Научная статья на тему 'Развитие сферы социальныхуслуг региона в контексте становления социального государства'

Развитие сферы социальныхуслуг региона в контексте становления социального государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
216
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Артамонов И.И.

Рассмотрено развитие сферы социальных услуг региона в контексте становления социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сферы социальныхуслуг региона в контексте становления социального государства»

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХУСЛУГ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

И. И. АРТАМОНОВ,

кандидат экономических наук,доцент, заведующий сектором межрегиональных и внешнеэкономических проблем Тел. (4112)35-11-08 Институт региональной экономики Севера

Рассмотрено развитие сферы социальныхуслуг региона в контексте становления социального государства.

Ключевые слова: социальная сфера, социальные услуги, социальное государство.

В современных условиях формирование социально ориентированной рыночной экономики рассматривают как основу функционирования социального государства, в процессе развития которого решается задача сохранения социального равновесия, означающего обеспечение равных социальных прав, компенсацию потерь от несовершенства рынка, рост общего благосостояния населения. Социальное государство в России, ориентируясь на приоритет социальных факторов в экономическом развитии, должно обеспечивать высокий уровень жизни, предоставлять законодательно оформленные социальные гарантии доступа граждан к социальным правам. Степень реализации указанных прав зависит в первую очередь от экономических возможностей государства. Вместе с тем реформирование сферы социальных услуг не должно сопровождаться уменьшением доступа к гарантированным государством правам членам общества и уменьшать возможности населения пользоваться социальными услугами.

Процесс возникновения и становления теории социального государства имеет долгую и сложную историю. Понятие «социальное государство» впервые было выдвинуто в середине Х1Хв. немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном [8]. Мощным толчком для дальнейшего развития концепций социального государства послужило его возведение в конституционный принцип, его интерпретация как особого типа государства. Однако, несмотря на эволюцию понятия «социального государства», оно остается пока что весьма дискусси-

онным и не устоявшимся в своем содержании. Так, зарубежные экономисты уточняли и корректировали определение «социального государства» в зависимости от задач конкретного времени, нередко как синонимы используют понятия «общество всеобщего благоденствия» и «государства благосостояния» [4, 8]. Учитывая специфику и признавая, что Россия находится лишь в начале своего пути к социальному государству, необходимо использовать опыт социально-экономического развития ведущих стран мира. По мнению одних российских исследователей, основу социального государства составляют правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного развития экономики [5], другие определяют его как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [7].

Переход мирового сообщества на качественно новый уровень связан с мобилизацией интенсивных источников роста и, прежде всего, с усилением роли человеческого фактора, с формированием работника нового качества, что невозможно без развития сферы услуг. Особенностью модели современного общества с развитой стабильной экономикой является оптимальное соотношение между материальным производством и сферой услуг, как важный фактор роста материального производства, социального идуховного прогресса общества в целом. В последние десятилетия в развитых странах мира сфера услуг развивается быстрее материального производства, к настоящему времени она выросла в крупнейший сектор экономики. Проблема реформирования сферы социальных услуг актуальна для многих стран, прослеживаются четко выраженные тенденции уменьшения масштабов деятельности государства с одновременным повышением ее эффективности, увеличивается доля муниципальных и частных социальных услуг.

В ходе реформирования российской экономики решается задача рационализации социальных функций государства, органов местного самоуправления, совершенствуется управление социальной сферой. В этих условиях возрастает потребность теоретического обоснования направлений развития сферы социальных услуг в контексте социального государства. Важно правильно определить набор гарантированных государством социальных услуг, обеспечить условия для их предоставления, установить формы участия регионов и муниципалитетов. В Российской Федерации население достаточно критично оценивает реализацию государством социальной функции [8]. К причинам неэффективности социальной политики государства в 1990-хгг. следует отнести недооценку роли государства в обеспечении благосостояния общества в условиях перестановки внутри социальной структуры, расширения или сужения конкретных социальных групп, смены их доходов, статуса, престижа, качества жизни. Сегодня очевидно всем, что участие государства в решении социальных проблем обществадолжно существенно измениться. Обеспечение развития сферы социальных услуг предполагает использование единых подходов в отношении каждой из отраслей сферы социальных услуг. Должны быть выработаны общие подходы, принципы и методы управления предоставлением социальных услуг. В рамках формируемого социального государства разрабатываются действенные механизмы государственного регулирования и управления сферой социальных услуг, обеспечивающие воспроизводство и развитие человеческого капитала [3, 6, 9]. При этом качество оказываемых социальных услуг оставляет желать лучшего, налицо необходимость создания эффективного рынка социальных услуг как неотъемлемой части рыночного механизма. Однако формирование правовой модели рынка социальных услуг серьезно затруднено в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, в полной мере не учитываются наметившиеся изменения в социальной политике, направленные, с одной стороны, на социальную защиту от жесткого воздействия рынка наиболее уязвимых слоев населения, а с другой — на поощрение их экономической активности, способности адаптироваться крынку. Во-вторых, отсутствует правовая база рынка социальных услуг. В-третьих, на рынке социальных услуг доминирующее положение занимают государственные учреждения.

Необходимость обоснования социально ориентированной модели развития экономики на региональном уровне предопределяется важностью учета интересов не только конкретных потребителей, но и социума территории в целом, при сохранении обще-

цивилизационных ценностных установок общества в сочетании с традициями, нормами и особенностями развития социальных услуг территориальных образований [1, 2]. В качестве основных направлений развития сферы социальных услуг определяются:

• переход к современному стратегическому управлению в организации производства социальных услуг;

• дифференцированный подход к развитию сферы социальных услуг в регионах в зависимости от территориальной специфики (условий, потенциала, возможностей);

• формирование условий развития сферы социальных услуг в тесной связи с другими секторами экономики;

• многогранный учет специфики конкретных ви-довсоциальныхуслуг (их природы, особенностей предоставления, функционирования и т.д.);

• всестороннее повышение качества предоставляемых услуг.

Услуги отраслей социальной сферы имеют двойственный характер: они одновременно являются потреблением благ и инвестициями в человеческий капитал. Весь спектр социальных потребностей можно разделить на четыре группы в зависимости от степени их важности для поддержания жизнедеятельности социальной личности и социальных групп [2, 3, 7]:

1) жизненно необходимые потребности, неудовлетворение которых влечет за собой ликвидацию социального субъекта или кардинальное изменение социального института, в рамках которого происходит удовлетворение данной потребности;

2) потребности, удовлетворение которых соответствует минимуму социальных норм конкретного общества, но не позволяет социальному субъекту развиваться;

3) потребности, удовлетворение которых обеспечивает жизнедеятельность социального субъекта на уровне социальных норм конкретного общества и обеспечивает эволюционное развитие соответствующих социальных институтов;

4) потребности, удовлетворение которых создает комфортные для данного социокультурного пространства и времени условия существования и развития социального субъекта. Особенность услуг, направленных на удовлетворение первых трех групп потребностей, состоит в том, что в идеале должно обеспечиваться равенство доступа к ним всех членов общества, независимо от их платежеспособности. В основе данного принципа социальной справедливости лежат нормы Конституции РФ, гарантирующей социальные права

членов общества на здравоохранение, образование и культурные ценности.

Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. К числу необходимых характеристик сферы социальных услуг российского социального государства следует отнести восстановление социальных гарантий на получение качественного и бесплатного для граждан обслуживания по основным видам социальных услуг на всех его уровнях. На коммерческой основе могут оказываться, например, дополнительные медицинские услуги, выходящие за рамки восстановления здоровья пациентов. Усиленно насаждаемая также коммерциализация системы образования и прежде всего высшей школы также не соответствует практике развитых стран мира. Образование в пределах государственных образовательных стандартов, в том числе первое высшее, а также послевузовское должно быть бесплатным. На коммерческой основе могут оказываться дополнительные образовательные услуги в виде второго высшего образования, изучения нескольких иностранных языков, дисциплин и наук, не предусмотренных образовательными стандартами, и т.д.

Имеются проблемы в управлении сферой социальных услуг. Так, отсутствует обоснованная стратегия развития сферы социальных услуг, не урегулированы социальные бюджетные отношения по уровням государственного, регионального и муниципального управления, уменьшается государственное финансирование социальных услуг при низких доходах населения и неразвитости частного сектора. Реализация реформы в сфере социальных услуг требует глубокой проработки теоретических вопросов управления сферой социальных услуг [9]. Такое направление обусловлено возрастающей ролью сферы социальных услуг в развитии региональной экономики. В экономической теории и практике доказано, что залогом стабильного развития является равновесие между экономической и социальной сферами [1].

Представляется, что это возможно при условии разрешения сложившихся в реальной практике трех наиболее значимых противоречий формирования социального государства в России: противоречие между декларируемыми целями социальной политики и объемом финансирования, противоречие между потребностями реальной практики социальной политики в нормативном упорядочении и реально установленными нормами и нормативами, противоречие между потребностями переходного периода в эффективной социальной политике и реально существующими механизмами ее реализации [2,7,8].

Можно утверждать, что основной целью социальной политики в сегменте производства социальных услуг является создание условий для удовлетворения жизненно важных потребностей малообеспеченного и нетрудоспособного населения. Вся совокупность отношений «власть—общество—население», механизмы воздействия государства на социальные процессы, с одной стороны, и его реагирование на социальные потребности нетрудоспособного населения—с другой, составляют суть социальной политики государства в сегменте производства социальных услуг. Трудности, возникающие перед органами государственной власти в предоставлении социальных услуг, масштабны и велики, учитывая различные неблагоприятные природно-климатические и социально-экономические проблемы в регионах России [1,9].

Для повышения эффективности предоставления услуг в Республике Саха (Якутия) разработана модель реформирования сферы социальных услуг. Суть модели состоит в том, что предоставление услуг в республике должно производиться на основе государственного и муниципального заказов на услуги, что будет способствовать ликвидации искусственных перегородок между источниками финансирования отдельных технологически взаимосвязанных видов услуг. В Республике Саха (Якутия) появится возможность создавать механизмы, стимулирующие все взаимосвязанные звенья сферы социальных услуг к достижению совместными усилиями экономии в том или ином затратном звене оказания социальной услуги. Это особенно важно при складывающемся разграничении полномочий между органами государственной власти различных уровней в отношении отдельных видов социальных услуг. Для организации государственно-частного партнерства в сфере социальных услуг Республики Саха (Якутия) в модели предлагается передавать часть функций по производству услуг негосударственным учреждениям. Передача функций или аутсорсинг в сфере социальных услуг может быть произведена в отношении большинства социальных услуг. Институциональная реформа организаций сферы услуг региональной экономики, предоставляющих социальные услуги населению, должна осуществляться путем реорганизации сети учреждений сферы социальных услуг. Предлагается несколько вариантов принятия решения по изменению институционального статуса организаций сферы социальных услуг. Первым из них является сохранение бюджетного учреждения, несмотря на его неэффективность. Это является целесообразным, когда учреждение предоставляет обязательные социальные услуги, а затраты на его реорганизацию превышают ожидаемый эффект.

Возможен и вариант ликвидации учреждения либо присоединения его к другому учреждению. Но наиболее перспективной формой изменения статуса организации сферы социальных услуг, по мнению авторов, является преобразование учреждения в другую организационно-правовую форму. В современных российских условиях изменение организационно-правовой формы учреждения осуществляется, в первую очередь, путем перевода государственного учреждения в форму некоммерческой автономной организации.

Оценка же эффективности производства социальных услуг должна осуществляться на основе использования системы индикаторов уровня развития сферы социальных услуг, каждый индикатор может быть описан системой показателей. Сфера социальных услуг, улучшая качество жизни населения, представляет собой не технологические параметры, а качественные составляющие, обеспечивающие движение республики по пути совершенствования всех групп индикаторов, характеризующих жизнеобеспечение населения. Качество жизни населения представляет собой комплексную характеристику социально-экономических, медико-биологических, культурно-массовых, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе, отражающую уровень реализации разумных потребностей людей и степень удовлетворенности их жизненных планов в соответствии с экономическими и социальными стандартами [3].

В этих условиях становится реальным предоставление людям материальных и культурных благ с учетом различных альтернативных возможностей в сферах профессиональной деятельности, образования, здравоохранения, культуры и искусства. Этими преимуществами могут пользоваться в одинаковой степени почти все жители различных регионов как в едином образовательном пространстве интеллектуального и информационного потенциалов. Оценка результативности предоставления социальных услуг населению на основе использования системы индикаторов (показателей) позволит регулярно пересматривать цели социальной политики в зависимости от уровня экономического и социального развития общества. Степень решения актуальных социальных задач в каждый конкретный промежуток времени, степень достижения общественных социальных целей, вектор и специфика протекающих социальных процессов в обществе на основе всемерного учета социально-экономических проблем населения должны находить отражение в процессе разработки и реализации социальной политики, проводимой государством, регионами, муниципальными образованиями.

Решение проблем развития сферы социальных услуг региона в условиях рынка представляется возможным только при учете методологически выверенной модели социального государства. В этой связи значимость научного изучения проблематики предопределяется рядом обстоятельств.

Во-первых, динамической трансформацией сферы социальных услуг в условиях рынка, растущей дифференциацией потребностей населения в услугах и варьированием возможностей приобретения их на рынке, обретением сферой социальных услуг чисто рыночных черт.

Во-вторых, утратой в ходе рыночных преобразований в регионах России социальных ориентиров при организации обслуживания населения, резким снижением возможности получения даже жизненно важных социальных услуг.

В-третьих, четко проявившейся противоречивостью интересов населения, управленческих структур и бизнеса в сфере социальных услуг, что порождает снижение качества жизни значительной части населения, рост социальной напряженности.

В-четвертых, смещением акцентов в решении проблем обслуживания с федерального уровня на региональный и муниципальный уровни, что предполагает наличие научно обоснованной парадигмы региональной системы управления развитием сферы социальных услуг, дополненной системой управленческих решений и регулирующих мер по ее совершенствованию на муниципальном уровне.

Список литературы

1. ГранбергА. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.

2. Гутман Г. В., Звягинцева О. П., Мироедов А. А. Регион в формировании социального государства. М.: Финансы и статистика, 2005.

3. Ильин И. А. Социальное строительство на территории России. М.: Наука, 2006.

4. Калашников С. В. Функциональная теория социального государства. М.: Экономика, 2002.

5. Каменецкий В. А., Патрикеев В. П. Проблемы становление социального государства. М.: ТАи СО, 2001.

6. ПилясовА. Н. Северная периферия на пути к экономике знания: и последние станут первыми. М.: КД Либроком, 2009.

7. Социальная политика / под общ. ред. проф. H.A. Волгина. М.: РАГС, 2002.

8. Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / под общ. ред. Р. М. Нуреева. М.: ТЕИС, 2007.

9. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: Наука, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.