Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ В ПОДГОТОВКЕ НА СУШЕ'

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ В ПОДГОТОВКЕ НА СУШЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
181
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДЫ / СИЛА / СКОРОСТЬ / ПЛАВАНИЕ / СИЛОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шербоев Д. М.

Мақолада 14-15 ёшдаги спортчи сузувчиларда тезкор куч имкониятларини ривожлантириш масалалари ёритилган. Мақолада сузиш спорт тури бўйича ўқув машғулот жараёнларида қуруқликда махсус жисмоний тайёргарликдан фойдаланиш хусусиятлари таҳлил қилинган.Статья посвящена вопросам развитие скоростно силовых возможностей у спортсменов пловцов в возрасте 14-15 лет. В работе проанализированы особенности использовании специальной физической подготовки на суше при проведении учебно тренировочных занятий по плаванию.The article is devoted to the development of speed power capabilities among athletesswimmers at the age of 14-15 years. The paper analyzes the features of the use of special physical training on land during training sessions in swimming.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шербоев Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ В ПОДГОТОВКЕ НА СУШЕ»

Детско-юношеский спорт

йАк

Информация для связи с автором:

dsherboev@inbox.ru

Магистрант Д.М. ШЕРБОЕВ1

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик,Узбекистан

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ В ПОДГОТОВКЕ НА СУШЕ

Аннотация

Annotation

Статья посвящена вопросам развитие ско-ростно-силовых возможностей у спортсменов пловцов в возрасте 14-15 лет. В работе проанализированы особенности использовании специальной физической подготовки на суше при проведении учебно-тренировочных занятий по плаванию.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка, методы, сила, скорость, плавание, силовые возможности.

Маколада 14-15 ёшдаги спортчи сузувчиларда тезкор-куч имкониятларини ривожланти-риш масалалари ёритилган. Маколада сузиш спорт тури буйича укув машгулот жараёнларида КУРУКликда махсус жисмоний тайёргарликдан фойдаланиш хусусиятлари та^лил килинган

Калит сузлар: махсус жисмоний тайёргарлик, усуллар, куч, тезлик, сузиш, куч имко-ниятлари.

The article is devoted to the development of speed-power capabilities among athletes-swimmers at the age of 14-15 years. The paper analyzes the features of the use of special physical training on land during training sessions in swimming.

Key words: special physical training, methods, strength, speed, swimming, power capabilities.

Введение. Завтрашний день и будущее развития любой страны мира будет определяться прежде всего физической и духовной зрелостью ее народа, ее молодежи. В настоящее время конкуренция между государствами идет преимущественно по двум направлениям: в области физической культуры и спорта, а также в области интеллектуальной и интеллектуальной деятельности. С научной точки зрения реализация физического и интеллектуального потенциала нашего народа, формирование соответствующих ресурсов в этой области является залогом прогресса и развития в XXI веке.

При глубоком и всестороннем понимании эту истину, с первых дней обретения независимости в нашей стране были приняты меры по превращению воспитания здорового и гармонично развитого поколения в одно из важнейших и приоритетных направлений своеобразной национальной системы. В этих целях по инициативы и под непосредственном руководством нашего главы государство были приняты указы и постановлений президента и правительство по развитию футбола, борьбы, тенниса и других видов спорта, которые являлось важным фактором развития физической культуры и спорта в нашей стране [4].

В частности, в целях дальнейшего популяризации водных видов спорта и материального

стимулирование работников спортивных учреждений было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по развитию плавательных видов спорта". В данном постоновлении определены работы по подготовке спортивных резервов и высококвалифицированных спортсменов для водных видов спорта, подготовка тренеров по водным видам спорта и проведения селекционной работы.

Уровень развитие современного плавание предъявляет к подготовке спортсменов пловцов большие требование. Одной из главных составных частей учебно-тренировочного занятия является специальная физическая подготовка на суше. Плавание специфический вид спорта. Средой формирование мышц спортсменов здесь служит вода. Водная среда практически идеальна для этого, но добиться эффективного физического развития в ограниченные сроки тренируясь только в воде без использования дополнительных средств невозможно, вот почему специальная физическая подготовка на суше является неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса в плавание.

Актуальность. Изучение данной темы довольно актуально, так как специальные скорост-но-силовые качество пловцов - это способность к эффективному выполнению работы в короткой

см о см 00

го та t

0 Q. W

1

с го

см о см 00

го га

0

ю

1

дистанции (спринтеров).

Цель исследования. Изучить методику развития скоростно-силовых возможностей методами специальной физической подготовке на суше.

Задачи исследование:

1. Изучение и анализ научно-методические литературы по теме.

2. Определение эффективных методов развития скоростно-силовых возможностей пловцов.

3. Наблюдение и анализ тренировочного процесса у пловцов в СДЮСШ.

4. Определение специальных контрольных тестов с целью создания экспериментальной и контрольной группы.

5. Сравнение уровня скоростно-силовых возможностей в контрольной и экспериментальной группах.

Практическая значимость. Собранные материалы, теоретические знания и анализ по теме развитие скоростно-силовых возможностей у пловцов в подготовке на суше рекомендуется к широкому использованию в тренировочном процессе детско-юношеских спортивных школ и в колледжах олимпийского резерва при подготовке высококвалифицированных пловцов.

Организация исследование. Исследование проводилось в течение 6 месяцев с марта 2021 года до августа 2021 года в учебно-тренировочных группах 3 года обучения спортсменами пловцами в возрасте 14-15 лет в Специализированной ДЮСШ по водным видам спорта Сырдарьинской области г. Гулистан.

Все спортсмены, имеющие примерно одинаковый возраст (14-15 лет) и по уровню плавательной подготовленности (III взрослый разряд), были распределены на две группы в контрольную группу и экспериментальную группу поровну по 10 человек. Общее количество спортсменов составило 20 человек. Занятие проводились 6 раз в неделю (с понедельника по субботу). Учебно-тренировочные занятие в контрольной группе проводились по общепринятой методике. В экспериментальной группе тренировочные занятие проводились по нами предложенной методике. Продолжительность одного тренировочного занятие составляла 135 минут, из которых 45-50 минут уходило на общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку на суше с использованием комплексов упражнений для развития скоростно-силовых возможностей, а остальное время спортсмены пловцы занима-

Детско-юношеский спорт

лись с плавательной подготовкой (специальная физическая подготовка в воде, технико-тактическое подготовка), восстановительными мероприятиями, теоретической и психологической подготовкой.

Результаты исследование и обсуждение. Основными средствами для воспитания скорост-но-силовых возможностей являются упражнении характеризующиеся силовыми сокращениями мышц. При выполнение таких упражнений концентрация движения включает как силы, так и скорости. Такие упражнения отличается формированием значительную силу за короткое время и этих упражнений можно называть упражнениями для развития скоростно-силовых качеств.

Силовую подготовку надо совмещать с большой работой в воде, так как сила быстро развивается и быстро уходить. Надо, чтобы техника плавания все время была приспособлена к силе, разрыва быть не должно. Когда по какой-либо причине спортсмен не плавает, специальной физической подготовкой заниматься нельзя, надо общая физическая подготовка, чтобы не получилось диспропорций в развитии силы на суше и воде [3].

По мнению Б. А. Ашмарина, который изучал теорию и методику физического воспитания и спорта наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнений и круговой тренировки.

Метод повторного выполнения упражнений позволяет акцентировано развивать скорост-но-силовые способности конкретной мышечной группы (например, поднятие штанги с груди воздействует на мышцы плеча, отдельные мышцы спины и живота). При повторном методе используется серии динамических упражнений с постоянным, возрастающим и приспосабливающимся сопротивлением. В зависимости от возраста, пола и величины отягощений количество упражнений в серии может достигать 6-10, а количество серий от 3 до 5-6. Упражнение с постоянным сопротивлением характеризуется сохранением величины отягощения во время его выполнения (например, приседание со штангой на плечах). Упражнение с возрастающим сопротивлением предполагает изменение величины отягощения во время его выполнения (например, растягивание эспандера). Упражнение с приспосабливающимся сопротивлением имеет постоянную скорость перемещений внешних объектов при сохранении максимального

Детско-юношеский спорт

напряжения мышц на протяжении всего упражнения (например, упражнения с использованием технических устройств) [2].

Примерные комплексы упражнений для развитие скоростно-силовых возможностей методом повторного выполнения упражнений (при работе со штангой максимальный вес не должен превышать 70% массы тела спортсмена):

1. Приседание со штангой на плечах, 3 подхода по 4-6 раз;

2. Стоя, тяга штанги вдоль туловища вверх до подбородка, 4 подхода по 4-6 раз;

3. Стоя, жим гантель из-за головы вверх, 4 подхода по 4-6 раз;

4. Лежа, жим штанги средним хватом, 5 подходов по 6-8 раз;

5. Сгибание рук с гантелями с фиксацией локтя, 5 подходов по 4-6 раз;

6. Лежа на наклонной скамейке, сгибание-разгибание туловища, 2 подхода по 30 раз;

7. Сидя, жим штанги из-за головы, 6 подходов по 4-5 раз;

8. Приведение-отведение кистей с гантелями, 5 подходов по 4-6 раз;

9. Стоя в наклоне, разведения рук с гантелями в стороны, 3 подхода по 5-8 раз;

10. Лежа на скамейке, ноги фиксированы -подъем туловища, 2 подхода по 20-25 раз;

11. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях 2 подхода по 12-14 раз;

12. Отжимание в упоре лежа, ноги на скамейке 2 подхода до отказа.

Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы, Упражнения подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Этот метод позволяет значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей дыхания, кровообращения и энерго обмена [2].

Примерные комплексы упражнений для развития скоростно-силовых возможностей для круговой тренировки:

1. Подтягивание на перекладине, 2 подхода по 4-6-8 раз;

2. Отжимание с хлопками, 2 подхода по 4-6-8 раз;

3. В висе подтягивание колен к груди, 2 подхода по 4-6-8 раз;

4. Упор присев-лежа- присев, старт, 3 подхода по 15- 20 раз;

5. Запрыгивание на тумбу, 2 подхода по 8-10 раз;

6. Подтягивание на перекладине за голову, 2 подхода по 4-6-8 раз;

7. Пистолет-приседание, 2 подхода по 6-10 раз;

8. Прыжки со скакалкой, 3 подхода по 15-2030 раз;

9. Челночный бег 3х10 м 2 повторений;

10. Стоя, ножницы ногами (не ниже уровня таза), 2 подхода по 8-10-12 раз;

11. Прыжки с доставанием пальцев ног руками по 8-10 раз в каждую сторону.

12. В висе на гимнастической стенке, поднимание и опускание прямых ног 2 подхода по 8-10 раз.

Примечание, после выполнения специальных упражнений на развитие силы и скоростно-си-ловых возможностей необходимо следует выполнять упражнении на развитие гибкости и подвижности суставов.

Для определения и оценки уровня развития скоростно-силовых возможностей были использованы следующие контрольные тесты:

1. Бег на 30 м (с низкого старта, оценка скоростных возможностей и реактивной способности, выполнялись три попытки, зачитывался лучший результат);

2. Челночный бег на 3 x 10 м (с высокого старта оценка скоростных возможностей, выполнялись три попытки, зачитывался лучший результат);

3. Прыжки со скакалкой максимально количество раз за 15 сек (на двух ногах, оценка ско-ростно-силовых возможностей выполнялись три попытки, зачитывался лучший результат);

4. Плавание 15 м со старта кролем на груди (оценка скоростно-силовых возможностей и реактивной способности, выполнялись три попытки зачитывался лучший результат);

5. Плавание 30 м со старта с поворотом (оценка скоростно-силовых возможностей и реактивной способности, выполнялись три попытки зачитывался лучший результат).

По окончанию тренировочного эксперимента в результате сопоставления полученных контрольных тестов в группах были замечены следующие различия: бег на 30 м 01.18 сек, челночный бег на 3х10 м 01.19 сек, Прыжки со скакалкой (максимально количество раз за 15 сек) 6.2 раз, Плавание 15 м со старта кролем на груди 00.57 сек, Плавание 30 м со старта с поворотом кролем на груди 01.08 сек (таблица).

см о см 00

го га t

0 Q. W

1

с го

Детско-юношеский спорт

Таблица

Среднее показатели контрольного тестирования между контрольной и экспериментальной группами и различие между ними

Группы Контрольные тесты

Бег 30 м (сек) Челночный Бег 3х10 м (сек) Прыжки со скакалкой (максимально количество раз за 15 сек) Плавание 15 м со старта кролем на груди (сек) Плавание 30 м со старта с поворотом кролем на груди (сек)

х) 05.97 08.62 35.4 06.93 16.94

Экспериментальная х) 04.89 07.43 41.6 06.36 15.86

Средняя разница х) 01.18 (18.1%) 01.19 (13.8%) 6.2(17.5%) 00.57(8.2%) 01.08(6.4%)

Положительные изменения скоростно-сило-вых возможностей в экспериментальной группе подтверждают эффективность применения специальных физических упражнений на суше, направленных на развитие скоростно-силовых возможностей.

Выводы. Анализ научно-методической литературы и полученные данные от экспериментального тестирование позволяет нам сделать следующие выводы: Развитие скоростно-силовых возможностей у пловцов зависит от метода проведения учебно-тренировочного процесса. Надо совмещать специальную физическую подготовку на суше с тренировочными занятиями в воде так

как тренировки на суше и в воде единый процесс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективное строго контролируемая специальная физическая подготовка пловца повышает его скоростно-силовые возможности и позволяет достичь высоких спортивных результатов.

Литература:

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания: учебник Москва 1990 г. -287 с.

2. Манин. В. С. "Цена победы: учебно- методическое пособие по подготовке пловцов групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства", главная редакция ИПК: Шарк Ташкент 2000 г. -64 с.

3. Иштаев Ж.М. Тезкор-куч спорт турлприда спортчиларнинг портловчи харакат крбилияти шаклланишининг методологик асос-ларини такомиллаштириш: педагогика фанлари буйича фалсафа доктори (PhD) илмий даражасини олиш учун ёзилган диссертация. - Ташкент: УзГИФК, 2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.