РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ
DEVELOPMENT OF GERMAN HIGHER EDUCATION SYSTEM
Неборский Е.В.
Доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, заместитель директора по международной деятельности Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается история развития системы высшего образования в Германии, прослеживаются основные этапы развития системы высшего образования от начала становления до наших дней.
Ключевые слова: система высшего образования Германии, университеты, история образования, реформа Гумбольдта, Болонский процесс
Neborsky E.V.
Deputy Director of International Activity and Associate Professor at the Department of Pedagogics and Pedagogical Psychology of the Institute of Pedagogics, Psychology and Social Technology of the Udmurt State University, Candidate of science (Education). E-mail: [email protected]
Annotation. The article examines the history of the development of the German higher education system and retraces its basic periods from the period of formation to the modern times.
Keywords: German higher education system, universities, history of education, Humboldt's reform, Bologna process.
Зарождение системы высшего образования в Германии принято связывать с Пражским университетом, основанном в королевстве Богемия между 1347 и 1348 гг. Первый же государственный университет возник в 1388 г. - это был Кёльнский университет. Ядром университетской системы были факультет искусств, теологии, права и медицины. Факультет искусств давал базовое образование для всех, учащимся преподавали семь свободных искусств, которые были традиционными для Европы: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку [10].
Система высшего образования Германии на начальном этапе находилась под влиянием идеалов европейского образования. Вплоть до ХУШ в. церковь фактически препятствовала развитию естественно-научной концепции университетского образования,
основной акцент делался на теологию. С закатом эпохи Средневековья университетская система пришла в серьезный упадок, в связи с чем были предприняты несколько попыток реформирования, наиболее известной из которых является реформа И. Канта. В работе «Спор факультетов» (Der Streit der Fakultäten) 1798 г. Кант отмечал, что факультет искусств должен занимать такое же положение, как и три других факультета, предлагал назвать его философским факультетом и развивать параллельно с остальными [3]. Таким образом было положено начало не только структурной реабилитации философии в стенах университета, но и плавному смещению акцента в сторону естественно-научных дисциплин в системе немецкого высшего образования. Стоит добавить, что Кант оказал огромное влияние на идеи педагогов не только Германии, но и всей Европы [1].
Первый этап развития системы высшего образования (начало XIX в.) - становление классического немецкого университета, основанного на идеях В. Гумбольдта.
Оккупированная войсками Наполеона Германия в начале XIX в. переживала серьезный кризис, что отразилось и на системе образования. Фактически разоренная страна искала пути выхода из создавшейся ситуации. Занимавший в это время пост министра Вильгельм фон Гумбольдт, философ, лингвист, дипломат и брат известного ученого биолога и физика Александра фон Гумбольдта, осуществил реформу образования [9]. В 1810 г. был учрежден Берлинский университет, представлявший собой прототип новой концепции немецкого университета: единство исследований и обучения. Кроме того, в систему общего образования был включен выпускной экзамен - абитура, окончательно закрывший доступ к высшему образованию низшим слоям населения.
Второй этап (конец XIX - начало XX вв.) - нивелирование степени влияния классических гимназий и введение профессиональной специализации системы высшего образования.
Благодаря реформам Гумбольдта и созданию классических гимназий, бывших едва ли не единственным источником поступления абитуриентов в университеты, в XIX в. стала формироваться гомогенная академическая среда. Базовые планы классической гимназии были идентичны: все школьники читали классические тексты, учили латынь и греческий язык. Но к концу XIX в. стали появляться гимназии нового типа, в которых ученики изучали естественно-научные дисциплины и современные иностранные языки. После продолжительных споров Вильгельм II подписал указ, согласно которому гимназии нового типа были уравнены в статусе с классической гимназией. Это спровоцировало не только создание гетерогенной академической среды, но и специализацию системы высшего образования в целом.
Третий этап (1933-1945) - национал-социалистический, связан с превалированием национальной идеи над научной составляющей.
Университеты Германии славились во всем мире. Однако картина кардинально изменилась с приходом к власти фашистов. Ключевым критерием для отбора на профессорско-преподавательские должности стала национальная принадлежность. В связи с этим многие профессора еврейского происхождения, оказывавшие серьезное влияние на жизнь университетов и составлявшие цвет немецкой науки, были уволены со своих должностей. Ущерб, нанесенный политикой национал-социалистов, даже после окончания Второй
мировой войны долгое время невозможно было восполнить. Система образования поделенной на оккупационные зоны Германии испытала влияние систем образования Франции, США, Великобритании и СССР Тем не менее университеты Германии, за исключением ГДР, почти не подверглись серьезной реструктуризации.
Четвертый этап (1950-е - 1980-е гг.) - вытеснение гумбольдтовской идеи интеграции образования и исследования, постепенная массовизация высшего образования.
Реорганизация научного Общества Кайзера Вильгельма и создание Общества Макса Планка в 1948 г. с целью реабилитации репутации немецкой науки постепенно привели к вытеснению исследовательской составляющей из стен университета, который более не мог серьезно конкурировать с разветвленной сетью научно-исследовательских институтов за государственное финансирование. Это сказывалось и на качестве образования. Однако университет, который долгое время являлся социальным институтом, закрытым для низших слоев населения, пользовался стабильным спросом, и доля абитуриентов, желающих поступить в университет, в период с 1960-х до 1980-х гг. возросла с 6 процентом почти до 50 процентов.
Пятый этап (первая половина 1990-х гг.) - вестернизация университетов восточных земель.
После падения Берлинской стены в связи с политическими и экономическими трудностями было принято решение фактически присоединить систему высшего образования ГДР к системе высшего образования ФРГ, что и произошло за достаточно короткий период с 9 ноября 1989 г. по 3 октября 1990 г. [6]. После этого профессора западных земель провели «инвентаризации» университетов восточных земель, в ходе которой были сокращены 48,8% сотрудников, а также закрыты политически «неблагонадежные» кафедры педагогики, марксизма-ленинизма, юридические, истории и философии. Ситуацию тех лет, с позиции жителей восточных земель, К. Хюфнер описал так: с ГДР умерла «надежность без свободы», а вместо нее с ФРГ пришла «свобода без надежности» [5].
Шестой этап (конец 90-х гг. ХХ вв. - наши дни) ознаменован «болонизацией» и постепенным превращением университетов в финансово-бюрократическую машину при серьезных попытках самоидентификации системы высшего образования. Некоторые немецкие исследователи акцентируют внимание на третьей миссии немецких университетов - трансферте технологий, тесной связи производства и университетов, правда, с учетом некоторых ограничений [8]. Европейский Союз опосредованно, через различные нормативные акты и Маастрихтский договор влияет на формирование образовательных систем, входящих в его состав, что косвенно свидетельствует о европеизации систем высшего образования в странах Евросоюза [4, с. 56]. При этом Германия входит в тройку наиболее успешных стран на международном образовательном рынке - после США и Великобритании: постоянно возрастает как число иностранных студентов, желающих обучаться в Германии, так и число немецких студентов, обучающихся в других странах, прежде всего в США [2, с. 61]. В начале XXI в. в адрес немецких университетов новой формации часто звучала критика относительно «слепого копирования американской модели» [7]. Однако она не совсем справедлива: некоторые ключевые аспекты системы высшего образования и механизмов ее регулирования остаются в Германии традиционными. Необходимо подчеркнуть такие
особенности, как важная роль государства в регулировании процессов системы высшего образования Германии, наличие социальных гарантий для профессорско-преподавательского состава, междисциплинарность учебных программ, бесплатное высшее образование, перенос исследований в академические институты при тесном сотрудничестве с университетами и т.д.
Список литературы:
1. Воробьев, Н. Е. Влияние философии И. Канта на развитие педагогической науки / Н. Е. Воробьев, А. Ю. Шачина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 5(80). - С. 110-114.
2. Глайсснер, О. Ю. Система высшего образования в Германии: великое множество путей / О. Ю. Глайсснер // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2008. -№ 10. - С. 58-64.
3. Кант, И. Спор факультетов / И. Кант // Собр. соч. : в 8 т. Т. 7. - М.: Чоро, 1994. -С. 58-135.
4. Савина, А. К. Образование в Европейском Союзе / А. К. Савина // Проблемы современного образования [Электронный ресурс] : науч.-информ. журн. - 2014. -№ 2. - С. 53-64. - Режим доступа к журн. : http://www.pmedu.ru.
5. Хюфнер, К. Реформирование высшего образования в объединенной Германии / К. Хюфнер // Экономика образования / Современная гуманитарная академия. - 2002. - № 6. - С. 67-71.
6. Bollag, B. In Both East and West, Reunification Will Bring Big Challenges to German Higher Education / B. Bollag // Chronicle of Higher Education. - 1990. - Vol. 37, № 5. - A1.
7. Hochstettler, T. J. Aspiring to Steeples of Excellence at German Universities / T. J. Hoch-stettler // Chronicle of Higher Education. - 2004. - Vol. 50, № 47. - B10.
8. Kruecken, G. Mission Impossible? Institutional Barriers to the Diffusion of the «Third Academic Mission» at German Universities / G. Kruecken // International Journal of Technology Management. Inderscience Publishers. - 2003. - Vol. 25, № 1-2. - P. 18-33.
9. Underbill, J. Humboldt, Worldview and Language / J. Underhill - Oxford University Press, 2013. - 176 p.
10. Wagner, D. L. The Seven Liberal Arts in the Middle Ages / D. L. Wagner. - Indiana University Press, 1983. - 282 p.
Spisok literatury:
1. Vorob'ev, N. E. Vliianie filosofii I. Kanta na razvitie pedagogicheskoi nauki / N. E. Vo-rob'ev, A. Iu. Shachina // Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogichesk-ogo universiteta. - 2013. - № 5(80). - S. 110-114.
2. Glaissner, O. Iu. Sistema vysshego obrazovaniia v Germanii: velikoe mnozhestvo puteï / O. Iu. Glaissner // Alma Mater (Vestnik vyssheï shkoly). - 2008. - № 10. -S. 58-64.
3. Kant, I. Spor fakul'tetov / I. Kant // Sobr. soch. : v 8 t. T. 7. - M.: Choro, 1994. - S. 58-135.
4. Savina, A. K. Obrazovanie v Evropeïskom Soiuze / A. K. Savina // Problemy sovre-mennogo obrazovaniia [Élektronnyï resurs] : nauch.-inform. zhurn. - 2014. - № 2. -S. 53-64. - Rezhim dostupa k zhurn. : http://www.pmedu.ru.
5. Khiufner, K. Reformirovanie vysshego obrazovaniia v ob''edinennoï Germanii / K. Khiufner // Ékonomika obrazovaniia / Sovremennaia gumanitarnaia akademi-ia. - 2002. - № 6. - S. 67-71.
6. Bollag, B. In Both East and West, Reunification Will Bring Big Challenges to German Higher Education / B. Bollag // Chronicle of Higher Education. - 1990. - Vol. 37, № 5. - A1.
7. Hochstettler, T. J. Aspiring to Steeples of Excellence at German Universities / T. J. Hoch-stettler // Chronicle of Higher Education. - 2004. - Vol. 50, № 47. - B10.
8. Kruecken, G. Mission Impossible? Institutional Barriers to the Diffusion of the «Third Academic Mission» at German Universities / G. Kruecken // International Journal of Technology Management. Inderscience Publishers. - 2003. - Vol. 25, № 1-2. - P. 18-33.
9. Underhill, J. Humboldt, Worldview and Language / J. Underhill - Oxford University Press, 2013. - 176 p.
10. Wagner, D. L. The Seven Liberal Arts in the Middle Ages / D. L. Wagner. - Indiana University Press, 1983. - 282 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 5