Научная статья на тему 'Развитие скоростно-силовых качеств студентов в рамках секционных занятий по роуп-скиппингу в Астраханском государственном медицинском университете'

Развитие скоростно-силовых качеств студентов в рамках секционных занятий по роуп-скиппингу в Астраханском государственном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
роуп-скиппинг / физическая подготовка студентов / физическое воспитание / развитие физических качеств / скоростно-силовая подготовка / rope skipping / physical training of students / physical education / physical qualities development / speed-power oriented training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Янкевич Ирина Евгеньевна, Одинцов Александр Сергеевич, Доронцева Ксения Александровна

Одной из важнейших проблем физической подготовки студентов в рамках секционных занятий по роуп-скиппингу является проблема поиска эффективных средств и методов воспитания и развития скоростно-силовых качеств. Скоростно-силовой подготовке в роуп-скиппинге уделяется недостаточное внимание в связи с ограниченными средствами, которые могут быть использованы для этой цели. Цель исследования. Повысить эффективность скоростно-силовой подготовки студентов первого курса на секционных занятиях по роуп-скиппингу. Задачи исследования: 1) разработать комплекс упражнений скоростно-силовой направленности для секционных занятий по роуп-скиппингу для студентов первого курса; 2) определить эффективность разработанного комплекса упражнений. Методы и организация исследования. Теоретический анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Проведение исследования осуществлялось на базе Астраханского государственного медицинского университета. Разработаны тренировочные комплексы упражнений скоростно-силовой направленности для студентов-первокурсников по роуп-скиппингу. Секционные занятия проводились на протяжении 24 недель в соответствии с элективным курсом. Результаты исследования. Занятия по роуп-скиппингу в рамках элективного курса с учетом разработанного комплекса упражнений позволили повысить эффективность подготовки студентов-первокурсников. По окончании педагогического эксперимента у студентов экспериментальной группы отмечена более позитивная и статистически значимая динамика в скоростно-силовых параметрах, чем у студентов контрольной группы (p < 0,05). Выводы. Разработанные комплексы упражнений для секционных занятий по роуп-скиипингу для студентов первого курса способствуют повышению общей и специальной подготовленности студентов, оказывая акцентированное воздействие на скоростно-силовые способности занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Янкевич Ирина Евгеньевна, Одинцов Александр Сергеевич, Доронцева Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Speed-power oriented qualities development among students in terms of rope-skipping classes at Astrakhan State Medical University

One of the important problems of physical training among students in terms of rope-skipping classes is the problem of searching effective means and methods of speed-power oriented qualities upbringing and development. In rope-skipping not enough attention is paid to speed-power oriented training, because of the restricted means, which can be used for this purpose. The aim of the research work is to increase the effectiveness of speed-power oriented training of the 1st year students during rope-skipping classes. The objectives of the research. 1) to create the complex of exercises of speed-power oriented character for rope-skipping classes among students of the 1st course; 2) to define the effectiveness of the created complex of exercises. Research methods. Theoretical analysis of scientific-methodical sources, pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Research organization. The research organization was realized on the basis of Astrakhan State Medical University. The training complexes of speed-power oriented exercises were created for the students of the 1st course for rope-skipping classes. The classes were organized during 24 weeks in accordance with an elective course. Research results. Rope-skipping classes in terms of an elective course, taking into account the created complex of exercises, helped to increase the effectiveness of training first-year students. At the end of the pedagogical experiment the students from the experimental group had more positive and statistically significant dynamics in speed-power oriented parameters, than the students from the control group (p < 0,05). Conclusion. The created complexes of exercises for rope-skipping classes among the 1st-year students provide general and special fitness level increase, influencing speed-power oriented abilities of the students.

Текст научной работы на тему «Развитие скоростно-силовых качеств студентов в рамках секционных занятий по роуп-скиппингу в Астраханском государственном медицинском университете»

УДК 612.66: 613.955:616-053.5 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-80-85

Развитие скоростно-силовых качеств студентов в рамках секционных занятий по роуп-скиппингу в Астраханском государственном

медицинском университете

Одинцова М.О.1*, Янкевич И.Е.2, Одинцов А.С. 3, Доронцева КА.1

1 Астраханский государственный медицинский университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0002-7416-8522, knopka55555@mail.ru* ORCID: 0000-0001-5837-9912, d0r0nceva2000@icl0ud.c0m 2Астраханский государственный университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0001-6930-4916, rigicc@mail.ru 3Центр спортивной подготовки сборных команд России, г. Москва, Россия ORCID: 0000-0001-9909-741X, 0dints0v1994-94@mail.ru

Аннотация: Одной из важнейших проблем физической подготовки студентов в рамках секционных занятий по роуп-скиппингу является проблема поиска эффективных средств и методов воспитания и развития скоростно-силовых качеств. Скоростно-силовой подготовке в роуп-скиппинге уделяется недостаточное внимание в связи с ограниченными средствами, которые могут быть использованы для этой цели. Цель исследования. Повысить эффективность скоростно-силовой подготовки студентов первого курса на секционных занятиях по роуп-скиппингу. Задачи исследования: 1) разработать комплекс упражнений скоростно-силовой направленности для секционных занятий по роуп-скиппингу для студентов первого курса; 2) определить эффективность разработанного комплекса упражнений. Методы и организация исследования. Теоретический анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Проведение исследования осуществлялось на базе Астраханского государственного медицинского университета. Разработаны тренировочные комплексы упражнений скоростно-силовой направленности для студентов-первокурсников по роуп-скиппингу. Секционные занятия проводились на протяжении 24 недель в соответствии с элективным курсом. Результаты исследования. Занятия по роуп-скиппингу в рамках элективного курса с учетом разработанного комплекса упражнений позволили повысить эффективность подготовки студентов-первокурсников. По окончании педагогического эксперимента у студентов экспериментальной группы отмечена более позитивная и статистически значимая динамика в скоростно-силовых параметрах, чем у студентов контрольной группы (p < 0,05). Выводы. Разработанные комплексы упражнений для секционных занятий по роуп-скиипингу для студентов первого курса способствуют повышению общей и специальной подготовленности студентов, оказывая акцентированное воздействие на скоростно-силовые способности занимающихся.

Ключевые слова: роуп-скиппинг, физическая подготовка студентов, физическое воспитание, развитие физических качеств, скоростно-силовая подготовка.

Для цитирования: Одинцова М.О.*, Янкевич И.Е., Одинцов А.С., Доронцева К.А. Развитие скоростно-силовых качеств студентов в рамках секционных занятий по роуп-скиппингу в Астраханском государственном медицинском университете. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(1): 80-85. DOI: 10.14526/20704798-2022-17-1-80-85

Speed-power oriented qualities development among students in terms of rope-skipping classes at Astrakhan State Medical University

Mariya O. Odintsova1*, Irina E. Yankevich1, Aleksandr S. Odintsov3, KseniyaA. Dorontseva1

'Astrakhan State Medical University Astrakhan, Russia

ORCID: 0000-0002-7416-8522, knopka55555@mail.ru* ORCID: 0000-0001-5837-9912, doronceva2000@icloud.com 2Astrakhan State University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0001-6930-4916, rigicc@mail.ru 3Sports Training Center of the National Teams of Russia Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-9909-741X, odintsov1994-94@mail.ru

Abstract: One of the important problems of physical training among students in terms of rope-skipping classes is the problem of searching effective means and methods of speed-power oriented qualities upbringing and development. In rope-skipping not enough attention is paid to speed-power oriented training, because of the restricted means, which can be used for this purpose. The aim of the research work is to increase the effectiveness of speed-power oriented training of the 1st year students during rope-skipping classes. The objectives of the research. 1) to create the complex of exercises of speed-power oriented character for rope-skipping classes among students of the 1st course; 2) to define the effectiveness of the created complex of exercises. Research methods. Theoretical analysis of scientific-methodical sources, pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Research organization. The research organization was realized on the basis of Astrakhan State Medical University. The training complexes of speed-power oriented exercises were created for the students of the 1st course for rope-skipping classes. The classes were organized during 24 weeks in accordance with an elective course. Research results. Rope-skipping classes in terms of an elective course, taking into account the created complex of exercises, helped to increase the effectiveness of training first-year students. At the end of the pedagogical experiment the students from the experimental group had more positive and statistically significant dynamics in speed-power oriented parameters, than the students from the control group (p < 0,05). Conclusion. The created complexes of exercises for rope-skipping classes among the 1st-year students provide general and special fitness level increase, influencing speed-power oriented abilities of the students.

Keywords: rope skipping, physical training of students, physical education, physical qualities development, speed-power oriented training.

For citation: Mariya O. Odintsova*, Irina E. Yankevich, Aleksandr S. Odintsov, Kseniya A. Dorontseva. Speed-power oriented qualities development among students in terms of rope-skipping classes at Astrakhan State Medical University. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(1): 80-85. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-80-85

Введение приобретением дорогостоящего оборудования,

Стремительные темпы развития новой техники и спортивного инвентаря. [3,10]

жизни общества и технологий, несомненно, Но вместе с этим появились и такие виды спорта,

улучшают жизнь, упрощая её, и тем самым которые не только повышают интерес молодёжи,

сокращают двигательную активность в частности студентов, но и являются легко

каждого человека. [1.4] Поэтому как никогда реализуемыми и весьма эффективными. [14,16]

важно сформировать у студентов интерес Примером тому может служить сравнительно

к физическому самосовершенствованию, молодой вид спорта, так называемый роуп-

укреплению собственного здоровья и здоровому скриппинг, который способствует улучшению

образу жизни. XXI век отмечен сменой физических данных людей любого возраста и

укладов в подходе к проведению физической наиболее прост в применении. [11,12]

подготовки студентов. На смену монотонным, В практике научно-методического

ставшим привычными упражнениям пришли подхода к секционным занятиям возникают

более усовершенствованные. [2,6,7] Появились дискуссионные вопросы, которые требуют своего

новые виды спорта для поддержания в норме разрешения [13,14,15,16,17]. Например, нет

спортивной формы, но зачастую их внедрение однозначного ответа на вопрос о планировании

становится расходным для вуза и сопровождается скоростно-силовой подготовки студентов. [5]

Изучение и анализ теоретического и эмпирического материала, накопленного в педагогической науке, позволяет обнаружить противоречие в развитии скоростно-силовых способностей и развитии выносливости [8,9]. С учетом актуальности проблемы было проведено исследование развития скоростно-силовых качеств у студентов в секции по роуп-скиппингу.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе Астраханского государственного медицинского университета в 2021 году. С целью проверки эффективности разработанного тренировочного комплекса упражнений для студентов, занимающихся в секции роуп-скиппинга, проводился педагогический эксперимент. Участники педагогического эксперимента в количестве 42 человек были разделены на две группы - контрольную (КГ) (п1=20) и экспериментальную (ЭГ) (п2= 22). Форма элективных занятий состояла из практической части 6 часов неделю.

Участники контрольной группы занимались по стандартной системе подготовки согласно методическим рекомендациям. В тренировочный процесс студентов-скипперов экспериментальной группы был включен разработанный комплекс тренировочных средств, который применялся в начале основной части каждого секционного занятия в течение 30 минут. Статистическая обработка проведена с использованием стандартных методов вариационной статистики (Statistica-20). Достоверность различий оценивалась по критерию ^Стьюдента. Различия считались достоверными при р <0,05. Корреляционный анализ выполнен с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Результаты и обсуждение

Апробация комплекса упражнений скоростно-силовой направленности для секционных занятий по роуп-скиппингу для студентов первого курса проходила на протяжении 6 месяцев. На исходном тестировании результаты скоростно-силовой

подготовленности студентов ЭГ и КГ достоверных различий не имели (р>0,05) (таблица 1Ч). Регистрация контрольных испытаний проводилась в стандартных условиях.

Разработанные экспериментальные упражнения - круговая тренировка с комплексом специально подобранных упражнений, ориентированных на развитие скоростно-силовых качеств и силовой выносливости студентов, занимающихся в секциироуп-скиппинга, представлены в таблице 1.

В целом все эти упражнения направлены на развитие основных групп мышц, участвующих в выполнении прыжков на силу (двойные). С помощью этих комплексов упражнений круговой тренировки можно вывести студента на новый двигательный режим, тем самым способствовать развитию необходимых скоростно-силовых качеств.

Рассмотрим результаты сравнения показателей скоростно-силовой

подготовленности студентов КГ и ЭГ, занимающихся роуп скиппингом, до и после проведения педагогического эксперимента (таблица 2).

Заключение

Для повышения уровня функциональных показателей студентов на секции по роуп-скиппингу внедрена экспериментальная методика на основе использования прыжковых упражнений через скакалку. Полученные результаты исследования позволяют определить степень скоростно-силовой выносливости. Разработанный комплекс упражнений для секционных занятий по роуп-скиппингу у студентов первого курса способствует развитию быстроты, скорости, силы студентов-скипперов, а также повышению их общей и специальной физической подготовленности в рамках проводимой секции. Все различия между показателями тестирования до и после эксперимента у студентов-скипперов ЭГ оказались статистически значимыми (р < 0,05).

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Активизация темпов физического развития детей 4-5-летнего

Таблица 1

Комплексы упражнений скоростно-силовой подготовки студентов на секционных занятиях

по роуп-скиппингу

Упражне-ния Методика выполнения Методические указания Нагрузка

Бёрпи И.п. Ноги на ширине плеч, приседания в полный сед, согнув ноги в коленях. Упор руками в пол, выполняется прыжок из положения в платке на вытянутых руках. При этом пальцы рук направлены строго вперед, ступни упираются на пальцы ног, спина ровная. Отжимания в упоре лежа. Сделайте прыжок в высоту, заняв положение «полный присед». При этом руки по-прежнему ладонями на полу, бедра параллельны полу, коленки между локтей. Прыжок вверх из положения сидя и хлопок руками над головой. Следить за состоянием позвоночного столба (не допускать прогибов в горизонтальное положение) . Следить за частотой дыхания. 15-20 повторений, отдых до полного восстановле-ния дыхания

Смена ног в прыжке из выпада Сделать выпад, чтобы в коленном суставе опорной ноги был прямой угол. Из этого положения сделать прыжок со сменой ног. Следить за коленным суставом, чтобы не выходил из плоскости стопы. Отдых 1 мин или до восстановления дыхания

Прыжки на носочках И.п, ноги на ширине чуть уже, чем плечи. Прыжки выполняются в максимальном темпе на прямых ногах, работает только голеностоп. Держать руки на поясе или работать руками, имитируя работу рук во время бега. Голеностоп не должен находиться в расслабленном состоянии. Отдых 90 сек или до восстановления дыхания

Динамическая лодочка И.п. лежа на животе, руки вытянуть вперёд, ладони направлены вниз. Ноги прямые, носки вытянутые. Одновременно совершаем следующие движения: поднимаем верхнюю часть туловища и ноги на максимально высоту. Опорой служит область таза и живота. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд. Вернутся в исходное положение. Упражнение выполняется без касания пола руками и ногами. 15-20 повторений

Таблица 2

Сравнение показателей подготовленности студентов до и после проведения педагогического эксперимента

Тестовые задания Нач педагог! экспер (Х+ гало ческого имента 1-т) Конец педагогического эксперимента (Х+т) Р

ЭГ ' (П=22) КГ (п=20) ЭГ (п=22) КГ (п=20)

Бег на 100 м 17,4±0,4 17,5 ±0,5 1б,8±0,2 17,1±0,4 <0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) 12,5±4,6 12,7±2,1 15,7±4,3 13,6±2,2 <0,05

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 1б0,1±6,7 159,8±5,8 177,2±8,7 170±6,7 <0,05

Скорость (прыжки через скакалку способом бег на месте за 30 секунд) 54,7±4,5 53,9±13,8 64,3±4,4 57,9±11,4 <0,05

Выносливость (прыжки через скакалку способом бег на месте за 180 секунд) 170,1±9,7 170,7±9,5 202,3±23,9 171,4±9,0 <0,05

Сила (прыжки через скакалку (двойные до остановки)) 0,8±0,6 0,9±0,7 7,4±5,0 1,6±0,8 <0,05

возраста: В помощь воспитателю. Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 1996; 3: 55-56.

2. Антонишина Е.Н. Игры с мячом как средство физического развития и оздоровления детей. Инструктор по физ. культуре. 2012; 4: 2630

3. Ванюшин Ю.С., Федоров НА., Хузина Г.К., Яруллин А.Г. Критерии биологической надежности растущего организма и взрослых спортсменов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2): 150-156. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-97-102

4. Горелик, В.В. Новая физкультура в школе: коррекционно-оздоровительное использование физиологических показателей учащихся как маркеров нарушений физического развития и здоровья. Человек. Спорт. Медицина. 2019. Т. 19; 1: 42-49

5. Грызлова Л.В., Адушкин А.М., Ломайкина Ж.Ю. Физическое развитие детей младшего школьного возраста и профилактика нарушения осанки. В мире научных открытий. 2010; 4-14(10): 86-87

6. Сероштан Е.Ю., Безкаравайный Б.А Особенности физического здоровья детей младшего школьного возраста с нарушением осанки. Университетская клиника. 2020; 1(34): 43-46.

7. Доронцев А.В., Ермолина Н.В., Зинчук Н.А. Актуальность интеграции секционных занятий видами спорта в общеобразовательное пространство средней школы. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019; 1(167): 98-102

8. Доронцев А.В., Светличкина А.А., Зинчук НА., Янкевич И.Е. Прогнозирование динамики уровня функциональной и физической подготовленности у студентов подготовительной медицинской группы. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021; 1(191): 68-73.

9. Доронцев А.В., Ермолина Н.В., Морозова О.В., Лямина Ю.А. Президентские состязания в рамках физкультурно-оздоровительных занятий с учащимися VI-VII классов. Физическая культура в школе. 2019; 3: 22-29.

10. Карпов В.Ю., Еремин М.В., Разживин

ОА., Доронцев А.В. Повышение результативности легкоатлетических тестов заданий комплекса ГТО у студентов на основе рационального подбора тренировочных средств. Теория и практика физической культуры. 2021; 6: 39-40.

11. Zavalishina, S.Yu., Pravdov D.M., Bakulina T.D., Eremin M.V., Rysakova O.G., Dorontsev A.V. Strengthening the general functional capabilities of the body in the conditions of a feasible increase in muscle activity after intervention on the heart. Biomedical and Pharmacology Journal. 2020; 13(2): 597-602.

12. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontes A.V., Skorosov K.K., Ivanov D.A. Physiologica basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries. Indian Journal of Public Health Research and Development. 2019; 10(10): 2723-2728.

13. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontsev A.V., Voronova N.N., Shulgin V.I., Kozyakov R.V. Influence of regular feasible physical activity on the platelets functional activity of the second mature age people. Systematic Reviews in Pharmacy. 2020; 11(8): 439-445.

14. Zavalishina, S.Yu., Pravdov, D.M., Bakulina, E.D., Eremin, M.V., Rysakova, O.G., Dorontsev, A.V. Strengthening the General Functional Capabilities of the Body in the Conditions of a Feasible Increase in Muscle Activity after Intervention on the Heart. Biomedical & Pharmacology Journal. 2020: 13(2): 597-602.

15. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. 2015: 156-160.

16. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. 2017: 111-115.

17. Shokr H, Dias IHK, Gherghel D. Microvascular function and oxidative stress in adult individuals with early onset of cardiovascular disease. Scientific Reports. 2020; 10(1): 4881.

Статья поступила в редакцию: 12.02.2022

Одинцова Мария Олеговна - старший преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail.: knopka55555@mail.ru

Янкевич Ирина Евгеньевна - доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань ул. Татищева, дом 20 а, e-mail: rigicc@mail.ru

Одинцов Александр Сергеевич - спортсмен-инструктор, Центр спортивной подготовки сборных команд России, 105064 г. Москва, ул. Казакова, д. 18, строение 8, e-mail: odintsov1QQ4-Q4@ mail.ru

Доронцева Ксения Александровна - студент, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, e-mail: d0r0nceva2000@icl0ud.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.