Естественно-гуманитарные исследования № 1 (51), 2024_215
Источники:
1. Федеральный закон от 26 июня 2014 г. № 172. О стратегическом планировании в РФ.
2. Распоряжение Правительства РФ от 02 февраля 2015 г. №»151-р. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года.
3. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. N° 696. Об утверждении государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий.
4. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05 октября 2015 г. № 944. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
5. Агибалова В.Г. Проектный подход к социально-экономическому развитию сельских территорий в условиях усиления их многофункциональности // Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе: Материалы II Всероссийской (национальной научно-практической конференции с международным участием) / Под общей редакцией Сухановой С.Ф. - Лесниково: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2018. - С. 12-15.
6. Артемова Е.И. Развитие сельскохозяйственной кооперации в Краснодарском крае / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Вестник Академии знаний. - 2018. - №27(4). - С. 41-47.
7. Белкина Е.Н., Зайцева М.В., Абрамян Р.Т. Проблемы развития и самореализации человеческого капитала сельских территорий // Московский экономический журнал. - 2018. - №5-3. - С. 24.
8. Горлова Е.А. Влияние муниципальной реформы на векторы устойчивого развития сельских территорий // Институты местной демократии в управлении экологически устойчивым развитием локальных территорий: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2021. - С. 97-102.
9. Зайцева М.В. Оценка современного состояния сельских территорий Краснодарского края // Итоги научно-исследовательской работы за 2017 год: сборник статей по материалам 73-й научно-практической конференции преподавателей. - 2018. - С. 439-440.
10. Плотникова Е.В. Программы регулирования аграрной экономики и сельского развития / Е.В. Плотникова. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2023. - 145 с.
11. Портал государственных программ Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://monitoring.krasnodar.ru/.
12. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://economy.gov.ru/material/file/a5f3add5deab665b344b47a8786dc902/prognoz2036.pdf.
EDN: BYSACR
Ю.В. Подопригора - к.э.н., доцент кафедры экономики, организации, управления строительством и жилищно-коммунальным комплексом, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Россия, [email protected],
Yu.V. Podoprigora - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics, organization, construction management and housing and communal complex, Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering, Tomsk, Russia;
М.А Крапивко - магистрант архитектурного факультета, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Россия, [email protected],
MA Krapivko - master's student, faculty of architecture, Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering, Tomsk, Russia.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА Г. ТОМСКА В АСПЕКТЕ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PUBLIC PASSENGER TRANSPORT IN THE CITY OF TOMSK IN THE ASPECT OF GREENING THE URBAN ENVIRONMENT
Аннотация. Система общественного транспорта играет важную роль в развитии городов, влияя на качество жизни населения и обеспечивая условия экономического роста. Однако многие города России сталкиваются с проблемой организации пассажирского транспорта, понижая его популярность, что становится причиной установления автомобильно-ориентированной политики внутри города. Такая система существенно повышает загазованность воздуха, нанося глобальный экологический ущерб жителям. Цель исследования - оценка современного состояния развития системы общественного транспорта города Томска и определение ключевых тенденций развития транспортной инфраструктуры в аспекте экологизации. В работе применены сравнительно-аналитический метод и системный подход. В статье отражены проблемы развития общественного пассажирского транспорта г. Томска. На основе показателей внутригородского транспортного обслуживания населения определены характеристики и износ подвижного состава общественного транспорта муниципального образования. Согласно стратегии транспортного развития региона, определены векторы транспортной политики на период до 2035 г. На примере рассматриваемого города выявлена роль общественного пассажирского транспорта в повышении индекса качества городской среды, формирующего социально-экономическое пространство города. Результаты исследования могут быть использованы для принятия мер, направленных на повышение значимости городского пассажирского транспорта и улучшение экологической обстановки в городах.
Abstract. The public transport system plays an important role in the development of cities, influencing the quality of life of the population and providing conditions for economic growth. However, many cities in Russia are faced with the problem of organizing passenger transport, reducing its popularity, which becomes the reason for the establishment of a car-oriented policy within the city. Such a system significantly increases air pollution, causing global environmental damage to residents. The purpose of the study is to assess the current state of development of the public transport system of the city of Tomsk and identify key trends in the development of transport infrastructure in terms of greening. The work uses a comparative analytical method and a systematic approach. The article reflects the problems of the development of public passenger transport in Tomsk. Based on the indicators of intracity transport services for the population, the characteristics and wear of the rolling stock of public transport of the municipality were determined. According to the strategy of transport development of the region, the vectors of transport policy for the period up to 2035 have been determined. Using the example of the city under consideration, the role of public passenger transport in increasing the quality index of the urban environment, which forms the socio-economic space of the city, has been identified. The results of the study can be used to take measures aimed at increasing the importance of urban passenger transport and improving the environmental situation in cities.
Ключевые слова: общественный пассажирский транспорт, электротранспорт, транспортная инфраструктура, индекс качества городской среды, экологизация.
Keywords: public passenger transport, electric transport, transport infrastructure, urban environment quality index, greening.
Общественный транспорт является неотъемлемой частью развития структуры современных городов, играя важную роль в обеспечении удобства и комфорта для жителей городских агломераций. Автобусы, троллейбусы, трамваи, метро и монорельсовые железные дороги предоставляют безопасное, эффективное и экономичное обслуживание пассажиров.
Общественный транспорт обладает огромным количеством преимуществ, которые могут помочь странам достичь целей в области климата и развития. Нет лучшего решения для эффективного, дешевого и экологичного перемещения большого количества людей.
Одним из главных преимуществ общественного транспорта является возможность обеспечения личной мобильности и повышения коммуникационной возможности граждан. Кроме того, общественный транспорт способствует развитию коллективных интересов всего населения города, определяя естественный координационный центр для жителей и формируя удобные и доступные транспортные коридоры. Это способствует экономической и социальной эффективности городской жизни, а также созданию сильных районных центров, которые являются стабильными, безопасными и продуктивными [1,2].
Несмотря на высокую значимость общественного пассажирского транспорта, вопрос его организации стоит достаточно остро в большинстве регионов России в том числе и городах Сибири. Проблематика развития систем общественного транспорта сибирских городов наглядно отражена в трудах Болтенко Ю.А. (г. Омск) и Лермана Е.Б. (г. Новосибирск) [3, 4].
Также вопросы, связанные с повышением социально-экономической значимости городского пассажирского транспорта, рассматривались в научных статьях Захаровой Т.В., Уфимцевой Е.В., Елисеева А.М., Подо-пригора Ю.В., Рахматуллиной А.Р. и других авторов [5].
Однако важным аспектом, который необходимо учесть при рассмотрении повышения значимости общественного транспорта, является экологизация транспортной инфраструктуры города. В данном контексте работы Овчинниковой А.С., Файзуллоева М.А., Киншт А.В., Маловой Е.Д., Дудакова Д.С. приобретают особую важность, определяя ключевую проблему загрязнения городов - массовая автомобилизация [6-8]. Рост числа автомобилей в городе приводит к увеличению выбросов вредных веществ и загрязнению атмосферы. Благодаря исследованиям указанных авторов, становится ясно, что снижение зависимости от автомобилей в городах и переход на более экологически чистые виды транспорта является необходимостью. Авторы предлагают различные решения, такие как развитие общественного транспорта, поощрение использования велосипедов и пешеходных зон, а также внедрение новых технологий для сокращения выбросов [6-8].
Кроме того, на решение вопросов экологизации городов направлено внедрение национальных проектов, ориентированных на улучшение экологической обстановки и сохранения здоровья россиян. Одним из таких проектов является национальный проект «Экология», включающий в себя 10 федеральных проектов, которые охватывают пять основных направлений: утилизация отходов, охрана водных ресурсов, борьба с загрязнением воздуха, сохранение биоразнообразия и развитие экологических технологий. Современная концепция мобильности подчеркивает важность общественного транспорта перед автомобилем [9].
В зарубежных и отечественных исследованиях происходит смещение фокуса концепций пространственного и транспортного развития к проблемам человека с акцентом на обеспечение комфортной среды проживания. В исследовании Комарова В.М., Акимовой В.В. проводится анализ стратегий устойчивой мобильности городов - лидеров рейтинга качества жизни [10].
Качество городской среды можно рассматривать, как одну из важнейших характеристик территории [11]. Методика формирования индекса качества городской среды состоит из 36 индикаторов, характеризующих показатели по всем сферам городской среды, включая и транспортную составляющую [12].
Рассмотрим особенности системы общественного транспорта г. Томска, а также уровень влияния сложившейся транспортной политики на качество среды.
Томск - это старейший в Сибири крупный образовательный, научный и инновационный центр. Город богат памятниками деревянной и каменной архитектуры XVIII-XX веков. Численность населения составляет 551505 человек (по данным на 2023 год). Площадь территории - 314,4 км2.
Система общественного транспорта города представлена крайне несбалансированной структурой. Большинство транспортных услуг предоставляются коммерческими перевозчиками в форме "маршрутных такси", главным образом автобусами ПАЗ. Также в городе функционирует муниципальный электрический транспорт. Результаты социологического исследования, проведенного Сидоровым А.А. и Сапроном Д.В., показали, что 74,7 % жителей Томска предпочитают муниципальный трамвайно-троллейбусный транспорт по сравнению с другими видами общественного транспорта [13]. Это предпочтение обусловлено несколькими факторами:
Во-первых, муниципальный транспорт предлагает более низкие тарифы по сравнению с коммерческими перевозчиками, что особенно привлекательно для студентов и людей с низким доходом, которые стремятся сэкономить на транспортных расходах.
Во-вторых, трамваи и троллейбусы обеспечивают более плавное и комфортное движение, чем автобусы. Они работают на электричестве, что значительно снижает уровень шума и выбросов вредных веществ, что положительно влияет на экологическую обстановку в городе.
В-третьих, трамваи и троллейбусы обычно имеют большую вместимость, что позволяет справиться с высоким пассажиропотоком.
Однако, несмотря на предпочтение муниципального транспорта, стоит отметить, что коммерческие перевозчики также играют важную роль в системе общественного транспорта города. Они предлагают большую гибкость в выборе маршрутов и частоты движения, что может быть удобно для некоторых пассажиров.
Естественно-гуманитарные исследования № 1 (51), 2024_217
Для оценки современного состояния социально-экономического развития системы общественного транспорта рассмотрим характеристики существующего подвижного состава, согласно данным ТГУМП «Трам-вайно-троллейбусное управление» (таблица 1).
Таблица 1 - Внутригородское транспортное обслуживание населения г. Томска
Показатели ед. изм. 2019 2020 2021 2022
¡.Эксплуатационная протяженность пассажирского пути по видам транспорта:
трамвайного км 19,6 19,6 17,85 17,85
троллейбусного км 43,4 43,4 43,4 43,4
привлеченных маршрутных автобусов км 674,8 416,8 447 180
2.Среднесписочное число единиц подвижного состава
трамваев ед. 44 50 49 48,6
троллейбусов ед. 81 75,6 67,5 79,3
привлеченных маршрутных автобусов ед. 555 427 430 373
З.Число маршрутов
автобусов (внутригородского сообщения) ед. 25 18 18 18
трамваев ед. 5 5 5 5
троллейбусов ед. 7 8 8 8
4. Износ подвижного состава
трамваев % 88,6 88,7 90,2 93,1
троллейбусов % 96,9 100 99,5 100
За последние четыре года состояние муниципального транспорта существенно ухудшилось. Показатели износа трамваев и троллейбусов, сигнализируют о критическом состоянии подвижного состава, формируя одну из главных задач по популяризации электротранспорта среди томичей.
Выявление приоритетных задач развития системы общественного транспорта является первостепенной целью для повышения индекса качества городской среды г. Томска.
В таблице 2 представлена динамика индекса качества городской среды г. Томска за период 2018-2022 гг. Согласно данным, общий показатель индекса качества на 2022 г. составляет 202 балла, что на 32 балла больше в сравнении с 2018 г. Показатель качества улично-дорожной сети за последние 5 лет увеличился на 4 балла [14].
Таблица 2 - Индекс качества городской среды г. Томска
Год Тип пространства Итоговый балл
Жилье и прилегающие пространства Улично-дорожная сеть Озелененные пространства Общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства Социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства Общегородское пространство
2018 27 31 24 27 26 35 170
2019 29 28 28 28 27 35 176
2020 27 29 28 27 30 39 180
2021 26 28 27 26 35 38 180
2022 27 35 34 27 40 39 202
Согласно стратегии социально-экономического развития муниципального образования г. Томск до 2030 г. ключевой задачей по улучшению транспортного обслуживания населения является развитие системы общественного пассажирского транспорта, обеспечивающей доставку пассажиров по оптимальному маршруту в кратчайшие сроки, а также внедрение интеллектуальная системы управления общественным транспортом [15]. Показатели стратегии развития общественного транспорта (табл. 3) предполагают положительный рост подвижного состава транспорта общего пользования и сокращение среднего времени ожидания до показателя.
Таблица 3 - Система сбалансированных показателей стратегии г. Томска по улучшению транспортного
обслуживания населения
Наименование индикатора 2020 г. 2025 г. 2030 г.
Пассажиропоток общественного транспорта, млн чел./год 32 71,8 80,8
Среднее время ожидания городского транспорта, мин. 10,0 не более 10 минут
Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, %:
- автобус 20 60 100
- троллейбус 63,3 72,4 80,4
Коммуникационная потребность жителей, спрос на пользование муниципальным транспортом, выдвигает более высокие требования к системе его организации. Необходимо совершенствовать систему городского общественного транспорта, чтобы он стал более комфортным, надежным и доступным для всех граждан.
В г. Томске создано сообщество «Умный транспорт Томска». Общественники и урбанисты г. Томска, отмечают, что в развитии общественного транспорта необходимо учитывать большие инфраструктурные проекты, дорожный ремонт, градостроительную политику города и области. Томску нужно участвовать в федеральных проектах по обновлению транспорта. Положительные примеры такого участия есть в соседних регионах [16].
В настоящее время в Томской области разрабатывается программа комплексного развития транспортной инфраструктуры региона. Предстоит разработать планы по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры, в частности всех видов транспорта, проанализировать состояние дорожной сети.
Важно объективно оценить состояние системы общественного транспорта и результат управляющих воздействий в долгосрочной перспективе [17]. Необходимо, чтобы документы стратегического планирования были нацелены на устойчивое развитие транспортной системы.
Необходимо поддерживать и стимулировать исследования в области транспортных технологий, чтобы создать более эффективные и экологически чистые виды транспорта. Модернизация парка транспортных средств, обновление инфраструктуры и внедрение новых технологий повысит эффективность системы. Разработка мер для снижения стоимости проезда в городском транспорте сделают его более доступным для всех слоев населения. Разработка и внедрение мер безопасности помогут уменьшить количество дорожных происшествий и создать безопасную среду для пассажиров и пешеходов. Развитие науки и инноваций в сфере транспорта играет огромную роль.
Таким образом, решение проблем экологизации городского общественного транспорта требует комплексного подхода и сотрудничества со стороны государства, общественных организаций и граждан. Только совместными усилиями можно создать устойчивые и эффективные транспортные системы, которые будут способствовать развитию городов и повышению качества жизни их жителей. Повышение доступности общественного транспорта является важным шагом к снижению автомобильной экологической нагрузки. Результаты исследования могут быть использованы для принятия мер, направленных на повышение значимости городского пассажирского транспорта и улучшение экологической обстановки в городе.
Источники:
1. Рахматуллина А.Р. Роль общественного транспорта в развитии современных городов / А. Р. Рахматуллина // Вестник университета. 2014. № 8. С. 154-157.
2. Щербанин Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние / Ю. А. Щербанин // Евразийская экономическая интеграция. 2011. № 3(12). С. 65-78.
3. Болтенко Ю.А. Проблемы и перспективы общественного пассажирского транспорта города Омска / Ю. А. Болтенко // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2017. № 2(54). С. 59-66.
4. Лерман Е. Б. Проблемы развития общественного транспорта в Новосибирске и пути их решения / Е. Б. Лерман // Развитие территорий. 2020. № 1(19). С. 66-72.
5. Захарова Т.В. Анализ транспортной политики и ее влияние на социально-экономическое развитие университетских городов России и Франции / Т.В. Захарова, Е.В. Уфимцева, Ю.В. Подопригора и др. // Парламентаризм: региональное измерение, Томск, 1718 апреля 2019 года. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. С. 70-76.
6. Дудаков Д.С. Проблемы транспортного планирования в условиях развития современного градостроительства // AMIT. 2016. №4 (37). С. 205-215.
7. Киншт, А. В. Развитие системы общественного транспорта как один из факторов экологизации городской среды / А. В. Киншт, Е. Д. Малова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2021. Т. 23, № 3. С. 46-57.
8. Овчинникова А. С. Система мероприятий по экологизации транспортной инфраструктуры городов / А. С. Овчинникова, М. А. Фай-зуллоев // Актуальные проблемы строительства, ЖКХ и техносферной безопасности : Материалы V Всероссийской научно-технической конференции молодых исследователей (с международным участием), Волгоград, 23-28 апреля 2018 года / Под общей редакцией Н.Ю. Ермиловой. - Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2018. - С. 49-51.
9. Национальный проект «Экология» [Электронный ресурс]. URL: https://ecologyofrussia.ru/proekt/ (Дата обращения: 05.01.2024).
10. Комаров В.М. Стратегии устойчивой мобильности: лучшие мировые практики / В.М. Комаров, В. В. Акимова // Экономическая политика. 2021. Т. 16, № 1. С. 82-103.
11. Подопригора Ю.В. Индекс качества городской среды, как инструмент городских исследований / Ю.В. Подопригора, И.В. Волч-кова, М.Н. Данилова, Е.В. Уфимцева // Россия и мировое сообщество: проблемы демографии, экологии и здоровья населения: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 29 августа 2018 года. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2018. С. 85-88.
12. Богданова Т. В. Транспортная составляющая комфортной городской среды / Т. В. Богданова, К. А. Евдокимов // Инновации и инвестиции. 2021. № 12. С. 163-170.
13. Сидоров А.А. Городской электротранспорт Томска: социологическое измерение / А.А. Сидоров, Д.В. Сапрон // Урбанистика. 2019. № 4. С. 1 -14.
14. Индекс качества городской среды. [Электронный ресурс]. URL: Индекс качества городской среды (xn—dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai) (Дата обращения: 05.01.2024).
15. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования г. Томск до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.admin.tomsk.ru (Дата обращения: 05.01.2024).
16. Транспортная боль [Электронный ресурс]. URL: https://news.vtomske.ru/details/197046-transportnaya-bol (Дата обращения: 05.01.2024).
17. Белый О. В. Оценка экологически устойчивого развития городского общественного транспорта / О. В. Белый, Л. Д. Баринова, Л. Э. Забалканская // Транспорт Российской Федерации. 2019. № 2(81). С. 31-35.