Научная статья на тему 'Развитие сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации'

Развитие сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25816
1869
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / МАССОВЫЙ СПОРТ / ЭКОНОМИКА СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Енченко И.В.

В статье автором рассматриваются ключевые вопросы развития сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации. Анализируются такие показатели, как кадровое обеспечение отрасли, численность занимающихся физической культурой и спортом, количество спортивных сооружений, финансирование физической культуры и спорта в России. Автором статьи приводится анализ статистики сферы физической культуры и спорта за пять лет с 2014 по 2018 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5 (71). № 4. С. 36-48.

УДК 796.034.2

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Енченко И. В.

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Российская Федерация E-mail: ir.gerasina2010@yandex.ru

В статье автором рассматриваются ключевые вопросы развития сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации. Анализируются такие показатели, как кадровое обеспечение отрасли, численность занимающихся физической культурой и спортом, количество спортивных сооружений, финансирование физической культуры и спорта в России. Автором статьи приводится анализ статистики сферы физической культуры и спорта за пять лет с 2014 по 2018 год.

Ключевые слова.: физическая культура, спорт, спортивные сооружения, массовый спорт, экономика спорта.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие физической культуры и спорта на сегодняшний день, несомненно, является одной из ключевых стратегических задач нашей страны. Вопросы развития как массового спорта, так и спорта высших достижений обсуждаются на самом высоком уровне.

27 марта 2019 года было проведено заседание Совета по развитию физической культуре и спорту. В. В. Путин отметил, что «за последние 10 лет число тех, кто выбрал спорт как образ жизни, как досуг, возросло с 17 % до почти 40 %, превысило 54 миллиона человек. При этом поставлена цель к 2024 году вовлечь в регулярные занятия спортом более половины населения России (55 %)» [8]. На заседании было предложено приступить к разработке новой Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Министр спорта П. Колобков отметил, что 83 % школьников и студентов на сегодняшний день регулярно занимаются физической культурой и спортом не только в школе, но и в секциях.

С 1 января 2019 года в Российской Федерации в рамках национального проекта «Демография» реализуется проект «Спорт - норма жизни». Его целью является развитие массового спорта и подготовка спортивного резерва. Планируется к 2024 году вовлечь в сферу физической культуры и спорта до 80 миллионов человек.

Физическая культура и спорт по праву занимают значительное место в жизни населения нашей страны. Благодаря реализации в последние годы целого ряда программ, направленных на развитие данной отрасли, число занимающихся несомненно возрастает, однако существуют проблемы, связанные с привлечением к занятиям спортом взрослого населения. Зачастую активные занятия физической культурой и спортом приходятся на школьный и студенческий возраст. Недостаточная вовлеченность в данную сферу взрослого населения объясняется целым рядом факторов, в том числе недоступностью спортивных сооружений, отсутствием качественных программ спортивной подготовки в отдельных регионах

страны, недостаточностью высококвалифицированных кадров и многим другим. Кроме того, отмечается факт высокой стоимости занятий и недостаточной мотивированности населения на занятия спортом [9].

Взрослое население, как правило, предпочитает заниматься в фитнес-клубах. Однако в настоящее время государственные структуры пока не осознали в полной мере важность фитнес-индустрии для повышения качества жизни населения регионов. Иногда действительно трудно провести грань между массовым спортом и фитнесом [4].

Существующие в настоящее время стратегии социального развития страны основываются, в первую очередь, на решение проблем здравоохранения, образования и демографии. Развитие услуг физической культуры и спорта служит важнейшим инструментом реализации данных стратегий, так как они способствуют формированию здорового гармонично развитого общества, повышению качества рабочей силы, а также увеличению продолжительности жизни и снижению смертности населения страны [10].

Таким образом, ключевой целью нашего исследования является проведение анализа и систематизации существующих в настоящее время показателей развития физической культуры и спорта и формирование выводов и общих рекомендаций по результатам исследования.

Для достижения данной цели автором решается ряд задач:

- исследовать уровень и качество кадрового обеспечения отрасли физической культуры и спорта;

- проанализировать состав и численность занимающихся физической культурой и спортом;

- выявить уровень обеспеченности спортивными сооружениями;

- провести анализ финансового обеспечения отрасли;

- сформировать выводы и рекомендации по теме исследования.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Рассмотрим ключевые показатели развития физической культуры и спорта в Российской Федерации за период с 2014 по 2018 годы. Первым важнейшим показателем является численность штатных работников отрасли (рисунок 1).

■ 2014

■ 2015 2016

2017

2018

Рисунок 1. Численность штатных работников сферы физической культуры и спорта [1, 2, 5-7]

Мы видим, что количество штатных работников сферы физической культуры и спорта с каждым годом увеличивается. В 2014 году данный показатель был равен 349 893 человека, а в 2018 году возрос на 33 952 человека и составил 383 845 человек.

Не менее важным показателем при анализе кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта является возраст работников. На рисунке 2 представлены данные по возрасту штатных работников сферы физической культуры и спорта.

28035 29232 30654 34101

л А^о 4

229517 92341 236850 95659 240284 97706 243162 99201 249334 100410

2014 2015 2016 2017 2018

■ до 30 лет ■ 31-60 лет ■ старше 60 лет

Рисунок 2. Возраст работников сферы физической культуры и спорта [1, 2, 5-7]

Анализируя данные, представленные на рисунке 2, можно сказать, что численность штатных работников до 30 лет в период с 2014 по 2018 год постоянно росла и увеличилась на 8 069 человек. В возрастной категории от 31 до 60 лет также наблюдается рост числа работников, за пять лет данный показатель увеличился на

19 817 человек. Это самая многочисленная категория работников. В возрастной категории старее 60 лет численность работников увеличилась на 6 066 человек.

Несомненно, привлечение в отрасль молодых специалистов благоприятно сказывается на развитии физической культуры и спорта в целом. Зачастую молодые специалисты, приходящие в данную отрасль, являются выпускниками профильных вузов, а значит вносят существенный вклад в рост качественной составляющей кадрового обеспечения. Кроме того, молодые специалисты могут привнести в отрасль новые инновационные направления и методы тренировок, что также благотворно сказывается на отрасли в целом.

Несомненно, важна и преемственность в данной сфере. Так, тренеры старшего поколения могут передать свои знания молодому поколению. Очевидно, что симбиоз так называемой «старой школы» и инновационные современные тенденции может благоприятно сказаться на отрасли в целом.

Рассмотрим такой важный показатель развития отрасли, как численность занимающихся физической культурой и спортом. На рисунке 3 представлены данные по общему количеству занимающихся физической культурой и спортом с 2014 по 2018 год.

60000000

50000000

40000000

30000000

20000000

10000000

2014

2015

2016

2017

2018

0

Рисунок 3. Численность занимающихся физической культурой и спортом с 2014 по 2018 год [1, 2, 5-7]

Общее количество людей, занимающихся физической культурой и спортом, с каждым годом увеличивается. С 2014 года численность занимающихся физической культурой и спортом возросла с 39 071 433 до 54 291 524 человек, то есть на 15 220 091 человек.

Во всех федеральных округах России наблюдается рост численности населения, занимающегося физической культурой и спортом. Лидерами по данному показателю являются Южный федеральный округ (38,1 %) и Северо-Кавказский федеральный округ (37,7 %), худший показатель демонстрирует Дальневосточный федеральный округ (33,3 %) [3].

Во многом рост численности занимающихся физической культурой и спортом связан с проведением в нашей стране крупных спортивных событий мирового

масштаба, таких как Олимпийские игры, Чемпионат мира по футболу, Универсиады в Казани и Красноярске. Благодаря успешным выступлениям российских спортсменов население нашей страны стало активнее интересоваться физической культурой и спортом не только в качестве спортивно-зрелищного мероприятия, но и в качестве проведения собственного свободного времени, улучшения качества жизни и здоровья.

На рисунке 4 представлено распределение занимающихся физической культурой и спортом по возрасту.

80 и старше ■ 60-79 лет 30-59 лет 19-29 лет 15-18 лет от 3 до 14 лет

Рисунок 4. Распределение занимающихся физической культурой и спортом по возрасту [1, 2, 5-7]

Численность занимающихся в возрастной категории от 3 до 14 лет с 2014 года возросло на 2 795 943 человека. В возрастной категории от 15 до 18 лет в 2014 году показатель был равен 6 327 512 человек, в 2015 году он уменьшился до 4 481 552 человек, далее наблюдался стабильный рост показателя, и к 2018 году он составил 5 840 940 человек. В возрастной категории от 19 до 29 лет наблюдается постоянный рост показателей, с 2014 года численность занимающихся возросла на 4 285 789 человек. В возрастной категории от 30 до 59 лет также наблюдается стабильный рост - на 6 764 830 человек с 2014 года. Рост наблюдается и среди занимающихся от 60 до

80 лет, с 2014 года численность в данной категории возросла на 1 833 837 человек. Численность занимающихся в возрасте от 80 лет и старше также возросла и составила в 2018 году 57 550 человек, что на 26 264 человек больше чем в 2014 году.

В целом, мы видим стабильные показатели по всем возрастным категориям, что может свидетельствовать о том, что политика государства в области физической культуры и спорта идет в правильном направлении. По сравнению с 2014 годом мы видим значительный рост занимающихся в категории взрослых и пожилых людей. Постепенно тенденция снижения числа занимающихся среди взрослого населения, которая существовала в прошлые годы, сменяется стабильными показателями во всех категориях. Таким образом, удается охватывать все возрастные категории населения. Достигается это зачастую благодаря большому числу вариантов спортивной активности как на платной, так и на бесплатной основе, что делает спорт доступным.

Говоря о развитии физической культуры и спорта, нельзя не сказать о количестве спортивных сооружений. На рисунке 5 представлены данные по общему количеству спортивных сооружений в Российской Федерации с 2014 по 2018 год.

по 2018 год [1, 2, 5-7]

Количество спортивных сооружений с 2014 года постоянно росло. Общее количество спортивных сооружений с 2014 по 2018 год увеличилось на 35 253 и составило 311 905 сооружений. Благодаря росту числа спортивных сооружений удается решать целый ряд важных задач в области развития физической культуры и спорта - реализация спортивно-зрелищных мероприятий, проведение спортивных соревнований различного уровня, осуществление тренировочной деятельности спортивных команд как в спорте высших достижений, так и в массовом спорте, проведение занятий по различным видам физической активности для различных категорий населения.

На рисунке 6 представлены данные по типам спортивных сооружений в Российской Федерации с 2014 по 2018 год.

■ бассейны

■ манежи

■ спортивные залы

■ плоскостные сооружения

■ стадионы с трибунами свыше 1500 мест

Рисунок 6. Распределение спортивных сооружений Российской Федерации по типам [1, 2, 5-7]

Анализируя данные, представленные на рисунке 6, можно сказать, что с 2014 года сократилось количество стадионов на 1500 мест и более с 1959 в 2014 году до 1764 в 2018 году, то есть на 195 объектов. В то же время на 2 228 объектов увеличилось количество плоскостных сооружений, на 1498 - объектов количество спортивных залов, на 96 - количество манежей и на 899 объектов - количество бассейнов. Таким образом, в целом наблюдается положительная динамика по количеству спортивных объектов в Российской Федерации.

Кроме того, с 2014 года на 195 объектов возросло число сооружений с искусственным льдом (537 в 2014 году, 732 в 2018 году), на 5 - количество велотреков (46 в 2014 году, 51 в 2018 году), на 18 объектов - число гребных баз (116 в 2014 году, 134 в 2018 году).

В то же время наблюдается сокращение числа лыжных баз, в 2014 году их количество было равно 2950, в 2018 году сократилось на 126 объектов и составило 2824 объекта. Кроме того, наблюдается уменьшение количества сооружений для стрелковых видов спорта - в 2014 году данный показатель был равен 7213 объектов, в 2018 году уменьшился до 6500, то есть на 713 объектов.

Из общего числа спортивных сооружений 77 723 объекта обеспечивают спортивную подготовку и принимают соревнования.

3507 спортивных сооружений по данным 2018 года находятся в аварийном состоянии.

114 854 спортивных сооружений находятся в сельской местности.

Отметим тот факт, что на сегодняшний день спортивные сооружения различного типа строятся не только в крупных городах, но и в небольших поселениях и деревнях. Таким образом, возможность заниматься физической культурой и спортом предоставляется всем желающим независимо от места проживания.

В 2018 году уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, составил 54,2 %.

Важным показателем развития массовой физической культуры является количество объектов городской спортивной рекреационной инфраструктуры. На рисунке 7 представлено количество объектов городской спортивной рекреационной инфраструктуры за 2017 и 2018 год.

10000

5000

7940 ■ 6723 4665 9072 9072 8727 5609

414 404 575 494 1

2017

универсальная игровая площадка спот(плаза начального уровня)

2018

I дистанция (велодорожка) | площадь с тренажерами

Рисунок 8. Количество объектов городской спортивной рекреационной инфраструктуры за 2017 и 2018 год [2, 5]

Общее количество объектов городской спортивной рекреационной инфраструктуры в 2017 году было равно 20 146, в 2018 году увеличилось до 24460 объектов. В целом, мы наблюдаем положительную динамику по всем типам городской спортивной рекреационной инфраструктуры.

Появление городской спортивной рекреационной инфраструктуры, по нашему мнению, благотворно сказывается на развитии физической культуры и спорта. Подобная инфраструктура дает возможность заниматься спортом в шаговой доступности, во дворах и парках, кроме того, заниматься может любой желающий независимо от возраста и уровня подготовленности. Занятия в данном случае абсолютно бесплатны, что, конечно, является существенным фактором для многих категорий населения. В последние годы существует тенденция не только заниматься самостоятельно, но и проводить групповые занятия на объектах городской спортивной рекреационной инфраструктуры. На данный момент в сети Интернет можно найти массу предложений совместных занятий на подобных площадках различными видами спорта от общей физической подготовки и бега до занятий по таким модным направлениям, как кросс-фит, йога, пилатес и т. д. На игровых площадках проводятся соревнования районного и городского уровня по футболу,

0

хоккею, волейболу, баскетболу, стритболу и т. д. Часто на объектах городской спортивной рекреационной инфраструктуры можно встретить людей старшего возраста, которые не могут оплачивать дорогостоящие абонементы в фитнес-клубы, но хотят поддерживать свое здоровье.

Рассмотрим финансирование физической культуры и спорта в Российской Федерации с 2014 по 2018 год (рисунок 9).

2018

2669589 4,3 156494830,7

54185814,3

11029134,8 13400780,7 41 494127,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

382 08896

2017

2016

2015

2014

22390823

54586121,3

9283787 12918682,6

39467517,30

24785171,6

29820036,4 10999967,3 13387662,3

26565302,30

151693931,9

37021226,1

55233949,

166251993,

9876036,40 15785580,1 282197

40,20 26249944,7

121384584,6

79428428

14806612,40 12486889,9

3501

5005,70

содержание спортсооружении

■ заработная плата работников ФКиС

■ инвестиции на реконструкцию и строительство спортсооружений

■ капитальный ремонт спортсооружений

■ приобретение спортивного оборудования и инвентаря

■ проведение спортивных мероприятий

Рисунок 9. Финансирование физической культуры и спорта в Российской Федерации [1, 2, 5-7]

Общий объем финансирования физической культуры и спорта в 2018 году был равен 348 788 624,9 рублей, для сравнения в 2017 году данный показатель был равен 423 510 227 рублей, в 2016 году - 294 135 377 рублей, в 2015 году - 349 988 804,3

,6

рублей, в 2014 году - 333 016 678,6 рублей. Таким образом, мы видим, что максимальный объем финансирования отрасли приходится на 2017 год.

Анализируя рисунок 9, можно сказать, что с 2014 по 2018 год стабильно росли расходы на проведение спортивных мероприятий - 35 015 005, 7 в 2014 году и 41 494 127 в 2018 году. На приобретение спортивного оборудования максимальное количество средств было выделено в 2015 году - 15785580,1 рублей. На капитальный ремонт спортивных сооружений максимальное финансирование было предоставлено в 2014 году - 14806612,4 рублей. Также в 2014 году наблюдается и максимальный объем инвестиций на реконструкцию и строительство спортивных сооружений. В 2017 году мы можем наблюдать максимальные объемы финансирования на заработную плату работников физической культуры и спорта - 223 908 231,6 рублей. Также в 2017 году наблюдается наиболее высокий объем финансирования, выделенного на содержание спортивных сооружений - 38 208 896 рублей.

На рисунке 10 представлены данные по источникам финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации с 2014 по 2018 год.

¡3921634 4835688 Ю170СП1 л 01 87')^ 3336493

12 ,3 12 ,9 13 ,7 ,7

13 ,9

25 1918726 ,2

8590870 6574951

15 ,3

16 >2516816 6578157, ,9 1 - 2207918 19 ,1

14 ^1/8501 ,1 15 ,8

6562244,

4 46 9 1 81 8

3801007, 9383582 1 8862749,

2014 2015 2016 2017 2018

■ из федерального бюджета ■ из бюджета субъектов РФ ■ из бюджетов муниципальных образований

Рисунок 10. Источники финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации [1, 2, 5-7]

Мы видим, что максимальный объем финансирования из федерального бюджета приходится на 2015 год - 66 562 244,9 рублей, минимальный на 2016 год - 13801007,8 рублей.

Максимальное финансирование физической культуры из бюджетов субъектов Российской Федерации наблюдается в 2018 году - 196574951,1 рублей, минимальное в 2016 году - 149178501,1 рублей.

Максимальные объемы финансирования из бюджетов муниципальных образований наблюдаются в 2017 году - 251918726,2 рублей, минимальные в 2014 году - 123921634,3 рублей.

Несомненно, изменения объемов финансирования физической культуры и спорта тесно связаны с проведением спортивных соревнований различного уровня, необходимость финансирования подготовки спортивных сборных команд страны, а также с поэтапным выполнением программ и стратегий развития физической культуры и спорта (строительство спортивных объектов, развитие спортивной инфраструктуры и т. д.).

Еще одним интересным направлением развития физической культуры и спорта в Российской Федерации является проект концепции государственной информационной системы «Физическая культура и спорт». На сегодняшний день Министерством спорта России совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России подготовлен проект концепции государственной информационной системы «Физическая культура и спорт», разработанной с учетом уже имеющихся ресурсов, которые объединяются в Цифровой платформе. Данная платформа призвана собрать всю информацию спортивной сферы, начиная от автоматизации управления отраслью и расписания спортивных мероприятий по всей России и заканчивая индивидуальными программами для людей.

ВЫВОДЫ

Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время физическая культура и спорт в Российской Федерации развивается довольно активно.

Численность населения, вовлеченного в занятия физической культурой и спортом, с каждым годом растет. На сегодняшний день физической культурой и спортом занимается около 40 % населения. Особо следует отметить вовлеченность в данную сферу всех возрастных категорий населения: от детей с 3 лет до взрослого населения старше 80 лет.

В Российской Федерации появляются новые спортивные объекты, с каждым годом их количество увеличивается, развивается и направление городской рекреационной спортивной инфраструктуры.

Численность штатных работников сферы физической культуры и спорта также с каждым годом растет. Отметим большое число молодых специалистов в возрасте до 30 лет как на тренерской, так и на административной работе.

На сегодняшний день наблюдается стабильное финансирование сферы физической культуры и спорта как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Несомненно, при сохранении и наращивании темпов развития сферы физической культуры и спорта наша страна сможет достичь плановых показателей, обозначенных В. В. Путиным на заседании Совета по развитию физической культуре и спорту в 55 %.

На основе проведенного исследования можно сформулировать ряд рекомендаций. Необходимо продолжать работу по привлечению в сферу физической культуры и спорта молодых специалистов, имеющих профильное спортивное образование. Важно отметить тот факт, что под специалистами следует понимать не

только тренерский состав, но и специалистов, обеспечивающих работу спортивных организаций. К таким специалистам относятся спортивные менеджеры, маркетологи, специалисты по связям с общественностью, спортивные агенты. В настоящее время зачастую эти должности занимают люди, не имеющие профильного спортивного образования. Важно привлекать молодежь к таким проектам, как, например, «Лидеры России». Несомненно, в рамках подобных проектов могут появиться инновационные идеи и проекты в области спорта.

В то же время следует внимательно отнестись к уже имеющимся в отрасли работникам. Физическая культура и спорт относится к быстроменяющейся сфере. В связи с этим важно проводить мониторинг повышения квалификации и переподготовок специалистов отрасли.

Важным представляется дальнейшее вовлечение в сферу физической культуры и спорта всех категорий населения. Следует призывать предприятия и организации к реализации программ корпоративной социальной ответственности в области спорта для своих работников. Необходимо разрабатывать программы, направленные на привлечение работников к спорту, предоставлять возможности для занятий и выбора видов спорта. Одним из решений может стать сотрудничество фитнес-клубов с предприятиями, предоставление скидок на покупку абонементов, проведение спортивных корпоративных мероприятий.

Кроме того, необходимо предоставлять взрослому населению возможность полномасштабно готовиться к сдаче нормативов комплекса «Готов к труду и обороне». Подготовка должна осуществляться на бюджетной основе или за небольшую плату. Проводить подобные занятия необходимо в фитнес-клубах или профильных спортивных учреждениях, таких как центры физической культуры и спорта, или на базе спортивных вузов.

Сфера услуг физической культуры и спорта довольно обширна, сегодня есть большой выбор физической активности. Многие виды спорта, тренировки по которым раньше были доступны только детям, сейчас предоставляются и взрослым. Это правильная тенденция, которую необходимо поддерживать и расширять.

В нашей стране довольно высокая обеспеченность спортивными сооружениями, однако, учитывая количественные показатели населения Российской Федерации, необходимо создавать новые и проводить реконструкцию старых спортивных сооружений для максимального охвата всего населения. Важным представляется развитие объектов городской спортивной рекреационной инфраструктуры, так как они позволяют вовлекать в сферу физической культуры и спорта большое число людей. В частности, подобные объекты дают возможность заниматься спортом людям старшего возраста.

На физическую культуру и спорт выделяются существенные финансовые средства. По нашему мнению, важным представляется финансирование детско-юношеского спорта, особенно в отдаленных регионах нашей страны, строительство объектов городской спортивной рекреационной инфраструктуры во всех субъектах Российской Федерации, поддержание благотворительных акций в поддержку спорта детей-сирот и инвалидов.

Необходимым представляется также пропаганда здорового образа жизни среди населения. Важно выбирать подходящие каналы коммуникации для различных категорий населения. Это могут быть телевидение, пресса, информация в профильных учреждениях, а также самый мощный инструмент на сегодняшний день - сеть Интернет, включающая в себя информацию в социальных сетях, видео контент, курсы по спортивным дисциплинам и здоровому образу жизни и многое другое. Зачастую население не знает о новинках в спортивной индустрии. Важно информировать людей о новых видах и формах тренировочного процесса, направлениях в спорте и т. д.

Таким образом, автором сделан вывод о том, что развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации имеет положительную динамику и реализуемые в настоящее время государственные программы и стратегии, направленные на развитие как спорта высших достижений, так и массового спорта, будут способствовать дальнейшему развитию сферы физической культуры и спорта.

Список литературы

1. 1-ФК свод 2014 г. // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации [Электронный

ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/642/.

2. 1-ФК свод 2017 // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации [Электронный

ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/.

3. Енченко И. В. Анализ показателей развития физической культуры и спорта в регионах России //

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4, № 3. С. 63-71.

4. Мартышенко Н. С. Исследование мотивации потребления фитнес-услуг региона в молодежной

среде // Территория новых возможностей. 2017. № 4 (39). [Электронный ресурс]. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-motivatsii-potrebleniya-fitnes-uslug-regiona-v-

molodezhnoy-srede.

5. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № 1-ФК «Сведения о

физической культуре и спорте» за 2018 год // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/.

6. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения №1-ФК «Сведения о

физической культуре и спорте» за 2016 год // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/.

7. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения №1-ФК «Сведения о

физической культуре и спорте» за 2015 год // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/642/.

8. Состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической

культуры и спорта // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/33485/.

9. Черненко В. А., Енченко И. В. Услуги физической культуры и спорта в Российской Федерации.

СПб.: РИО СПбГУСЭ, 2013. 174 с.

10. Черненко В. А., Енченко И. В. Социальное значение услуг физической культуры и спорта // Актуальные проблемы технико-технологического и социально-экономического обеспечения сферы сервиса. Сборник научных статей аспирантов, докторантов и молодых ученых. Под общей редакцией В. А. Черненко и С. Ю. Гришина. СПб.: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2013. С. 145-151.

Статья поступила в редакцию 11.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.