Научная статья на тему 'Развитие системы образования в Оренбургской губернии в 1921-1925 гг'

Развитие системы образования в Оренбургской губернии в 1921-1925 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
516
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКПУНКТЫ / НЕГРАМОТНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛА-КОММУНА / ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОЕ УЧЕНИЧЕСТВО / POINTS OF ILLITERACY LIQUIDATION / ILLITERACY / PHYSICAL EDUCATION / SCHOOL-COMMUNE / FACTORY TRAINING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Томина Елена Фёдоровна

В статье рассматриваются региональные особенности процесса развития системы образования на территории Оренбургской губернии. Раскрывается деятельность подотдела, который прилагал все усилия для того, чтобы были открыты трудовые, опытно-показательные и летние школы. Подотдел поставил себе задачу ликвидировать неграмотность как среди детей школьного возраста, так и среди взрослого населения. Школы фабрично-заводского ученичества стремились прикрепить к предприятиям для всестороннего материального обеспечения. Особое внимание как со стороны парторганизаций, так и со стороны профсоюзов уделялось физическому воспитанию. Особое значение физкультура приобретала в деле военизации профсоюзных масс. После тяжелого периода (1921-1922 годы), массового голода комиссия по борьбе с неграмотностью (губграмчека) приняла решение развернуть дополнительные сезонные ликпункты (т. е. пункты по ликвидации неграмотности). Для всего охвата образовательных учреждений учителями была организована губернская инструкторская школа в городе Оренбурге. Также возросло количество детских домов и детей, пребывающих в них. По сравнению с 1923-1924 годами, в 1925 году их количество значительно уменьшилось. В 1924 году в Орском уезде при полной поддержке Кирнаркомпроса была создана школа-коммуна для киргизских детей на 80 человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of education in the Orenburg Province in the 1921-1925

Regional features of the process of development of education system in the Orenburg Province and expanded activities subdivision, which has made every effort to ensure that employment, research and demonstration and summer schools have been opened, are in the article. Branch has set itself the task to eliminate illiteracy as the school-age population and the adult population. Schools factory training sought to attach to the enterprises for comprehensive material support. Particular attention was paid to physical education on the part of the Communist Party organisations, and by the trade unions. Of particular importance are acquired in the exercise of trade union mass militarisation. After a difficult period of 1921-1922, famine commission to combat illiteracy identified deploy additional seasonal points of illiteracy liquidation. For coverage of all educational institutions teachers what was organized were by the provincial training schools in the city of Orenburg. Also what increased the number, were children’s homes and children who came to them. In comparison with the years 1923-1924, by 1925 their number decreased significantly. In 1924 in Orsk district with the full support school-commune for Kyrgyz (in fact, Kazakh) children, of which there were 80 people, it was created.

Текст научной работы на тему «Развитие системы образования в Оренбургской губернии в 1921-1925 гг»

УДК 37.015(470.56)

Томина Елена Федоровна

кандидат педагогических наук Оренбургский государственный университет teador17@yandex.ru

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1921-1925 ГГ.

В статье рассматриваются региональные особенности процесса развития системы образования на территории Оренбургской губернии. Раскрывается деятельность подотдела, который прилагал все усилия для того, чтобы были открыты трудовые, опытно-показательные и летние школы. Подотдел поставил себе задачу ликвидировать неграмотность как среди детей школьного возраста, так и среди взрослого населения. Школы фабрично-заводского ученичества стремились прикрепить к предприятиям для всестороннего материального обеспечения. Особое внимание как со стороны парторганизаций, так и со стороны профсоюзов уделялось физическому воспитанию. Особое значение физкультура приобретала в деле военизации профсоюзных масс. После тяжелого периода (19211922 годы), массового голода комиссия по борьбе с неграмотностью (губграмчека) приняла решение развернуть дополнительные сезонные ликпункты (т. е. пункты по ликвидации неграмотности). Для всего охвата образовательных учреждений учителями была организована губернская инструкторская школа в городе Оренбурге. Также возросло количество детских домов и детей, пребывающих в них. По сравнению с 1923-1924 годами, в 1925 году их количество значительно уменьшилось. В 1924 году в Орском уезде при полной поддержке Кирнаркомпроса была создана школа-коммуна для киргизских детей на 80 человек.

Ключевые слова: ликпункты, неграмотность, физическое воспитание, школа-коммуна, фабрично-заводское ученичество.

В начале 1920-х годов, несмотря на тяжелые материальные условия, количество школ увеличивалось, а количество учителей, наоборот, стремительно уменьшалось. Союз работников просвещения предлагал открыть в 1921 году краткосрочные курсы по подготовке учительства в Оренбурге, Орске, Исаеве, Кустанае, Покровке, Петровском, Шарлыке и Темире. На работе школы, особенно в деревнях, отражалось отсутствие как учебников и учебных пособий, так и канцелярских товаров, например, на 10-15 учеников приходилось 2 карандаша и 1 перо.

В губернии большое количество детей и подростков не имели возможности посещать трудовую школу и оставались неграмотными. Таких подростков по губернии насчитывалось около 200 тысяч. На долю школьного подотдела выпадала обязанность сделать их грамотными, также требовалось ввести всеобщее обязательное обучение подростков в дополнительных школах с двухлетним курсом, придавая им характер передвижных для обслуживания мелких хуторов. В 1921 году предполагалось открыть 240 таких школ [2]. Школьный подотдел поставил себе задачу организовать опытно-показательные школы (по крайней мере по одной в каждом уезде). Но пока имелась только одна опытно-показательная школа в Воздвиженском совхозе Оренбургского уезда, еще одна была организована в г. Орске.

Кроме опытно-показательных школ, трудовой школы, важную роль, безусловно, играла летняя школа, где занятия проводились не в «душной коробке» - классе, а в поле, лесу и на огороде. Обучение происходило путем опытов, наблюдения и изучения природы; сбора коллекций, гербариев, лекарственных растений и других материалов для зимней работы; разведения и обработки школьных

садов и огородов. Школьный подотдел прилагал все усилия к тому, чтобы летние школы были организованы в возможно большем количестве, и рассчитывал на успех, если земотделы окажут в этом направлении должное содействие и население пойдет навстречу.

Подотдел единой трудовой школы уделял большое внимание физическому воспитанию учащихся. В городе уже имелось до 25 учителей и инструкторов по физическому развитию, в феврале или марте предполагалось открыть курсы учителей физического воспитания для уездов. Местные партийные и профессиональные организации уделяли недостаточно внимания работе по развитию физической культуры, не существовало соответствующих условий для ее развития: инвентаря и т. п. Усиливалось внимание к физкультуре как со стороны парторганизаций, так и со стороны профсоюзов. Особое значение приобретала физкультура в деле военизации профсоюзных масс. Проводя эту работу, союзы усиливали свое внимание к организации тиров, стрелковых секций при кружках физкультуры, снабжали союзные библиотеки и читальни необходимым количеством литературы, организовывали кружки военных знаний, способствуя усвоению массами военных навыков [1].

Школ по ликвидации неграмотности на 1 января 1921 года числилось: в городе Оренбурге -28 (58 групп) при 979 учащихся, в Орском районе - 90 при 1 830 учащихся, в Темирском - 15, Актюбинском - 25, Илецком - 26, Покровском -80 при 485 учащихся, Краснохолмском - 15 при 1 200 учащихся, Петровском - 12 при 450 учащихся, Исаевском - 30, Шарлыкском - 300 с 6 000 учащихся, Иргизском - 4, Кустанайском - 80, Оренбургском - 74, Адамовском - 30 русских и 170 киргизских. Всего в губернии было 979 школ [2].

© Томина Е.Ф., 2016

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2016

47

На заседании коллегии Оренбургского губпро-фобразования решился вопрос об открытии техникума путей сообщения в Оренбурге, которое состоялось 22 августа 1921 года. Ему предоставлялась в полное распоряжение школа 1-й ступени (бывшее железнодорожное училище), которое необходимо было оборудовать [5]. В период с 1920 год по1924-1925 годы в техникуме было обучено 44 тысячи человек.

7 сентября 1921 года на заседании СНК Киргизской АССР (КАССР) было решено открыть сельскохозяйственный техникум в Оренбурге [11, с. 256] и подтвердить прежнее постановление Совнаркома об его открытии [11]. Народному комиссариату финансов (Наркомфину) было поручено обеспечить сельскохозяйственный техникум необходимыми средствами. Также техникуму было предоставлено здание бывшей духовной семинарии.

Тщательная организация и правильная постановка дела в школах фабрично-заводского ученичества являлась главной работой, целью которой являлось создание новых кадров технически грамотных рабочих. Оренбургский губернский исполнительный комитет в соответствии с постановлением Совнаркома КаССР от 14 декабря 1921 года принял решение: «Все школы рабочей молодежи (фабрично-заводского ученичества) прикрепляются к предприятиям с возложением на них технического оборудования и хозяйственного содержания школы, снабжения продовольствием и продуктами первой необходимости наравне с рабочими и служащими предприятий». Предприятиям, где работали подростки и не было школы фабрично-заводского ученичества, надлежало произвести их регистрацию и под руководством губпрофобразо-вания приступить к организации школы.

При малом количестве подростков на предприятиях школа могла создаваться и прикрепляться к нескольким предприятиям. Согласно возложенным обязанностям, заводоуправлению необходимо было выделять из подведомственного ему состава достаточный штат лиц, которые смогут вести как специальные технические занятия с учениками в школе, так и практические в мастерских. Преподаватели общеобразовательных предметов командировались губпрофобром» [6].

Из-за неурожая 1921 года заметно сократилась сеть школ и культурно-просветительных учреждений. На первый план выдвинулась задача спасения детей от голодной смерти. Многие школы превращались в питательные пункты. К 1923 году число детских домов возросло до 153. Вследствие недостатка бюджетных средств хозяйственное содержание многих сельских школ передавалось на обслуживание самого населения, клубы переводились на хозяйственный расчет.

В 1923 году сеть школ, профессионально-технических учебных заведений, культурно-просвети-

тельных учреждений губернии стали постепенно восстанавливаться.

В 1923/24 учебном году функционировало 142 сезонных ликпункта, на которых было обучено 3 142 человека [3]. По данным учета, численность неграмотного населения выражалась следующей цифрой: 70 512 человек, из которых главная масса приходится на город Оренбург - 3 863, Оренбургский уезд - 45 147, Каширинский уезд - 15 423, Орский уезд - 5 709.

В 1924/25 учебном году на Оренбургском рабфаке училось 439 студентов, из них 111 - на подготовительном отделении, которое состояло почти из одних киргизов. Экономическое положение рабфака было удовлетворительным, хотя и оставляло желать лучшего [10].

В соответствии с местным бюджетом было утверждено на всю губернию 59 годовых ликпун-ктов, что составляло 25 % планового предположения. Отпущенные единицы по территории распределялись следующим образом: Оренбург - 18, Оренбургский уезд - 19, Каширинский уезд - 10, Орский уезд - 12 [3].

Комбинируя различные средства (отправляя в сезонные ликпункты отпущенные годовые единицы, допуская на местах двойную нагрузку и 50 % оплаты по совместительству) комиссия по борьбе с неграмотностью (губграмчека) наметила развернуть 292 сезонных ликпункта, охватывая ими примерно до 10 тысяч человек. Охват неграмотного населения происходил в следующем порядке: а) в первую очередь - допризывники 1902-1903 г. р., оставшиеся необученными, 1904 г. р. (всего 887 человек); б) члены партии и РЛКСМ, число неграмотных среди которых не превышало тысячи человек; в) членов профсоюзов в общей массе до 600 человек, не включая сюда союзы горнорабочих и раб-землеса; г) остальную массу обучаемых составляло неграмотное неорганизованное население, примерно до 7 тысяч человек, из которых до 6 тысяч человек приходилось на крестьянство.

Для учебного руководства работой ликпунктов, групп и одиночек, а также для подготовки новых кадров работников в городе Оренбурге существовала губернская инструкторская школа. На местах из-за недостатка отпускаемых на губернию государственных единиц уездные инструкторские школы создавались за счет местных средств. Результаты работы губернской инструкторской школы выражалась в следующем: 1) с ноября подготовлено 50 работников, из которых половина послана в уезды; 2) проведен устный и письменный инструктаж работников ликпунктов путем объездов, обследований и обмена информационно-методическими письмами; 3) осуществлена показательная работа с группами обучающихся.

В области снабжения массовыми учебными пособиями губерния находилось в зависимости

от Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ), от которой в 1924 году было получено 3 759 букварей, 5 011 журналов «Долой неграмотность», 208 программ ликпунктов. Учитывая запас предшествующих лет - 17 тысяч букварей и тысячи азбук -можно сказать, что учебными пособиями губерния была обеспечена, за исключением книг для чтения после букваря. Канцелярскими принадлежностями в достаточном количестве был обеспечен только Оренбург, на местах в начале года ощущался острый недостаток канцелярских принадлежностей, так как деньги из местного бюджета не были своевременно ассигнованы. Благодаря специальному ассигнованию средств из фонда Чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности (грамчека), уезды были временно обеспечены канцелярскими принадлежностями [3].

В 1924 году (по состоянию на 1-й квартал) сеть ликпунктов в городе и на местах была развернута более чем на одну треть. Так, в городе Оренбурге работало 26 ликпунктов, в которых было 780 обучающихся, в Оренбургском уезде - 34 ликпун-кта (1 190 обучающихся), в Каширинском уезде -40 ликпунктов (2 000 обучающихся), в Орском уезде - 40 ликпунктов (1 000 обучающихся).

Кроме того, в Оренбурге существовало 12 школ малограмотных (240 обучающихся), в Орском уезде - 2 школы (50 обучающихся).

За счет общественных сил и средств помимо указанной сети школ в Оренбурге работало 7 лик-пунктов и 4 профессиональных союза.

По генеральному договору с союзом Рабземлес проводил в губернии обучение тысячи батраков за счет средств союза. По договорам грамчека с союзами деревообделочников, советских работников и коммунального хозяйства установлено индивидуально-групповое обучение 75 человек (за счет союзов) [3].

29 ноября 1924 года в Орском уезде по почину Орского уездного исполнительного комитета при полной и всесторонней поддержке Кирнарком-проса было принято решение создать школу-коммуну на 80 человек для киргизских детей. Местом открытия школы была выбрана Домбаровская волость как часть уезда, имеющая почти исключительно киргизское население [7]. Орский уездный исполнительный комитет (уисполком), сознавая всю важность открытия школ для обучения киргизского населения, создал сметно-плановое предположение и, получив через губоно тысячу рублей, немедленно приступили к организации школы-коммуны. В соответствии с заключенным договором, за 2-3 месяца напряженной работы были приспособлены дома под школу, интернат, баню; заготовлено топливо; помещения оборудованы классным и для жилья инвентарем. 15 октября школа-коммуна была открыта и к 25 октября имела

72 записавшихся. Среди них было 4 члена РЛКСМ, остальные - дети-киргизы, исключительно сироты, и дети бедняков в возрасте от 8 до 14 лет. Дети снабжались одной сменой белья, было налажено регулярное питание, произведена заготовка пищевых продуктов на зиму, занятия обеспечивались достаточным количеством учебников [7]. В школе-коммуне с 1 октября были введены две педагогические единицы - заведующая и учитель, а также две технические - кухарка и сторож. Детей разделили на две группы, посещаемость составила 100 %, пропусков не наблюдалось [7].

Возраст выпущенных из ликпунктов (всего их было 113) ограничивался за самыми малыми исключениями 16-25 годами [9].

В 1925 году работало 53 ликпункта, в которых обучалось 1 563 человека. Их окончили 905 человек, из которых в одиннадцати ликпунктах обучались киргизы (234 человека, окончили 129), в четырех ликпунктах - татары (91 человек, окончили 49) [8].

В г. Орске работали две школы для технически малограмотных взрослых (обучалось 83 человека, окончили 37 человек). Эти школы обслуживались главным образом силами уисполкомов (уоно). В целом работа библиотек, читален, школ, ликпунктов протекала более или менее нормально. Препятствия встречались главным образом материальные [8].

Оренбургский губисполкомом отдела народного образования (губоно) предоставлял сведения о состоянии народного образования и культурно-просветительской работы в губернии. Из дошкольных учреждений в Оренбурге на 1925 год имелось два детских дома на 225 детей и 5 детских садов с 364 детьми, из которых один - татарский. Других дошкольных учреждений не было. Воспитательно-образовательная работа в детских садах и дошкольных домах велась по программам Государственного ученого совета (ГУС) с 1923-1925 годов. Детское управление организовывало работу по прививанию детям навыков коллективной жизни. Сеть дошкольных учреждений обслуживала самый незначительный процент детей. По данным губ-статбюро, в Оренбурге детей дошкольного возраста насчитывалось 9 635 человек, обслуживалось садами - 3,8 % [4, л. 71,75].

Существовало несколько типов детских домов: для детей школьного возраста - 9, дошкольного возраста - 2, для дефективных детей - 4, для детей смешанного возраста - 1 (дом беспризорного ребенка). Количество детских домов и детей в сравнении с 1923/24 учебным годом значительно уменьшилось, так как все время велась работа по отправке детей к родственникам, родителям и в другие губернии по месту жительства. Распределение детей детдома по семейному и социальному положению было следующим: сирот - 69,

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 5, 2016

49

полусирот - 28, имеющих родителей - 3, детей рабочих - 38, крестьян - 4, ремесленников - 2, служащих - 7, свободных профессий, торговцев и промышленников - около 1.

В школах и детских домах широко применялось самообслуживание: воспитанники занимались уборкой помещений, мытьем полов, приготовлением пищи, пилкой и колкой дров и др.; часть детей обучалась ремеслам на разных производствах: в школе сапожного ремесла - 80 человек, в школах кройки и шитья, шляпно-пошивочной мастерской - 60, при совхозе губоно - 20, всего в производстве было занято 160 человек. Кроме того, 267 человек было занято в организованных при детских домах сапожных, столярных, жестяных, переплетных и других мастерских. Частично было проведено в жизнь мероприятие, касающееся создания при детском городке производственных артелей - сапожной, столярной и других.

Работа, организованная в начале 1924 года ОДД в направлении борьбы с детской беспризорностью, давала реальные результаты. Общество в течение 1924/25 учебного года содержало детский дом, имевший постоянно до 22 детей. Кроме того, членами общества оказывалась помощь в работе по обследованию нуждающихся в опеке детей. Члены общества привлекались в качестве опекунов. В 2004 году этими учреждениями была осуществлена следующая работа: социально-правовая охрана несовершеннолетних (СПОН) - принято 407 человек, оказана помощь на дому - 147, учреждено опек - 164, патронировалось организациями - 13, патронировалось частными лицами - 18, выдано средств на проезд к родителям - 186, оказана юридическая помощь - 199, устроено на работу -16, оказаны другие виды помощи - 27 (всего 1 177 человек) [4].

По учету через кварткомы на 1924/25 учебный год в городе числилось 3 863 неграмотных, было развернуто 37 ликпунктов и 14 школ малограмотных, обучено 1 480 человек. В городе работали 2 школы повышенного типа для взрослых, по 5 групп в каждой. Количество учащихся в 1923/24 учебном году составляло 458, в 1924/25 учебном году - 321 человек. Окончили курс в 1924/25 учебном году 65 человек [4].

Из общего количества учреждений, подведомственных отделу народного образования, некоторые заведения были специально предназначены для нерусских национальностей (татар). Вся сеть просветительных учреждений города в 1924/25 учебном году обслуживалась 505 работниками просвещения (из них членов РКП(б) - 44,

или 8,7 %). Работники просвещения распределялись следующим образом: а) соцвоспитание -408 человек, б) профобразование - 62 человека, в) политпросвещение - 35 человек» [4].

В течение 1923/24 учебного года в целях повышения квалификации работников просвещения города были проведены следующие мероприятия: городская 10-дневная конференция, в которой приняли участие 120 человек; одномесячные курсы, где проходили обучение 200 человек; курсы для безработных, на которых обучались 85 человек. Всего в данных мероприятиях приняли участие 405 человек [4].

В 1924/25 учебном году были организованы: двухнедельная конференция для учителей школ 1-й ступени, двухнедельная конференция для учителей школ 2-й ступени; двухнедельная конференция учителей школ фабрично-заводского ученичества и двухнедельные библиотечные курсы-практикумы.

Таким образом, в период с 1920 по 1925 годы Оренбург получил новый статус, став столицей образованной Киргизской АССР. Преобладание административно-командных, ускоренных методов обучения грамоте населения как меры государственного принуждения в Оренбургской губернии не всегда достигало определенных результатов, а, наоборот, нередко тормозило его. Тем не менее благодаря грандиозной плановой работе, проведенной подотделами единой трудовой школы и коллективами заводов, включая рабочих и крестьян, наша страна поднималась из разрухи и голода, хотя у большинства отсутствовал интерес и потребность в образовании. Правильное воспитание детского населения с опорой на трудовое воспитание готовило наш народ к дальнейшему жизненному этапу.

Библиографический список

1. ГАОО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 1063. - Л. 213-214.

2. ГАОО. - Ф. 450. - Оп. 1. - Д. 100. - Л. 246252.

3. ГАОО. - Ф. 450. - Оп. 1. - Д. 205. - Л. 17-18.

4. ГАОО. - Ф. 450. - Оп. 1. - Д. 245. - Л. 65-75.

5. ГАОО. - Ф. 453. - Оп. 1. - Д. 2. - Л. 79.

6. ГАОО. - Ф. 453. - Оп. 1. - Д. 25. - Л. 4.

7. ГАОО. - Ф. 7. - Оп. 1. - Д. 237. - Л. 434-435.

8. ГАОО. - Ф. 7. - Оп. 1. - Д. 297. - Л. 58-59.

9. ГАОО. - Ф. 747. - Оп. 1. - Д. 254. - Л. 385.

10. ГАОО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 515. - Л. 6-7 об.

11. Культурное строительство в Казахстане: сб. документов и материалов / под ред. М.А. Аб-дулкадырова, С.М. Бейсембаева и др. - Т. 1. 19181932 гг. - Алма-Ата: Казахстан, 1965. - 567 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.