Научная статья на тему 'Развитие системы общественного контроля в сфере жкх республики башкортостан как фактор становления гражданского общества'

Развитие системы общественного контроля в сфере жкх республики башкортостан как фактор становления гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дубовский Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы общественного контроля в сфере жкх республики башкортостан как фактор становления гражданского общества»

капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на длительный 30-летний период (2014-2043 годы), которой охвачены около 17 тысяч многоквартирных домов. Причем все дома, включенные в республиканскую программу, должны пройти не менее чем одним видом ремонта в течение каждых 10 лет.

При формировании системы капитального ремонта было налажено тесное сотрудничество с нашими коллегами из Самарской области, которые раньше начали запуск этой системы.

В 2014 году получен первый опыт по проведению капитального ремонта домов при реализации краткосрочного годового плана Республиканской программы капитального ремонта, отремонтированы первые 540 многоквартирных домов, в ремонт которых вложено около одного млрд. руб.

На 2015 год планируется уже отремонтировать 920 многоквартирных домов за счет средств господдержки и средств собственников помещений и довести объем ежегодного финансирования капитального ремонта в МКД до 2,4 млрд. руб.

Дубовский А.Н.

руководитель регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Башкортостан, Россия, г. Уфа

УДК 332.8

развитие системы общественного контроля в сфере жкх республики башкортостан как фактор становления гражданского общества

development of a system of social control in the housing sector of the republic of Bashkortostan, as a factor in the development of civil society

Элемент социального партнерства в процессах реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) становится преобладающим. В связи с этим на передний план вышли задачи, связанные с определением роли и возможностей общественных структур в решении данного вопроса. Основная социальная функция, которая возлагается государством на общественные организации, - служить площадкой для обмена мнениями между представителями властных структур и массивом рядовых граждан с тем, чтобы первые могли получать прямые сигналы «снизу» о самых горячих проблемах граждан и адекватно на них реагировать. Именно для этих целей, согласно Указу Президента РФ № 600 от 7 мая 2012 года, организованы Центры общественного контроля в сфере ЖКХ на уровне регионов, предполагающие в том числе консолидацию общественных организаций в выработке общей повестки.

Необходимо отметить, что, по данным разных источников, более половины граждан обеспокоены состоянием сферы ЖКХ. Высокие цены, плохое качество обслуживания, изношенность основных фондов - состояние дел в этой сфере служит темой для обсуждения на всех уровнях управления: от Президента РФ до глав администрации городов и сельских поселений. Вся совокупность проблем ЖКХ ложит-

ся тяжким бременем на обычных людях. Порой собственнику жилья кажется, что он остается со своими сложностями один на один и помощи ему ждать неоткуда. Именно в этой ситуации на помощь гражданам и должно прийти общественное движение, берущее на себя как роль повышения степени самоорганизации общества, так и решение вопросов медиации (разрешение споров) между собственниками и другими субъектами сферы ЖКХ.

Потребление услуг ЖКХ - регулярный, ежедневный процесс воздействия, а следовательно, и воспитания отдельного гражданина и общества. Сущность, содержание, условия и результативность сферы ЖКХ предопределяют факторы и механизмы формирования активности личности, ее гражданской позиции. Поэтому проблема реформирования и модернизации ЖКХ - не только экономическая, но и связана с воспитанием личности и развитием гражданского общества.

В этой связи созданная система общественного контроля не столько дополняет существующие многочисленные виды контроля, сколько переводит решение задач на качественно новый уровень. При этом общественному контролю, воплощенному в форме общественного движения, отводится особая социально значимая роль. Общественное движение - организация

сугубо добровольная, в которой может участвовать любой желающий. Она создает условия для свободной дискуссии по вопросам ЖКХ для формирования важнейших проблемных пакетов и для квалифицированного сотрудничества по их разрешению с государственными и муниципальными институтами.

В последнее время принято большое количество нормативно-правовых актов, планов и проведено множество различных мероприятий. Однако, несмотря на все усилия, существенного изменения положения в жилищных отношениях, к сожалению, пока не произошло. Права собственников жилья, несмотря на дополнительные возможности, предоставленные изменениями в Жилищном кодексе, все еще в полной мере не защищены.

По нашему мнению, для того, чтобы достичь кардинального решения проблемы, необходимо создать ряд предпосылок:

- создание ясной, прозрачной системы расчетов тарифов и платежей за ЖКУ, формирования финансовых результатов у всех участников рынка;

- внедрение прозрачной системы согласования принятия решений, а также мониторинга и контроля деятельности управляющих, ресурсоснабжающих организаций, в том числе с использованием передовых информационных технологий;

- принятие сбалансированной, социально и экономически обоснованной долгосрочной стратегии развития на федеральном, региональном, муниципальном и корпоративном уровне для привлечения частных инвестиций в отрасль.

В настоящее время мы решаем практические задачи по развертыванию системы общественного контроля в сфере ЖКХ.

В соответствии с планом работы Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ открыта постоянно действующая общественная приемная «Центр жилищного просвещения», в 47-ми МО городов и районов РБ сформированы и налаживается работа отделений Центра, организована работа постоянной «горячей линии», организован выпуск газеты «Жилищные ведомости», специальной литературы, проводятся семинары и круглые столы, совместно с РИК Партии «Единая Россия» реализуется проект «Школа грамотного потребителя».

Одной из основных задач Республиканского центра общественного контроля и его подразделений в муниципальных образованиях является организация защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг и повышение эффективности правоприменительной практики в сфере ЖКХ на местах. Повышенное внимание общественности влияет на активность региональных и муниципальных чиновников, вынуждает исполнителей коммунальных услуг оперативно устранять недостатки.

Как показывает опыт, важное значение имеет не только защита прав жителей, но и разъяснение им их обязанностей по содержанию собственного жилья и организации управления своими многоквартирными домами. Поэтому просвещение и общественный контроль, который проводится нашими экспертами сферы ЖКХ, могут сломать сложившуюся в жилищно-коммунальной сфере ситуацию, изменить ее кардинально.

Опыт работы в этом направлении уже есть, предстоит сделать это постоянно действующим инструментом повышения компетентности жителей, управляющих организаций и ТСЖ.

Необходимо взаимодействие и с правоохранительными органами - только у них есть инструменты, которые могут наказать нарушителей, только они могут провести проверку на основании предоставленной им информации, привлечь к ответственности виновных.

Расставляя приоритеты, мы решили начать с наведения порядка в вопросах текущего содержания и ремонта жилого фонда, основой которого должны стать четкие договорные взаимоотношения между гражданами и теми, кто оказывает им коммунальные и иные услуги.

Рабочей группой Госсобрания Башкортостана был разработан проект типового договора между собственниками жилья МКД и управляющими организациями. Сегодня деятельность Центра направлена на то, чтобы этот документ, вносящий более четкую определенность в права и обязанности сторон, был взят за основу при заключении договоров на обслуживание МКД.

Используя мониторинг деятельности управляющих организаций, необходимо при осуществлении лицензирования провести их селекцию, выделив тех, кто добросовестно выполняет свои обязанности, и соответственно поддерживать их на самых различных уровнях, а тех, в чьей работе проявляются очевидные недостатки, призвать их к улучшению деятельности либо отказать в выдаче лицензии. Участники нашего движения - члены лицензионных комиссий будут следовать данному принципу.

Предстоит работа по созданию системы организации капитального ремонта жилищного фонда. Мы нашли понимание у нашего депутатского корпуса и правительства в том, чтобы при создании нормативных подзаконных актов по реализации регионального закона о капремонте были предусмотрены меры общественного контроля на всех этапах этой работы.

Региональный Центр общественного контроля берет на себя также организацию мониторинга исполнения законодательства в сфере ЖКХ, внесение предложений по его совершенствованию.

22

Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 1 (11), 2015

Таким образом, Региональный Центр общественного контроля РБ активно взаимодействует с органами государственной власти, научными и образовательными учреждениями для разработки и внедрения наиболее эффективных социально-экономических механизмов и инструментов интеграции функций общественного контроля в систему управления ЖКХ.

Для нас в общественном контроле в сфере ЖКХ главное - это создание атмосферы сотрудничества региональной, местной власти и граждан, общественных организаций и движений в этой непростой сфере. Деловой, прагматичный характер этих отношений

- залог нашего продвижения по решению сложных вопросов функционирования ЖКХ, сбережения нашего жилого фонда, развития инфраструктуры ЖКХ.

Уверен, что системе общественного контроля в сфере ЖКХ удастся пробудить и направить энергию общественной самоорганизации народа на налаживание продуктивного диалога всех участников жилищных отношений: населения, власти, управляющих компаний, ТСЖ и ресурсоснабжающих организаций, что станет существенным вкладом в развитие гражданского общества нашей республики и страны в целом.

Пудовкин А.Н.

кандидат технических наук, декан строительного факультета Кумертауского филиала ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Россия, г. Кумертау

УДК 332.8

опыт кумертауского филиала огу по подготовке кадров в сфере жкх и строительства

experience of kumertau branch of osu in training professionals in the field of housing and construction

Основная цель деятельности вузов состоит в развитии и поддержке научных исследований как основы фундаментализации образования, как базы подготовки работников квалифицированного труда в соответствии с потребностями государства и общества. Предъявляются все более высокие требования к творческим, интеллектуальным, коммуникативным способностям и профессиональным качествам. И ответить на эти требования может тот, кто получил полноценное образование, чтобы в нужный момент найти необходимую информацию и оптимально ею воспользоваться, эффективно строить взаимоотношения с окружающими, интегрироваться в поликультурный и полиэтнический социум, устанавливать и сохранять деловые партнерские отношения.

В состав строительного факультета Кумертауского филиала ОГУ входят три кафедры, две из которых выпускающие:

- городского строительства и хозяйства;

- производства строительных материалов, изделий и конструкций.

Общая численность студентов по очной, заочной, заочной ускоренной формам обучения на факультете 797 человек.

Подготовка студентов ведется по двум специальностям: 270105.65 Городское строительство и хозяйство; 270106.65 Производство строительных материалов, из-

делий и конструкций; направлению подготовки 270800 Строительство по трем профилям: Городское строительство и хозяйство; Производство строительных материалов, изделий и конструкций; Техническая эксплуатация объектов жилищно-коммунального хозяйства.

В образовательном процессе при выполнении расчетно-графических работ, курсовых работ, курсовых проектов и выпускных квалификационных работ используются лицензированные программные продукты, такие как:

- AutoCAD;

- Компас 3D;

- Microsoft Visio;

- Гранд Строй-Инф;

- Гранд-смета;

- Стройконсультант ГАРАНТ;

- Allplan;

- Архикад.

Также во время обучения нашим студентам предлагается широкий перечень учебных программ подготовки, которые помогут в дальнейшем стать конкурентно-способными специалистами в области строительства.

Ежегодно выпускные квалификационные работы студентов строительного факультета занимают призовые места в региональных и всероссийских конкурсах ВКР.

25 ноября 2014 года в г. Самаре проходил II (региональный) тур Всероссийского конкурса выпускных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.