расходов на фундаментальную и прикладную науку. Спад промышленного производства, сокращение государственных заказов оборонному комплексу, в котором были сосредоточены наукоёмкие технологии. На протяжении последних 20 лет число организаций, выполняющих исследования и разработки в Российской Федерации, постоянно сокращается (табл. 1).

Таблица 1

Число организаций, выполнявших исследования и разработки, по федеральным округам Российской Федерации

1992 г. 1995 г. 2000 г. 2004 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г.

Российская Федерация 4555 4059 4099 3656 3566 3666 3536

Центральный федеральный округ 1661 1569 1631 1437 1393 1445 1383

в т.ч. г. Москва 841 881 907 816 787 787 759

Северо-Западный федеральный округ 590 642 627 552 536 533 518

в т.ч. г. Санкт-Петербург 401 471 469 397 381 361 354

Южный федеральный округ 463 392 342 313 310 321 316

Приволжский федеральный округ 735 616 623 559 540 549 532

Уральский федеральный округ 285 261 255 234 226 220 211

Сибирский федеральный округ 591 439 464 415 419 429 410

Дальневосточный федеральный округ 230 140 157 146 142 169 166

Источник: Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. - М., 2010. - С. 557-558. Режим доступа: http://www. gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d5/21-03.htm; Российский статистический ежегодник. 2005: Стат.сб./Росстат. - М., 2005, Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b05_13/IssWWW.exe/Stg/19-03.htm

К началу 2010 года число организаций, выполняющих исследования и разработки, сократилось на 22,4% в сравнении с 1992 годом (табл. 2).

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, сократилась в Российской Федерации в 2009 году на 51,6% по сравнению с 1992 годом. По Северо-Западному федеральному округу за данный период сокращение составило около 58%, а по г. Санкт-Петербургу численность персонала в 2009 году уменьшилась на 60,2% по сравнению с 1992 годом. По Южному федеральному округу численность персонала сократилась на 57% по сравнению с 1992 годом. В Сибирском федеральном округе численность персонала, занятого исследованиями и разработками, уменьшилась в 2009 году на 55,8% по сравнению с 1992 годом. Сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, связано не только с недостаточным финансированием фундаментальных и прикладных наук, низким уровнем и качеством жизни основной массы ученых и исследователей. Не последним фактором, негативно влияющим на мотивацию научной, научно-технологической и конструкторской деятельности является падение роли науки и престижа учёного в современном российском обществе. Источником социальных напряжений, тормозящих устойчивое развитие российского общества знаний, является недостаточное внимание государства ко всему спектру фундаментальных исследований, научно-технологических и конструкторских разработок. Неблагоприятные условия развития фундаментальной и прикладной науки и в целом интеллектуального потенциала, существенно ограничивают перспективы инновационного развития Российской Федерации.

Таблица 2

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, по федеральным округам Российской Федерации (человек)

1992 г. 1995 г. 2000 г. 2004 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г.

Российская Федерация 1532618 1061044 887729 839338 813207 761252 742433

Центральный федеральный округ 738713 544759 455985 420375 408330 396272 385392

г. Москва 480917 337357 276825 258267 251075 246612 239477

Северо-Западный федеральный округ 233048 162271 116812 107928 104752 99556 97633

г. Санкт-Петербург 204667 141399 98371 90011 87861 81654 81430

Южный федеральный округ 78439 52023 37422 35502 34530 33633 33746

Приволжский федеральный округ 248637 157129 150046 146150 140592 120644 117000

Уральский федеральный округ 88581 57034 50803 52216 49670 43695 42276

Сибирский федеральный округ 120835 73886 62477 62494 60986 53956 53463

Дальневосточный федеральный округ 24365 13942 14184 14673 14347 13496 12923

Источник: Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб. / Росстат. - М., 2010. - С. 562-563. Режим доступа: Ьйр://^'^^. gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d5/21-10.htm ; Российский статистический ежегодник. 2005: Стат.сб. / Росстат. - М., 2005. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b05_13/IssWWW.exe/Stg/19-07.htm

России, как современному социальному государству, необходимо вырабатывать и активно реализовывать новую политику - политику социоинновационного развития. В связи с осмыслением политики социоинновационного развития небезынтересно отметить, что некоторые концептуальные положения инновационного типа развития экономики и общества были сформулированы ещё во второй половине 1960-х годов лауреатом Нобелевской премии С. Кузнецом, который в своей Нобелевской лекции отметил: «Постоянное появление технологических нововведений, что характерно для современного экономического роста, и сопутствующие им социальные нововведения, облегчающие необходимую адаптацию, являются главными факторами воздействия на структуру экономики и общества», ведут к «нововведениям в области права, в институциональных структурах и даже в идеологии»1. В разрабатываемой современной теории социоинновационного развития признаются приоритетными расширяющееся воспроизводство социального, человеческого и интеллектуального потенциалов, доминирование научного знания и интеллектуальных качеств, в числе которых способности и умения применять знания к знаниям, а научное обоснование решений, принимаемых в государственном управлении, бизнесе и общественной деятельности, - ключевыми факторами.

Жулего В. Г.

к.ф.-м.н., начальник информационно-аналитического отдела Агентства по вопросам Головной организации

НИЦ «Курчатовский институт»

ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИЛИ КРЕМНИЕВАЯ ДОЛИНА КАК ЭКОСИСТЕМА2

«Кремниевая долина - единственное место на Земле, где власти не стараются понять - как стать Кремниевой долиной».

Задача создания в Сколково российской Кремниевой долины - амбициозный и дорогой проект. Именно поэтому важно оценить, насколько реальна эта задача в реальных российских условиях. Мнения экспертов далеко не однозначны по этому вопросу: западные эксперты высказывают осторожный оптимизм, российские, как правило, высказываются гораздо более пессимистично. На наш взгляд и той, и другой стороне не хватает предметных знаний этого вопроса: западные эксперты переоценивают значение «твердых намерений правительства в этом вопросе» и недооценивают забюрократизированность науки и неразвитость инфраструктуры в России, а отечественные эксперты - находятся под сильным впечатлением двадцатилетней деградации науки в России. Продолжающееся недофинансирование науки также не прибавляет оптимизма в этом вопросе.

Кроме всего-прочего, хотелось бы знать, что именно мы собираемся построить в Сколково. Ответить на этот вопрос не так просто, как кажется. В прошлом в России были осуществлены успешные глобальные проекты подобного рода - это атомный проект и космический проект. И это как раз те немногие направления, по которым Россия до сих пор сохраняет конкурентоспособность. Однако эти проекты были выполнены в качественно других условиях - в условиях государственной командной экономики. Несмотря на успешность этих проектов, никто не рискнет попы-

1 Кузнец С. Современный экономический рост: результаты исследований и размышлений: Нобелевская лекция // Нобелевские лауреаты по экономике: Взгляд из России / Под ред. Ю.В. Яковца. - СПб.: Гуманистика, 2003. - С. 104.

2 Работа поддержана грантом РГНФ № 10-02-00262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.