РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аблизова Г.А.1, Солиева З.З.2
1Аблизова Гульзахирям Алимовна - старший преподаватель, кафедра современных информационных технологий;
2Солиева Зохида Зокир кизи - студент, факультет английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится об инновационной деятельности преподавателей вузов. Раскрыты три уровня развития инновационного процесса.
Ключевые слова: образование, инновационный процесс, деятельность, преподаватель, студент, высшее образование, информация, развитие.
Информационные технологии - процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки, накопления и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса, явления. В рамках основных задач развития образования приоритетной является внедрение инновационных образовательных технологий. Методическая и воспитательная деятельность преподавателей непосредственно связана с внедрением нововведений.
Рассматривая направления развития системы высшего образования в контексте инновационной деятельности, необходимо отметить, что развитие инновационного процесса происходит на трех уровнях:
Первый уровень связан со стратегическими направлениями развития инноваций, направленных на повышение доступности образования; подготовкой специалистов, востребованных на глобальном рынке труда; переходом к многоуровневой системе высшего образования; созданием возможности обучения в течение всей жизни [1, с. 187].
Второй уровень включает инновационную деятельность вуза через создание эффективных систем качества образования с требованиями государственных образовательных стандартов; использование информационных технологий; модернизацию учебно-технической базы, которая позволит реализовать учебный процесс на основе достижений научной и производственной сфер; реализацию гибкого процесса, позволяющего подготовить кадры, востребованные на рынке труда.
Третий уровень - это инновационная деятельность самих преподавателей, которая связана с использованием новых информационных и коммуникационных (образовательных) технологий обучения; психологического принятия нововведений; внедрение авторского инновационного опыта.
Значит, от личности и индивидуальности преподавателя, от принятия профессионалом сущности и необходимости инноваций зависит развитие всей системы образования. Нововведения любого типа обычно затрагивают значительное количество сотрудников. Обычно процессы принятия изменений преподавателями связаны как с объективными, так и субъективными факторами. Изучение и анализ инноваций в вузе рассматривается через формирование организационной идентичности профессионала. Если инновации направлены на совершенствование организационной деятельности и педагог занимает ключевое место в этих процессах, понимая свою значимость в осуществлении инноваций, профессиональная и организационная идентичность усиливают друг друга.
При этом фактором успешного внедрения инноваций становится профессиональная идентичность преподавателя вуза с интеграцией профессиональных компетенций, креативности и предприимчивости, как возможности продвигать нововведения и внедрять их в практику.
Анализируя понятия креативности и инновационности, необходимо отметить, что креативность связана непосредственно с продуцированием нового, а инновационность понимается как психологическая способность практически воплощать новаторские идеи, и вместе с тем компетентность студента и его продуктивность на всех этапах инновационного процесса, что невозможно без специальных знаний и дополнительного образования.
Развитие у студента инновационности, способность реагировать на изменяющиеся характеристики среды, соотношение характеристики информационной среды на сферу своей профессиональной деятельности, внедрение инноваций должно подниматься от личности профессионала и стимулирование трудовой мотивации сотрудников в условиях реформирования системы управления и внедрения информационных средств. Поскольку трансформация общества детерминирует стремительные изменения в различных социальных практиках, и система образования является одной из наиболее чувствительных к подобным процессам, поскольку перед ней стоит задача подготовки специалистов к жизни в условиях конкретного социума. Наравне с этим она регламентируется требованиями
государственных образовательных стандартов и профессиональных требований, которые предполагают цифровую грамотность и инновационную компетентность каждого конкурентоспособного специалиста. В этом случае предстоит готовить специалистов, ориентированных на информационное пространство, готовых эффективно решать профессиональные задачи. Вот почему внедряемые повсеместно инновационные технологии становятся современным инструментом трансляции опыта в образовании.
Список литературы
1. Иванова Н.Л., Попова Е.П. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе // Вопросы образования. М., 2017. № 1. С. 184-206.