Научная статья на тему 'Стратегические направления региональной социальной политики в условиях глобализации'

Стратегические направления региональной социальной политики в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / REFORM OF THE SOCIAL SPHERE / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / SHADOW ECONOMY / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / DEMOCRATIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мусаева Айнулхаят Запировна

Статья посвящена оценке роли, эффективности и перспективам социальной политики российского государства в регионах, в частности в Дагестане в связи со стратегической ориентацией на достижение стандартов качества жизни, принятых в развитых странах. Обосновывается тезис, что активная социальная политика должна опираться на рост общественной производительности труда и демократизацию государственного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTION REGIONAL SOCIAL POLICIES IN A GLOBALIZING

Article evaluates the role, effectiveness and prospects for social policy of the Russian state in the regions, particularly in Dagestan in connection with a strategic focus on achieving the standards of living, adopted in developed countries. The thesis that an active social policy should be based on the growth of social productivity of labor and the democratization of state development.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления региональной социальной политики в условиях глобализации»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ

МУСАЕВАА.З.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена оценкероли, эффективности и перспективам социальной политики российского государства в регионах, в частности в Дагестане в связи со стратегической ориентацией на достижение стандартов качества жизни, принятых в развитых странах. Обосновывается тезис, что активная социальная политика должна опираться на рост общественной производительности труда и демократизацию государственного строительства.

MUSAEVA A.Z.

STRATEGIC DIRECTION FOR REGIONAL SOCIAL POLICY IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Article evaluates the role, effectiveness and prospects for social policy of the Russian state in the regions, particularly in Dagestan in connection with a strategic focus on achieving the standards of living, adopted in developed countries. The thesis that an active social policy should be based on the growth of social productivity of labor and the democratization of state development.

Ключевые слова: социальная политика, глобализация, реформирование социальной сферы, теневая экономика, демократизация.

Keywords: social policy, globalization, reform of the social sphere, the shadow economy, democratization.

В стратегические задачи социальной политики, поддерживаемые глобализацией, включаются: повышение жизненного уровня населения, ликвидация бедности, уменьшение социально-экономического неравенства, развёрнутая система учреждений социальной сферы и т.д. В обозримой перспективе региональная социальная политика должна ставить перед собой столь же глобальные, но гораздо более близкие цели: повышение заработной платы хотя бы до среднероссийского уровня, повышение пенсий и пособий с постепенным увеличением разрыва между самыми низкими зарплатами и пенсиями и прожиточным минимумом хотя бы в два раза, постепенное приближение прожиточного минимума к более реальной оценке стоимости жизни, финансирование социальных учреждений на уровне, достаточном для отказа от теневой деятельности.

Несмотря на огромное научно-практическое значение проблемы, остаются нераскрытыми даже теоретически важные социальные вопросы, например, как обеспечить социальные нужды дотационной республики необходи-

мыми ресурсами, как повысить эффективность системы социальных учреждений, на каких принципах строить индивидуальные каналы удовлетворения различных социальных нужд, которые формируют глобальные тенденции свободы выбор, и какие социальные технологии найдут при этом применение в двадцать первом веке при переходе страны в стадию постиндустриального развития. Сложная геополитическая ситуация вокруг Дагестана настоятельно требует разработки программы глубокого реформирования социальной сферы, отвечающего вызовам глобализации.

При этом важно отдавать себе отчет в том, что реформирование социальной сферы Дагестана, подталкиваемое в других экономически отстающих регионах обострившимися ресурсными ограничителями, и, прежде всего, населения, необходимо здесь не только в связи с этими ограничителями, но и из-за крайне обострившихся межпоколенческих мировоззренческих противоречий, ведущих, в том числе, к формированию людской базы для терроризма. Необходимость реформирования социальной политики в Дагестане отражает потребность в достижении стандартов услуг социальной сферы развитых стран, внедрения новых социальных технологий для более эффективного и отвечающего нынешним послекризисным приоритетам общества в решении социальных проблем. Социальное реформирование является непременным условием более эффективного использования ресурсов, направляемых на социальные цели, позволяющего получить больше услуг высокого качества при тех же затратах.

Представляется, что проводимая в регионе социальная политика должна стать более активной, поскольку имевшиеся в обществе расхождения в подходах к принципам функционирования социальной сферы или в выборе путей ее реформирования проверялись практикой и показали правоту тех, кто утверждал, что свободное рыночное регулирование в отношении социальной сферы неконструктивно, ни одно важное начинание социальной сферы не смогло просуществовать за счёт меценатства. Антагонистические позиции, которые демонстрируют публичные политики при оценке социальной роли государства, отражают столкновение различных мировоззренческих и политических установок в правящей российской элите, которые, как это часто бывает в политике, в немалой мере порождены не объективным анализом, а соображениями борьбы с политическими оппонентами; с другой стороны, это очень редко - но профессиональная дискуссия, имеющая целью нахождение оптимального решения региональных социальных проблем.

Эти два аспекта борьбы мнений по региональной социальной политике государства вызывают разное к себе отношение и раздельное реагирование социальных слоев. Следует отметить, что, естественно, первый аспект становится более выраженным в преддверии выборов. Оппозиция выравнивающим неравенство принципам реформирования социальной политики под влиянием объективных обстоятельств ослабевает, в ней делается акцент чаще не на огульном отрицании, а на необходимости взвешенного подхода к реформированию, что само по себе требует значительных дополнительных дискуссий и согласований. Дискуссия по проблемам совершенствования социальной по-

литики становится более плодотворной и профессиональной, если интересы участников не противоречат друг другу.

Социальная политика государства возникает не вдруг, её целевые установки и возможности сами по себе являются продуктом длительного исторического развития и не существуют без попыток добиться согласия в обществе. Социальная политика является, наверное, главным проявлением функциональной направленности существующей социально-экономической системы и методом реализации потенциала её развития. Нельзя ограничиваться простой констатацией необходимости социальной политики государства. С позиций объективных требований развития и прогресса Дагестана, его общества и его окружения в условиях глобализации для благосостояния всего населения требуется повышение отдачи социальной сферы.

Сформировавшаяся в России бюрократическо-олигархическая социально-экономическая система значительно укрепилась в течение последнего десятилетия и перекрывает пути воссоздания должных материальных и социально-организационных основ для рациональной и результативной социальной политики государства в регионах. Поэтому в Дагестане имеется настоятельная необходимость в обосновании более глубоких подходов к формулированию необходимого содержания социальной политики государства в регионе. Сопоставление этих подходов с современными российскими реалиями ведет к констатации противоречий и тупиков, с которыми все более сталкивается российская элита в противоречивом устремлении, с одной стороны, к богатству и сохранению власти, с другой стороны, к попыткам заткнуть социальными подачками рты наиболее голосистым и авторитетным слоям в общей массе населения.

Размышляя о недостатках такой политики, представители оппозиции обращают взор к принципам и механизмам функционирования социальной сферы в условиях «развитого социализма». Нельзя не отметить наличие многих внутренних ограничителей социального развития, заложенных в самих принципах и механизмах функционирования социальной сферы развитого социализма. Но, оценивая в целом достижения в социальной сфере, можно отметить, что в некоторых аспектах они находились на передовом мировом уровне. Это - всеобщая занятость, социальный лифт, незначительная разница в реальных доходах населения, свободный выбор профессии, стабильно низкие тарифы на коммунальные услуги, доступный для всех отдых в профсоюзных здравницах, партийный контроль за произволом директорского корпуса, обеспеченность местами в детских садах, бесплатная подводка коммуникаций к жилью, высокая доля бесплатного строительства жилья государством и его предприятиями, единая идеологическая основа формирования мировоззрения и стандартов знаний в народном образовании, оплата труда бюджетников во всех регионах в пределах средней по стране, доступное здравоохранение, территориальное равенство, минимальная заработная плата и пенсия по старости, превышающие в два раза прожиточный минимум.

Недостатками советской социальной политики считаются (хотя это достаточно спорно, являются ли они недостатками с социальной точки зре-

ния): абсолютизация государственного патернализма; охватывающее и социальную политику государственное рационирование и фондирование; уравнительность, уживающаяся с неоправданными привилегиями партийной номенклатуры и некоторых территорий, в частности Москвы; пресловутый остаточный принцип финансирования социальной сферы и т.д.

Реформаторская социальная политика новой России становится эффективней по мере роста общественной производительности труда, денежных доходов населения и национальных финансовых ресурсов. В стратегической перспективе только к 2020 году [1, п. 1.3.] она противопоставляет глобальной бесплатности и теневому обороту услуг социальной сферы, за которыми зачастую для многих скрывалась недоступность социальных благ по уровню современных требований, ориентацию на доступность этих благ, реализуемую на основе не только частичной бесплатности, но и приемлемого уровня оплаты, который будет достигнут на основе повышения доходов населения при изживании дефицитности социальных благ, включая лекарства, рекреационные услуги и т.д. Льготам и привилегиям властьимущих в получении социальных благ, которые есть сейчас, противопоставляются льготы вспомоществования для действительно нуждающихся в них, ресурсы и механизмы под которые ещё предстоит создать в стратегической перспективе.

Стремлению советской политики осуществить массовый охват социальными услугами все население, включая людей, способных получить эти услуги за счет собственных доходов, адептами рыночного регулирования противопоставляется декларация концентрации внимания на удовлетворении наиболее социально уязвимых слоев населения в стратегической перспективе, притом что управляющая элита уже снимает все «сливки» социальной политики. В стратегической перспективе «усредненности» российской социальной политики противопоставляется избирательный, адресный подход, гарантирующий целенаправленное использование социальных затрат; жесткому государственному лимитированию и распределению социальных благ противопоставляется создание возможностей зарабатывания и беспрепятственного получения этих благ (прежде всего, жилья) самими людьми, имеющими для этого предпосылки при ограничении масштабов бесплатного или льготного предоставления благ только для социально слабых слоев [2, с. 15].

При этом не учитывается классовый характер недемократического общества и государства, при котором интересы большей части населения остаются незащищенными, а потребительские запросы управляющей элиты растут быстрыми темпами, опережающими ресурсы повышения доходов большей части населения. Недооценке эффективности социальных затрат противопоставляются различные механизмы использования рыночных отношений между государством, его бюджетом и учреждениями социальной сферы при сохранении внерыночного, бесплатного или льготного предоставления различных социальных благ и услуг непосредственно населению, при том, что связано это с недофинансированием и качество этих услуг относительно снижается.

Ни в коей мере нельзя оставлять без внимания те социальные угрозы, которые должны возникнуть при реализации вышеназванных рыночных подходов в реальных условиях России, где управляющая элита уже 15 лет как отделилась от народа. Так, тотальное внедрение платности в социальную сферу может принять асоциальные масштабы и формы, обусловив недоступность или совершенно низкое качество тех или иных социальных благ и услуг для низкодоходных слоев населения и экономически отстающих регионов. Адрессность социальной помощи, проводимой государством социальной политики, уже извращена формализмом и бюрократизмом на местах. Низкая занятость и оплата труда в Дагестане обернулась в два раза более высокой долей инвалидов, притом что продолжительность жизни здесь намного выше, чем в среднем по стране, то есть по смыслу здесь более здоровое население. Кроме того, давно возник слишком глубокий, неприемлемый для общества разрыв между качеством бесплатных социальных услуг, предоставляемых высокодоходным группам населения из управляющей элиты, и качеством социальных услуг, приходящихся на долю малообеспеченных слоев.

Намечая стратегические ориентиры активной социальной политики в России, следует учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами в условиях глобализации. Нужно, в частности, отдавать себе отчет в том, что удовлетворяемые в этих странах социальные требования в настоящее время значительно превосходят те, которые удавалось удовлетворять в условиях «реального социализма» как с точки зрения величины затрат на социальные нужды в расчете на одного жителя, так и с точки зрения рациональности их использования, прежде всего, за счет достигнутого значительно более высокого уровня общественной производительности труда и развитости гражданского общества, которое позволяет основной массе населения влиять на социальную политику государства.

Нельзя не учитывать и того, что под воздействием глобализации ресурсные потребности социальной сферы России в ближайшее десятилетие резко возрастут, и даже в условиях развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении социальной сферы отдельных регионов. Это предъявляет не только более высокие требования к душевому объему валового регионального продукта и к уровню затрат на его производство, но и может порождать необходимость определенного ужесточения условий предоставления центром социальной поддержки экономически отстающим регионам. Эти мировые тенденции повышения стандартов качества социальных услуг необходимо своевременно учитывать в российской региональной политике, которая фактически предоставила на откуп региональным элитам ре -сурсы социального развития. Давно назрела необходимость наделения федерального центра полномочий по осуществлению напрямую ответственной социальной политики государства в регионах по единым стандартам, выдвигаемым глобализацией [3, с. 199].

Глобализация позволяет дать ответ на непреодолимый для российского общества вопрос о взаимодействии развития рыночных отношений с социальным развитием. Притом что государство в России пока несёт в себе четко

выраженный классовый интерес, социальное развитие в своей основе не должно противопоставляться утверждению регулируемых рыночных механизмов в экономике. Рыночные механизмы в демократическом государстве при их использовании с оглядкой на интересы основной массы населения позволяют мобилизовать имеющиеся ресурсы и создают необходимые социальные и социально-психологические условия для расширенного воспроизводства, что также позволяет повышать долю средств, направляемых на реализацию социальной политики наиболее эффективными способами. Некоторые развитые западноевропейские страны создали вполне эффективные механизмы деятельности социальных отраслей, финансируемые целиком за счет государства, но несущие в себе элементы рыночных отношений.

Недостатки деятельности социальной сферы в различных регионах при сформировавшихся в течение последних восьми лет профицитах российского государственного бюджета объясняются не как следствие перехода к рынку, а как проявление классового характера государственной социальной политики, препятствующего социальному прогрессу в стране. Они свидетельствуют лишь о том, что рыночные отношения в России ещё не приняли цивилизованного характера, а государство в силу своего классового буржуазно-монополистического характера, а не ресурсных и организационных причин, оставило социальную сферу без необходимых средств регулирования и финансовой поддержки [4, с. 8-15]. Вполне очевидно, что ориентация на возврат к социальным технологиям, механизмам, нормативам, действовавшим в социальной сфере советского периода, не может дать положительных результатов при изменившейся социальной структуре общества и значительно усилившейся территориальной неравномерности развития, хотя сравнение нынешней ситуации в социальной сфере с периодом предшествующих десятилетий позволяет еще отчетливее представить себе неприемлемость существующего ныне положения социальной сферы.

Выход из ситуации видится в продолжении процессов реформирования государства и общества, в том числе его социальной сферы. В этой связи особенно важно глубоко анализировать накапливаемый опыт реформирования с тем, чтобы, с одной стороны, своевременно выявлять негативы, происходящие от несовершенства существующей монопольно бюрократической модели управления социальной сферой в регионах, а с другой стороны, выявлять позитивные направления совершенствования механизмов развития, например, в системе оценки образовательной подготовки, структурных преобразований в здравоохранении, расширении услуг жилищно-коммунального хозяйства, то есть там, где реформы дают пока еще локальные позитивные сдвиги.

Кризисное состояние социальной сферы проистекает не только из недостаточного ее финансирования, а в значительной мере связано с коррупцией, теневой экономикой и неэффективным использованием ассигнуемых средств, получившими место в этой сфере. Действительно, почему должность главы администрации муниципального образования стало пределом устремлений всех нечистых на руку авантюристов не только в Дагестане, но и в других регионах, как не потому, что оно позволяет снимать дань со всего

объема госбюджетных средств, выделяемых на социальные цели муниципального образования? Налицо резкое снижение эффективности непосредственного финансирования учреждений социальной сферы за счет предоставляемых центром дотаций, и это при скудости местных бюджетов. Определенную роль играет и невысокий объём семейных бюджетов населения в экономически отстающих регионах, которые могут быть выделены для удовлетворения различных социальных нужд на фоне распространения платности социальных услуг, официальной или теневой.

Можно сколько угодно призывать к соблюдению приоритетности социальных требований и критериев, к социальной ориентации экономики отстающих регионов, но без изменения буржуазно-монополистического и кланового засилья государственного устройства России по пути демократизации и гарантий свобод невозможно будет добиться в этих регионах существенного экономического роста, закладываемого долгосрочной стратегией социально-экономического развития, базирующегося на эффективном использовании всех производственных ресурсов, невозможно будет преодолеть скудость финансирования социальных нужд. Только демократическое государство сможет обеспечить в условиях России экономический рост и может служить надежной основой сильной социальной политики. Поэтому несостоятельны любые попытки оторвать принятие социальных решений от политической воли к расширению экономических возможностей общества.

_Литература_

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г. (проект основных положений концепции), www.intelros.ru/subject.. .копсерсуа.. .socialno.html

2. Микульский К.И. Задачи и возможности социальной политики на современном этапе реформирования российского общества // Социальная политика современной России: проблемы реформирования. Аналитический вестник Совета Федерации, №8 (75). - М: Информационно-аналитическое управление Совета Федерации, 1998.

3. Багомедов М.А. Меры этноэкономической политики в условиях глобализации // Региональные проблемы преобразования экономики, 2010, №2.

4. Багомедов М.А. Социально-экономический прогресс в России: зазеркалье? // Вопросы структуризации экономики. - Махачкала, ИСЭИ ДНЦ РАН, 2010, №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.