Научная статья на тему 'Развитие сотрудничества между россией и Китаем в нефтяном секторе и его влияние на экономику Приморского края'

Развитие сотрудничества между россией и Китаем в нефтяном секторе и его влияние на экономику Приморского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
293
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиционный проект / кораблестроение / международная торговля / нефтегазовая промышленность / нефтепровод / Приморский край / региональная экономика / стратегия развития региона / танкерный флот / торговые партнеры / экспорт нефти. / investment project / shipbuilding / international trade / oil and gas industry / oil pipeline / Primorsky Krai / regional economy / regional development strategy / tanker fleet / trading partners / oil exports.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Наталья Степановна Мартышенко, Алексей Денисович КлёЦкин

страны Азиатско-Тихоокеанского региона играют все более значимую роль в формировании мировой геополитики. Осуществив разворот на Восток, устранила дисбаланс в сотрудничестве России с Западом и Востоком. За несколько лет самым крупным торговым партнером России в регионе стал Китай. Наибольшую долю российского экспорта в Китай составляет нефть и нефтепродукты, большая часть которых поставляется через Приморский край. Материалы и методы: в статье были использованы официальные статистические данные Федеральной таможенной службы по динамике товарооборота между Россией и Китаем, аналитические данные и прогнозы развития нефтегазового рынка, подготовленные Международным энергетическим агентством, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, постановления правительств в области развития нефтегазового сектора, программные документы стратегического развития Приморского края. Проведенное исследование опиралось преимущественно на использование методов теоретического анализа, абстрактно-логических методов, анализа статистических данных, экспертных оценок, а также методов сравнительного анализа. Результаты: произведен анализ возможностей нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» по поставке нефти в Китай. Определена структура потока по перевалке нефти и нефтепродуктов из Приморского края в Китай. Произведена оценка влияния нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» на развитие кораблестроения в Приморском крае. Обозначены перспективы развития нефтехимического производства в связи с приходом в Приморском край нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Обсуждение: с вводом нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» России удалось диверсифицировать поставки нефти на мировой рынок. Сложившиеся партнерские отношения в нефтяном секторе между Китаем и Россией сбалансированы и устраивают обе стороны. Выход к морю нефтепровода в Приморском крае позволяет обезопасить Россию от уменьшения спроса Китая на российскую нефть. Строительство собственного танкерного флота позволит России получать дополнительную выгоду от транспортировки нефти в другие страны. Заключение: ввод нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» уже оказал положительное влияние на экономику Приморского края, еще большие возможности могут быть реализованы с запуском крупного нефтехимического производства. В последние годы не удалось привлечь значимые инвестиции в развитие экономики края. Несырьевое сотрудничество у России и Китая – дело будущего. Ключевые слова: инвестиционный проект, кораблестроение, международная торговля, нефтегазовая промышленность, нефтепровод, Приморский край, региональная экономика, стратегия развития региона, танкерный флот, торговые партнеры, экспорт нефти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Наталья Степановна Мартышенко, Алексей Денисович КлёЦкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN THE OIL SECTOR AND ITS IMPACT ON THE ECONOMY OF THE PRIMORSKY KRAI

Introduction: the countries of the Asia-Pacific region are playing an increasingly important role in shaping world geopolitics. By turning to the East, Russia has eliminated the imbalance in Russia's cooperation with the West and the East. For several years, China has become the largest trading partner of Russia in the region. The largest share of Russian exports to China is oil and oil products, most of which are supplied through the Primorsky Krai. Materials and methods: the article used official statistical data of the Federal Customs Service on the dynamics of trade turnover between Russia and China, analytical data and forecasts for the development of the oil and gas market prepared by the International Energy Agency, official statistics of the Federal State Statistics Service for Primorsky region, government decrees in the field of oil and gas sector development, program documents of the strategic development of the Primorsky Krai. The study was based mainly on the use of theoretical analysis methods, abstract logical methods, statistical data analysis, expert assessments, as well as comparative analysis methods. Results: the analysis of the capabilities of the Eastern Siberia – Pacific Ocean oil pipeline for the supply of oil to China was made. The flow structure for transshipment of oil and oil products from Primorsky Krai to China has been determined. The influence of the Eastern Siberia – Pacific Ocean pipeline on the development of shipbuilding in the Primorsky Krai was assessed. The prospects for the development of petrochemical production in connection with the arrival in the Primorsky Territory of the East Siberia – Pacific Ocean oil pipeline are indicated. Discussion: with the commissioning of the Eastern Siberia – Pacific Ocean oil pipeline, Russia managed to diversify oil supplies to the world market. The established partnerships in the oil sector between China and Russia are balanced and suit both parties. The access to the sea of the oil pipeline in the Primorsky Krai y allows Russia to be protected from decreasing Chinese demand for Russian oil. The construction of our own tanker fleet will allow Russia to receive additional benefits from the transportation of oil to other countries. Conclusion: the commissioning of the Eastern Siberia – Pacific Ocean oil pipeline has already had a positive impact on the economy of the Primorsky Krai; even greater opportunities can be realized with the launch of a large petrochemical production. In recent years, it is failed to attract significant investments in the development of the regional economy. Non-resource cooperation with Russia and China is a matter of the future.

Текст научной работы на тему «Развитие сотрудничества между россией и Китаем в нефтяном секторе и его влияние на экономику Приморского края»

08.00.05 УДК 332.1, 339

РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ В НЕФТЯНОМ СЕКТОРЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

© 2019

Наталья Степановна Мартышенко, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международный маркетинг и торговля» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток (Россия)

Алексей Денисович Клёцкин, стажер

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток (Россия)

Аннотация

Введение: страны Азиатско-Тихоокеанского региона играют все более значимую роль в формировании мировой геополитики. Осуществив разворот на Восток, Россия устранила дисбаланс в сотрудничестве России с Западом и Востоком. За несколько лет самым крупным торговым партнером России в регионе стал Китай. Наибольшую долю российского экспорта в Китай составляет нефть и нефтепродукты, большая часть которых поставляется через Приморский край.

Материалы и методы: в статье были использованы официальные статистические данные Федеральной таможенной службы по динамике товарооборота между Россией и Китаем, аналитические данные и прогнозы развития нефтегазового рынка, подготовленные Международным энергетическим агентством, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, постановления правительств в области развития нефтегазового сектора, программные документы стратегического развития Приморского края. Проведенное исследование опиралось преимущественно на использование методов теоретического анализа, абстрактно-логических методов, анализа статистических данных, экспертных оценок, а также методов сравнительного анализа.

Результаты: произведен анализ возможностей нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» по поставке нефти в Китай. Определена структура потока по перевалке нефти и нефтепродуктов из Приморского края в Китай. Произведена оценка влияния нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» на развитие кораблестроения в Приморском крае. Обозначены перспективы развития нефтехимического производства в связи с приходом в Приморском край нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Обсуждение: с вводом нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» России удалось диверсифицировать поставки нефти на мировой рынок. Сложившиеся партнерские отношения в нефтяном секторе между Китаем и Россией сбалансированы и устраивают обе стороны. Выход к морю нефтепровода в Приморском крае позволяет обезопасить Россию от уменьшения спроса Китая на российскую нефть. Строительство собственного танкерного флота позволит России получать дополнительную выгоду от транспортировки нефти в другие страны. Заключение: ввод нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» уже оказал положительное влияние на экономику Приморского края, еще большие возможности могут быть реализованы с запуском крупного нефтехимического производства. В последние годы не удалось привлечь значимые инвестиции в развитие экономики края. Несырьевое сотрудничество у России и Китая - дело будущего.

Ключевые слова: инвестиционный проект, кораблестроение, международная торговля, нефтегазовая промышленность, нефтепровод, Приморский край, региональная экономика, стратегия развития региона, танкерный флот, торговые партнеры, экспорт нефти.

Для цитирования: Мартышенко Н. С., Клёцкин А. Д. Развитие сотрудничества между Россией и Китаем в нефтяном секторе и его влияние на экономику Приморского края // Вестник НГИЭИ. 2019. № 7 (98). С.88-99.

DEVELOPMENT OF COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN THE OIL SECTOR AND ITS IMPACT ON THE ECONOMY OF THE PRIMORSKY KRAI

© 2019

Natalya Stepanovna Martyshenko, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair ««International Marketing and Trade»

Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok (Russia)

Alexey Denisovich Kletskin, trainee Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok (Russia)

88

Abstract

Introduction: the countries of the Asia-Pacific region are playing an increasingly important role in shaping world geopolitics. By turning to the East, Russia has eliminated the imbalance in Russia's cooperation with the West and the East. For several years, China has become the largest trading partner of Russia in the region. The largest share of Russian exports to China is oil and oil products, most of which are supplied through the Primorsky Krai. Materials and methods: the article used official statistical data of the Federal Customs Service on the dynamics of trade turnover between Russia and China, analytical data and forecasts for the development of the oil and gas market prepared by the International Energy Agency, official statistics of the Federal State Statistics Service for Primorsky region, government decrees in the field of oil and gas sector development, program documents of the strategic development of the Primorsky Krai. The study was based mainly on the use of theoretical analysis methods, abstract logical methods, statistical data analysis, expert assessments, as well as comparative analysis methods.

Results: the analysis of the capabilities of the Eastern Siberia - Pacific Ocean oil pipeline for the supply of oil to China was made. The flow structure for transshipment of oil and oil products from Primorsky Krai to China has been determined. The influence of the Eastern Siberia - Pacific Ocean pipeline on the development of shipbuilding in the Primorsky Krai was assessed. The prospects for the development of petrochemical production in connection with the arrival in the Primorsky Territory of the East Siberia - Pacific Ocean oil pipeline are indicated.

Discussion: with the commissioning of the Eastern Siberia - Pacific Ocean oil pipeline, Russia managed to diversify oil supplies to the world market. The established partnerships in the oil sector between China and Russia are balanced and suit both parties. The access to the sea of the oil pipeline in the Primorsky Krai y allows Russia to be protected from decreasing Chinese demand for Russian oil. The construction of our own tanker fleet will allow Russia to receive additional benefits from the transportation of oil to other countries.

Conclusion: the commissioning of the Eastern Siberia - Pacific Ocean oil pipeline has already had a positive impact on the economy of the Primorsky Krai; even greater opportunities can be realized with the launch of a large petrochemical production. In recent years, it is failed to attract significant investments in the development of the regional economy. Non-resource cooperation with Russia and China is a matter of the future.

Key words: investment project, shipbuilding, international trade, oil and gas industry, oil pipeline, Primorsky Krai, regional economy, regional development strategy, tanker fleet, trading partners, oil exports.

For citation: Martyshenko N. S., Kletskin A. D. Development of cooperation between Russia and China in the oil sector and its impact on the economy of the Primorsky krai // Bulletin NGIEI. 2019. № 7 (98). P. 88-99.

Введение

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона играют все более значимую роль в формировании мировой геополитики. В развитии экономики стран все большее значение имеют человеческие ресурсы. В этом регионе сосредоточены страны с огромными человеческими ресурсами. Для укрепления своего геополитического положения Россия была вынуждена предпринять меры по устранению значительного дисбаланса в сотрудничестве России с Западом и Востоком. Новая геополитика России получила определение «Разворот России на Восток» [1; 2]. Россия активно развивает партнерские отношения со странами региона в рамках таких международных организаций, как БРИКС и ШОС [3]. Наиболее тесные политические и экономические связи России сложились последние годы с Китаем. Китай в на-

стоящее время стал ведущей мировой экономикой. За несколько лет Китай стал самым крупным торговым партнером России (рис. 1).

В связи со своим географическим положением Приморскому краю отводится важнейшее место в развитии экономического сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и в первую очередь с Китаем. Приморский край имеет с Китаем развитую сеть транспортного сообщения: морское сообщение, железнодорожное и автомобильное сообщение.

Наибольшую долю российского экспорта в Китай составляет нефть и нефтепродукты, большая часть которых поставляется через Приморский край.

Высокая значимость в мире рынка нефти и нефтепродуктов определяют актуальность рассматриваемой темы.

21,3 18,2

0,0

20,0

40,0

60,0

100,0

108,3

120,0

2018 г. 2017 г.

Рис. 1. Товарооборот России с крупнейшими торговыми партнерами в 2018 году в $ млрд Fig. 1. Russia's trade with the largest trading partners in 2018 in $ billion

Материалы и методы

Рынок нефтепродуктов является важнейшим фактором формирования геополитики. В последние десятилетия в мире происходило множество военных конфликтов, в основе которых лежала борьба за контроль над нефтяными ресурсами. В отличие от США, Россия выстраивает свои отношения с другими государствами на основе взаимовыгодного сотрудничества и налаживания долгосрочных партнерских отношений.

С развитием российско-китайских отношений появляется все больше публикаций, посвященных анализу различных аспектов этих отношений. Тенденции и перспективы внешнеторговой деятельности между Россией и Китаем рассматриваются в работах [4; 5; 6; 7]. Важность использования потенциала российско-китайского экономического сотрудничества для развития регионов Дальнего Востока отмечена в [8; 9]. В настоящие время возможности сотрудничества приграничных регионов в полной мере не используются. Необходимость совместного развития на Дальнем Востоке интегрированной с Китаем транспортной системы отмечается в работе [10].

Высокие темпы роста экономики Китая ставят его во все большую зависимость от импорта энергоресурсов. В стране продолжает расти потребление нефти, трехкратно опережая среднемировые темпы роста. Тема влияния мирового нефтяного рынка обсуждается в публикациях китайских авторов [11; 12]. Китай выработал собственную стратегию

энергетической безопасности, в которой заметное место занимает Россия [13; 14]. Однако Китай в то же время придерживается стратегии, ориентированной на диверсификацию источников поставок. Проблемы, интересы и перспективы сотрудничества России и Китая в нефтегазовом секторе обсуждаются в работах [15; 16; 17].

В последнее время китайские инвесторы не только не увеличивают объем инвестиций в российскую экономику, но в 2018 году даже заметно их уменьшили. Это объясняется высокой зависимостью Китая от американского рынка [18]. Китай вынужден искать компромиссные решения с США. США угрожает санкциями крупным компаниям, которые будут финансировать российские проекты. Нужно признать, что китайская сторона не упускает возможность использования экономических санкций США против России в своих интересах.

На необходимость преодоления дисбаланса в развитии политических и экономических компонентов стратегического партнерства России и Китая указывается в работе [19; 20].

В развитии сотрудничества двух стран большое значение имеет укрепление уровня доверия между нашими народами [21; 22].

Ситуация в сфере налаживания торговых отношений России и Китая весьма динамична. Однако сейчас уже наметились некоторые зоны долгосрочного сотрудничества, от которых Китай не сможет отказаться даже под давлением США.

0

Целью настоящего исследования является определение роли и перспектив сотрудничества России и Китая в развитии экономики Приморского края. Основными задачами исследования в рамках поставленной цели являются следующие:

- определение значимости нефти и нефтепродуктов в товарообороте России и Китая;

- анализ возможностей нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» по поставке нефти в Китай;

- оценка структуры потока по перевалке нефти и нефтепродуктов из Приморского края в Китай;

- оценка влияния нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» на развитие кораблестроения в Приморском крае;

- оценка перспектив развития нефтехимического производства в связи с приходом в Приморском край нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан»;

- оценка перспектив участия китайских инвесторов в развитии экономики Приморского края.

В статье были использованы официальные статистические Федеральной таможенной службы по динамике товарооборота между Россией и Китаем, аналитические данные и прогнозы развития нефтегазового рынка, подготовленные Международным энергетическим агентством (МЭА), официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, постановления правительств в области развития нефтегазового сектора, программные документы стратегического развития Приморского края. Проведенное исследование опиралось преимущественно на использование методов теоретического анализа, абстрактно-логических методов, анализа статистических данных, экспертных оценок, а также методов сравнительного анализа.

Результаты

По данным статистики Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2018 году экспорт товаров из России в Китай впервые с 2006 года превысил импорт из Китая. Товарооборот превысил психологическую отметку в $ 100 млрд. В 2018 году товарооборот с Китаем вырос на 25 % и достиг $ 108 млрд (рис. 2). В правительстве страны была объявлена новая амбициозная задача - довести объем взаимной торговли до $ 200 млрд.

Топливо и нефть остаются крупнейшей статьей российского экспорта в КНР. За год поставки по этой статье в долларовом выражении выросли на 63 % и достигли $ 41 млрд (табл. 1). Доля мине-

рального топлива составляет 73,53 % в общем экспорте России в Китай [23]. В отличие от сырьевого экспорта российской стороны Китай поставляет в Россию продукцию более высоких переделов.

Нефть и газ являются стратегическими ресурсами России. Общий экспорт нефти из РФ в 2018 году составил 260,17 млн тонн, что составляет 46,7 % от добычи нефти в стране. Крупнейшими экспортерами являются российские нефтяные компании: Роснефть (42,6 %); Сургутнефть (12,3 %); Лукойл (8,8 %); Татнефть (6 %); Газпромнефть (4,2 %). На долю этих компаний приходится 74 % экспорта нефти.

Крупнейшими потребителями российской нефти стали следующие страны: Китай (71,5 млн тонн), Нидерланды (42,2 млн тонн), Германия (23,3 млн тонн). За последние 10 лет поставки нефти из России в Китайувеличились в 4,5 раза.

В 2018 году поставка нефти в Китай по всем странам составила 460 млн тонн (за год рост на 10,1 %). Китай покрывает свою потребность в нефти за счет собственной добычи на 41,1 % (добыча в 2018 году 189,11 млн тонн).

Россия в 2018 году экспортировала в Китай 71,5 млн т нефти и заняла первое место по поставкам нефти в страну. Доля российского экспорта нефти в общей структуре поставок нефти в Китай составила 15,5 %. В список крупных поставщиков нефти в Китай входят страны: Саудовская Аравия, Ангола, Бразилия, Венесуэла, Иран.

Основные поставки нефти и нефтепродуктов в Китай осуществляет российская компания «Транснефть». «Транснефть» - крупнейшая в мире нефтепроводная компания, владеет 68,4 тыс. километров магистральных трубопроводов. Большинство поставок нефти в Китай из России осуществляется по нефтепроводу «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). Схема нефтепровода представлена на рисунке 3.

После ввода первой очереди нефтепровода Тайшет-Сковородино (ВСТО-1) в декабре 2009 года работы по строительству трубопровода не прекращаются по сей день. При этом объемы перекачки нефти постоянно наращивались. Вторая очередь нефтепровода ВСТО-2 достигла Приморского края (Козьмино) в декабре 2012. Сейчас общая протяженность трассы составляет 4 740 км. Полное завершение работ по строительству запланировано на конец 2019. Тогда нефтепровод выйдет на проектную мощность в 80 миллионов тонн нефти в год.

56,1

24,4 22,8

31,1

47,2

48,1

51,8 53,3 50,8 --'- 52,2

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

■ Экспорт ■ Импорт

Рис. 2. Динамика товарооборота между Россией и Китаем Fig. 2. Dynamics of trade turnover between Russia and China

Таблица 1. Крупнейшие группы товаров, поставляемых из России в Китай в 2018 году Table 1. The largest groups of goods shipped from Russia to China in 2018

Объем, $ Изменение в %

№ Группа товаров / Products groups млрд/ Volume, billion USD к 2017 году/ Changes in % to 2017

1 Топливо, нефть, нефтепродукты / Fuel, oil, oil products 41,2 63 %

2 Древесина и древесный уголь / Wood and charcoal 3,6 9 %

3 Ядерные реакторы, котлы, оборудование / Nuclear reactors, pots, equipment 1,5 -4 %

4 Рыба и морепродукты / Fish and fish products 1,5 37 %

5 Руда, шлак и зола / Ore, slag and ash 1,4 34 %

6 Секретный код / Secret code 1,2 -19 %

7 Медь / Copper 1,1 127 %

Масса из древесины или других целлюлозных материалов / Pulp of wood or of other cellulosic material

8 1,1 34 %

9 Удобрения / Fertilizers 0,6 -11 %

10

Животные или растительные жиры и масла / Animal or vegetable fats and oils

0,4

51 %

В январе 2018 года компания завершила очередной этап расширения трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», что позволило увеличить объемы транспортировки нефти по неф-

тепроводу ВСТО-1 и Сковородино - Мохэ (Китай). В 2018 г поставки нефти в Китай по нефтепроводу Сковородино - Мохэ составили 28,3 млн т. В 2019 году поставки будут доведены до 30 млн т/год.

Рис. 3. Схема нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» Fig. 3. The scheme of the pipeline «East Siberia - Pacific Ocean»

Рассмотрим более подробно поставки нефти и нефтепродуктов через Приморский край.

После ввода ВСТО-1 лидером по перевалке нефти и нефтепродуктов в Приморском крае стала компания ООО «Транснефть - Порт Козьмино», которая входит в систему ПАО «Транснефть». Компания обеспечивает бесперебойную поставку российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Порт обслуживает не только поставки по нефтепроводу, но и грузы, поступающие по железнодорожным путям. От причалов порта практически ежедневно отправляются танкеры в различных направлениях. В целом через порт Козьмино за 2018 год прошло 303 танкера, принадлежащие преимущественно Китаю, Гонконгу, Либерии и другим странам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2018 году в страны региона через порт Козьмино было поставлено 30,4 млн тонн российской нефти сорта ESPO (East Siberian - Pacific ocean). Ос-

новной поток нефти направляется в Китай, на долю которого в 2018 году пришлось 80,1 % от общего объема или 24,3 млн тонн. Другими получателями российской нефти, отправляемой из порта Козьмино, стали: Япония - 2,6 млн тонн (8 %), Южная Корея -1,5 млн (5 %), Сингапур - 0,5 млн (2 %), Малайзия -0,5 млн (2 %) и другие страны.

В 2019 г. компания планирует увеличить экспорт нефти из порта Козьмино до 31,3-31,5 млн т, а с 2020 г. поставки могут вырасти до 36 млн т в год, что соответствует максимальной пропускной способности терминала.

Кроме компании «Транснефть», поставкой нефтепродуктов занимаются еще ряд компаний, которые осуществляют свою деятельность во всех крупных портах Приморского края (табл. 2). Доставка нефтепродуктов в порты осуществляется по железнодорожным путям.

Таблица 2. Перевалка нефти и нефтепродуктов в морских портах Приморского края Table 2. Handling of oil and petroleum products in the seaports of Primorsky Krai

Порты Приморского края/ Ports of Primorsky Krai Компании, обслуживающие перевалку нефтепродуктов / Companies serving transshipment of petroleum products

ОАО «Владивостокский МТП» / JSC «Vladivostok ICC»

Порт Владивосток / Vladivostok Port АО «ННК-Приморнефтепродукт» / JSC «NC-Primornefteproduct»

ООО «Нико-Ойл ДВ» / LLC «Niko-oil DV»

Порт Посьет / Pos' et Port ЗАО «Востокбункер» / CJSC «Vostokbunker»

ООО «Трансбункерприморье» / LLC «Transbunker Primorye»

Порт Находка / Nakhodka Port ООО «РН-Находканефтепродукт» / LLC «RN-

nakhodkanefteprodukt»

Порт Восточный / Port Vostochnuj ООО «Восточный нефтехимический терминал» / LLC «Eastern petrochemical terminal»

Порт Козьмино / Port Koz'mino ПАО «Транснефть» / PJSC «Transneft»

Приморские компании осуществляют поставку нефтепродуктов не только за рубеж, но и другие регионы страны. Например, вторая по объему перевалки нефтепродуктов в крае компания ООО «РН-Находканефтепродукт» кроме экспорта осуществляет поставки в северные районы Дальнего Востока. Компания владеет 5-ю нефтеналивными причалами. Объем отгрузки составляет 7,2 млн тонн в год.

Третьей по объему перевалки нефтепродуктов является компания ЗАО «Востокбункер», которая осуществляет свою деятельность в пос. Славянка (Приморский край). В 2018 году компания осуществила перевалку 29,5 тысяч вагоно-цистерн с нефтепродуктами.

В настоящее время перевозку нефтепродуктов из портов края осуществляют в основном крупные зарубежные танкеры. Собственный танкерный флот не отвечает современным требованиям.

Сейчас правительством России принято беспрецедентное решение создать собственный танкерный флот. Современный флот будут строить на судостроительном комплексе «Звезда» в г. Большой Камень Приморского края. Строительство собственных современных крупнотоннажных судов является вопросом национальной безопасности страны.

В 2018 году судоверфь «Звезда» приступила к серийному производству танкеров класса «Афра-макс», предназначенных для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов. Длина танкера составит 250 м, ширина - 44 м, осадка - 15 м, дедвейт - 114 тыс. т, скорость - 14,6 узла. Танкеры будут работать на двух видах топлива, в том числе газовом, отвечают самым последним экологическим нормам. Суда предназначены для неограниченного района плавания и будут осуществлять транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов, в том числе по Северному морскому пути.

Первый танкер проекта «Афрамакс» запланировано спустить на воду в 2020 году. Всего портфель заказов на строительство танкеров типа «Афрамакс» включает 12 танкеров, из них 10 танкеров заказала компания «Роснефть» и еще 2 - «Совкомфлот». В 2019 году начата резка металла уже для 3-го серийного танкера «Афрамакс».

Кроме танкеров «Афрамакс», «Роснефть» заказала 10 арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тысячи тонн и арктический танкер-челнок дедвейтом 69 тысяч тонн.

На начало 2019 года полный портфель заказов, заключенных судоверфью «Звезда», включает 37 судов.

В 2020 году на судоверфи планируется сдать в эксплуатацию самый крупный сухой док в России.

Длина объекта составит 485 метров, ширина 114 метров, а высота 14 метров.

В планах судоверфи начать в 2020 году строительство самого мощного в мире атомного ледокола «Лидер» для использования на Северном морском пути. В настоящее время к реализации арктических проектов большой интерес проявляет и Китай [24; 25]. Возможно, в перспективе суда ледового класса будут заказывать и другие страны.

С приходом в Приморский край нефтепровода связаны очень большие надежды на развитие в крае нефтехимической отрасли. Планы по развитию отрасли были задуманы еще при начале строительства ВСТО. Развитие отрасли нефтехимии и газохимии в Приморском крае закреплено в программе «Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2030 года», которая была утверждена в 2018 году [26]. Этому направлению присвоен второй высший приоритет, сразу за развитием транспортной инфраструктуры (первый приоритет). Строительство в регионе нефтехимического комплекса «Восточная нефтехимическая компания» (ВНХК) и газохимического комплекса «Находкинский завод минеральных удобрений» должны сделает данную отрасль одной из ключевых для региона. Полная стоимость проекта может превысить проект реконструкции судоверфи «Звезда» в несколько раз.

Решение правительства о создании «ТОР Нефтехимический» было принято еще в 2017 году. В марте 2019 на «ТОР Нефтехимический» отдельным постановлением правительства России было дополнительно выделено почти 1000 гектаров. Необходимо отметить, что процедура согласования земельных участков для химического производства достаточно сложная [27]. Предполагалось, что на первом этапе нефтеперерабатывающий комплекс будет производить автобензин, дизельное топливо, керосин и бункеровочное топливо. Реализация второго этапа проекта должна была позволить выпускать более 15 марок полиэтиленов и полипропиленов для азиатского рынка. Расчетная стоимость первой очереди проекта оценивалась в 800 млрд

руб.

Неожиданно в мае 2019 года «Роснефть» официально объявила об отказе от проекта ВНХК в Приморье, признав его нерентабельным. Глубинной причиной такого решения, наверное, все-таки является китайский фактор. Китай сегодня готов покупать всю нефть, поступающую по нефтепроводу в Приморский край. Тогда зачем строить какое-то производство и вкладывать в него огромные деньги, которые неизвестно когда окупятся (минимум через

15 лет). После консультаций с правительством «Роснефть» все-таки приняла решение вернуться к обсуждению проекта. Учитывая высокую заинтересованность правительства в сокращении доли сырьевого экспорта, компромиссное решение будет все-таки найдено, и к строительству приступят в 2020 году.

В заключении темы необходимо сказать, что китайская сторона также несколько раз высказывала о своем намерении участвовать в проекте ВНХК в Приморье, но потом по истечении некоторого времени отказывалась. Поэтому сейчас нельзя рассчитывать на китайские инвестиции в данном проекте.

Обсуждение

С вводом нефтепровода «Восточная Сибирь -Тихий океан» России удалось диверсифицировать поставки нефти на мировой рынок. Сложившиеся партнерские отношения в нефтяном секторе между Китаем и Россией сбалансированы и устраивают обе стороны. Доля Китая в российском экспорте составляет 27,5 %. В китайском импорте нефти Россия хотя преобладает (с долей 15,5 %.), но доля поставок нефти из России в Китай оставляет Китаю широкие возможности по заключению выгодных контрактов с другими поставщиками нефти с учетом быстро меняющейся конъюнктуры рынка. Поставки нефти из порта Козьмино морским путем сегодня достаточно выгодны для Китая, в первую очередь из-за расстояния до портов Китая. На поставку одного и того же объема нефти из стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Иран) потребуется уже не один танкер, а три. До Южной Америки расстояние еще больше.

Выход к морю нефтепровода в Приморском крае тоже позволяет обезопасить Россию от уменьшения спроса Китая на российскую нефть. Россия может переориентироваться на других покупателей российской нефти. В настоящее время возможности России несколько ограничены из-за отсутствия собственного танкерного флота. И эта проблема в скором времени будет решена. Тогда Россия получит дополнительную выгоду от транспортировки нефти в другие страны и, возможно, расширит список стран для экспорта нефти.

Поэтому в ближайшее время не предполагается наращивать мощности потока нефти в Приморский край. Однако при необходимости можно вернуться к этому вопросу и нарастить мощности нефтепровода. Прокладывать новую трубу по разработанной трассе намного легче, чем строить новую трассу.

Заключение

Ввод нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» уже оказал положительное влияние на экономику Приморского края, еще большие возможности могут быть реализованы с запуском крупного нефтехимического производства. Рано или поздно этот план будет реализован. Рычаги воздействия на основного инвестора «Роснефть» находятся не только у правительства России, но и у администрации региона. Невозможно строить свой бизнес в регионе, рассчитывая на длительную перспективу, не имея хороших отношений с местными властями.

Заявление компании «Роснефть» об изменении планов по строительству нефтеперерабатывающих предприятий в Приморском крае не встретило понимания у администрации края. Теперь необходимо сделать вывод на будущее. Приморский край с его нерешенными демографическими проблемами необходио ориентировать на наукоемкие производства. Одним из вариантов могло бы стать фармакологическое производство. Здесь можно проработать варианты международного сотрудничества с Индией, некоторыми странами Евросоюза и даже с Кубой.

Определенные выводы необходимо сделать и из контактов с бизнес-структурами Китая. Китайская сторона активно участвует в обсуждении бизнес-проектов в Приморском крае, даже подписывает множество протоколов о намерении в сотрудничестве, а потом без всяких объяснений уклоняется от осуществления намеченных планов. Сейчас стало ясно, что дело здесь совсем не в рисках. Китайцы участвуют куда в более рискованных проектах в других странах. Тем самым китайский бизнес зарекомендовал себя в глазах бизнесменов Приморского края, как необязательный партнер, на которого невозможно делать ставку. Если раньше многие рассчитывали на китайские инвестиции, то теперь такие иллюзии развеяны практически полностью. Приморский край должен более активно заняться поиском инвесторов в других странах. С Китаем сейчас очень важно расширять сотрудничество в гуманитарной сфере, рассчитывая на изменение отношения к взаимовыгодному сотрудничеству в будущем. Возможно, но маловероятно сотрудничество в области научных исследований. Китайцы и в этой сфере скорей всего тоже будут пытаться извлечь выгоду в одностороннем порядке. Таким образом, несырьевое сотрудничество у России и Китая - дело будущего.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Романов М. Т., Романова И. М. Геополитический «разворот» России на восток и развитие собственных восточных территорий // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 2. С. 57-68.

2. Ярлыкапов А. Б. «Разворот России на восток»: состояние и перспективы // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 1. № 6. С. 23-25.

3. Сидоров Д. А. Особенности экономического сотрудничества в ШОС // ШОС: возможности и перспективы. Материалы международной конференции «ШОС: возможности и перспективы». М. : Дипломатическая академия МИД России, 2016. С. 101-116.

4. Малафеев Р. А., Ковалев В. Е. Анализ внешней торговли между Россией и Китаем // Высшая школа.

2017. № 1. С. 9-10.

5. Писецкая А. И., Белова Л. А. Внешняя торговля России и Китая, тенденции и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-2 (85). С. 1199-1202.

6. Суходолов Я. А. Современное состояние и перспективы развития внешней торговли России с Китаем // Российско-китайские исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 43-49.

7. Стецюк В. В. Современные тенденции экономического сотрудничества России и Китая // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 3 (84). С. 52-58.

8. Верещагина В. Д., Скворцова В. А. Компаративный анализ внешней торговли России и Китая // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2018. № 2 (8). С. 82-92.

9. Акимов И. Д. Внешняя торговля между Россией и Китаем // Тенденции развития науки и образования.

2018. № 37-3. С. 59-61.

10. Синюхина П. В. Современное состояние и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества Китая и России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 2. № 5. С. 19-23.

11. Wang Q. et al. An Early Warning System for Oil Security in China //Sustainability. 2018. Vol. 10. №. 1. P. 283.

12. Li J. et al. Analysis and forecasting of the oil consumption in China based on combination models optimized by artificial intelligence algorithms // Energy. 2018. Vol. 144. P. 243-264.

13. Секретарева К. Н. Роль стратегии энергетической безопасности Китая в оптимизации его экономического сотрудничества с Россией // Хроноэкономика. 2019. № 2 (15). С. 207-212.

14. Секретарева К. Н. Стратегия энергетической безопасности Китая в контексте внешней торговли // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 9. № 3. С. 28-33.

15. Жизнин С. З., Тимохов В. М. Перспективы энергетического сотрудничества Россией и Китая // Финансовая экономика. 2018. № 4. С. 310-314.

16. Юмачиков А. Б., Матвеев В. А. Сотрудничество Китая и России в нефтегазовой отрасли: проблемы, интересы, перспективы // Colloquium-journal. 2019. № 1-7 (25). С. 68-69.

17 Смирнов А. И., Мирошина Е. А. Перспективы топливно-энергетического сотрудничества между Россией и Китаем на примере проекта «Сила Сибири» // Самоуправление. 2019. Т. 2. № 1. С. 311-313.

18. Варфаловская Р. А. Развитие внешней торговли Китая в условиях глобализации и «торговых войн» США // Проблемы Дальнего Востока. 2018. № 6. С. 85-91.

19. Васильева Н. И. Внешнеторговое сотрудничество России и Китая в условиях стратегического партнерства // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 3. № 3. С. 8-13.

20. Шуплецов А. Ф., Буньковский Д. В. Диверсификация российского экспорта нефти и нефтепродуктов // Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т. 26. № 6. С. 889-895.

21. Мартышенко Н. С. Механизм «мягкой силы» как инструмент укрепления приграничного сотрудничества // Регион: Экономика и Социология. 2018. № 4 (100). С. 112-133.

22. Васильева А. Д., Тестина Я. С., Кучумов А. В. Развитие внешнеэкономических связей России и Китая в области туризма // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2018. Т. 4 (70). № 1. С. 31-40.

23. Товарооборот России с Китаем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g/ (дата обращения: 08.06.2019).

24. Волынкина А. Э., Гатиатулин Р. Г. Международное сотрудничество России и Китая в Арктике // Вестник современных исследований. 2018. № 11.2 (26). С. 59-60.

25. Петровский В. Е., Филиппова Л. В. Стратегия Китая по освоению Арктики и перспективы росийско-китайского сотрудничества в регионе // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2018. Т. 23. № 23. С. 171-182.

26. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/cfcb975d-76df-41fb-b033-2188ec1dc9c0/ primokkrstr.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=cfcb975d-76df-41fb-b033-2188ec1dc9c0 (дата обращения: 08.06.2019).

27. Васильев Г. Г., Сенцов С. И., Ковалева Т. Н. Отвод земель субъектам естественных монополий для строительства и реконструкции объектов трубопроводного транспорта газа // Газовая промышленность. 2018. № 8 (772). С. 78-85.

Дата поступления статьи в редакцию 30.04.2019, принята к публикации 3.06.2019.

Информация об авторах: Мартышенко Наталья Степановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международного маркетинга и торговли»

Адрес: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41

E-mail: Natalya.martyshenko@vvsu.ru Spin-код: 5885-5485

Клёцкин Алексей Денисович, стажер кафедры «Международного маркетинга и торговли»

Адрес: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 690014, Россия, Владивосток,

ул. Гоголя, 41

E-mail: leha785@inbox.ru

Заявленный вклад авторов:

Мартышенко Наталья Степановна: общее руководство проектом, подготовка первоначального варианта

текста, анализ и дополнение текста статьи.

Клёцкин Алексей Денисович: сбор и обработка материалов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Romanov M. T., Romanova I. M. Geopoliticheskij «razvorot» Rossii na vostok i razvitie sobstvennyh vo-stochnyh territorij [Russia's geopolitical «turn» to the east and the development of its own eastern territories], Problemy Dal'nego Vostoka [Problems of the Far East], 2017, No. 2, pp. 57-68.

2. Yarlykapov A. B. «Razvorot Rossii na vostok»: sostojanie i perspektivy [«The turn of Russia to the east»: state and prospect], Ekonomika i upravlenie: problemy, reshenija [Economics and Management: problems, solutions], 2016, Vol. 1, No. 6, pp. 23-25.

3. Sidorov D. A. Osobennosti ekonomicheskogo sotrudnichestva v ShOS [Features of economic cooperation in the SCO], ShOS: vozmozhnosti i perspektivy. Materialy mezhdunarodnoj konferentsii «ShOS: vozmozhnosti i perspektivy» [SCO: opportunities and prospects. The materials of the international conference «SCO: Opportunities and Prospects»], 2016, pp. 101-116.

4. Malafeev R. A., Kovalev V. E. Analiz vneshnej torgovli mezhdu Rossiej i Kitaem [Analysis of foreign trade between Russia and China], Vysshaja shkola [Higher school], 2017, No. 1, pp. 9-10.

5. Piseckaja A. I., Belova L. A. Vneshnyaya torgovlya Rossii i Kitaja, tendentsii i perspektivy [Foreign trade of Russia and China, trends and prospects], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and Entrepreneurship], 2017, No. 8-2 (85), pp. 1199-1202.

6. Suhodolov Ya. A. Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija vneshnej torgovli Rossii s Kitaem [The current state and prospects of development of foreign trade of Russia with China], Rossijsko-kitajskie issledovanija [Russian-Chinese research], 2017, Vol. 1, No. 1, pp. 43-49.

7. Stecjuk V. V. Sovremennye tendentsii ekonomicheskogo sotrudnichestva Rossii i Kitaja [Current Trends in Economic Cooperation between Russia and China], Tamozhennaja politika Rossii na Dal'nem Vostoke [Customs Policy of Russia in the Far East], 2018, No. (84), pp. 52-58.

8. Vereshhagina V. D., Skvortsova V. A. Komparativnyj analiz vneshnej torgovli Rossii i Kitaja [Comparative analysis of the foreign trade of Russia and China], Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Ekonomicheskie nauki [News of higher educational institutions. Volga region. Economics], 2018, No. 2 (8), pp.82-92.

9. Akimov I. D. Vneshnyaya torgovlya mezhdu Rossiej i Kitaem [Foreign trade between Russia and China],

Tendencii razvitija nauki i obrazovanija [Trends in the development of science and education], 2018, No. 37-3, pp. 59-61.

10. Sinjuhina P. V. Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija torgovo-ekonomicheskogo sotrudnichestva Kitaja i Rossii [The current state and prospects for the development of trade and economic cooperation between China and Russia], Ekonomika i upravlenie: problemy, reshenija [Economy and management: problems, solutions], 2018, Vol. 2, No. 5. pp. 19-23.

11. Wang Q. et al. An Early Warning System for Oil Security in China, Sustainability, 2018, Vol. 10, No. 1, pp.283.

12. Li J. et al. Analysis and forecasting of the oil consumption in China based on combination models optimized by artificial intelligence algorithms, Energy, 2018, Vol. 144, pp. 243-264.

13. Sekretareva K. N. Rol' strategii energeticheskoj bezopasnosti Kitaja v optimizatsii ego ekonomicheskogo sotrudnichestva s Rossiej [The role of China's energy security strategy in optimizing its economic cooperation with Russia], Hronojekonomika [Chrono-economics], 2019, No. (15), pp. 207-212.

14. Sekretareva K. N. Strategija energeticheskoj bezopasnosti Kitaja v kontekste vneshnej torgovli [Energy security strategy of China in the context of foreign trade], Ekonomika i upravlenie: problemy, reshenija [Economics and management: problems, solutions], 2019, Vol. 9, No. 3, pp. 28-33.

15. Zhiznin S.Z., Timohov V.M. Perspektivy energeticheskogo sotrudnichestva Rossii i Kitaja [Prospects for energy cooperation between Russia and China], Finansovaja jekonomika [Financial Economics], 2018, No. 4, pp.310-314.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Jumachikov A. B., Matveev V. A. Sotrudnichestvo Kitaja i Rossii v neftegazovoj otrasli: problemy, inte-resy, perspektivy [Cooperation of China and Russia in the oil and gas industry: problems, interests, and prospects], Colloquium-journal [Colloquium-journal], 2019, No. 1-7 (25), pp. 68-69.

17 Smirnov A. I., Miroshina E. A. Perspektivy toplivno-energeticheskogo sotrudnichestva mezhdu Rossiej i Kitaem na primere proekta «Sila Sibiri» [Prospects for fuel and energy cooperation between Russia and China on the example of the "Power of Siberia" project], Samoupravlenie [Self-Government], 2019, Vol. 2, No. 1, pp. 311-313.

18. Varfalovskaja R. A. Razvitie vneshnej torgovli Kitaja v uslovijah globalizatsii i «torgovyh vojn» SShA [The development of China's foreign trade in the context of globalization and «US trade wars»], Problemy Dal'nego Vostoka [Problems of the Far East], 2018, No. 6, pp. 85-91.

19. Vasil'eva N. I. Vneshnetorgovoe sotrudnichestvo Rossii i Kitaja v uslovijah strategicheskogo partnerstva [Foreign trade cooperation between Russia and China in a strategic partnership], Ekonomika i upravlenie: problemy, reshenija [Economy and management: problems, solutions], 2019, Vol. 3, No. 3, pp. 8-13.

20. Shupletsov A. F., Bun'kovskij D. V. Diversifikatsija rossijskogo eksporta nefti i nefteproduktov [Diversification of Russian exports of oil and oil products], Izvestija Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [News Baikal State University], 2016, Vol. 26, No. 6, pp. 889-895.

21. Martyshenko N. S. Mehanizm «mjagkoj sily» kak instrument ukreplenija prigranichnogo sotrudnichestva [The mechanism of «soft power» as a tool to strengthen cross-border cooperation], Region: Ekonomika i Sociologija [Region: Economics and Sociology], 2018, No. 4 (100), pp. 112-133.

22. Vasil'eva A. D., Testina Ya. S., Kuchumov A. V. Razvitie vneshne ekonomicheskih svjazej Rossii i Kitaja v oblasti turizma [The development of foreign economic relations of Russia and China in the field of tourism], Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Ekonomika i upravlenie [Scientific notes Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Economics and Management], 2018, Vol. 4 (70), No. 1, pp. 31-40.

23. Tovarooborot Rossii s Kitaem [Russia's trade with China] [Elektronniy resurs]. Available at: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g/ (accessed 04.07.2019).

24. Volynkina A. Je., Gatiatulin R. G. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo Rossii i Kitaja v Arktike [International cooperation of Russia and China in the Arctic], Vestnik sovremennyh issledovanij [Bulletin of contemporary research], 2018, No. 11.2 (26), pp. 59-60.

25. Petrovskij V. E., Filippova L. V. Strategija Kitaja po osvoeniju Arktiki i perspektivy rosijsko-kitajskogo sotrudnichestva v regione [China's strategy for the development of the Arctic and the prospects for Russian-Chinese

cooperation in the region], Kitaj v mirovoj i regional'nojpolitike. Istorija i sovremennost' [China in world and regional politics. History and modernity], 2018, Vol. 23, No. 23, pp. 171-182.

26. Strategija social'no-ekonomicheskogo razvitija Primorskogo kraja do 2030 goda [The strategy of socioeconomic development of Primorsky Krai until 2030], [Elektronniy resurs]. Available at: http://economy.gov.ru/wps/ wcm/connect/cfcb975d-76df-41fb-b033-2188ec1dc9c0/primokkrstr.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=cfcb975d-76df-41fb-b033-2188ec1dc9c0 (accessed 04.07.2019).

27. Vasil'ev G. G., Sencov S. I., Kovaleva T. N. Otvod zemel' sub'ektam estestvennyh monopolij dlya stroi-tel'stva i rekonstruktsii obektov truboprovodnogo transporta gaza [Land allotment to natural monopolies for the construction and reconstruction of gas pipeline transportation objects], Gazovaja promyshlennost' [Gas industry], 2018, No. 8 (772), pp. 78-85.

Submitted 30.04.2019; revised 3.06.2019.

About the authors:

Natalya S. Martyshenko, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «International Marketing and Trade» Address: Vladivostok State University of Economics and Service, 690014, Russia, Vladivostok, Gogol Str., 41 E-mail: Natalya.martyshenko@vvsu.ru Spin-code5885-5485

Aleksey D. Kletskin, trainee of the chair « International Marketing and Trade» Address: Vladivostok State University of Economics and Service, 690014, Russia, Vladivostok, Gogol Str., 41E-mail: leha785@inbox.ru E-mail: leha785@inbox.ru

Contribution of the authors:

Natalya S. Martyshenko: managed the research project, preparation of the initial version of the text, analysing and supplementing the text.

Aleksey D. Kletskin: collection and processing of materials.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.