УДК 338.22
Абрамов Егор Юрьевич Abramov Egor Yuryevich
студент student
Белгородский государственный национальный исследовательский университет Belgorod State National Research University
Савенкова Ирина Викторовна Savenkova Irina Viktorovna
к.э.н., доцент candidate of economic Sciences Белгородский государственный национальный исследовательский университет Belgorod State National Research University
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
DEVELOPMENT OF SOCIALLY ORIENTED ENVIRONMENTAL ENTREPRENEURSHIP IN MODERN RUSSIA
Аннотация: В данной статье рассматриваются основные этапы развития экологического предпринимательства в контексте социально ориентированного бизнеса, его задачи, цели, функции, принципы и особенности поддержки со стороны государства.
Abstract: This article discusses the main stages of development of environmental entrepreneurship in the context of socially oriented business, its tasks, goals, functions, principles and features of state support.
Ключевые слова: предпринимательство, социально ориентированное предпринимательство, экологическое предпринимательство, бизнес пространство.
Key words: entrepreneurship, socially oriented entrepreneurship, environmental entrepreneurship, business space.
Происходящие в настоящее время социально-экономические преобразования общества затрагивают и систему предпринимательства. Сегодня
крайне актуально такое направление предпринимательства, как экологическое. Это все обусловлено тем, что экологическое предпринимательство все чаще начинает приобретать социально-ориентированный характер.
Экологическая направленность в бизнесе - это один из основных способов профилактики экологических проблем. Этим обуславливается необходимость последовательной трансформации обычного предпринимательства в социально-экологическое. Экологическое предпринимательство, в свою очередь, представляет собой процесс создания экологически-инновационных условий, приносящих социальные выгоды, экологический эффект и материальную прибыль [1, с.78]. В данном контексте необходимо дополнить, что существует две формы экологического предпринимательства: основное и дополнительное [2, с.28], но не смотря на эту градацию, оба вида имеют огромное значение для социально-экономической жизни общества (рис. 1).
Виды экологического предпринимательства
Основное предпринимательство -деятельность предприятий, изготавливающий экотехнику,
выращивающих растений и создающие новые химические вещества
Дополнительное предпринимательство -деятельность предприятий, утилизирующих отхода, а также предприятия добывающие полезные ископаемые
Рис. 1. Виды экологического предпринимательства
Начало вектора активного развития экологической деятельности принято отсчитывать с конца 70-х годов прошлого века. В 1987 году большинство стран в ООН, включая и СССР, разработали и приняли принцип устойчивого развития общества, которая предусматривает полную ответственность правительства и гражданского общества перед потребностями будущих и нынешних поколений людей.
Сегодня мы можем наблюдать увеличение взаимосвязи экономики к изменениям в окружающей среде, а также повышается в ответ и влияние окружающей среды на экономическое развитие.
В современной России сущность предпринимательства как экологической категории было определено в документе «Об основах экологического предпринимательства», который был принят в июне 2000 года на пятнадцатой пленарной сессии Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Основным определением экологического предпринимательства было следующими: «экологический бизнес - научно-исследовательская и кредитно-финансовая деятельность по производству товаров, основные задачи которой -восстановление и сохранение окружающей среды».
Современное экологическое предпринимательство имеет определенные цели, функции, задачи и принципы. К основным целям экологического предпринимательства можно отнести: снижение негативного воздействия на окружающую среду; повышение экологических и экономических показателей предприятия; снижение отходов. Основные задачи экологического предпринимательства заключены в обосновании экологического вектора развития; в разработке плана экологической деятельности; в формировании внутренней экологической корпоративной культуры в организации; в формировании осознанного и экологичного мышления.
Развитие экологического предпринимательства невозможно без следования определенным принципам, в числе которых: экологическая безопасность; интеграция менеджмента в экологическую сферу; непрерывное самосовершенствование; массовость участия сотрудников в мероприятиях по охране экологии; советы потребителям. Вместе с этим, следует отметить, что экологическое предпринимательство включает в себя: создание и модернизация экотехники; создание малоотходных технологий; формирование экологии, выращивание новых растений и т.п.
Эффективным экологическое предприятие можно считать лишь тогда, когда предприниматель достигает высоких экологических, социальных и экономических показателей. Определяется эта эффективность на трех основных уровнях: первый уровень - это уровень общества, второй уровень - это уровень региона, третий уровень - это уровень фирмы.
Сегодняшние условия урбанизации общества и высокая концентрация производств очень сильно повышают внимание к экологическим проблемам. Именно поэтому экологическое предпринимательство, несет характер социального.
Стартом развития социального предпринимательства в России можно считать 2007 год, когда главой ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым был организован фонд поддержки социальных программ «Наше будущее». Важно отметить, что и сегодня фонд ведет активную деятельность, предоставляет различные гранты и беспроцентные займы социально-ориентированным проектам.
В 2015 году в силу вступил новый закон «Об основах социального обслуживания граждан», целью которого явилась поддержка негосударственного сектора и конкуренции в сфере социального обслуживания, что стало еще одним стимулом для поддержки социального бизнеса.
В 2019 году в российском законодательстве было введено положение, относящее социальное предпринимательство к малому и среднему бизнесу, которое закрепило конкретный статус и деятельность социально-ориентированного бизнес пространства. В связи с этим, социальное предпринимательство имеет следующую формулировку: «Социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества».
Также, в рамках данного положения, было обозначено то, что со стороны государства предполагается содействие социальным предприятиям в развитии
межрегионального сотрудничества, поиске бизнес партнеров, проведении региональных ярмарок, деловых конгрессов и выставок.
Сегодня в России социальное предпринимательство рассматривается достаточно серьезно. В деловом календаре 28 июня было решено назначить как Международный день социального бизнеса. Данная инициатива была поддержана Советом Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, фондом «Наше будущее», «ОПОРОЙ РОССИИ», Российским союзом промышленников и предпринимателей, Агентством стратегических инициатив.
Необходимо отметить также, что на развитие социального предпринимательства выделяется серьезная финансовая поддержка. Алгоритм финансовой поддержки социально-ориентированного предпринимательства представлен на рисунке (см. рис. 2).
ГОСУДАРСТВО (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВНИ)
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ § ФОНДЫ КОРПОРАЦИЙ
доходы \ лояльность
Рис. 2. Алгоритм финансовой поддержки социально-ориентированного предпринимательства
Также на Федеральном уровне оказываются большие налоговые льготы. Существуют различные грантовые формы поддержки предпринимательской деятельности, направленной на сохранение и восстановление экологии.
Согласно оценке генерального директора по внедрению инновационных проектов Агентства стратегических инициатив Ольги Захаровой, на сегодняшний момент в Российской Федерации зарегистрировано около 80000 организаций, которые потенциально можно отнести к категории социальных предприятий.
Анализируя вышеперечисленное можно сделать выводы, что социальное предприятие строится на проектной структуре, т.е. оно имеет конкретные цели и задачи, при этом оно опирается на уязвимые категории населения, либо проблемы общества. Как правило, социальных предпринимателей в бизнес среде считают наиболее активной ячейкой общества.
Наряду с этим необходимо отметить, что социальное предпринимательство строится на трех основных принципах:
1) непрерывный анализ общества и его проблем;
2) непрерывное составление стратегии решения проблем общества;
3) возможность монетизации социального эффекта.
Как правило, предприятия, заявляющие о себе как социальный бизнес, должны иметь следующие черты:
1) положительная репутация;
2) большое количество партнеров;
3) ориентация на острые социальные проблемы;
4) ограниченные ресурсы и большой выбор технических средств;
5) наличие административного ресурса;
6) Высокая социальная активность руководства;
7) применение инновационных разработок.
Важно отметить, что новаторский подход к разрешению эколого-экономических противоречий позволит достигнуть одновременно
экологических, социальных и экономических побед. Так как сегодня развитие экологического предпринимательства на мировой предпринимательской арене испытывает повышенный спрос. Над данной проблемой работают многие как крупные организации, так и государства.
Точкой старта ведения общественной деятельности по развитию экологического предпринимательства принято считать конец 70-х начало 80-х годов двадцатого века.
Первыми идеи сохранения окружающей среды и минимизации вреда от производства озвучили США и страны Западной Европы. В результате чего появилась Всемирная промышленная конференция по экологическому регулированию.
В 1992 году несколько десятков ведущих корпораций со всего мира создали Совет предпринимателей по устойчивому развитию, целью которого стало привлечение общественного внимания к поиску решения экологических проблем, также они установили строгие экологические стандарты для своих членов. Ужесточение экологических стандартов стало первым шагом к появлению экологического вектора развития бизнеса в развитых странах, введение столь привычной на сегодняшний день ответственности производителей за отходы упаковки, создало благоприятные условия для появления европейского рынка управления отходами. Благодаря этому появилась крупная индустрия сбора и переработки утилизируемых отходов с многомиллиардными оборотами.
С середины 80-х в Калифорнии впервые были введены регулирующие нормы законодательных ограничений на содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобиля и последующих их выбросов в атмосферу. Это дало толчок к кардинальным изменениям в сфере автомобильной промышленности и поспособствовало появлению нового вектора развития производства технических инноваций, целью которых является сокращение выбросов.
Так, к примеру, на современном рынке авиаперевозок, было остановлено использование и производство самолетов, которые выделяются высокими шумовыми характеристиками, что стало положительным Примером использования экологических стандартов. Очевидно, что реализация интересов экологического предпринимательства в развитых странах главным образом регулируется благодаря законодательным нормам и объединения заинтересованных крупных организаций.
К сожалению, в России сегодня от всего товарного оборота продуктов питания доля экопродуктов составляет лишь 0,1%. При этом наценка на данные продукты в среднем в 2-3 раза выше, чем в европейских странах.
Информационное агентство «Альянс-Медиа» проводило исследование, в рамках которого выявило, что за последние 5 лет число жителей России, готовых платить больше за экологически чистые продукты, выросло на 19,5%. При этом экологический рынок продукции сегодня довольно узок.
В России на сегодняшний день остается не принятой система подтверждения стандартов и контроля качества экопродукции. В Западной Европе, США, Японии правительство оказывает значимую поддержку, применяя законодательно регламентированные системы экологической сертификации (EU Regulation, Codex AHmentarius Guidelines for Organicallyproduced food, IBS).
Данные сертификаты позволяют выделять продукцию, присваивая ей статус органической, а экознаки подтверждают задекларированные экологические свойства продукции. В РФ маркировка «ЭКО», не несет в себе такого же смысла, оставаясь лишь отличительной чертой упаковки. Однако, в РФ разрабатывается идея развития и повсеместного внедрения эколого-ориентированного предпринимательства.
В 2012 году был принят проект Указа Президента РФ «Об основах государственной политик в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года». В нем утверждается необходимость дальнейшего развития экономики в сторону экологически-инновационного роста.
Необходимо подчеркнуть тот факт, что в России есть огромное количество новых интересных частных инициатив и инвестиционных проектов в сфере экологического и социального предпринимательства, зачастую подобные встречаются в сфере переработки промышленных отходов и сортировки, производству энергии из втор сырья, дорожных материалов из строительных отходов и ликвидации прошлого экологического ущерба и др. однако для их реализации потребуются значительные инвестиции, но инвесторы избегают вложений в подобные проекты ввиду экономической нестабильности.
Для поддержки экологического предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности можно предложить конкретные меры: к примеру, обеспечить предоставление льготных банковых займов, по ставке не выше ключевой ставки Банка РФ плюс 1%. Возможно освободить от налога часть прибыли предприятий, используемой для инвестиционных целей, и создать необходимые условия для применения ускоренной амортизации оборудования.
Не затрагивая материальную и правовую помощь организациям, чья деятельность связана или помогает улучшению качества окружающей среды, необходимо также:
1) сформировать инфраструктуру, которая сможет обеспечить доступность для объектов экологического предпринимательства все необходимые услуги и ресурсы;
2) повысить контроль и эффективность работы органов государственной власти и местного самоуправления по поддержке малого и среднего бизнеса;
3) создать муниципальные, частные, инвестиционные или венчурных фондов поддержки экологического и социального предпринимательства, которые помогли бы обеспечить фандрайзинг экологических инвестиционных проектов, в частности, и за счет природоохранных платежей и штрафов, добровольных взносов предприятий и общественных организаций.
Именно на эффективное правовое регулирование возлагаются большие надежды для интенсивного развития, экологического и социального предпринимательства в РФ и привлечению будущих инвестиций.
А экологическим предпринимателям крайне необходимо в своей работе применять передовые технологии производства, а также глубоко изучать внутреннюю корпоративную культуру своей организации.
Библиографический список:
1. Варенникова Е.В. Экологически ориентированное и экологическое предпринимательство как экономические категории. - М.: Наука, 2011 - 78 с.
2. Чечунова Е.В. Экологическое предпринимательство: сущность, особенности, пути развития. - М.: Точка, 2004 - 21-28 с.