Научная статья на тему 'Развитие системы образования в Королевстве Бахрейн и ее влияние на общее экономическое развитие страны'

Развитие системы образования в Королевстве Бахрейн и ее влияние на общее экономическое развитие страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НЕФТЬ / ИНОСТРАННЫЕ КАДРЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / EDUCATION / ECONOMIC DEVELOPMENT / OIL / FOREIGN PERSONNEL / FINANCING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшкова Людмила Юрьевна

В статье анализируется система образования Королевства Бахрейн, исходя из исторического ракурса и современного состояния, оцениваются ее перспективы. Обосновываются основные проблемы, и рассматриваются основные возможные пути их преодоления. Анализ современного состояния системы образования и перспектив развития может способствовать совершенствованию образовательного процесса и может быть полезными для проведения дальнейших реформ в области образования, в частности при изучении влияния образования на политическую и экономическую сферы и его роли в общем развитии страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of educational system in the Kingdom of Bahrain and its impact on the overall economic development

The article examines educational system of the Kingdom of Bahrain, on the basis of historical perspective and current situation and estimates its prospects. Substantiates the main problems and examines the main ways to overcome them. The analysis of the current situation of education system and its prospects can contribute to favour the development of educational process, and may be useful for further reforms in education, through analyze effects of education on political and economic sphere and its role in the overall development of the country.

Текст научной работы на тему «Развитие системы образования в Королевстве Бахрейн и ее влияние на общее экономическое развитие страны»

ОБЗОРЫ

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В КОРОЛЕВСТВЕ БАХРЕЙН И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ

Л.Ю. Горшкова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируется система образования Королевства Бахрейн, исходя из исторического ракурса и современного состояния, оцениваются ее перспективы. Обосновываются основные проблемы, и рассматриваются основные возможные пути их преодоления. Анализ современного состояния системы образования и перспектив развития может способствовать совершенствованию образовательного процесса и может быть полезными для проведения дальнейших реформ в области образования, в частности при изучении влияния образования на политическую и экономическую сферы и его роли в общем развитии страны.

Ключевые слова: образование, экономическое развитие, нефть, иностранные кадры, финансирование.

Развитие системы образования для правительства Бахрейна обусловлена рядом факторов. Во-первых, образование — это центральная проблема, занимающая ведущее место среди приоритетных интересов и государства и общества, так как оно неразрывно связано и неизбежно влияет на развитие общества в целом. Во-вторых, изучение проблем, с которыми сталкивается образование, необходимо для координации усилий по улучшению общей ситуации в стране, поскольку ни одна реформа не может быть успешно проведена без реформирования системы образования и любое развитие должно опираться на комплексное развитие образования.

Основные цели данной статьи: рассмотреть систему образования Королевства Бахрейн, проанализировать влияние образования на развитие страны, изучить проблемы, с которыми сталкивается образование в Королевстве Бахрейн, и определить перспективы его дальнейшего развития.

Информационной базой стали прежде всего работы отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением историей становления национальных систем образования в странах Азии и Африки, таких как Алсаяд Мохамед Джаафар, В.М. Филиппов, И.А.З. Айдрус, В.А. Кальней, С.Е. Шишов, а также были использованы аналитические данные, опубликованные в виде отчетов Education

at a Glance 2010, Global Education Digest 2010: Comparing Education Statistics Across the World, The Report Bahrain 2010, Best of Bahrain, а также материалы, размещенные на сайтах Центрального банка Бахрейна и Министерства образования Королевства Бахрейн.

Характеристика образовательной системы Королевства Бахрейна

Система образования Королевства Бахрейн имеет не очень длительную историю становления и развития. Свое начало она берет с создания школы Хадайя Халифийя в 1919 году в аль-Мухардаке. В дальнейшем сеть школ неуклонно расширялась.

В 1930 г. была введена единая система образования для представителей всех социальных слоев и религиозных общин. Также произошло слияние шиитских и суинитских школ.

С 1940 г. начался процесс становления новой системы образования через реализацию ряда крупнейших и кардинальных проектов, главным результатом которых стало введение новой градации образовательных уровней: дошкольного, начального и среднего. Системы высшего образования как такового в стране не существовало, так как не было высших учебных заведений. Молодые люди, желающие получить высшее образование, уезжали на учебу в Бейрут, Каир, Багдад и Лондон.

Становление новой системы образования обусловило коренные изменения в бахрейнском обществе. Так, именно в это время, в начале 20-х гг. в Персидском заливе произошли события, которые совершенно изменили его роль и значение в мире. В княжествах района была обнаружена нефть, и сегодня доля нефтяной промышленности аравийских монархий составляет более половины их ВВП. Королевство Бахрейн не является исключением. В настоящее время отрасль полностью контролируется нефтегазовым госконцерном «Бахрейн Петролеум Ко» (БАПКО). Таким образом, динамичное развитие нефтяной промышленности требовало развитие системы образования, так как страна нуждалась в квалифицированных кадрах.

Современная система образования Государства Бахрейн включает в себя следующие основные ступени:

— начальное образование, длительностью шесть лет;

— среднее общее образование, длительностью пять (шесть) лет;

— высшее образование (послесреднее и университетское), длительностью от трех до четырех лет.

В высшие учебные заведения Бахрейна принимаются лица, имеющие свидетельство об общем среднем образовании. После четырех лет обучения в университете присваивается степень бакалавра (Bachelor, BA); после еще одного года обучения можно получить степень магистра.

Бахрейнцы получают бесплатное образование. Уровень грамотности среди взрослого населения — 86,5%. В Королевстве на 2008/2009 гг. насчитывалось 268 школ, 65 из них — частные. В 2008—2009 уч. году было зачислено 125 614 учащихся на всех уровнях образования, из них 62 172 — в частные школы [2].

Вузы представлены 15 университетами, крупнейшие из которых Бахрейнский университет и Арабский университет Залива. Общая численность студентов 125 603 тыс. человек (2009/2010 уч. год), из них 82,305 тыс. — женщины, преподавателей 15,378 тыс. [5]. Немало бахрейнцев предпочитают учиться за рубежом, в основном в США и Великобритании.

Влияние образования на экономическое развитие Королевства Бахрейн

Уровень развития образования можно рассматривать как один из важнейших индикаторов состояния экономики страны. Сфера образования является основным фактором развития и усиления интеллектуального потенциала общества, его самостоятельности и конкурентоспособности.

Существенное влияние на развитие как системы образования в целом, так и отдельных ее уровней оказывает демографическая ситуация в стране. Население Бахрейна в 2010 г. составило 1 млн 214 тыс. человек. Количество иммигрантов (в основном из азиатских стран) составляет 67% экономически активного населения страны. Средняя продолжительность жизни: мужчины — 73, женщины — 80 лет [3]. Трудоустройство молодежи остается одной из основных задач правительства.

Согласно классификации ООН, индекс социально-экономического развития (HDI) Бахрейна равен 0,866 — четвертое место среди арабских стран и 41-е место в мире. По этому показателю он отнесен к первой группе государств с высоким уровнем качества жизни (High human development).

Бахрейн, будучи самой маленькой страной из шести арабских стран Персидского залива как по территории, так и по населению, не уступает соседям в удельном весе иностранной рабочей силы в национальной экономике, и эта доля растет из года в год и составляет порядка 59% (2000 г.), и 67% в 2001 г., а число международных мигрантов в Королевстве Бахрейн 295 тыс. человек (2005 г.), чему способствовало введение режима свободного получения визы. Более того, предполагается, что этот процент в дальнейшем будет увеличиваться, если официальные власти будут продолжать проводить прежнюю политику под предлогом нехватки национальной рабочей силы, ее плохой профессиональной подготовки и дороговизны. Подавляющее большинство мигрантов составляют граждане Индии (150 тыс. человек) [5] Остальные мигранты представлены выходцами из Филиппин, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки, Таиланда. Большая часть экспатриантов занята в частном секторе и сфере услуг.

Бахрейнцы составляют большинство лишь в нефтегазовом секторе. Даже активно поддерживаемая государством программа «бахрейнизации» не ограждает работодателей от использования дешевой иностранной рабочей силы.

Доминирование иностранной рабочей силы в экономике королевства часто приводит к возникновению правовых и социальных коллизий. В связи с многочисленными случаями нарушения режима пребывания со стороны иностранных рабочих, въезжающих в страну по «спонсорской» визе, предоставлены широкие полномочия по расследованию и принятию жестких административных санкций против компаний, принимающих на работу иностранцев с просроченными бахрейнскими визами.

В действительности, уровень образованности среди трудоспособных граждан Бахрейна, ищущих работу (по оценкам Министерства труда Бахрейна, в стране насчитывается 20 тыс. безработных граждан, так как уровень безработицы составляет 15% (2005 г.), опровергает все утверждения о том, что страна по-прежнему нуждается в большом количестве иностранной рабочей силы.

Небольшие размеры и географическое положение (центр региона Персидского залива) вынуждают Бахрейн балансировать в своей внешней политике между более крупными соседями. Основные страны — партнеры по внешней торговле лидируют и в списке стран, куда студенты из Бахрейна уезжают получать высшее образование: Великобритания, США, Саудовская Аравия, Иордания, Австралия. Всего обучается за рубежом 2108 студентов [4]. Наиболее популярными специальностями и направлениями для обучения среди молодежи страны за рубежом являются: бизнес, юриспруденция (53%), гуманитарные и ученые специальности (по 9%), инженерия, строительство, лечебное дело (по 8%) и сфера услуг (3%) [4].

Основными странами, направляющими своих граждан на обучение в страну, являются, как правило, страны с мусульманским вероисповеданием как из Арабского региона, так и из Европы, Африки и СНГ.

Сотрудничество России и Бахрейна не носит особо сильный характер, но планируется развивать взаимовыгодные отношения в различных сферах. Особое значение придается расширению российско-бахрейнских торгово-экономических связей.

Правительством проводится курс на либерализацию экономики, привлечение иностранных инвестиций, углубление диверсификации в промышленности и в сфере услуг, усиление роли частного сектора. Для экономики Бахрейна характерна сравнительно высокая степень диверсификации и меньшая зависимость от нефтяного сектора на фоне других стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

В целом, можно сказать, что именно благодаря активному развитию образования Бахрейн смог активизировать контакты с внешним миром. И образование стало своего рода зеркалом, через которое Бахрейн увидел современный мир. Сфера образования стала первым самостоятельным государственным институтом в британском протекторате в начале 20 в. Система образования в стране развивалась достаточно медленно, однако в этой сфере были достигнуты значительные успехи. В частности, было повсеместно введено бесплатное образование для всех граждан, были достигнуты значительные успехи в сфере женского образования и ликвидации неграмотности, расширилась сеть учебных заведений.

Проблемы и перспективы развития системы образования Бахрейна

Главные принципы, на которых основывается образовательная политика Бахрейна на современном этапе, были сформулированы на основе законов и постановлений, изданных Министерством образования. Основные направления, в которых Министерство развивает систему образования, включают:

— дальнейшее повсеместное распространение образования и расширение сети школ;

— повышение квалификации преподавательских кадров и административных работников, совершенствование методов управления школой, с тем чтобы она в полной мере смогла выполнить возложенную на нее миссию;

— повышение уровня квалификации сотрудников Министерства образования всех звеньев;

— совершенствование методики преподавания, чтобы она соответствовала новым потребностям учащихся и общества;

— дальнейшее строительство новых зданий для школ (в том числе вместо арендуемых), чтобы они могли принять всех желающих получить образование с учетом ожидаемого их числа;

— дальнейшее развитие профессионально-технического образования, что позволит удовлетворить растущие кадровые потребности страны в различных областях экономической деятельности, прежде всего в промышленности и торговле;

— оказание всесторонней поддержки в реализации плана ликвидации неграмотности и обучения взрослых с учетом кадровых потребностей страны и на основе принципа образования с социально-экономическим развитием.

Так, система образования Бахрейна претерпела значительные изменения: количество учащихся обоего пола на всех уровнях базового образования возросло с 118 129 человек в 2001/02 уч. году до 125 603 тыс. человек в 2009/2010 уч. году [5]. Кроме того, предполагается значительное увеличение количества учащихся женского пола. Также возможности получения образования для обоих полов стали равными, выросли государственных расходы на образование, снизился уровень неграмотности до менее 7% (так, в начале 1980-х гг. он составлял 25%).

Однако, несмотря на все позитивные сдвиги, остается целый ряд проблем, о существовании которых свидетельствуют плохие результаты и неспособность системы образования обеспечить потребности государства и рынка труда, а также незначительность той роли, которую играет образование в обеспечении единства нации.

Кроме того, существует проблема дискриминации в отношении представителей различных концессий, толков и направлений страна по-прежнему расколота по конфессиональному принципу (суннитское и шиитское образование).

Недостаточное финансирование образование Бахрейна представляет еще одну существенную проблему для его развития. В 2008 г. на образование израсходовано 2,9% ВВП [6. C. 202]. Оно является невысоким по международным критериям, но вместе с тем оно выше среднего уровня финансирования в арабских и других развивающихся странах и сопоставимо со средним уровнем финансирования в индустриально развитых странах. Основой финансирования бахрейнского образования и его основным источником являются ассигнования, выделяемые из госбюджета, которые составляют 96% от общей суммы финансовых средств, выделяемых на образование. Кроме того, около 2,2% приходится на выплаты Кувейтского фонда арабского экономического развития, субсидии которого идут на строительство и техническое оснащение школ. Оставшиеся 1,8% приходятся на Саудовскую Аравию и покрывают расходы на оплату труда учителей, приглашенных из других арабских стран [2].

Кроме того, стремительный рост численности населения Бахрейна создает большие проблемы для развития системы образования. Согласно данным за 2011 г. средний прирост населения в стране составляет 2,8% [3]. Более того, предполагается дальнейшее увеличение этого показателя, в результате такого явления, как непродуманное предоставление гражданства. Так, продолжающийся рост численности населения и дальнейшее расширение сети новых школ в различных районах страны приводят к увеличению бремени расходов государства.

Помимо этого, Бахрейн, как и другие страны мира, сталкивается с угрозами и проблемами, вызванными изменениями на международной арене, такими как глобализация, повсеместное распространение высоких технологий, информационная открытость, информационная революция, создание экономических блоков, политическая и культурная унификация и стандартизация и т.д.

В целом, можно сделать вывод, что экономика страны до недавнего времени отличалась стабильными темпами развития. В настоящее время трудно делать какие-либо прогнозы относительно дальнейшего развития страны в связи с волнениями — массовыми протестами, начавшимися в феврале 2011 г., которые являются частью волнений, охвативших арабский мир в 2011 г. Протесты были в основном нацелены на достижение большей политической свободы и уважение прав человека.

Так, в результате начавшихся беспорядков и политической напряженности в стране рейтинговое агентство Standard&Poor's понизило суверенный долгосрочный рейтинг Бахрейна сразу на две ступени, и теперь он составляет ВВВ. Другое агентство из «большой тройки» — Fitch — в начале марта 2011 г. провело понижение рейтинга с А до А-, а потом опустило его и до уровня ВВВ [7].

С 15 марта 2011 г. в Бахрейне было введено чрезвычайное положение. Поводом послужили многотысячные акции протеста со стороны шиитской оппозиции. В результате власти Бахрейна объявили о закрытии торгов на столичной бирже. Жизнь в ряде районов Манамы была парализована, не работают госучреждения, школы, банки, магазины.

Режим чрезвычайного положения в Бахрейне был снят 1 июня 2011 г. 2 июля 2011 г. суннитское правительство Королевства Бахрейн после четырех месяцев протестов со стороны шиитского большинства, требующего расширения своих прав, политических реформ и смягчения репрессивных мер, заявило о начале переговорного процесса с представителями оппозиционного шиитского движения «Аль-Вифак». 5 июля 2011 г. стартовали консультации, нацеленные на урегулирование политического кризиса в стране.

Одной из мер, предпринятых со стороны представителей королевской семьи, является обращение за помощью к странам — участницам Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, который, как предполагается, должен будет сыграть существенную роль в будущем Бахрейна и урегулировании сложившейся ситуации.

***

Таким образом, тема становления и развития системы образования Бахрейна и его роли в социально-экономическом развитии страны является важной и очень

значимой. Несмотря на долгую историю становления и развития системы образования Бахрейна, ее результаты продолжают оставаться незначительными, а степень влияния образования на различные сферы жизни (политическую, экономическую, социальную) не оправдывает ожиданий.

Так, несмотря на все успехи в виде увеличения роста студентов и снижения уровня неграмотности в стране, процесс развития образования шел и продолжает идти очень медленно, и это можно объяснить прежде всего тем, что формирование системы образования изначально происходило в условиях колониальной зависимости. Остаются нерешенными проблемы по трудоустройству молодежи, а также использования иностранной рабочей силы в национальной экономике, которая продолжает расти. Кроме того, стремительный рост численности населения Бахрейна также создает большие проблемы для развития системы образования.

Бахрейну необходимо использовать образование как инструмент для развития экономики, в том числе через повышение доступности, качества образования, анализ необходимых специалистов на рынке труда и разработки стимулов для поощрения студентов к изучению этих специальностей.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Алсаяд Мохамед Джаафар. Энергетический сектор Бахрейна в современных условиях: проблемы и перспективы. Автореферат. — М.: РУДН, 2011.

[2] URL: http://www.cbb.gov.bh/home.php — The Central Bank of Bahrain. Statistical Bulletin.

[3] URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ba.html — Центральное Разведывательное Управление ЦРУ. Factbook. Bahrain.

[4] URL: http://www.oecd.org/edu/eag2010 — Education at a Glance 2010: OECD Indicators.

[5] URL: http://www.moe.gov.bh/en — Ministry of Education. Educational Statistics Section.

[6] Global Education Digest 2010: Comparing Education Statistics Across the World, Table 13. P. 202.

[7] URL: http://lenta.ru/news/2011/03/18/rating — «Standard & Poor's опустило рейтинг Бахрейна до российского уровня».

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM IN THE KINGDOM OF BAHRAIN AND ITS IMPACT ON THE OVERALL ECONOMIC DEVELOPMENT

Liudmila Yurievna Gorshkova

People's Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article examines educational system of the Kingdom of Bahrain, on the basis of historical perspective and current situation and estimates its prospects. Substantiates the main problems and examines the main ways to overcome them. The analysis of the current situation of education system and its prospects can contribute to favour the development of educational process, and may be useful for further reforms in education, through analyze effects of education on political and economic sphere and its role in the overall development of the country.

Key words: education, economic development, oil, foreign personnel, financing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.