Развитие сильного гражданского общества в новом
Узбекистане
Азиза Нугмановна Махмудова Джамиля Бакиевна Вафаева Самаркандский государственный университет имени Ш.Рашидова
Аннотация: Поддержка ННО и укрепление гражданского общества закреплены во многих законодательных актах и постоянно присутствуют в повседневной деятельности государственных органов. Существование такой организационно-правовой базы стимулирует постоянный рост не только количества, но и качества создаваемых на территории нашей страны ННО.
Ключевые слова: гражданское общество, махалля, гражданственность.
Development of a strong civil society in the new Uzbekistan
Aziza Nugmanovna Makhmudova Jamilya Bakiyevna Vafaeva Samarkand State University named after Sh.Rashidov
Abstract: Support for NGOs and the strengthening of civil society are enshrined in many legislative acts and are constantly present in the daily activities of state bodies. The existence of such an organizational and legal framework stimulates the constant growth of not only the quantity, but also the quality of NGOs created on the territory of our country.
Keywords: civil society, mahalla, citizenship.
Тенденции развития гражданского общества в стране ставят задачу партнерства государственных органов с институтами гражданского общества. Правовой основой и гарантией формирования гражданского общества выступает Конституция, Законы Республики Узбекистан «Об общественном контроле», «О негосударственных некоммерческих организациях», «О средствах массовой информации», «О государственно-частном партнерстве», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об обращениях физических и юридических лиц» а также Указы Президента «О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны», «О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организации,
а также по эффективному осуществлению общественного контроля», «Об утверждении концепции развития гражданского общества в 2021 - 2025 годах». Таким образом, перечисленные нормативно-правовые акты позволяют выделить основные тенденции по формированию активного гражданского общества, которые включают в себя следующие задачи:
• укрепление правовых основ понятий «гражданское общество» и «институты гражданского общества» и совершенствование их организационно-правовых форм;
• разработка критериев и методологии оценки деятельности институтов гражданского общества с учетом внесенного ими вклада в решение социально-экономических вопросов и развитие общества;
• пересмотр актов законодательства о деятельности средств массовой информации, журналистов и блогеров, унификация их в законодательный акт прямого действия;
• перевод всех государственных услуг между негосударственными некоммерческими организациями и регистрирующим органом в электронную форму;
• создание аналитических, научно-образовательных лабораторий (мозговых центров) для научно-теоретического изучения гражданского общества, постоянного анализа его развития;
• проведение прикладных и фундаментальных исследований по вопросам развития гражданского общества и организация курсов переподготовки и повышения квалификации представителей негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.
• упрощение процедур и устранение бюрократических барьеров, связанных с регистрацией институтов гражданского общества и получением средств от иностранных источников;
• анализ и обобщение Декларации о правозащитниках и других международных документов, а также совершенствование на их основе правовой базы деятельности правозащитников.
Особое внимание на современном этапе развития гражданского общества отводится такому важному институту, как общественный контроль. При отсутствии общественного контроля со стороны общества, органы государственной власти не всегда добросовестно и эффективно выполняют свои обязанности. Именно поэтому актуальной задачей в сфере развития гражданских институтов остается создание эффективных механизмов осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и управления.
Также примечательно, что в настоящее время в стране создается система,
направленная на осуществление соответствующего мониторинга и общественного контроля со стороны институтов гражданского общества над деятельностью и качеством работы правоохранительных органов. Это незамедлительно отразилось и на настроении граждан Узбекистана. За последние 4 года резко уменьшилось число жалоб и заявлений в адрес этих структур.
Особенности политических процессов через призму участия в них институтов гражданского общества.
Каждый год в Узбекистане появляются новые общественные организации благодаря тому, что власть создала благоприятную основу для данного процесса. Появление каждой организации не бывает случайным. Одной из самых распространенных причин, как уже говорилось, является защита интересов граждан.
Все негосударственные некоммерческие организации можно рассматривать как правозащитные ННО, потому что согласно Закону Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях» одна из их основных задач - защита прав человека и демократических ценностей.
Созданные повсеместно по инициативе руководителя страны народные, виртуальные приемные Президента, а затем и премьер-министра и всех руководителей министерств и ведомств дают ожидаемые результаты. За четыре года с жалобами, предложениями и обращениями в данные приемные обратилось около 5 млн. граждан Республики Узбекистан. По требованию главы государства, ни одно заявление, жалоба или обращение не должны остаться без внимания властей. Это жесткое требование находится под личным контролем руководителя страны, более 80% обращений были справедливы и нашли свое решение. Данный пример является наглядным показателем совершенствование системы обращений граждан по защите своих прав, свобод и законных интересов, способствует повышению политической и гражданской активности населения Узбекистана.
В свою очередь следует заметить, что сама жизнь сегодня в новом Узбекистане выдвигает всё новые и новые требования по постоянному мониторингу существующих проблем, как на местном, региональном, так и государственном уровнях, депутаты сегодня заново учатся работать и мыслить по-новому. Содержание народовластия - это работа всего депутатского корпуса в избирательных округах со своими избирателями, она служит связующим звеном между законотворческой деятельностью парламента и электоратом в процессе принятия новых и важных общественно-политических решений. В то же время это создаст систему двусторонней подотчетности, приблизит парламент к народу, послужит обеспечению справедливости и верховенства
закона. Общество постепенно избавляется от действовавшей многие годы системы, когда за народ думало и решало правительство, сегодня разительно изменяется положение дел в стране, когда верховная власть требует инициатив снизу. В связи с чем неизмеримо возрастает роль институтов гражданского общества. Мы открыто заявили о своей приверженности демократии и соблюдению прав человека, в это плане для нас является важным направлением изучение опыта развитых демократических государства с сильным гражданским обществом. Сегодня в стране после длительного перерыва возобновили свою работу десятки представительств международных организаций, различных фондов, средств массовой информации. Руководитель государства особое внимание обратил на проблему взаимодействия национальных институтов гражданского общества с международными неправительственными организациями.
Так, на сегодняшний день в Узбекистане действуют более 11,0 тыс. некоммерческих неправительственных организаций, в числе которых 452 общереспубликанские организации, из них 67 - ассоциации, 79 - общества, 75 -различные фонды, 17 - профсоюзы, 49 - центры, 4 - партии, 21 - союзы, 74 -федерации, 2 - движения и другие типы организаций. Среди них такие крупнейшие, как «Соглом авлод учун», Комитет женщин, Ассоциация фермерских хозяйств, Федерация защиты прав потребителей, Торгово-промышленная палата, Фонды «Махалля», «Нуроний», Центр поддержки гражданских инициатив, «Ассоциация деловых женщин» и др.
Защитой социально-экономических прав граждан занимаются 40%, проблемами женщин и молодежи - 14,2% , осуществлением деятельности в областях здравоохранения, образования, экологии - 13,6%. При этом они работают в тех сферах, где осуществление государством соответствующих функций нуждается в поддержке со стороны общественных структур.
Наши наблюдения свидетельствует, что независимость Узбекистана открыла перед нашим государством широкие перспективы построения демократического, правового государства, она подтвердила правильность избранного нами пути. Общественно-политические и экономические преобразования в стране, которые основываются на принципе «от сильного государства - к сильному гражданскому обществу», углубляют демократизацию всех сфер жизни.
Развитие гражданского общества является обязательным условием построения гуманного демократического правового государства, что находит подтверждение в качестве задачи государственного строительства в преамбуле Конституции Республики Узбекистан.
Согласно ст.7 Конституции Республики Узбекистан «народ является
единственным источником государственной власти. Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа... »
Взаимоотношения институтов гражданского общества и органов государственной власти в рамках классической модели в Узбекистане осуществляются по следующим основным принципам:
• гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими поддержки;
• государство изучает гражданские инициативы, поддерживает и одобряет
их;
• государство оказывает институтам гражданского общества материальную, моральную, информационную поддержку.
Исторически сложившимся институтом гражданского общества в Узбекистане является махалля - орган самоуправления граждан. Этот институт гражданского общества прошёл длительное испытание временем и на деле доказал необходимость своего существования, как важного связующего звена между обществом и государством. Махалля сегодня, как никогда востребована своим мощным потенциалом гражданской активности. Не случайно, все поездки руководителя страны по регионам включают обязательное посещение махаллей, не по заранее подготовленной программе, а экспромтом. Такие встречи, открытый диалог в той или иной махалле позволяют выявить проблемы, имеющие место быть практически по всей республике.
Махалля - как институт гражданского общества Узбекистана, в настоящее время переживает свое новое возрождение, так как находит основательную поддержку со стороны органов государственной власти, СМИ и предпринимательского сообщества
«Махалля - уникальная для мира демократическая структура». Президент назвал махаллю «уникальной для мира демократической структурой» и отметил, что её полномочия будут расширены. 26 января 2022 года на совещании по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана Шавкат Мирзиёев вновь подчеркнул, что «понятие чести и достоинства человека - не какое-то абстрактное, высокопарное понятие». Это «создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры для каждого гражданина».
Как отметил глава нашей страны:«В жизни нашей страны начинается крайне важный этап. Это этап нового развития и национального прогресса. Сегодня наш 35-миллионный многонациональный народ живёт с великой целью достижения уровня жизни, соответствующего развитым государствам, построения справедливого, свободного и процветающего общества». «Понятие чести и достоинства человека не являются для нас каким-то абстрактным, высокопарным понятием, - завил президент. - Когда мы говорим об этом, мы
имеем в виду, прежде всего, обеспечение мирной и безопасной жизни каждого гражданина, его основных прав и свобод». «Под человеческим достоинством мы понимаем создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры для каждого гражданина, доступа к квалифицированному медицинскому обслуживанию, качественному образованию, социальной защите, здоровой экологической среде», - подчеркнул он. «Для достижения этой цели мы поставили перед собой задачу эффективно использовать возможности института махалли - уникальной для мира демократической структуры, дальнейшего расширения его полномочий, чтобы в конечном итоге превратить махаллю в решающее звено нашего общества. Если в махалле царит мир, будет мирно и в стране. Если махалля будет благоустроенной, то благоустроенной будет вся страна», - сказал Шавкат Мирзиёев.
В процессе формирования активного гражданского общества особая роль отводится Олий Мажлису Республики Узбекистан (парламент) и кенгашам народных депутатов всех уровней. В настоящее время деятельность представительных органов государственной власти направлена на тесное сотрудничество с институтами гражданского общества, как при разработке законодательных актов, так и при обсуждении насущных проблем в региональном разрезе. Глава государства требует постоянного и неуклонного взаимодействия депутатов всех уровней с институтами гражданского общества. Руководителем страны поставлена задача, как перед членами правительства, так и перед депутатами парламента республики проводить основное время своей работы в регионах, районах и махаллях. В настоящее время данная работа со стороны государственных органов во взаимодействии с институтами гражданского общества: политическими партиями, махаллёй, СМИ, профессиональными союзами и другими структурами гражданского общества резко подняла градус доверия населения к государственным органам.
Таким образом в заключении следует отметить, то что, новый Узбекистан накопил значительный опыт деятельности негосударственных некоммерческих организаций, а также определенный опыт социального партнерства между третьим сектором и государством. Реализации данных задач во многом способствовало формирование при Олий Мажлисе Республики Узбекистан Парламентской комиссии, в состав которой наряду с представителями государственных органов вошли эксперты из числа ведущих общественных организаций, а также Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества, а также особое внимание уделяет развитию и роли института махалли.
Использованная литература
1. Каримов И.А.Наша высшая цель - независимость и процветание родины, свобода и благополучие народа. Доклад на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва, 22 января 2000 г.Т.8
2. Вафаева ДБ. Влияние политического сознания на формирование и развитие гражданской культуры. International scientific review. 2020(LXX):108-11.
3. Вафаева ДБ. К вопросу участия неправительственных организаций в осуществлении общественного контроля над органами государственной власти. Academy. 2017(4 (19)):104-5.
4. Махмудова АН. ШАХСНИ ХУ^У^ИЙ ИЖТИМОИЙЛАШУВИ НАЗОРАТИДА ХЖУ^ИЙ ТИЗИМНИНГ АХХАМИЯТИ. FALSAFA VA HAYOT XALQARO JURNAL ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ PHILOSOPHY AND LIFE.:71.
5. Умриллоев ЛГ, Махмудова АН. Глобаллашув шароитида ёшларимизнинг маънавиятига таъсир этувчи омиллар, уларни миллий FOя рухида тарбиялашнинг зарурийлиги. Science and Education. 2022;3(7):270-9.
6. Вафаева ДБ. Влияние политической активности граждан на процесс становления гражданского общества в Узбекистане. Вестник науки и образования. 2019(13-1 (67)):99-102.
7. Умриллоев ЛГ, Махмудова АН. Ислам Каримов основатель независимого государства Узбекистан. Science and Education. 2022;3(7):433-8.
8. Вафаева ДБ, Ахатова БМ. Сравнительный анализ социального партнерства между негосударственными некоммерческими организациями Узбекистана и России. Наука, техника и образование. 2020(5 (69)):87-91.
9. Вафаева ДБ. Демократическое государство и гражданское общество: вопросы взаимодействия. Наука и образование сегодня. 2018(7 (30)):91-3.
10. Вафаева ДБ. Некоторые вопросы социального партнерства между органами государственной власти и институтами гражданского общества: опыт Узбекистана. Актуальные вопросы современной науки. 2017 Jan(1):28-31.
11. Вафаева ДБ. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ. Наука, техника и образование. 2021(7 (82)):49-53.
12. Вафаева ДБ. To question about development the theories of the culture. Научный альманах. 2016(3-4):383-7.
13. Abdumajidova K. GLOBALIZATION AND MODERNIZATION AS AN IMPORTANT FEATURE OF THE DEVELOPMENT OF MODERN SOCIETY //Theoretical & Applied Science. - 2021. - №. 4. - С. 75-78.
14. Nugmanovna M. A. The place and significance of social and legal control in the legal socialization of the individual in civil society //Asian Journal of Research in Social Sciences and Humanities. - 2022. - Т. 12. - №. 2. - С. 21-33.
15. Nugmanovna M. A. et al. LEGAL PROTECTION OF DOCTORS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN //Conferencea. - 2022. - С. 56-61.
16. Nugmanovna M. A. Action strategy-the basis of a new stage of national development of Uzbekistan //ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL. - 2021. - Т. 11. - №. 1. - С. 774785.
17. Shokirovna V. S., Nugmanovna M. A. Replacing the works of our President Shavkat Mirziyoev in the development of civil society in our country //Archive of Conferences. - 2021. - Т. 17. - №. 1. - С. 200-203.
18. Rakhmatullaevna U. L. AESTHETIC ROLE OF FOLK TRADITIONS IN THE DEVELOPMENT OF MINIATURE PAINTING OF THE EAST //Archive of Conferences. - 2020. - Т. 8. - №. 1. - С. 34-35. 13.Махмудов С. Х. ТУРИСТИК ОБЪЕКТЛАРДАН ФОЙДАЛАНИШ САМАРАДОРЛИГИНИ ОШИРИШДА ДАВЛАТ ХУСУСИЙ ТАДБИРКОРЛИК ШЕРИКЛИГИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ //Интернаука. - 2020. - №. 42-2. - С. 68-69.
19. Nugmanovna M. A. The place and significance of social and legal control in the legal socialization of the individual in civil society //Asian Journal of Research in Social Sciences and Humanities. - 2022. - Т. 12. - №. 2. - С. 21-33.
20. Махмудова А. Н. Шахс хукукий ижтимоийлашувида ижтимоий назорат тушунчаси ва тизими //международный журнал Консенсус. - 2020. - Т. 1. - №. 1.
21. Bahromovna S. K., Kamariddinovna K. A. Theoretical bases of tourism activity and socioeconomic factors of the concept of its priority development //ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL. - 2021. - Т. 11. - №. 1. - С. 769-773.
22. Rakhmatullayevna U. L. THE ROLE OF AESTHETIC EDUCATION IN THE MODERN WORLD //Confrencea. - 2022. - Т. 1. - №. 1.
23. Hamida A., Juraboy Y. COOPERATION IN CENTRAL ASIA AS A PRIORITY DIRECTION OF FOREIGN POLICY OF UZBEKISTAN //Galaxy International Interdisciplinary Research Journal. - 2021. - Т. 9. - №. 12. - С. 175-178
24. Nugmanovna M. A., Akbaralievna U. G. FAMILY IS THE BASIS OF SOCIETY AND STATE //Archive of Conferences. - 2021. - Т. 22. - №. 1. - С. 2831.
25. Махмудова А. Н. и др. Роль молодого поколения в формировании современного гражданского общества //Достижения науки и образования. -2020. - №. 3 (57).
26. Махмудова А. Н. ПРАВОВАЯ СООИАЛИЗАОИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ //дистаноионные возможности и достижения науки. - 2020. - С. 97.
27. Bekmurodovna GT. ROSSIYA IMPERIYASINING SIRDARYO VILOYATIGA AHOLINI KO 'CHIRISH SIYOSATI.(XIX ASRNING IKKINCHI YARMI VA XX ASRNING BOSHLARI). InArchive of Conferences 2020 Nov 23 (Vol. 9, No. 1, pp. 198-200).
28. Махмудова А. Н. Шахс хукукий ижтимоийлашувида ижтимоий назорат тушунчаси ва тизими //международный журнал Консенсус. - 2020. - Т. 1. - №2. 1.
29. Nugmanovna M. A. et al. EDUCATION OF TOLERANCE IN YOUNGER GENERATION //Conferencea. - 2022. - С. 52-55.
30. Nugmanovna M. A., Kamariddinovna K. A. Modern biotechnical problems of medicine and their solutions //Archive of Conferences. - 2021. - Т. 13. - №. 1. - С. 169-173.
31. Nugmanovna M. A. et al. EDUCATION OF TOLERANCE IN YOUNGER GENERATION //Conferencea. - 2022. - С. 52-55.
32. Тураева, Д.А., 2020. SHAXS XARAKTERINING NUTQDA VOQELANISH MEXANIZMI. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИСКУССТВО СЛОВА, 3(1).
33. Kamariddinovna K. A., Nugmanovna M. A. IMPROVING POPULATION HEALTH THE IMPORTANT TASK OF THE STATE //Archive of Conferences. -2021. - Т. 17. - №. 1. - С. 204-208.
34. Shokirovna V. S., Nugmanovna M. A. Replacing the works of our president Shavkat Mirziyoev in the development of civil society in our country //Archive of Conferences. - 2021. - Т. 17. - №. 1. - С. 200-203.
35. Yevgeniya M., Nugmanovna M. A. FIGHTING CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN //Archive of Conferences. - 2021. - Т. 15. - №. 1. -С. 171-173.
36. Nugmanovna M. A. Legal socialization and individual deviant rights: relationships //falsafa va hayot xalqaro jurnal. - С. 49.
37. Usmonova L. IMAGE PHILOSOPHY OF CENTRAL ASIAN MINIATURE ART //Theoretical & Applied Science. - 2020. - №. 3. - С. 222-226.
38. Kamariddinovna K. A., Makhmudova A. N. PROBLEMS OF FORMATION OF TOLERANCE IN SCHOOLCHILDREN IN THE MODERN SCHOOL //Conferencea. - 2022. - С. 112-115.
39. Tursunova GB. Tibbiyotda ma'naviyat masalalari, shifokor ma'naviyati. Science and Education. 2021;2(5):790-3.
40. Суюнова К. Б. УЗБЕКИСТОНДА ТУРИЗМ СОХДСИДАН ФОЙДАЛАНИШ САМАРОДОРЛИГИНИ ОШИРИШ БУЙИЧА АМАЛГА ОШИРАЛАЁТГАН ИСЛОХДТЛАР //Интернаука. - 2020. - №. 42-2. - С. 85-86.
41. Hamida A. PHILOSOPHICAL AND METHODOLOGICAL ISSUES OF THE PARADIGMAL APPROACH TO THE CONCEPT OF MODERNIZATION //Archive of Conferences. - 2020. - Т. 10. - №. 1. - С. 15-18.
42. Samadov, A. R. (2019). Sport as the device of forming esthetic ideal of person. ISJ Theoretical & Applied Science, 04 (72), 165-167. Soi: http://s-o-i.org/L1/TAS-04-72-21 Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS
43. Samadov A. R. Philosophical Analysis of the synthesis of Morality and Aesthetics in Spiritual Life //CENTRAL ASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES AND HISTORY. - 2021. - Т. 2. - №. 3. - С. 1-7.
44. Samadov A. R. Problems of Forming and Developing Person's Aesthetic Ideal //International Journal on Integrated Education. - Т. 2. - №. 6. - С. 132-137.