Научная статья на тему 'Развитие системы налогообложения доходов граждан в налоговых теориях'

Развитие системы налогообложения доходов граждан в налоговых теориях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
794
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ТЕОРИЯ ОБМЕНА / ТЕОРИЯ НАСЛАЖДЕНИЯ / КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ / ТЕОРИЯ МОНЕТАРИЗМА / ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ТЕОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ищук Татьяна Леонидовна, Баймухаметова Аягюль Сериковна

Появление налоговых теорий в тот или иной исторический период являлось реакцией на требования экономических, политических и социальных условий общественного развития. Использование налоговых теорий сыграло свою положительную роль при развитии экономики во многих странах. Например, модель, предложенная Дж. М. Кейнсом в период Великой депрессии в США в 1929-1933 гг., или использование положений монетаристской теории М. Фридмена, в 80-х годах ХХ в., которые также привели к преодолению кризиса в экономике США. Обращаясь к положениям различных налоговых теорий, необходимо рассматривать их применительно к конкретной ситуации в конкретном государстве, учитывать социально-экономическое положение, цели и задачи, стоящие перед данным государством на современном этапе. Различают общие и частные теории налогообложения. К общим теориям налогов относятся теория обмена, атомистическая теория, теория наслаждения, теория налога как страховой премии, теория жертвы, теория налогового нейтралитета, марксистская теория отмирания налогов, кейнсианская теория, неоклассические теории. К частным налоговым теориям относятся теории соотношения прямого и косвенного налогообложения, единого налога, соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения, переложения налогов, минимальной достаточности государства. Не случайно первые теории налогов рассматривали налог, как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги. Налоговые теории возникали в различные времена, их эволюция является отражением развития экономической мысли, господствующего в тот период политического строя, способа производства, и касаются различных аспектов налогообложения. Цель данной статьи заключается в выявлении всего позитивного, что могло бы усовершенствовать современную систему налогообложения доходов граждан на основе теоретического анализа существующих налоговых теорий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ищук Татьяна Леонидовна, Баймухаметова Аягюль Сериковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы налогообложения доходов граждан в налоговых теориях»

Развитие системы налогообложения доходов граждан в налоговых теориях

Ищук Татьяна Леонидовна,

д.э.н., профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет, tana.itl@mail.ru

Баймухаметова Аягюль Сериковна,

Аспирант, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Институт экономики и менеджмента, Кафедра финансов и учета, ayagyul@bk.ru

Появление налоговых теорий в тот или иной исторический период являлось реакцией на требования экономических, политических и социальных условий общественного развития. Использование налоговых теорий сыграло свою положительную роль при развитии экономики во многих странах. Например, модель, предложенная Дж. М. Кейнсом в период Великой депрессии в США в 1929-1933 гг., или использование положений монетаристской теории М. Фридмена, в 80-х годах ХХ в., которые также привели к преодолению кризиса в экономике США. Обращаясь к положениям различных налоговых теорий, необходимо рассматривать их применительно к конкретной ситуации в конкретном государстве, учитывать социально-экономическое положение, цели и задачи, стоящие перед данным государством на современном этапе. Различают общие и частные теории налогообложения. К общим теориям налогов относятся теория обмена, атомистическая теория, теория наслаждения, теория налога как страховой премии, теория жертвы, теория налогового нейтралитета, марксистская теория отмирания налогов, кейнсианская теория, неоклассические теории. К частным налоговым теориям относятся теории соотношения прямого и косвенного налогообложения, единого налога, соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения, переложения налогов, минимальной достаточности государства. Не случайно первые теории налогов рассматривали налог, как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги. Налоговые теории возникали в различные времена, их эволюция является отражением развития экономической мысли, господствующего в тот период политического строя, способа производства, и касаются различных аспектов налогообложения. Цель данной статьи заключается в выявлении всего позитивного, что могло бы усовершенствовать современную систему налогообложения доходов граждан на основе теоретического анализа существующих налоговых теорий.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, теория обмена, теория наслаждения, классическая теория, кейнсианская теория, теория монетаризма, общие и частные теории налогообложения

Налоги являются той первой финансовой клеточкой, из которой выросла вся финансовая наука, причиной их возникновения (изначально в виде натуральных податей и трудовых повинностей, и впоследствии в цивилизованной денежной форме) является наличие общественных потребностей. В числе их - осуществления власти и управления в обществе, сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение заболеваний, создание, распространение и потребление духовных благ и пр.

В реализации общественных потребностей заинтересованы как отдельные граждане, так и государство в целом. Граждане за оказание услуг государства вынуждены отдавать часть своих доходов. Органы власти и управления, как представители государства, не могут реализовать возложенные на них функции без финансовых ресурсов. Это обстоятельство, связанное с противоречием интересов граждан и государства, и возможностью их обеспечения, стало отправной точкой возникновения налоговых теорий. Необходимо было научное обоснование для оправдания изъятия у граждан части их доходов в пользу государства. С другой стороны, самой сложной проблемой стало определение той приемлемой величины дохода, изымаемой у граждан, и достаточной для реализации государством своих функций. По этому поводу Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) - выдающийся политический мыслитель, философ эпохи просвещения, сказал: «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им».1

Не случайно первые теории налогов рассматривали налог, как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги. Налоговые теории возникали в различные времена, их эволюция является отражением развития экономической мысли, господствующего в тот период политического строя, способа производства, и касаются различных аспектов налогообложения.

Различают общие и частные теории налогообложения. К общим теориям налогов относятся теория обмена, атомистическая теория, теория наслаждения, теория налога как страховой премии, теория жертвы, теория налогового нейтралитета, марксистская теория отмирания налогов, кейнсианская теория, неоклассические теории.

Задача заключается не в очередном описании существующих налоговых теорий, чему посвящено множество научных работ, а на основе теоретического анализа существующих налоговых теорий выявить все позитивное, что могло бы усовершенствовать современную систему налогообложения доходов граждан.

С момента возникновения налогов плательщиками всех податей, будь то натуральные, трудовые или денежные повинности, были граждане, позднее их бремя разделили другие субъекты. Сейчас налоговые платежи с населения являются частью финансово-экономических отношений, образуя подсистему налогов с физических лиц в единой налоговой системе государства.

Проблема заключается в том, что сегодня население уплачивает в бюджет и государственные внебюджетные фонды практически все налоги, которые обязано уплачивать по законодательству, как физические лица, так и прямые и косвенные налоги и обязательные платежи, предусмотренные для юридических лиц, через механизм цен и систему переложения налогов.

Обращаясь к теоретическому наследию в области налогов, попытаемся выявить заложенные в них идеи, реализация которых, возможно, создаст благоприятные условия для выполнения налогами не только фискальной, но и регулирующей и стимулирующей функций.

Представители теории обмена (Бенедикт Спиноза (1632-1677), Гуго Гроция (15831645), Томас Гоббс (1588- 1679), Жан Жак Руссо (1712- 1778), Александр Николаевич Радищев (1749-1802)) рассматривали налог, как возмездное оказание государственных услуг. Разновидностями теории обмена являются атомистическая теория, или теория общественного договора, теория наслаждения и удобств, теория налога, как страховой премии.

Согласно атомистической теории, налог есть установление даже не государства, а самого общества, осуществленное им через своих представителей - парламентариев.

О £

ю

5

V 2

сч сч

£

Б

а

2 о

Представителями ее являются Себастьен Ле Претр де Вобан (1633-1707) Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - теория «публичного договора», Вольтер (16941778), Оноре Мирабо (1749-1791), а также английский философ Томас Гоббс (1588- 1679).

Теория наслаждения и удобств, развитая Жаном Симонд де Сисмонди (17731842), рассматривает налоги как цену, уплачиваемую гражданином за получаемые им от общества наслаждения и удобства: от правосудия, сохранности собственности, от пользования хорошими дорогами, от получения образования, защиты от внешней агрессии и пр.

Теория налога, как страховой премии (Уильям Петти (1623-1687), Джон Рам-сей Мак-Куллох (1789-1864), Адольф Тьер (1797-1877), Э. де Жирарден (1806-1880)) трактует налоги как страховой платеж, уплачиваемый плательщиками в казну на случай наступления какого-либо риска: нарушения общественного порядка, войны, пожара, кражи и т.д.

Основные критические положения теории обмена и ее разновидностей: отсутствие эквивалентности обмена; несостоятельность правовых отношений в договоре между государством и налогоплательщиком.

Что касается эквивалентности обмена, то с экономической точки зрения он невозможен по сущностной природе налогов, один из признаков которых - бе-зэквивалентность налоговых платежей. Он означает отсутствие встречного денежного потока, то есть государство каждому налогоплательщику, как эквивалент, за уплаченный налог не перечисляет денежные средства. Однако следующий признак налогов - общественно возвратный характер, означает оказание государственных и муниципальных услуг каждому гражданину, закрепленное в Конституции страны.

Принцип созвучен теории социальной возвратности налога2, согласно которой налоги, собираемые с граждан государством, возвращаются этим же гражданам в виде всякого рода государственных услуг. Но с точки зрения права сторону налогоплательщиков никто не может представлять, в силу их разобщенности. При этом виды, уровень, и качество государственных и муниципальных услуг зависят от экономической ситуации в стране, возможностей государственного бюджета, государственной экономической политики (государственному аппарату свойственно завышать свои потребности).

Таблица 1.

Принципы налоговых систем России и Казахстана3

1 [рипципы налоговой системы России

1 Всеобщности налогообложения;

2. Равенства налогообложения;

3. Платежеспособности;

4 Защиты экономических интересов РФ во внешней торговле;

5. Наличия экономического основания для взимания налогов;

6. Единства экономических) пространства России:

7 Федерализма и законности в установлении и взимании налогов; 8.Презумпции правоты н а лого п ла тел ь щи ка._

Принципы налоговой системы Казахстана

1 Обязательности н а ло I тоой юже н и я;

2. Определенности налогообложения;

3. Справедливости налогообложения: 4 Р.динетва налоговой системы;

5. Гласности налогового законодательства Республики Казахстан.

Таким образом, реализация идей теории обмена и их разновидностей, на наш взгляд, возможна лишь в условиях создания среды, благоприятной для формирования общественной инициативы граждан, закрепления и соблюдения норм и ценностей, возможности воздействия на государственные институты власти и взаимодействия с ними.

Классическая теория или теория налогового нейтралитета, или классическая (либеральная) теория налогов (Адам Смит (1723-1790), Давид Риккардо (1772-1823), Жан Батист Сей (17671832), Джеймс Милль (1773-1836) и др.), отводила налогам лишь роль источников дохода бюджета государства, а государству - роль «ночного сторожа» («государства-жандарма»). Государство должно было устанавливать налоги исходя из выгодности их для налогоплательщиков. Теория соответствовала своему времени, экономической ситуации вплоть до наступления экономического кризиса. Ценность классической налоговой теории в предложенных принципах налогообложения, разработанных А. Смитом и развитых классиками экономической теории, которые именуются как классические, и на которые ориентируются практически все государства при разработке принципов национальных налоговых систем.

Под принципами понимают правила, требования и установки, обязательные для исполнения. Известно, что реализация принципов на практике делает любую систему действенной и эффективной и наоборот. Именно поэтому государству важно создавать благоприятные условия для реализации принципов на практике. Классическими считаются принципы: равенства и справедливости, четкости и простоты, стабильности, экономичности. Если обратиться к принципам налоговых систем России и Казах-

стана, то видно, что классические принципы, так или иначе, присутствуют там (таблица 1).

Как видно, первые три принципа в налоговых системах России и Казахстана, практически полностью соответствуют классическим. Однако, важно не столько соответствие классическим принципам, а в первую очередь, возможность их реализации на практике. Очевидно, что имеются проблемы с реализацией принципов равенства и справедливости, означающих, что налоги и сборы не должны иметь дискриминационного характера, применяться различно, исходя из социальных, религиозных, расовых и других оснований, либо носить индивидуальный характер.

Факт существования налогов с населения объясняется не только потребностями фиска, но и необходимостью регулирования уровня дохода граждан. Под справедливостью налогообложения А. Смит понимал равную обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности лиц, и был приверженцем прогрессивного налогообложения. Но ни в России, ни в Казахстане этот принцип не реализуется в полной мере на практике. В России для всех применяется плоская шкала НДФЛ в 13% вне зависимости от уровня доходов, будь то руководители крупных компаний или рядовые сотрудники бюджетных учреждений. Инициатива о начале разработки проекта о повышении ставок НДФЛ в 2018 году исходит от Президента РФ, который поручил Правительству РФ детально проработать этот вопрос, и после президентских выборов повысить ставку с 13 до 20%.4 Но повышение ставки одинаковой для всех не решает проблему, а лишь усугубляет ее для бедного населения.

В Республике Казахстан также применяется плоская шкала индивидуально-

го подоходного налога (ИПН) в 10 %. При этом из подоходных налогов казахстанских граждан складывается примерно треть местных бюджетов. В развитых странах этот показатель достигает 40 и даже 60 процентов. Но и максимальная ставка налога доходит от 40 до 75 % от дохода, зато минимальный размер доходов, облагаемых налогом в США и государствах Западной Европы, составляет от 15 до 18 тысяч евро в год. 5

Противодействие изменению плоской шкалы налогообложения в пользу прогрессивной объясняется лоббированием интересов состоятельных людей, представленных и в органах власти и управления, и в крупном бизнесе. Вместе с тем о последствиях нарушения принципа равенства и справедливости предупреждал еще Н. И. Тургенев: «Пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, то есть доходу. От неравного распределения податей между гражданами рождается ненависть одного класса к другому, от чего происходит и ненависть к самому правительству».6

На наш взгляд, решением проблемы может быть введение прогрессивно-регрессивной шкалы налогообложения доходов граждан. Она заключается в установлении необлагаемого минимума, после его превышения применяется минимальная ставка, которая повышается с увеличением дохода, и при достижении максимальной величины устанавливается максимальная ставка, например, 35%. Доход, превысивший максимальную величину, облагается, к примеру, уже по ставке 30% независимо от роста дохода. Это будет полностью соответствовать принципу справедливости, в то же время решается проблема уклонения от налогообложения крупных доходов.

Марксистская теория отмирания налогов, как показала история, оказалась несостоятельной. В условиях различных типов государственного устройства, денежных систем, всегда будет необходимость финансировать общественные потребности с помощью налогов.

Кейнсианская теория (Дж. М. Кейнс (1883-1946 гг.) и его последователи А. Хансен (1887-1975 гг.), Р. Харрод (19001978 гг.) и другие)

в настоящее время снова привлекает исследователей и практиков с тем, чтобы, возможно, получить рецепты наиболее эффективного использования налогов как главного рычага регулирования экономики, использования прогрессивного налогообложения. Идея Д. М. Кейн-

са о полезности изъятия с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, для финансирования государственных расходов, и оказания мощного воздействия на экономический рост, повышение занятости населения, стимулирования склонности к сбережениям, актуальна и сегодня. Перечень доходов от инвестиций населения значительно расширился, и с развитием финансовых и банковских продуктов появляются все новые объекты налогообложения. Это налоги с банковских вкладов; налоги на недвижимость, как одного из самых популярных видов инвестирования; при сдаче в аренду или продаже недвижимости; налоги на ценные бумаги; налоги от доверительного управления в инвестиционных фондах и пр.

В России в привилегированном положении опять же находятся состоятельные люди. Основной доход, облагаемый по ставке 13%, они получают от объектов недвижимости и от владения ценными бумагами российских и зарубежных компаний. При этом не уплачивается налог, если недвижимость сдается в аренду на срок до 11 месяцев, и в случае владения недвижимостью в течение трех лет. Доход от продажи ценных бумаг облагается по ставке 13%, а с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам налог платить не нужно. 7 Пониженная ставка в 9% применяется к дивидендному доходу по акциям российских компаний, и 15% - зарубежных компаний. Налог с вкладов в российских банках облагается по ставке в 35 %. Если же ставка вклада не превышает ключевой ставки ЦБ РФ, увеличенной на 5%, то налог не уплачивается. По состоянию на ноябрь 2017 г. ключевая ставка ЦБ РФ составляет 8,25%.

Считаем целесообразным и справедливым обложение дохода от депозитов (с установлением минимальной величины вклада для стимулирования инвестиций низкодоходных категорий граждан) налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), как одного из видов совокупного дохода гражданина.

У представителей неоклассической теории отсутствовало единство взглядов на роль государства в регулировании экономики, поэтому в рамках неоклассической школы возникло два направления: монетаризм и экономика предложения. Идеологом монетаризма считается М. Фридман, предлагавший с помощью налогов изымать лишнее количество денег из обращения. Государству отводилась лишь ограниченная роль в регулирова-

нии экономики, акцент делался именно на денежно-кредитную политику центрального банка, а не налогово-бюджетную политику государства, как предлагал Дж. М. Кейнс. Однако мировой опыт показал, что монетаристская политика давала в большинстве случаев отрицательные результаты. Поддерживаем мнение авторов монографии В.И. Якунина, В.Э. Багдасаряна, С.С. Сулакшина, что развитие, как российской экономики, так и экономик стран бывшего СССР, по логике монетаризма не имеет будущего и с неизбежностью в очередной раз приведет ее к кризису.8

Сегодня в России «упражнения» с денежной массой, в т. ч. на финансовом рынке не достигают цели стабилизации экономики, повышения уровня жизни людей. Напротив, практически 30% сделок на финансовом рынке, совершаются в пользу нерезидентов, среди которых значительную часть составляют российские юридические и физические лица, которые вывели деньги из России, что приводит к неэквивалентному обмену: дешевые деньги без уплаты налогов вывозятся, а дорогие деньги с препонами возвращаются.9 В условиях же цифровой революции неизбежен уход от налогообложения, незаконный вывоз капитала, отмывание преступно полученных доходов с использованием криптовалют.10 Для денежных властей, придерживающихся теории монетаризма, и бенефициаров их политики теория стала уникальной «дойной коровой», из которой им удалось выжать около двух триллионов долларов капитала, монетизирован-ного на офшорных счетах.11

Главной идеей экономики предложения (А. Лаффер, И. Фишер, Н. Калдор, М. Уэйденбаум, А. Бернс, Г. Стайн, П. Саму-эльсон) было радикальное сокращение налоговых ставок, и понижение тем самым прогрессивности налогообложения, установление оптимальной границы обложения. Сокращение налоговых ставок одновременно с сокращением государственных расходов должно обеспечить «эффект замещения», и погасить действие «эффекта дохода», и таким образом обеспечить долговременный не инфляционный рост экономики.

По мнению экспертов в российской экономике в настоящее время наблюдается дисбаланс глобального предложения и вялого национального спроса, что становится дополнительным фактором торможения. Для устойчивого экономического роста, ведущего к повышению благосостояния общества, недостаточны

© £

Ю

I

V 2

сч cJ

£

Б

а

2 ©

лишь налоговые меры, необходимо осуществление сложного комплекса институциональных и структурных мер.

Официальная позиция Правительства РФ, отраженная в «Основных направлениях бюджетной, налоговой, и таможенно-тарифной политики на 2018 год», предполагает, что основополагающим принципом любых возможных реформ и мер по настройке налоговой системы будет принцип фискальной нейтральности - то есть не повышение налоговой нагрузки для добросовестных налогопла-тельщиков.12

Таким образом, сегодня страны начинают конкурировать не ценой рабочей силы, и даже не налоговыми политиками, а моделью государственного управления.13

К частным налоговым теориям относятся теории соотношения прямого и косвенного налогообложения, единого налога, соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения, переложения налогов, минимальной достаточности государства.

Теория соотношения прямых и косвенных налогов (Д.Локк, Дж.Стюарт Милль, физиократы Ф. Кенэ и А. Тюрго; А.А. Исаев и А.А. Соколов, К. Г. Pay, Н. Канар, А Вагнер, И.М. Кулишер, Л. Штейн, И.И. Янжул и др.) прошла многовековой путь развития. Ученые обосновывали различия между прямыми и косвенными налогами, рассматривали критерии переложения налогов, разделили все налоги на подоходно-поимущественные и налоги на расходы или потребление, и доказывали их достоинства и недостатки, исследовали проблему сбалансированности этих двух типов налогообложения. В налоговых системах прямым налогам отводилась роль уравнивать бремя обложения, а косвенным - служить эффективным средством фиска. Использование прямого и косвенного налогообложения связано, как правило, с уровнем социально-экономического развития страны. Прямые налоги могут обеспечить достаточность поступлений, если уровень доходов относительно высок, а также если у налогоплательщиков в собственности имеется земля и другое недвижимое имущество. С косвенными налогами связаны фискальные преимущества. Этот вид налогообложения непосредственно не связан с величиной дохода граждан. Кроме того, в экономически развитых странах отсутствует прямое подоходное налогообложение в пределах прожиточного уровня. Здесь применяется система прогрессивного прямого налогообложения

доходов, превышающих минимальный прожиточный уровень В экономически слаборазвитых странах налогооблагаемая база искусственно завышена за счет увеличения объекта прямого налогообложения в зоне низкого дохода. Таким образом, компенсируется неэффективность в прогрессивной зоне, это объясняется тем, что величина дохода является недостаточной. 14

В развитых странах преобладают прямые налоги, а в странах с низким уровнем экономического развития преобладают косвенные налоги, так как для обложения прямыми налогами налоговой базы недостаточно. Отметим, что необлагаемый минимум, например, в виде МЗП в Республике Казахстан, является достаточно малой суммой, которая ведет к завышению налогооблагаемого дохода, да еще и по единой (плоской) шкале, которая применяется для налогообложения и бедных, и богатых налогоплательщиков.

Основные выводы теории: обе формы обложения имеют как достоинства, так и недостатки, наиболее эффективную налоговую систему можно построить только на основе их сочетания. Оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов зависит от экономической ситуации в конкретной стране: в условиях стабильной экономики, как правило, преобладают прямые налоги (расширяется налоговая база), при экономическом спаде происходит объективная переориентация на косвенное налогообложение.

Теория единого налога (Генри Джордж, Ф. Кенэ, А. Тюрго, Э. ле Жирарден). С течением времени налоги стали основным источником доходов государства. В связи с этим появилась необходимость в дальнейшем развитии теории налогообложения, упрощении налоговой системы. Сторонники данной теории представляли единый налог в качестве эффективного решения проблем бедности, повышения доходов населения, роста промышленного производства. Считалось, что единый налог - это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения, на один из источников доходов. Поэтому единый налог вводится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимания множества отдельных налогов. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагалась земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др. Одним из самых ранних видов единого налога является налог на земельную ренту Рассматривая теорию единого налога,

необходимо отметить, что, каким бы ни был объект налогообложения, данная теория не может быть прогрессивной. Признавая положительные моменты единого налога, связанные, в частности, с простотой его исчисления и сбора, теме не менее следует признать, что в чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима.

Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения окончательно сложилась в середине XIX в., однако ее элементы встречаются в работах А. Смита, а также в работах французских просветителей Ж.Ж. Руссо и Ж.Б. Сэя, в поддержку данной теории выступали К. Маркс и Ф. Энгельс. В соответствии с теорией пропорционального налогообложения, налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика, независимо от его величины. В соответствии с прогрессивным обложением налоговые ставки и бремя обложения налогом увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. Сторонники налоговой прогрессии так или иначе склонялись к тому, что она более справедлива, так как смягчает неравенство и влияет на перераспределение имущества и доходов.

Теория переложения налогов. Основоположником теории переложения считается Джон Локк, который, сделав вывод о том, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли, предлагал конкретные пути и методы разрешения этой проблемы. Теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Это проблема до сих пор является одной из наименее разработанных в налогообложении. Суть теории переложения заключается в том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо - носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения. Свой вклад в развитие теории переложения налогов внесли и другие выдающиеся экономисты. По словам американских экономистов Аткинсона и Стиглица: «Один из наиболее ценных выводов, сделанных в ре-

зультате экономического анализа государственных финансов, состоит в том, что человек, на которого формально распространяется действие положения о налогообложении, и человек, платящий этот налог, - совсем не обязательно одно и то же лицо. Определение реальной сферы действия налога или государственной программы - одна из наиболее важных задач теории госсектора».

Профессор Колумбийского университета Эдвин Селигмен в книге «Переложение и падение налогов» изложил основные положения этой теории и указал две ее разновидности: переложение с продавца на покупателя (как правило, это происходит при косвенном налогообложении) и переложение с покупателя на продавца (косвенные налоги в случаях, когда цена на какой-либо товар слишком велика из-за высоких ставок, например акцизов, что существенно ограничивает спрос на этот товар).

Проблема переложения налогов окончательно не решена до сих пор. По словам современных американских экономистов К. Макконнелла и С. Брю: «Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению. Некоторые налоги могут быть переложены. По этой причине необходимо точно определить сферу возможного переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются». По мнению других западных экономистов Р. Масгрейва и Д. Минза, от 30 до 50% налогов, уплачиваемых капиталистами, перекладывается ими на потребителей. Проблема переложения налогов актуальна в настоящий момент и в России, и в Казахстане. 15

Теория минимальной достаточности государства. Данная теория провозглашает необходимость снижения налогового бремени государства на общество путем снижения государственных расходов (минимизация налогов), установления налогов, которые бы стимулировали развитие экономики (нейтрализация налогов), что должно привести к увеличению налогов и сборов за счет расширения налоговой базы и сокращения случаев уклонения от уплаты налогов (рационализация налогов). А также необходимость в использовании налогов главным образом в интересах общества (социализация налогов). Теория минимальной достаточности государства декларирует следующую установку: «общество должно давать государству лишь столько, сколько ему действительно нужно в интересах самого общества».16

По мнению А.И. Худякова, Г. М. Бродского необходимо изменить философию налогообложения, которая бы изменила роль государства, из субъекта, господствующего над обществом и управляющего обществом, в субъекта, подчиненного обществу и обслуживающего его.17 Можно сказать, что государство получает доходы от общества, государство имеет самостоятельные интересы, которые могут не совпадать с интересами общества, государственные расходы могут быть не вызваны общественными потребностями. Поэтому необходимо оптимизировать или сокращать государственные расходы, а, следовательно, и государственные доходы в виде налогов.

Таким образом, рассмотрев основные теории налогообложения, можно сделать следующие выводы. Появление налоговых теорий в тот или иной исторический период являлось реакцией на требования экономических, политических и социальных условий общественного развития. Использование налоговых теорий сыграло свою положительную роль при развитии экономики во многих странах. Например, модель, предложенная Дж. М. Кейнсом в период Великой депрессии в США в 1929-1933 гг. Или использование положений монетаристской теории М. Фридмена, в 80-х годах ХХ в., которые также привели к преодолению кризиса в экономике США.

Обращаясь к положениям различных налоговых теорий, необходимо рассматривать их применительно к конкретной ситуации в конкретном государстве, учитывать социально-экономическое положение, цели и задачи, стоящие перед данным государством на современном этапе.

Практика налогообложения доходов граждан, как в России, так и в Республике Казахстан зачастую игнорирует общепризнанные теоретические положения, касающиеся создания благоприятных условий для реализации принципов нало-гообложения,полноценного выполнения налогами регулирующей и стимулирующей функций. Это требует как дальнейших исследований в области налогов и налогообложения доходов граждан, так и институциональных преобразований.

Литература

1. Зачем платить налоги? - https:// studopedia.ru/10_187398_zachem-platit-nalogi.html

2. Советское финансовое право. М., 1982. С. 174-175

3. Налоговый кодекс РФ. - http://

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.garant.ru/doc/main/ ?yclid=6849146799532280422

4. Налоговый кодекс Республики Казахстан, - http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=25875#A35S0VIVL3

5. НДФЛ в 2018 году: введение прогрессивного налогообложения. - http:// god-2018s.com/novosti/ndfl-v-2018-godu-vvedenie-progressivnogo-nalogooblozheniya

6. В Казахстане могут значительно увеличить подоходный налог. - http:// news.ivest.kz/95633237-v-kazahstane-mogut-znachitelno-uvelichit-podohodnyy-nalog

7. Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. СПБ, 1819. - (327 С), с 27.

8. Статья 214.6. Налогового Кодекса РФ. - http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28165/

9. В.И. Якунин, В.Э. Багдасарян, С.С. Сулакшин. Идеология экономической политики: проблема российского выбора. Монография - М.: Научный эксперт,

2008. - 288 с.

10. Глазьев С. Ю. Потери экономики от системы валютного регулирования >$100 млрд в год. - https://www.glazev.ru/ articles

11. Глазьев С. Ю. Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики XXI века. - https:// www.glazev.ru/articles/6-jekonomika/ 54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka

12. Глазьев С. Ю. Нищета и блеск российских монетаристов. - https:// www.glazev.ru/articles/6-jekonomika/ 54543-nishheta-i-blesk-rossi-skikh-monetaristov

13. Основные направления бюджетной, налоговой, и таможенно-тарифной политики на 2018 год. Москва, 2017. -http://komitet-bn.km.duma.gov.ru/upload/ site7/0NBNiTTP_v_GD_03.07.17.pdf

14. Мау В. А. Людям нужен не рост ВВП, а рост благосостояния (Business FM). - http://www.vladimirmau.ru/ru/ articles/item/readarticles/ rektor_ranhigs_vladimir_m au_lyudyam_nuzhen_ne_rost/

15. Торопыгин Г.Д. Основы теории государственных финансов и налогообложения. Самара: Самар. гуманит. акад.,

2009. - 156 с. http://eclib.net/49/23.html

16. Теория единого налога. - http:// opisdela.ru/?p=2440

17. Бродский Григорий Михайлович. Государство и налогообложение: Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.01: Санкт-Петербург, 2002 375 c. РГБ ОД, 71:03-8/113-8

18. Худяков А. И., Бродский Г.М.. Те-

0 3

ю

S

V 2

сч cJ

£

Б

ория налогообложения: Учебное пособие.- Алматы: ТОО Издательство «Нор-ма-К»,-2002,С. 366 (392 с.)

Ссылки:

I Зачем платить налоги? - https:// studopedia.ru/10_187398_zachem-platit-nalogi.html

22 Советское финансовое право. М., 1982. С. 174-175

3 Налоговый кодекс РФ. - http:// www.garant.ru/doc/main/ ?yclid=6849146799532280422

Налоговый кодекс Республики Казахстан, - http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=25875#A35S0VIVL3

4 НДФЛ в 2018 году: введение прогрессивного налогообложения. - http:// god-2018s.com/novosti/ndfl-v-2018-godu-vvedenie-progressivnogo-nalogooblozheniya

5 В Казахстане могут значительно увеличить подоходный налог. - http:// news.ivest.kz/95633237-v-kazahstane-mogut-znachitelno-uvelichit-podohodnyy-nalog

6 Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. СПБ, 1819. - (327 С), с 27.

7 Статья 214.6. Налогового Кодекса РФ. - http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28165/

8 В.И. Якунин, В.Э. Багдасарян, С.С. Сулакшин. Идеология экономической политики: проблема российского выбора. Монография - М.: Научный эксперт, 2008. - 288 с.

9 Глазьев С. Ю. Потери экономики от системы валютного регулирования >$100 млрд в год. - https://www.glazev.ru/ articles

10 Глазьев С. Ю. Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики XXI века. -

https://www.glazev.ru/articles/6-jekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka

II Глазьев С. Ю. Нищета и блеск российских монетаристов. - https:// www.glazev.ru/articles/6-jekonomika/ 54543-nishheta-i-blesk-rossi-skikh-monetaristov

12 Основные направления бюджетной, налоговой, и таможенно-тарифной

политики на 2018 год. Москва, 2017. -http://komitet-bn.km.duma.gov.ru/upload/ site7/ONBNiTTP_v_GD_03.07.17.pdf

13 Мау В. А. Людям нужен не рост ВВП, а рост благосостояния (Business FM). - http://www.vladimirmau.ru/ru/ articles/item/readarticles/ rektorjanhigs_viadimir_mau_yud^_nuzhen_ne_rost/ 14 Торопыгин Г.Д. Основы теории государственных финансов и налогообложения. Самара: Самар. гуманит. акад., 2009. - 156 с. http://eclib.net/49/23.html

15 Теория единого налога. - http:// opisdela.ru/?p=2440

16 Бродский Григорий Михайлович. Государство и налогообложение: Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.01: Санкт-Петербург, 2002 375 с. РГБ ОД, 71:03-8/113-8

17 Худяков А. И., Бродский Г.М.. Теория налогообложения: Учебное пособие.- Алматы: ТОО Издательство «Нор-ма-К»,-2002,С. 366 (392 с.)

Development of the taxation system of

sitizens income in tax theories Ischuk T.L., Baimukhametova A.S.

National Research Tomsk State University The appearance of tax theories in this or that historical period was a reaction to the demands of the economic, political and social conditions of social development. The use of tax theories has played a positive role in the development of the economy in many countries. For example, the model proposed by JM Keynes during the Great Depression in the United States in 19291933. Or the use of the provisions of the monetarist theory of M. Friedman, in the 80s of the 20th century, which also led to the overcoming of the crisis in the US economy.Turning to the provisions of various tax theories, it is necessary to consider them in relation to a specific situation in a specific state, take into account the socio-economic situation, goals and tasks facing this state at the present stage. There are general and particular theories of taxation. The general theory of taxes includes exchange theory, atomistic theory, pleasure theory, tax theory as an insurance premium, victim theory, the theory of tax neutrality, the Marxist theory of tax death, Keynesian theory, neoclassical theories. Private tax theories include theories of the ratio of direct and indirect taxation, a single tax, the ratio of proportional and progressive taxation, the transfer of taxes, the minimum sufficiency of the state. It is no accident that the first theory of taxes considered the tax as a payment made by every citizen for the protection of his personal and property security, for the protection of the state and other services. Tax theories have emerged at different times, their evolution is a reflection of the development of economic thought, dominant in that period of the political

system, the mode of production, and relate to various aspects of taxation. The purpose of this article is to identify all that is positive, which could improve the modern system of taxation of citizens' income on the basis of a theoretical analysis of existing tax theories. Keywords: taxes, taxation, exchange theory, pleasure theory, classical theory, Keynesian theory, monetarism theory, general and particular theory of taxation References

1. Why pay taxes? - https://studopedia.ru/

10_187398_zachem-platit-nalogi.html

2. Soviet financial law. M., 1982. P. 174-175

3. Tax Code of the Russian Federation. - http://

www.garant.ru/doc/main/ ?yclid=6849146799532280422

4. The Tax Code of the Republic of Kazakhstan, -

http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=25875#A35S0VIVL3

5. Personal Income Tax in 2018: the introduction

of progressive taxation. - http://god-2018s.com/novosti/ndfl-v-2018-godu-vvedenie-progressivnogo-nalogooblozheniya

6. In Kazakhstan, they can significantly increase the

income tax. - http://news.ivest.kz/95633237-v-kazahstane-mogut-znachitelno-uvelichit-podohodnyy-nalog

7. Turgenev NI Experience of the theory of taxes.

St. Petersburg, 1819. - (327 C), from 27.

8. Article 214.6. Tax Code of the Russian Federation.

- http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28165/

9. V.I. Yakunin, V.E. Baghdasaryan, S.S. Sulakshin.

The ideology of economic policy: the problem of Russian choice. Monograph - M .: Scientific Expert, 2008. - 288 p.

10. Glazyev S.Yu. Losses of the economy from the system of currency regulation> $ 100 billion a year. - https://www.glazev.ru/articles

11. Glazyev S. Yu. The Great Digital Revolution: Challenges and Prospects for the Economy of the 21st Century. - https://www.glazev.ru/ articles/6-jekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka

12. Glazyev S.Yu. Poverty and brilliance of Russian monetarists. - https://www.glazev.ru/articles/ 6-jekonomika/54543-nishheta-i-blesk-rossi-skikh-monetaristov

13. The main directions of the budget, tax, and customs tariff policy for 2018. Moscow, 2017.

- http://komitet-bn.km.duma.gov.ru/upload/ site7/0NBNiTTP_v_GD_03.07.17.pdf

14. Mau V. A. People need not growth of GDP, but growth of well-being (Business FM). - http:/ /www.vladimirmau.ru/en/articles/item/ readarticles/rektor_ranhigs_vladimir_ mau_lyudyam_nuzhen_ne_rost/

15. Toropygin G.D. Fundamentals of the theory of public finance and taxation. Samara: Samar. Humanit. Acad., 2009. - 156 p. http:// eclib.net/49/23.html

16. Theory of the single tax. - http://opisdela.ru/ ?p=2440

17. Brodsky Grigory Mikhailovich. State and taxation: Dis .... kand. ... Dr. Econ. Sciences: 08.00.01: St. Petersburg, 2002 375 c. RSL OD, 71: 03-8 / 113-8

18. Khudyakov AI, Brodsky GM. Theory of Taxation: Teaching aid .- Almaty: LLP Publishing House Norma-K, 2002, p. 366 (392 p.)

2 о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.