ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗА РУБЕЖОМ
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ЗА РУБЕЖОМ
В.К. Филатов
Кафедра судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье выдвигается и обосновывается тезис о том, что социальное государство — это ответ на вызовы истории конца XIX в. до наших дней, позволивший развитым зарубежным странам в кризисные периоды не только преодолеть социально-экономические и политические трудности, но и выйти на качественно новый уровень развития.
Ключевые слова: социальное государство, правовое государство, государственное регулирование, демократический режим, социальное партнерство.
История социального государства — это значительный фрагмент истории новейшего времени современных развитых государств.
Значение его не исчерпывается простым течением событий. Возникновение и развитие в различных странах социального государства, с нашей точки зрения, стало единственно возможным адекватным ответом на кризисные явления капиталистического мира. Это новое качество взаимоотношений человека и государства.
Германия второй половины XIX в. — один из первых примеров такого реагирования государства на определенные угрозы: в данном случае усиление рабочего движения в промышленно развитых районах, нестабильность экономического развития в данный исторический момент.
Социально-политическая обстановка накалилась до такой степени, что имели место покушения на императора и канцлера в 70-е гг. XIX в.
Социалистическое рабочее движение не виновно напрямую в этом, но добавляло напряженности в стране.
Бисмарк был вынужден провести 19 октября 1878 г. через парламент закон, получивший название исключительного закона против социалистов («Закон против вредных и опасных стремлений социал-демократии»), который запрещал организации социалистической направленности и их деятельность вне рейхстага.
В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1883 г. — пособия по болезни, в 1884 г. принят закон о кассах для обеспечения рабочих во время болезни и в несчаст-
ных случаях, в 1889 г. закон об обеспечении на случай старости и о кассе для инвалидов труда.
Эти другие меры государства получили нелестные эпитеты «революция сверху», «государственный социализм», «реакционный милитаризм», «бонапартизм» и пр. [1. С. 480].
В течение последовавшей четверти века аналогичные реформы проведены в самых «продвинутых» в тот исторический период государствах Европы.
Кроме этого, Германия — можно сказать, родина понятия «социальное государство», которое впервые употребил в 1850 г. Лоренц фон Штейн. Он предложил отнести к функциям государства перераспределение материальных благ исходя из принципов социальной справедливости, направленных на нивелирование социального неравенства и противостояния бедных и богатых.
Представляется, введение в научный оборот понятия социального государства именно в середине XIX в. носило революционный характер в теории государства и права. Дело в том, что, как известно, понятие государства в тот период рассматривалось, главным образом, как сила, довлеющая над обществом. Из этого исходил и зародившийся тогда марксизм, как одно из течений общественно-политической мысли.
Более того, это имело и имеет до настоящего времени и практическое значение для Германии, и не только для нее.
Понятие социального государства существенно расширилось и тем самым наполнилось новым содержанием по сравнению с XIX в.
В частности, речь идет о роли бизнеса в современном обществе в контексте проблематики социального государства. Совершенно очевидно, что понятие предпринимательской деятельности в широком смысле слова совершило большой прогресс: от сугубо эгоистического периода «дикого капитализма» первоначального накопления до современного понимания как силы, во многом стоящей на службе обществу.
Глобализированный экономический процесс востребует новые взаимоотношения между бизнесом, обществом и политикой. Общественная ответственность бизнеса идет на пользу этому взаимодействию.
В Германии она является современной формой дальнейшего развития концепции социального рыночного хозяйства. Речь идет об ответственности бизнеса за состояние и самочувствие общества и за экологию в районах и территориях, где они хозяйствуют. Речь идет об ответственности его практически за все.
У профсоюзов в этом сложном процессе важная надзорная функция. Как партнеры они должны критически и внимательно следить за тем, чтобы выполнялись все договоренности и соглашения разных уровней. Понятно, что предприятия, которые обязались делать больше для общества, должны получать соответствующую его оценку и иметь привилегии. Соблюдение законов и дополнительный вклад бизнеса в общественное благополучие — это то, что укрепляет и повышает эффективность социального государства [2].
Весьма эффективны были меры социальной защиты, осуществленные в США администрацией Президента Рузвельта по преодолению мирового кризиса 1929-1933 гг.
По мнению Ф.Д. Рузвельта, государственное регулирование социально-экономических процессов — это острая необходимость в сложившихся условиях.
В ходе борьбы с последствиями кризиса государство провело радикальные реформы, с точки зрения классического капитализма носившие чуть ли не «прокоммунистический» характер: широкомасштабные общественные работы, где занимались строительством и ремонтом различных объектов инфраструктуры общегосударственного назначения; борьба с недобросовестной конкуренцией и беззаконием в трудовых отношениях (произвольное определение продолжительности рабочего времени, средневековое использование детского труда); законодательное регулирование коллективных договоров; нормативное регулирование деятельности профсоюзов и участия рабочих в легальных забастовках; федеральное пенсионное законодательство и др. [3. С. 38-39].
Результаты не заставили себя долго ждать: экономика восстановилась, социальная напряженность ослабла до вполне приемлемого уровня.
Характерной чертой этого периода стало закрепление в сознании людей мнения о государстве как об инстанции, способной разрешать возникающие в обществе противоречия, но не путем насилия, а путем умеренных социальных реформ [5].
Конечно, невозможно обойти вниманием в Норвегию деле создания социального государства: в 1936 г. был принят закон о пенсионном обеспечении, в 1938 г. — закон о пособиях по безработице и создано профсоюзное общество по организации туризма и отдыха трудящихся, в 1946 г. введены детские пособия и организовано общество по строительству дешевого жилья для трудящихся, в 1947 г. учреждена государственная касса по выдаче займов на обучение, в 1956 г. введена система оплаты по болезни, в 1957 г. создан пенсионный фонд, а в 1958 — фонд компенсации трудовых увечий, в 1960 г. принят закон о несчастных случаях на производстве, в 1964 г. создан фонд для выплаты пособий по материнству и вдовьих пособий и принят закон о социальной помощи, в 1965 г. введена общая система соцобеспечения в стране, в 1969 г. законодательно закреплено обязательное 9-летнее образование, в 1971 г. учреждена государственная пенсионная касса, в 1974 г. принят закон о праве граждан на получение 12-летнего образования, в 1978 г. схема выплаты пособий по болезни распространена на всех трудящихся страны [6].
Идеологически точкой отсчета социального государства («государства благосостояния») в Великобритании стал доклад Бевериджа в парламенте в 1942 г.
Здесь следует обязательно отметить Закон «О национальном страховании» 1946 г., так как доклад является не нормативно-правовым актом, а научной концепцией в части социальной политики. Большинство положений доклада У. Бе-вериджа вошло именно в указанный Закон. Также в 1948 г. вступили в силу Акты о государственном здравоохранении, к этому же периоду относится введение бесплатного школьного образования, пенсионного обеспечения, пособий по безработице.
Таким образом, предложения, указанные в данном докладе, были полностью реализованы лейбористским правительством в период своего пребывания у власти с 1946 по 1951 г. [5].
Практически это выглядело как предотвращение массовой безработицы, предоставление социальных гарантий для населения, обеспечение социального страхования, бесплатное здравоохранение, пособия на детей и др.
Это было принципиально важно для разрушенной войной экономики и социальной сферы не только Великобритании, но и многих других стран, прежде всего европейских.
Не будет преувеличением, если сказать, что настоящая «эра социального государства» началась после Второй мировой войны.
Об этом свидетельствует Конституция Италии 1948 г., согласно которой Италия — демократическая Республика, основывающаяся на труде (ст. 1); Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека — как отдельной личности, так и в социальных образованиях, в которых проявляется эта личность, и требует выполнения неотъемлемых обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности (ст. 2); Республика охраняет труд во всех его формах и применениях (ст. 35); Трудящийся имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное во всяком случае для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования (ст. 36).
Статья 20 Конституция ФРГ 1949 г. провозгласила Германию «демократическим и социальным федеральным государством». Термин социального государства упоминается и в других статьях, в частности в ст. 23, 28 Конституции.
Статья 1 Конституции Франции 1958 г. гласит: «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой».
В 1978 г. после прекращения диктаторского режима Испания в Конституции была провозглашена «правовым, демократическим, социальным государством».
После «бархатных революций» в конце 80-х гг., в соответствии со своими конституциями, Румыния была объявлена правовым демократическим и социальным государством, а Республика Польша — демократическим, правовым государством, осуществляющим принцип социальной справедливости.
Принципы социального государства отражены в конституциях Греции, Турции, Нидерландов, Дании, Швеции.
Социальную направленность могут иметь и государства, где еще не решены социально-экономические проблемы, присущие современным государствам по различным причинам, и они не взяли на себя соответствующие социальному государству юридические обязательства перед населением.
Именно к такой категории относятся многие государства Содружества Независимых Государств, безотносительно к тому, декларировано ли это в конституциях.
Наиболее адекватными в этом смысле являются Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Украина, где государство напрямую названо социальным в текстах конституций. Независимо от степени формализо-ванности в конституциях или текущем законодательстве социального государства, ни один современный демократический государственный режим не может отказаться от осуществления его принципов в том или ином объеме.
Однако социальная политика и ее результаты в отдельных государствах достаточно разнообразны, как в мире в целом, так и на территории СНГ в частности. Во многом данное обстоятельство связано с тем, как определяется социальное государство и определяется ли вообще с юридической точки зрения. Это принципиально важно, так как именно конституционное определение социального государства налагает те или иные обязательства на государство в социальной сфере [4. С. 119-120].
Приведенные примеры убедительно доказывают перспективность и историческую обоснованность тезиса об эффективности социального государства для выхода из разнообразных кризисов.
Мы будем очевидцами, чем ответит в условиях длящегося кризиса Европейский Союз и сможет ли современная Россия прочно стать на путь построения социального государства.
ЛИТЕРАТУРА
[1] История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. Ч. 1 / Под ред. Н.А Крашенинниковой и О.А. Жидкова. — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА-М, 1998.
[2] Кляйн Н. Важнейшая предпосылка для повышения эффективности социального государства // Труд и социальные отношения. — 2008. — № 7.
[3] Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. В 4-х т. / Отв. ред. Б.А. Страшун. — М., 2001. — Т. 4.
[4] Корженевская В., Филатов В. Социальное государство в некоторых странах СНГ и Израиле // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 20-летию Содружества Независимых Государств (СНГ). — М.: АДС Групп, 2012.
[5] Маликова А-X. Правовая политика и права человека // Ленинградский юридический журнал. — 2008. — № 2.
[6] Социальное государство в Норвегии и Швеции // Профсоюзы и экономика. — 2001. — № 1.
THE SOCIAL STATE PROGRESS IN FOREIGN COUNTRIES
V.K. Filatov
The Department Judicial Power, Law Enforcement and Human Rights Activities Peoples' Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
This article puts forward and substantiates the thesis that the social state is the answer to the challenges of history with the end of the 19th century up to our days, which allowed the basic foreign countries in periods of crisis not only to overcome the socio-economic and political problems, but also to move to a qualitatively new level of development.
Key words: state, social state, rule-of-law state, government regulation, democratic regime, social partnership.