Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Камиль Рамазанович, Хамбулатова Зарема Рамзановна, Мустафаева Хадижат Дадавовна

В статье рассмотрены вопросы развития системы государственного финансового контроля в России. Также раскрыты основные понятия, содержание государственного финансового контроля. Обозначены основные исторические этапы развития государственного финансового контроля в России. В целом можно сказать, что, система государственного финансового контроля в России постоянно развивается на протяжении всей истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магомедов Камиль Рамазанович, Хамбулатова Зарема Рамзановна, Мустафаева Хадижат Дадавовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL CONTROL IN RUSSIA

The article deals with the development of the system of state financial control in Russia. The basic concepts, the content of state financial control are also disclosed. The main historical stages in the development of state financial control in Russia are outlined. In general, we can say that the system of state financial control in Russia has been constantly developing throughout history.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_2_143 УДК 351.72

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО

КОНТРОЛЯ В РОССИИ

Магомедов Камиль Рамазанович,

генеральный директор ООО АКГ «Росфинэкспертиза», преподаватель кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: mkr-1983@ mail.ru

Хамбулатова Зарема Рамзановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита в цифровой экономике, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: zarema71_26@mail.ru

Мустафаева Хадижат Дадавовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры анализа, статистики и организации предпринимательства в АПК, Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова, г. Махачкала, Россия, e-mail: mamaeva.uma@yandex.ru

В статье рассмотрены вопросы развития системы государственного финансового контроля в России. Также раскрыты основные понятия, содержание государственного финансового контроля. Обозначены основные исторические этапы развития государственного финансового контроля в России. В целом можно сказать, что, система государственного финансового контроля в России постоянно развивается на протяжении всей истории.

Ключевые слова: контроль; государственный финансовый контроль; Федеральное казначейство; государственная казна; бюджет.

UDC 351.72

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL CONTROL

IN RUSSIA

Magomedov Kamil Ramazanovich,

General Director of LLC ACG Rosfinexpertiza, Lecturer at the Department of Economic Security, Analysis and Audit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: mkr-1983@mail.ru

Khambulatova Zarema Ramzanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit in the Digital Economy", Chechen State University named after. A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: zarema71_26@mail.ru

Mustafayeva Khadizhat Dadavovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Analysis, Statistics and Organization of Entrepreneurship in the Agroindustrial Complex, Dagestan State Agrarian University. Named after M.M. Dzhambulatov, Makhachkala, Russia, e-mail: mamaeva.uma@yandex.ru

The article deals with the development of the system of state financial control in Russia. The basic concepts, the content of state financial control are also disclosed. The main historical stages in the development of state financial control in Russia are outlined. In general, we can say that the system of state financial control in Russia has been constantly developing throughout history.

Keywords: control; state financial control; Federal Treasury; state treasury; budget.

Эффективность экономического развития государства тесно связана с качеством проводимой финансовой политики, важнейшей частью которой выступает финансовый контроль.

Вопросы организации контроля за общественными финансами играют важнейшую роль в жизни любого государства, а хорошо отлаженная система контроля является неотъемлемой частью эффективно функционирующего демократического общества.

Под государственным финансовым контролем понимается деятельность государственных, муниципальных и иных органов власти по предотвращению, выявлению и устранению фактов нарушения законности и целесообразности использования государственных денежных средств, направленная на повышение эффективности функционирования всей бюджетной системы в целом.

Реализация финансового контроля на территории России осуществляется Федеральным казначейством, функции которого состоят в предварительном, текущем, последующем контроле ведения операций с задействованием бюджетных средств.

На протяжении всей истории вместе с организацией управления государством менялась и система распределения и использования бюджетных средств. Однако во все времена любая страна с любым государственным устройством всегда стремится к наиболее эффективному и прозрачному использованию бюджетных средств.

Современное понимание государственного финансового контроля и его устройства -это результат многолетнего становления и развития государственного управления в контрольной сфере. Именно поэтому рассмотрим историю становления системы государственного финансового контроля в России, ведь без знаний исторического аспекта данного вопроса невозможно дальнейшее логичное и структурное развитие контрольной деятельности в стране.

Так, историки и экономисты считают, что в России государственный финансовый

контроль зародился во времена правления Алексея Михайловича Романова, а именно в момент утверждения правителем Приказа Счетных дел, приблизительно в 1656 году [15].

Следующим этапом развития государственного финансового контроля стал приход к власти Петра I, который ознаменовался качественными изменениями в управлении государством и расширением деятельности практически во всех сферах, в частности был значительный рост производства и внешнеторговых связей. Такие изменения требовали намного более глубокого контроля за государственной казной, именно поэтому в 1711 году император учредил Правительствующий Сенат - высшее финансовое учреждение России, на которое возложил также контрольные функции. Так, сам Сенат по большей части занимался контролем за расходованием средств и сбором доходов в казну, при том в учреждении была введена должность обер-фискала, который занимался наблюдением за правильностью поступления доходов в казну. Помимо Правительствующего Сената Петр I утвердил контрольный орган - Ближнюю канцелярию, которая существовала до 1719 года. В 1720 году она была заменена Ревизион-коллегией. Так как ее полномочия были повышены, с 1722 года она была переименована в Ревизион-контору и стала главным контрольно-ревизионным органом, под ее руководством находились Камер-коллегия по сбору дохо -дов и Штатс-контор-коллегия, занимающаяся расходами. Однако даже при таком реформировании контрольной деятельности никуда не исчезала главная проблема, а именно недостаточная образованность людей на местах и отсутствие системы местного счетоводства и отчетности [10].

В начале своего правления Екатерина II подняла проблему неэффективности контроля Ревизион-коллегии, слишком много счетов было не учтено и бесконтрольно. Так, императрица разделила Ревизион-коллегию

на пять департаментов, чтобы провести децентрализацию контрольно-ревизионной деятельности и больше ее детализировать. По происшествию времени качественно лучше ситуация не становилась, так как не была урегулирована проблема отсутствия местных и областных контрольно-счетных органов.

Однако, в 1775 году Екатериной II все же были созданы казенные палаты на местах, которые должны были совершать ревизионные поверки в губернских учреждениях.

Правление Александра I ознаменовалось манифестами 1810 и 1811 годов, в соответствии с которыми он разделил управление доходами и расходами на три части между министром финансов, государственным казначеем и государственным контролером. Государственный контроль на данном этапе развития обладал практическими всеми полномочиями министра, и он исполнял высший контроль за счетами. При этом контролер мог присутствовать на заседаниях Сената, а свои заключения предоставлял непосредственно императору. Таким образом, контрольная функция обрела принцип независимости [15].

При Николае I государственный контролер занимался только проверкой главных управлений и департаментов министерств, при этом он не проводил полную ревизию и не проверял подлинность книг по расходам и доходам. Так, несмотря на, казалось бы, значительный прогресс, уровень контрольной деятельности оставался низким, была большая доля коррупции, а министерства тяготились даже от номинально проводимых проверок. Большая часть финансовой отчетности оставалась бесконтрольной и разрозненной.

Во времена царствования Александра II экономика России была в упадке, бюджет государства долгие годы оставался дефицитным, образовался большой внешний государственный долг, именно поэтому особое внимание необходимо было уделить контролю за средствами бюджета. Так, в то время многие департаменты были неподконтрльны, и ассигнования, которые туда направляли, просто пропадали. Эффективность расходования бюджетных средств была нулевая. Так, с 1863 по 1871 год реформированием контрольной деятельности занялся один из

самых известных в истории государственный контролер В.А. Татаринов.

Однако на местах такая ревизия проводилась с трудом, именно поэтому контролер выработал дополнительные общие правила для предоставления отчетности по материальным ценностям. Также государственный контролер ввел в систему предварительный контроль, что впоследствии дало толчок всей контрольной деятельности [5, с. 76].

При Александре III в 1892 году впервые был принят закон о государственном контроле, в котором указывалось, что в обязанности государственного контролера входит предоставление заключения о выгодности или невыгодности операций с бюджетными средствами. В это время государственному контролю подчинялись как центральные, так и местные контрольные учреждения, также он утверждал инструкции по контролю и принимал решения по назначению и увольнению руководящего состава ведомств. Таким образом, система государственного финансового контроля того периода была централизованной [3].

К началу ХХ века система государственного финансового контроля не переставала развиваться и выработала достаточно сложную систему контроля.

Также был реализован последующий контроль, в ходе которого проводилась проверка исполнения подписанных документов и составлялись отчеты по результатам ревизии. Также осуществлялась ревизия фактического имущества и материальных ценностей, а также проверка касс и сверка фактического наличия с предоставленной документацией. При этом в эти годы отчеты, публикуемые в рамках государственного финансового контроля, были направлены на внушение веры в платежеспособность России для иностранного кредитора. Несмотря на достигнутые успехи, развитие системы государственного финансового контроля было приостановлено из-за мировой войны.

Революции 1917 года спровоцировали изменения во всех сферах государственного управления, включая организацию государственного финансового контроля.

В советское время организацией государственного финансового контроля заведовал И.В. Сталин, который в 1919 году разработал специальный проект декрета «О государ-

ственном контроле». В этом декрете перед государственным финансовым контролем ставилась задача по борьбе с бюрократизмом и хищениями, при этом контроль рассматривался как основа социалистической России и поэтому занимал особое места во властной структуре. Так, государственный контроль должен был устранить недостатки учреждений, в которых проводились ревизии, и тем самым повысить их эффективность для государства. Таким было основное направление работы на следующие 70 лет.

Однако за прошедшие годы структура, методы и в целом контроль-ревизионная деятельность претерпевала широкий круг изменений. В целом это время можно разделить на периоды:

1. Первый период (1919-1923 г.) - поиск но -вых методов и формата работы согласно поставленным задачам.

2. Второй период (1923-1934 г.) - многочисленные реорганизации после гражданской войны. Данный период был переходным - от военного коммунизма к индустриализации. Действовали ЦКК-РКИ, которые в основном проводили обследования и изыскивали хищения на узловых участках народного хозяйства.

3. Третий период (1934-1940 г.) - была создана Комиссия советского контроля и республиканские органы, а также вышло Постановление Совнаркома, которое установило основные задачи, функции государственного финансового контроля и ввела внутриведомственный финансовый контроль органов.

4. Четвертый период (1940-1957 г.) - в этот период действовали: Народный комиссариат государственного контроля СССР (1940-1946 г.), Министерства государственного контроля СССР и их республиканские органы (19461957 г.) [11].

5. Пятый период (1957-1962) - действовала Комиссия советского контроля Совета Министров СССР, которая от имени правительства проверяла исполнение правительственных поручений, а также вела контроль за соблюдением экономии и целесообразностью расходов.

6. Шестой период (1963-1965 г.) - контрольную деятельность осуществлял Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совет Министров СССР. Данные органы проверяли преимущественно именно

государственные органы и качество их деятельности.

7. Седьмой период (1965-1990 г.) - действовал Комитет народного контроля СССР и его территориальные органы. Особенность контрольной деятельности - вовлеченность трудящихся в контрольную деятельность.

8. Восьмой период (1991-1994 г.) - в начале периода действовала Контрольная палата СССР, после чего в 1992 году ее заменил Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете РФ. Таким образом, это переходный период, который затронул все стороны государства, включая трансформацию органов контроля. Так, контроль в это время должен был подстроиться к изменившимся реалиям [15].

Начало современного этапа развития государственного финансового контроля можно соотнести с 1995 годом, когда был официально опубликован и вступил в силу закон о «О Счетной палате Российской Федерации». Данный орган является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, многие ученые сравнивают данный орган с НК РКП, только в изменившихся условиях.

Главная задача контрольного органа -контроль за соблюдением и исполнением финансового законодательства, и прежде всего за исполнением федерального бюджета. В 2013 году вступил в силу закон, закрепляющий за Счетной палатой полномочия по осуществлению внешнего контроля [9].

Помимо внешнего контроля, как уже было сказано, функционирует орган внутреннего государственного финансового контроля -Федеральное казначейство, которое было образовано в 1993 году - сначала в составе Министерства финансов, а позже стало отдельной федеральной службой, осуществляющей казначейский контроль за финансово-бюджетной сферой, а также анализ деятельности внутреннего финансового аудита [9].

Таким образом, система государственного финансового контроля постоянно развивается на протяжении всей истории. На сегодняшний день развивается регламентация и стандартизация контроля, а также происходит цифровизация данной сферы.

Так, органы контроля имеют свои официальные сайты, где в общем доступе находят-

ся отчеты о результатах их работы, помимо этого усовершенствовалось качество самого контроля и уровень образованности контролеров.

Однако и на сегодняшний день нельзя сказать, что контрольно-ревизионная деятельность не имеет недостатков. Так, например, существует дублирование контрольных ме-

роприятий органов внутреннего и внешнего государственного финансового контроля, также есть недостатки в организации контроля в субъектах и на местном уровне.

Вместе с тем все эти проблемы активно решаются и вырабатываются стратегии по повышению эффективности контрольной деятельности.

Список литературы_

1. Абдулаев Б.Р. Развитие системы государственного финансового контроля в России // Аудит. 2020. № 7. С. 32-34.

2. Бабаева А.Э., Тер-Григорьянц А.А. Проблемы и перспективы развития системы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 1 (70). С. 26-32.

3. Боклина О.А., Паулов П.А. Проблемы развития системы государственного финансового контроля в РФ // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 3 (20). С. 129-132.

4. Бутченко В.Н., Кравец И.П. Проблемы финансового контроля государства в системе социального управле -ния // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 2. С. 90-98.

5. Зайчук ГЕ. Развитие системы государственного финансового контроля и аудита // Экономика и предпринимательство. 2019. № 8 (109). С. 208-210.

6. Коньшакова С.А., Кузнецов С.Г Развитие системы государственного финансового контроля хозяйствующих субъектов в условиях цифровизации экономики // Финансовая экономика. 2019. № 11. С. 680-683.

7. Липчиу Н.В., Глебова К.А. Внешний финансовый контроль в управлении государственными финансами субъекта Российской Федерации // Деловой вестник предпринимателя. 2021. № 5 (3). С. 78-83.

8. Лошаков А.Ю. Основные проблемы на пути к развитию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Финансы и учетная политика. 2019. № 6 (10). С. 14-18.

9. Мельник М.В. Тенденции развития государственного финансового контроля и аудита // Вестник профессионального бухгалтера. 2020. № 4-6. С. 40-58.

10. Минеева В.М., Попов Ф.Ф., Белых Ю.В. Система государственного финансового контроля: исторический аспект развития перспективы в условиях электронной экономики // Энигма. 2020. № 20. С. 46-59.

11. Моряков К.Ю. Актуальные вопросы совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации // Colloquium-journal. 2019. № 13-10 (37). С. 205-207.

12. Нефедов А.А. Правовые аспекты и направления развития и совершенствования государственного финансового контроля // Отечественная юриспруденция. 2019. № 5 (37). С. 6-11.

13. Орлов Н.А. Становление государственного финансового контроля в России и его развитие // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 2. С. 168-170.

14. Симко Н.Н. Концепция развития внутреннего государственного финансового контроля в России в связи с переходом организаций на казначейское обслуживание // Научный альманах. 2021. № 2-2 (76). С. 27-30.

15. Хосарова И.А. История развития и особенности функционирования казначейства в Российской Федерации // Сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов». М.: ООО «Институт развития образования и консалтинга», 2021. С. 140-146.

References_

1. Abdulaev B.R. Development of the system of state financial control in Russia. Audit. 2020. No. 7. pp. 32-34.

2. Babaeva A.E., Ter-Grigoryants A.A. Problems and prospects of development of the system of state financial control in the Russian Federation. Bulletin of the North Caucasus Federal University. 2019. No. 1 (70). pp. 26-32.

3. Boklina O.A., Paulov P. A. Problems of development of the system of state financial control in the Russian Federation. Modern scientific research and development. 2018. No. 3 (20). pp. 129-132.

4. Butchenko V.N., Kravets I.P. Problems of financial control of the state in the system of social management. Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 2. pp. 90-98.

5. Zaichuk G.E. Development of the system of state financial control and audit. Economics and entrepreneurship. 2019. No. 8 (109). pp. 208-210.

6. Konshakova S.A., Kuznetsov S.G. Development of the system of state financial control of economic entities in the conditions of digitalization of the economy. Financial Economics. 2019. No. 11. pp. 680-683.

7. Lipchiu N.V., Glebova K.A. External financial control in the management of public finances of the subject of the Russian Federation. Entrepreneur's Business Bulletin. 2021. No. 5 (3). pp. 78-83.

8. Loshakov A.Yu. The main problems on the way to the development of the system of state financial control in the Russian Federation. Finance and accounting policy. 2019. No. 6 (10). pp. 14-18.

9. Melnik M.V. Trends in the development of state financial control and audit. Bulletin of a professional accountant.

2020. No. 4-6. pp. 40-58.

10. Mineeva V.M., Popov F.F., Belykh Yu.V. The system of state financial control: the historical aspect of the development of prospects in the electronic economy. Enigma. 2020. No. 20. pp. 46-59.

11. Moryakov K.Yu. Actual issues of improving state financial control in the Russian Federation. Colloquium-journal. 2019. No. 13-10 (37). pp. 205-207.

12. Nefedov A.A. Legal aspects and directions of development and improvement of state financial control. Domestic jurisprudence. 2019. No. 5 (37). pp. 6-11.

13. Orlov N.A. The formation of state financial control in Russia and its development. Education. The science. Scientific personnel. 2021. No. 2. pp. 168-170.

14. Simko N.N. The concept of development of internal state financial control in Russia in connection with the transition of organizations to treasury services. Scientific Almanac. 2021. No. 2-2 (76). pp. 27-30.

15. Khosarova I.A. History of development and features of functioning of the treasury in the Russian Federation. Collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference "Actual problems of society, economics and law in the context of global challenges". Moscow: LLC "Institute for the Development of Education and Consulting",

2021. pp. 140-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.