Научная статья на тему 'Развитие сферы технического агросервиса Таджикистана: состояние и пути совершенствования законодательной базы'

Развитие сферы технического агросервиса Таджикистана: состояние и пути совершенствования законодательной базы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AGRICULTURE / TECHNICAL AGRO-SERVICE / PLIGHT OF MATERIAL-TECHNICAL BASE / LEGISLATIVE BASE / PRIVILEGES / WAYS OF IMPROVEMENT / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТЕХНИЧЕСКИЙ АГРОСЕРВИС / СОСТОЯНИЕ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ЛЬГОТЫ / ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орипов А. А.

В работе рассматривается состояние сельского хозяйства после провозглашения суверенитета государства и перехода на рыночные отношения. Приведены результаты исследования причин влияния состояния сельского хозяйства на состояние материальнотехнической базы аграрного сектора и ухудшение состояния сферы технического агросервиса. Даны сведения о нынешнем состоянии законодательной базы сельского хозяйства, касающейся сферы технического агросервиса. Даны комментарии к статьям законов и раскрыто их влияние на экономическое состояние аграрного сектора. Предложены пути совершенствования законодательной базы в сфере технического агросервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Technical Agroservice Sphere of Tajikistan: the Plight and Ways of Legislative Base Improvement

The article dwells on the plight of agriculture after proclamation of state sovereignty and transition to market relations. The results of analysis and research aimed at the influence of agriculture plight upon the state of material-technical base of agrarian sector and deterioration of plight of technical agro-service sphere are adduced. The author gives information concerned with the present state of the legislative base of agriculture referring to the sphere of technical agro-service. The commentaries of law articles and their sway over economic plight of agrarian sector are given. The author proposes the ways of improvement of the legislative base in the sphere of technical agro-service.

Текст научной работы на тему «Развитие сферы технического агросервиса Таджикистана: состояние и пути совершенствования законодательной базы»

УДК 332

ББК 65.32-571.7+65.32-59

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО АГРОСЕРВИСА ТАДЖИКИСТАНА: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ

DEVELOPMENT OF TECHNICAL AGROSERVICE SPHERE OF TAJIKISTAN: THE PLIGHT AND WAYS OF LEGISLATIVE BASE IMPROVEMENT

Орипов Абдукахор Абдухамидович,

к.э.н., доцент, проректор по науке и инновациям ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Oripov Abdukahhor Abdukhamidovich,

candidate of economy sciences, Associate Professor, rector deputy on science and innovation under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]

Ключевые слова: сельское хозяйство, технический агросервис, состояние материально-технической базы, законодательная база, льготы, пути совершенствования.

В работе рассматривается состояние сельского хозяйства после провозглашения суверенитета государства и перехода на рыночные отношения. Приведены результаты исследования причин влияния состояния сельского хозяйства на состояние материально-технической базы аграрного сектора и ухудшение состояния сферы технического агросервиса. Даны сведения о нынешнем состоянии законодательной базы сельского хозяйства, касающейся сферы технического агросервиса. Даны комментарии к статьям законов и раскрыто их влияние на экономическое состояние аграрного сектора. Предложены пути совершенствования законодательной базы в сфере технического агросервиса.

Key words: agriculture, technical agro-service, plight of material-technical base, legislative base, privileges, ways of improvement

The article dwells on the plight of agriculture after proclamation of state sovereignty and transition to market relations. The results of analysis and research aimed at the influence of agriculture plight upon the state of material-technical base of agrarian sector and deterioration of plight of technical agro-service sphere are adduced. The author gives information concerned with the present state of the legislative base of agriculture referring to the sphere of technical agro-service. The commentaries of law articles and their sway over economic plight of agrarian sector are given. The author proposes the ways of improvement of the legislative base in the sphere of technical agro-service.

Аграрный сектор Таджикистана является одной из основных отраслей народного хозяйства республики, прежде всего обеспечивающей население продуктами питания и, в

то же время, - предприятия агропромышленного комплекса и другие отрасли народного хозяйства сырьём для дальнейшей переработки и производства товаров народного потребления.

В аграрном секторе сосредоточена значительная часть национальных ресурсов, используемых для производства продукции. Сельскохозяйственная техника является одним из таких видов ресурсов и от уровня оснащенности ею и её использования во многом зависит эффективность сельскохозяйственного производства и в целом экономики страны.

Переход сельского хозяйства Таджикистана от административно-командной системы управления к рыночным отношениям привел к значительным изменениям и в системе хозяйствования, и в управлении, во взаимоотношениях и других сферах. Особенно следует отметить, что в этот период ранее существовавшие колхозы, совхозы и межхозы были расформированы и преобразованы в другие формы хозяйствования, в основном в дехканские (фермерские) хозяйства, кооперативы, акционерные общества, товарищества и т.д.

Согласно статистическим данным Госкомстата Республики Таджикистан, за период 1991-2015 гг. 577 единиц всех категорий хозяйств (колхозов, совхозов, межхозов и др.), расформированные в другие формы хозяйствования (дехканские (фермерские) хозяйства, кооперативы, акционерные общества и другие), превратились в 108 035 единиц хозяйств, а также в другие формы предприятий - 2013 единиц, или в целом их стало в 191 раз больше [9, 322-326].

Такая ситуация резко сказалась на состоянии материально-технической базы вновь созданных форм хозяйства, в частности дехканских (фермерских) хозяйств, а также в целом на сфере технического агросервиса.

Например, в период 1991-2015 гг. в связи с реформированием сельского хозяйства наличие техники в сельском хозяйстве Республики Таджикистан резко сократилось, т.е. в 2014 году на предприятиях сельского хозяйства наличие тракторов всех видов и назначения составило 10 446 единиц, или снизилось на 28,2% по сравнению с 1991 годом. За анализируемый период количество хлопкоуборочных машин составило 122 единицы, или сократилось в 25 раз по сравнению с 1991 годом, а плуги тракторные составили 3034 единицы, т.е. их количество сократилось в 3 раза по сравнению с 1991 годом. Это свидетельствует о том, что за последние 15 лет на сельскохозяйственных предприятиях основная часть работ практически выполняется вручную или вовсе не выполняется.

Важное значение в поддержании в работоспособном и исправном состоянии сельскохозяйственной техники имеет своевременное проведение технического обслуживания и ремонта каждой конкретной единицы техники, восстановление изношенных деталей, хранение техники во внесезонный период, а также проведение планово-предупредительных работ по ремонту техники.

Данные Министерства сельского хозяйства Республики Таджикистан о наличии и состоянии ремонтно-обслуживающей базы аграрного сектора регионов страны констатируют тот факт, что в настоящее время в него входят 3 специализированных ремонтных завода, 44 ремонтно-технических предприятия (РТП), 8 станций технического обслуживания автомобилей, т.е. по сравнению с нормативными значениями их количество сократилось в несколько раз, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1. Обеспеченность аграрного сектора Таджикистана базой ремонтно-

Фактически Степень обеспеченности объектами, %

Название объектов Потребность, единиц имеется объектов, единиц

Центральные ремонтные мастерские 757 462 61,0

Пункты ТО тракторов 886 294 33,2

Машинные дворы 473 88 18,6

Навесы для хранения техники 1633 178 10,9

Автогаражи 504 186 36,9

Передвижные ремонтные мастерские 950 84 8,8

Агрегаты технического обслуживания 1006 119 11,8

Нефтесклады 826 194 23,5

Источник: таблица составлена по материалам Министерства сельского хозяйства

Республики Таджикистан

Специализированные предприятия и ремонтно-обслуживающая база районов испытывают недогрузку производственных мощностей и постепенно прекращают или перепрофилируют свою деятельность на обслуживание несельскохозяйственных потребителей.

Падение загрузки ремонтно-обслуживающих предприятий и рост цен на технику, запасные части, ГСМ привели к росту цен на услуги, в результате они стали невыгодными для потребителей. [8, 121]

Наряду с этим предприятия, оказывающие ремонтные и технические услуги различным формам хозяйств, из-за нехватки денежных средств, дороговизны запасных частей и ремонтных услуг вынуждены были приостановить свою деятельность или изменить направление деятельности на выгодное для самого предприятия.

Но, несмотря на трудности, государством для поддержки сельского хозяйства и дальнейшего развития данной отрасли издан свод законов, непосредственно касающихся формирования хозяйств и предприятий системы технического агросервиса.

С провозглашением независимости в Таджикистане для развития отраслей народного хозяйства в целом, а также сельского хозяйства разработан и издан ряд законов, регулирующих деятельность различных формирований хозяйств аграрного сектора, а также предприятий, входящих в систему агротехнического сервиса. Это, например, законы Республики Таджикистан «О дехканском (фермерском) хозяйстве», «Об инвестициях», «О финансовой аренде (лизинге)», а также Налоговый кодекс и Таможенный кодекс Республики Таджикистан и ряд других законов.

В этих законах в конкретных статьях и разделах даны определения правовых основ регулирования деятельности, а также предоставлен ряд льгот, способствующих развитию аграрного сектора, укреплению материально-технической базы хозяйств и в целом развитию системы технического агросервиса.

В период реформирования аграрного сектора одним из первых шагов явилось формирование новых форм хозяйств путем реорганизации крупных хозяйств, в основном

стали преобладать дехканские (фермерские) хозяйства. Для регулирования их деятельности государством был издан Закон Республики Таджикистан «О дехканском (фермерском) хозяйстве» (1992, 2009 и 2016 гг.).

Например, согласно статье 35 Закона Республики Таджикистан «О дехканском (фермерском) хозяйстве» (2009 г.), вновь образованным дехканским хозяйствам был предоставлен ряд льгот: осуществление государственной регистрации хозяйств без взимания платы; освобождение от уплаты за использование электроэнергии, водоснабжение (без использования сооружений или технического оборудования); возможность открывать счета в банках без взимания платы; получать льготные кредиты в банках; использовать средства, предусмотренные для поддержки малого и среднего предпринимательства; пользоваться другими льготами, предусмотренными законодательством Республики Таджикистан [1].

Предоставленные льготы способствовали увеличению количества дехканских (фермерских) хозяйств и их развитию, приобретению семян, удобрений и техники путем получения льготных кредитов от коммерческих банков, развитию малой и средней предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

В новом варианте Закона Республики Таджикистан «О дехканском (фермерском) хозяйстве», изданном в 2016 году, несмотря на отсутствие специальных статей, предоставляющих льготы дехканским (фермерским) хозяйствам, в статье 34 «Государственная поддержка дехканского хозяйства» перечислен ряд мер, способствующих дальнейшему развитию данных формирований: доступ к технике и современным сельскохозяйственным технологиям; приобретение качественных семян растений и племенного скота; внедрение мер по защите внутреннего сельскохозяйственного рынка; привлечение отечественных и иностранных инвестиций в сельскохозяйственное производство; разработка и представление рекомендаций по использованию агротехнологий и инновационных достижений; формирование экономических рыночных отношений и внедрение эффективного механизма финансовой поддержки; обеспечение информацией об объемах производства и ценах на сельскохозяйственную продукцию на внутреннем и внешнем рынках; другие формы поддержки, определенные законодательством Республики Таджикистан. [2]

При реализации данной статьи закона в практике аграрного сектора появится возможность внедрять в производство новейшие технологии по переработке продукции растениеводства и животноводства, приобретать качественные семена высокоурожайных сортов и племенной скот для получения продуктивного скота для производства мяса, молока, кож и шерсти, а также привлечения инвестиций для развития сельскохозяйственного производства и выхода на внешний рынок.

Особо следует отметить, что в пункте 2 статьи 30 «Полевой стан» данного закона формируемому хозяйству разрешается постройка полевого стана на территории земельного участка дехканского хозяйства: на территории до 0,01 гектара в случае, если площадь земельного участка дехканского хозяйства превышает 3 гектара; до 0,03 гектара в случае, если площадь земельного участка дехканского хозяйства превышает 10 гектаров, и на территории до 0,05 гектара в случае, если площадь земельного участка дехканского хозяйства превышает 20 гектаров. [2]

Соответственно, данная статья дает возможность вновь образованным хозяйствам построить полевой стан для использования на данной территории для нужд сельскохозяйственного производства, в частности размещения имеющейся в наличии хозяйства сельскохозяйственной техники и строительства места для её хранения; проведения мелкого ремонта и др., что в дальнейшем будет способствовать проведению сельскохозяйственных и механизированных работ с наименьшими затратами и в короткое время, повышению качества проводимых работ и эффективному использованию техники, что в итоге приведет к увеличению урожайности культур и повышению доходов хозяйств.

Одним из главных моментов в развитии экономики аграрного сектора в условиях рыночных отношений считается привлечение отечественных и иностранных инвестиций.

Например, правительством Республики Таджикистан при разработке ряда новых законов (Налогового кодекса Республики Таджикистан, Таможенного кодекса Республики Таджикистан, Закона Республики Таджикистан «Об инвестициях» и др.) сделано предложение о возможности широкого привлечения иностранных инвестиций в различные отрасли национальной экономики, особенно в сельское хозяйство.

В Законе Республики Таджикистан «Об инвестициях» (12.05.2007, № 260; 15.03.2016, №1299) инвестиционные льготы предоставляются инвесторам в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом Республики Таджикистан и Таможенным кодексом Республики Таджикистан. [3]

Согласно пункту 6 статьи 110 Налогового кодекса Республики Таджикистан (2013 г.) «Льготы», от обложения налогом на прибыль освобождаются новые предприятия по производству товаров начиная с даты первоначальной государственной регистрации, при внесении их учредителями в уставной фонд таких предприятий в течение 12 календарных месяцев после даты государственной регистрации нижеследующих объемов инвестиций сроком на:

а) 2 года, если объем инвестиций составляет свыше 200 тысяч долларов США и до 500 тысяч долларов США;

б) 3 года, если объем инвестиций составляет свыше 500 тысяч долларов США и до 2 миллионов долларов США;

в) 4 года, если объем инвестиций составляет свыше 2 миллионов и до 5 миллионов долларов США;

г) 5 лет, если объем инвестиций превышает 5 миллионов долларов США.

Наряду с этим, согласно статье 169 данного кодекса, регулируется деятельность и стимулируется привлечение иностранных инвестиций в разные сферы народного хозяйства, в том числе в сельское хозяйство республики. В частности, освобожден от уплаты НДС ряд видов ввозимой сельскохозяйственной техники, а именно ввоз техники сельскохозяйственного назначения, производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к нему, образующих единый технологический комплект. В свою очередь разработан перечень производственно-технологического оборудования и комплектующих изделий к нему в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утвержденный правительством Республики Таджикистан. [4]

На данный момент это ускорит процесс повышения технической оснащенности различных форм хозяйствования аграрного сектора, что будет способствовать развитию системы технического агросервиса.

Согласно пункту 5 статьи 345 Таможенного кодекса Республики Таджикистан, при ввозе сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней по перечню, определяемому Правительством Республики Таджикистан в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, они освобождаются от уплаты таможенных пошлин. Это констатирует то, что республика сделала шаг для привлечения инвестиций, и это даст положительный результат для развития и поддержки аграрного сектора, в том числе системы агротехнического сервиса республики и её регионов. [5]

В связи с этим, государством приняты следующие меры для поддержки предприятий, занимающихся производством и обеспечением запасными частями тракторов и сельскохозяйственных машин, функционирующих на территории Республики Таджикистан.

Согласно Закону Республики Таджикистан «О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2016 год» принято постановление Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 18 ноября 2015 года, № 224, в пункте 4 статьи 15 «Налоговые льготы отдельных предприятий и организаций на 2016 год» обозначено: в 2016 году запасные части и отдельные комплектующие для сборки тракторов и сельскохозяйственных машин, импортируемые для совместного закрытого акционерного общества "ТочИрон", поставка тракторов, комбайнов и сельскохозяйственного оборудования для совместного закрытого акционерного общества "ТочИрон" освобождаются от налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины.[6]

Данная статья дает возможность совместному закрытому акционерному обществу «ТочИрон» обеспечить хозяйства, занимающиеся сельскохозяйственным производством, необходимыми тракторами, комбайнами и сельскохозяйственным оборудованием по доступным ценам по сравнению с другими коммерческими предприятиями, занимающимися подобной деятельностью. Для сельскохозяйственного товаропроизводителя такая ситуация означает уменьшение затрат на покупку необходимой техники, выполнение механизированных работ согласно агротехническим требованиям в установленные сроки и эффективность использования приобретенной техники.

В условиях рыночных отношений для обеспечения сельского хозяйства средствами производства, такими как тракторы, сельскохозяйственные машины, оборудование для животноводческих ферм, запасные части для техники, а также для вновь образованных и мелких хозяйств, занимающихся сельскохозяйственным производством, в период финансовых затруднений играет огромную роль лизинговое предпринимательство.

Несмотря на трудности обеспечения аграрного сектора Республики Таджикистан необходимой техникой по доступным ценам, созданы и функционируют лизинговые компании: «Нахуст Лизинг» при Точиксодиротбанке, «Лизингфейненс» при ОАО «Агроинвестбанк», «БТР-Лизинг» при ЗАО «Банк Развития Таджикистана», МЗО "Имон"при ЗАО "Первый Микрофинансовый Банк Таджикистана", ГУП «Точикагро-лизинг», ООО «Ориён лизинг» и другие, которые занимают определенный сегмент рынка по предоставлению новой техники нуждающимся хозяйствам [10].

В связи с этим государством для развития подобной предпринимательской деятельности издан Закон Республики Таджикистан «О финансовой аренде (лизинге)» (22.04.2003, №9), определяющий общие правовые и экономические основы финансовой аренды (лизинга) на территории Республики Таджикистан в условиях рыночной

экономики и регулирующий правовые отношения, возникающие в процессе осуществления лизинговой деятельности.

Согласно постановлению Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 03.03.2016, № 197, в данный закон внесены изменения и дополнения следующего содержания:

-финансовая аренда (лизинг) с дальнейшим приобретением права собственности на предмет лизинга - долгосрочный вид финансовой аренды (лизинга), после окончания срока которого в соответствии с договором предмет лизинга может перейти в собственность лизингополучателя;

-операционная финансовая аренда (лизинг) - вид финансовой аренды (лизинга), после окончания срока которой предмет лизинга не переходит в собственность лизингополучателя и возвращается лизингодателю;

-возвратная финансовая аренда (лизинг) - вид финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым лизингополучатель продает свое имущество лизингодателю с условием, что лизингодатель в дальнейшем передаст это имущество в аренду лизингополучателю. [7]

Соответственно, при выполнении операций по приобретению и покупке техники в кредит, аренду или напрокат, выполнялись различные действия, что объясняется необходимостью введения и расширения понятий о различных видах лизинга в Законе Республики Таджикистан «О финансовой аренде (лизинге)». В дальнейшем, при реализации данного закона на практике, у участников лизинговых операций появится возможность более четко и ясно определять и выполнять лизинговые операции и заключать соответствующие договоры, а также улучшать взаимоотношения между их участниками.

Принятые за последние годы законы, кодексы и другие законодательные акты в области деятельности аграрного сектора определили конкретные моменты деятельности, но не содержат некоторые важные моменты, способствующие развитию данной отрасли:

• создать специальные курсы для начинающих руководителей и предпринимателей для повышения уровня их знаний в области изучения законодательств в аграрной сфере;

• в Налоговый кодекс Республики Таджикистан ввести дополнение «вновь созданные хозяйства или предприятия аграрного сектора освобождать от всех налогов в течение первых 3-5 лет»;

• банки являются активными финансовыми учреждениями, поэтому необходимо предоставить условия тем банкам, которые имеют желание и возможности для предоставления беспроцентных кредитов руководителям и предпринимателям аграрного сектора;

• государству создать необходимые условия для предоставления денежных средств из бюджетов различных уровней на длительный срок, но с условием их возврата, вновь образованным формам хозяйств и предприятий аграрного сектора;

• для привлечения иностранных инвесторов в аграрный сектор государству обеспечить стабильный и устойчивый правовой и политический климат;

• банкам и предпринимателям, которые занимаются лизинговым бизнесом, предоставить льготы, способствующие поставке зарубежной и дорогостоящей техники хозяйствам, не имеющим достаточных денежных средств;

• издать ряд нормативно - правовых актов, способствующих и поддерживающих

предприятия системы технического сервиса аграрного сектора.

Осуществление этих мер на практике будет способствовать обеспечению хозяйств

необходимыми средствами производства и повышению эффективности аграрного

производства.

Список использованной литературы:

1. Закон Республики Таджикистан «О дехканском (фермерском) хозяйстве». -Душанбе, 2009.

2. Закон Республики Таджикистан «О дехканском (фермерском) хозяйстве». - Душанбе, 2016.

3. Закон Республики Таджикистан «Об инвестициях» (12.05.2007, № 260; 15.03.2016, №1299).

4. Налоговый кодекс Республики Таджикистан. -Душанбе, 2013

5. Таможенный кодекс Республики Таджикистан. - Душанбе, 2006.

6. Закон Республики Таджикистан «О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2016 год»: принят постановлением Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 18 ноября 2015 года, № 224.

7. Закон Республики Таджикистан «О финансовой аренде (лизинге)». Постановление Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 03.03.2016, № 197.

8. Мадаминов А.А. Проблемы устойчивого развития аграрного сектора Таджикистана. -Душанбе, 2006. - 300 с.

9. Сельское хозяйство Республики Таджикистан. Статистический сборник. - Душанбе, 2015. - 352 с.

10. Интернет-ресурс: http://www. news. tj/ru/news/o-razvitii-lizingovykh-uslug-v-tadzhikistane ; http://www.abt.tj/?mm=71 (дата обращения: 12.09.2016)

Reference Literature:

1. Tajikistan Republic Law «On Dehkhans' (Farmers ) Households». - Dushanbe. - 2009.

2. Tajikistan Republic Law « On Dehkhans' (Farmers ) Households». - Dushanbe. - 2016.

3. Tajikistan Republic Law «On Investitures» (12.05.2007, # 260; 15.03.2016, # 1299).

4. Tax Code of Tajikistan Republic. - Dushanbe. - 2013.

5. Customs' Code of Tajikistan Republic. - Dushanbe. - 2006.

6. Tajikistan Republic Law «On State Budget for 2016»: Adopted by the Enactment of Majlisi Namoyandagoni of the Supreme Council of Tajikistan Republic from 18.11.2015, # 224.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Tajikistan Republic Law «On Financial Leasing». The Enactment of the Supreme Council of Tajikistan Republic from 03.03.2016, # 197.

8. Madaminov A.A. Problems of Stable Development of the Agrarian Sector of Tajikistan. -Dushanbe, 2006. - 300 pp.

9. Agriculture of Tajikistan Republic. Statistical Collection. - Dushanbe, 2015. - 352 pp.

10. Internet-Resource: http://www. news. tj/ru/news/o-razvitii-lizingovykh-uslug-v-tadzhikistane ; http://www.abt.tj/?mm=71 (date addressing: 12.09.16)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.