Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2019 г., № 5 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2019 г., № 5
ISSN 2312-2935
УДК 614.2
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЕДИНОГО ПЛАТЕЛЬЩИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ДОСТИЖЕНИЯ И УРОКИ. М.Т. Калиев
Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской республике, г. Бишкек, Кыргызская республика
DEVELOPMENT OF SINGLE PAYER HEALTHCARE IN THE KYRGYZ REPUBLIC, ACHIEVEMENTS AND LESSONS. M.T. Kaliev
Mandatory Health Insurance Fund under the Government of the Kyrgyz Republic,Bishkek, Kyrgyz Republic
Кыргызская республика была одной из союзных республик СССР. Обретение независимости республики, связанное с распадом союзной державы, привело к значительным политическим, экономическим и социальным изменениям в республике. Резко сократился ВВП страны, с 1992 по 1995 года на 50 %, отмечен значительный рост инфляции, который только к 1995-1997 гг. начал снижать темпы. Это привело к ухудшению социальных условий. На фоне общего спада экономики также снизилась доля ВВП на здравоохранение, которая в 90-е годы колебалась от 2,6 до 3,9% от ВВП.
Страна унаследовала пяти уровневою систему финансирования поставщиков медицинских услуг (республиканский, областной, городской, районный и сельский), это усугубляло фрагментацию системы здравоохранения, неравенство в здоровье и оказании услуг, низкую доступность медицинской помощи. При крайне низком уровне финансирования сектора здравоохранения в силу исторически сложившихся обстоятельств подавляющая часть (75%) ресурсов направлялась на больничный сектор в ущерб первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) (10%).
В 1992 году был принят Закон «О медицинском страховании граждан Республики Кыргызстан», что создало основы бюджетно-страховой модели здравоохранения. Согласно данному Закону, работодатели должны были отчислять не менее 6% от фонда оплаты труда на медицинское страхование работающих граждан. Но стремительное обвальное нарастание безработицы из-за остановки работы крупных промышленных предприятий, которое произошло в 1993-1995 гг. не позволило приступить к осуществлению закона (1). В связи с этим, практическое внедрение ОМС началось с 1 января 1997 года. В значительной степени этому способствовала разработка и внедрение Национальной программы реформы системы здравоохранения КР «МАНАС» (1996 -2005 гг.), а в последующем - программы «МАНАС Таалими» (2006-2011 гг.) и программы «Ден-соолук» (2012-2016 гг.). Одной из главных целей данных программ было признано создание системы Единого плательщика в здравоохранении КР. Таким образом, внедрение системы ОМС в КР преследовало решение актуальных задач: привлечь дополнительные источники финансирования здравоохранения, разделить сектор здравоохранения на плательщика и поставщиков медицинских услуг, разработать новые методы оплаты медицинских услуг, повысить доступность медицинских услуг, особенно для социально уязвимых категорий населения, повысить эффективность и качество медицинских услуг.
Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2019 г., № 5 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2019 г., № 5
ISSN 2312-2935
Методы исследования. Проведен анализ развития системы здравоохранения, нормативно-правовых актов, регулирующих финансирование и управление здравоохранения, отраслевых документов, приказов, распоряжений, отчетов, результатов исследований и баз данных. Результаты исследования. Развитие системы Единого плательщика в КР, разделено на 4 основных этапа. Первый этап определен как организационный, второй-становления, третий-расширения охвата ЕП, четвертый-развитие бюджетной автономии. Первый этап охватывает 1996 -2000 гг. связан с созданием ФОМС в республике, внедрение новых структур и финансовых потоков, договорных отношений между плательщиком и поставщиками медицинских услуг, переход организаций здравоохранения от постатейного финансирования к новым методам оплаты услуг, формирование ролей и взаимодействия с финансовыми институтами республики. Второй этап становления связан с реформами в финансово-бюджетной системы и сокращением фрагментации потоков финансирования, поэтапным переходом на двух уровневую систему финансирования (областной и республиканский уровни, интеграция средств местных и районных бюджетов), перехода ряда функций от областных и районных финансовых подразделений министерства финансов в ФОМС, разработка и внедрение Программы государственных гарантий , сооплаты населения при получении медицинских услуг, укрепление ФОМС как финансового института. Третий этап связан с расширением охвата системы Единого плательщика, вовлечением новых организаций здравоохранения в новую финансовую систему, таких как организаций противотуберкулезной помощи, специализированных учреждений онкологической, психиатрической. кардиохирургической помощи, перевода местного бюджета г. Бишкек на республиканский уровень и формирование единого аккумулированного пула на национальном уровне, исключение промежуточных уровней в системе финансирования (исключены областные уровни финансирования), внедрение новых подходов в финансировании, таких как финансирование основанное на результат, продолжение развития системы КЗГ, контроля качества медицинских услуг. Объем бюджета с 19,7 млн. $ в 2000 году вырос до 215 млн. $ в 2018 году в системе ЕП. Четвертый этап связан с реализацией в стране нового бюджетного кодекса в соответствии с которым бюджет ФОМС выделен в самостоятельную бюджетную систему, управление которым возложено на Министерство здравоохранение и ФОМС. В 2017 году впервые утвержден бюджет ФОМС в виде Закона о Бюджете ФОМС на 2018 г, и прогнозе 2019-20гг.В стране действуют единые нормативы подушевого финансирования ПМСП, стационарных случаев, нормативы скорой помощи, льготного лекарственного пакета увеличен объем средств, направленных на ПМСП (в 2018 году составил 33%), и другие. Доля ВВП на здравоохранение в 2000 году составляла 4,4% в 2006- 7,5%, в 2010- 7,1%, а в 2015 -8,2% (WHO 2018, Global Health Expenditure database). Доля государственных расходов на здравоохранение в 2018 году составила 10,8% от общегосударственных расходов страны. Выводы. Кыргызская республика одна из первых в Центральной Азии, более 20 лет назад, создала систему обязательного медицинского страхования, которая продолжив развитие финансовой системы способствовало созданию системы ЕП в стране. Определены 4 этапа развития системы ЕП, каждая из которых отражает историческую стадию трансформации финансовой модели здравоохранения. Внедрение ЕП позволило повысить эффективность системы здравоохранения, устранить несправедливость в региональной диспропорции, сократить больничный сектор, увеличить ориентацию на ПМСП.