Научная статья на тему 'Инновационный подход в системе технического агросервиса Республики Таджикистан в условиях рынка'

Инновационный подход в системе технического агросервиса Республики Таджикистан в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТЕХНИЧЕСКИЙ АГРОСЕРВИС / СОСТОЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО АГРОСЕРВИСА / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА / УРОВНИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ / AGRICULTURE / TECHNICAL AGROSERVICE / STATE OF TECHNIQUE UTILIZATION / MARKET RELATIONS / ENTERPRISES OF TECHNICAL AGROSERVICE / UNIFIED INFORMATIONAL BASE / LEVELS OF INFORMATIONAL BASIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орипов Абдукахор Абдухамидович

В работе рассматривается состояние технического агросервиса Республики Таджикистан в период установления суверенитета государства и перехода к рыночным отношениям. Рассматриваются существующие в данной сфере проблемы: распад системы, недоступность достоверной информации о состоянии технической базы, о предприятиях, оказывающих сервисные услуги, и другие. В работе на основе опыта зарубежных стран и нынешнего состояния аграрного сектора предлагается модель формирования Единой информационной базы в системе технического агросервиса страны. Автор считает, что в аграрном секторе страны необходимо создать информационный портал ЕИБСТС Республики Таджикистан трёх уровней, который окажет реальную помощь хозяйствам в получении ими за короткое время соответствующей информации о компаниях и частных лицах, предоставляющих сервисные услуги в аграрном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovational Approach in the System of Technical Agroservice of Tajikistan Republic under Market Conditions

The article dwells on the plight of technical agroservice of Tajikistan Republic in the period of state sovereignty establishment and transition to market relations. Impediments existing in the sphere in question are analyzed being the following ones: collapse of the system, unavailability of authentic information concerned with the plight of technical base, dealing with the enterprises rendering services and etc. Proceeding from the foreign states experience and present state of agrarian sector the author proposes a model of formation of a unified informational base in the system of technical agroservice of the country on various levels. The author considers that it is necessary to create an informational portal of three levels in Tajikistan Republic which for a short time will render real help to economy holdings in obtaining real information about companies and private persons dealing with services to the agrarian sector.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в системе технического агросервиса Республики Таджикистан в условиях рынка»

УДК 331 ББК 65.32-571.7

АГРОСЕРВИСА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В УСЛОВИЯХ

РЫНКА

INNOVATIONAL APPROACH IN Oripov Abdukahhor Abdukhamidovich,

CONDITIONS E-MAIL: [email protected]

Ключевые слова: сельское хозяйство, технический агросервис, состояние использования техники, рыночные отношения, предприятия технического агросервиса, единая информационная база, уровни информационной базы

В работе рассматривается состояние технического агросервиса Республики Таджикистан в период установления суверенитета государства и перехода к рыночным отношениям. Рассматриваются существующие в данной сфере проблемы: распад системы, недоступность достоверной информации о состоянии технической базы, о предприятиях, оказывающих сервисные услуги, и другие. В работе на основе опыта зарубежных стран и нынешнего состояния аграрного сектора предлагается модель формирования Единой информационной базы в системе технического агросервиса страны. Автор считает, что в аграрном секторе страны необходимо создать информационный портал ЕИБСТС Республики Таджикистан трёх уровней, который окажет реальную помощь хозяйствам в получении ими за короткое время соответствующей информации о компаниях и частных лицах, предоставляющих сервисные услуги в аграрном секторе.

Key words: agriculture, technical agroservice, state of technique utilization, market relations, enterprises of technical agroservice, unified informational base, levels of informational basis

The article dwells on the plight of technical agroservice of Tajikistan Republic in the period of state sovereignty establishment and transition to market relations. Impediments existing in the sphere in question are analyzed being the following ones: collapse of the system, unavailability of authentic information concerned with the plight of technical base, dealing with the enterprises rendering services and etc. Proceeding from the foreign states experience and present state of agrarian sector the author proposes a model of formation of a unified informational base in the system of technical agroservice of the country on various levels. The

author considers that it is necessatry to create an informational portal of three levels in Tajikistan Republic which for a short time will render real help to economy holdings in obtaining real information about companies and private persons dealing with services to the agrarian sector.

В век развития информационных и телекоммуникационных технологий невозможно представить себя без использования информации и компьютера в своей деятельности. В нынешних условиях быстрыми темпами внедряются все новейшие информационно-телекоммуникационные технологии, такие как использование персональных компьютеров, подключение к глобальной сети Интернет, использование компьютерных программ, обмен информацией, и др.

В условиях рыночных отношений экономическое развитие отраслей народного хозяйства страны, в т.ч. сельского хозяйства, должно адаптироваться к быстро меняющейся среде и к переходу на новый уровень инновационного развития.

В основе теории инновационного пути развития экономики лежит понятие инновации, расшифровывающееся как внесение новых элементов (видов, способов) в разнообразные виды человеческой деятельности, повышающих результативность этой деятельности [6].

Слово innovation («обновление, улучшение») латинского происхождения и является основой английского слова innovation («инновация»), что в переводе на русский язык означает «нововведение, новшество» [6].

Термин «инновация» объединяет несколько схожих понятий в единое целое и означает в первую очередь нововведения в области техники, технологий, организации труда и управления, основанные на достижениях науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности человека.

Применительно к аграрному сектору инновация представляет собой реализацию в хозяйственной практике результатов исследований и разработок в отраслях растениеводства и животноводства, формы организации, финансирования и кредитования производства, подходы к подготовке и повышению уровня квалификации кадров, формы организации и управления различными сферами экономики и оказание социальных услуг, позволяющих повысить эффективность производства.

Внедрение инноваций в сельское хозяйство имеет огромное значение для развития данной отрасли и в целом экономики страны. Но имеется ряд причин, сдерживающих развитие инноваций в сельском хозяйстве, и особенно в области технического агросервиса.

Сельское хозяйство Республики Таджикистан, являясь одной из основных отраслей народного хозяйства страны, обеспечивает предприятия отраслей народного хозяйства сырьём и население - продуктами питания.

С переходом к рыночным отношениям в сельском хозяйстве Республики Таджикистан в период 1995-2005 гг. происходило разукрупнение колхозов, совхозов и межхозяйственных предприятий, а в 2011 году эти формирования были полностью ликвидированы и вместо них сформировались другие, новые организационно-правовые формы хозяйств. Например, в 2014 году общее количество дехканских (фермерских) хозяйств достигло численности 108 035 единиц, а других форм предприятий - 2 013 единиц [5, с. 322-326].

Наряду с организацией новых форм хозяйствования также происходила реорганизация системы предприятий, оказывающих эксплуатационные, обслуживающие, ремонтные и другие услуги для техники, входящей в систему технического агросервиса. В результате, с учетом сложности работ в сельском хозяйстве и для обеспечения собственной выгоды, эти предприятия изменили направление деятельности, что привело к распаду прежней системы технического сервиса в аграрном секторе страны [3, с. 83].

Исследованием установлено, что уровень обеспеченности сельского хозяйства основными видами техниками с учетом её готовности находится на очень низком уровне. Обеспеченность тракторами по отношению к нормативным нормам составляет 28,8%, зерноуборочными комбайнами - 14,1 %, кормоуборочными комбайнами - 81,4%, и хлопкоуборочными машинами - 6,9%, и в целом такая ситуация негативно сказывается на положении сельского хозяйства республики [5, с. 308-321].

Для поддержания в работоспособном и исправном состоянии техники важно своевременное проведение технического обслуживания и ремонта каждой конкретной единицы техники, замена изношенных деталей, условия хранения техники, а также проведение планово-предупредительных работ по ремонту техники.

Состояние материально-технической базы сельского хозяйства страны свидетельствует о том, что в настоящее время количество предприятий, оказывающих технический агросервис, по сравнению с нормативными значениями сократилось до 9-61% [5, с. 308-322].

Специализированные предприятия, входящие в систему технического агросервиса, испытывают недогрузку производственных мощностей и постепенно прекращают или перепрофилируют свою деятельность на обслуживание несельскохозяйственных потребителей, основной причиной чего являются финансовые затруднения вновь образованных форм хозяйствования. Падение загрузки ремонтно-обслуживающих предприятий и рост цен на технику, запасные части, ГСМ привели к росту цен на услуги, в результате они стали невыгодными для потребителей [2, с. 121].

Эффективность ведения хозяйствования в аграрном секторе тесно связана с состоянием материально-технической базы, внедрением новейших достижений науки и техники, способных обеспечить производство конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Для этого количественный и качественный состав машинно-тракторного парка должен обеспечить выполнение всего объема механизированных работ в оптимальные сроки при минимальном уровне затрат, что зависит от правильного формирования системы технического агросервиса.

Зарубежный опыт стран с развитой экономикой свидетельствует о том, что в нынешних условиях мелкие и крупные хозяйства, занимающиеся сельскохозяйственным производством, могут сталкиваться с разными по форме предприятиями, входящими в систему технического сервиса аграрного сектора (см. рисунок 1). [4]

Соответственно, для налаживания взаимоотношений сельскохозяйственных товаропроизводителей с предприятиями системы технического агросервиса прежде всего необходима достоверная информация об их состоянии, предоставляемых услугах, финансовом положении хозяйств, объеме производимой продукции и т.д. Наряду с этим, руководители дехканских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных пред-

приятий страны постоянно сталкиваются с серьезными проблемами в связи с нехваткой необходимой информации о ходе сельскохозяйственных работ.

Снабженческо-сбытовые кооперативы

rt —

О "

О

о

2 с.

£

£

и

§

с

йч

1

МТС с обменным пунктом

Вторичный рынок подержанной техники Кооператив по механизации Машинное товарищество Кружки по использованию техники

Специализированные ремонтные предприятия Сельхозтоваропроизводитель Арендные предприятия

Транспортный кооператив Помощь соседей

Ремонтные мастерские хозяйств Частные лица и предприятия Кооператив по ТО и TP Прокатный пункт

МТС с обменным пунктом

Л

С-

о

£

о

о

О

а.

о

5

Заводы-изготовители сельскохозяйственной техники

Источник: модель разработана автором.

Рис. 1. Модель организации системы технического сервиса в АПК Республики Таджикистан

Им недостаёт знаний для пользования компьютером при оперативной обработке данных, а также знаний в области бизнеса, аграрного и финансового менеджмента, планирования и маркетинга, перехода на рыночные отношения. В результате затрудняется принятие управленческих решений, которые содействовали бы эффективному росту сельскохозяйственного производства.

Но в условиях экономического кризиса информационно-телекоммуникационные технологии в сельском хозяйстве внедряются низкими темпами или вовсе не внедряются. Как следствие, такая ситуация резко сказывается на взаимоотношениях этих формирований, на состоянии отрасли и в целом на экономике страны.

Создание информационного банка данных о динамике производства, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, приобретении новой и подержанной техники, покупке запасных частей, предоставлении техники напрокат или в аренду, оказании обслуживающих и ремонтных услуг путем широкого внедрения диспетчерской службы управления агропромышленным производством и анализа её состояния по всей республике будет способствовать развитию сельского хозяйства.

Цель создания единой системы информационного банка данных и диспетчерской службы заключается в том, что в этой базе можно собирать и предоставлять информацию потребителям и предъявителям.

Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан

ч

сельскохозяйственный товаропроизводитель

' Î

Единая информационная база системы технического агросервиса

L

ч

предприятия, производящие

средства производства

предприят!

системы* технического агросервиса

Рис.2. Единая информационная база системы технического агросервиса Республики

Таджикистан

На наш взгляд, при нынешнем состоянии сельского хозяйства страны Единая информационная база должна состоять из следующих уровней.

Уровень 1 - Республиканская единая информационная база системы технического агросервиса (ЕИБСТС).

Уровень 2 - Региональная (областная) информационная база системы технического агросервиса (ОИБСТС).

Уровень 3 - Районная информационная база системы технического агросервиса (РИБСТС).

Структурная схема взаимодействия указанных уровней наглядно показана на рисунке 3.

Республиканский уровень ЕИБСТС занимается сбором и обработкой информации уровней 2 и 3, а также информации о заводах-изготовителях сельскохозяйственной техники отечественных и зарубежных стран, дилерских конторах, лизинговых компаниях, сведений о коммерческих банках, предоставляющих услуги по приобретению техники и кредитованию, МТС с обменными пунктами, о частных лицах, предоставляющих услуги собственной техникой, и т.д. Наряду с этим её сотрудники занимаются изучением зарубежного опыта в области технического сервиса и предоставлением его своим потребителям. За отчетный период предоставляют сведения о состоянии и использовании техники в Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан.

Уровень 1

ЕИБСТС

I

Информация об отечественных и зарубежных заводах-изготовителях техники, лизинговых компаниях, снабженческо-сбытовых кооперативах, дилерских конторах, коммерческих банках, частных лицах, предоставляющих услуги собственной техникой, о предприятиях, предоставляющих сервисные услуги, из разных регионов; Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан и др.

Уровень

ОИБСТС

I

Информация о сервисных предприятиях областного уровня: МТС с обменным пунктом, кооперативах по механизации, частных лицах, специализированных ремонтных предприятиях, снабженческо-сбытовом кооперативе, предприятии по предоставлению вторичной отремонтированной техники и др., а также коммерческие банки, областное агентство по статистике.

Уровень 3

РИБСТС

Информация о сервисных предприятиях районного уровня: МТС, ЦРМ, кооперативах по механизации, кружках по использованию техники, помощи соседей, прокатных пунктах, кооперативе по ТО и ТР, арендных предприятиях, транспортном кооперативе, частных лицах, кредитном кооперативе и др., а также районное агентство по статистике.

л

ч

н =

4 о а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

еп

5 О

а е

м О И Л

ч

<и U

Источник: разработано автором.

Рис. 3. Модель взаимодействия уровней ЕИБ системы технического агросервиса Республики Таджикистан

Региональный или областной уровень ИБСТС. Его основная деятельность заключается в сборе информации от уровня 3, её дальнейшей обработке и передаче на уровень 1. Кроме того, в его деятельность входит получение и распространение информации от уровня 1 до низового уровня. Может быть посредником между уровнями 1 и 3 в получении и распространении информации о состоянии и использовании техники, а также о системе технического сервиса регионального уровня. Наряду с этим занимается изучением отечественного и зарубежного опыта в области оказания сервисных услуг. Изучает информацию, полученную от предприятий, оказывающих сервисные услуги всех уровней, и распространяет среди своих потребителей. Предоставляет вышестоящему ведомству, т.е. областному управлению по статистике, полученную за отчетный период от районных управлений по статистике и обработанную информацию.

Районный уровень ИБСТС. Его основная деятельность заключается в сборе информации на уроне района, её обработка и передача уровням 1 и 2. На данном уровне необходимо собирать наиболее достоверную информацию, так как это влияет на вышестоящие уровни и деятельность формирований, находящихся на этих уровнях.

Полученная от уровней 1 и 2 информация очень важна сельскохозяйственным товаропроизводителям для своевременного выполнения ими операций в отрасли растениеводства и животноводства в указанные сроки и с наименьшими затратами. Наряду с этим хозяйства за короткое время с помощью районного ИБСТС могут получить необходимую технику и специалистов, узнать о предоставлении сервисных услуг предприятиями, входящими в систему технического сервиса АПК, о покупке необходимых запасных частей у ближайших сервисных предприятий, о получении кредита от коммерческих банков, о зарубежном опыте в области технического сервиса и способах его внедрения и т.д. За отчетный период предоставлять информацию о состоянии использования техники в районное управление по статистике.

Несмотря на трудности в аграрном секторе Республики Таджикистан в области предоставления информации о предлагаемых услугах, продаже новой техники, сдаче её в аренду или в лизинг, ряд предприятий и частных фирм создали сайты в сети Интернет или предоставляют свои услуги через рекламные агентства. Например, Государственное унитарное предприятие «Мадад» и некоторые подразделения, находящиеся в ведомстве данной организации, в разных регионах страны предоставляют информацию о покупке техники, запасных частей и другие необходимые сведения. Наряду с этим на базе банков Республики Таджикистан созданы и функционируют лизинговые компании: «Нахуст Лизинг» при «Точиксодиротбанке», «Лизингфейненс» при ОАО «Агроинвестбанк», «БТР-Лизинг» при ЗАО «Банк Развития Таджикистана», МЗО "Имон" при ЗАО "Первый Микрофинансовый Банк Таджикистана", ГУП «Точикагролизинг», ООО «Ориён лизинг» и другие, которые занимают определенный сегмент рынка по предоставлению новой техники нуждающимся хозяйствам [6].

Несмотря на то, что все перечисленные компании имеют собственные сайты в глобальной сети Интернет, сельхозтоваропроизводители не имеют полного представления о самих компаниях и информации о предоставляемых ими услугах.

Для этого в аграрном секторе страны необходимо создать информационный портал «Единая информационная база системы технического сервиса (ЕИБСТС) Республики Таджикистан», который поможет хозяйствам за короткое время получить соответствующую информацию о компаниях и частных лицах, предоставляющих сервисные услуги (обслуживание и ремонт техники, выполнение механизированных работ, транспортировка, хранение, поставка новой или поддержанной техники, предоставление техники в лизинг, напрокат и в аренду и др.) в аграрном секторе.

Таким образом, ситуация, которая сложилась в сельском хозяйстве страны, особенно в системе технического агросервиса, требует скорейшего внедрения инноваций. Это в первую очередь касается замены парка техники страны, который на сегодняшний день изношен на 80%. Это мера позволит увеличить производительность отрасли в 3-5 раз.

Для инновационного развития сельского хозяйства правительством Республики Таджикистан принято Постановление о «Концепции инновационного развития агропромышленного комплекса Республики Таджикистан» (от 3 марта 2014 года, №144). Инновационная политика должна быть направлена на эффективное использование научно-технического потенциала, повышение роли отраслевой науки в подъеме экономики агропромышленного производства, обеспечении конкурентоспособности продукции. Но на практике данная концепция внедряется медленными темпами из-за крайней

неразвитости инновационной инфраструктуры аграрного сектора, недостаточного уровня финансовой государственной поддержки, снижения затрат на аграрную науку, недостаток собственных средств у сельхозпредприятий на научные разработки и внедрение инновационной продукции, дефицит квалифицированных кадров, плохой маркетинговой работы, неразработанности механизмов, стимулирующих развитие инновационного процесса в сельском хозяйстве, и др.

Для успешной инновационной деятельности в сельском хозяйстве страны требуется активное изучение нововведений, необходима его государственная поддержка, перенаправление части бюджетных ресурсов на развитие сельскохозяйственной науки. Следует решить проблему повышения эффективности управления инновационной деятельностью, формирования институтов развития инноваций в сельском хозяйстве, применения налоговых и других льгот для сельхозпредприятий, активно внедряющих новые технологии, инновации и модернизацию своей техники и др.

Список использованной литературы:

1. Конкин Ю.А., Бисултанов К.З., Конкин М.Ю. и др. Экономика технического сервиса на предприятиях АПК. - М.: КолосС, 2006. - 368 с.

2. Мадаминов А.А. Проблемы устойчивого развития аграрного сектора Таджикистана. - Душанбе, 2006. - 300 с.

3. Насыров Р. Рынок сельскохозяйственной техники депрессивного региона: развитие, регулирование, оценка эффективности. - Душанбе, 2009. - 232 с.

4. Орипов А.А. Формы совместного использования техники в сельском хозяйстве: состояние, зарубежный опыт, пути формирования. - Худжанд, 2008. - 94 с.

5. Сельское хозяйство Республики Таджикистан: статистический сборник. - Душанбе, 2015. - 352 с.

6. Интернет-ресурс: http://www. news. tj/ru/news/o-razvitii-lizingovykh-uslug-v-tadzhikistane ; http://www.abt. tj/?mm=71

7. Тютин А.А. Инновации в сельском хозяйстве (http://min. usaca. ru/uploads/article/attachment/39/39_.pdf)

Reference Literature:

1. Yu. A. Konkin, K.Z. Bisultanov, M.Yu. Konkin et alia. Economics of Technical Service at Enterprises of AIC. - M. : KolosS, 2006. - 368 pp.

2. Madaminov A.A. The Problems of Sustainable Development of Tajikistan Agrarian Sector. -Dushanbe, 2006. - 300 pp.

3. Nasyrov R. The Market of Agricultural Technique of a Depressive Region: Development, Regulation, Assessment of Effect. - Dushanbe, 2009. - 232 pp.

4. Oripov A.A. Forms of Joint Utilization of Technique in Agriculture: State, Foreign Experience, Ways of Formation. - Khujand, 2008. - 96pp

5. Agriculture of Tajikistan Republic: Statistical Collection. - Dushanbe, 2015. - 352 pp.

6. Internet-resource:http://www.news.tj/ru/news/o-razvitii-lizingovykh-uslug-v-tadzhikistane ;http://www.abt. tj/?mm=71.

7. Tyutin A.A. Innovation in Regard to Agriculture (http://min. usaca. ru/uploads/article/attachment/39/39_.pdf)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.