Научная статья на тему 'Развитие силовых способностей сотрудников полиции'

Развитие силовых способностей сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / силовые способности / физическая подготовка / нагрузка / сотрудник / полиция / слушатель / development / strength abilities / physical training / load / officer / police / trainee

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дмитрий Игоревич Иванов, Инна Николаевна Блудова

Введение. Цель — разработать, экспериментально апробировать и оценить эффективность программно-методического обеспечения организации занятий по физической подготовке. Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы и документальных источников применялся для изучения содержания занятий по прикладной гимнастике и атлетической подготовке. Использовались педагогический эксперимент, методы математической статистики для оценки достоверности и значимости отличий показателей физической подготовленности контрольных и экспериментальных групп. Результаты и обсуждение. Результаты входного контроля слушателей во время реализации основной программы профессионального обучения свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности. Представлена последовательность реализации силовых занятий по физической подготовке для мужчин и женщин с подробным описанием выполняемой нагрузки и вариациями задействования мышечных групп. Выводы. Экспериментальное исследование применения программно-методического обеспечения в образовательном процессе слушателей достоверно подтверждает эффективность в совершенствовании физической подготовленности сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дмитрий Игоревич Иванов, Инна Николаевна Блудова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Police Officers’ Strength Abilities

Introduction. The purpose is to develop, experimentally test and estimate the effectiveness of programme and methodological support of the organization of physical training classes. Materials and Methods. Analysis of scientific, methodological and documentary sources was used to study the content of applied gymnastics and athletic training classes. Pedagogical experiment was employed as well as methods of mathematical statistics to assess the reliability and significance of the differences between the physical fitness indicators in the control and experimental groups. Results and Discussion. The results of the entrance control of the trainees during the implementation of the basic program of professional training indicate a low level of physical fitness. The sequence of implementation of strength exercises in physical training for men and women with a detailed description of the load and variations in the use of muscle groups is presented. Conclusions. The experimental study on the application of programme and methodological support in the educational process of trainees reliably confirms the improvement of police officers’ physical fitness.

Текст научной работы на тему «Развитие силовых способностей сотрудников полиции»

Научно-практическая статья

УДК 796.015.527 © Иванов Д. И., Блудова И. Н., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-482-488

5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

Развитие силовых способностей сотрудников полиции

Дмитрий Игоревич Иванов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры огневой подготовки 1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-1262-4035

Инна Николаевна Блудова, доцент кафедры физической подготовки, мастер спорта международного класса 2; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-8950-0778

' Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 625049, Тюмень, ул. Амурская, 75, Россия 2 Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия

Реферат. Введение. Цель — разработать, экспериментально апробировать и оценить эффективность программно-методического обеспечения организации занятий по физической подготовке. Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы и документальных источников применялся для изучения содержания занятий по прикладной гимнастике и атлетической подготовке. Использовались педагогический эксперимент, методы математической статистики для оценки достоверности и значимости отличий показателей физической подготовленности контрольных и экспериментальных групп. Результаты и обсуждение. Результаты входного контроля слушателей во время реализации основной программы профессионального обучения свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности. Представлена последовательность реализации силовых занятий по физической подготовке для мужчин и женщин с подробным описанием выполняемой нагрузки и вариациями задействования мышечных групп. Выводы. Экспериментальное исследование применения программно-методического обеспечения в образовательном процессе слушателей достоверно подтверждает эффективность в совершенствовании физической подготовленности сотрудников полиции.

Ключевые слова: развитие, силовые способности, физическая подготовка, нагрузка, сотрудник, полиция, слушатель

Для цитирования: Иванов Д. И., Блудова И. Н. Развитие силовых способностей сотрудников полиции // Психопедагогака в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 4(99). С. 482-488. 1^:/Л1о1огдЛ0. 24412/1999-6241-2024-499-482-488

Scientific and Practical Article

UDC 796.015.527 © Ivanov D. I., Bludova I. N., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-482-488

5.8.4. Physical Culture and Professional Physical Training

Development of Police Officers' Strength Abilities

Dmitry I. Ivanov, Candidate of Science (in Pedagogy), Senior Instructor at the chair of Firearms' Training 1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-1262-4035

Inna N. Bludova, Associate-Professor at the chair of Physical Training, Master of Sports of International Class 2; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-8950-0778

' Tyumen Institute of Advanced Training for Officers of the Russian Ministry of Internal Affairs, 75 Amurskaya st., Tyumen, 625049, Russia 2 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7 Komarov pr., Omsk, 644092, Russia

Abstract. Introduction. The purpose is to develop, experimentally test and estimate the effectiveness of programme and methodological support of the organization of physical training classes. Materials and Methods. Analysis of scientific, methodological and documentary sources was used to study the content of applied gymnastics and athletic training classes. Pedagogical experiment was employed as well as methods of mathematical statistics to assess the reliability and significance of the differences between the physical fitness indicators in the control and experimental groups. Results and Discussion. The results of the entrance control of the trainees during the implementation of the basic program of professional training indicate a low level of physical fitness. The sequence of implementation of strength exercises in physical training for men and women with a detailed description of the load and variations in the use of muscle groups is presented. Conclusions. The experimental study on the application of programme and methodological support in the educational process of trainees reliably confirms the improvement of police officers' physical fitness.

Keywords: development, strength abilities, physical training, load, officer, police, trainee

Citation: Ivanov D. I., Bludova I. N. Development of Police Officers' Strength Abilities. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 4(99). Pp. 482-488 (In Russ). https://doi. org/10. 24412/1999-6241-2024-499-482-488

Основные положения

1. Развитие силового потенциала слушателей в период профессионального обучения по основной программе является значимой составляющей в реализации оперативно-служебных задач за счет целесообразного и последовательного использования в физической подготовке сотрудниками полиции специализированных упражнений, разработанных с учетом гендерного признака.

2. Разработанное программно-методическое обеспечение занятий по развитию силовых способностей слушателей первоначальной подготовки раскрывает необходимые педагогические условия для совершенствования их физической подготовленности к выполнению регламентированных компонентов нагрузки, разработанных с учетом адаптационных механизмов организма.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Согласно нормативным правовым актам физическая подготовка сотрудников полиции является приоритетным направлением в сфере кадровой политики МВД России [1, с. 78]. В свою очередь профессиональные обязанности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации сопряжены с выполнением силового задержания правонарушителей посредством преодоления физического сопротивления [2, с. 216]. В то же время при несении службы складываются и экстремальные ситуации, когда необходимо провести освобождение от захватов и обхватов за счет проявления сформированных силовых способностей [3, с. 414; 4, с. 523].

Таким образом, эффективное выполнение оперативно-служебных задач определяется возможностью осуществления правильного технического действия, сопряженного с достаточным проявлением физической силы [5, с. 120; 6, с. 2343]. При этом низкий уровень физической подготовленности сотрудников полиции является существенным препятствием для достижения поставленных задач [7, с. 93]. Понятно, что содержание физической подготовки сотрудников полиции, в частности слушателей первоначальной подготовки, должно быть направлено на повышение силового потенциала мышечных волокон [8, с. 282]. Занятия со слушателями должны включать урочные и внеурочные формы, многообразие средств и методов, представляя собой комплексный процесс по развитию профессиональных навыков [9, с. 89; 10, с. 327].

Сотрудники полиции, обучающиеся по программе первоначальной подготовки, во время прохождения стажировки сдают тесты по двум физическим упражнениям и нередко демонстрируют недостаточный уровень подготовленности, что подтверждает показатели входящего контроля, полученные при обучении по факультативной дисциплине «Совершенствование общей физической подготовки» [11, с. 52]. Вместе с тем неудовлетворительный уровень физической подготовленности имеют женщины, количество которых

в настоящее время на службе в органах внутренних дел растет [12, с. 155]. В связи с этим С. М. Струганов, Д. А. Гаврилов, О. С. Панова, В. В. Крючков рекомендуют обратить внимание на необходимость внесения изменений в методику преподавания дисциплин [13, с. 360].

Следовательно, сотрудник полиции перед выполнением оперативно-служебных задач лично либо в составе подразделения должен соответствовать требованиям, предъявляемым к уровню развития силовых способностей [14, с. 2862]. Для достижения данной цели важно сформировать базовые кондиции в виде силовой выносливости [15, с. 989; 16, с. 81; 17, с. 22]. При этом эффективным средством формирования силовой выносливости сотрудника полиции является выполнение упражнений с собственным весом, которые дополнительно улучшают физическую подготовленность [18, с. 113].

Стоит отметить, что для развития силовой выносливости слушателей является рациональной форма организации занятий в виде круговой тренировки, которая сопровождается повышением функциональных возможностей занимающихся [19, с. 198]. Процесс формирования физических способностей данным способом обеспечивает у сотрудника полиции гармоничное развитие силы и выносливости в короткий промежуток времени [20, с. 193]. Высокая моторная плотность силовых занятий с сотрудниками полиции обеспечивается за счет использования строго регламентированного интервального метода.

Однако возникают вопросы, каким мышечным группам необходимо во время занятий по физической подготовке уделить особое внимание и какие из них сопряжены со спецификой несения службы сотрудниками полиции. По мнению А. А. Сысоева, А. Н. Архипов-ского, наиболее задействованными мышцами во время применения физической силы являются разгибатели позвоночного столба; сгибатели позвоночного столба и тазобедренных суставов; разгибатели ног; разгибатели рук; большая грудная мышца [21, с. 254]. Как установили А. Х. Кодзоков, И. Х. Мешев, В. А. Хажироков, при выполнении силового приема задействованы сгибатели и разгибатели ног, мышцы, сгибающие, наклоняющие и поворачивающие туловище, мышцы рук и плечевого пояса, мышцы живота и шеи [22, с. 159].

Цель — разработать, экспериментально апробировать и оценить эффективность программно-методического обеспечения организации занятий по физической подготовке.

Теоретические предпосылки и степень изученности проблемы. Решением проблемы развития силовых способностей сотрудников полиции занимался ряд известных исследователей [1-2; 7; 19-21]. Так, авторы А. А. Сысоев, А. Н. Архиповский [21, с. 254] посвятили свои эксперименты изучению скоростно-силовой подготовки сотрудников полиции посредством поиска рациональных средств и методов. Данное направление получило большое практическое применение в резуль-

тате внедрения разработок Е. И. Трояном [1, с. 78], который уделял особое внимание при проведении занятий использованию ситуационного метода в физической подготовке сотрудников в целях развития скоростно-силовых способностей. Апробированием методики развития скоростных качеств у сотрудников полиции для действий во внештатных ситуациях оперативно-служебной деятельности занимался С. В. Науменко [2, с. 215]. Над совершенствованием силовой подготовленности сотрудников органов внутренних дел на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России трудился И. Х. Ме-шев [7, с. 89]. Формированием силовой выносливости у сотрудников органов внутренних дел активно занимался Э. Б. Настуев [20, с. 190]. Эффективность использования метода круговой тренировки в развитии силовой выносливости сотрудников полиции доказал Р. М. Черкесов [19, с. 196].

Изучая специальную литературу, Д. А. Рыбалкин, Ф. Ф. Халилуллин выявили, что в зарубежных странах и в России существенно отличаются подходы к организации занятий по физической подготовке сотрудников, впервые принятых на службу [23, с. 185]. Подготовка кадров в США начинается с параллельного формирования физической подготовленности и изучения боевых единоборств. Немецкие специалисты особое внимание уделяют моделированию ситуаций оперативно-служебной деятельности в части техники задержания. В польской полиции развитию физической подготовленности сотрудников отводится большая часть общей подготовки, но она основана на самостоятельном формировании физических способностей. Основным направлением при развитии сотрудника британской полиции является юридическая подготовка, а физическая отходит на второй план [24, с. 153].

На основании изученного зарубежного опыта можно сделать вывод, что существует множество подходов к организации физической подготовки, но информации по использованию средств и методов в развитии силовых способностей сотрудников полиции не обнаружено. При этом рядом отечественных исследователей изучалось формирование мышечной системы сотрудников ОВД, однако работ, посвященных изучению подготовки слушателей, учитывающей адаптационные механизмы женского и мужского организма при последовательном увеличении нагрузки и варьировании сложности выполнения силовых упражнений на определенную мышечную группу не выявлено. Таким образом, актуализируется вопрос о разработке и экспериментальном обосновании применения программно-методического обеспечения в организации занятий по силовой подготовке с сотрудниками полиции.

Стоит отметить, что научно-методическая литература не отражает полных сведений об образовательном процессе слушателей по дисциплинам, относящимся к физической подготовке, программном обеспечении проведения силовых занятий с сотрудниками полиции

с учетом гендерного признака, что, по мнению авторов, заслуживает особого внимания [25, с. 37; 26, с. 377; 27, с. 89].

Материалы и методы

В исследовании применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, анализ документальных источников, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В эксперименте, проведенном во второй половине 2023 г., приняли участие слушатели первоначальной профессиональной подготовки в составе экспериментальной и контрольной групп из 24 и 26 человек соответственно. Результаты исследования для установления достоверности изменяемых показателей систематизировались с учетом определения лучших результатов в экспериментальной и контрольной группах, в состав которых входили 12 мужчин и 8 женщин. В рамках дисциплины «Совершенствование общей физической подготовки» на занятиях сотрудниками полиции экспериментальной группы выполнялись силовые упражнения на основе круговой тренировки согласно разработанному программно-методическому обеспечению, в то время как в контрольной группе занятия проводились по утвержденной программе.

Результаты и обсуждение

Разработка программно-методического обеспечения силовых занятий. На программно-методическое обеспечение занятий по развитию силовых способностей отводится время, выделенное на реализацию дисциплины «Совершенствование общей физической подготовки», предлагаемой слушателям первоначальной подготовки. Данное программно-методическое обеспечение разработано на основе изучения адаптационных возможностей организма сотрудников полиции. На развитие силовых способностей предусмотрено 12 занятий. От занятия к занятию увеличивалось общее время тренировки путем добавления длительности выполнения двигательных действий и количества упражнений в серии. Реализация занятий по развитию силовых способностей осуществлялась в виде круговой тренировки интервальным методом. Смена упражнений и переход от работы к отдыху между повторами упражнений осуществлялись обучающимися самостоятельно по сигналу «Табата» таймера.

Таким образом, в целях повышения уровня физической подготовленности сотрудников полиции в программно-методическое обеспечение силовых занятий необходимо включать следующие компоненты нагрузки: время круговой тренировки, время выполнения упражнения, время отдыха, количество серий, количество упражнений в серии (табл. 1).

Рассматривая предложенное программно-методическое обеспечение занятий, отметим, что нагрузка последовательно увеличивается за счет рациональной вариации времени выполнения упражнения. При разработке и реализации комплекса силовых упражнений в составе круговой тренировки задействуются необходимые мышечные группы с последующим их подключением в качестве вспомогательного звена следующего занятия. Вместе с тем на каждую основную мышечную группу

подобраны упражнения с учетом гендерного признака, который систематизирован по уровню сложности выполнения двигательного действия.

Таким образом, усложнение самостоятельно силовых упражнений осуществляется не только за счет времени круговой тренировки, но и за счет их грамотной вариации.

Так, в таблице 2 представлены номера упражнений в составе блоков акцентированного воздействия на мышечную группу, что дает возможность отследить систему усложнения тренировочной сессии.

Таблица 1. Программно-методическое обеспечение силовых занятий

(ТаЬ1е 1. Programme and methodological maintenance of strength training)

Примечания: * — последовательность проведения круговых тренировок в рамках программно-методического обеспечения реализации учебной дисциплины; ** — длительность выполнения силового комплекса упражнений в рамках программно-методического обеспечения реализации учебной дисциплины; *** — длительность непрерывного выполнения двигательных действий в составе круговой тренировки.

В результате были сформированы блоки физических упражнений, выполняемых с собственным весом, которые дифференцированы по уровню сложности для

мужчин и женщин, в количестве 8 упражнений на каждую мышечную группу. Таким образом, у мужчин и женщин упражнения на мышцы рук, ног, спины, живота отличаются друг от друга и варьируются от занятия к занятию.

Таблица 2. Схема вариации упражнений в составе круговой тренировки

(Table 2. Scheme of variation of exercises in circuit training)

№ занятия Мужчины Женщины

Руки Ноги Спина Живот Руки Ноги Спина Живот

№ силовых упражнений в составе сформированных блоков упражнений, систематизированных с учетом воздействия на определенную мышечную группу

1 1, 2, 3 1, 2, 3 1, 2 1, 2 1, 2 1, 2 1, 2 1, 2

2 2, 3 2, 3, 4 2, 3, 4 2, 3 2, 3 2, 3 2, 3 2, 3

3 3, 4 4, 5 4, 5, 6 3, 4, 5 3, 4, 5, 6 3, 4, 5, 6 3, 4 3, 4

4 4, 5, 6 5, 6 6, 7 5, 6, 7 6, 7 6, 7, 8, 1 4, 5, 6, 7 4, 5

5 6, 7, 8 6, 7, 8 7, 8 7, 8 7, 8 1, 2, 7, 8, 1, 2 5, 6, 7, 8

6 1, 2 1, 2, 3 1, 2, 3 1, 2 8, 1, 2, 3 2, 3 2, 3 8, 1, 2, 3

7 2, 3 3, 4 3, 4, 5 2, 3, 4 3, 4, 5 3, 4, 5 3, 4, 5 3, 4, 5

8 3, 4, 5, 6 4, 5 5, 6 4, 5, 6, 7 5, 6, 7 5, 6, 7 5, 6, 7 5, 6, 7

9 6, 7, 8, 1 5, 6, 7, 8 6, 7, 7, 8 7, 8, 1 7, 8, 1 7, 8, 1 7, 8, 1

10 1, 2 8, 1, 2, 3 7, 8, 1, 2 8, 1 1, 2, 3, 4 1, 2, 3, 4 1, 2 1, 2

11 2, 3 3, 4 2, 3, 4, 5 1, 2, 3, 4 4, 5 4, 5 2, 3, 4, 5 2, 3, 4, 5

12 3, 4, 5, 6 4, 5, 6 5, 6 4, 5, 6 5, 6, 7 5, 6, 7 5, 6, 7 5, 6, 7

В таблице 3 представлены блоки упражнений и указаны двигательные действия в зависимости от сложности их выполнения при формировании мышечной системы сотрудника полиции с учетом определенной мышечной группы как у мужчин, так и у женщин.

Схема вариации упражнений, сформированный блок двигательных действий на определенные мышечные группы и программно-методическое обеспечение силовых занятий позволяют рационально использовать время, выделенное на занятия, получая высокую эффективность от его проведения благодаря учету адаптационных возможностей организма мужчин и женщин.

Опытно-экспериментальная работа. В ходе исследования развитие силовых способностей сотрудников полиции экспериментальной группы осуществлялось на протяжении 12 занятий согласно предложенным последовательности и разделению занимающихся по гендерному признаку на подгруппы. За реализацией круговой тренировки и правильностью выполнения технических двигательных действий в каждой группе следил преподаватель. Силовые упражнения выполнялись последовательно друг за другом интервальным методом с дифференциацией нагрузки в динамическом режиме мышечной деятельности. Экспериментальное апробирование осуществлялось два раза в неделю в основной части занятия после проведения разминки, в то время как контрольная

№ занятия* Время круговой тренировки, мин, c** Время выполнения упражнения, с*** Время отдыха, с Количество упражнений в серии Количество серий Количество упражнений на основную мышечную группу

Между упражнениями Между кругами Руки Ноги Спина Живот

Мужчины

1 22:00 15 10 120 10 4 3 3 2 2

2 25:20 20 10 120 10 4 2 3 3 2

3 28:40 25 10 120 10 4 2 2 3 3

4 32:00 30 10 120 10 4 3 2 2 3

5 35:20 35 10 120 10 4 3 3 2 2

6 38:40 40 10 120 10 4 2 3 3 2

7 42:00 45 10 120 10 4 2 2 3 3

8 42:10 25 10 120 12 5 4 2 2 4

9 47:10 30 10 120 12 5 4 4 2 2

10 52:10 35 10 120 12 5 2 4 4 2

11 57:10 40 10 120 12 5 2 2 4 4

12 1.02:10 45 10 120 12 5 4 3 2 3

Женщины

1 19:00 20 20 120 8 3 2 2 2 2

2 21:00 25 20 120 8 3 2 2 2 2

3 21:30 20 10 120 12 3 4 4 2 2

4 24:30 25 10 120 12 3 2 4 4 2

5 27:30 30 10 120 12 3 2 2 4 4

6 30:30 35 10 120 12 3 4 2 2 4

7 29:20 20 10 120 12 4 3 3 3 3

8 33:20 25 10 120 12 4 3 3 3 3

9 37:20 30 10 120 12 4 3 3 3 3

10 41:20 35 10 120 12 4 4 4 2 2

11 44:20 40 10 120 12 4 2 2 4 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 49:20 45 10 120 12 4 3 3 3 3

группа занималась согласно содержанию утвержденной программы образовательной организации и предлагаемым в ней упражнениям.

Перед внедрением программно-методического обеспечения реализации занятий для определения уровня физической подготовленности групп был проведен входной контроль в виде контрольных тестов.

Таким образом, у мужчин в контрольном тесте «челночный бег 4x20 м» среднестатистические результаты экспериментальной группы составили 17,8±0,2 с, а в контрольной — 17,7±0,1 с; в тесте «сгибание и разгибание рук в висе на высокой перекладине» — количество раз 7,5±2,0 и 8,2±2,1 соответственно; «прыжки вверх из приседа в присед» — за минуту 37,5±4,2 и 38,6±3,6; «сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях» — 22,4±6,1 и 21,8±5,5.

Среднестатистические результаты экспериментальной группы женщин в тесте «челночный бег 10x10 м» составили 32,7±0,2 с, а в контрольной — 30,7±0,2 с; в тесте «наклон туловища вперед из положения лежа» — 32,6±2,3 и 33,5±2 соответственно; «прыжки из приседа в присед» — за минуту времени 31,9±3,8 и 32,3±3,9; в тесте «в висе лежа, сгибание и разгибание рук» — 19,6±5,4 и 20,4±4,9 соответственно.

Проверка гипотезы о нормальности распределения согласно критерию Пирсона свидетельствует об однородности групп. Полученная идентичность показателей при Р<0,05 позволяет перейти к экспериментальной части исследования посредством развития силовых способностей сотрудников полиции.

Для определения достоверности и эффективности развития силовых способностей сотрудников полиции в начале и конце программы профессионального обучения были проведены контрольные испытания в исследуемых группах (табл. 4).

Таким образом, в экспериментальной группе мужчин, вне зависимости от возрастной категории, результаты в «челночном беге 4x20 м» улучшились на 9,9%, в то время как в контрольной прирост результатов составил 6,6%. Показатели в тесте «сгибание и разгибание рук в висе на высокой перекладине» в экспериментальной группе улучшились на 41,1%, а в контрольной — на 25,9%. Прирост результатов также отмечен в «прыжках вверх из приседа в присед» в экспериментальной группе на 29,6% и в контрольной — на 14,4%. При этом видна положительная динамика результатов в «сгибании и разгибании рук в упоре на брусьях» на 17,9 и на 12,4% соответственно.

Таблица 3. Блоки силовых упражнений на определенную мышечную группу (Table 3. Blocks of strength exercises for a specific muscle group)

Мужчины

Мышцы рук:

1. Подтягивание на низкой перекладине, хватом сверху. 2. Подтягивание на низкой перекладине руки вместе, хватом сверху. 3. Подтягивание на низкой перекладине, хватом снизу. 4. Подтягивание на низкой перекладине руки вместе, хватом снизу. 5. Подтягивание на высокой перекладине, хватом сверху. 6. Подтягивание на высокой перекладине, хватом снизу. 7. Подтягивание на высокой перекладине руки вместе, хватом сверху. 8. Подтягивание на высокой перекладине руки шире плеч, хватом сверху

Мышцы ног:

1. Бег на месте с высоким подниманием бедра. 2. Бег на месте с захлестыванием голени назад. 3. Подскоки на месте. 4. Челночный бег. 5. Прыжки из приседа в присед. 6. Прыжки вверх из упора присев. 7. Прыжки из стойки ноги врозь, в прыжке колени к груди и смена положения ног. 8. Прыжки из выпада в выпад

Мышцы спины:

1. Из упора лежа сзади на предплечьях поочередное поднимание и опускание ног. 2. Лежа на спине согнув ноги поднимание и опускание туловища. 3. Из упора лежа поочередное поднимание и опускание ног. 4. Из упора на предплечьях поочередное поднимание и опускание ног. 5. Лежа на животе руки вверх, поднимая руки и ноги, прогнуться. 6. Лежа на животе попеременное поднимание и опускание ног. 7. Лежа на животе, поднимание и опускание туловища. 8. «Пловец»

Мышцы живота:

1. Лежа на спине поднимание и опускание туловища. 2. Лежа на спине поочередное поднимание и опускание ног. 3. Лежа на спине, согнув и приподняв ноги, поднимание и опускание туловища по короткой амплитуде. 4. Лежа на спине, приподняв и согнув ноги, стойка на лопатках. 5. Лежа на спине поочередное поднимание ног и туловища с поворотом корпуса. 6. Лежа на спине, приподняв туловище, наклоны вправо и влево. 7. Лежа на спине, приподняв и согнув ноги, наклоны ног вправо и влево. 8. Из упора сед углом поочередное опускание и поднимание ног

Женщины

Мышцы рук:

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади, руки на скамейке. 2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, руки на скамейке. 3. Сгибание и разгибание рук узким хватом в упоре лежа, руки на скамейке. 4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с поочередным касанием плеча. 5. Сгибание и разгибание рук обратным хватом в упоре лежа. 6. Сгибание и разгибание рук широким хватом в упоре лежа. 7. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на скамейке. 8. Сгибание и разгибание рук узким хватом в упоре лежа

Мышцы ног:

1. Бег на месте с высоким подниманием бедра. 2. Бег на месте с захлестыванием голени назад. 3. Подскоки на месте. 4. Челночный бег. 5. Прыжки из приседа в присед. 6. Прыжки вверх из упора присев. 7. Прыжки из стойки ноги врозь, в прыжке колени к груди и смена положения ног. 8. Прыжки из выпада в выпад

Мышцы спины:

1. Из упора лежа c опорой на руки поочередное поднимание и опускание туловища. 2. Из упора лежа поочередное поднимание и опускание ног. 3. Лежа на спине, согнув ноги, поднимание и опускание туловища. 4. Из упора лежа на предплечьях поочередное поднимание и опускание ног. 5. Лежа на животе поднимание и опускание ног. 6. Лежа на животе поднимание и опускание туловища. 7. Лежа на животе, руки вверх, поднимая руки и ноги, прогнуться. 8. «Пловец»

Мышцы живота:

1. Из упора лежа поочередное сгибание и разгибание ног. 2. Из упора сидя, ноги врозь наклоны туловища влево и вправо. 3. Лежа на спине поочередное сгибание и разгибание ног с подъемом и поворотом туловища. 4. Из упора сед углом поочередное сгибание и разгибание ног. 5. Лежа на спине, подняв и согнув ноги, поднимание и опускание туловища. 6. Лежа на спине поочередное поднимание и опускание ног. 7. Лежа на спине, согнув и приподняв ноги, повороты туловища влево и вправо. 8. Лежа на спине поднимание и опускание туловища и ног

Таблица 4. Результаты входного и выходного контроля физической подготовленности сотрудников полиции (Table 4. Results of entrance and final control of police officers' physical fitness)

Статистические показатели ЭГ КГ ЭГ КГ

Мужчины

Челночный бег 4x20 м (с) Сгибание и разгибание рук в висе на высокой перекладине (кол-во раз)

до после А % до после А % до после А % до после А %

x 17,8 16,2 9,9 17,7 16,6 6,6 7,5 12,6 68,1 8,2 10,9 25,9

CT 0,2 0,2 0,6 0,1 0,2 0,6 2,0 1,8 9,0 2,1 2,1 6,5

t 80,1 55,1 18,2 16,2

t 2,20 2,18 2,20 2,20

p <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Прыжки вверх из приседа в присед (количество раз в минуту) Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз)

x 37,5 48,6 29,6 38,6 44,2 14,5 22,4 27,6 23,2 21,8 25,9 11,8

CT 4,2 3,9 4,1 3,6 3,8 3,7 6,1 5,6 5,7 5,5 5,7 5,2

t 5,3 6 4,8 4,8

t 2,12 2,92 2,22 2,20

P <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Женщины

Челночный бег 10x10 м (с) Наклон туловища вперед из положения лежа (кол-во раз)

x 32,7 28,6 14,4 30,7 28,1 9,3 32,6 39,7 17,9 33,5 38,2 12,4

CT 0,2 0,1 0,4 0,2 0,3 0,6 2,3 2,4 2,2 2,0 2,0 2,9

t 103,1 52,4 20,4 11,6

t 2,27 2,37 2,37 2,37

P <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

П рыжки вверх из приседа в присед (кол-во раз) Вис лежа, сгибание и разгибание рук (кол-во раз)

x 31,9 38,5 20,6 32,3 36,9 14,2 19,6 24,8 26,5 20,4 24,1 18,4

CT 3,8 3,7 3,7 3,9 4,1 4 5,4 5,1 4,8 4,9 4,7 4,6

t 4,6 4,8 7,8 7,2

t 2,18 2,72 2,12 2,92

p <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Примечания: ЭГ — экспериментальная группа; КГ — контрольная гру

В то же время отметим положительные изменения результатов у женщин экспериментальной группы в упражнении «наклон туловища вперед из положения лежа» — прирост составил 17,9%, а в контрольной — 12,4%. Аналогичные положительные результаты продемонстрировали представители экспериментальной группы в «челночном беге 10x10 м» с повышением показателей на 14,4%, а контрольной — на 9,3%. При этом в «прыжках вверх из приседа в присед» положительные изменения в экспериментальной группе составили 20,6% и в контрольной — 14,2%. В контрольном упражнении «вис лежа, сгибание и разгибание рук» отмечен прирост результатов в экспериментальной группе на 26,5% и в контрольной — на 18,4%.

Анализ полученных статистических данных свидетельствует о положительной динамике изменения уровня физической подготовленности сотрудников полиции, которые продемонстрировали прирост показателей за счет рационального подбора силовых упражнений, последовательного увеличения времени выполнения двигательных действий с учетом акцентирования внимания на развитии определенных мышечных групп относительно адаптационных изменений к предложенной нагрузке сотрудников полиции.

Таким образом, в результате экспериментального апробирования выявлена эффективность применения рационального сочетания нагрузок с постепенным уве-

личением сложности выполнения составляющих силовых занятий, что способствовало приросту показателей физической подготовленности слушателей, полученных в период первоначальной профессиональной программы обучения.

Выводы

1. Рациональное применение специальных средств и методов при проведении занятий по физической подготовке позволяет сформировать функциональную базу для эффективного выполнения оперативно-служебных задач.

2. Разработана и экспериментально апробирована методика программно-методического обеспечения организации занятий по физической подготовке со слушателями первоначальной подготовки, которая учитывает адаптационные механизмы работы организма сотрудников полиции за счет последовательного увеличения нагрузки с учетом сложности выполнения упражнения на определенные мышечные группы.

Область применения и перспективы. Результаты проведенного исследования открывают возможности для разработки универсальной методики развития силовых способностей для сотрудников полиции с последующим ее экспериментальным апробированием при реализации различных программ подготовки кадров и организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации в дистанционном формате.

Список источников / References

1. Троян Е. И., Катаргин С. В. Использование ситуационного метода в физической подготовке для развития скоростно-силовых качеств сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4(71). С. 78-81.

2. Науменко С. В., Куликов М. Л. Методика развития скоростных качеств у сотрудников полиции для действий во внештатных ситуациях оперативно-служебной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 4(92). С. 215-221. https://doi.оrg/10.35750/2071-8284-2021-4-215-221.

3. Rogers M. S., McNiel D. E., Binder R. L. Effectiveness of Police Crisis Intervention Training Programs. J Am Acad Psychiatry Law. 2019. Pp. 414-421. https://doi.оrg/10.29158/JAAPL.003863-19.

4. Compton M. T., Bakeman R., Broussard B., Hankerson-Dyson D., Husbands L., Krishan S., Stewart-Hutto T., D'Orio B. M., Oliva J. R., Thompson N. J., Watson A. C. The police-based crisis intervention team (CIT) model: II. Effects on level of force and resolution, referral, and arrest. Psychiatr Serv. 2014. Pp. 523-529. https://doi.оrg/10.1176/appi.ps.201300108.

5. Овчинников В. А., Гросс И. Л., Ленева Ю. Б., Агафонов А. И. Совершенствование методики обучения сотрудников органов внутренних дел России технике ударов и защитам от них // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2017. № 2(41). С. 119-122.

6. Beck A. Q., Clasey J. L., Yates J. W., Koebke N. C., Palmer T. G., Abel M. G. Relationship of Physical Fitness Measures vs. Occupational Physical Ability in Campus Law Enforcement Officers. J Strength Cond Res. 2015. Pp. 2340-2350. https^/doi^g/M.^^/ JSC.0000000000000863.

7. Мешев И. Х. Совершенствование силовой подготовленности сотрудников органов внутренних дел на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8, № ЗА. С. 89-95.

8. Кодзоков А. Х. Особенности физической подготовки слушателей вузов МВД России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 2S0-2S2.

9. Струганов С. М., Бакин А. В., Иванов А. К. Повышение физической подготовленности курсантов и слушателей МВД России посредством плиометрических упражнений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4(71). С. 88-93.

10. Ткаченко А. И., Бычков В. М., Кулиничев А. Н., Третьяков А. А. Формирование профессиональных навыков силового задержания у курсантов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2023. № 7(221). С. 326-330.

11. Боренов А. Ю. Сравнительная характеристика особенностей контроля уровня физической подготовленности сотрудников полиции России и зарубежных стран // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 9(163). С. 50-54.

12. Моськин С. А. Физическая подготовка женщин — сотрудников органов внутренних дел: проблемы и пути совершенствования // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 4(77). С. 155-158.

13. Струганов С. М., Гаврилов Д. А., Панова О. С., Крючков В. В. Гендерная дифференциация физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 10(1SS). С. З59-З6З.

14. Marins E. F., David G. B., Del Vecchio F. B.. Characterization of the Physical Fitness of Police Officers: A Systematic Review. J Strength Cond Res. 2019. Pp. 2860-2874. https://doi.оrg/10.1519/JSC.0000000000003177.

15. Poirier S., Gendron A., Gendron P., Lajoie C. Fitness components associated with performance of a law enforcement physical employment standard in police cadets. J Sports Med Phys Fitness. 2022. Pp. 981-989. https://doi.оrg/10.23736/S0022-4707.21.12464-8.

16. Глубокий В. А., Филиппович В. А. Методика развития физических качеств у сотрудников полиции посредством выполнения упражнений с отягощением весом собственного тела // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 2(180). С. 78-81.

17. Бородина С. В. Круговая тренировка как организационно-методическая форма развития физических качеств обучающихся на уроках физической культуры // Педагогический поиск. 2018. № 4. С. 22-29.

18. Глубокий В. А., Струганов С. М., Глубокая М. В. Физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в условиях самоизоляции, связанной с COVID-19 // Научный компонент. 2020. № 3(7). С. 112-117.

19. Черкесов Р. М. Использование метода круговой тренировки для развития силовой выносливости и ее роль в общем функциональном состоянии слушателей образовательных организаций МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII, № 4. С. 196-199.

20. Настуев Э. Б., Черкесов Р. М., Канукоев А. М. О необходимости формирования силовой выносливости у сотрудников органов внутренних дел // Журнал прикладных исследований. 2021. № 2(5). С. 190-194.

21. Сысоев А. А., Архиповский А. Н. Скоростно-силовая подготовка сотрудников полиции. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей // Вестник экономической безопасности. 2016. № 5. С. 254-256.

22. Кодзоков А. Х., Мешев И. Х., Хажироков В. А. Вопросы оптимизации скоростно-силовой подготовки слушателей образовательных организаций МВД России // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 5А, ч. I. С. 156-162. https://doi.оrg/10.34670/ AR.2020.45.5.127.

23. Рыбалкин Д. А., Халилуллин Ф. Ф. Особенности физической подготовки сотрудников полиции в США, Европе и России // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов : сб. мат-лов всерос. круглого стола. Орел, 2017. С. 185-190.

24. Синянский В. А., Каленик Р. С., Афиногенов Т. П. Профессиональная подготовка полицейского в зарубежных странах, передовой опыт, современные технологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 1(30). С. 152-154.

25. Муханов Ю. В., Тарасенко А. А., Лопатин И. И. Проблемы и пути совершенствования физической подготовки в образовательных организациях МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2017. № 1. С. 36-38.

26. Толстых С. К., Толстых Д. С., Ежова А. В. Методы совершенствования профессиональной подготовки со слушателями вузов МВД России // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, 2020. № 10(188). С. 377-381.

27. Дадов А. В. Моделирование технологии физического воспитания сотрудников органов внутренних дел России // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 20, № 3(20). С. 88-92.

Поступила 12.12.2023; одобрена после рецензирования 12.01.2024; принята к публикации 30.03.2024.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.