Особенности формирования гражданского общества в
Узбекистане
Азиза Нугмановна Махмудова Джамиля Бакиевна Вафаева Самаркандский государственный университет имени Ш.Рашидова
Аннотация: Противоречия исторического развития Узбекистана определяют неоднозначность видения перспектив формирования гражданского общества. Мы можем констатировать, что историческое наследие нашей страны несет в себе как значительные препятствия формированию гражданского общества, так и его предпосылки. Как известно, на протяжении долгого времени для Узбекистана характерно доминирование авторитарных начал над демократическими, ограничение государственной властью свободы личности и начал самоуправления. В то же время, еще в дореволюционный период в функционировании объединений земледельцев, различных общественных (благотворительных, культурно-просветительских, творческих) организаций, кооперативных товариществ мы можем видеть зачатки формирования институтов гражданского общества. в данной статье описываются особенности формирования гражданского общества в Республике Узбекистан.
Ключевые слова: гражданин, гражданственность, гражданское общество, партии, государство, махалля.
Features of the formation of civil society in Uzbekistan
Aziza Nugmanovna Makhmudova Jamilya Bakiyevna Vafaeva Samarkand State University named after Sh.Rashidov
Abstract: The contradictions of the historical development of Uzbekistan determine the ambiguity of the vision of the prospects for the formation of civil society. We can state that the historical heritage of our country contains both significant obstacles to the formation of civil society and its prerequisites. As you know, for a long time Uzbekistan has been characterized by the dominance of authoritarian principles over democratic ones, the restriction of individual freedom by the state power and the principles of self-government. At the same time, even in the pre-revolutionary period, in the functioning of farmers' associations, various public (charitable, cultural, educational, creative) organizations, cooperative partnerships, we can see the
beginnings of the formation of civil society institutions. this article describes the features of the formation of civil society in the Republic of Uzbekistan.
Keywords: citizen, citizenship, civil society, parties, state, mahalla.
Развитие гражданского общества на территории Узбекистана корнями уходит в прошлое, которые условно разделить на несколько периодов:
Первый - доколониальный этап (период до 60-х годов XIX века) - включал в себя непрофессиональные объединения земледельцев, ремесленников, артистов; хашар - общая помощь в решении какой-либо частной или социальной проблемы; гап - общее обсуждение хозяйственно-бытовых вопросов. Их можно отнести к форме временного трудового гражданского союза; махалля - она позволяла образовывать систему демократических сдержек и противовесов местных органов феодальной власти.
Второй - колониальный, этап (1865-1917гг.) - состоял как из политизированных, направленных против гнета царизма и местной правящей верхушки обществ, так и различных литературных кружков по интересам (например: бедильхонлик, машрабхонлик, навоихонлик, когда собиралась интеллигенция). В этот период создавались даже местные кружки любителей археологии, певчих птиц, общества шашмакомистов и др. Несмотря на все препятствия, действовали также религиозные ордена суфиев. Разумеется, колониальный режим старался всячески задушить любое проявление инакомыслия, национального возрождения и гражданской самодеятельности.
Третий - «советский» этап (1917 - 1985 гг.) - использовался властями, чтобы показать всему миру «политическую активность народа в деле строительства коммунизма». В 70 - 80-х годах действовали следующие гражданские объединения: научно-технические - Общества изобретателей и рационализаторов, радиолюбителей и общество «Знание» и др.; физкультурно-спортивные - Общества «Динамо», «Спартак» и др.; инвалидные - общество слепых, глухих и др.; по интересам - Общество любителей шахмат, союз охотников и рыболовов и др.; профессиональные - Союз композиторов, Союз архитекторов, Союз писателей и др.; внешнеполитической пропаганды - Комитет защиты мира, Комитет солидарности с народами Азии и Африки и др.; культурно-исторические - общество охраны памятников истории и культуры и др.; гуманитарные - региональное Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, общество спасения на водах и др.
Все эти организации носили формальный характер - это, разумеется, трудно было скрыть от населения, соответственно, выработался двойственный к ним подход. С одной стороны, все понимали их надобность, с другой - видели их бесполезность. Советская власть крайне остерегалась какой-либо политизации
этих объединений, если не считать комсомола и пионерии, удерживаемых в строгих рамках коммунистической идеологии и тоталитарного режима. Особенно раздражал людей «добровольно-принудительный» характер членства в этих общественных объединениях, усугублявший фактическую их бесполезность.
Четвертый этап (1985 - 1991гг.) - период Горбачева «перестройки» где была предпринята попытка построения цивилизованной модели гражданских союзов. Так, в союзных в республиках были созданы филиалы Советского фонда культуры и других фондов. Вместе с этим по причине роста общей неуправляемости в стране, отсутствия правовых механизмов деятельности общественных объединений и нехватки финансовых средств обстановка вышла из-под контроля коммунистического режима. В свою очередь в Узбекистане высшее руководство страны с целью достижения независимости государства способствовало созданию общественных объединений.
Так, по инициативе первого Президента И.Каримова в 1991 году, одним из первых в бывшем СССР был воссоздан Комитет женщин Узбекистана. Это единственная организация, которая с 1995 года получила общественно-государственный статус, имела систему вертикальной иерархии в структуре данной организации: областных комитетов - 14, районных комитетов -170. Все руководители женских комитетов были и есть заместителями хокимов соответствующих уровней.
Пятый этап развития - это ННО (с сентября 1991-го по 1996 г.) - т.е., до начала либерализации всех сторон общественно-политической и социально-экономической жизни. Его главные черты: первое - изменение содержания и функций общественных объединений; второе - прекращение простой трансформации советских структур в демократические (Коммунистической партии в Народно-демократическую партию Узбекистана, Союза молодежи в Общественное движение молодежи «Камолот» и т.д.); третье - прекращение деятельности некоторых постсоветских структур, четвертое - создание многопартийной системы.
Особенность этого этапа в том, что в отношениях «личность-общество-государство» приоритет отдается личности. О приоритете интересов личности и общества перед государством говорит и тот факт, что в Конституцию Республики Узбекистан была отдельно включена глава 13, регулирующая деятельность институтов гражданского общества в нашей стране. Включение данной главы объясняется, во-первых, тем, что понятие «государство» является лишь одной из составных частей общества, во-вторых, отношения между институтами общества и государства должны определяться на Конституционном уровне, в-третьих, не входящие в состав государства экономические основы
общества, общественные объединения, семья, средства массовой информации обрели свой конституционный статус. За период с 1993 года по 1996 год в Министерстве юстиции Республики Узбекистан было зарегистрировано 333 негосударственных некоммерческих организаций. В настоящее время их количество достигло более 11 тысяч.
В свою очередь, демократизация государственной и общественной жизни, свободная экономическая деятельность индивидов и социальных групп, гарантированность конституционных прав человека, гражданина и коллективных ассоциаций легли в основу формирования в нашей стране многопартийной системы.
Так, 1 ноября 1991 года Компартия была преобразована в Народно -демократическую партию Узбекистана. Весной 1992 года была образована партия «Ватан тарракаети». 17 февраля 1995 года Социал-демократическая партия «Адолат», 25 мая 1995 года партия «Миллий тикланиш». Дальнейшим толчком формирования многопартийной системы послужил Закон Республики Узбекистан «О политических партиях» и «О финансировании политических партий».
Шестой этап, начавшийся в 1996 году, - этап, укрепления существующих и создание новых инициативных союзов сообразно духу независимости, демократии, правового государства и гражданского общества.
В советский период в стране существовало большое количество различных общественных организаций, в которых граждане вовлекались в активную социальную жизнь, решались многие социальные проблемы, осуществлялся процесс социализации подрастающего поколения. Положительный опыт их функционирования следует рассматривать как позитивный фактор в плане построения современного гражданского общества. В то же время следует обратить внимание на тот факт, что сеть общественных организаций, существовавших в СССР, выступала, по сути дополнением к системе государственного управления, а участие в них граждан зачастую носило формальный характер.
В настоящий период общество Узбекистана переживает сложный противоречивый процесс выбора магистрального направления своей дальнейшей эволюции. Налицо противоборство парадигм социально-экономического, политического развития общества. Но мы можем констатировать, значительный прогресс в становлении в Узбекистане институтов демократии и рыночной экономики. Одним из результатов преобразований является становление системы социальных отношений, базирующихся на более рациональном осознании индивидом своих экономических, политических и прочих интересов, свободном выборе
альтернатив поведения. Происходит процесс формирования прослойки людей, сознание которых свободно от патерналистских традиций и для которых нынешние социально-экономические и политические условия являются приемлемыми для реализации жизненных планов.
В последние годы в Узбекистане формируется эффективно и стабильно действующая система, обеспечивающая верховенство Конституции и законов, при которой ни народ служит государственным органам, а государственные органы служат народу. Именно с утверждения этого принципа можно считать отсчет формирования активного гражданского общества. Чтобы воплотить данную норму Конституции, верховная власть предприняла масштабные и неординарные действия по соблюдению законности, установления правового порядка, глубокому реформированию всей правоохранительной и судебной системы, активному развитию гражданского общества.
В подтверждение сказанного следует привести выдержку из статьи испанского национального онлайн-издания «Diario Arbat» где говорится, что «после того, как Шавкат Мирзиёев стал главой государства, в качестве одной из важнейших задач, он определил формирование сильного гражданского общества».
Об этом свидетельствует подписанный Президентом Республики Узбекистан Указ от 4 марта 2021 года «Об утверждении Концепции развития гражданского общества в 2021 — 2025 годах» с развернутой Дорожной картой конкретных действий. В Указе закреплены положения о поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, об усилении социального партнерства между институтами гражданского общества и государственными органами, об осуществлении действенного общественного контроля, а также по совершенствованию правовой базы, регулирующую данную сферу. В настоящее время демократия в новом Узбекистане означает не только народовластие с обеспеченными свободами, правами и законными интересами граждан, но и последовательную реализацию их гарантий. Здесь подразумевается налаживание деятельности эффективной системы общественного контроля со стороны институтов гражданского общества, в первую очередь, средств массовой информации, интернет-ресурсов, блогеров и ННО. Только благодаря взаимодействию институтов гражданского общества с органами государственной власти возможно обеспечение достойного качества жизни людей, прав и свобод граждан.
Знаменательным событием 2020 года стало то, что Узбекистан был избран членом Совета ООН по правам человека. Это стало возможным в результате осуществляемых реформ в стране по формированию правового государства и
гражданского общества.
Демократические изменения, произошедшие в политической сфере, предоставили гражданам Узбекистана достаточно широкий спектр возможностей для политического участия. Прежде всего, здесь следует отметить право граждан избирать руководителей исполнительных и представителей законодательных органов власти, а также быть избранными, свободу создания политических организаций и участия в их деятельности, возможность открыто выражать свою политическую позицию, в том числе посредством активных коллективных действий.
В связи с разрушением авторитарного политического режима, для которого было характерным наличие одной главенствующей идеологии, современная сфера духовных отношений отличается плюрализмом мировоззренческих установок, мнений. В настоящее время каждый человек обладает достаточно большой степенью свободы самовыражения, выбора духовных принципов своего существования.
Реализации политических, экономических, творческих интересов и потребностей граждан способствует то, что они приобрели широкий спектр прав и свобод юридически оформленных, гарантируемых нашей Конституцией.
Ликвидация социальных институтов авторитарного государства, расширение прав граждан в осуществлении различных форм экономической, политической, духовной деятельности самым непосредственным образом влияет на характер конкретно-исторических возможностей и альтернатив развития в управляемой подсистеме общества процессов социальной самоорганизации. Под самоорганизацией, напомним, мы подразумеваем произвольное, спонтанное формирование устойчивых практик, осуществляемых людьми, паттернов массового поведения, а также возникающих на их основе социальных связей, отношений и структур. Совокупность радикальных изменений, произошедших за последнее десятилетие в экономической, социальной, политической, духовной сферах. образует многообразие условий и факторов формирования гражданского общества в Узбекистане. В целом их можно характеризовать как благоприятные для становления гражданского общества.
Рассмотрим степень реализации социальных предпосылок в формировании гражданского общества, то есть интегративный результат действия экономических, социальных, политических, духовных факторов в становлении соответствующих практик, связей, отношений, паттернов массового поведения. Прежде всего, следует отметить наличие процесса образования соответствующей институциональной инфраструктуры и ее нормативного, правового закрепления. В течение двух последних десятилетий в Узбекистане образовалась широкая сеть некоммерческих организаций, осуществляющих
деятельность в различных сферах социальной жизни.
Новейшая история развития Узбекистана связана с оригинальной политической философией главы государства, чья политическая теория концептуально четко определила стратегию и тактику собственного пути обновления и модернизации страны.
«Важнейшей задачей сегодня, - подчеркивал Первый президент нашего государства И.Каримов - поднять на качественно новый уровень реформы по демократизации, модернизации нашей страны, нашего общества, сохранить при этом их преемственность, и последовательность их транспарентность и предсказуемост ь»1.
Одним из важнейших приоритетов стратегии реформ осуществляемых в Узбекистане. является либерализация всех сфер общественной жизни, формирование на этой основе демократического правового государств и справедливого гражданского общества.
Первый президент Узбекистана не раз в своих выступлениях отмечал важность развития гражданского общества в Узбекистане, основную роль отводя при этом неправительственным организациям, что нашло свое отражение в проводимых правовых, социальных и гуманитарных реформах. Так, в своей речи первый Президент Республики Узбекистан отмечал: «Необходимо особо отметить, что развитая структура негосударственных и общественных организаций призвана обеспечивать и поддерживать баланс интересов в обществе, служить дополнением и определенным противовесом государственным структурам. По мере развития политического сознания, политической культуры, политической активности граждан должна осуществляться последовательная передача государственных функций негосударственным структурам, органам самоуправления граждан... Именно в этом состоит суть нашей работы по созданию прочных основ гражданского общества»2.
Использованная литература
1. Каримов И.А.Наша высшая цель - независимость и процветание родины, свобода и благополучие народа. Доклад на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва, 22 января 2000 г.Т.8
1 Каримов И.А. Основные направления дальнейшего углубления демократических преобразований и формирования гражданского общества в Узбекистане. Доклад на 9-й сессии Олий Мажлиса // Народное слово. -2002 - 30 август.
2 Каримов И.А.Наша высшая цель - независимость и процветание родины, свобода и благополучие народа. Доклад на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва, 22 января 2000 г.Т.8
2. Вафаева ДБ. Влияние политического сознания на формирование и развитие гражданской культуры. International scientific review. 2020(LXX):108-11.
3. Вафаева ДБ. К вопросу участия неправительственных организаций в осуществлении общественного контроля над органами государственной власти. Academy. 2017(4 (19)):104-5.
4. Махмудова АН. ШАХСНИ ХУ^У^ИЙ ИЖТИМОИЙЛАШУВИ НАЗОРАТИДА ХЖУ^ИЙ ТИЗИМНИНГ А^АМИЯТИ. FALSAFA VA HAYOT XALQARO JURNAL ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ PHILOSOPHY AND LIFE.:71.
5. Умриллоев ЛГ, Махмудова АН. Глобаллашув шароитида ёшларимизнинг маънавиятига таъсир этувчи омиллар, уларни миллий FOя рух,ида тарбиялашнинг зарурийлиги. Science and Education. 2022;3(7):270-9.
6. Вафаева ДБ. Влияние политической активности граждан на процесс становления гражданского общества в Узбекистане. Вестник науки и образования. 2019(13-1 (67)):99-102.
7. Умриллоев ЛГ, Махмудова АН. Ислам Каримов основатель независимого государства Узбекистан. Science and Education. 2022;3(7):433-8.
8. Вафаева ДБ, Ахатова БМ. Сравнительный анализ социального партнерства между негосударственными некоммерческими организациями Узбекистана и России. Наука, техника и образование. 2020(5 (69)):87-91.
9. Вафаева ДБ. Демократическое государство и гражданское общество: вопросы взаимодействия. Наука и образование сегодня. 2018(7 (30)):91-3.
10. Вафаева ДБ. Некоторые вопросы социального партнерства между органами государственной власти и институтами гражданского общества: опыт Узбекистана. Актуальные вопросы современной науки. 2017 Jan(1):28-31.
11. Вафаева ДБ. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ. Наука, техника и образование. 2021(7 (82)):49-53.
12. Вафаева ДБ. To question about development the theories of the culture. Научный альманах. 2016(3-4):383-7.
13. Abdumajidova K. GLOBALIZATION AND MODERNIZATION AS AN IMPORTANT FEATURE OF THE DEVELOPMENT OF MODERN SOCIETY //Theoretical & Applied Science. - 2021. - №. 4. - С. 75-78.
14. Nugmanovna M. A. The place and significance of social and legal control in the legal socialization of the individual in civil society //Asian Journal of Research in Social Sciences and Humanities. - 2022. - Т. 12. - №. 2. - С. 21-33.
15. Nugmanovna M. A. et al. LEGAL PROTECTION OF DOCTORS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN //Conferencea. - 2022. - С. 56-61.
16. Nugmanovna M. A. Action strategy-the basis of a new stage of national development of Uzbekistan //ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL. - 2021. - Т. 11. - №. 1. - С. 774785.
17. Shokirovna V. S., Nugmanovna M. A. Replacing the works of our President Shavkat Mirziyoev in the development of civil society in our country //Archive of Conferences. - 2021. - Т. 17. - №. 1. - С. 200-203.
18. Rakhmatullaevna U. L. AESTHETIC ROLE OF FOLK TRADITIONS IN THE DEVELOPMENT OF MINIATURE PAINTING OF THE EAST //Archive of Conferences. - 2020. - Т. 8. - №. 1. - С. 34-35. 13.Махмудов С. Х. ТУРИСТИК ОБЪЕКТЛАРДАН ФОЙДАЛАНИШ САМАРАДОРЛИГИНИ ОШИРИШДА ДАВЛАТ ХУСУСИЙ ТАДБИРКОРЛИК ШЕРИКЛИГИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ //Интернаука. - 2020. - №. 42-2. - С. 68-69.
19. Nugmanovna M. A. The place and significance of social and legal control in the legal socialization of the individual in civil society //Asian Journal of Research in Social Sciences and Humanities. - 2022. - Т. 12. - №. 2. - С. 21-33.
20. Махмудова А. Н. Шахс хукукий ижтимоийлашувида ижтимоий назорат тушунчаси ва тизими //международный журнал Консенсус. - 2020. - Т. 1. - №. 1.
21. Bahromovna S. K., Kamariddinovna K. A. Theoretical bases of tourism activity and socioeconomic factors of the concept of its priority development //ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL. - 2021. - Т. 11. - №. 1. - С. 769-773.
22. Rakhmatullayevna U. L. THE ROLE OF AESTHETIC EDUCATION IN THE MODERN WORLD //Confrencea. - 2022. - Т. 1. - №. 1.
23. Hamida A., Juraboy Y. COOPERATION IN CENTRAL ASIA AS A PRIORITY DIRECTION OF FOREIGN POLICY OF UZBEKISTAN //Galaxy International Interdisciplinary Research Journal. - 2021. - Т. 9. - №. 12. - С. 175-178
24. Nugmanovna M. A., Akbaralievna U. G. FAMILY IS THE BASIS OF SOCIETY AND STATE //Archive of Conferences. - 2021. - Т. 22. - №. 1. - С. 2831.
25. Махмудова А. Н. и др. Роль молодого поколения в формировании современного гражданского общества //Достижения науки и образования. -2020. - №. 3 (57).
26. Махмудова А. Н. ПРАВОВАЯ СООИАЛИЗАОИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ //дистаноионные возможности и достижения науки. - 2020. - С. 97.
27. Bekmurodovna GT. ROSSIYA IMPERIYASINING SIRDARYO VILOYATIGA AHOLINI KO 'CHERISH SIYOSATI.(XIX ASRNING IKKINCHI
YARMI VA XX ASRNING BOSHLARI). InArchive of Conferences 2020 Nov 23 (Vol. 9, No. 1, pp. 198-200).
28. Махмудова А. Н. Шахс хукукдй ижтимоийлашувида ижтимоий назорат тушунчаси ва тизими //международный журнал Консенсус. - 2020. - Т. 1. - №2. 1.
29. Nugmanovna M. A. et al. EDUCATION OF TOLERANCE IN YOUNGER GENERATION //Conferencea. - 2022. - С. 52-55.
30. Nugmanovna M. A., Kamariddinovna K. A. Modern biotechnical problems of medicine and their solutions //Archive of Conferences. - 2021. - Т. 13. - №. 1. - С. 169-173.
31. Nugmanovna M. A. et al. EDUCATION OF TOLERANCE IN YOUNGER GENERATION //Conferencea. - 2022. - С. 52-55.
32. Тураева, Д.А., 2020. SHAXS XARAKTERINING NUTQDA VOQELANISH MEXANIZMI. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИСКУССТВО СЛОВА, 3(1).
33. Kamariddinovna K. A., Nugmanovna M. A. IMPROVING POPULATION HEALTH THE IMPORTANT TASK OF THE STATE //Archive of Conferences. -2021. - Т. 17. - №. 1. - С. 204-208.
34. Shokirovna V. S., Nugmanovna M. A. Replacing the works of our president Shavkat Mirziyoev in the development of civil society in our country //Archive of Conferences. - 2021. - Т. 17. - №. 1. - С. 200-203.
35. Yevgeniya M., Nugmanovna M. A. FIGHTING CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN //Archive of Conferences. - 2021. - Т. 15. - №. 1. -С. 171-173.
36. Nugmanovna M. A. Legal socialization and individual deviant rights: relationships //falsafa va hayot xalqaro jurnal. - С. 49.
37. Usmonova L. IMAGE PHILOSOPHY OF CENTRAL ASIAN MINIATURE ART //Theoretical & Applied Science. - 2020. - №. 3. - С. 222-226.
38. Kamariddinovna K. A., Makhmudova A. N. PROBLEMS OF FORMATION OF TOLERANCE IN SCHOOLCHILDREN IN THE MODERN SCHOOL //Conferencea. - 2022. - С. 112-115.
39. Tursunova GB. Tibbiyotda ma'naviyat masalalari, shifokor ma'naviyati. Science and Education. 2021;2(5):790-3.
40. Суюнова К. Б. УЗБЕКИСТОНДА ТУРИЗМ СОХДСИДАН ФОЙДАЛАНИШ САМАРОДОРЛИГИНИ ОШИРИШ БУЙИЧА АМАЛГА ОШИРАЛАЁТГАН ИСЛОХДТЛАР //Интернаука. - 2020. - №. 42-2. - С. 85-86.
41. Hamida A. PHILOSOPHICAL AND METHODOLOGICAL ISSUES OF THE PARADIGMAL APPROACH TO THE CONCEPT OF MODERNIZATION //Archive of Conferences. - 2020. - Т. 10. - №. 1. - С. 15-18.
42. Samadov, A. R. (2019). Sport as the device of forming esthetic ideal of person. ISJ Theoretical & Applied Science, 04 (72), 165-167. Soi: http://s-o-i.org/L1/TAS-04-72-21 Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS
43. Samadov A. R. Philosophical Analysis of the synthesis of Morality and Aesthetics in Spiritual Life //CENTRAL ASIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES AND HISTORY. - 2021. - T. 2. - №. 3. - C. 1-7.
44. Samadov A. R. Problems of Forming and Developing Person's Aesthetic Ideal //International Journal on Integrated Education. - T. 2. - №. 6. - C. 132-137.