5(140) - 2010
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
РАЗВИТИЕСЕТИ ЛЕСНЫХДОРОГ ВРЕСПУБЛИКЕ КОМИ'
В. В. ЖИДЕЛЕВА, доктор экономических наук, профессор, директор Сыктывкарского лесного института — филиала Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С. М. Кирова E-mail: [email protected]
И. В. ЛЕВИНА, кандидат экономических наук,доцент, заведующая кафедрой экономики отраслевых производств E-mail: [email protected] Сыктывкарский лесной институт — филиал Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С. М. Кирова
Одной из важнейших проблем, стоящих перед современным лесным комплексом как России, так и Республики Коми, является проблема транспортного освоения участков лесного фонда (лесосырьевой базы). Транспортная доступность сырьевых баз является главным фактором, сдерживающим освоение значительной части лесов с высокой товарностью.
Повышение транспортной доступности - одно из главныхусловий освоения лесных ресурсов для своевременного обеспечения сырьевых потребностей действующих и перспективных предприятий переработки древесины. Его выполнение требует достоверного и детального представления о состоянии дорожной сети, а также полной характеристики о размещении лесных ресурсов, их количестве, качестве и динамике их изменения в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, транспортная доступность, создание лесных дорог, переработка древесины, комплексное освоение лесных ресурсов региона.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Формирование инновационной модели развития предприятий лесопромышленного комплекса в условиях современной государственной лесной политики на Севере России», проект № 08-02-41201а/С.
Задачи строительства, содержания и ремонта лесовозных дорог являются общими для многих регионов и страны в целом. К ним относятся:
• разработка нормативно-правовых положений о статусе лесных дорог, их собственности, пользовании песчано-гравийными карьерами ит.д.;
• финансирование строительства магистральных дорог в рамках государственно-частного партнерства с законодательным обеспечением механизмов на федеральном и региональном уровнях;
• восстановление инфраструктуры дорожного строительства (от проектирования и кадрового обеспечения до специализированных дорожно-строительных организаций).
Решение задачи удвоения объемов лесозаготовительных работдолжно сопровождаться координированными усилиями государства и лесозаготовительных компаний по транспортному освоению лесного фонда, направленными на реконструкцию существующих дорог и мостов с целью увеличения их несущей и пропускной способностей; на строительство дорожных сооружений и новых дорог в малоосвоенные лесные массивы.
С этой целью в республике составлена Генеральная схема развития сети лесных дорог Республики Коми на период 2008—2018 г. Генеральная схема строительства дорог подробно представлена в книге 3 Лесного плана.
Одной из главных проблем транспортного освоения является нехватка у арендаторов финансовых средств, необходимых для строительства лесовозных дорог. Несмотря на то, что положение дел в лесозаготовительной отрасли улучшилось, говорить о получении предпринимателями сверхприбыли не приходится. Многие предприятия находятся на грани убыточности, и им уже не до капиталовложений в дорожное строительство.
Лесовозные дороги круглогодичного использования являются основными фондами, поэтому их создание, обслуживание и использование напрямую связано с эффективным управлением основными фондами.
Проведенные исследования еще раз подтвердили, что актуальность проблемы сезонности вывозки заготовленной древесины не снижается, так как в весенне-летний период сокращаются объемы вывозимой древесины, что обусловлено недостаточной обеспеченностью предприятий дорогами круглогодичного действия.
Дорожный фонд лесовозных дорог в Республике Коми в настоящий момент насчитывает более 53 тыс. км дорог, из которыхдорог круглогодичного действия — 4,3 тыс. км (менее 10 %). Подавляющее большинство лесовозных дорог являются бесхозными, эксплуатируются периодически при освоении прилегающих лесных участков, а в остальное время не поддерживаются, приходя в состояние, непригодное для вывозки леса.
Обследование состояния сети лесовозных дорог с диагностикой состояния дорожного полотна, мостов и других элементов дороги в республике никогда не проводилось. В 2005—2007 гг. Государственным учреждением Республики Коми «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Республики Коми» было выполнено камеральное (путем опроса лесозаготовителей, по космическим снимкам ит. п.) изучение и картографирование состояния сети лесовозных дорог, в результате которого было выявлено следующее:
• в республике в основном эксплуатируются грунтовые лесовозные дороги, оставшиеся от лесозаготовительных предприятий советского периода;
• лесозаготовки носятярко выраженный сезонный характер, а летняя вывозка леса в значительной
мере зависит от погодных условий, влияющих на состояние грунтовых лесовозных дорог; • лесной фонд вблизи дорог круглогодичного действия и периодически действующих летних лесовозных дорог в значительной степени истощен рубками прошлых лет. Лесовозные дороги Республики Коми представлены автомобильными дорогами с песчано-гравийным покрытием и бетонным колейным покрытием, а также лежневыми дорогами круглогодового действия, снежно-ледяными дорогами зимнего действия и узкоколейными железными дорогами. С лесосек заготовленная древесина вывозится на нижние склады, расположенные в районных центрах, лесных поселках и т. п., а также в соседние области в круглом виде для переработки (Архангельская, Кировская и др.). Расстояние вывозки составляет от 30 до 300 км.
В настоящее время на территории республики крупными арендаторами ежегодно строится 50— 60 км дорог круглогодичного действия и100—110км дорог зимнего действия, что в 8 раз ниже нормативной потребности. При этом в связи с удорожанием строительства вводятся в действие так называемые «лежневые» дороги, имеющие срок службы не более 6 лет и фактически являющиеся временными. Строят и содержат дороги летнего действия только крупнейшие лесозаготовительные предприятия, такие как ОАО «Монди — СЛПК», ООО «Лузалес», ЗАО «Леском». Наряду с этим часть ранее построенных дорог после массового банкротства крупных лесозаготовительных предприятий стала бесхозной, в результате чего они стали непроезжими и полностью выведены из эксплуатации.
Генеральной схемой развития сети лесных дорог предусматриваются строительство магистральных и грузосборочных лесных дорог круглогодичного действия в период с 2010 по 2018 г. протяженностью 4 430 км и реконструкция существующих дорог протяженностью 789 км, что позволит сделать транспортно доступной для освоения расчетную лесосеку к концу прогнозного периода на уровне 18,5 млн м3. Согласно проведенным расчетам необходимо строительство 42 крупных и средних мостов, из них 6 мостов длиной более 100 м. Фактические данные о наличии лесных дорог приведенывтабл. 1.
Рассмотрим обеспеченность республиканского лесного фонда лесовозными дорогами. В табл. 2 приведены нормы строительства лесовозных дорог.
Обеспеченность лесного фонда зимними лесовозными дорогами составляет в среднем по
Таблица 1
Протяженность дорог в лесном фонде Республики Коми (на 01.01.2008)
Дороги без покрытия, в том числе Дороги Узкоколейные Железные
Лесничество выведенные из эксплуатации, км с покрытием, железные дороги, дороги широкой
Всего Круглогодичного действия км км колеи
Айкинское 1 300 160 100 - 150
Вуктыльское 1358 - 166 - -
Ертомское 2 200 40 270 - 20
Железнодорожное 3700 40 290 - 220
Ижемское 1 707 - 149 - -
Каджеромское 1534 - 62 - 107
Кажимское 1 700 320 70 - 60
Койгородское 2 300 750 110 - -
Комсомольское 1 111 - 99 -
Корткеросское 2 100 230 14 - -
Летское 1 500 70 100 40 -
Локчимское 1 600 230 60 - -
Междуреченское 2 800 10 70 - 90
Мещурское 3 100 240 110 - 60
Печоро-Илычское 783 - 97 - -
Печорское 5 233 - 137 430
Помоздинское 2 400 430 100 - -
Прилузское 2 400 190 190 - -
Пруптское 2 000 150 40 - -
Сосногорское 5 200 150 350 - 230
Сторожевское 2 600 210 130 - -
Сыктывдинское 1 900 60 70 - -
Сыктывкарское 760 50 140 - 20
Сысольское 2 900 270 130 60 -
Троицко-Печорское 1 373 - 156 - 52
Угорское 3 600 70 400 - 50
Усинское 3 100 - 320 - 36
Усть-Куломское 1 500 120 170 - -
Усть-Немское 2 500 460 160 - -
Усть-Цилемское 2 749 - 179 - -
Ухтинское 3 200 70 180 - 120
Чернамское 109 - 46 17
Всего... 72317 4320 4 791 100 1662
Таблица 2
Протяженность дорог в расчете на 1 км2 площади земель лесного фонда в лесничествах, осуществляющих наибольший объем лесозаготовок
Окончание табл. 2
Протяженность лесовоз-
Лесничество ных дорог, км на км2 Норма,
Всего Круглогодичного кмнакм2
действия
Айкинское 0,3 0,07 0,5
Ертомское 0,2 0,02 0,5
Железнодорожное 0,2 0,02 0,2
Кажимское 0,4 0,1 0,5
Койгородское 0,3 0,1 0,6
Корткеросское 0,4 0,08 0,5
Летское 0,35 0,04 0,6
Локчимское 0,4 0,07 0,5
Междуреченское 0,3 0,008 0,4
Мещурское 0,3 0,03 0,4
Помоздинское 0,3 0,07 0,6
Протяженность лесовоз-
Лесничество ных дорог, км на км2 Норма,
Всего Круглогодичного кмнакм2
действия
Прилузское 0,3 0,04 0,7
Пруптское 0,4 0,04 0,6
Сосногорское 0,3 0,03 0,3
Сторожевское 0,3 0,03 0,5
Сыктывдинское 4 0,2 0,6
Сыктывкарское 0,4 0,1 0,6
Сысольское 0,5 0,07 0,8
Троицко-Печорский 0,1 0,06 0,4
Удорский 0,4 0,02 0,4
Усть-Куломское 0,4 0,07 0,6
Усть-Немское 0,2 0,06 0,6
Ухтинское 0,2 0,02 0,4
республике 0,4 км на квадратный километр лесного фонда, что в целом удовлетворяет расчетной норме. Обеспеченность дорогами летнего действия составляет 0,05 км на квадратный километр, а дорогами с покрытием 0,02 км на квадратный километр, что в 10 и более раз меньше нормы. Общую обеспеченность лесного фонда дорогами можно оценить на уровне 10—12% от требуемого для освоения расчетной лесосеки в полном объеме.
В 2008 г. достигнуто освоение 27,5% (7,5 млн м3) установленной по республике расчетной лесосеки (27,2 млн м3), а обеспеченность лесными дорогами оценивается существенно ниже — 10—12 %. Это показывает, что прилегающий к действующим грузосборочным дорогам лесной фонд в настоящее время эксплуатируется с повышенной нагрузкой, что в конечном итоге приведет к его быстрому истощению.
Из сказанного следует, что для реализации целей непрерывного использования лесного фонда, достижения экономического эффекта от такого использования, а также обеспечения возможности возобновления лесосеки необходимо существенное увеличение протяженности сети круглогодично функционирующих лесовозныхдорог постоянного действия.
Общий объем затрат на строительство в 2010—2018 гг. без учета стоимости реконструкции дорог общего пользования составит 33,8 млрд руб., из них: 31,9 млрд руб. на строительство дорог и 1,9 млрд руб. на строительство мостов. Затраты на реализацию строительства дорог в Лесной план не включены, так как не разработан механизм финансирования. Строительство новых лесовозных дорог должно осуществляться на корпоративных условиях (Российская Федерация — Республика Коми — арендаторы).
Выполнение Генеральной схемы должно опираться на детально разработанный документ, включающий:
• реестр приоритетных магистралей, согласованный с органами регионального и муниципального управления и заинтересованными лесопользователями, строительство и проектирование которых будет поддержано государством;
• план-график строительства с указанием организаций-подрядчиков;
• определение направлений, включенных в текущие и перспективные планы дорожного строительства лесопользователей;
• определение объемов первоочередной реконструкции магистральныхдорог и мостов;
• источники и схемы софинансирования (компенсации) строительства и реконструкции. Среди предлагаемых механизмов государственной поддержки строительства магистральных и всесезонных лесных дорог, необходимых населению, лесной промышленности и лесному хозяйству (при наличии заявки и проектной документации), заслуживают внимания:
• поддержка Инвестиционного фонда заявителей инвестиционных проектов объемом более 5 млрдруб.;
• помощь региональных бюджетов (частичная компенсация затрат компаний по факту строительства дорог);
• совместное создание и финансирование специализированных дорожно-строительных организаций;
• возмещение арендаторам затрат на дороги через снижение платы за древесину на корню в размере 50% сметной стоимости строительства;
• упрощение порядка использования месторождений полезных ископаемых для строительства лесовозных дорог.
Увеличение освоения расчетной лесосеки до 16,7 млн м3 в год позволит получить дополнительно 2,7 млрд руб. ежегодно в доход республиканского бюджета и 5,4 млрд руб. в доход федерального бюджета (без учета платежей за пользование лесным фондом). Порядок ввода дорог в действие определяется этапами строительства: I этап — 2010—2012гг.; 11этап-2013-2015гг.; III этап — 2016—2018 гг.
Порядок ввода дорог в действие определен на основе сведений об увеличении потребности в круглых лесоматериалах для вновь вводимых и реконструируемых производственных мощностей, а также сведений о приоритетных инвестиционных проектах в области лесопромышленного комплекса.
При определении приоритетности строительства дорог принята во внимание закрепляемая за приоритетными инвестиционными проектами арендная база лесного фонда.
В первоочередном порядке предусмотрено строительство дорог, обеспечивающих формирование «каркаса» сети лесовозных дорог, включающего основные грузосборочные дороги и магистрали с наибольшим грузооборотом. Указанный каркас и деление Республики Коми на лесотранспортные районы представлены на рисунке и в документе [2].
Для решения проблемы, связанной с финансированием строительствадорог, может быть предложе-
Условные обозначения:
- железные дороги
- автомобильные дороги
- центры лесотранспортных районов
^ - направление вывоза леса, цифрами указан грузооборот в тыс. м3
«Каркас» сети дорог Республики Коми
На базе Сыктывкарского лесного института был осуществлен международный проект «Доступность лесных ресурсов и развитие сети лесовозных дорог», который завершился сдачей экспериментального участка дороги, созданной по новой технологии без применения традиционных строительных материалов — щебня и гравия.
Предлагаемая технология была разработана специально для условий Республики Коми. По оценкам
на разработка и внедрение договора аренды лесного фонда, заключенного без аукциона (с минимальной арендной платой), но на условии строительства арендатором дорог круглогодичного пользования. Необходимо предложить арендатору участка строительство 1 км лесовозной дороги в год. Выплата арендной платы будет производиться с учетом перерасчета на величину инвестиций арендатора в строительство.
С учетом того, что начальная цена при проведении аукциона повышается в среднем на 20 %, это предложение обязательно заинтересует экономически здоровую компанию, готовую кдолгосрочно-му и выгодному сотрудничеству с государством.
Путем оптимизации условий договора аренды участка лесного фонда в предложенном направлении достигается удовлетворение интересов обеих сторон: арендатора — за счет заметного снижения арендной платы и себестоимости выпускаемой продукции, и арендодателя — за счет осуществления мероприятий по строительству силами арендатора, что обеспечит получение большего дохода, повысит наполняемость бюджета.
Развитие транспортной инфраструктуры в рамках поддержанного экономическими механизмами выполнения Генеральной схемы развития сети лесных дорог даст возможность:
• увеличить объем лесопользования более чем в двараза (с 7,4до 17 млн м3);
• нарастить использование расчетной лесосеки республики с 27 до 60 %, а по отдельным лесничествам до90 %.
международных экспертов, она является простои в исполнении и не требует больших материальных затрат.
Для практического внедрения полученных технологических решений группа шведских и российских ученых выезжала в Сысольский район, в местечко Бортом-база, где заложила экспериментальный участок дороги совместно с ОАО «Эжва-дорстрой». Полученную в результате эксперимента информацию планируется положить в основу нового технологического регламента по созданию лесных дорог. По новой технологии используется древесная щепа, которая покрывается геосеткой и, распределяя нагрузку на большую площадь, увеличивает тем самым несущую способность покрытия дороги в условиях заболоченной лесной местности.
Полученные результаты свидетельствуют о возможности использования опыта Республики Коми и на территории других регионов России.
Список литературы
1. Основные направления развития лесопромышленного комплекса Республики Коми на 2008—2010гг. инапериоддо2020г. Сыктывкар, 2008. 60 с.
2. Проект Правительства Республики Коми «Генеральная схема развития сети лесных дорог Республики Коми». Сыктывкар, 2008. 48 с.