Научная статья на тему 'Развитие системы менеджмента качества цифровой компании'

Развитие системы менеджмента качества цифровой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ КОМПАНИИ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / DIGITAL COMPANIES / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / DIGITAL TECHNOLOGIES / VALUE ADDED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко Екатерина Вячеславовна

В статье обсуждаются основные проблемы и перспективы развития системы менеджмента качества в условиях цифровой трансформации компаний. Приведено понятие цифровой компании, определены ее специфические черты, показывающие отличия процесса цифровизации от автоматизации. Теоретический анализ строится на выявлении направлений внедрения цифровых технологий в систему менеджмента качества. Эмпирический анализ составляет диагностика эффективности внедрения цифровых технологий в систему менеджмента качества предприятия АО «НПП "Контакт"» на основе расчета коэффициента добавленной стоимости продукции как источника повышения эффективности производства и, как следствие, доходности и конкурентоспособности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING A SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT FOR DIGITAL COMPANIES

The article discusses major problems and prospects of the development of quality management systems in the context of digital transformation of companies. The author offers an original interpretation of the concept of "digital company", identifies its specific features that show the difference between the process of digitalization and the process of automation. Theoretical analysis involves finding ways and solutions for introducing digital technology in quality management systems. Empirical analysis involves analysis of the results of the introduction of digital technologies in the quality management system of JSC «NPP "Kontact"» on the basis of calculating the changes in its added value as a source of improving performance efficiency and, consequently, profitability and competitiveness of the company.

Текст научной работы на тему «Развитие системы менеджмента качества цифровой компании»

-fíF%_

OfamP

УДК 658.5:004

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЦИФРОВОЙ КОМПАНИИ

DEVELOPING A SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT FOR DIGITAL COMPANIES

Левченко Екатерина Вячеславовна

Levchenko Ekaterina Vyacheslavovna

старший преподаватель кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

senior lecturer of the department of economic secuirity, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: limonovaev@bk.ru

В статье обсуждаются основные проблемы и перспективы развития системы менеджмента качества в условиях цифровой трансформации компаний. Приведено понятие цифровой компании, определены ее специфические черты, показывающие отличия процесса цифровизации от автоматизации. Теоретический анализ строится на выявлении направлений внедрения цифровых технологий в систему менеджмента качества. Эмпирический анализ составляет диагностика эффективности внедрения цифровых технологий в систему менеджмента качества предприятия АО «НПП "Контакт"» на основе расчета коэффициента добавленной стоимости продукции как источника повышения эффективности производства и, как следствие, доходности и конкурентоспособности компании.

Ключевые слова: цифровые компании, система менеджмента качества, цифровые технологии, добавленная стоимость.

The article discusses major problems and prospects of the development of quality management systems in the context of digital transformation of companies. The author offers an original interpretation of the concept of "digital company", identifies its specific features that show the difference between the process of digitalization and the process of automation. Theoretical analysis involves finding ways and solutions for introducing digital technology in quality management systems. Empirical analysis involves analysis of the results of the introduction of digital technologies in the quality management system of JSC «NPP "Kontact"» on the basis of calculating the changes in its added value as a source of improving performance efficiency and, consequently, profitability and competitiveness of the company.

Keywords: digital companies, quality management system, digital technologies, value added.

В условиях современного социально-экономического развития все большее распространение получают цифровые компании. Первоначально термин «цифровая компания» описывался в научной литературе как 1Т-бизнес. Однако в настоящее время в цифровые компании трансформируются многие организации и предприятия. В цифровой компании локомотивом создания ценности является компьютерный капитал. Организационный и человеческий капитал активно цифровизиру-ется. В цифру переходят бизнес-модели предприятий, цепочки создания качества продукции. Так, под цифровой компанией можно понимать такое предприятие или организацию, у которой главным источником роста прибыльности и конкурентоспособности выступает компьютерный капитал [2, с. 45-54].

Компьютерный капитал является обеспечивающим и связующим звеном между другими капиталами компании (организационным, финансовым и человеческим) на основе формирования платформ для ведения хозяйственной деятельности (ПО, информационные системы, системы хранения и обработки, а также защиты информации). Важнейшим атрибутом цифровой компании является создание информационного «двойника» предприятия или организации в сети, в отличии от автоматизации, которая позволяла упростить работу компании. С помощью цифровизации компании осуществляется перенос физической хозяйственной деятельности в цифровое пространство [2, с. 5-54].

Согласно проведенному анализу, цифровые компании представлены в России в большей мере среди сферы услуг, нежели реального

iteasz

производства. Это может быть связано с тем, что внедрение цифровых технологий в сферу услуг производить быстрее и легче, чем в сферу материального производства. Однако производственные предприятия также активно внедряют цифровые технологии для повышения качества производственных процессов, качества продукции и наращивания прибыльности и конкурентоспособности. Поэтому в данной статье будет уделяться внимание особенностям внедрения цифровых технологий в сферу услуг и материального производства [4, с. 70-75].

Специфика цифровых изменений в организационных моделях вызывает трансформацию системы менеджмента качества [3, с. 9-14]. Система менеджмента качества выступает ключевым источником создания капитала компании [9, с. 82-85].

Система менеджмента качества приобретает характер открытости, когда потребители могут принимать активное участие в создании товаров и услуг под собственные нужды, тем самым становясь участниками процесса производства. Широкое распространение получает моделирование продукции и услуг [6, с. 125130]. Компьютерное моделирование продукции позволяет существенно снижать затраты на разработку и тестирование образцов в сфере производства. Цифровое моделирование в сфере услуг также позволяет сокращать затраты на взаимодействие с клиентами на этапе формирования требований к предоставляемой услуге и непосредственном ее оказании. Стоит отметить, что в сфере услуг у потребителя имеется большая самостоятельность выбора параметров услуги, чем в реальном производстве, где для моделирования продукции необходимы специальные навыки и компетенции.

Цифровые технологии позволяют производить визуализацию данных о качестве предоставляемой услуги или произведенной продукции. В сфере производства визуализация данных о качестве продукции может быть получена с помощью сенсорных датчиков, отслеживающих движение товаров от производства до потребителя. В сфере услуг визуализировать данные и качестве продукции позволяют СКМ-системы.

Технология удаленного обслуживания становится распространенной среди современных предприятий и организаций [7, с. 36-40]. На технологии удавленного обслуживания может быть выстроена система взаимодействия с

потребителями целиком или частично. Полностью выстроенная система коммуникации с потребителями имеется в таких цифровых компаниях, как АО «Тинькофф банк», ООО «Яндекс-Такси».

Приведем статистические данные по уровню внедрения данных технологий в деятельность российских предприятий и организаций [1, с. 145-167]:

1. Широкополосный интернет используют почти 78 % компаний, из них большая часть организаций (80 %) относится к сфере добывающей и обрабатывающей промышленности;

2. Мобильный широкополосный интернет применяют только 47 % компаний, больше всего его используют организации добывающей и обрабатывающей промышленности -55,9 и 53,2 % соответственно, меньше всего в научной деятельности (42 %), торговле (43,5 %) и строительстве (26,3 %);

3. Облачные сервисы используют 22 % компаний, большую часть из которых занимают предприятия реального сектора экономики и сферы услуг. В 18 % случаев применения облачных сервисов организации преследует цель использования электронной почты, реже (5 %) для размещения собственного ПО;

4. Использование CRM-, ERP-, SCM-систем в компаниях в среднем составляет 24,6 %; чаще всего их внедряют предприятия реального сектора экономики и сферы услуг, самая малая доля использования данные технологий приходится на сферу научной и педагогической деятельности (8,4 %).

Проанализировав данные направления, можно сделать вывод, что российские компании находятся на начальном этапе цифровиза-ции. По статистике, именно 60 % организаций внедряют цифровые технологии с целью автоматизации документооборота и финансовых расчетов.

Большую роль в формировании качества продукции в сфере услуг играет такой компонент, как надежность компании как партнера, особенное значение здесь придается обеспечению экономической безопасности предприятий и организаций в области защиты данных клиентов и собственных ресурсов предприятия. К цифровым инструментам обеспечения экономической безопасности относятся:

1) регулярно обновляемые антивирусные программы;

2) средства электронной цифровой подписи;

3) спам-фильтры;

4) средства шифрования;

5) биометрические средства аутентификации пользователей;

6) резервное копирование.

Согласно статистическим данным, особое внимание организации уделяют обновлению антивирусных программ (87,8 % организаций), внедрению средств электронной цифровой подписи (83,7 % организаций). В меньшей мере организации занимаются внедрением спам-фильтров (59,3 %), средств шифрования (51,3 %) биометрических средств аутентификации пользователей (5,7 %), что говорит о том, что цифровизация системы обеспечения экономической безопасности в российских компаниях находится на стадии развития и может существенно отразиться на качестве предоставляемой продукции или услуг, сформировать имидж организации как ненадежного партнера и отрицательно повлиять на уровень прибыльности и конкурентоспособности компании [1, с. 201-205].

Главным вопросом при внедрении цифровых технологий в систему менеджмента качества компаний остается их эффективность, выраженная в первую очередь в повышении добавленной стоимости продукции. Коэффициент добавленной стоимости был предложен в 2000 г. А. Пуликом. Добавленная стоимость продукции - это та стоимость, на которую возрастает цена товара или услуги в процессе производства и до передачи потребителю [8, с. 232-234]. Добавленная стоимость включает в себя ренту, заработную плату, аренду, амортизацию, проценты по кредитам и полученную прибыль. Коэффициент добавленной стоимости является важнейшим индикатором, отражающим эффективность управленческих решений в области внедрения цифровых технологий. В условиях цифровизации компании коэффициент добавленной стоимости должен иметь устойчивую положительную тенденцию роста. Любое предприятие при внедрении цифровых технологий заинтересовано в росте именно добавленной стоимости продукции как источника повышения эффективности производства и, как следствие, доходности и конкурентоспособности компании. Повышению добавленной стоимости продукции способствует снижение затрат на ее производство.

А.Н. Щербаков коэффициент добавленной стоимости продукции VAC (Value added coefficient) материальных ресурсов (компьютерный капитал) и нематериальных ресурсов

(человеческий капитал) предлагает исчислять по формуле:

VAC = CEE + HCE + SCE,

где, CEE (Capital employed efficiency) - добавленная стоимость физического капитала, измеряемая путем отношения добавленной стоимости к инвестиционному капиталу и показывающая размер добавочной стоимости одной единицы физического капитала;

HCE (human capital efficiency) - добавленная стоимость человеческого капитала, определяемая путем деления добавочной стоимости на затраты на труд и показывающая способность рабочей силы создавать добавочную стоимость;

SCE (structural capital efficiency) - структурный капитал, имеет обратную зависимость к человеческому капиталу и исчисляется отношением разницы между добавочной стоимостью и человеческим капиталом к добавленной стоимости.

Рассчитаем добавленную стоимость для предприятия АО «НПП "Контакт"» (см. табл.). Предприятие можно отнести к цифровым компаниям. АО «НПП "Контакт"» - одно из крупнейших предприятий электронной промышленности России, специализирующееся на выпуске мощных вакуумных электронных приборов для радиовещания, телевидения, дальней космической и спутниковой связи, радиолокации, ускорительной техники.

АО «НПП "Контакт"» активно использует автоматизированные системы проектирования и высокоточное оборудование для унифицированных технологических процессов. К таковым относятся создание физико-математических моделей, машинное проектирование всех типов СВЧ-электронных изделий, автоматизированные электрохимические и электроискровые способы обработки, химические и физические методы очистки, порошковая металлургия, процессы контактной, аргонодуговой, электроннолучевой и лазерной сварки; обработка в различных средах, включая сверхвысокий вакуум; изготовление различных видов керамики и металлокерамических узлов, современных эмиттеров и др. [5].

Система качества предприятия сертифицирована и соответствует требованиям международного стандарта ИСО 9001-2008.

Систематически проводится анализ причин рекомендаций и жалоб от потребителей. По ре-

тятш

Результаты расчета добавленной стоимости от внедрения цифровых технологий на предприятии

АО «НПП "Контакт"»

Название показателя Обозначение 2016 2017 2018 2019

Средневзвешенная стоимость капитала WACC Не имеет экономического смысла, так как организация убыточна 4,17 % 3,4 %

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. NOPLAT -122 200,0 -72 600,00 61 830,00 31 388,00

Капитал и резервы, тыс. руб. I 1 167 392, 00 1 116 657,00 1 122 840,00 1 139 885,00

Долгосрочные обязательства, тыс. руб. TO 26 764,00 14 408,00 13 405,00 150 734,00

Economic Value Added (EVA) NOPLAT - WACC(I+TO) - -392 668, 00 -355 798,70

Capital employed efficiency (CEE) CEE = EVA/I - -0,349 -0,312

Человеческий капитал (затраты на труд), тыс. руб. Hc 1 932,00 1 671,00 1 557,00 1 423,00

HCE (human capital efficiency) HCE = EVA/ Hc/100% - -2,54 -2,55

SCE (structural capital efficiency) SCE = EVA - Hc/EVA - 1,00 1,04

Коэффициент добавленной стоимости VAC (Value added coefficient) VAC = CEE + HCE + SCE -1,84 -1,86

зультатам анализа разрабатываются и внедряются в производство организационно-технические мероприятия, направленные на совершенствование конструкции и технологии изготовления изделий, создание конструктивных и эксплуатационных запасов, разработку новых и совершенствование действующих технологических процессов.

Расчеты позволили сделать предположение о том, что предприятие АО «НПП "Контакт"» находится на ранней стадии цифрового развития. Однако несмотря на отрицательную динамику добавленной стоимости, показатель структурного капитала имеет тенденцию к росту, что в целом говорит о положительном эффекте от внедрения цифровых технологий. По данным официального сайта предприятия, за последние семь лет обновлено почти 60 % продукции завода. Ежегодно разрабатываются и ставятся на производство 7-12 типов новых

Библиографический список

1. Абрахманова Г.И., Вишневский К. О., Гох-берг Л.М. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сб. М. : НИУ ВШЭ. 2019.

2. Ананьин В.И., Зимин К.В., Лугачев М.И., Гим-ранов Р.Д., Скрипкин К.Г. Цифровое предприятие: трансформация в новую реальность // Бизнес-информатика. 2018. № 2 (44). С. 45-54.

изделий. Внедрение цифровых технологий может решить задачи по сокращению времени производственного цикла изготовления изделий, минимизации затрат, гибкости и мобильности всех процессов, повышает уровень качества и надежности продукции [5].

Таким образом, проведенный в статье анализ позволяет сделать вывод, что эффективность внедрения цифровых технологий может быть выражена ростом добавленной стоимости компании. В рамках исследования было выявлено, что российские компании имеют низкий уровень цифровизации, который в настоящее время не позволяет говорить о высоком росте добавленной стоимости капитала. По мнению автора, современным компаниям необходимо повышать уровень технического и информационного обеспечения ПО, уровень развития цифровых компетенций работников.

References

1. Abrakhmanova G.L, Vishnevsky K.O., Gokh-berg L.M. (2019) Indikatory tsifrovoy ekonomiki: 2019: statisticheskiy sb. [Digital Economy Indicators: 2019: Statistical Data]. Moscow : NIU VSHE.

2. Anan'in V.I., Zimin K.V., Lugachev M.I., Gim-ranov R.D., Skripkin K.G. (2018) Tsifrovoye predpriyati-ye: transformatsiya v novuyu real'nost' [Digital business: transformation into a new reality] // Biznes-informatika. № 2 (44). P. 45-54.

3. Левченко Е.В. Влияние цифровизации на развитие системы менеджмента качества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 4 (73). С. 9-14.

4. Левченко Е.В. Стратегические направления развития системы менеджмента качества в условиях цифро-визации компании // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 70-75.

5. Официальный сайт предприятия АО «НПП "Контакт"». URL: http://www.kontakt-saratov.ru/predpriyatie/ kachestvo/ (дата обращения: 12.10.2019).

6. Тимякова Т.В., Устинова Н.В., Шульдякова В.В.

Малые формы предпринимательства в АПК: Экономико-правовой анализ // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 5 (69). С. 125-130.

7. Шульдякова В.В. условия появления экономической власти монопсониста // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 5 (34). С. 36-40.

8. Щербаков А.Г. Новая модель функционирования оборонно-промышленного предприятия при внедрении цифровых технологий // Экономические аспекты развития промышленности при переходе к цифровой экономике, 12/2018 : матер. Междунар. науч.-практ. конф. М.. 2019. С. 232-234.

9. Яшин Н.С. Проблемы и перспективы развития российского менеджмента в условиях модернизации экономики // Наука и общество. 2012. № 3. С. 82-85.

3. Levchenko Ye.V. (2018) Vliyaniye tsifrovizatsii na razvitiye sistemy menedzhmenta kachestva [Impact of digi-talization on the development of a quality management system] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 4 (73). P. 9-14.

4. Levchenko Ye.V. (2019) Strategicheskiye napravleni-ya razvitiya sistemy menedzhmenta kachestva v usloviyakh tsifrovizatsii kompanii [Strategic directions for the development of a quality management system in the context of business digitalization] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvenno-go sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 1 (75). P. 70-75.

5. Ofitsial'nyy sayt predpriyatiya AO «NPP» Kontakt» [Official website of JSC "NPP Kontakt"]. URL: http://www. kontakt-saratov.ru/predpriyatie/kachestvo/ (date of access: 12.10.2019).

6. Timyakova T.V., Ustinova N.V., Shul'dyakova V.V

(2017) Malyye formy predprinimatel'stva v APK: Eko-nomiko-pravovoy analiz [Small business entities in agricultural sector: Economic and legal analysis] // Vestnik Sarato-vskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 5 (69). P. 125-130.

7. Shul'dyakova V.V. (2010) Usloviya poyavleniya eko-nomicheskoy vlasti monopsonista [Conditions for creating economic power of a monopsonist] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 5 (34). P. 36-40.

8. Shcherbakov A.G. (2019) Novaya model' funktsion-irovaniya oboronno-promyshlennogo predpriyatiya pri vne-drenii tsifrovykh tekhnologiy [A new model of the operation of a military-industrial enterprise in the context of digital transformation] // Ekonomicheskiye aspekty razvitiya pro-myshlennosti pri perekhode k tsifrovoy ekonomike, 12/2018 : mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Moscow. P. 232-234.

9. Yashin N.S. (2012) Problemy i perspektivy razvitiya rossiyskogo menedzhmenta v usloviyakh modernizatsii eko-nomiki [Problems and prospects of the development of Russian management in the context of economic modernization] // Nauka i obshchestvo. № 3. P. 82-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.