Научная статья на тему 'Развитие системы государственного управления качеством продукции машиностроительных предприятий'

Развитие системы государственного управления качеством продукции машиностроительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИЕЙ / ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / GLOBALIZATION / EFFICIENCY / STANDARDIZATION / QUALITY / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / NATIONAL QUALITY POLICY / STATE REGULATION OF STANDARDIZATION / PARAMETERS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаценко Александр Николаевич, Машенцева Галина Александровна

В статье затронута проблема роли государства в формировании системы менеджмента качества (СМК) современного промышленного предприятия. Обозначены основные составляющие национальной политики в области качества. Формирование новой модели государственного управления стандартизацией определено в качестве одного из основных направлений совершенствования отечественной промышленности в соответствии с требованиями глобализации. Установлен порядок формирования документированной СМК, а также выявлены показатели оценки результативности СМК организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the system of state quality control over machine-building enterprises'' products

The article deals with the role of the state in the formation of the quality management system (QMS) at the modern industrial enterprises. The authors outline the key components of the national quality policy. Formation of a new model of the state standardization regulation is defined as one of the main ways to improve the domestic industry in accordance with the requirements of globalization. The authors describe the procedure of the documented quality management system formation, as well as discuss the parameters of evaluation of QMS efficiency.

Текст научной работы на тему «Развитие системы государственного управления качеством продукции машиностроительных предприятий»

УДК 338

Хаценко Александр Николаевич

кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Менеджмент и бизнес» Камышинского технологического института (филиала) Волгоградского государственного технического университета

Машенцева Галина Александровна

кандидат экономических наук, доцент,

декан факультета экономики, управления

и информационных технологий

Камышинского технологического института (филиала)

Волгоградского государственного

технического университета

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Khatsenko Alexander Nikolayevich

PhD in Economics, Head of Management and Business Department, Kamyshin Institute of Technology, branch of Volgograd State Technical University

Mashentseva Galina Aleksandrovna

PhD in Economics, Assistant Professor, Dean of Economics, Management and Information Technology Faculty, Kamyshin Institute of Technology, branch of Volgograd State Technical University

DEVELOPMENT OF T HE SYSTEM OF STATE QUALITY CONTROL OVER MACHINE-BUILDING ENTERPRISES' PRODUCTS

Аннотация:

В статье затронута проблема роли государства в формировании системы менеджмента качества (СМК) современного промышленного предприятия. Обозначены основные составляющие национальной политики в области качества. Формирование новой модели государственного управления стандартизацией определено в качестве одного из основных направлений совершенствования отечественной промышленности в соответствии с требованиями глобализации. Установлен порядок формирования документированной СМК, а также выявлены показатели оценки результативности СМК организации.

Ключевые слова:

глобализация, эффективность, стандартизация, качество, менеджмент качества, система менеджмента качества, национальная политика в области качества, государственное управление стандартизацией, показатели результативности системы менеджмента качества.

Summary:

The article deals with the role of the state in the formation of the quality management system (QMS) at the modern industrial enterprises. The authors outline the key components of the national quality policy. Formation of a new model of the state standardization regulation is defined as one of the main ways to improve the domestic industry in accordance with the requirements of globalization. The authors describe the procedure of the documented quality management system formation, as well as discuss the parameters of evaluation of QMS efficiency.

Keywords:

globalization, efficiency, standardization, quality, quality management, quality management system, national quality policy, state regulation of standardization, parameters of the quality management system efficiency.

Проблемы, связанные с определением качества функционирования объекта в социально-экономических условиях, рассматривались еще в работах Аристотеля, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса.

Весомый вклад в развитие теории менеджмента качества представляют собой концептуальные подходы как отечественных, так и зарубежных специалистов, среди которых выделим работы А.В. Гличева, Э. Деминга, Д.С. Демиденко, С.Д. Ильенковой, Е.М. Карлика, Т. Конти, В.А. Лапидуса (1993) [1], В.М. Ларина, Н.В. Лапиной, В.Ю. Огвоздина [2], В.В. Окрепилова (1998) [3], М.З. Свиткина (2002) [4; 5], Р.А. Фатхутдинова, Дж. Харрингтона [6].

Теоретико-методологические подходы к решению этой проблемы отражены в работах Ю.П. Адлера, С. Щепетовой (2002) [7], Г.Г. Азгальдова, П. Друкера, Ф.М. Русинова, Д.С. Синка, И.М. Сыроежина, Н.С. Яшина.

Идеи и разработки по качеству, изложенные в работах отечественных и зарубежных ученых: Ю.П. Адлера, А.В. Гличева, В.В. Окрепилова, В.А. Лапидуса, И.З. Аронова, В.Г. Круглова, В.Е. Швеца, В.В. Версана [8], Р.А. Фатхутдинова, А. Фейгенбаума, Дж. Ситтинга, К. Исикавы, Ф. Кросби, Дж. Харрингтона, Дж. Джурана [9], Э. Деминга, Х. Кумэ и т. д., перенесены на организационные отношения промышленных предприятий.

- б9 -

Анализ современной литературы по исследуемой проблеме позволил сделать вывод о том, что теоретико-методические подходы к управлению качеством и конкурентоспособностью предприятий находятся на этапе своего становления.

Методологической базой исследования являются принципы системного, логического, а также научного познания: экономико-статистический, сравнительный, метод научной абстракции, эмпирический анализ.

Неотъемлемой частью социально-экономической политики государства, среди элементов которой: стандартизация, информатика, метрология, внедрение систем качества, обучение по всем вопросам СМК, мероприятия по развитию рычагов по координации деятельности и проведению направленной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, является национальная политика в области качества.

Составляющими национальной политики в области качества выступают создание условий для функционирования негосударственных структур, а также изменения в работе самих органов государственного управления.

Разрабатывая концепцию политики качества, необходимо помнить, что кроме достижения основной цели - создания качественных услуг и товаров - существует и другая: эффективное государственное управление, осуществляемое на высоком уровне. Успешное развитие отечественной экономики должно сопровождаться решением целого ряда проблем, связанных с реализацией политики качества в структуре государственного управления. Рассмотрим концепцию политики России в области качества продукции и услуг как систему официальных взглядов на основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг, а также выявим роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов страны.

В последние годы в отраслевой структуре промышленного производства наблюдается рост доли машиностроения, металлообработки и пищевой промышленности, а также отраслей, ориентированных на внутренний рынок, но при этом сохранивших свою конкурентоспособность. Доля топливно-энергетического комплекса сократилась с 2001 по 2013 гг. на 6,2 %.

Согласно результатам анализа, работникам предприятий (высшему управленческому составу) принадлежит около 50-55 % акций приватизированных предприятий, около 30-35 % акций находятся в руках частных российских инвесторов и около 10-20 % закреплено в федеральной, областной и муниципальной собственности. Что касается иностранных инвесторов, то на их долю приходится около 5 %.

Обеспечение конкурентоспособного и эффективного промышленного производства со стабильным увеличением объемов производства остается важным направлением в развитии промышленного сектора.

В настоящее время существуют следующие проблемы социально-экономического развития России: технологическое отставание в развитии основных отраслей производства, замедление в развитии человеческого капитала, дифференциация по уровню социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также существование межконфессиональной напряженности. Решение данных проблем требует качественных изменений в отечественной промышленности. Одним из направлений таких изменений является формирование новой модели государственного управления стандартизацией.

Стандартизацию в контексте государственного управления необходимо рассматривать как поддержку развития перспективных направлений промышленной политики. Необходимо создать условия для внедрения инноваций, способствовать развитию конкуренции, в полной мере контролировать обеспечение государственных поставок, а также устранить барьеры в торговле. Не следует забывать и о защите интересов потребителей.

Для того чтобы экономика России находилась в стадии устойчивого экономического роста, необходимо, чтобы отечественная промышленность удовлетворяла около 70 % внутреннего спроса.

Без активного сотрудничества государства и производителей невозможно получить конкурентоспособную продукцию на внутреннем и внешнем рынке. Одним из направлений государственной политики в области качества является создание доверительной среды между бизнесом и потребителем. Инструментарием для функционирования трехкомпонентной доверительной среды «поставщик - потребитель - государство» выступает стандартизация.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества предприятий с частной формой собственности. Так, на начало 2014 г. доля предприятий, находящихся в государственной собственности, в общем количестве была равна 2,9 %, что почти в 1,5 раза меньше по сравнению с 2001 г. При этом наибольший удельный вес данные предприятия занимают в электроэнергетике (свыше 18 %), машиностроении и металлообработке (3,5 %). Что касается предприятий химической и нефтехимической промышленности, то они полностью входят в состав частного сектора.

Основная цель социально-экономического развития заключается в повышении качества жизни на основе стабильного экономического роста путем создания условий для увеличения продолжительности жизни людей, следовательно, уменьшения бедности за счет роста денежных доходов, а также сокращения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Государство оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность компаний. Положительные факторы следующие: существование потенциала для организации высокотехнологических производств, наличие ресурсов для развития уникальных производств с монопольным положением на рынке. К негативным факторам относят низкий уровень организации работ по стандартизации и, как следствие, медленное развитие ее методологии.

Реализация требований государственного управления качеством продукции в системе менеджмента качества машиностроительных предприятий возможна путем установления требований и принципов государственной политики в области качества в стандартах организации. Преимущество стандартизации на уровне организации перед национальной стандартизацией заключается в возможности установить свои собственные стандарты с учетом специфики организационной структуры и / или области ее функционирования.

Формирование документированной системы менеджмента качества (СМК) должно начинаться с описания существующей деятельности предприятия в формате стандартной организационно-функциональной модели. Результатом данного этапа является переход к реализации подхода «менеджмент модели» вместо «менеджмента документов». Основная его идея заключается в формировании и управлении содержанием документов системы менеджмента качества с помощью построенной бизнес-модели организации. При документировании деятельности важным решением является поддержка системы взаимосвязанных информационных моделей организации, которые и формируют необходимые документы. Данный подход позволяет избежать создания чрезмерного количества документов, которые в конечном итоге мешают работе предприятия. Следует обратить внимание на то, что документация системы менеджмента качества является частью информационной системы организации и, согласно МС ИСО 9000, разработка документации системы должна повышать результативность и эффективность деятельности в данной системе.

О недостатках международных стандартов серии ИСО 9000 уже широко известно, решение данной проблемы в ближайшее время, скорее всего, не предвидится. Критика усилилась с появлением 4-й версии данных стандартов [10]. Существует множество доказательств формального внедрения стандартов серии ИСО 9000, авторы данных публикаций приводят, в частности, следующие: около 60-80 % компаний, имеющих сертификат ИСО 9000, не владеют реально работающей системой менеджмента качества.

Разъяснительные беседы, которые возлагаются на службу качества, должны вовлечь персонал в работу по качеству и, как следствие, предупредить появление социально-психологических барьеров, которые связаны с внедрением стандартов. Что касается отсутствия необходимых разъяснений, то это может привести к недопониманию отдельными работниками всей значимости внедрения стандартов ИСО серии 9000. А если число недопонимающих на предприятии превысит критическую массу, это сведет на нет эффект от самого внедрения.

Глобальная экономика с конца прошлого века во многом определяет различные направления изменения мира. Повышение качества жизни во многих развитых странах стало основой государственной политики.

Стандартизация как способ государственного управления качеством жизни населения напрямую связана с процессом глобализации. В настоящее время происходит переход к стандартам на детали и инфраструктуры. На современном этапе глобализации предстоит решить проблему установления стандартов качества жизни, здоровья, экологии. От скорости внедрения данных стандартов зависит успешность и конкурентоспособность страны, за чем последует занятие лидирующих позиций на различных рынках. Регулирование качества жизни на межотраслевом уровне должны осуществлять как законодательные, так и юридические органы власти, на отраслевом - соответствующие отраслевые министерства РФ, на территориальном - административные органы власти. Такая иерархия в построении будет способствовать проведению единой экономической и технической политики в отношении качества продукции, выпускаемой российскими производителями. От таких отношений в форме вертикальной подчиненности зависят централизация и децентрализация выполняемых функций и решение задач, поставленных перед процессом управления качеством продукции.

Россия в глобальном пространстве должна проводить заимствования, которые не противоречат ее культурно-историческим основам. Выработка собственных стандартов уровня и качества жизни должна стать важным шагом.

Оценка результативности является очень важной составляющей анализа системы менеджмента качества при ее сертификации. Она широко используется для определения степени достижения планируемых организацией целей, в том числе в области качества (самооценка результативности).

Технические регламенты должны обеспечивать не только необходимый уровень безопасности. Позитивное влияние стандарта на рынок напрямую зависит от качества самой разработки. Вид стандарта - национальный или корпоративный - влияет на внедрение инноваций. Очень важно, чтобы учитывалось будущее направление эволюции отрасли, а также решалась проблема перспективного использования данного товара.

Так как содержание технического регламента напрямую оказывает влияние на конкурентоспособность, то следует обновить все действующие ГОСТы, ОСТы в соответствии с международными и выявить устаревшие с последующим их исключением. Следствием данной работы будет формирование понятной системы обязательных современных норм. При этом обязательными считаются только те ключевые требования, по которым фиксируется планка безопасности.

Оценка соответствия создается таким образом, чтобы она была, с одной стороны, максимально эффективной как проверка выполнения обязательных требований и минимально затратной для государства, а с другой - экономически возможной для производителя, понятной и прозрачной, не являющейся административным барьером для деятельности предприятий.

При сертификации СМК на соответствие требованиям новых стандартов соответствия (ИСО 9001:2008) особое внимание уделяется выполнению требований, связанных с результативностью.

Несмотря на существующую схожесть подходов к оценке результативности для различных направлений ее использования: самооценке и оценке результативности при сертификации, это две разные оценки результативности СМК.

Понятие государственного регулирования качества продукции в нынешних условиях модернизации рассмотрено в данной статье как инструмент государственного воздействия для обеспечения качества продукции для полного удовлетворения потребностей всего общества и, как следствие, повышения качества жизни населения. Данный подход позволит учитывать интересы и товаропроизводителей с государственной и частной формой собственности, и органов различных уровней власти, а также населения страны.

Необходимо оптимизировать структуру собственности отраслей промышленного производства с точки зрения пропорций на микро- и макроуровне.

Очень важно формирование процесса стандартизации на принципах межотраслевого административного управления, который скоординирует все участки управленческой деятельности, приведет к согласованности различных управленческих систем.

Так как недостижение поставленных в системе менеджмента качества компании результатов, как и невыполнение планируемой деятельности, будут являться несоответствиями требованиям СМК, оценку результативности СМК компании в процессе государственной сертификации представим в виде зависимости от несоответствий СМК в области реализации запланированных в СМК результатов и деятельности - в области результативности.

Принятие решения о выполнении в системе менеджмента качества требований в процессе сертификации в области ее результативности, как и классификацию несоответствий по степени их значимости в этой же области, необходимо проводить по общей методике принятия решения о выполнении в системе менеджмента качества установленных требований.

Разработаны количественные и качественные показатели оценки результативности системы менеджмента качества организации, которые можно использовать при государственной сертификации: невыполнение единичного требования технического регламента; наличие документированных доказательств неудовлетворенности потребителей качеством поставляемой организацией продукции; отсутствие доказательства результативности системы менеджмента качества предприятия; отсутствие ресурсов организации, необходимых для эффективного решения задач обеспечения качества.

Важна гармонизация системы технического регулирования в России с международной практикой, нормами и правилами ВТО. Необходимо разделить по категориям документов нормирование обязательных требований к продукции и услугам, направленных на обеспечение безопасности через использование технических регламентов, и нормирование требований, которые организация вправе применять на добровольной основе для повышения качества и конкурентоспособности своей продукции и услуг через использование добровольных стандартов.

В итоге для государственной оценки результативности системы менеджмента качества при проведении процесса сертификации необходимо полагаться на следующие фундаментальные принципы:

- наличие взаимосвязи между оценкой результативности системы менеджмента качества и выполнением требований к планированию результатов в соответствии с СМК;

- наличие зависимости между оценкой результативности системы менеджмента качества и свойствами СМК, предусмотренными государственным стандартом соответствия;

- применение оценки результативности для сертификации СМК.

Необходимо осуществлять государственный контроль за состоянием соответствия продукции и оказываемых услуг обязательным параметрам технических регламентов. Для этого следует провести реформирование технического регулирования, направленного на защиту потребителей для обеспечения повышения качества их жизни.

Ссылки:

1. Лапидус В.А. Статистический приемочный контроль и международные стандарты ИСО. Вчера, сегодня, завтра. Н. Новгород, 1993. 101 с.

2. Оgvоzdin V. Revisbns ^ve bаsic ISO series terms ипс1еаг // Еигореап Quаlity. EOQ. 1995. Val. 2, № 4. Р. 64.

3. Окрепилов В.В. Управление качеством : учеб. для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1998.

4. Свиткин М.З. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации // Стандарты и качество. 2002. № 3.

5. Свиткин М.З., Яшин К.Ю. Подход к созданию документированных процедур системы менеджмента качества. 2008. Вып. 15. (Все о качестве. Отечественные разработки).

6. Харрингтон Д., Эсселинг К., Нимвеген Х. ван. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация. СПб., 2002.

7. Адлер Ю.П., Щепетова С. Процессное описание бизнеса - основа основ и для системы экономики качества // Стандарты и качество. 2002. № 2. С. 10-15.

8. Версан В.Г. Кризис в стандартизации систем менеджмента. Причины. Пути выхода // Там же. 2009. № 3. С. 78-83.

9. Juran J.M. А history оf mаnаging for quаlity. The evоlutiоn, trends аnd future directiоns оf тападтд for quаlity. Milwаukee, 1995.

10. Версан В.Г. Указ. соч. ; Огвоздин В.Ю. Кризис применения стандартов ИСО 9000. Что дальше? // Стандарты и качество. 2009. № 12 ; Седдон Дж. Десять аргументов против стандартов ИСО серии 9000 // Европейское качество. 2001. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.