Научная статья на тему 'Развитие социально-трудовой сферы в условиях перехода к инновационной экономике'

Развитие социально-трудовой сферы в условиях перехода к инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
494
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колмакова Екатерина Микаеловна

Рассмотрены понятие и структура социально-трудовой сферы, ошибки в развитии социально-трудовой сферы в условиях перехода к рыночной экономике, особенности и тенденции развития социально-трудовой сферы в условиях формирования инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колмакова Екатерина Микаеловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие социально-трудовой сферы в условиях перехода к инновационной экономике»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 31(246).

Экономика. Вып. 33. С. 40-43.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Е. М. Колмакова

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Рассмотрены понятие и структура социально-трудовой сферы, ошибки в развитии социально-трудовой сферы в условиях перехода к рыночной экономике, особенности и тенденции развития социально-трудовой сферы в условиях формирования инновационной экономики.

Ключевые слова: социально-трудовая сфера, инновационная экономика, муниципальная, региональная, федеральная социально-трудовые сферы, социально-трудовые отношения.

Возрастание общественно значимой роли человека в условиях развития инновационной экономики, основанной на динамичном росте информационного общества, базирующегося на знаниях и восприимчивого к процессу модернизации экономики, актуализирует процессы исследования закономерностей эффективного развития социально-трудовой сферы региона. В настоящее время перед экономикой страны ставится задача преодоления диспропорций в развитии отдельных ее регионов, включая выравнивание уровня развития социально-трудовой сферы. Актуальной является задача изучения глубинных изменений во внутренней структуре социально-трудовой сферы на современном этапе, обоснование закономерностей и тенденций ее развития.

Понятие «социально-трудовая сфера» определяется как область действия отношений:

- между участниками совместного трудового (производственного) процесса;

- занятости;

- по поводу распределения и потребления произведенного национального дохода.

Н. А. Волгин, Ю. А. Одегов определяют социально-трудовую сферу как сферу «социально-экономических процессов и отношений, в которой доминируют отношения по поводу общественных и производственных условий труда, по поводу его осуществления, организации, оплаты, дисциплины, по поводу трудовой этики, формирования и функционирования трудовых общностей и т. п.» [1]. В приведенных определениях социально-трудовая сфера — весьма широкое понятие, которое охватывает обширный круг процессов и отношений, объединяя все уровни, на которых они существуют.

Социально-трудовая сфера подразделяется на сферы:

- локальную;

- муниципальную;

- региональню;

- федеральную [2].

Муниципальная социально-трудовая сфера представляет собой совокупность локальных социально-трудовых сфер организаций, функционирующих на территории данного муниципального образования и социально-трудовых отношений, возникающих на муниципальном уровне между муниципальными органами власти, территориальными объединениями профсоюзов, территориальными объединениями работодателей и другими субъектами социально-трудовых отношений.

Региональная социально-трудовая сфера — это совокупность муниципальных социально -трудовых сфер региона и социально-трудовых отношений, возникающих на региональном уровне между региональными объединениями работодателей, региональными объединениями профсоюзов, органами законодательной и исполнительной власти региона и другими субъектами социально-трудовых отношений [2].

В условиях рыночной экономики с ее циклическим характером одной из проблем является цивилизованное управление рынком труда и оптимизация занятости населения при постоянном стремлении работников к более высокому уровню достойного труда. Это единая задача государства и бизнеса, главное здесь — учесть интересы всех субъектов — государства, работодателей и работников.

Главная ошибка сделана в начале перехода к рынку, когда проблемы труда были отодвинуты в сторону и оказались на втором плане ре-

формирования экономики. Именно в этот период государство практически ушло от регулирования социально-трудовых отношений, оставив за собой законодательный контроль минимального размера оплаты труда, формирование величины минимального прожиточного уровня различных групп населения и оказание посильной помощи малоимущим и малообеспеченным слоям российского общества. Было ликвидировано министерство по труду, прекращена поддержка профсоюзов на предприятиях и в организациях, соотношение в доходах между крайними группами населения резко возросло, изменилась роль заработной платы в перераспределении трудовых ресурсов между отраслями экономики.

Дальнейшее развитие регионов необходимо осуществлять путем повышения качества жизни и обеспечения продуктивной занятости на основе инновационных подходов к решению демографических проблем, через повышение материального благосостояния граждан, реформирование сфер образования и здравоохранения, роста профессионализма и компетентности работников. Развитие социально-трудовой сферы в условиях инновационной экономики направлено на обеспечение экономического роста, создание расширенного воспроизводства социального и человеческого, экономического и инновационного потенциалов, условий достойного труда, эффективное использование трудового потенциала.

В связи с этим существенно возрастает роль человека в инновационном развитии экономики. В социально ориентированной инновационной экономике человек — главная цель, главный субъект и наивысший приоритет социально-экономического развития.

Можно выделить тенденции, наметившиеся в изменяющихся профессионально-трудовых отношениях:

- интеллектуализация массовых профессий;

- интернетизация информационной базы профессий;

- универсализация исполнительских функций;

- маркетизация — ценностные ориентиры профессий в сторону их коммерциализации и превращение профессионала в товар;

- экстримизация труда —профессионалу выдвигаются требования на пределе его возможностей.

Формирование эффективного трудового потенциала обусловливается необходимостью перехода к инновационному типу развития эконо-

мики. Закономерностью становится, прежде всего, неразрывная на протяжении всей жизни связь образования с производственной деятельностью. Анализ системы воспроизводства кадров высшей квалификации как наиболее сложного элемента механизма развития социально-трудовой сферы позволил сделать вывод о том, что сформулированная во второй половине прошлого века концепция непрерывного обучения претерпевает определенное усложнение в условиях требований инновационного развития: теперь необходимо не просто накопление новых знаний и навыков в процессе трудовой деятельности, но и умение эффективно применять их на практике. Наблюдается закономерность роста потребности в непрерывности образования и активизации творческих возможностей не только отдельных работников, но и коллективов предприятий и фирм. Подготовка человеческого капитала определяется основными тенденциями — законами рыночной экономики, требованиями рынка труда и продолжающейся информатизацией общества, существенно влияющей на структуру профессиональной занятости населения. В нынешних условиях задачу развития человеческого капитала необходимо поставить в один ряд с такими важнейшими программами, как обновление основных фондов, техническое перевооружение, достижение постоянно высокого качества отечественной продукции и снижение себестоимости.

Проблема управления человеческим капиталом в современных условиях неразрывно связана с формированием рынка труда, развитие которого зависит от других составляющих единого национального рынка (инвестиций, жилья, земли), определяющих степень свободы движения рабочей силы, включая ее перелив между отраслями, сферами занятости и территориями.

Для достижения целей и задач долгосрочного развития (Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года), а также среднесрочных задач развития (Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года) требуется смещение акцентов проводимой экономической политики в сторону мер, ориентированных на модернизацию, инновацию промышленного потенциала, развитие трудовых ресурсов и повышение качества рабочей силы, развитие институтов рынка труда и повышение эффективности его функционирования.

42

Е. М. Колмакова

Правительство Российской Федерации сформулировало три ключевых направления, определяющих успех инновационного развития России на ближайшую перспективу. Во-первых, это человек и национальный человеческий капитал. Именно они станут в ближайшем будущем ключевым объектом глобальной конкуренции. Поэтому, как заявила Министр экономического развития РФ Э. С. Набиуллина, «упор должен быть сделан на развитие кадрового потенциала инновационной экономики в широком смысле, не только через высшую школу. Это задача для всей системы образования, но необходима также и популяризация, пропаганда (в хорошем смысле) инновационной деятельности и иннова-торства через музеи, СМИ, поощрение научно-технического творчества молодежи» [3].

Во-вторых, это бизнес, который должен стать «основным двигателем инновационного развития». «Инновационное развитие — это способ обеспечить рост благосостояния граждан России,— сказала Набиуллина. — И, в конечном счете, инновационное развитие может быть запущено только в том случае, если бизнесу будет выгодно стать инновационным» [3].

В-третьих, инновационным должно стать государство. «Государство должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе, за счет последовательной ликвидации существующих здесь административных барьеров и ограничений»,— сказала министр. По ее мнению, существует огромный простор для внедрения инноваций в социальной сфере, в государственном управлении, в том числе, через механизмы госзакупок и участие в управлении компаний с госучастием [3].

Первое направление, определяющее успех инновационного развития России, является, на наш взгляд наиболее важным. Национальный человеческий капитал — ключевой фактор повышения эффективности социально-экономического развития страны. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Г. С. Беккер убедительно показал, что крупные затраты на образование и профессиональную подготовку будущих специалистов, медицинское обслуживание, социальные программы, направленные на сохранение и воспроизводство человеческого капитала, равноценны инвестициям в создание и приобретение новых машин, оборудования и технологий. Такие инвестиции обеспечивают в будущем как частному бизнесу, так и всему об-

ществу прибыли, не меньшие, чем прямые инвестиции в материальные фонды. Г. С. Беккер сделал вывод о высокой прибыльности инвестиций в человеческий капитал [4].

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров. В условиях сокращения численно -сти населения и уровня занятости в экономике, растущей конкуренции с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров на первом этапе перехода к инновационному развитию необходимо решить проблему обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами.

Достижение поставленной цели модернизации экономики в среднесрочной перспективе будет осуществляться посредством создания правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, обеспечить повышение качества рабочей силы, мотивацию к труду и трудовую мобильность, а также реализацию прав граждан на защиту от безработицы, что, в свою очередь, предполагает:

- совершенствование социально-трудовых отношений, включающее продолжение процесса легализации занятости, введение системы добровольного социального страхования на случай потери работы, развитие института социального партнерства, направленного на усиление его роли в трудовых отношениях, приведение положений трудового законодательства в части социального партнерства в соответствие с нормами международного права;

- развитие инновационного промышленного потенциала, генерирующего новые эффективные рабочие места, обеспечивающие интенсификацию и повышение производительности труда, снижение скрытой безработицы; развитие и модернизацию всех уровней и форм профессионального образования, ориентированного на спрос инновационной экономики и потребности современного рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, развитие кадрового потенциала организаций, эффективное трудоустройство молодых специалистов, преодоление структурной и длительной безработицы;

- создание условий, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе, за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности;

- совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы;

- развитие трудовой мобильности;

- создание условий для интеграции в российский рынок труда иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;

- развитие институтов рынка труда;

- развитие частно-государственного партнерства в сфере повышения качества рабочей силы и содействия занятости населения.

На современном этапе развития российской экономики закономерным условием развития является наличие у работников современного экономического, инновационного мышления, являющегося условием перехода к инновационному экономическому росту. Экономическое

мышление трактуется как совокупность взглядов и представлений, способов подхода к оценке явлений и принятию решений, которыми люди непосредственно руководствуются в своей хозяйственной деятельности.

Формирование инновационной экономики в России является сложным и длительным социально-экономическим процессом, требующим воспроизводства трудового потенциала с современным экономическим, инновационным мышлением, новым отношением к труду, новыми социально-психологическими качествами, способного эффективно и творчески развивать национальную рыночную экономику и повышать ее конкурентоспособность.

Список литературы

1. Экономика труда (социально-трудовые отношения) / под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М. : Экзамен, 2003. С. 249.

2. Колмакова, И. Д. Теория социально-трудовых отношений : учеб. пособие / И. Д. Колмакова. Челябинск : Энциклопедия, 2010. 131 с.

3. Бизнес и власть обсудили Стратегию инновационного развития [Электронный ресурс]. URL: http://рспп.рф/news/view/489

4. Социальная политика в трудовой сфере : учеб. пособие / под общ. ред. Н. А. Волгина. М. : РАГС, 2010. С. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.