Научная статья на тему 'Развитие сферы сервиса в Московской области в 70-80-е годы ХХ века (по материалам ЦГА Московской области)'

Развитие сферы сервиса в Московской области в 70-80-е годы ХХ века (по материалам ЦГА Московской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сферы сервиса в Московской области в 70-80-е годы ХХ века (по материалам ЦГА Московской области)»

ФЕНОМЕН СЕРВИСА: ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

Анализ ответов участников опроса показывает, что:

1. К татуировкам относятся позитивно 77 % аудитории.

2. 72 % респондентов (часть с оговоркой) хотели бы ее иметь.

3. Каждый участник опроса назвал мотив или несколько мотивов, которые ему нравятся.

4. Подавляющее большинство студентов желают поместить изображение так, чтобы его могли видеть окружающие.

5. Равнодушных не выявлено.

Анализ результатов опроса подтвердил наше предположение, что стремление к тотемной символике существует и что современная молодежь стремиться воспроизводить тотемную символику в виде татуировок, либо сублимировать в социально более приемлемом виде.

Таким образом, изучение тотемной символики, используемой в имидже, представляется перспективным для формирования индивидуального имиджа и возможностей более точной оценки окружающих.

Список использованной литературы

1. Бодуэн Дешарне, Люк Нефонтен Символ. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 190 с.

2. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер?: Или о том, как создавать свой имидж. - М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации: Дело, 2001. - 238 с.

3. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология». - М.: Аспект Пресс, 2002. - 221 с.

4. Рошаль В.М. Энциклопедия символов. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 1007 с.

5. Хайнц С. Символы кельтов. - СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2006. - 304 с.

6. Фрейд З. Тотем и табу. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. - 256 с.

7. Юнг Карл Густав, фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. - М.: Медков

С.Б., «Серебряные нити», 2006. - 352 с.

УДК 930

Развитие сферы сервиса в Московской области

в 70-80-е годы ХХ века

(по материалам ЦГА Московской области)

А.В. Баранов

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

Избрание данной темы для исследования применительно к конкретному периоду обусловлено рядом причин.

Во-первых, 70-80-е годы ХХ века с подачи современных доморощенных либералов и перевертышей всех мастей рассматриваются как период «застоя». На самом деле никакого застоя в прямом смысле этого слова не было. В целом по стране наблюдалось снижение темпов развития, к тому же не во всех отраслях.

Если и вести речь о застое, то он имел место в головах многих руководителей низового, среднего и особенно высшего звена управления, которые не хотели, а чаще всего не способны были к изучению и восприятию теории вообще и марксистско-ленинской, в частности, а самое главное, творчески развивать дальше теорию и использовать ее в практической деятельности. При этом застой стал проявляться не вчера и даже не позавчера, а сравнительно давно и дает о себе знать особенно в наши дни.

Во-вторых, анализ положения дел в разных отраслях Московской области в данный период также опровергает эти измышления и лишний раз подтверждает, что никакого застоя в реальной жизни не было.

В-третьих, именно в это время все более отчетливо проявлялась закономерность, заключавшаяся в том,

что там, где уделялось должное внимание человеку, условиям его труда и быта, его духовного развития, где заботились о его здоровье и благополучии, как правило, успешно решались все даже самые сложные задачи.

В-четвертых, среди тех отраслей, которые не испытывали застоя, а напротив развивались достаточно динамично и поступательно, вне всякого сомнения, находились отрасли, связанные со сферой сервиса.

Рассмотрим это на конкретных примерах различных сфер сервиса Московской области, которая была и остается крупнейшей по своему экономическому, научному и людскому потенциалу не только в Центральном Федеральном округе, но и во всей Российской Федерации.

В декабре 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию материально-технической базы и улучшению бытового обслуживания населения». Выполняя данное постановление, партийные, советские и хозяйственные руководители Московской области стали больше уделять внимание службе быта, ибо от работы этой сферы во многом зависели успехи в других отраслях, в том числе в промышленности и сельском хозяйстве. Это время значительного расширения сети

11

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

ФЕНОМЕН СЕРВИСА: ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА

предприятий службы быта, внедрения новых технологий, появления новых форм обслуживания, увеличения ассортимента услуг и возрастания их объема.

Примером того, как изменили свое отношение к состоянию бытового обслуживания населения со стороны советских органов, промышленных предприятий, колхозов и совхозов может служить Подольский район, руководители которого еще недавно критиковались за невнимание к этой проблеме. Так, за 1973 год промышленные и сельскохозяйственные предприятия выделили 1325 кв.м. производственных площадей и вложили 459 тысяч рублей в строительство новых и реконструкцию старых объектов. В результате было простроено и введено в эксплуатацию:

1. Дом быта в поселке Троицкий на 150 кв.м, построенный при долевом участии Троицкой трикотажной фабрики и исполкома Троицкого поселкового совета.

2. Дом быта в селе Красная Пахра площадью 190 кв.м., построенный при долевом участии Краснопах-ровского авторемонтного завода, учхоза «Михаловс-кое» и исполкома райсовета.

3. Дом быта в городе Климовске площадью 670 кв.м., построенный на средства горсовета.

4. Дом быта на территории центральной усадьбы совхоза «Вороново» площадью

637 кв.м., построенный на средства Министерства сельского хозяйства.

5. Ателье проката и обувная мастерская в поселке «Весенний» площадью 250 кв.м., построенные на средства Климовского штамповочного завода, а совхоз «Подольский» выделил 100 кв.м. на территории центральной усадьбы для организации комплексного приемного пункта.

Кроме того, предприятиями района была оказана финансовая помощь в оформлении интерьеров домов быта и ателье. Например, Климовский машиностроительный завод выделил для этого 11,5 тысяч рублей, а предприятия поселка Щербинка - 8 тысяч рублей.1

За годы десятой пятилетки (1976-1980) и первой половины одиннадцатой были построены и введены в эксплуатацию крупные Дома бытовых услуг в Балашихе, Дмитрове, Павловском Посаде, Воскресенске, Дубне, Троицке и других городах2

Все это способствовало значительному росту количества предприятий службы быта в Московской области, о чем свидетельствуют следующие данные. Если в 1975 году всех объектов бытового обслуживания насчитывалось 3310, то в 1985 году их стало уже 3720.

Особо следует остановиться на развитии сети службы быта в сельской местности. Дело в том, что хотя большую часть населения Подмосковья составляли горожане, тем не менее в селах, деревнях и поселках проживало около 2 млн. человек, из которых более

200 тысяч работали на сельскохозяйственных предприятиях в совхозах, колхозах, птицефабриках. Труд же сельских жителей, их быт, условия проживания значительно отличались от горожан. Вот почему проблема улучшения бытового обслуживания селян находилась в центре внимания партийных, советских, профсоюзных и хозяйственных руководителей области, районов и сельских поселений.

Открывать дома быта или мастерские в небольших селах и деревнях нерентабельно, а главное они не в состоянии были полноценно удовлетворить постоянно растущие запросы сельских жителей. В этой связи, внимательно проанализировав свой накопленный опыт

и изучив опыт других областей, решили создавать разветвленную сеть комплексных приемных пунктов по всей области. Они призваны были осуществлять в основном сбор заказов, а выполнять их должны предприятия райцентров и областных специализированных объединений, количество которых в 1985 году возросло до 144

Важную роль в системе руководства бытовым обслуживанием сельских жителей играли сельские и поселковые Советы народных депутатов. Они принимали меры по расширению сети предприятий службы быта, содействовали внедрению новых видов услуг и форм обслуживания, устанавливали с учетом местных условий удобные для населения часы работы предприятий службы быта и контролировали их соблюдение. При их большой активности в области значительно увеличилось количество комплексных приемных пунктов на селе с 329 в 1975 году до 498 в 1985 году.5

Для координации работы сельских комплексных приемных пунктов и домов бытовых услуг, а также взаимоотношений их со специализированными предприятиями во всех районах были созданы диспетчерские службы, одной из основных задач которых являлась комплектование бригад мастеров спецпредприятий для выезда в населенные пункты обслуживаемых зон, на полевые станы, в бригады, на животноводческие комплексы и фермы. Таких бригад в области было около 450. В результате большой и целенаправленной работы руководителей всех звеньев и уровней средний объем реализации бытовых услуг в расчете на один приемный пункт в 1982 году составил

30,6 тысяч рублей, против 6,4 тысяч рублей в 1975 году, или возрос в 4,7 раза6

О том, как конкретно функционировали приемные пункты на селе, можно проследить на примере работы приемщицы Бабченко Л.С. из совхоза «Дружба» Наро-Фоминского района. В зону обслуживания данного приемного пункта входило несколько деревень с населением 1200 человек. Сюда еженедельно согласно установленному графику в определенные часы приезжала бригада в составе мастера по ремонту телерадиоаппаратуры, закройщика, обувщика, фотографа, мастера по ремонту бытовой техники и др. Мелкий ремонт производился непосредственно в самом пункте, а более сложный - осуществлялся в мастерских и ателье райцентра. Сама хозяйка приемного пункта за счет внимательного отношения к своим клиентам, знания их запросов и пожеланий добивалась неплохих результатов в работе. Так, за 1979 год было оказано услуг на сумму 36,5 тысяч рублей. Другими словами, в среднем каждый житель обслуживаемый ее пунктом получил бытовых услуг на сумму свыше 30 рублей.

В десятой пятилетке расширилась сеть и городских комплексных приемных пунктов, которые открывались непосредственно на предприятиях. Практика показала, что с их открытием создавались наибольшие удобства для тружеников промышленности в получении бытовых услуг, ибо отпала необходимость рабочим и особенно работницам изыскивать свободное время для поездки в другую часть города для того, чтобы сдать белье в стирку, обувь в ремонт, одежду в химчистку и т.д. Все это можно было сделать на своем предприятии по пути на работу, а возвращаясь с работы получить выполненный заказ. В области в это время действовало 170 городских комплексных приемных пунктов на 118 промышленных предприятиях. Объем услуг, ока-

12

ФЕНОМЕН СЕРВИСА: ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

занных через эти пункты, только в 1982 году составил свыше двух млн. рублей8

Расширение сети предприятий службы быта поставило перед партийными организациями, советскими органами области проблему кадров, их подбора, обучения, расстановки, повышения квалификации. Для подготовки рабочих специальностей широко использовались профессионально-технические училища, учебно-производственные комбинаты, а также индивидуальные формы обучения. Приемщицы комплексных приемных пунктов, например, обучались на постоянно действующих курсах, где получали не только специальные знания, но и осваивали смежные профессии - закройщицы, швеи-мотористки, парикмахера и т.д. Подготовка специалистов со средним специальным образованием и высшим образованием осуществлялась в техникумах и Московском технологическом институте Министерства бытового обслуживания РСФСР, который был и остается главным вузом этого профиля и расположен на территории Московской области.

В 70-е годы в сфере бытового обслуживания Московской области было занято около 40 тысяч рабочих и инженерно-технических работников, из которых 444 имели высшее образование, 1933 - среднеспециальное, 566 обучались в вузах и техникумах9

Среди работников этой сравнительно молодой отрасли было много прекрасных мастеров, замечательных изобретателей и рационализаторов, чутких и заботливых наставников молодежи, настоящих патриотов своих предприятий, пользовавшихся большим уважением не только в родных коллективах, но и в городе, районе и области. К таким смело можно отнести Кузнецову Л.Е. - закройщицу Егорьевской швейной фабрики, выполнившую план десятой пятилетки к 7 октября 1978 года, Киселева Н.П. - обувщика Клинской фабрики, выполнившего план десятой пятилетки за 3 года и 4 месяца, Ромашкина С.А. - часовщика Подольского завода, выполнившего пятилетнее задание к

10 июля 1979 года!0

В начале 80-х годов десять новаторов службы быта Подмосковья были удостоены звания «Лучший рационализатор Минбыта РСФСР». Авторское свидетельство изобретателя вручено Спицину В.Н., начальнику Мытищинского городского производственного управления. За многолетнюю работу в области рационализации и изобретательства Указом Президиума Верховного Совета РСФСР слесарю производственного объединения «Мособлобувьбыт» Полуэктову В.Н. в 1984 году было присвоено звание «Заслуженный рационализатор РСФСР». Всего же рационализаторами Подмосковья в это время было внедрено свыше двух тысяч организационно-технических мероприятий, с экономическим эффектом 550 тысяч рублей, что позволило сберечь 450 тысяч квт/часов электроэнергии, 210 тонн условного топлива, на 100 тысяч рублей сырья и материалов!1

За высокие достижения в труде и многолетнюю безупречную работу на одном предприятии в 1975 году по Московской области было награждено «Орденом Трудовой Славы» III степени 28 человек.12

Среди награжденных Галкина Е.Г., закройщица сельского дома быта «Весна» Орехо-Зуевского района. Ее среднемесячная выработка составляла 170 процентов при хорошем качестве оказываемых услуг. Она подготовила 5 закройщиц для обслуживания сельских жителей”

Этой же награды удостоен Максимов В.Е., портной

ателье № 4 г. Бронницы Раменского района. Василий Ефимович - участник Великой Отечественной войны награжден многими боевыми наградами, в том числе «Орденом Славы» III степени, «Орденом Отечественной войны», медалями «За отвагу», «За взятие Берлина» и другими. Он ежемесячно выполнял норму на 160-170 процентов. Третий год девятой пятилетки выполнил досрочно, в октябре 1973 года, и выпустил сверх плана продукции на 2,8 тысяч рублей. Являлся наставником молодежи, обучил своей профессии 8 че-ловек.14

Двадцать семь лет проработала в одном коллективе ателье №9 Калининградской швейной фабрики закройщица Шабадей В.Е. Здесь в полной мере раскрылись ее лучшие качества - необыкновенное трудолюбие, высокая ответственность за порученное дело, душевная теплота и щедрость на добро. Здесь же ей присвоили звание «Мастер высшего класса», приняли в партию, выдвинули кандидатом в депутаты, и в 1984 году она была избрана депутатом Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва по Щелковскому избирательному округу № 41 !5

Вот какие замечательные люди трудились в этой очень важной и нужной для всех нас отрасли, призванной увеличивать свободное время трудящихся, брать на свои плечи большую часть груза их повседневных бытовых забот и тем самым создавать необходимые условия для всестороннего гармоничного развития личности. С такими кадрами сфера быта просто не могла не развиваться достаточно стабильно, динамично и поступательно.

Об этом свидетельствуют факты. Наиболее важным показателем деятельности предприятий бытового обслуживания был и остается объем реализации услуг. Так, если объем реализации бытовых услуг за девятую пятилетку (1971-1975) составил 350,2 млн. рублей, в том числе на селе - 100,7 млн. рублей, то за одиннадцатую пятилетку (1981-1985) он составил уже 777,9 млн. рублей, в том числе на селе - 193, 6 млн. рублей.16

Наряду со службой быта в рассматриваемый период успешно развивались и другие виды сервиса, такие как торговый, культурно-просветительский, экскурсионно-туристский и др. Остановимся несколько подробнее на торговом, ибо сфера торговли всегда оказывала огромное воздействие позитивное или негативное на людей в зависимости от того, как она была налажена, как функционировала, как удовлетворяла запросы покупателей.

Значительно больше внимания развитию торговли и общественного питания партийные, советские и хозяйственные руководители стали уделять после выхода в свет постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1982 года «О мерах по дальнейшему развитию торговли и улучшению торгового обслуживания населения в одиннадцатой пятилетке».

Известно, что успешное развитие торговли, организация и совершенствование ее процессов зависят от степени развития материально-технической базы отрасли. Только за два года одиннадцатой пятилетки на эти цели было израсходовано около 50 млн. рублей капитальных вложений, введено в эксплуатацию 167 магазинов торговой площадью

62,7 тысяч кв.м., 95 предприятий общественного питания на 14,9 тысяч посадочных мест,

30 общетоварных складов площадью 31,9 тысяч кв.м., 23 картофелеовощехранилища емкостью 41 ты-

13

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

ФЕНОМЕН СЕРВИСА: ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА

сяча тонн.

Наряду с увеличением капитальных вложений в строительство новых торговых объектов важное значение приобрело осуществление разрабатываемых на одиннадцатую пятилетку мероприятий по комплексной рационализации и лучшему использованию имеющихся торговых площадей.

Положительный опыт в этом вопросе накоплен организациями потребительской кооперации области. В это время в Мособлпотребсоюзе за счет рационального использования площадей было дополнительно получено более 35 тысяч кв. метров торговой площади. Особенно эффективно эта работа проводилась в Клин-ском, Рузском, Солнечногорском, Щаховском районах. Так, например, в Клинском райпотребсоюзе полностью реконструировали 110 магазинов и столовых, дополнительно было получено 1570 квадратных метров торговой площади и 342 посадочных мест в предприятиях общественного питания. Удельный вес магазинов самообслуживания увеличился с 45 до 93 процентов, производительность труда работников возросла на 19 процентов.17

Чтобы удовлетворить запросы трудящихся без ущерба для их производственной деятельности, на предприятиях, в учреждениях и организациях было открыто 650 столов заказов, 300 магазинов и отделов кулинарии и полуфабрикатов. На животноводческих фермах действовало свыше 200 ларьков без продавца с ассортиментом товаров первой необходимости, широко практиковалась выездная торговля.

Выполняя разработанную на одиннадцатую пятилетку комплексную целевую программу увеличения товарных ресурсов, кооператоры области только за первые два года закупили у населения 18,4 тысячи тонн мяса, около 4 тысяч тонн молока, более

21 миллиона штук яиц, 64 тысячи тонн картофеля, 2,5 тысячи тонн овощей. Кооперативной промышленностью выработано и поставлено в торговую сеть 11 тысяч тонн колбасных изделий, 34 тысячи тонн хлебобулочных изделий, 2,4 миллиона декалитров безалкогольных напитков18 Кооператоры только Волоколамского района ежегодно закупали у населения свыше 700 тонн молока, 150 тысяч штук яиц, 160 тонн мяса, более 600 тонн картофеля и другой продукции19

В крупную, хорошо оснащенную отрасль превратилась система общественного питания. В Подмосковье насчитывалось 5,5 тысячи предприятий этой системы на

357 тысяч посадочных мест. Свыше 3 миллионов человек ежедневно пользовались услугами столовых, кафе, закусочных, ресторанов.

В эти годы успешно внедрялись прогрессивные формы обслуживания, включая комплексные обеды, предварительное накрытие столов, установку механизированных линий комплектации и раздачи обедов, позволившие повысить культуру, ускорить обслуживание трудящихся. Благодаря этому на многих предприятиях удалось сократить общую продолжительность заводского обеденного перерыва с трех-четырех часов до двух.

Заметно улучшилось оформление рабочих столовых. Во многих из них красиво, с художественным вкусом оформлены залы, создан комфорт и уют для посетителей. Достаточно назвать хотя бы столовые при Мытищинском комбинате «Стройпластмасс», Балаши-хинском литейно-механическом заводе, Ореховском

хлопчатобумажном комбинате и др.

Высокими темпами в рассматриваемый период развивался экскурсионно-туристский сервис. Особенно это наблюдается после создания в 1972 году областного совета по туризму и экскурсиям. В тот период в его состав входило: 23 городских совета,

27 экскурсионных бюро, 4 собственных и 6 арендованных турбаз, автобаза «Турист» с

38 автобусами, 11 пунктов проката и 11 клубов туристов. В составе совета работало более 300 экскурсоводов, которые прошли специальную подготовку на курсах. Свыше

200 из них имели высшее образование. Улучшению содержания путешествий и экскурсий в немалой степени способствовала совместная работа экскурсионно-туристических организаций с органами культуры местных советов и культурно-просветительными учреждениями профсоюзов.

Так, к услугам туристов в Орехово-Зуеве имелась гостиница на 200 мест со всеми удобствами, три кинотеатра, шесть Дворцов культуры, историко-краеведческий музей. Здесь работали замечательные экскурсоводы, такие как: Заславская Н.Р, Антоненко А.В., Егоров А.Ф. и другие. Хорошо поставленная работа совета привлекла сюда многих туристов не только области, но и других регионов и зарубежных стран. Если в 1971 году Орехово-Зуевский совет обслужил 22 тысячи туристов, то в 1974 году - уже 65 тысяч. Иностранных туристов за это время увеличилось почти в 4 раза. Возрос соответственно и объем услуг с 330 тысяч рублей до 530 тысяч рублей21

В целом же по области за этот период значительно возросло количество обслуженных туристов, а экскурсантов - с 506 тысяч до 1 млн. 318 тысяч. В результате объем экскурсионно-туристических услуг возрос с 3 млн. 26 тысяч рублей до 15 млн. 600 тысяч22

Еще более высокими темпами этот вид сервиса развивался в десятой пятилетке (1976-1980 гг), когда объем услуг составил свыше 158 млн. рублей23

Важным разделом туристско-экскурсионной работы являлся самодеятельный туризм. Воздействие его на человека самое разностороннее - это физическая и духовная закалка, воспитание воли, патриотизма, расширение знаний истории своей страны и малой родины, повышение общей культуры. К 1981 году в системе Московского областного совета было создано 17 туристских клубов, 1600 туристских секций, в которых постоянно занимались самодеятельным туризмом более 200 тысяч человек24

Таким образом, анализ состояния и развития сферы сервиса Московской области в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70-80 годы ХХ века еще раз подтверждает, что никакого застоя в реальности не было. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в этой сфере имелось еще немало проблем. В частности, далеко еще не везде эффективно использовались производственные мощности бытовых предприятий. Много еще нареканий поступало на качество и сроки выполнения заказов по ремонту и пошиву одежды, обуви, трикотажных изделий, химической чистки и изготовления мебели.

Несмотря на высокие темпы технического перевооружения предприятий службы быта, доля ручного труда оставалась еще довольно высокой, а потому необходимо было быстрее оснащать предприятия современным технологическим оборудованием, в том числе средствами малой механизации. Режим работы

14

ФЕНОМЕН СЕРВИСА: ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

некоторых мастерских, ателье, комплексных приемных пунктов не всегда удовлетворял потребителей услуг. Мало еще уделялось внимания бытовому обслуживанию населения малых деревень.

Имелись недостатки и в других видах сервиса, но все они были решаемы. А если бы высшие руководители страны, а вместе с ними руководители на местах отказались от догм, которые отвергались самой жизнью, и смелее использовали опыт 20-х годов нашей страны,

опыт КНР, то не только сфера сервиса развивалась стабильно и динамично, но и другие отрасли, в том числе промышленность и сельское хозяйство. Тогда СССР к началу ХХ! века занял бы ведущее место в мире по всем основным показателям.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Центральный государственный архив Московской области (далее ЦГАМО). 13 Там же. - Л. 5.

Ф. 7994. Оп. 1. Д. 454. Л. 21. 1 4 Там же. - Л. 12.

2 См. «Ленинское знамя». - 1 дек 1983 года. 15 См. «Ленинское знамя». - 18 февраля 1984 года.

3 ЦГАМО. Ф. 7994. Оп. 1. Д. 722. Л. 5. 1 6 ЦГАМО. Ф. 7994. Оп. 1. Д. 721. Л. 5. Д. 722. Л. 4.

4 Там же. - Л. 6. 1 7 Конотоп В.И. Указ. соч. - С. 378.

5 Там же. - Д. 721. Л. 5. 1 8 Там же. - С. 380.

6 Конотоп В.И. Дела и люди Подмосковья. - М.: Изд-во «Московский рабочий», 19 ЦГАМО. Ф. 6214. Оп. 1. Д. 2798. Л. 10.

1984. - С. 387-388. 20 ЦГАМО. Ф. 1848. Оп. 1. Д. 17. Л. 1.

7 ЦГАМО. Ф. 7994. Оп. 1. Д. 718. Л. 47, 48. 21 Там же. - Д. 13. Л. 30, 31.

8 Конотоп В.И. Указ. соч. - С. 386. 22 Там же. - Л. 19.

9 ЦГАМО. Ф. 7994. Оп. 1. Д. 454. Л. 41. 23 Там же. - Д. 86. Л. 1.

10Тамже. - Д. 718. Л. 33, 34. 24 Там же. - Д. 88. Л. 2.

11 Там же. - Д. 1022. Л. 4, 5.

12Тамже. - Д. 471. Л. 3.

УДК 3 (091)

Социокультурный сервис на современном этапе

И.Б. Орлов

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

Как форма предоставления услуг населению социокультурный сервис имеет довольно длительную историю. Не секрет и то, что многие виды социокультурных услуг впервые появились за рубежом. Именно Западная Европа и США стали родоначальниками коммерческого досуга и индустрии развлечений, а также разнообразных услуг в сфере культуры, спорта и туризма. Конечно, на Западе не существует прямого аналога термину «социокультурный сервис». Наиболее употребляемы как в Европе, так и в США такие понятия, как: «культурные или социальные услуги», «индустрия развлечений или отдыха», «отдых или рекреация вне дома», «досуг» и «культурная индустрия». То, что понимается в современной России под социокультурным сервисом, имеет в западных странах другие, более обширные по своему содержанию названия. Например, Джон Уокер в своей книге «Введение в гостеприимство» (М., 1999) дает явно расширенное толкование английскому слову «рекреация», определяемому в словарях как «возрождение к новой жизни, восстановление», считая последнее синонимом позитивного мироощущения. Однако такие базовые понятия, как «культурные услуги», «культурный сервис» и «индустрия развлечений» в отечественной и зарубежной традиции совпадают. Как правило, отсутствует только приставка «социальный». Ведь большое количество терминов, связанных с социокультурным сервисом, появились в США, где главной целью культурной политики является обеспечение каждого индивида возможностью участвовать в приня-

тии решений. Тогда как для патерналистских установок большинства россиян более привычным выступает не соучастие в формировании «индустрии развлечений», а направленное сверху сервисное обслуживание.

На Западе к сфере культурных услуг, как правило, относят все, что связано с досугом и отдыхом, а также рекреационные объекты и обеспечивающую функционирование этих услуг индустрию: игры и общение, музыку и танцы, кино, театр, цирк и шоу-бизнес, средства массовой информации и дополнительное образование, охоту и спорт. При этом ведущим фактором определения совокупности услуг, близких понятию «социокультурный сервис», выступает специфика осуществления культурной политики в той или иной стране. Причиной столь пристального внимания к проблеме является интерес к развитию национальных культур и сохранению их самобытности. По образному выражению Х. Беркин-га: «Там, где было общество, стала культура».

Для большинства зарубежных стран характерна децентрализация сферы культуры и социокультурного сервиса, осуществляемого на трех уровнях (государственном, региональном и муниципальном) и в трех основных формах - государственной, общественнодобровольной и коммерческой. Однако соотношение структур и форм осуществления культурной политики различается, порою - весьма существенно. Так, в начале 1970-х гг. в Финляндии и Швеции была запущена «новая культурная политика», направленная на стимулирование региональных инициатив и расширение

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.