Научная статья на тему 'Развитие системы государственных стандартов по оценке деловой репутации'

Развитие системы государственных стандартов по оценке деловой репутации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / NATIONAL STANDARD / ОЦЕНКА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ / ОЦЕНКА БРЕНДА / BRAND VALUATION / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES / КАЧЕСТВО ТОВАРОВ / QUALITY OF GOODS / РАБОТ И УСЛУГ / WORKS / BUSINESS REPUTATION ASSESSMENT / AND SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окрепилов Владимир Валентинович, Янченко Арина Юрьевна, Окрепилова Ирина Геннадьевна

В статье рассмотрено текущее состояние системы государственных стандартов в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Цель. Показать актуальность осуществления оценки деловой репутации и для организации с точки зрения повышения ее конкурентоспособности и соблюдения требований действующих нормативно-правовых актов, и для органов государственной власти. Задачи. Представить существующие определения деловой репутации. Проанализировать ситуацию в национальной системе оценки деловой репутации и международной системе оценки бренда. Методология. Система государственных стандартов по оценке деловой репутации рассмотрена в различных аспектах с помощью общих методов научного познания. Результаты. Приведена последовательность появления разработанных национальных стандартов. Раскрыты цели оценки бренда в международной системе стандартов и сопоставлены с целями оценки деловой репутации, которые регламентированы национальными стандартами. Перечислены сферы дальнейшего развития государственных стандартов в наиболее важных с позиции оценки репутации областях деятельности. Подробно рассмотрены современные модели оценки деловой репутации, проанализированы используемые в них для вычислений факторы и субфакторы. Раскрыто содержание критериев по распределению сегментов рынка для присвоения индексов разным категориям субъектов предпринимательской деятельности. Подчеркнута зависимость значений субфакторов от соответствующего сегмента рынка. Выводы. Выявлены отдельные недостатки в методике оценки деловой репутации. Предложены рекомендации по совершенствованию государственных стандартов в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a System of Government Standards for Business Reputation Assessment

This study examines the current state of the system of government standards for the assessment of business reputation of business entities. Aim. This study indicates the importance of business reputation assessment for organizations in terms of enhancing their competitiveness and complying with the existing legal requirements as well as for government authorities. Tasks. This study introduces the existing definitions of business reputation. It analyzes the current situation of the national system of business reputation assessment and the international system of brand valuation. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine the system of government standards for business reputation assessment in various aspects. Results. The order of introduction of the developed national standards is provided. The objectives of brand valuation in the international system of standards are defined and compared with the objectives of business reputation assessment, which are regulated by national standards. Areas for further development of government standards in the critical fields of activity in terms of reputation assessment are specified. Current models for business reputation assessment are thoroughly examined, and the factors and subfactors applied in them are analyzed. The criteria for the distribution of market segments for assigning indexes to different categories of business entities are defined. The dependence of subfactor scores on the corresponding market segment is emphasized. Conclusion. Individual drawbacks in the methodology for business reputation assessment are identified. Recommendations for the improvement in government standards in this field are provided.

Текст научной работы на тему «Развитие системы государственных стандартов по оценке деловой репутации»

0

1

о

о о;

m

со <

о.

ш с;

LQ

0

О. С

ш Id

1 -Q

с; <

>

I-<

Развитие системы государственных стандартов по оценке деловой репутации

Development of a System of Government Standards for Business Reputation Assessment

УДК 006:005.336.6

Окрепилов Владимир Валентинович

президент ООО «Тест—С.-Петербург» (Санкт-Петербург), доктор экономических наук, профессор, академик РАН, почетный профессор СПбУТУиЭ

190103, Санкт-Петербург, Курляндская ул., д. 1

Vladimir V. Okrepilov

"Test—S.-Petersburg" Ltd. (Saint Petersburg)

Kurlyandskaya Str. 1, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Окрепилова Ирина Геннадьевна

проректор ЧОУ ДПО «Институт управления качеством» (Санкт-

Петербург), доктор экономических наук, профессор

190103, Санкт-Петербург, 10-я Красноармейская ул., д. 22, лит. А

Irina G. Okrepilova

Non-governmental Educational Institution for additional (vocational) training "Quality Management Instiute" (Saint Petersburg) 10th Krasnoarmeyskaya Str. 22/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Янченко Арина Юрьевна

главный специалист Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, кандидат экономических наук, доцент 190103, г. Санкт-Петербург, Курляндская ул., д. 1

Anna Yu. Yanchenko

State Center "Test—S.-Petersburg" (Saint Petersburg) Kurlyandskaya Str. 1, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

В статье рассмотрено текущее состояние системы государственных стандартов в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Цель. Показать актуальность осуществления оценки деловой репутации и для организации с точки зрения повышения ее конкурентоспособности и соблюдения требований действующих нормативно-правовых актов, и для органов государственной власти. Задачи. Представить существующие определения деловой репутации. Проанализировать ситуацию в национальной системе оценки деловой репутации и международной системе оценки бренда.

Методология. Система государственных стандартов по оценке деловой репутации рассмотрена в различных аспектах с помощью общих методов научного познания. Результаты. Приведена последовательность появления разработанных национальных стандартов. Раскрыты цели оценки бренда в международной системе стандартов и сопоставлены с целями оценки деловой репу-

тации, которые регламентированы национальными стандартами. Перечислены сферы дальнейшего развития государственных стандартов в наиболее важных с позиции оценки репутации областях деятельности. Подробно рассмотрены современные модели оценки деловой репутации, проанализированы используемые в них для вычислений факторы и субфакторы. Раскрыто содержание критериев по распределению сегментов рынка для присвоения индексов разным категориям субъектов предпринимательской деятельности. Подчеркнута зависимость значений субфакторов от соответствующего сегмента рынка.

Выводы. Выявлены отдельные недостатки в методике оценки деловой репутации. Предложены рекомендации по совершенствованию государственных стандартов в данной области.

Ключевые слова: национальный стандарт, оценка деловой репутации, оценка бренда, конкурентные преимущества, качество товаров, работ и услуг

This study examines the current state of the system of government standards for the assessment of business reputation of business entities.

Aim. This study indicates the importance of business reputation assessment for organizations in terms of enhancing their competitiveness and complying with the existing legal requirements as well as for government authorities.

Tasks. This study introduces the existing definitions of business reputation. It analyzes the current situation of the national system of business reputation assessment and the international system of brand valuation. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine the system of government standards for business reputation assessment in various aspects. Results. The order of introduction of the developed national standards is provided. The objectives of brand valuation in the international system of standards are defined and compared with the objectives of business reputation assessment, which are regulated by national standards. Areas for further development of government standards in the critical fields of activity in terms of reputation assessment are specified. Current models for business reputation assessment are thoroughly examined, and the factors and subfactors applied in them are analyzed. The criteria for the distribution of market segments for assigning indexes to different categories of business entities are defined. The dependence of subfactor scores on the corresponding market segment is emphasized.

Conclusion. Individual drawbacks in the methodology for business reputation assessment are identified. Recommendations for the improvement in government standards in this field are provided.

Keywords: national standard, business reputation assessment, brand valuation, competitive advantages, quality of goods, works, and services

Деловая репутация организации и стоимость товара (услуги) являются определяющими факторами при выборе товара (услуги) или партнера для дальнейшего плодотворного сотрудничества. Если в процессе выбора цена не имеет решающего значения, то на первый план выходит имидж компании. Факт остается фактом: предпочтение всегда будет отдаваться известным и надежным организациям, имеющим большой опыт работы и положительную деловую репутацию. Важнейшее значение имеет деловая репутация организации для органов государственной власти, участвующих в процессе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В этом причина повышенного внимания, которое уделяется теме репутации.

Существующие источники информации по-разному определяют деловую репутацию.

В интернет-энциклопедии «Википедия» де- ^

ловая репутация рассматривается как нема- |

териальное благо, которое представляет собой °

оценку деятельности лица (как физического, °

так и юридического) с точки зрения его дело- ®

вых качеств. Стандарт ГОСТ Р 66.0.01-2015 |

трактует деловую репутацию как совокупность ^

характеристик, определяющих уровень дове- ^

рия и мотивации для обращения к услугам ^

или приобретения товаров оцениваемого субъ- з

екта предпринимательской деятельности [1]. ^

В представлении обывателя деловая репута- °

ция — это общественная оценка предприни- с

мательских качеств субъекта. Приведенные з

определения не противоречат друг другу. ^

На первый план выходит вопрос цели и того, <

как происходит оценка деловой репутации. £

<

Основное внимание при этом следует обратить на необходимость соблюдения требований федерального закона от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с ним Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В связи с этим оценка опыта и деловой репутации становится весьма актуальной задачей, особенно в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Незаменимым инструментом данной оценки являются стандарты. Стандартизация может быть определена как наука о закономерностях, принципах, методах и формах оптимального упорядочения предметов, явлений и процессов научной, производственной и социальной деятельности [2]. Но, прежде всего, стандартизация — это наука о качестве, о соизмерениях и системах зависимостей качественных показателей. Именно поэтому так необходимы для практического использования стандарты по оценке опыта и деловой репутации организаций.

Важность стандартов подтверждена и на государственном уровне. С 1 июля 2016 г. согласно федеральному закону № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» государственные заказчики при составлении конкурсной документации должны использовать документацию национальной системы стандартизации или обосновать невозможность ссылок на национальные стандарты.

Стандарты по оценке деловой репутации

Разработкой серии стандартов в сфере деловой репутации занимается Технический комитет 066 «Оценка опыта и деловой ре-

Действующие национальные стандарты Российской Федерации по оценке опыта

и деловой репутации [4-9]

№ п/п Обозначение национального стандарта РФ Наименование национального стандарта РФ Дата и номер приказа Росстандарта

1 ГОСТ Р 66.0.012015 Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы 10.07.2015 г. № 895-ст

2 ГОСТ Р 66.1.012015 Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование 28.09.2015 г. № 1388-ст

3 ГОСТ Р 66.1.022015 Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания 28.09.2015 г. № 1389-ст

4 ГОСТ Р 66.9.012015 Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, производящих и реализующих пожарно-техническую продукцию 29.10.2015 г. № 1671-ст

5 ГОСТ Р 66.9.022015 Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты 29.10.2015 г. № 1672-ст

6 ГОСТ Р 66.1.032016 Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций 17.02.2016 г. № 54-ст

7 ГОСТ Р 66.9.032016 Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации организаций, выполняющих перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов 12.12.2016 г. № 2011-ст (дата введения — 01.04.2017 г.)

путации предприятий» (ТК 066). Первым в серии был «ГОСТ Р 56002-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций» (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 17 апреля 2014 г. № 366-ст). На сегодняшний день он считается утратившим силу. На его основе был разработан «ГОСТ Р 66.0.01-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы» (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 10 июля 2015 г. № 895-ст) [1; 3]. Далее последовательно появились еще шесть стандартов. Действующие в России стандарты перечислены в табл. 1.

В настоящее время среди стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО, ISO) отсутствуют полные аналоги российских государственных стандартов оценки деловой репутации. В некотором приближении может рассматриваться международный стандарт ISO 10668:2010 («Оценка бренда. Требования к денежной оценке бренда»), подготовленный в 2010 г. техническим комитетом ISO/TC 289. В 2015 г. у ТК 066 был опыт

работы в ISO/TC 289, где заинтересовались опытом применения маркетинговых исследований в качестве основного инструмента выставления факторов оценки [3].

В соответствии с ISO 10668:2010, бренд определяется как маркетинговый нематериальный актив, в том числе название, термин, знак, символ, логотип, дизайн или их комбинация, предназначенный для идентификации товаров и/или услуг, создающий уникальный имидж компании и определенные ассоциации для потребителей и, таким образом, приносящий экономические выгоды [10]. По стандарту ГОСТ Р 66.0.01-2015, понятие деловой репутации является более общим, чем понятие бренда [4]. Деловая репутация представляет собой совокупность характеристик, которая определяет уровень доверия и мотивации для обращения к определенной организации.

Цели оценки стоимости бренда достаточно многогранны. К ним относятся:

• информация и отчетность для внутреннего менеджмента;

• стратегическое планирование и управление брендом;

• отчет о стоимости нематериального актива;

• финансовая отчетность и бухгалтерский учет;

• банкротство и ликвидация компании;

• юридическая сделка;

• лицензирование и переговоры о совместных

рисках;

• судебные разбирательства и решение хозяйственных споров;

• налоговое планирование;

• корпоративные финансы и фандрайзинг.

В приведенном перечне отсутствует цель, согласно которой компания с высокой стоимостью бренда определяется потребителем непосредственно для выбора ее продукции или услуг. В соответствии с российским стандартом по оценке деловой репутации ее цель заключается в оказании помощи потребителям в компетентном выборе товаров, работ, услуг от поставщика с подтвержденной деловой репутацией.

В контексте деловой репутации можно упомянуть также международный стандарт ISO 19600:2014 («Системы менеджмента соответствия. Руководящие указания»), разработанный проектным комитетом ISO/PC 271, который содержит полное руководство, а также полезные примеры для пользователей, желающих внедрить системы управления соответствием или провести сравнение со стандартным эталоном своей политики обеспечения соответствия [11]. В сущности, основной целью обеспечения соответствия является гарантия того, что компании выполняют свои обязательства и эффективно управляют рисками для своей репутации. Однако непосредственно методов оценки деловой репутации данный стандарт не предлагает.

Российские национальные стандарты, напротив, предоставляют удобный инструмент, позволяющий не только со стороны адекватно оценить репутацию организации и принять правильное решение о возможном сотрудничестве, но и провести самооценку. Стандарты позволяют организации принимать участие в государственных и коммерческих тендерах и электронных аукционах, развивать положительную репутацию и получать конкурентные преимущества.

Государственные стандарты по оценке деловой репутации формируют нормативно-правовую основу Национального реестра надежных поставщиков товаров, работ и услуг. Реестр является некоммерческим проектом, направленным на выявление добросовестных компаний, предоставляющих качественные товары, работы и услуги на территории Российской Федерации. Проект осуществляется при поддержке Росстандарта и крупных отраслевых объединений [12]. Успешный практический опыт применения стандартов для государственных и частных закупок стал основой для продолжения разработки национальных стандартов по оценке деловой репутации в та-

ких областях деятельности, как консалтинговые услуги, охранные услуги, страхование, транспортные услуги, фармакология и услуги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жйл.

Государственные стандарты предоставляют критерии оценки в системах добровольной сертификации, зарегистрированных в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Практика использования стандартов, предлагающих агрегированные критерии для определения степени доверия определенной организации, подтвердила применимость данного метода для оценки деловой репутации и, соответственно, конкурентоспособности и качества товаров и услуг [13].

Методика оценки деловой репутации

Базовая методология в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности установлена ГОСТ Р 66.0.01-2015. Он содержит общие положения и структуру национальной системы стандартов в данной сфере. Для оценки деловой репутации существуют различные модели. Рассмотрим экономическую и факторную модели, которые представлены в ГОСТ Р 66.0.01-2015 [1;4]. Экономическая модель основывается на определении гудвилла, т. е. на расчете разницы между ценой покупки организации и фактической стоимостью ее активов. При этом необходимо принимать во внимание субъективность и погрешность в определении рыночной стоимости. Адекватный расчет возможен лишь в случае продажи организации. Расчетный метод по экономической модели не используют для целей стандарта ГОСТ Р 66.0.01-2015. В последующих разработанных стандартах оценки деловой репутации для определенных видов деятельности упоминание об экономической модели отсутствует.

В факторной модели для оценки деловой репутации используется развернутый перечень характеристик экономической деятельности, в который входят финансовые показатели, кадровый потенциал, ресурсная обеспеченность, а также качество принимаемых управленческих решений. В итоге оценка деловой репутации выражается индексом Яф, который зависит от факторов «История», «Средства», «Кадры» и «Имидж». Данные факторы берутся с определенными весами и зависят, в свою очередь, от ряда субфакторов. Получаемый расчетный индекс довольно объективен и удобен для восприятия. Факторы и субфакторы для определения индекса деловой репутации Яф представлены в табл. 2, а схема их взаимосвязи — на рис. 1.

Перечень факторов и субфакторов для оценки деловой репутации в соответствии

с ГОСТ Р 66.0.01-2015

Наименование и обозначение фактора Коэффициент весомости фактора Наименование и обозначение субфактора Коэффициент весомости субфактора Коэффициент полноты и достоверности сведений

История — х1 d1 Количество лет на рынке х 11 dii Достоверность — x5

Рост организации — х12 d12

Набор субфакторов х1о d1a

Средства — х2 d2 Основные средства — х21 d21

Финансовая автономия — х22 d22

Набор субфакторов х2о d2a

Кадры — х3 d3 Руководители организации — хз1 d31

Среднее звено — х32 d32

Награды и звания — х33 d33

Набор субфакторов х3о d3a

Имидж — х4 d4 Цитируемость — х41 d41

Претензионная работа — х42 d42

Сертифицированная система менеджмента — х43 3 -a

Отзывы клиентов — х44 d44

Набор субфакторов х4о d4a

Таблица 3

Сравнение критериев по распределению сегментов рынка в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2015 и постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265

ГОСТ Р 66.0.01-2015 Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265

Наименование сегмента рынка Максимальная выручка (объем продаж, оборот) организации за рассматриваемый отчетный год, тыс. руб. Индекс организации (присваиваемый в сертификате соответствия) Предельное значение дохода, полученного от предпринимательской деятельности, тыс. руб. Категория субъекта предпринимательской деятельности

1. Малый бизнес 1 60 000 МБ1 120 000 Микропредприятия

2. Малый бизнес 2 170 000 МБ2 800 000 Малые предприятия

3. Малый бизнес 3 400 000 МБ3

4. Средний бизнес 1 600 000 СБ1 2 000 000 Средние предприятия

5. Средний бизнес 2 800 000 СБ2

6. Средний бизнес 3 1 000 000 СБ3

7. Крупный бизнес 1 7 000 000 КБ1 Не определено Не определена

8. Крупный бизнес 2 26 000 000 КБ2

9. Крупный бизнес 3 Свыше 26 000 000 КБ3

г

Индекс деловой активности

Факторы с коэффициентами весомости

Субфакторы с коэффициентами весомости

о со

< >

Рис. 1. Схема взаимосвязи факторов и субфакторов оценки деловой репутации

Значения субфакторов Хц (Ь = 1, ... 4; ] = 1, ..., а), представленных в табл. 2, зависят от сегмента рынка для субъектов предпринимательской деятельности. Сегменты рынка определяются на основании федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [14; 15]. В настоящее время указанное постановление № 101 признано утратившим силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». В соответствии с ним были утверждены новые предельные значения дохода, увеличенные в 2 раза. В этой связи имело бы смысл пересмотреть распределение сегментов рынка в зависимости от дохода субъекта предпринимательской деятельности, представленное в стандарте и в постановлении (табл. 3), чтобы согласовать индексы и категории.

Из табл. 3 вытекает необходимость пересмотра значений максимальной выручки для присвоения индекса организации, по крайне мере

для малого и среднего бизнеса, в соответствии с постановлением № 265. Численные значения субфакторов Хц определяют для соответствующего вида экономической деятельности по методикам, прописанным в разработанных стандартах для данного вида деятельности. Окончательные оценки субфакторов формируются с учетом маркетинговых исследований и разброса значений для сегмента рынка малого, среднего и крупного бизнеса.

Предложения по развитию методики оценки деловой репутации

Коэффициенты весомости факторов й1 , ..., в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2015 должны быть определены экспертным путем таким образом, чтобы в идеальном случае Яф = 1, т. е. при х1 = х2 = х3 = х4 = х5 = 1 и й1 + й2 + й4 = 1.

Необходимо обратить внимание, что в последующих стандартах оценки деловой репутации по видам экономической деятельности (ГОСТ Р 66.1.01-2015, ГОСТ Р 66.1.02-2015, ГОСТ Р 66.1.03-2016, ГОСТ Р 66.9.01-2015, ГОСТ Р 66.9.02-2015) индексу Яф уже приписывается идеальное нормативное значение равное 100, а коэффициент достоверности обозначается И вместо х5. Таким образом, при х1 = х2 = х3 = = х4 = 100, й1 + й2 + й3 + й4 = 1 и И = 1 получается Яф = 100.

Значения коэффициентов весомости факторов по ГОСТ Р 66.0.01-2015

о о

CD

Коэффициент весомости d,2 d3 dA

Числовое значение 0,125 0,375 0,150 0,350

Изменение обозначения коэффициента достоверности на И является абсолютно правильным решением с точки зрения его смыслового отличия от хЬ. По своей сути И — это вес всей имеющейся информации, а не объясняющая характеристика деловой репутации, как все факторы хЬ.

Однако переход от долей единицы для значения индекса Яф к десяткам представляется спорным. Индекс Яф вполне наглядно воспринимается и в долях единицы. Это, конечно, нюансы оформления, тем не менее в стандартах отсутствует объяснение того, почему базовый стандарт ГОСТ Р 66.0.01-2015 содержит одни численные трактовки, а в последующих стандартах они другие.

Следующим спорным моментом являются значения коэффициентов весомости. Применяемые для целей оценки значения представлены в табл. 4.

По предложенной в стандарте методике фактор «Средства» имеет наибольший вес й2 = 0,375, т. е. считается, что обеспеченность субъекта предпринимательской деятельности материальными ресурсами, необходимыми для производства и поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг, играет основную роль для оценки репутации. Однако весьма сомнительно, что наличие у организации большого количества основных средств (субфактор Х21) и финансовая ее автономия (субфактор

х

) оказывают прямое влияние на деловую репутацию.

Фактор «Цитируемость» определяется как количество позитивных сообщений об организации в средствах массовой информации за весь срок присутствия организации на рынке. Этот необходимый для оценки деловой репутации фактор лучше было бы назвать «Упоминания в СМИ». В этом случае название соответствует сути фактора, а не перекликается с наукометрической деятельностью, где цитируемость — это количество источников, в основном научных статей, в которых содержались ссылки на научные публикации определенного автора.

Также нужно отметить, что в стандарте отсутствует шкала сопоставления полученных числовых значений индекса деловой репутации и выводов, насколько надежной и добросовестной является организация. Сами по себе числа мало что значат, если нет соответствующей интерпретации [16]. Хорошо было бы добавить такую интервальную шкалу, чтобы заинтере-

сованная сторона могла понимать, опираясь на интервалы представленных значений, что индекс в этом интервале говорит о хорошей репутации, а в другом интервале — нет.

Мы приходим к выводу, что разработка государственных стандартов по оценке деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности является актуальной и востребованной задачей. В существующих стандартах имеются отдельные недоработки, в принципе не снижающие их практической значимости. В международной системе стандартов подобные документы отсутствуют. Соответственно, в этой сфере возможно сотрудничество, полезное всем заинтересованным сторонам.

Документы

1. ГОСТ Р 66.0.01-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200121935.

2. Белобрагин В. Я., Зажигалкин А. В., Зворыкина Т. И. Основы стандартизации: Учеб. пособие. М.: РИА «Стандарты и качество», 2015. 464 с.

3. ГОСТ Р 56002-2014 как фактор эффективного исполнения госзаказа: ТК 066 подвел итоги года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.nostroy.ru/articles/detail.php7ELEMENT_ ID=4088.

4. ГОСТ Р 66.1.01-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124387.

5. ГОСТ Р 66.1.02-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200124388.

6. ГОСТ Р 66.1.03-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200132297.

7. ГОСТ Р 66.9.01-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, производящих и реализующих пожарно-техническую про-

дукцию: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200126819.

8. ГОСТ Р 66.9.02-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области пожарной безопасности объектов защиты: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/1200126820.

9. ГОСТ Р 66.9.03-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации организаций, выполняющих перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ntd-ural.ru/Doclist/doc/11OEJ.

10. Международный стандарт по оценке стоимости брендов ISO 10668: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studopedia.ru/9_165408_mezh-dunarodniy-standart-po-otsenke-stoimosti-brendov-ISO-.html

11. Gasiorowski-Denis E. New ISO standard on compliance management cuts challenges and costs: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.iso.org/iso/ru/news.htm?refid=Ref1919.

12. Национальный реестр надежных поставщиков товаров, работ и услуг: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://national-reestr.ru/.

13. Окрепилов В. В. Менеджмент качества: [В 2 т.]. СПб., 2007. Т. I. 504 с.

14. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_52144/.

15. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 265: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420346946.

16. Анализ ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rask.ru/news/analiz-gost-r-56002-2014-otsenka-opyta-i-delovoy-reputatsii-stroitelnykh-organizatsiy/.

References

1. GOST R 66.0.01-2015. National standard of the Russian Federation. Assessment of experience and business reputation of subjects of business activity. National system of standards. General provisions, requirements and guidelines. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/1200121935 (in Russ.).

2. Belobragin V. Ya., Zazhigalkin A. V., Zvorykina T. I. Osnovy standartizatsii [Basics of standardization]. Moscow, Standarty i kachestvo Publ., 2015. 464 p.

3. GOST R 56002-2014 as a factor of effective execution of state procurement: TC 066 summarized the results of the year. Available at: http://www.nos-troy.ru/articles/detail.php?ELEMENT_ID=4088. (in Russ.).

4. GOST R 66.0.01-2015. National standard of the Russian Federation. Assessment of experience and business reputation of subjects of business activity. National system of standards. Assessment of expe-

rience and business reputation of the persons which g

are carrying out architectural and construction de- s

sign. Available at: http://docs.cntd.ru/docu- q

ment/1200124387 (in Russ.). ^

5. GOST R 66.0.01-2015. National standard of the 2 Russian Federation. Assessment of experience and m business reputation of subjects of business activity. x National system of standards. Assessment of experi- x ence and business reputation of the persons which are ™ carrying out engineering researches. Available at: J http://docs.cntd.ru/document/1200124388 (in Russ.). 3

6. GOST R 66.1.03-2016. National standard of the s

lu

Russian Federation. Assessment of experience and ^ business reputation of subjects of business activity. q National system of standards. Assessment of expe- ^ rience and business reputation of the construction lu organizations. Available at: http://docs.cntd.ru/ ^ document/1200132297 (in Russ.). ^

7. GOST R 66.9.01-2015. National standard of the < Russian Federation. Assessment of experience and h business reputation of subjects of business activity. < National system of standards. Assessment of experience and business reputation of the persons making and selling fire and technical products. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200126819 (in Russ.).

8. GOST R 66.9.02-2015. National standard of the Russian Federation. Assessment of experience and business reputation of subjects of business activity. National system of standards. Assessment of experience and business reputation of the persons performing works (rendering services) in the field of fire safety of subjects to protection. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/1200126820 (in Russ.).

9. GOST R 66.9.03-2016. National standard of the Russian Federation. Assessment of experience and business reputation of subjects of business activity. National system of standards. Assessment of experience and business reputation of the organizations which are carrying out transportations of large-size heavy freights. Available at: http://ntd-ural.ru/ Doclist/doc/11OEJ (in Russ.).

10. International Standard ISO 10668 for the evaluation of the value of brands. Available at: http:// studopedia.ru/9_165408_mezhdunarodniy-standart-po-otsenke-stoimosti-brendov-ISO-.html. (in Russ.).

11. Gasiorowski-Denis E. New ISO standard on compliance management cuts challenges and costs. December 19, 2014. Available at: http://www.iso.org/ iso/ru/news.htm?refid=Ref1919.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. National register of reliable suppliers of goods, works and services. Available at: http://national-reestr.ru/. (in Russ.).

13. Okrepilov V. V. Menedzhment kachestva (v 2 tomakh) [Quality management (in 2 vols.)]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2007, vol. 1. 504 p.

14. Federal Law of July 24, 2007 № 209-FZ "On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation". Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/. (in Russ.).

15. Resolution of the Government of the Russian Federation of April 4, 2016 № 265 "About extreme values of income gained from implementation of business activity for each category of subjects of small and average business". Available at: http:// docs.cntd.ru/document/420346946 (in Russ.).

16. Analysis of GOST R 56002-2014 "Assessment of experience and business reputation of construction organizations". October 27, 2015. Available at: http://www.rask.ru/news/analiz-gost-r-56002-2014-otsenka-opyta-i-delovoy-reputatsii-stroitelnykh-organizatsiy/ (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.