Оригинальная статья / Original article УДК 373(571.53)
DOI: https://doi.org/10.21285/2415-8739-2020-3-175-187
Развитие сети казенных общеобразовательных учреждений в Иркутской губернии
в конце XVIII - первой четверти XIX в.
_ L
© А.Н. Гаращенко , Л.В. Гаращенко
a Музей истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова, г. Иркутск, Россия b Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия
Аннотация: Статья посвящена почти не изученной теме - истории становления и развития сети казенных общеобразовательных заведений на обширной территории Иркутской губернии в конце XVIII - первой четверти XIX в. Весомый вклад в учреждение и поддержание деятельности общеобразовательных школ внесли иркутский гражданский губернатор Николай Иванович Трескин и директора училищ Иркутской губернии Иван Егорович Миллер и Петр Андреевич Словцов. Особой их заслугой стало открытие училищ в сельских поселениях, в том числе в бурятских стойбищах. Деятельное участие в финансировании новых очагов народного просвещения приняли меценаты из всех слоев местного населения: купцы, крестьяне, чиновники. Приведены примеры конкретных пожертвований: на постройку училищных домов или их аренду, ремонт помещений, закуп мебели, учебных пособий и заведение библиотеки, выплату учителям жалования, отопление и освещение училищ. На основе выявленных данных определены количество созданных в Иркутской губернии учебных заведений (гимназий, уездных училищ и приходских школ), примерный период их существования, контингент учащихся на момент открытия. Рассмотрен вопрос подготовки учительских кадров. Исследование позволило прийти к выводу, что первая четверть XIX в. была периодом подъема в процессе создания учебных заведений низшего разряда. В дальнейшем произошел спад, число приходских училищ по разным причинам сократилось. Авторы вводят в научный оборот ранее не использовавшиеся архивные документы и материалы периодической печати того времени, в частности публикации в газете «Казанские известия».
Ключевые слова: история образования, учебные заведения, приходские училища, уездные училища, губернская гимназия, частные школы, Н.И. Трескин, П.А. Словцов, Иркутск, Иркутская губерния, «Казанские известия»
Информация о статье: поступила в редакцию 3 августа 2020 г.; поступила после рецензирования и доработки 17 августа 2020 г.; принята к публикации 31 августа 2020 г.
Для цитирования: Гаращенко А.Н., Гаращенко Л.В. Развитие сети казенных общеобразовательных учреждений в Иркутской губернии в конце XVIII - первой четверти XIX в. // Известия Лаборатории древних технологий. 2020. Т. 16. № 3. С. 175-187. https://doi.org/10.21285/2415-8739-2020-3-175-187
The development of a network of state educational institutions in the Irkutsk province in the late XVIII - first quarter of the XIX century
© Aleksey N. Garashchenko , Liubov V. Garashchenko
a Museum of Irkutsk City named for A.M. Sibiryakov, Irkutsk, Russia b Irkutsk State University, Irkutsk, Russia
Abstract: The article is devoted to an almost unexplored topic - the formation and development of a network of state-owned general education institutions in the vast territory of the Irkutsk province in the late XVIII - first quarter of the XIX century. Irkutsk civil governor N.I. Treskin and the directors of schools of the Irkutsk province I.E. Miller and P.A. Slovtsov made a significant contribution to the establishment and maintenance of general education schools. Their special merit was the opening of schools in rural settlements, including in Buryat camps. Patrons from all sectors of the local population took an active part in financing new centers of public education: merchants, peasants, officials. Examples of specific donations are given. Based on the identified data, the number of educational institutions created in the Irkutsk province, the approximate period of their exis-
tence, the contingent of students at the time of opening were determined. The issue of teacher training is considered. The study made it possible to conclude that the first quarter of the XIX century was a period of recovery in the process of creating educational institutions of the lower category. Further there was a decline, the number of parish schools for various reasons decreased. The authors introduce into scientific circulation previously unused archival documents and materials of the periodic press of that time, in particular publications in the newspaper Kazan News.
Keywords: history of education, educational institutions, parish schools, county schools, provincial gymnasium, private schools, N.I. Treskin, P.A. Slovtsov, Irkutsk, Irkutsk province, Kazan News
Article info: received August 3, 2020; revised August 17, 2020; accepted August 31, 2020.
For citation: Garashchenko A.N., Garashchenko L.V. (2020) The development of a network of state educational institutions in the Irkutsk province in the late XVIII - first quarter of the XIX century. Izvestiya Laboratorii drevnikh tekhnologii = Reports of the Laboratory of Ancient Technologies. Vol. 16. No. 3. P. 175-187. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2415-8739-2020-3-175-187
В последней четверти XVIII - начале XIX в. в Российской империи издается ряд законов, которые в целом формируют единую государственную систему народного образования. Отправной точкой можно считать документ «Об учреждении Комиссии для заведения в России народных училищ» от 7 сентября 1782 г. Перед комиссией стояла приоритетная задача - учреждение в стране народной школы. Для этого требовалось сделать многое: подготовить и издать учебники, разработать планы и программы для учебных заведений. Создание народных школ намечалось начать со столичной губернии. Одним из результатов деятельности этой комиссии стал «Устав народным училищам в Российской империи»2 (утвержден 5 августа 1786 г.).
По Уставу система общего образования включала главные и малые училища. В каждом из губернских городов предполагались к открытию главные училища. Они состояли из четырех классов; в первых трех обучались в течение одного года, а в четвертом - два. Малые училища следовало открывать не только в уездных городах, но и в гу-
1 Об учреждении Комиссии для заведения в России народных училищ // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Т. XXI. 1781-1783 гг. (15.507). СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 663-664.
2 Устав народным училищам в Российской империи // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Т. XXII. 1784-1788 гг. (16.421). СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 646-669.
бернских, если там, при наличии главного училища, имелся дефицит мест для желавших получить образование детей. Решать, какое городу нужно училище, должны были Приказы общественного призрения. Малые училища соответствовали двум первым классам главных. Утверждалась классно-урочная система. Были установлены конкретные сроки начала и окончания занятий, а также введены обязательные испытания по результатам обучения. Занятия и в малых, и в главных училищах велись бесплатно и на родном языке. Управление училищами на местах, в губерниях вверялось губернаторам под высшим наблюдением генерал-губернаторов. Губернатор являлся попечителем народных училищ. Обязанность содержать училища и заботиться об их материальном благосостоянии поручалась Приказам общественного призрения. Они должны были изыскивать денежные средства, находить помещения для училищ, содержать учителей, закупать учебники. На финансирование главного училища назначалось по штату 2 500 р. в год, а малого - 500 р. В каждой губернии руководство учебной частью поручалось директору народных училищ. В уездном городе функции смотрителя выполнял один из граждан, утвержденный попечителем народных училищ.
Как бы высоко закон 1786 г. ни ставил дело народного образования, принципы всеобщности и обязательности начального обучения им приняты не были.
В 1786 и 1789 гг. последовало массовое открытие главных училищ по всей империи. В Иркутске главное народное училище было открыто
22 сентября 1789 г. - созданная в 1781 г. градская школа была переименована, получив «несколько более расширенную» учебную программу (Иркутск. Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири, 1891. С. 220). Для его размещения городская дума выделила каменный дом «близ Тихвинской церкви» (Кротов, 2013. С. 98) и представила «на первый случай на вспоможение Приказу общественного призрения в содержание училища» 500 р. и обязалась сверх того доставлять по 200 р. ежегодно (Рождественский, 1910. С. 361). Не обошлось и без пожертвований частных лиц.
К началу правления Александра I народные училища по Уставу 1786 г. появились почти во всех губерниях, но только в городах. И говорить о повсеместности их распространения не приходится. В Иркутской губернии действовали только два заведения: главное народное училище в Иркутске, где пять учителей обучали 120 учеников, а также малое народное училище, открытое в 1795 г. в уездном городе Верхнеудинске (Материалы для истории просвещения в России, собираемые Петром Кеппеном, 1827. Стб. 61), в котором содержались 18 учеников и один учитель (Сборник материалов для истории просвещения в России, 1902. С. 13; Корейша, 1910. С. 11). В других тринадцати городах огромного края училищ не было. Для сравнения, еще меньше училищ - по одному - имели Киевская, Саратовская и Эстляндская губернии (Рождественский, 1912. С. 606). В целом же по России школы существовали только в 254 из 500 городов империи (Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II, 1910. С. 146).
Значимым событием в развитии общего образования России стало создание в 1802 г. Министерства народного просвещения. Впервые в стране появился центр управления делами народного образования - «могущественный орган <...> распространения знаний» (Сухомлинов, 1889. С. 4), который координировал деятельность всех образовательных (за исключением заведений ведомства императрицы Марии) и научных учреждений страны, а также музеев, библиотек, издательств, типо-
графий. Одновременно император подписал указ «О должности Комиссии училищ» , состоявшей под управлением министра народного просвещения. Членам комиссии предписывалось радеть обо всех учебных заведениях, заниматься проблемами их развития и всем, что могло быть связано с задачами распространения образования. В 1803 г. комиссия была преобразована в совет министра под названием «Главное управление училищ». Это подразделение приступило к пересмотру школьного дела и разработке нового училищного устава.
В качестве одного из промежуточных результатов его работы можно рассматривать именной указ от 24 января 1803 г. «Об устройстве училищ»4, которым были утверждены предварительные правила организации народного просвещения. Документ декларировал уже не три, а четыре типа учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища или гимназии, университеты. При этом новая система поглотила существовавшие малые и главные училища. Приходская школа давала знания, которые ранее дети получали в первых классах малого или главного училищ. В уездное училище был передан второй класс этих заведений, и курс обучения дополнился еще одним классом. Структура гимназии была такой: первый и второй классы образовались из третьего и четвертого классов главного училища плюс появились два новых старших класса. Таким образом, курс общего образования увеличился до семи лет: год в приходском училище, два - в уездном и четыре - в гимназии. К прежней цепи были прибавлены три новых звена. Последней ступенью системы образования становился университет, преемственно связанный с гимназией.
3 О должности Комиссии училищ // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Т. XXVII. 1802-1803 гг. (20.407). СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 248-249.
4 Об устройстве училищ // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Т. XXVII. 18021803 гг. (20.597). СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 437-442.
Вышедшие в период 1803-1804 гг. документы (Указ «Об учреждении учебных округов, с назначением для каждого особых губерний»5, уставы университетов, «Устав учебных заведений, подведо-мых университетам»6) определили вектор дальнейшего развития российских учебных заведений. Эти документы, кроме прочего, определяли взаимоотношения вузов с гимназиями, уездными и приходскими училищами, чему в уставах университетов была посвящена глава «Об управлении и надзирании училищ».
В соответствии с этими нормативно-правовыми актами стали создаваться и реорганизовываться училища в Иркутской губернии, которая вошла в округ Казанского университета. Именно поэтому в «Казанских известиях» точечно отложилась информация по истории образования в Иркутской губернии, представляющая интерес для нашего исследования.
По имеющимся сведениям, в 1804 г. открылось первое училище в Балаганске (Материалы для истории просвещения в России, собираемые Петром Кеппеном, 1827. Стб. 65). В 1805 г. Иркутское главное народное училище было преобразовано в губернскую гимназию. Учебный процесс начался 16 октября, торжества же по случаю открытия гимназии состоялись 12 ноября (Корейша, 1915. С. 11).
Согласно штату, в Иркутской губернии планировалось открыть 15 уездных училищ, дабы утолить возраставшую нужду «в познании российской грамоты» (Загорский, 1912. С. 758). На каждое заведение из казны выделялось 1 600 р. Большая часть средств шла на жалование персоналу (смотрителю, законоучителю и двум учителям), 400 р. -на содержание здания и прочие нужды (Иркутская
5 Об учреждении учебных округов, с назначением для каждого особых губерний // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Т. XXVII. 18021803 гг. (20.598). СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 442.
6 Устав учебных заведений, подведомых университетам // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Т. XXVIII. 1804-1805 гг. (21.501). СПб. : Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 626-647.
летопись (Летописи П.И. Пежемского и
B.А. Кротова), 1911. С. 194-195). Образованы были только семь училищ: в 1805 г. - иркутское, в 1806 г. - верхнеудинское, в 1808 г. - якутское, в 1811 г. -нерчинское, в 1812 г. - троицкосавское, в 1814 г. -киренское, в 1817 г. - нижнеудинское.
Важную роль в открытии и поддержании училищ сыграли учебное начальство Иркутской губернии и гражданский губернатор Н.И. Трескин, человек противоречивый в своей деятельности, но в целом радевший за образование (Гаращенко, 2014.
C. 149-151). Удачнее других проявили себя директора губернской гимназии Иван Егорович Миллер и Петр Андреевич Словцов - «Сибирский Карамзин», по образному выражению одного из его почитателей (Дубровский, 1914. С. 203).
В период деятельности И.Е. Миллера (руководил гимназией с 14 (18) ноября 1809 г. до 16 декабря 1814 г.), благодаря его энергии, были созданы три уездных и два приходских училища. Причем в дальнейшем только одно из них - олекминское -1 мая 1825 г. прекратило свое существование (Ко-рейша, 1915. С. 256). И.Е. Миллер принимал личное участие в церемониях открытия Нерчинского (30 августа 1811 г.) и Киренского (5 июля 1814 г.) уездных училищ, а на последнее пожертвовал 10 р. при празднествах в торжественный день (Нерчинск, от 31 октября // Казанские известия. 1811. 20 дек. С. 2-3; Иркутск, 20-го июля // Казанские известия. 1814. 3 окт. С. 513).
Приведем описание одного из торжеств: «Господин иркутских училищ директор Миллер в городе Киренске открыл 5 июля с приличною це-ремониею уездное училище, для заведения коего тамошние жители еще в 1811 г. собрали чрез добровольную подписку 1 342 р. 85 к. Из числа сих денег 1 000 р. употреблены на покупку удобнаго для училища дома и 55 р. на разныя поправки в оном. <...> Поутру в 8 часов собрались в училищный дом учители и ученики, а потом прибыли господа чиновники и знатнейшие граждане. По прочтении главнейших параграфов из устава учебных заведений, учитель 1-го класса Петелин говорил речь, на сей случай им сочиненную, и законоучитель протоиерей Кирилов изъяснил ученикам Евангелие.
Потом ученики в сопровождении всех присутствовавших пошли в соборную церковь. Обедню совершал Киренского Троицкого монастыря игумен Вениамин с прочим киренским духовенством; по совершении коей начался крестный ход в училищный дом. <...> пожертвовано было: купеческим обществом портрет Его Императорского Величества, стоющий 50 р., на заведение библиотеки при училище 347 р., кои деньги и вручены пожертвова-телями для закупки книг господину директору, и сверх того от разных лиц книгами на российском и латинском языках. Учеников на первой случай поступило 25 человек, каковое число, однако ж, вслед за открытием приумножилось <...>» (Иркутск, 20-го июля // Казанские известия. 1814. 3 окт. С. 511-513). Далее прилагался список всех жертвователей с указанием переданных ими сумм.
В отношении киренского училища нужно отметить и активность тамошнего земского исправника Шевелева, принявшего на свое попечение отстройку дома и собравшего «на сей предмет» 3351 р. 33 к. (По ведомству Министерства народного просвещения учинены в течение 1816-го года следующие пожертвования // Казанские известия. 1817. 15 авг. С. 273).
Но в большей мере исполнению указа «Об устройстве училищ» способствовало назначение в 1815 г. директором иркутских училищ П.А. Словцо-ва, который состоял в этой должности с 21 июня 1815 г. (Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1349. Оп. 4. Д. 211. Л. 344 об.) до 1 ноября 1820 г. Его стараниями улучшалось положение иркутской гимназии и уже существовавших в губернии училищ, а к концу 1815 г. их было восемь: приходское и уездное в Иркутске, уездные в Киренске, Нерчинске, Верхнеудинске, Якутске и Троицкосавской крепости, приходское в Олекмин-ском комиссарстве. Особой заботой стало учреждение новых заведений: в 1816 г. происходило открытие сельских училищ. Таких не имелось тогда и в самой России, где в селениях государственных крестьян они были образованы не ранее сороковых годов.
Хотя инициатива в открытии учебных заведений и принадлежала по должности П.А. Словцову,
здесь необходимо было одобрение со стороны губернского начальства. Благодаря дружному взаимодействию учебного руководства и местной администрации удалось достичь значительных успехов. Гражданский губернатор Н.И. Трескин не только согласился, но и со свойственной ему энергией быстро принял все меры к немедленному открытию и устройству училищ. Он продумал систему финансирования и не приступал к открытию, пока не были решены вопросы как денежного обеспечения, так и подготовки учительских кадров. О причинах своего интереса в этом губернатор писал в отчете за 1816 г.: «Чрезвычайная обширность Иркутской губернии - недостаток в учебных заведениях <...> так же неимение между поселянами и иноверцами грамотных людей, способных к отправлению общественных должностей, особенно писарских, для коих по необходимости нанимают они партикулярных людей, большею частью самых неблагонадежных и при том за непомерную плату - все сие было главнейшим побуждением моим к приглашению городских, сельских и инородческих обществ в рассуждении учреждения в местах их жительств приходских училищ». Это обращение последовало в 1815 г. Причем оно было настолько «убедительным», что многие частные лица добровольно согласились на свои средства построить училищные дома, «завести при оных нужную мебель и все необходимые учебные пособия, как то: книги, аспидные доски, перочинные ножички и тому подобное» (РГИА. Ф. 1281. Оп. 11. Д. 46. Л. 8889, 90), приняли при этом на себя и само содержание училищ в течение нескольких лет: отопление и освещение, выплату жалования учителям и прочие расходы. Со стороны же самих обществ следовало добровольное согласие на то, что они по истечении назначенного частными людьми срока содержания на личный счет училищ примут их уже на свое попечение. А те общества, которые решались на заведение у себя училищ на собственные средства, должны были представлять к гражданскому губернатору через земские суды мирские приговоры с подробным объяснением, на каких условиях должны существовать эти училища. Такие приговоры, включавшие в себя вопросы относительно по-
стройки училищных домов, их поддержания, закупа учебных пособий, выплаты учителям жалованья, утверждались губернским правительством. Губернатором было разработано и положение о приходских училищах.
Как отмечали «Казанские известия» в ноябре 1816 г., «ни в одной губернии, округе Казанского университета составляющих, не прилагается в нынешнем году со стороны гражданского начальства такого деятельного попечения к улучшению и заведению учебных заведений, как в губернии Иркутской <...> Тамошний гражданский губернатор <...> успел уже весьма многие [сельские] общества склонить завести у себя училища и на их устроение пожертвовать значительные суммы» (Пожертвования по Министерству просвещения // Казанские известия. 1816. 22 нояб. С. 432-433). К числу таких вновь заводимых училищ относились по Иркутскому уезду: 1) Оёкской волости в Оёкской слободе; 2) Манзурской волости в Бирюльской слободе; 3) в той же волости в Манзурской слободе; 4) Вер-холенской волости в Верхоленской слободе; 5) Ил-гинской волости в Знаменской слободе; 6) Бадай-ской волости в Мальтинской слободе; 7) Черемхов-ской волости в Черемховской слободе; 8) Идинской волости в Евсеевском селении; в бурятских стойбищах: 9) Аларских; 10) Балаганских; 11) Идинских; 12) Кудинских; 13) Тункинской волости у Тункин-ских бурят в Тункинской слободе; 14) Верхнеудин-ского уезда в стойбищах Селенгинских бурят; по Киренскому уезду: 15) Макаровской волости в Ма-каровском погосте; 16) Нижнеилимской волости в Нижнеилимском погосте; 17) Подкаменской волости в Петропавловском погосте; 18) Якутской области в Нижнеколымской крепости.
Для этих училищ частными лицами были сделаны следующие пожертвования:
- крестьянин Оёкской волости Сергей Новоселов, изъявив желание учредить училище, принял на себя обязательство построить для него дом, а до момента окончания строительства нанимать частный дом, и содержать училище в течение пяти лет с ежегодным взносом по 565 р.; сверх того он пожертвовал 492 р. 40 к. на приобретение школьных пособий (по истечении пятилетнего срока содер-
жание училища принимало на себя сельское общество);
- Балаганский тайша Назаров, согласившийся на учреждение училища, пожертвовал на пятилетнее его содержание по 565 р. в год и 433 р. 40 к. на пособия (по прошествии пяти лет общество принимало училище на свое попечение);
- Идинский главный тайша Партас Чечурин принял на себя учреждение училища, на его содержание в течение шести лет пожертвовал 2200 р., а еще 1000 р. на постройку дома (по истечении шестилетнего срока содержание училища принимало на себя сельское общество);
- тункинский главный тайша Хамаков с помощником Атуем Халтаковым приняли на себя учреждение училища в Тункинской слободе, пожертвовав купленный ими дом стоимостью 3000 р. и 492 р. на учебные пособия, а также выдавали на содержание по 565 р. ежегодно в течение пяти лет (в дальнейшем содержание принимали на себя крестьяне и буряты Тункинской волости вместе с тамошними казаками);
- Нижнеудинский земский исправник Лоскутов, узнав о предположении начальства относительно учреждения в городе Нижнеудинске уездного училища, согласился добровольно построить на собственный свой счет училищный дом и пожертвовал 200 р., еще по его «убеждению» доброхотными дателями было собрано 330 р. 50 к.;
- Нижнеколымский частный комиссар Шир-шиков принял на себя постройку училищного дома, а также обязался подпиской, «доколе пробудет там при настоящей должности», вносить ежегодно по 158 р. из своего жалования в пользу училища (Пожертвования по Министерству просвещения // Казанские известия. 1816. 22 нояб. С. 433).
Мы не располагаем данными о том, все ли из обещанного жертвователями было выполнено, но известно, что П.А. Словцов так оценивал деятельность губернатора Н.И.Трескина: «Удовольствие ускорять в мыслях успехи народного образования обязывает здесь упомянуть об учебных заведениях, которые покровительством и содействием начальника губернии водворяются посреди селений, и вместе с тем училища уездные пользуются при-
личным вниманием» (Описание открытия Марковского и Петропавловского приходских училищ в Иркутской губернии // Казанские известия. 1817. 10 февр. С. 48). При активном содействии губернатора к июлю 1817 г. было собрано на них 18 272 р. 80 к. (Историческая записка о Казанском университете с июля 1816 до июля 1817 года, читанная в торжественном собрании онаго 5-го числа июля сего года // Казанские известия. 1817. 2 июля. С. 249, 250). Интересны формулировки из сообщений о пожертвованиях, указывающие на непосредственное воздействие со стороны губернатора: «В пользу Верх-неудинского училища. На поправку дома собрано при содействии г. городничего Измайлова 710 р., сверх того по отношению директора училищ к г. гражданскому губернатору (подчеркнуто нами. -Авт.) общество обязалось внести в продолжение трех лет 600 р. ... » или «В пользу Троицко-Савского училища. При публичном испытании, бывшем 4 июля, пожертвовано 770 р.; сверх того, по отношению директора к г. губернатору, некоторые из тамошних чиновников обязались вносить ежегодно 235 р.» (Пожертвования в пользу училищ Иркутской губернии в течение первой половины сего 1816 года учиненныя // Казанские известия. 1816. 25 окт. С. 398).
Как видно, для многих учебных заведений были выстроены общественные дома, все училища снабжены учебными пособиями. Для содержания их был установлен постоянный сбор. Но, как отмечал И. Калашников, кроме учебного начальства, училища были часто посещаемы земскими властями, а внимание их придавало этим заведениям особенное значение «в понятии крестьян. Столько благоприятствуемые обстоятельствами, училища начали развиваться и уже имели значительный успех. Как вдруг холодный ветер неприязни со стороны губернского начальства подул на них неожиданно со всею силою!»
В декабре 1816 г. сельские училища были открыты, а в июле 1817 г., по словам того же И. Калашникова, Трескин, «как бы испугавшись своего прекрасного и полезного дела», предписал земской власти остановить постройку училищных
домов, а выстроенные обратить под помещение волостных правлений. Затем через полтора года и совсем «подрыл» главное основание училищ: прекратил сбор на их содержание и отнес его на добровольное пожертвование, то есть предоставил их в жертву крестьянам. Одумавшись месяца через три, губернатор возобновил постоянный сбор, но сами общества, «единожды потрясенные в своих убеждениях, сочли уже этот сбор тягостию и решительно от него отказались» (Калашников, 1990. С. 367-368).
Насколько это соответствовало действительности, судить сложно. Из отчета самого Н.И. Трескина за 1817-1818 гг. следовало, что было открыто еще четыре приходских училища: в ведомстве начальника Нерчинских тунгусов князя Гантимурова - на 10 учеников, у Балаганских бурят - на 29 детей, у Селенгинских бурят - на 20, в городе Нерчинске - на 25. Для этих училищ были отстроены и собственные дома. Из прежде созданных приходских училищ состоялся выпуск успешно окончивших курс: в Иркутском уезде - 37 учеников, в Киренском - 52 (РГИА. Ф. 1281. Оп. 11. Д. 46. Л. 432 об.). Из других источников известно, что 8 ноября 1817 г. также было образовано уездное училище в Нижнеудинске (Материалы для истории просвещения в России, собираемые Петром Кеп-пеном, 1827. С. 81).
Сведения о количестве открытых в это время училищ в Иркутской губернии в разных источниках разнятся: И. Калашников указывает, что всего в селах Иркутского и Нижнеудинского уездов 16 приходских училищ, а «Иркутская летопись» свидетельствует об открытии в бытность губернатора Трескина 17 приходских училищ (Калашников, 1990. С. 367; Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова), 1911. С. 220). По нашим подсчетам, в губернии в период 18161819 гг. были образованы 16 приходских училищ и одно уездное (подробнее о составе училищ см. табл.). Но нужно отметить, что к 1816 г. некоторые из училищ были, вероятно, закрыты, поскольку о них нет упоминаний в отчете губернатора за 1816 г. (РГИА. Ф. 1281. Оп. 11. Д. 46. Л. 88-88 об.).
Таблица. Учебные заведения Иркутской губернии, находившие в ведении Министерства народного просвещения7 (серым цветом выделены учреждения, продолжавшие существовать к концу 1820-х гг.) Table. Educational institutions of the Irkutsk province, which were under the jurisdiction of the Ministry of Public Education7 (institutions that continued to exist by the end of the 1820s are highlighted in gray)
Дата открытия Место Учебное заведение Кол-во уч-ся Кол-во учителей На чьи средства основано
на момент открытия
1789 г. 22 сент. Иркутск (губернский город) главное народное училище, 12 ноября 1805 г. преобразовано в губернскую гимназию 120 32 5 2 казенные, городского общественного правления, частные пожертвования
1795 Верхнеудинск (уездный город) малое народное училище, 22 июля 1806 г. преобразовано в уездное 18 1 2 казенные, частные пожертвования
18048 Балаганск (уездный город) иноверческое училище
1805 г. 12 нояб. Иркутск уездное училище 52 2
1805 г. Иркутск Воскресенское мужское приходское училище 53 (43) 1
1806 г. 24 янв.9 Онинск, Верхне-удинский уезд (на реке Оне при бурятской конторе) бурятское приходское училище
1808 г. 3 февр. Якутск (уездный город) уездное училище
1811 г. 30 авг. Нерчинск уездное училище 25
1812 г. 15 сент. Троицкосавская крепость, Верхнеудинский уезд уездное училище 59 (по другим данным 63) частные пожертвования10
7 Таблица составлена по: РГИА. Ф. 1281. Оп. 11. Д. 46. Л. 88-88 об., 432-432 об.; Там же. Ф. 733. Оп. 83. Д. 38. Л. 1; Материалы для истории просвещения в России, собираемые Петром Кеппеном, 1827. С. 59, 61, 65, 67, 69, 70, 74, 75, 77, 79, 81, 82, 83, 92; Казанские известия. 1813. 4 окт. С. 4-6; 1814. 3 окт. С. 511-513; 1817. 10 февр. С. 45-46; 17 февр. С. 53-54; Корейша, 1915. С. 256; Кузнецова, 2000. С. 187, 188.
8 В отчете губернатора за 1816 г. не упоминается.
9 В отчете губернатора за 1816 г. не упоминается, но в 1831 г. фигурирует в отчете губернатора.
10 Кяхтинским купцом А. Кожиным пожертвован хорошо отстроенный дом стоимостью 5 500 р. и другими частными лицами 2686 р., для бедных учеников книгами на 500 р. В день открытия еще пожертвовано 206 р. (по другим данным -335 р.).
1812 7 июля (закрыто 1 мая 1825 г. Олекминск, Якутский уезд приходское училище (для обучения русскому языку «и первоначальным наукам» якутских детей) 10 1 частные пожертво-вания11
1812 г. 3 дек.12 Тункинское (в Тункинском остроге) малое казачье училище 34 «На содержании местных жителей».
1814 г. 5 июля Киренск (уездный город) уездное училище 25 3 казенные средства, пожертвования местных жителей: 1342 р. 85 к. + 347 р. на библиотеку
1816 г. 13 дек. Бирюльское село, Иркутский уезд приходское училище
1816 1 дек. Идинский острог, Иркутский уезд Идинское бурятское училище
1816 26 дек. Тункинское, Иркутский уезд приходское училище
1816 3 дек. Черемховское село приходское училище
1816 4 дек. Мальтинское село, Иркутский уезд приходское училище
1816 Верхоленск, Иркутский уезд приходское училище
1816 Знаменское приходское училище
1816 Манзурское, Иркутский уезд приходское училище
1816 Оёкское, Иркутский уезд приходское училище
1816 г. 10 дек. Марковское, Иркутский уезд приходское училище 32 частные пожертвования 800 р.
1816 17 декабря Петропавловское, Иркутский уезд приходское училище 34 частные пожертвования 314 р. 50 к.
1817 г. 8 нояб. Нижнеудинск уездное училище
1818 г. 2 апр. Селенгинск, Верхнеудинский уезд бурятское приходское училище 20
1818 Турга, Нерчинский уезд приходское училище
11 На счет процентов с капитала, пожертвованного в 1806 г. чиновниками, купцами, мещанами и якутами на заведение училища и больницы.
12 В отчете губернатора за 1816 г. не упоминается.
1817-1818 Нерчинск Воскресенское приходское училище
1817-1818 в ведомстве начальника Нерчинских тунгусов князя Ган-тимурова приходское училище 10
1819 г. 11 мая Балаганск бурятское приходское училище 29
дата неизвестна Каменское приходское училище
дата неизвестна Киренское приходское училище при уездном училище
дата неизвестна Троицкосавск Николаевское приходское училище
дата неизвестна Якутское Приобра-женское приходское училище
В 1817 г. в Иркутской губернии были открыты 18 уездных училищ, и при активном содействии губернатора на них собрано 18 272 р. 80 к. пожертвований (Историческая записка о Казанском университете с июля 1816 до июля 1817 года, читанная в торжественном собрании онаго 5-го числа июля сего года // Казанские известия. 1817. 2 июля. С. 249, 250).
Необходимо отметить важную особенность, сопутствовавшую торжественным открытиям: на этом событии обязательно делались дарения как в пользу самих училищ, так и в пользу учителей, которым предстояло трудиться в училище.
Весомый вклад в формирование сети образовательных заведений в Иркутской губернии внесли меценаты. Сведения о жертвователях и суммах, внесенных ими на содержание и поддержку учебных заведений, постоянно публиковались в «Казанских известиях» - газете, которая с 1811 по 1820 г. находилась в ведении Казанского университета и много внимания уделяла вопросам Казанского учебного округа (Ученые известия // Казанские известия. 1815. 3 нояб. С. 503; По Иркутской губернии // Там же. 1816. 15 апр. С. 163-164; В Ки-ренске (декабря 6 дня 1815 года) // Там же. 1816. 3 июня. С. 228-229; Описание открытия Марковского и Петропавловского приходских училищ в Иркутской губернии // Там же. 1817. 10 февр. С. 45-46; Обряд открытия в Иркутской губернии
сельских приходских училищ: Идинского, Братского, Черемховского и Мальтинского 1816 года // Там же. 17 февр. С. 53-54; Пожертвования в пользу училищ // Там же. 1818. 30 янв. С. 40-41).
Для успешной деятельности открывавшихся заведений требовались учителя, которых в то время в губернии не хватало. Местные власти выпустили положение, по которому предоставлено было самим обществам выбирать людей, «знающих и с хорошим поведением», из свободных чиновников, разночинцев и даже из своих общественников для определения учителями «по надлежащем испытании и при уготовлении в здешней губернской гимназии». Из таких местных «общественников» были назначены учителя для балаганских, иденских, аларских и селенгинских бурят, также в Верхолен-скую и Илгинскую волости. Но этого было недостаточно. В отношении остальных территорий гражданский губернатор предоставил право директору гимназии П.А. Словцову сделать следующее: запросить из здешней духовной семинарии несколько человек воспитанников и, избрав «способных и достойных молодых людей из обучавшихся собственно в гимназии геодезистов», готовить их к занятию учительских должностей от трех до четырех месяцев, содержа их при гимназии за счет обществ, к которым они должны были поступить, полагая на каждаго по 20 р. в месяц (РГИА. Ф. 1281. Оп. 11. Д. 46. Л. 97 об.-98). Как вторит ему
И. Калашников, для замещения учительских должностей в городских и сельских училищах были «испрошены у духовного начальства лучшие из учеников семинарии, которые сперва приучались к учительской должности» в иркутских училищах под личным руководством Словцова (Калашников, 1990. С. 367). Только после этого, как следует из «Отчета гражданского губернатора о состоянии губернии за 1816 г.», когда все было в совершенной готовности - училищные дома, учебные пособия и молодые люди, могущие занять учительские должности, произошло открытие в конце 1816 г. десяти приходских училищ в Иркутском уезде и трех в Киренском (РГИА. Ф. 1281. Оп. 11. Д. 46. Л. 98).
Нельзя не сказать о том, что, помимо гражданских, в Восточной Сибири существовали школы других ведомств - духовного, военного, горного. Имелись и частные учебные заведения. Например, по сведениям полиции, в 1809 г. в Иркутске 19 горожан содержали частные училища, где обучали русской грамоте 135 детей - 116 мальчиков (для приготовления в гимназию) и 19 девочек (для которых вообще не было никакого публичного училища) (Гаращенко, 2018. С. 14). Все эти очаги просвещения существовали нелегально, и, как полагал директор иркутской гимназии, их следовало «уничтожить», а обучавшихся там ребят «доставить» в училища, состоявшие под наблюдением начальства (РГИА. Ф. 733. Оп. 39. Д. 115. Л. 2).
Подведем итог. Иркутская губерния в первой четверти XIX в. включала в себя территорию Якутской области и все Забайкалье вплоть до Тихого океана. На этой огромной площади в 2 850 000 кв. км к 1826 г., по данным Я. Корейши, было всего 27 училищ (по нашим подсчетам - более 30, но нам неизвестны даты закрытия училищ, поэтому мы не утверждаем, что Я. Корейша ошибается), большая часть из которых являлись приходскими. Тем не менее это был период подъема в процессе создания учебных заведений низшего уровня, так как в дальнейшем (после 1826 г.) их количество по разным причинам уменьшилось, по нашим подсчетам, до 15. И. Калашников отмечал, что при генерал-губернаторе Восточной Сибири А.С. Лавинском
они «потерпели новое крушение» и окончательно закрылись (Калашников, 1990. С. 368). Это произошло из-за того, что в 1824 г. Главное управление Восточной Сибири отменило сбор на их содержание (Копылов, Малышева, 1977. С. 93).
Сохранились все уездные училища, чье финансирование осуществлялось за счет государства, а перестали существовать приходские, содержание которых ложилось на плечи сельских обществ. Среди причин были как нехватка средств на содержание училищ, особенно приходских, деньги на которые выделялись городскими и сельскими обществами, так и непоследовательное отношение к их судьбам со стороны местного губернского и уездного начальства, недостаток учительских кадров и, как считал П.А. Словцов, равнодушие учеников и их родителей к наукам (Корейша, 1915. С. 41, 43). Тем не менее число обучавшихся в школах Министерства народного просвещения в 1820 г. составило 862 человека, а в 1830 г. - 1 029 (Иркутский край. Четыре века, 2012. С. 199).
Разным было и отношение к просветительским реформам Александра I в начале и к концу его правления у российской власти и общества. Это ярко просматривается на примере Н.М. Карамзина, автора «Истории государства российского», одного из образованнейших людей своего времени. Если в первые годы правления нового императора он восторженно хвалил все его начинания, а план народного просвещения называл «бессмертным» (Пы-пин, 1918. С. 225), то всего через несколько лет суждения историографа резко изменились. По его мнению, император Александр, «гнушаясь бессмысленным правилом удержать умы в невежестве, чтобы властвовать тем спокойнее, он употребил миллионы для основания университетов, гимназий, школ. К сожалению, видим более убытка для казны, нежели выгод для отечества». Так негативно отзывается он о реформах в своей «Записке о древней и новой России» (1811 г.) (Карамзин, 1991. С. 65-66). И если таким образом воспринимал просветительскую политику столь известный ученый, представитель российского общества, то легко представить отношение к проводимым реформам со стороны менее культурной части населения.
Библиографический список
Гаращенко А.Н. Трескин и Цейдлер - иркутские гражданские губернаторы первой половины XIX в. Иркутск : Оттиск, 2014. 400 с.
Гаращенко Л.В. Частные учебные заведения Иркутска (середина XIX - начало XX в.): монография. Иркутск : Оттиск, 2018. 672 с.
Дубровский К. «Сибирский Карамзин» (Петр Андр. Словцов) // Сибирский архив. 1914. № 5. С. 203-220.
Загорский В. Из начальной истории приходских училищ в Иркутской губернии // Сибирский архив. 1912. № 10. С. 754-761.
Иркутск. Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири: Очерк, редактированный и изданный городским головой В.П. Сукачевым. М. : Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерев и К°, 1891. 271 с.
Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова). С предисловием, добавлениями и примечаниями И.И. Серебренникова. Иркутск : Паровая типография И.П. Казанцева, 1911. 418 с.
Иркутский край. Четыре века: История Иркутской губернии (области) XVII—XXI вв. / А.В. Гимельштейн, Л.М. Дамешек, Ю.А. Зуляр и др. Иркутск : Востсибкнига, 2012. 800 с.
Калашников И. Записки иркутского жителя // Записки иркутских жителей. Иркутск : Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1990. С. 255-396.
Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М. : Главная редакция восточной литературы, 1991. 128 с.
Копылов А.Н., Малышева М.П. Декабристы и просвещение Сибири в первой половине XIX в. // Сибирь и декабристы. Новосибирск : Наука, 1977. С. 89-108.
Корейша Я. Исторический очерк Иркутской губернской гимназии (1789-1905). Иркутское главное народное училище (1789-1805). Иркутск : Губернская типография, 1910. Вып. 1. 75 с.
Корейша Я. Исторический очерк Иркутской губернской гимназии (1789-1905). Губернская гимназия с 1805-1829 г. Иркутск : Типо-литография штаба Иркутского военного округа, 1915. Вып. 2. 304 с.
Кротов В.А. Летопись города Иркутска. 16521856 гг. Иркутск : Сибирская книга, 2013. 448 с.
Кузнецова М.В. Иркутская школа (XVIII - первая половина XIX века). Иркутск : Иркутский государственный университет, 2000. 200 с.
Материалы для истории просвещения в России, собираемые Петром Кеппеном, членом разных ученых обществ. СПб. : Типография Карла Крайя, 1827. Вып. 3. 260 с.
References
Garashchenko A.N. (2014) Treskin and Zeidler -Irkutsk civil governors of the first half of the XIX century. Irkutsk: Ottisk. 400 p. (In Russ.)
Garashchenko L.V. (2018) Private educational institutions of Irkutsk (mid XIX - early XX century). Irkutsk: Ottisk. 672 p. (In Russ.)
Dubrovskii K. (1914) "Siberian Karamzin" (Pyotr Andr. Slovtsov). Sibirskii arkhiv = Siberian archive. No. 5. P. 203220. (In Russ.)
Zagorskii V. (1912) From the initial history of parish schools in the Irkutsk province. Sibirskii arkhiv = Siberian archive. No. 10. P. 754-761. (In Russ.)
(1981) Irkutsk. Its place and significance in the history and cultural development of Eastern Siberia: An essay edited and published by the mayor V.P. Sukachev. Moscow : Typo-lithography of The Partnership of I. N. Kushnerev and Co. 271 p. (In Russ.)
(1911) The Irkutsk Chronicle: The Chronicles of P.I. Pezhemsky and V.A. Krotov. With the foreword, additions and footnote of I.I. Serebrennikov. Irkutsk: Steam printing house I.P. Kazantseva. 418 p. (In Russ.)
Gimel'shtein A.V. (2012) Irkutsk Territory. Four centuries: History of the Irkutsk province (region) of the XVII-XXI centuries. Irkutsk: Vostsibkniga. 800 p. (In Russ.)
Kalashnikov I. (1990) Notes of an Irkutsk resident. Notes of Irkutsk residents. Irkutsk: East Siberian book. P. 255-396. (In Russ.)
Karamzin N.M. (1991) Note on ancient and new Russia in its political and civil relations. Moscow: Main editorial office of Eastern literature. 128 p. (In Russ.)
Kopylov A.N., Malysheva M.P. (1977) The Decembrists and the Enlightenment of Siberia in the First Half of the 19th Century. Sibir' i dekabristy = Siberia and the Decembrists. Novosibirsk: Publishing house "Science". P. 89-108. (In Russ.)
Koreisha Ya. (1910) Historical sketch of the Irkutsk provincial gymnasium (1789-1905). Irkutsk main public school (1789-1805). Irkutsk: Provincial printing house. Iss. 1. 75 p. (In Russ.)
Koreisha Ya. (1915) Historical sketch of the Irkutsk provincial gymnasium (1789-1905). Provincial gymnasium from 1805-1829 g. Irkutsk: Typographic lithograph of the headquarters of the Irkutsk Military District. Iss. 2. 304 p. (In Russ.)
Krotov V.A. (2013) Chronicle of the city of Irkutsk. 1652-1856. Irkutsk: Siberian book. 448 p. (In Russ.)
Kuznetsova M.V. (2000) Irkutsk school (XVIII - first half of XIX century). Irkutsk: Irkutsk State University. 200 p. (In Russ.)
(1827) Materials for the history of enlightenment in Russia, collected by Peter Keppen, a member of various scientific societies. St. Petersburg: Karl Kraya typography. Iss. 3. 260 p. (In Russ.)
Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II / сост. С.А. Князьков и Н.И. Сербов; под ред. проф. С.В. Рождественского. М. : Польза, В. Антик и К°, 1910. 240 с.
Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. Петроград : Огни, 1918. 544 с.
Рождественский С.В. Материалы для истории учебных реформ в России в XVI11—XIX веках (Приложение к «Очеркам по истории систем народного просвещения в России в XVI11—XIX веках». / сост. С.В. Рождественский при участии В.Г. Соломина и П.П. Тодорского. СПб. : Типография товарищества «Общественная польза», 1910. Т. 1. 397 с.
Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVI11—XIX веках. СПб. : Типография М.А. Александрова, 1912. Т. 1. 680 с.
Сборник материалов для истории просвещения в России, извлеченных из архива Министерства народного просвещения. СПб. : Типография П.П. Сойкина, 1902. Отд. 1. Т. 4. Вып. 1. 359 с.
Сухомлинов М.И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению. СПб. : Типография А.С. Суворина, 1889. Т. 1. 671 с.
Критерии авторства
А.Н. Гаращенко и Л.В. Гаращенко выполнили исследовательскую работу, на основании полученных результатов провели обобщение, подготовили рукопись к печати, имеют на статью авторские права и несут полную ответственность за ее оригинальность.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Сведения об авторах Гаращенко Алексей Николаевич,
историк, старший научный сотрудник,
Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова,
664007, Иркутск, ул. Франк-Каменецкого, 16а, Россия,
e-mail: [email protected] Гаращенко Любовь Витальевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики,
Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, Россия, e-mail: [email protected]
Knyazkov S.A. and Serbs N.I. (1910) Essay on the history of public education in Russia before the era of reforms of Alexander II. Moscow: Benefit, V. Antik and K°. 240 p. (In Russ.)
Pypin A.N. (1918) Social movement in Russia under Alexander I. Petrograd: Ogni. 544 p. (In Russ.)
Rozhdestvenskii S.V. (1910) Materials for the history of educational reforms in Russia in the XVIII-XIX centuries (Appendix to "Essays on the History of Public Education Systems in Russia in the XVIII-XIX centuries"). St. Petersburg: Printing house of the partnership "Public Benefit". Vol. 1. 397 p. (In Russ.)
Rozhdestvenskii S.V. (1912) Essays on the history of public education systems in Russia in the 18th - 19th centuries. St. Petersburg : Printing house M.A. Alexandrov. Vol. 1. 680 p. (In Russ.)
(1902) A collection of materials for the history of education in Russia, extracted from the archive of the Ministry of Education. St. Petersburg : Printing house of P.P. Soikin. Sect. 1. Vol. 4. Iss. 1. 359 p. (In Russ.)
Sukhomlinov M.I. (1889) Research and articles on Russian literature and education. St. Petersburg : Printing house A.S. Suvorin. Vol. 1. 671 p. (In Russ.)
Attribution criteria
A.N. Garashchenko and L.V. Garashchenko have carried out research work, examined the results, prepared their manuscript for the press, own the copyright for the article and are fully responsible for its originality.
Conflict of interest
The authors declare no conflict of interest.
The authors have read and approved the final manuscript.
Information about the authors Aleksey N. Garashchenko,
Historian, Senior Researcher,
Museum of Irkutsk City named for A.M. Sibiryakov,
16a, Frank-Kamenetsky street, Irkutsk 664007, Russia,
^ e-mail: [email protected]
Liubov V. Garashchenko,
Cand. Sci (Pedagogical), Associate Professor of the Chair Pedagogics,
Irkutsk State University,
1, Karl Marx street, Irkutsk 664003, Russia,
^ e-mail: [email protected]