Детско-юношеский спорт
йАк
Информация для связи с автором:
dsherboev@inbox.ru
Магистрант Д.М. ШЕРБОЕВ1
Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик,Узбекистан
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ В ПОДГОТОВКЕ НА СУШЕ
Аннотация
Annotation
Статья посвящена вопросам развитие ско-ростно-силовых возможностей у спортсменов пловцов в возрасте 14-15 лет. В работе проанализированы особенности использовании специальной физической подготовки на суше при проведении учебно-тренировочных занятий по плаванию.
Ключевые слова: специальная физическая подготовка, методы, сила, скорость, плавание, силовые возможности.
Маколада 14-15 ёшдаги спортчи сузувчиларда тезкор-куч имкониятларини ривожланти-риш масалалари ёритилган. Маколада сузиш спорт тури буйича укув машгулот жараёнларида КУРУКликда махсус жисмоний тайёргарликдан фойдаланиш хусусиятлари та^лил килинган
Калит сузлар: махсус жисмоний тайёргарлик, усуллар, куч, тезлик, сузиш, куч имко-ниятлари.
The article is devoted to the development of speed-power capabilities among athletes-swimmers at the age of 14-15 years. The paper analyzes the features of the use of special physical training on land during training sessions in swimming.
Key words: special physical training, methods, strength, speed, swimming, power capabilities.
Введение. Завтрашний день и будущее развития любой страны мира будет определяться прежде всего физической и духовной зрелостью ее народа, ее молодежи. В настоящее время конкуренция между государствами идет преимущественно по двум направлениям: в области физической культуры и спорта, а также в области интеллектуальной и интеллектуальной деятельности. С научной точки зрения реализация физического и интеллектуального потенциала нашего народа, формирование соответствующих ресурсов в этой области является залогом прогресса и развития в XXI веке.
При глубоком и всестороннем понимании эту истину, с первых дней обретения независимости в нашей стране были приняты меры по превращению воспитания здорового и гармонично развитого поколения в одно из важнейших и приоритетных направлений своеобразной национальной системы. В этих целях по инициативы и под непосредственном руководством нашего главы государство были приняты указы и постановлений президента и правительство по развитию футбола, борьбы, тенниса и других видов спорта, которые являлось важным фактором развития физической культуры и спорта в нашей стране [4].
В частности, в целях дальнейшего популяризации водных видов спорта и материального
стимулирование работников спортивных учреждений было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по развитию плавательных видов спорта". В данном постоновлении определены работы по подготовке спортивных резервов и высококвалифицированных спортсменов для водных видов спорта, подготовка тренеров по водным видам спорта и проведения селекционной работы.
Уровень развитие современного плавание предъявляет к подготовке спортсменов пловцов большие требование. Одной из главных составных частей учебно-тренировочного занятия является специальная физическая подготовка на суше. Плавание специфический вид спорта. Средой формирование мышц спортсменов здесь служит вода. Водная среда практически идеальна для этого, но добиться эффективного физического развития в ограниченные сроки тренируясь только в воде без использования дополнительных средств невозможно, вот почему специальная физическая подготовка на суше является неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса в плавание.
Актуальность. Изучение данной темы довольно актуально, так как специальные скорост-но-силовые качество пловцов - это способность к эффективному выполнению работы в короткой
см о см 00
го та t
0 Q. W
1
с го
см о см 00
го га
0
ю
1
дистанции (спринтеров).
Цель исследования. Изучить методику развития скоростно-силовых возможностей методами специальной физической подготовке на суше.
Задачи исследование:
1. Изучение и анализ научно-методические литературы по теме.
2. Определение эффективных методов развития скоростно-силовых возможностей пловцов.
3. Наблюдение и анализ тренировочного процесса у пловцов в СДЮСШ.
4. Определение специальных контрольных тестов с целью создания экспериментальной и контрольной группы.
5. Сравнение уровня скоростно-силовых возможностей в контрольной и экспериментальной группах.
Практическая значимость. Собранные материалы, теоретические знания и анализ по теме развитие скоростно-силовых возможностей у пловцов в подготовке на суше рекомендуется к широкому использованию в тренировочном процессе детско-юношеских спортивных школ и в колледжах олимпийского резерва при подготовке высококвалифицированных пловцов.
Организация исследование. Исследование проводилось в течение 6 месяцев с марта 2021 года до августа 2021 года в учебно-тренировочных группах 3 года обучения спортсменами пловцами в возрасте 14-15 лет в Специализированной ДЮСШ по водным видам спорта Сырдарьинской области г. Гулистан.
Все спортсмены, имеющие примерно одинаковый возраст (14-15 лет) и по уровню плавательной подготовленности (III взрослый разряд), были распределены на две группы в контрольную группу и экспериментальную группу поровну по 10 человек. Общее количество спортсменов составило 20 человек. Занятие проводились 6 раз в неделю (с понедельника по субботу). Учебно-тренировочные занятие в контрольной группе проводились по общепринятой методике. В экспериментальной группе тренировочные занятие проводились по нами предложенной методике. Продолжительность одного тренировочного занятие составляла 135 минут, из которых 45-50 минут уходило на общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку на суше с использованием комплексов упражнений для развития скоростно-силовых возможностей, а остальное время спортсмены пловцы занима-
Детско-юношеский спорт
лись с плавательной подготовкой (специальная физическая подготовка в воде, технико-тактическое подготовка), восстановительными мероприятиями, теоретической и психологической подготовкой.
Результаты исследование и обсуждение. Основными средствами для воспитания скорост-но-силовых возможностей являются упражнении характеризующиеся силовыми сокращениями мышц. При выполнение таких упражнений концентрация движения включает как силы, так и скорости. Такие упражнения отличается формированием значительную силу за короткое время и этих упражнений можно называть упражнениями для развития скоростно-силовых качеств.
Силовую подготовку надо совмещать с большой работой в воде, так как сила быстро развивается и быстро уходить. Надо, чтобы техника плавания все время была приспособлена к силе, разрыва быть не должно. Когда по какой-либо причине спортсмен не плавает, специальной физической подготовкой заниматься нельзя, надо общая физическая подготовка, чтобы не получилось диспропорций в развитии силы на суше и воде [3].
По мнению Б. А. Ашмарина, который изучал теорию и методику физического воспитания и спорта наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнений и круговой тренировки.
Метод повторного выполнения упражнений позволяет акцентировано развивать скорост-но-силовые способности конкретной мышечной группы (например, поднятие штанги с груди воздействует на мышцы плеча, отдельные мышцы спины и живота). При повторном методе используется серии динамических упражнений с постоянным, возрастающим и приспосабливающимся сопротивлением. В зависимости от возраста, пола и величины отягощений количество упражнений в серии может достигать 6-10, а количество серий от 3 до 5-6. Упражнение с постоянным сопротивлением характеризуется сохранением величины отягощения во время его выполнения (например, приседание со штангой на плечах). Упражнение с возрастающим сопротивлением предполагает изменение величины отягощения во время его выполнения (например, растягивание эспандера). Упражнение с приспосабливающимся сопротивлением имеет постоянную скорость перемещений внешних объектов при сохранении максимального
Детско-юношеский спорт
напряжения мышц на протяжении всего упражнения (например, упражнения с использованием технических устройств) [2].
Примерные комплексы упражнений для развитие скоростно-силовых возможностей методом повторного выполнения упражнений (при работе со штангой максимальный вес не должен превышать 70% массы тела спортсмена):
1. Приседание со штангой на плечах, 3 подхода по 4-6 раз;
2. Стоя, тяга штанги вдоль туловища вверх до подбородка, 4 подхода по 4-6 раз;
3. Стоя, жим гантель из-за головы вверх, 4 подхода по 4-6 раз;
4. Лежа, жим штанги средним хватом, 5 подходов по 6-8 раз;
5. Сгибание рук с гантелями с фиксацией локтя, 5 подходов по 4-6 раз;
6. Лежа на наклонной скамейке, сгибание-разгибание туловища, 2 подхода по 30 раз;
7. Сидя, жим штанги из-за головы, 6 подходов по 4-5 раз;
8. Приведение-отведение кистей с гантелями, 5 подходов по 4-6 раз;
9. Стоя в наклоне, разведения рук с гантелями в стороны, 3 подхода по 5-8 раз;
10. Лежа на скамейке, ноги фиксированы -подъем туловища, 2 подхода по 20-25 раз;
11. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях 2 подхода по 12-14 раз;
12. Отжимание в упоре лежа, ноги на скамейке 2 подхода до отказа.
Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы, Упражнения подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Этот метод позволяет значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей дыхания, кровообращения и энерго обмена [2].
Примерные комплексы упражнений для развития скоростно-силовых возможностей для круговой тренировки:
1. Подтягивание на перекладине, 2 подхода по 4-6-8 раз;
2. Отжимание с хлопками, 2 подхода по 4-6-8 раз;
3. В висе подтягивание колен к груди, 2 подхода по 4-6-8 раз;
4. Упор присев-лежа- присев, старт, 3 подхода по 15- 20 раз;
5. Запрыгивание на тумбу, 2 подхода по 8-10 раз;
6. Подтягивание на перекладине за голову, 2 подхода по 4-6-8 раз;
7. Пистолет-приседание, 2 подхода по 6-10 раз;
8. Прыжки со скакалкой, 3 подхода по 15-2030 раз;
9. Челночный бег 3х10 м 2 повторений;
10. Стоя, ножницы ногами (не ниже уровня таза), 2 подхода по 8-10-12 раз;
11. Прыжки с доставанием пальцев ног руками по 8-10 раз в каждую сторону.
12. В висе на гимнастической стенке, поднимание и опускание прямых ног 2 подхода по 8-10 раз.
Примечание, после выполнения специальных упражнений на развитие силы и скоростно-си-ловых возможностей необходимо следует выполнять упражнении на развитие гибкости и подвижности суставов.
Для определения и оценки уровня развития скоростно-силовых возможностей были использованы следующие контрольные тесты:
1. Бег на 30 м (с низкого старта, оценка скоростных возможностей и реактивной способности, выполнялись три попытки, зачитывался лучший результат);
2. Челночный бег на 3 x 10 м (с высокого старта оценка скоростных возможностей, выполнялись три попытки, зачитывался лучший результат);
3. Прыжки со скакалкой максимально количество раз за 15 сек (на двух ногах, оценка ско-ростно-силовых возможностей выполнялись три попытки, зачитывался лучший результат);
4. Плавание 15 м со старта кролем на груди (оценка скоростно-силовых возможностей и реактивной способности, выполнялись три попытки зачитывался лучший результат);
5. Плавание 30 м со старта с поворотом (оценка скоростно-силовых возможностей и реактивной способности, выполнялись три попытки зачитывался лучший результат).
По окончанию тренировочного эксперимента в результате сопоставления полученных контрольных тестов в группах были замечены следующие различия: бег на 30 м 01.18 сек, челночный бег на 3х10 м 01.19 сек, Прыжки со скакалкой (максимально количество раз за 15 сек) 6.2 раз, Плавание 15 м со старта кролем на груди 00.57 сек, Плавание 30 м со старта с поворотом кролем на груди 01.08 сек (таблица).
см о см 00
го га t
0 Q. W
1
с го
Детско-юношеский спорт
Таблица
Среднее показатели контрольного тестирования между контрольной и экспериментальной группами и различие между ними
Группы Контрольные тесты
Бег 30 м (сек) Челночный Бег 3х10 м (сек) Прыжки со скакалкой (максимально количество раз за 15 сек) Плавание 15 м со старта кролем на груди (сек) Плавание 30 м со старта с поворотом кролем на груди (сек)
х) 05.97 08.62 35.4 06.93 16.94
Экспериментальная х) 04.89 07.43 41.6 06.36 15.86
Средняя разница х) 01.18 (18.1%) 01.19 (13.8%) 6.2(17.5%) 00.57(8.2%) 01.08(6.4%)
Положительные изменения скоростно-сило-вых возможностей в экспериментальной группе подтверждают эффективность применения специальных физических упражнений на суше, направленных на развитие скоростно-силовых возможностей.
Выводы. Анализ научно-методической литературы и полученные данные от экспериментального тестирование позволяет нам сделать следующие выводы: Развитие скоростно-силовых возможностей у пловцов зависит от метода проведения учебно-тренировочного процесса. Надо совмещать специальную физическую подготовку на суше с тренировочными занятиями в воде так
как тренировки на суше и в воде единый процесс.
Эффективное строго контролируемая специальная физическая подготовка пловца повышает его скоростно-силовые возможности и позволяет достичь высоких спортивных результатов.
Литература:
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания: учебник Москва 1990 г. -287 с.
2. Манин. В. С. "Цена победы: учебно- методическое пособие по подготовке пловцов групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства", главная редакция ИПК: Шарк Ташкент 2000 г. -64 с.
3. Иштаев Ж.М. Тезкор-куч спорт турлприда спортчиларнинг портловчи харакат крбилияти шаклланишининг методологик асос-ларини такомиллаштириш: педагогика фанлари буйича фалсафа доктори (PhD) илмий даражасини олиш учун ёзилган диссертация. - Ташкент: УзГИФК, 2017г.